Контроль в сфере закупок с 1 июля 2019 года

Содержание

Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 50-ФЗ

Контроль в сфере закупок с 1 июля 2019 года

Принят Государственной Думой 21 марта 2019 года

Одобрен Советом Федерации 27 марта 2019 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 1, ст. 51; N 29, ст. 4342; 2016, N 27, ст. 4254; 2017, N 1, ст. 15; N 24, ст. 3477; 2018, N 1, ст. 88; N 27, ст. 3957) следующие изменения:

1) часть 5 статьи 15 дополнить предложением следующего содержания: «При этом в отношении такого юридического лица при осуществлении им этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 статьи 99 настоящего Федерального закона, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).»;

2) в статье 99:

а) дополнить частями 11 и 12 следующего содержания:

«11.

He допускается возлагать на органы контроля, указанные в части 1 настоящей статьи, полномочия, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона, за исключением органов контроля, осуществляющих такие полномочия в соответствии с частями 2, 5 указанной статьи, а также органов местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок.

12.

В случае возложения на органы контроля, указанные в части 1 настоящей статьи, полномочий в соответствии с частями 2, 5 статьи 26 настоящего Федерального закона либо возложения на орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, полномочий, предусмотренных статьей 26 настоящего Федерального закона, не допускается возложение на одно должностное лицо такого органа обязанностей по осуществлению полномочий на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты, и обязанностей по осуществлению контроля в отношении таких закупок.»;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2.

Контроль в сфере закупок органами контроля, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее — субъекты контроля) в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. Такой порядок предусматривает, в частности:

1) порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок, порядок оформления результатов таких проверок.

При этом при организации и осуществлении проверок учитывается отнесение субъекта контроля к определенной категории риска с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок;

2) критерии отнесения субъекта контроля к определенной категории риска;

3) порядок, сроки направления и исполнения предписаний контрольных органов в сфере закупок;

4) перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность;

5) порядок действий контрольных органов в сфере закупок, их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний таких органов контроля, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления;

6) порядок использования единой информационной системы, а также ведения документооборота в единой информационной системе при осуществлении контроля.»;

в) дополнить частью 31 следующего содержания:

«31.

На основании соглашений между субъектами Российской Федерации и находящимися на их территориях муниципальными образованиями органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, вправе осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района, органов местного самоуправления городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок.»;

г) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Контроль в отношении операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа.»;

д) в пункте 3 части 8 слова «, включенной в план-график» исключить;

е) в части 15:

в пункте 1 слова «либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц» исключить;

пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:

а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;»;

в пункте 3 слова «, пунктом 3 части 27» исключить;

ж) в части 151 слова «информация о нарушениях» заменить словами «информация, указывающая на наличие признаков нарушения»;

з) в части 24 слова «контрольный орган в сфере закупок» заменить словами «соответствующий орган контроля»;

и) в части 25 слова «контрольный орган в сфере закупок» заменить словами «соответствующий орган контроля»;

к) в части 30 слова «контрольными органами в сфере закупок» заменить словами «органами контроля»;

л) дополнить частью 32 следующего содержания:

«32. Оценка эффективности деятельности органов контроля, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок предусматривает, в частности:

1) показатели контрольно-надзорной деятельности;

2) механизм сбора информации о деятельности указанных органов контроля;

3) порядок анализа показателей контрольно-надзорной деятельности и применения результатов указанного анализа.»;

3) в статье 105:

а) в части 1 слова «, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют» заменить словами «в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет»;

б) в части 2 слова «, общественным объединением, объединением юридических лиц» исключить;

в) в части 3 слова «, общественным объединением, объединением юридических лиц» исключить;

г) в части 7 слова «, общественное объединение и объединение юридических лиц подают» заменить словом «подает»;

д) в пункте 2 части 8 слова «наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц,» исключить;

е) часть 11 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) жалоба подана участником закупки, информация о котором, в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа такого участника закупки — юридического лица, включена в соответствии с настоящим Федеральным законом в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае установления заказчиком требования в соответствии с частью 11 статьи 31 настоящего Федерального закона.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2019 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Источник: https://rg.ru/2019/04/03/zakupki-dok.html

Изменения в госзакупках с 1 июля 2019 года: полный обзор новых правил

Контроль в сфере закупок с 1 июля 2019 года

Какие нововведения в госзакупках предусмотрены в 2019 году. Что изменится с 1 июля, что нового ожидается с 31 июля. Как преобразования отразятся на процедуре.

Предпринимателям, занимающимся госзакупками, нужно быть готовым к масштабным изменениям в этой сфере. Часть нововведений начнёт действовать 1 июля нынешнего года, другая часть практически сразу после вступления соответствующих законов в силу. Необходимо рассмотреть, какие конкретно преобразования грядут и с какой целью они задуманы.

Что изменится в процедуре госзакупок с июля

С начала июля текущего года грядут важные преобразования в госзакупках.

Они обусловлены поправками к ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Преобразования касаются совершенствования отдельных аспектов в закупочной системе. Так, участие в процедуре будет сопряжено с ведением оператором реестра участников, допущенных до закупок.

В реестре будут указываться следующие данные о закупщиках:

  • наименование (если это организация) или Ф. И. О. (если это ИП);
  • ИНН;
  • местонахождение;
  • дата аккредитации на электронной площадке;
  • максимально возможная сумма для заключения контракта;
  • иная необходимая информация в соответствии с законодательством.

С июля вводится реестр участников госзакупок на электронной площадке

Предусматривается расширение способов обеспечения заявок. Таким образом, закупщик сможет самостоятельно выбирать, как обеспечить заявки на участие в процедуре.

Обеспечить заявку можно будет при помощи:

  • внесения денежной суммы на оговоренный счёт;
  • гарантий от кредитных учреждений.

С 1 июля вводится понятие начальной суммы цен единиц товара, работ или услуг. С этого срока становится актуальным приобретение по цене единицы товара без ограничения по видам продукции.

Это будет происходить по следующим правилам:

  • заказчики будут обосновывать цену единицы;
  • электронный аукцион будет проходить путём снижения начальной суммы цен единиц;
  • обеспечение заявок будет рассчитываться от максимального значения цены контракта.

Грядут также следующие изменения:

  • пропорциональное уменьшение обеспечения исполнения контракта на размер выполненных обязательств;
  • увеличение ценового порога для проведения короткого аукциона (300 млн р. для любых закупок, 2 млрд р. при закупке строительных работ);
  • обязательное размещение проектной документации при закупке строительных работ;
  • срок рассмотрения первых частей заявок будет сокращён до трёх дней, при коротком аукционе — до одного дня;
  • срок обжалования итогов аукциона будет равняться пяти дням;
  • исключается обязательное проведение внешней экспертизы при исполнении контрактов, что упростит осуществление приёмки результатов работ, а также поспособствует экономии бюджетных средств.

Цель нововведений — упрощение и ускорение работы в системе госзакупок.

Процедура госзакупок с 31 июля 2019 года

С конца июля не понадобится публиковать извещение у единственного поставщика. Также предусматривается расширение перечня случаев, когда можно будет работать по ФЗ № 223-ФЗ.

Особенности преобразований:

  • заказчику теперь будет проще заключить контракт с таким поставщиком, поскольку исключается положение о необходимости документального оформления отчёта о невозможности или нецелесообразности проведения иных закупок;
  • не потребуется больше предоставлять цену контракта.

С указанного периода отменят план закупок и подкорректируют порядок начисления аванса.

Таблица: нововведения с 1 октября 2019 года

Также с 1 октября вступят в силу Постановления Правительства № 881, 882 и 883.

Данные документы будут выполнять такие функции:

  • регламентировать правила мониторинга доступности Единой информационной системы (ЕИС);
  • фиксировать все действия участников закупок.

Для этого ещё в предыдущие годы была задумана программа «Независимый регистратор», позволяющая совершать следующие действия:

  • в режиме реального времени записывать все действия участников закупки;
  • удостоверяться в правильной настройке компьютера и подключении к интернету;
  • передавать все собранные программой данные в зашифрованном виде в контролирующие органы для последующего рассмотрения поступивших жалоб.

Целью всех преобразований в сфере закупок является, с одной стороны, упрощение процедуры для участников, с другой стороны, повышение эффективности контроля со стороны контролирующих органов.

С 1 июля нынешнего года начнут меняться отдельные положения о госзакупках. Так, начнёт функционировать реестр участников, прошедших аккредитацию на электронной площадке.

Также будет употребляться понятие начальной суммы цен единиц товара, работ или услуг, поменяются сроки изучения первых частей заявок. Ближе к концу года упразднят план закупок, вместо него будет использоваться план-график.

Не нужно будет предоставлять обоснование закупок контролёрам.

  • Наталья Иванова
  • Распечатать

Источник: https://hiterbober.ru/novosti/izmeneniya-v-goszakupkah-s-1-iyulya-2019.html

Что изменилось в закупках с 1 июля 2019 года | Контур.Закупки

Контроль в сфере закупок с 1 июля 2019 года

С 1 июля 2019 года заработали изменения в закон о госзакупках. Расскажем, о чем важно знать поставщикам в первую очередь.

Сроки электронных аукционов

Электронные аукционы теперь проводятся быстрее за счет сокращения срока подачи заявок. Он зависит от цены с контракта и объекта закупки.

Что закупаетсяМинимальный срок подачи заявок
Строительные работы:
– НМЦК менее 2 млрд рублей включительно7 дней
– НМЦК более 2 млрд рублей15 дней
Все прочее:
– НМЦК менее 300 млн рублей включительно7 дней
– НМЦК более 300 млн рублей15 дней

Итак, на аукционы, доступные по цене для большинства участников, срок подачи заявок сократился. Это значит, что нужно быстрее ознакомиться с документацией, при необходимости подать запрос на ее разъяснение, а также подготовить заявку.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Обеспечение заявки

С 1 июля заявку можно обеспечивать не только денежными средствами, но и банковской гарантией. Способ обеспечения может выбрать сам поставщик. Денежные средства, как и прежде, переводятся на спецсчет, открытый в уполномоченном банке.

Что касается банковской гарантии, нужно помнить, что срок ее должен быть как минимум на 2 месяца больше, чем срок приема заявок.

Дополнительные требования к участнику

В соответствии с постановлением № 99 от 4 феврале 2015 года, при закупках отдельных видов товаров, работ и услуг к поставщику могут предъявляться дополнительные требования.

До 1 июля действовало такое правило: если для подтверждения соответствия этим требованиям нужно было представить разрешительные документы, то их прикрепляли к заявке.

Речь идет, например, о допусках СРО, лицензиях, свидетельствах.

Теперь такие документы должны быть размещены в реестре участников закупки. То есть перед тем, как подавать заявку на такую процедуру, поставщику нужно позаботиться о том, чтобы соответствующие документы были загружены на ЭТП и попали в реестр. Участник подает заявку без этих документов — заказчику их направит площадка вместе со второй частью заявки.

Упрощение участия в строительных закупках

Многие изменения, вступившие в силу с 1 июля, связаны именно со строительством. В целом они позитивны, поскольку упрощают порядок участия подрядчиков в строительных закупках.

Первая часть заявки теперь должна состоять только лишь из согласия участника исполнить требование закупки. Это связано с новым правилом, которое заключается в следующем: если в закупке должна быть проектная документация, то она и является описанием объекта закупки. Вторая часть заявки остается неизменной.

Поскольку в первых частях теперь нет характеристик, которые заказчик должен сравнивать, эти части заявки не оцениваются. Они принимаются в автоматическом режиме. Поэтому процедура торгов начинается уже через 4 часа после того, как закончился срок подачи заявок.

Обеспечение контракта

Несколько изменений касаются обеспечения контракта. В большей степени они затрагивают субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. Но есть изменения и для закупок, проводимых в общем порядке.

Поставщикам из числа СМП и СОНО (если закупка объявлена специально для них) необязательно предоставлять обеспечение исполнения контракта. Вместо этого им достаточно подтвердить свой опыт, представив сведения об исполненных контрактах по 44-ФЗ. К ним предъявляются такие требования:

  • контракты должны относиться к периоду 3 последних лет до окончания срока подачи заявки;
  • они должны быть исполнены без каких-либо нареканий, то есть без штрафов, неустоек и пеней;
  • можно предоставить один или несколько контрактов, но общая сумма должна быть не меньше, чем НМЦК текущей закупки.

Если у участника нет опыты в закупках по 44-ФЗ либо контракты были исполнены им со штрафными санкциями, он должен представить обеспечение. Однако ему даются преференции в расчете суммы этого обеспечения — она берется от той цены, по которой заключен контракт. В обычном же случае сумма обеспечения исчисляется от начальной максимальной цены закупки.

Кроме того, в законе прописали срок возврата обеспечения контракта:

  • для закупок для СМП и СОНКО — 15 дней с даты исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом;
  • для закупок на общих основаниях — 30 дней с такой даты.

У банка-гаранта отозвали лицензию

С 1 июля у поставщика, который в качестве обеспечения исполнения контракта предоставил банковскую гарантию, появилась новая обязанность. В том случае, если у банка в период действия гарантии отозвана лицензия, исполнитель должен обеспечение контракта заменить.

Однако сам поставщик не обязан следить за актуальностью выданной гарантии — это функция заказчика. Именно он должен узнать, что у банка отозвали лицензию, и уведомить поставщика о необходимости в течение месяца заменить обеспечение контракта. В таком случае у исполнителя есть два варианта:

  • предоставить новую банковскую гарантию;
  • обеспечить исполнение контракта денежными средствами.

При этом если часть контракта уже исполнена, сумма обеспечения уменьшается.

Обеспечение гарантийных обязательств

Условиями закупки может быть предусмотрено требование предоставить гарантию на поставленный товар или выполненные работы. В таком случае условие о гарантии включается в контракт.

Поставщик должен предоставить обеспечение гарантийных обязательств в виде денежных средств или банковской гарантии.

Его максимальная сумма — 10% от начальной цены контракта, а вид обеспечения участник выбирает сам.

Закупки без объема

До 1 июля в закупках практически всегда было указано количество необходимых товаров или объем работ / услуг. Было всего несколько случаев, когда можно было объявлять закупки без объема — это работы по ремонту и обслуживанию техники и оборудования, а также ряд услуг — медицинские, юридические, образовательные, транспортные и некоторые другие.

Теперь же все ограничения сняты. То есть любая закупка может проводиться без указания количества товара или объема услуг, если заказчик обоснует необходимость такого подхода. Исключение составляют закупки лекарственных препаратов — без указания количества их можно будет проводить с 1 октября.

Закупать без объема целесообразно в том случае, когда заказчик не может точно знать, какое количество товара / объем работ ему понадобится.

При проведении таких закупок в ЕИС можно будет увидеть начальную цену единицы товара/услуги, начальную сумму цен таких единиц и максимальное значение цены контракта.

На основе последнего показателя будут исчисляться размеры обеспечения заявки и исполнения контракта.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/chto-izmenilos-v-zakupkax-s-1-iyulya-2019-goda/

Новые изменения 44-ФЗ, который вступят в силу с 1 июля 2019 года

Контроль в сфере закупок с 1 июля 2019 года

В этой статье мы расскажем о новом пакете изменений в 44-ФЗ, которые вносит Законопроект № 682010-7. По словам авторов проекта, закон призван упростить закупки. Он содержит 126 поправок, о самых важных из них для поставщика, мы расскажем в этой статье. Все они вступят в силу в 2019 году, но в разный период времени.

Основная часть вступит в силу 1 июля 2019 года, вместе с правками, которые внес закон 504-ФЗ

Итак, начнем по порядку:

Через 10 дней после опубликования законопроекта

  • Исключили понятие фиксированной суммы штрафа и установили точный размер пени для поставщика — 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ.
  • Сократили срок проверки сведений от Заказчика о включении Поставщика в РНП: теперь 5 дней вместо 10. И до 5 дней, с даты размещения протокола рассмотрения заявок, сократился срок обжалования действий или бездействий Заказчика.(ч. 3-4 ст. 105)

Через 90 дней после опубликования законопроекта

  • Из 93 статьи убрали извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика. Публиковать его больше не требуется.
  • Из 94 статьи убрали часть про экспертов. Утратит силу часть 4 о том, что Заказчик обязан привлекать экспертов к проведению экспертизы поставленного товара.

С 1 октября 2019 года

С октября в силу вступят правки в 44-ФЗ, связанные с планированием закупок. Это нововведение касается Заказчиков.

Планы закупок, в том виде, в котором он представлен сейчас — убирают. Останется упрощенная версия плана закупок и плана-графика. Регламентировать работу с ним будет новая редакция статьи 16 — Планирование закупок. 

О других изменениях, которые также вступили в силу в этом году, мы писали в этой статье.

И самый большой блок изменений вступит в силу с 1 июля 2019 года.

Изменения 44-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2019 года

С 1 июля вводится понятие начальной суммы цен единиц товара, работ или услуг. То есть нововведения будут регламентировать закупки, в которых невозможно определить объем или количество ТРУ.

Теперь можно будет закупать по цене единицы товара без ограничения по видам продукции. Заказчики будут обосновывать цену единицы, электронный аукцион будет проходить путем снижения начальной суммы цен единиц и т.д. Обеспечение заявок в таких случаях будет рассчитываться от максимального значения цены контракта.

(Доп. ч. 24 ст 22)

Операторы электронных торговых площадок будут вести реестр участников закупок, аккредитованных на ЭТП.

Реестр будет содержать:

  • наименование компании (ФИО физ. лица или ИП)
  • ИНН
  • Дату аккредитации на ЭТП
  • Иные документы, предусмотренные 44-ФЗ

(Доп. ч. 4.1 ст. 24.2)

Предквалификация по дополнительным требованиям части 2 и 2.1 статьи 31 44-ФЗ будет проводиться на электронной площадке. Участники отправляют подтверждающие документы оператору и в течение 5 рабочих дней он принимает решение:

  1. О размещении этих документов;
  2. Об отказе о размещения, по причинам: 

● несоответствия предоставленных документов;

● нарушения порядка отправки этих документов.

В течение 1 часа, с момента принятия решения, оператор ЭТП направляет участнику уведомление. Если в размещении документов отказано, то будет указана причина.

(Доп. ч. 4.2 ст. 24.2)

С 1 юля 2019 года будет применяться новый вариант подтверждения добросовестности при НМЦК выше 15 млн рублей и падением на 25% и больше.

В текущей версии 3 варианта подтверждения:

  1. 3 контракта за год без штрафов
  2. 4 контракта за 2 года, 75% без штрафов
  3. 3 контракта за 3 года без штрафов

Цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20% НМЦК, указанной в извещении о проведении закупки, в которой участвует этот поставщик.

Оставили только последний вариант: 3 исполненных без штрафов контракта за последние 3 года. При этом цена одного из таких контрактов также должна составлять не менее чем 20% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки.

(Ч. 3 ст 37)

Практически убрали аванс. Выплата аванса не допускается при исполнении контракта, с падением цены на 25% и больше.

(доп. Ч. 13 ст. 37)

В размере обеспечения заявки убрали порог в 5 миллионов. Теперь обеспечение составляет:

  1. от 0,5% до 1% процента НМЦК, если размер НМЦК до 20 миллионов рублей
  2. от 0,5% до 5% — если НМЦК более 20 млн.

Напоминаем, что в 44-ФЗ не закреплена ставка для интервала НМЦК от 1 млн руб до 5 млн руб. Минфин по этому поводу высказался, что ставка должна составлять также от 0,5% до 1%. Поэтому смысла в этом пороге – 5 млн руб, как такового, нет.

(При НМЦК до 1 млн руб Заказчик вправе не устанавливать обеспечение участив закупке вообще).

(П.1 ч.16 ст. 44)

Сейчас, если три заявки отклоняют по вторым частям в течение 1 квартала на 1 площадке, обеспечение последней перечисляется в бюджет. Согласно новым правкам 44-ФЗ, с 1 июля 2019 года, будут списывать обеспечение каждой третьей заявки.

Например, если в течение 1 квартала (считается от даты поданной заявки, а не календарный квартал) на одной площадке, у Вас отклонили 7 заявок, то обеспечение 3-ей и 6-ой уйдет в бюджет.

(Ч. 27 ст.44)

Изменят сумму НМЦК, при которой извещение публикуется не менее, чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок.

Порог подняли с 3 млн. руб. до 300 млн. руб. А в случае строительных работ он составит 2 млрд руб.

(Ч. 2-3 ст. 63)

Во всех остальных случаях, Заказчик должен опубликовать извещение, не менее, чем за 15 дней до окончания приема заявок на участие в электронном аукционе.

Для упрощения строительных закупок ввели согласие. Если в электронном аукционе размещена проектная документация, то от участника в первой части заявки требуется только согласие.

(Доп. ч. 3.1 ст. 66)

Изменился срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Сейчас 7 дней — а с 1 июля будет 3 рабочих дня.

(Ч. 2 ст. 67)

Электронный аукцион будет проводиться на следующий день после рассмотрения первых частей.

А если к документам закупки приложена проектная документация, проведение электронного аукциона пройдет через 4 часа после окончания подачи заявок.

(Ч. 3 ст. 68)

Шаг электронного аукциона по-прежнему от 0,5% до 5% от НМЦК. Но прошлогоднее новшество про «шаг не менее ста рублей» исключили.

(Ч. 6 ст. 68)

Если запрос предложений или запрос предложений в электронной форме признан несостоявшимся, потому что не подано ни одной заявки, Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика.

Пока разрешается проводить только новую закупку. После 1 июля можно будет как провести новую, так и заключить контракт с единственным поставщиком.

(Ч. 19 ст. 83)

Увеличат порог НМЦК для закупки у единственного поставщика:

Сейчас заключать контракт с единственным поставщиком можно в закупках, цена которых не превышает 100 тысяч рублей

С 1 июля можно будет заключать контракты до 300 тыс руб. (ч. 1, п. 4, ст.93)

А при закупке лекарственных препаратов, которые назначаются по решению врачебной комиссии, Заказчик вправе заключить контракт на сумму, не превышающую 1 млн. руб. Сейчас цена контракта не должна превышать 200 тыс руб. (ч.1. п 28, ст 93)

Расширили список случаев, когда можно вносить существенные изменения в условия контракта:

  1. При выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При условии изменения цены контракта не более чем на 10%. (Доп подпункт «в», п.1 ч.1 ст.95)
  2. При исполнении контракта на строительство, заключенного на срок не менее года, по независящим от сторон обстоятельствам. При этом должно быть обоснование в письменной форме о необходимости этих изменений и о том, что данные существенные изменения не приведут к увеличению срока исполнения и цены контракта более, чем на 30%. (Доп п.8 ч.1 ст.95)
  3. Можно один раз изменить срок исполнения строительного контракта, если его невозможно выполнить вовремя по независящим от сторон обстоятельствам. При этом он не должен превышать сроки исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. (Доп п.9  ч.1 ст.95)
  4. В случае заключения контракта с единственным поставщиком в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч.1 ст. 93  (Доп п.10 ч.1 ст. 95)

Эти пункты:

○ Монополии

○ Вода, тепло, газ

○ Управление многоквартирным домом

○  и ремонт нежилых помещений

○ Электричество

○ Аренда нежилого здания

○ Лечение за рубежом

○ Иностранные юридические услуги

В случае, если принято решение о включении победителя электронной закупки в РНП, Заказчик может расторгнуть контракт и заключить его со вторым участником, если он согласится.

(Доп. ч. 17.1 ст. 95)

Победитель от СМП, СОНКО освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, если смогут подтвердить положительный опыт участия в закупках.

Для этого необходимо будет предоставить информацию из реестра контрактов. У Поставщика должно быть 3 исполненных контракта в течение 3 лет без штрафов.

Сумма цен таких контрактов должна быть не меньше НМЦК, указанной в извещении и документации.

(Доп. ч. 8.1 ст. 96)

Это основной блок изменений в законе «О контрактной системе..», включающий в себя пункты особо важные для поставщиков, которые мы описали доступным языком. С полным списком нововведений можно ознакомиться, прочитав текст Законопроекта.

©ООО МКК «РусТендер»

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Статьи по теме

Нововведения с 1 января 2019 года в госзакупках

Банки для спецсчетов

Спецсчет для участия в торгах

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/44-fz/novyj-paket-izmenenij-44

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2019 года

Контроль в сфере закупок с 1 июля 2019 года

Серьезная основа для реализации целого комплекса изменений в закон 44-ФЗ была заложена еще в прошлом году. Благодаря тому, что все закупки были переведены в электронные форматы, сама по себе процедура закупок упростилась и ускорилась.

В результате реформы были отобраны 8 электронных торговых площадок (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Национальная электронная площадка, Zakaz RF, Российский аукционный дом (РАД), Электронная торговая площадка ГПБ, ТЭК-Торг.

Все они взаимодействуют с 22 коммерческими банками и Единой информационной системой (ЕИС).

Контрактная система развивается согласно принятой Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, в которой обеспечение конкурентной и прозрачной системы закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд определяется в числе ключевых направлений в рамках реформирования системы управления финансами.

Нововведения, которые ускорят проведение закупок

1. Сокращен срок для размещения извещения о закупке

С 1 июля 2019 года извещение можно размещать на следующий день после изменения плана-графика. А пока действует значительно более длинный срок — не ранее чем через 10 дней после внесения изменений в план-график.

2. Повышаются границы начальной (максимальной) цены (НМЦ) короткого аукциона — со сроком размещения извещения 7 дней

Раньше для подобных аукционов действовало ограничение — они могли проводиться только для закупок менее 3 млн руб. С 1 июля планка увеличивается до 300 млн руб., а для строительных работ — до 2 млрд руб. Тем самым будет в разы увеличено количество закупок по ускоренной процедуре.

3. Сокращаются сроки рассмотрения заявок и проведения торгов

Сроки в аукционе меняются и у заказчика. На рассмотрение первых частей заявок в коротком аукционе остается 1 рабочий день. А сроки для длинного аукциона заметно сократились: если НМЦ более 300 млн руб. или 2 млрд для работ по строительству, время сокращается с 7 до 3 рабочих дней.

4. Изменился день начала торгов

С 1 июля это первый рабочий день, следующий за датой рассмотрения первых частей заявок. А для строительных работ — через 4 часа после опубликования протокола по первым частям. При этом время назначает площадка, и это местное время заказчика.

Чем обусловлены 4 часа для строительных работ? Прежде всего тем, что теперь в аукционную документацию обязательно входит проектная документация.

 Таким образом, участнику совсем необязательно в первую часть заявки вставлять длинный список того, что он согласен сделать. Он просто может поставить свое согласие без какой-либо дополнительной информации.

Заказчик не будет составлять протокол по первым частям заяки.   

Рассмотрение протокола первых частей совпадает с временем окончания подачи заявок. Поскольку протокола нет, аукцион по стройке начинается через 4 часа после срока окончания подачи заявок. 

5. Меняется шаг аукциона  

Исчез не так давно введенный нижний лимит — 100 руб. Теперь его нет. Однако при переходе через «0» шаг аукциона меняется. Фактически можно предлагать от 0 до 5 % от МЦК при переходе через «0», а это 100 млн руб.

Таким образом, шаг аукциона может быть от 0 до 5 млн руб.  

6. Появляется право заключить контракт с любым поставщиком, удовлетворяющим требования, если в рамках одной процедуры два раза не поступают заявки

Сейчас закон обязывает в этом случае инициировать новую процедуру, в результате растягиваются сроки торгов.

Поправки в 44-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2019 года, позволят заключать контракт с любым поставщиком, который удовлетворяет требованиям, обозначенным в проектной документации.

Однако это будет возможно только по итогам предварительной проверки такой закупки контролирующими органами.

7. Упрощается и сокращается повторная процедура при одностороннем расторжении контракта

Если расторжение контракта происходит по инициативе заказчика, то сейчас необходимо реализовывать новую процедура, что сильно затягивает сроки реализации проектов.

Изменения в 44-ФЗ дадут заказчику право заключить контракт со вторым победителем той же самой процедуры, но при условии, что предыдущий участник действительно нарушил условия контракта, не справился со взятыми на себя обязательствами и попал в реестр недобросовестных поставщиков. У заказчика появляется не обязанность, а возможность воспользоваться этим правом.

При этом поставщик должен быть согласен на заключение контракта, завершение работ или допоставку предмета закупки.

8. Сокращается время на подачу жалоб на действия заказчика или оператора ЭТП

Сейчас любой участник закупки, который не был отобран в течение 10 дней, может написать жалобу. По регламенту ФАС эта жалоба рассматривается 8 дней.

С июля срок сокращается до 5 дней с момента опубликования протокола. Исключения составляют жалобы на документацию / извещение и на завершающий протокол перед подписанием контракта.

Несмотря на сокращение срока подачи жалоб, за участником, который определен победителем, по-прежнему останется право обжаловать те или иные действия заказчика до момента заключения контрактов.

Такой подход позволяет пресечь злоупотребление необоснованным обжалованием процедур и в то же время гарантировать, что победитель заключит контракт строго в соответствии с законодательством.

9. Для контрактов на выполнение строительных работ появилась возможность изменить объем и срок работ не более чем на 30 %

Сейчас увеличить стоимость контракта можно только в пределах 10 % от заключенного контракта.

Это законодательное новшество учитывает специфику строительной сферы, где нередко возникают непредвиденные обстоятельства.  В таких случаях заказчикам приходится расторгать контракт по согласию сторон, чтобы заново инициировать процедуру.

С 1 июля, если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене, а орган исполнительной власти соответствующего уровня согласует увеличение цены, то тогда цена контракта может быть увеличена, но не более чем на 30 %.

Также возможно однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального, если контракт не был исполнен по виде подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию.

Как повысится конкуренция в закупках

Сейчас низкая конкуренция в большей степени объясняется слишком сложной проектной документацией. Участники вынуждены переписывать огромное количество страниц, при этом всегда есть риск быть исключенным из процедуры из-за какой-либо ошибки.

Поправки в 44-ФЗ с 1 июля будут направлены в том числе и на решение этой проблемы.

В частности, для строительных работ будет требоваться только выражение согласия с опубликованной проектной документацией (без рассмотрения первой части заявки).

Необходимости что-либо переписывать не возникнет. Надо лишь подтвердить, что все описанное в технической документации будет выполнено в установленные сроки.

Чтобы исключить случаи демпинга, предлагается:

1. Проверять наличие опыта реализации аналогичных строительных работ до подачи ценовых предложений и в объеме не менее 20 % контракта.

Сейчас проверка производится после подачи ценовых предложений. Нововведения приведут к тому, что торг будет идти между квалифицированными и опытными участниками, которые способны выполнить контракт.

2. Запретить в случае падения цены более чем на 25 % предоставлять авансы.

В настоящее время не существует ограничений в отношении предоставления авансов.

  • Операторы ЭТП должны вести свой реестр участников закупки

Предполагается, что участники должны аккредитоваться в таком реестре. Он содержит наименование, фирменное наименование — юрлицо; ФИО или физлицо/ИП; ИНН; дату аккредитации на ЭТП; иные сведения и документы в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

При наличии дополнительных требований к участникам закупок (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99) документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, нужно разместить и сохранить в личном кабинете.

Оператор ЭТП рассматривает эти заявки на предмет правильности документов (всё ли в наличии, подписаны ли документы соответствующей электронной подписью и т.д.).

В противном случае оператор возвращает документы, и участник не сможет подать заявку.

Подать заявку на закупку с дополнительным требованием может только тот участник, у которого в личном кабинете есть соответствующие документы.  И это исключает необходимость такие документы включать во вторую часть заявки.

  • Обеспечение гарантийных обязательств

Заказчик вправе установить требования к гарантийным обязательствам. И в этом случае участник обязательно предоставляет обеспечение гарантийных обязательств. Цена этого обеспечения должна быть не более чем 10 % от НМЦК. Способы предоставления — либо деньгами, либо банковской гарантией.

Есть один важный нюанс — документ о приемке ТРУ может предоставляться поставщику только после предоставления обеспечения гарантийных обязательств.

  • Устранены законодательные рассогласования по сумме обеспечения заявки

Если НМЦК до 20 млн руб., то размер обеспечения заявки от 0,5 до 1 % от НМЦК. При этом заказчик обязан установить обеспечение заявки, если НМЦК составляет 5 млн и более. 

Важные изменения в 44-ФЗ для малого бизнеса

Для предпринимателей важно прежде всего снижение финансовой нагрузки. И ряд изменений с 1 июля позволят это сделать.

  • Некоторые субъекты малого бизнеса будут освобождены от обеспечения исполнения контрактов

Сейчас обеспечение исполнения контракта для таких субъектов делается в общем порядке. С июля оно отменяется для тех субъектов, которые обладают опытом реализации контрактов (за последние 3 года) в размере текущего контракта.  

  • Изменится размер и порядок расчета размера обеспечения

Сейчас размер обеспечения считается в процентах от НМЦК. Если в процессе торгов она существенно снижается, то расчет ведется от цены, заявленной победителем. Такой принцип будет действовать в отношении малого бизнеса.   

  • Обязательства по контракту будут разделены

Если сейчас общее обеспечение поставки и гарантийного обслуживания, то с 1 июля предполагается отдельное обеспечение. То есть обязательства по контракту будут разделены на основную часть (поставка товара) и гарантийное обслуживание товаров.

Изменения, упрощающие процесс закупок

  • Совершенствуется порядок планирования закупок

Сейчас заказчикам приходится погружаться в сложный процесс и составлять такие документы, как план закупок, план-график закупок и обоснования к ним.

В результате реформы по планированию закупок с 1 октября 2019 года количество этих документов сократится — останется только план-график. И он будет содержать в целом меньше информации, поэтому его будет проще составлять и отслеживать.

Также станет невостребованным обоснование закупок. От этого документа останется лишь одна позиция — обоснование НМЦК.

  • Узаконены закупки без определенного объема

Заказчик не всегда может сказать, какой объем товаров и услуг ему нужен. Но товары и услуги могут быть разбиты на какие-то элементы, и у этих элементов может быть цена. Например, цена единицы товара или цена единицы услуги.

Если точного объема заказчик не имеет, то он вправе определить начальную цену единицы ТРУ или суммы цен ТРУ. Но контракт будет заключен по максимальному значению цены контракта.

По сути, это та же самая НМЦК, и она не меняется. Но по той цене, которая образуется в результате торгов, заказчик получит больший объем. Это очень важно, в частности, при строительных работах.

  • В малых закупках у единственного поставщика меняется верхний лимит

Сейчас это сумма 100 000 руб. На нее могут осуществить закупку у единственного контрагента заказчики, перечисленные в п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Теперь эта сумма утроится до 300 000 руб. При этом общие лимиты расходов на такие закупки — 2 млн руб. или 5 % от общего объема закупок — продолжают действовать.

  • Увеличивается лимит закупок лекарств по медицинским показаниям

Закупка лекарственных средств у единственного поставщика по решениям врачебной комиссии увеличена с 200 000 руб. до 1 млн руб.

  • Меняется лимит по закупкам у единственного поставщика

Новшества начнут действовать с 31 июля 2019 года. И они коснутся не только увеличения лимита и годового ограничения, но и расширения перечня заказчиков. Список организаций, которые вправе воспользоваться этой возможностью, пополнится домами ремесел и домами народного творчества.

Верхний предел на такую закупку учреждениями культуры пока составляет 400 000 руб., но с 31 июля он увеличится до 600 000 руб.

Меняются также годовые ограничения на такие закупки. Вместо одного варианта
(50 % СГОЗ и до 20 млн руб.) появились два: годовой объем таких закупок не должен превышать 5 млн руб.; годовой объем не больше 50 % СГОЗ и не больше 30 млн руб.

Источник: https://kontur.ru/articles/602

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.