Требования к закупаемым товарам
Требования к закупаемым товарам
Рассмотрим, что входит в функциональные и технические характеристики товара, что входит в обязательный перечень и ведомственный перечень товаров, работ и услуг.
В документации о закупке заказчик должен определить требования к товару или услуге. Кроме того, требования к отдельным товарам и услугам, которые закупает государственный заказчик, в том числе к их качеству и предельно допустимым ценам, устанавливает закон.
Требования к товарам
Предъявлять требования к товарам заказчик может в документации о закупке. Правила описания объекта закупки прописаны подробно в 44-ФЗ. Туда включаются функциональные, технические и качественные характеристики, по необходимости – эксплуатационные.
Причем все показатели должны быть стандартны и взяты из технических регламентов.
А вот требования, касаемые товарных знаков, фирменных наименований, места происхождения товара, названия производителя включаться не должны.
Важно, чтобы показатели, используемые в описании объекта закупки, позволяли определить, соответствует ли закупаемый товар требованиям заказчика. Должны быть указаны максимальные или минимальные значения, а также те показатели, которые меняться не могут.
По необходимости заказчик имеет право установить требования к гарантийному сроку товара. Вот что написано по этому поводу в 223-ФЗ.Согласно его статье, в документах о закупке заказчик должен указать, в том числе, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке.
Функциональные и технические характеристики
Функциональные характеристики товара в законе иначе называют потребительскими свойствами. Однако определения этих двух понятий немного различаются. Функциональные характеристики — это качества товара, которые определяют его способность выполнять свои функции. Например, для машины это будет скорость передвижения и мощность двигателя.
А свойства товаров, обусловливающие их пригодность удовлетворять определенные потребности населения и проявляющиеся в процессе эксплуатации или потребления, называют потребительскими.
Технические характеристики – это совокупность физических, химических, механических, органолептических и других характеристик товара, позволяющих отличить один товар от другого.
Требования к отдельным видам товаров и услуг
Существует перечень товаров и услуг, в котором определены требования к ним. Его называют обязательным.
Например, для легковых автомобилей прописаны такие характеристики, как предельные цена и мощность. Причем значения этих свойств, как и в случае с другими товарами, зависят от должности в органе власти.
Например, если закупается машина для руководителя федерального госоргана или его зама, то ее мощность не должна быть выше 200 лошадиных сил, а максимальная цена товара – не больше двух с половиной миллионов.
При этом для руководителя структурного подразделения госоргана планка ниже – 1,5 миллиона рублей.
Также в перечне присутствуют вычислительные машины, телефоны, офисная техника и некоторые виды мебели. Смысл введения такого нормирования характеристик — в запрете покупать товары с избыточными потребительскими свойствами и тех, которые считаются предметами роскоши.
Ведомственные перечни
Кроме того, органы власти могут утверждать ведомственные перечни на основе обязательного. В ведомственном списке можно указывать дополнительные характеристики товаров, которых нет в основном. Форма ведомственного перечня:
- Вид товара – ОКПД;
- Наименование товара или услуги;
- Требования к товару или услуге – наименование характеристики, единица ее измерения и значение. Ведомственный перечень должен содержать одну или несколько следующих характеристик: потребительские и иные свойства, а также предельную цену товара.
Значения характеристик могут быть прописаны точным числом, диапазоном «от» и «до» или же может быть установлен запрет на применение характеристики.
Обратите внимание, что в ведомственный перечень можно включать и те товары и услуги, которых нет в обязательном. Это делается, если средняя арифметическая сумма значений установленных критериев превышает 20 процентов: доля расходов на закупку и доля контрактов на закупку соответствующего товара, работы, услуги за отчетный год.
Также могут быть установлены дополнительные критерии.
Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Подписаться
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102378-qqq-16-m12-28-12-2016-trebovaniya-k-zakupaemym-tovaram
Нормирование закупок: нормативные затраты и нормируемая продукция на федеральном уровне
Что такое нормирование в сфере закупок? Это установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе их предельной цены), а также нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков.
То есть введение качественных и количественных характеристик закупаемой продукции. Для простоты представим их в виде двух механизмов, освоить которые должен каждый заказчик. Это механизм установления предельных требований к продукции (в т. ч.
предельных цен) и механизм установления нормативных затрат на осуществление функций.
Механизм установления требований к продукции дает заказчикам ориентир в части самого понимания того, какую продукцию можно нормировать. А механизм установления нормативных затрат определяет лимиты расходов по каждому виду затрат. В графическом виде эти механизмы можно представить в форме таблицы:
1 | Требования к товарам, работам, услугам, предельные цены на них | Отвечает на вопрос: что можно покупать? Например, автомобиль не мощнее 200 л. с. | — бюджетные учреждения, — государственные органы, — муниципальные органы, — органы управления государственными внебюджетными фондами, — казенные учреждения | Для установления НМЦК, подготовки техзадания |
2 | Нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков | Сколько денег можно потратить? Например, затраты на медосмотр = количество работников x стоимость медосмотра (но не более 3500 руб. за 1 осмотр) | — государственные органы, — муниципальные органы, — органы управления государственными внебюджетными фондами — казенные учреждения | Для планирования закупок и формирования бюджета (определения объемов бюджетных ассигнований) |
Когда начинать применять нормирование
Теперь, понимая суть механизмов, можно ответить на вопрос о том, когда вступают в силу требования закона о нормировании.
Статья 19 Закона о контрактной системе, посвященная нормированию, вступила в силу с 1 января 2016 г. На взгляд автора, два механизма нормирования стали обязательными к применению заказчиками в разное время.
Так, нормирование продукции (далее — механизм 1) обязательно к применению с начала 2016 г.
Например, если для какого-то министерства в декабре 2015 г. были утверждены ведомственные перечни нормируемой продукции, то планировать и приобретать продукцию дороже и лучше той, что указана в перечне, стало недопустимо. Скажем, если предельная цена автомобиль установлена на уровне 1,5 млн, нельзя приобрести автомобиль даже за 1,6 млн.Аргумент о том, что приобретение автомобиля за 1,6 млн было запланировано еще в ноябре 2015 г., представляется неверным.
Факт того, что у заказчика план-график оказался сверстанным и утвержденным еще до утверждения ведомственного перечня нормируемой продукции, вовсе не означает, что ограничения, введенные ведомственным перечнем, можно игнорировать.
Напротив, это означает, что план-график необходимо приводить в соответствие с ведомственным перечнем.
Что касается механизма установления затрат (далее — механизм 2), то он также вступил в силу с 1 января 2016 г., но фактически заказчики-бюджетополучатели начнут его применять только тогда, когда начнут рассчитывать деньги на 2017 г. для определения объемов бюджетных ассигнований.
Как установить правила нормирования
В ст. 19 Закона о контрактной системе описан каскадный принцип установления правил нормирования (он показан на схеме гиже). Суть принципа сводится к тому, что вышестоящие инстанции устанавливают общие правила и могут задавать некоторые пределы по характеристикам и ценам закупаемой продукции, а нижестоящие инстанции уточняют их и доводят до конкретных учреждений и других заказчиков.
Схема. Каскадный принцип установления правил нормирования
Каскадный принцип можно продемонстрировать на таком примере.
Первый уровень
В постановлении Правительства РФ № 926 от 02.09.2015 (п. 1.2 схемы) предусмотрено, что для реализации механизма 1 органами власти (органами местного самоуправления) высшего уровня должны быть разработаны правила определения требований к закупаемой продукции, включающие в себя:
- обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг (нормируемая продукция) с их предельными значениями и характеристиками (либо с обязанностями установить эти значения и характеристики уровнем ниже);
- порядок формирования и ведения ведомственных перечней нормируемой продукции;
- порядок применения критериев отбора продукции для ведомственных перечней.
Следует запомнить жесткое правило, установленное п. 14 общих правил, утвержденных постановлением № 926 от 02.09.2015: цена единицы планируемых к закупке товаров, работ, услуг не может быть выше предельной цены товаров, работ, услуг, установленной в ведомственном перечне.
Для реализации механизма 2 постановлением Правительства РФ № 1047 от 13.10.2014 определены общие правила установления нормативных затрат на обеспечение функций госорганов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Главное в постановлении то, что определенные им виды затрат на практике изменить нельзя.
Это значит, что далее, на 2-м и 3-м уровнях, всякий раз при расчете нормативных затрат следует руководствоваться исключительно указанными видами затрат, не добавляя и не изобретая собственных.
Второй уровень
В постановлении Правительства РФ от 19.05.
2015 № 479 для федерального уровня установлены требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию этих актов и обеспечению их исполнения.
Тем самым определено, как механизмы 1 и 2 должны быть отрегулированы на первой стадии Правительством РФ (уровень 2), а затем — каждым в отдельности федеральным органом (уровень 3).
Для запуска механизма 1 Правительство РФ в постановлении № 927 от 02.09.2015 (п. 2.2 схемы) предусмотрело, что федеральные госорганы (их территориальные подразделения, казенные и бюджетные учреждения) должны разработать ведомственные перечни.
Перечни должны быть составлены по определенному формату. В перечни должна входить конкретная продукция, а именно компьютеры, принтеры, автомобили, мебель и т. д.При этом, например, автомобили могут закупаться не мощнее 200 лошадиных сил, а сотовые телефоны для категории служащих «специалисты» — не дороже 5 тыс. руб.
Во исполнение механизма 2 Правительство РФ в постановлении от 20.10.2014 № 1084 установило конкретные виды нормативных затрат и формулы для их расчета. Например, затраты на приобретение мониторов определяются по формуле:
Змон = n∑i=1Qi мон x Pi мон,
где Qi мон — планируемое к приобретению количество мониторов для i-й должности;
Pi мон — цена одного монитора для i-й должности.
Третий уровень
Федеральное министерство (агентство или служба) для реализации механизма 1 на основании постановления № 927 от 02.09.2015 (п. 2.2 схемы) утверждает ведомственный перечень.
В нем оно указывает как обязательные позиции (компьютеры, принтеры, автомобили, мебель и т. д.), так и добавляют свои собственные.
Нормировать, к примеру, можно характеристики и стоимость форменной одежды (шерсть — не менее 50%, стоимость костюмной пары — не более 15 тыс. руб.).
Ведомственные перечни (уровень 3) должны обеспечивать государственные нужды, но не должны приводить к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или относятся к предметам роскоши.
Под избыточными свойствами понимаются функциональные, эргономические, эстетические, технологические, экологические свойства, свойства надежности и безопасности, значения которых не обусловлены их пригодностью для эксплуатации и потребления в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ.
Для реализации механизма 2 федеральное министерство (агентство или служба) для обоснования своих затрат на 2017 г. производит расчет нормативных затрат по видам и формулам, указанным в постановлении Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084.
Таким образом, для контрактного управляющего, сотрудника контрактной службы учреждения или органа власти важны именно документы, выпущенные на последнем, 3-м уровне.Собственно уровни 1 и 2 схемы требуются только для того, чтобы разработать сами правила нормирования (документы уровня 3 на схеме).
Вся информация, указанная на схеме (правила нормирования, требования к отдельным товарам, работам, услугам, предельные цены на них), размещается в единой информационной системе.
Еще раз подчеркнем, что требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельные цены) могут быть установлены для заказчиков любого типа. Нормативные же затраты на обеспечение функций могут быть установлены для государственных органов, органов управления внебюджетными фондами, муниципальных органов и казенных учреждений.Органы власти самостоятельно утверждают как нормативные затраты на обеспечение функций, так и требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг.
Что характерно, между собой органы, «находящиеся в параллели», никак не связаны, поэтому даже на одном уровне власти ведомственные правила нормирования могут различаться.
Например, в Ростехнадзоре предусмотрено приобретение сотовых телефонов (средств подвижной связи) только для высшей группы должностей, при этом стоимость телефона не может превышать 15 тыс. руб. (приказ Ростехнадзора от 20.10.2015 № 416).
А в Россельхознадзоре предельная стоимость сотовых телефонов (средств подвижной связи) зависит от должности и составляет, например, для руководителей 10 тыс. руб., а для начальников отделов — не более 7 тыс. руб. (приказ Россельхознадзора от 09.10.2015 № 686). При этом оба органа правы — они ведь не превысили предельную цену, установленную постановлением Правительства РФ № 927.
Если вы уже начали работать с нормированием…
Обязательные дополнительные позиции определяются исходя из доли расходов и доли контрактов за отчетный год.
Если среднее арифметическое (доля расходов доля контрактов) / 2 > 20% по соответствующей позиции, то эта позиция обязательно должна быть включена в ведомственный перечень.
Под видом товаров, работ, услуг понимаются 6-значные коды позиций по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.
Что делать, если в акте о нормировании указан конкретный товарный знак или производитель?
Это однозначно будет нарушением. Но действительно, отдельные акты о нормировании прямо указывают на необходимость приобретения товаров тех ли иных товарных знаков.
Так, например, во многих актах о нормировании в разделах, описывающих компьютерную технику или программное обеспечение (лицензии на него), прямо указано на операционную систему Windows — как правило, «операционная система не ниже MS Windows® 7 ProRus».
Еще в одном случае указано о необходимости предустановленного лицензионного программного обеспечения ABBYY FineReader 10.
Или, например, Федеральное казначейство также обозначило, что для руководителя территориального отделения федерального казначейства должны приобретаться автомобили Toyota Camry, Ford Mondeo или эквивалент (приложение № 11 к приказу Федерального казначейства от 06.11.2014 № 261).Еще пример: по нормативам одного министерства приобретать следует лазерные принтеры товарного знака Kyocera (приложение № 8 к приказу Минкультуры России от 29.06.2015 № 1850). Это противоречит Закону о контрактной системе и содержит признаки антимонопольного нарушения.
Представляется, что во всех приведенных случаях норма ст. 33 Закона о КС о недопустимости указания конкретных товарных знаков в документации о закупках будет приоритетной по сравнению с нормативами, выпускаемыми различными органами власти в рамках нормирования.
Поэтому в документации о закупках следует смягчать жесткие указания на товарные знаки хотя бы добавлением слов «или эквивалент», кроме случаев, когда заказчик сможет пояснить указание товарного знака необходимостью совместимости с ранее закупленными товарами, как, например, это будет происходить с программным обеспечением Windows®.
Как связаны нормативные затраты на обеспечение функций и предельные расценки в обязательных и ведомственных перечнях нормируемой продукции?
Предельные цены, установленные в обязательных и ведомственных перечнях, не могут превышать предельные цены на соответствующую продукцию, установленную при утверждении нормативных затрат на обеспечение функций.
То есть если установлено, что сотовые телефоны для сотрудников категории «ведущий специалист» не могут стоить дороже 3 тыс. руб.
, то при штатном расписании, из которого следует, что в территориальном органе власти работает 20 ведущих специалистов, предельные затраты на приобретение сотовых телефонов не могут превышать 60 тыс. руб.
Что делать, если не все необходимые материально-технические ценности указаны в акте о нормировании?
Само по себе отсутствие каких-либо товаров, работ, услуг в правилах нормирования вовсе не означает, что они не могут быть закуплены.
Другой вопрос, что приобретение такой продукции может в целом увеличить затраты на обеспечение функций, а это уже не допускается в силу зафиксированных стоимостных пределов нормативных затрат (для бюджетополучателей). Для бюджетных учреждений этой проблемы не существует.
Контрактные управляющие бюджетных учреждений должны принимать во внимание только те товары, работы, услуги, на которые существуют правила нормирования. В остальных случаях они свободны в определении своих потребностей с учетом ограничений ст. 33 Закона о КС.
Интересен пример нормативов, установленных Счетной палатой РФ для подведомственного казенного учреждения. В правилах нормирования указано: «Служебные помещения по мере необходимости обеспечиваются предметами, не указанными в настоящем приложении, при этом стоимость единицы предмета не может превышать 25 тыс.
руб.» (приложение № 2 к Правилам определения нормативных затрат на обеспечение деятельности федерального казенного учреждения «Федеральный центр информатизации Счетной палаты Российской Федерации», утв. приказом Счетной палаты РФ от 31.12.2014 № 168).
Что делать, если для бюджетного учреждения вообще не выпущены документы о нормировании?
Еще раз напомним, что выпуск нормативных затрат на обеспечение функций для бюджетных учреждений вообще не предусмотрен. Что же касается отсутствия для отдельных учреждений требований к товарам, работам, услугам и предельных цен, то это дает возможность бюджетным учреждениям проводить закупки так же, как они их делали до вступления в силу ст. 19 Закона о контрактной системе.
Источник: https://e.goszakupkiru.ru/439408