+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Эффективность государственных закупок: как не нарушить закон

Содержание

Бесконтрольная закупка: нарушения при госзаказе оценили в 153 млрд

Эффективность государственных закупок: как не нарушить закон

Минфин впервые оценил прямые нарушения законодательства в области госзакупок. Речь идет о сумме в 153 млрд рублей по итогам 2018 года, говорится в отчете ведомства («Известия» ознакомились с документом).

Среди нарушений — необоснованно завышенная или заниженная цена контракта либо неправильный способ ее определения, пояснили в министерстве. В действительности, по оценкам экспертов, общая сумма потерь значительно больше, однако в денежном выражении оценить их достаточно сложно.

В результате проверки ФАС выяснилось, что 30% конкурсов по 44-ФЗ проводятся с ограничением конкуренции, следует из документа Минфина. Ключевая проблема госзакупок в том, что заказчики намеренно формируют требования к подрядчику таким образом, чтобы отсечь от участия «неугодные» компании.

В реальности потери бюджета при госзакупках составляют примерно 20% от заключенных контрактов, уверены эксперты.

Прямо злоупотребили

Нарушения 44-ФЗ о госзакупках по итогам 2018 года обошлись минимум в 153 млрд рублей, говорится в мониторинге Минфина со ссылкой на оценки Федерального казначейства. Речь идет в том числе о необоснованном завышении или занижении цены контракта либо неправильном способе ее определения, пояснили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Всего органы власти заключили в прошлом году договоры с подрядчиками на 6,8 трлн рублей. На этом фоне сумма нарушений сравнительно невысока — чуть более 2%. Но в нее включены только прямые злоупотребления, допущенные госорганами.

Например, такие как проведение необоснованных закупок, недостоверность отчетности, намеренный срыв контрактов.

Однако в реальности объем злоупотреблений намного выше — например, в случаях, когда все предусмотренные законодательством процедуры формально соблюдены, но на деле закупка проводится в интересах конкретных людей, а не государства, уверен глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

По оценкам его организации, в действительности скрытые нарушения составляют не менее 20% от всего объема госзаказа по 44-ФЗ, или около 1,3 трлн рублей. Схожей точки зрения придерживаются в Федеральном казначействе (ФК). Как сказал «Известиям» источник в ФК, по их оценкам, государство переплачивает по своим закупкам в среднем не менее 10–15%.

В пользу этой позиции косвенно свидетельствует несколько факторов. Так, 40% из опубликованных в единой информационной системе конкурсов (на сумму 3,4 трлн рублей) не были завершены из-за отсутствия конкуренции, следует из мониторинга Минфина.

В частности, речь идет о случаях, когда непосредственно до участия в них был допущен только один потенциальный исполнитель. По законодательству такая закупка может быть признана не состоявшейся, если заказчик не обоснует целесообразность заключения договора с конкретным подрядчиком.

Более 60% контрактов (4,2 трлн рублей) было заключено с единственным поставщиком.

Другой фактор, подтверждающий оценки Кирилла Кабанова, — это масса нарушений при отборе подрядчика. Так, в результате проверок почти 27 тыс. конкурсных процедур Федеральной антимонопольной службой выяснилось, что 30% из них проводятся с ограничением конкуренции, сказано в документе Минфина.

«Известия» обратились в Казначейство и ФАС с просьбой уточнить, какие злоупотребления стали в прошлом году крупнейшими. На момент публикации госструктуры на вопросы не ответили.

Только для своих

На несовершенство процедур госзакупок неоднократно указывали в правительстве. Например, замминистра финансов Татьяна Нестеренко заявляла о необходимости разработки четких правил формирования госконтрактов, в первую очередь их цены.

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин ранее говорил, что госзакупки — это одна из основных «болевых точек» страны в части коррупции.

Завышение цены контрактов — результат проблем формирования госзаказа на всех его стадиях — начиная с обоснования закупки.

Проблема ограниченной конкуренции — ключевая в сфере госзаказа, уверены эксперты. В действующем законодательстве слишком много лазеек для того, чтобы не допустить до участия в конкурсе рыночных игроков, считает эксперт РАНХиГС Сергей Белев.

Например, множество конкурсов публикуется в конце года, так что у потенциальных претендентов на заказ остается слишком мало времени на подготовку. Кроме того, во многих тендерах заявки поступают от аффилированных между собой компаний.

Это создает видимость конкуренции и позволяет формально соблюсти требования к процедуре госзакупки, однако в действительности вне зависимости от того, кто выиграет конкурс, выгоду получит одна и та же сторона, говорит Сергей Белев.

В Минфине полагают, что необходимо упрощать закупочные процедуры, следует из документа ведомства. Например, дать заказчикам возможность рассматривать в качестве потенциальных исполнителей не только те компании, чьи заявки были допущены до конкурса, но весь спектр организаций, производящих соответствующую продукцию или услуги. Это позволит решить проблему с несостоявшимися конкурсами.

Усовершенствовать систему госзакупок можно, только повысив конкуренцию за заказ, уверен директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Для этого необходимо максимально обобщать требования к исполнителю, чтобы в конкурсе могло принять участие как можно больше претендентов. Кроме того, необходимо отказываться от практики заключения контракта с единственным поставщиком.

По мнению Сергея Белева, проблему может решить ужесточение санкций за несоблюдение действующего законодательства.

Например, сейчас заказчики предварительно должны публиковать график размещения закупок и строго ему следовать, определять потребности в товарах и услугах на основе нормативов. Однако на практике эти требования не соблюдаются. Чтобы улучшить ситуацию с госзаказом, за нарушение этих предписаний должен быть предусмотрен существенный штраф.

Источник: https://iz.ru/875616/dmitrii-grinkevich/beskontrolnaia-zakupka-narusheniia-pri-goszakaze-otcenili-v-153-mlrd

С какой целью и по каким критериям оценивается эффективность закупочной деятельности по 44-фз?

Эффективность государственных закупок: как не нарушить закон

Эффективность госзакупок, проводимых по 44-ФЗ, оценивается с целью повышения качества функционирования государственных и муниципальных структур. Способ оценки и критерии эффективности зависят от сферы деятельности госучреждения и характера нарушений, выявленных при ранее проведенных закупках.

Правовая основа и критерии эффективности госзакупок

Органы аудита, проверяющие деятельность заказчиков, проводят оценку эффективности закупок в целях выявления и корректировки факторов, препятствующих нормальному функционированию органов государственной и муниципальной власти (ч. 3 ст. 98 44-ФЗ).

Также в статье 12 44-ФЗ определено, что госзаказчики и их должностные лица несут ответственность за эффективность планирования закупок. Общественный контроль над эффективностью социально значимой закупочной деятельностью может также осуществляться с привлечением добровольных объединений граждан (ч. 3 ст. 102 44-ФЗ).

Эффективность осуществленной закупки складывается из нескольких факторов, каждый из которых иллюстрирует степень достижения определенных целей закупки по отношению к объему затраченных заказчиком ресурсов. Ресурсами заказчика являются материальные средства, время и труд должностных лиц.

Основными критериями оценки эффективности госзакупок являются:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • эффективность планирования;
  • конкурентность;
  • экономичность;
  • соблюдение законодательства;
  • эффективность документооборота.

Качество поставляемых товаров, работ или услуг как фактор эффективности закупки является универсальным показателем, иллюстрирующим целесообразность сотрудничества с конкретным поставщиком и оправданность сокращения или увеличения объема средств, выделенных на проведение закупки.

Эффективность планирования

Планирование оценивается по следующим показателям:

  • правильность определения ассортимента и количества заказываемых товаров;
  • степень прогнозируемости рисков;
  • правильность оценки затрат до проведения торгов.

Умение прогнозировать потребности будущего периода в конкретном количестве товаров или услуг является ключевым показателем эффективности планирования. Чем ближе число заказанных товаров к числу использованных впоследствии, тем выше эффективность закупки, и, напротив, нехватка или переизбыток заказанной продукции для реализации функций госучреждения является показателем низкой эффективности планирования.

Степень прогнозируемости рисков определяется отношением числа предсказанных рисков к числу оправдавшихся предсказаний: чем меньше расхождение в этих числах, тем выше эффективность закупки.

Если поставщик определяется через аукцион на понижение, то показателем высокой эффективности планирования будет как можно более точное прогнозирование цены, на которой завершатся торги.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Конкурентность и экономичность

Конкурентность закупки определяется по следующим показателям:

Чем больше число корректных заявок, поданных на участие в конкурсе или аукционе, тем выше конкурентность закупки и вероятность заключения выгодного контракта. При этом важно учесть, что большое число понижений цены на один лот закупки может говорить не только о высокой конкуренции среди исполнителей, но и о возможно завышенной начальной (максимальной) цене лота.

Заявленная максимальная цена является показателем экономической эффективности закупки: чем больше отношение выделенных на закупку средств к максимальной цене аукциона, тем более продуманной является закупка, с точки зрения экономии средств.

К действиям, повышающим экономическую эффективность и конкурентность закупки, также относятся:

  • укрепление постоянного взаимодействия с надежными поставщиками;
  • проведение конкурентных переговоров при проведении закупок высокотехнологичных товаров, работ или услуг;
  • формирование максимально понятных и однозначных критериев качества товаров, работ или услуг.

Конкурентные переговоры позволяют снизить цену закупки при тех же прочих условиях контракта, а корректно сформулированные условия закупки привлекут больше потенциальных исполнителей и повысят конкурентность закупки.

Соблюдение законодательства

К показателям, иллюстрирующим высокую правовую эффективность проведения закупок, относятся:

  • правильное определение степени надежности поставщика;
  • соблюдение требований законодательства при проведении закупок;
  • юридическое сопровождение контрактов.

К соблюдениям требований закона относятся соблюдение регламента рассмотрения обеих частей заявок, составление корректного обоснования способа закупки, а также количества и ассортимента товаров, работ или услуг.

Важным критерием законности закупки является соблюдение ограничений при закупке товаров, работ или услуг у зарубежных поставщиков и у индивидуальных предпринимателей, имеющих квоты на приоритетное участие в отдельных видах закупок, например, при закупке сельхозпродукции у местных производителей.

Чтобы эффективно осуществлять наукоемкие закупки на крупные суммы, госучреждениям необходимо создавать юридическую комиссию для обоснования каждого пункта контракта или условия закупки, в противном случае, повышается риск перерасхода средств и срыва сроков поставки из-за нарушений требований закона при проведении аудита.

Эффективность документооборота

Качество работы с закупочной документацией оценивается по следующим параметрам:

  • сроки подготовки документов;
  • сроки заключения контрактов с поставщиками;
  • количество несостоявшихся торгов и незаключенных контрактов из-за технических ошибок делопроизводителей заказчика.

Высокую эффективность закупки показывают короткие сроки между озвучиванием цели закупки начальником госучреждения и размещением извещения о ее проведении.

Быстрое составление контракта с выбранным поставщиком снижает риски его отказа от участия в закупке, а промедление может привести к невыполнению госучреждением своих функций из-за срыва сроков поставки нужных товаров или выполнения работ.

Надзорные органы отслеживают случаи отмены торгов после их объявления и нарушения требований к условиям контракта.

Если заказчик некорректно описал условия закупки или нарушил правила оформления закупки посредством электронного документа, то надзорный орган может признать низкую эффективность деятельности данного заказчика и назначить проведение внеочередного аудита на предмет выявления иных нарушений и ответственных за них должностных лиц.

Повышение эффективности закупочной деятельности конкретного заказчика можно осуществить путем тщательного анализа каждого критерия эффективности с последующим выявлением причин низких показателей. Для оценки данных критериев госучреждение вправе обратиться к аудиторским фирмам.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/effektivnost.html

Искуственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответственность

Эффективность государственных закупок: как не нарушить закон

Перед заказчиком часто встает выбор: провести одну крупную закупку или разделить ее на несколько небольших. С одной стороны прямого нарушения законодательства в том, чтобы раздробить закупку, нет.

Но на практике ФАС и судебные инстанции нередко усматривают в этом ограничение конкуренции.

Как представителям контрактных служб, так и поставщикам будет не лишним разобраться в принципах и особенностях дробления, способах выявления таких закупок и ответственности, которую за это можно понести.

Что такое искусственное дробление закупки

Искусственным дроблением закупки принято называть умышленное разбиение стоимости одного крупного заказа на несколько. Это справедливо как для 44-ФЗ, так и для 223-ФЗ.

Дробление признается преднамеренным, если заказчику заранее известна полная потребность организации в данной продукции или услугах на плановый период и при этом отсутствуют какие-либо препятствия для приобретения их в рамках одного контракта.

В тексте 44-ФЗ и 223-ФЗ нет термина «дробление закупки», а, следовательно, нет прямого запрета на проведение такой манипуляции. Заказчикам же такой вариант приобретения товаров и услуг кажется наиболее удобным. Нет необходимости реализовывать конкурентные процедуры, размещать информацию в ЕИС и так далее.

Можно заключить несколько контрактов с единственным поставщиком и полностью закрыть потребность предприятия. При этом нужно учитывать, что согласно действующему законодательству все закупки должны проводиться по принципу максимальной эффективности, экономности и результативности.

При искуственном разделении закупки эти требования соблюсти удается не всегда.

Для чего проводится дробление закупки

Реализация торговой процедуры не всегда является наиболее эффективным способом приобретения товаров или услуг, особенно с точки зрения контрактной службы. Она требует больших временных затрат и при этом у заказчика нет никаких гарантий, что в тендере примет участие хотя бы одна компания.

При этом существует возможность заключать контракты на сумму не более 100 000 рублей и без проведения торгов. Все случаи, когда допустима закупка у единственного поставщика, приведены в 44-ФЗ. При этом 223-ФЗ вообще не регламентирует такие ситуации. Это наталкивает заказчиков на мысль, что целесообразно разбить одну крупную закупку на несколько небольших и заключить отдельные контракты.

Разукрупняя заказы, заказчики преследуют следующие цели:

  1. Ускорить поставку товаров или оказание услуг. К примеру, такие ситуации нередко случаются перед новым годом, когда организации просто не успевают закупить праздничные подарки.
  2. Упростить процедуру проведения закупки. Иногда у заказчика нет желания или времени готовить полный пакет необходимых документов, размещать всю информацию в ЕИС и выжидать положенное время после торгов для заключения контракта. 
  3. Получить личную выгоду. Известно множество случаев, когда заказчики намеренно дробили заказы с целью получения «отката» от поставщика. Контрактный управляющий может намерено отказаться от проведения аукциона на сумму 500 000 рублей и заключить с конкретной фирмой 5 контрактов по 100 000 рублей каждый. При этом поставщик выплачивает заказчику вознаграждение.

Разукрупняя закупку, заказчик должен просчитать эффективность этой процедуры. В противном случае его действия могут быть признаны мошенническими.

Основные признаки искусственного дробления

Опознать разукрупнение заказа можно по следующим признакам:

  1. Заказчик заключает одновременно несколько договоров в один и тот же день.
  2. Несколько контрактов заключено с одним и тем же поставщиком.
  3. Договора предусматривают поставку одинакового товара либо выполнение идентичных работ для обеспечения одних и тех же хозяйственных целей. 

При обнаружении подобных признаков контролирующие органы могут инициировать проверку действий заказчика.

Ответственность

При детальной проверке договоров, заключенных заказчиком по методике дробления, контролирующие органы могут усмотреть нарушение статьи 34 Бюджетного Кодекса России. Такие процедуры часто признаются неэффективным расходованием средств, выделенных из бюджета.

Если рассматривать разукрупнение закупки с точки зрения Гражданского Кодекса, можно усмотреть признаки притворной сделки. Заключение нескольких договоров рассматривается как прикрытие единой крупной сделки. Впоследствии такие сделки могут быть признаны недействительными.

Дробление закупки также нарушает и закон о защите конкуренции. Заключая несколько контрактов с единственным поставщиком, заказчик лишает другие компании возможности поучаствовать в тендере. Необоснованное ограничение конкуренции является прямым нарушением действующего законодательства.

При выявлении нарушений законодательства на заказчика может быть наложен штраф в соответствии с КоАП, За ограничение конкуренции придется заплатить до 50000 рублей. Нарушения правил выбора поставщика наказывается аналогичным штрафом.

Практика ФАС

Антимонопольной службой было рассмотрено и признано незаконным немалое количество закупок с искуственным дроблением.

К примеру, один из заказчиков провёл закупку 12 отдельных модулей для автоматизированной информационной системы (АИС), а также 50 рабочих мест для сотрудников.

В результате было заключено 62 отдельных контракта. Поставщиком по всем договорам выступала одна и та же компания. 

ФАС инициировала подробную проверку действий заказчика, в ходе которой был сделан вывод о том, что изначально предметом закупки служила именно АИС, а не ее отдельные компоненты.

Исходя из стоимости системы, заказчик не имел оснований на то, чтобы разделять заупку на несколько договоров. Необходимо было выбрать один из конкурентных способов приобретения товаров.

В этой ситуации на заказчика было наложено взыскание за неправильный выбор способа определения поставщика.

Судебная практика

Окончательное решение о правомерности разукрупнения заказа может быть вынесено только в суде. Поэтому заказчикам, в отношении которых ФАС вынесло решение о наложении штрафа, рекомендуется обжаловать его в суде. 

В судебной практике также немало дел, когда после рассмотрения всех обстоятельств было признано решение о признании действий заказчика незаконными. Например, на одно из дел, рассматриваемых в Уральском Арбитражном суде, было подано три апелляции. Все они были отклонены. На заказчика было наложено взыскание за намеренное ограничение конкуренции. 

Дробление закупки в некоторых ситуациях может действительно принести существенную выгоду. Но перед тем как проводить подобные манипуляции, необходимо просчитать все возможные исходы событий. Велика вероятность того, что в ходе проверки все договора будут признании ничтожными и придется выплатить внушительный штраф.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/209-droblenie-zakupok

Дробление закупок: когда можно, а когда запрещено | Контур.Закупки

Эффективность государственных закупок: как не нарушить закон

Дроблением закупки называют искусственное разделение одного контракта на несколько более дешевых таким образом, чтобы их можно было заключить без конкурентной процедуры.

Например, вместо одного контракта стоимостью 600 тыс. рублей заказчик решает заключить 6 контрактов по 100 тыс.

Каждый из контрактов укладывается в рамки малой закупки и заключается напрямую с поставщиком.

Зачем заказчики дробят закупки

Преимущества заключения контрактов напрямую очевидны. Их несколько:

  • не нужно готовить закупочные документы, что существенно экономит время и снижает трудозатраты при подготовке к заключению контракта;
  • не нужно выжидать положенные по процедуре сроки;
  • можно заключить контракты с удобным поставщиком.

Например, заказчику требуются какие-то товары для обеспечения работы офиса — бытовая химия, канцелярские принадлежности и так далее.

Если он будет проводить аукцион, то нужно будет подготовить документацию, обосновать начальную цену, рассчитать сроки, когда процедура может быть проведена, а после заключения контракта отчитаться об этом. То есть процедура предстоит довольно серьезная и длительная.

В противовес этому заключение контракта с единственным поставщиком не требует всего перечисленного выше. Даже обосновывать цену придется лишь том случае, если у проверяющих возникнут вопросы.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

К тому же потребность в товарах, как правило, часто возникает не сразу. Так почему бы заказчику не приобретать их по мере надобности? Те же канцелярские принадлежности он может закупать ежемесячно, а не запасаться ими сразу на весь год.

Закон 44-ФЗ не содержит формального запрета на такой подход. То есть заказчик может заключить несколько контрактов с одним и тем же поставщиком на схожий объект закупки. Но это должно быть обосновано.

Надо отметить, что нередко заказчики прибегают к искусственному разделению одного контракта на несколько мелких, чтобы упростить себе жизнь.

Это считается злоупотреблением, ведь закон о госзакупках ставит во главу угла конкуренцию и экономию.

Весьма вероятно, что при приобретении крупной партии товара путем аукциона или конкурса вместо заключения нескольких мелких контрактов с одним поставщиком заказчик мог бы получить более выгодные цены. Поэтому у проверяющих могут возникнуть претензии.

Как контролеры делают вывод о дроблении

С большой долей вероятности подозрение вызовут закупки малого объема, которые имеют такие признакам:

  • контракты заключены с одним поставщиком;
  • между датами их заключения прошло непродолжительное время;
  • все контракты предполагают поставку одного и того же объекта закупки.

Однако даже если все условия выполняются, это не значит, что дробление было искусственным. Возможно, на это у заказчика были весомые причины. Главное — грамотно пояснить проверяющим, почему было заключено несколько контрактов.

В качестве обоснования можно сослаться, например, на отсутствие подходящих помещений для хранения большой партии товара. В особенности если ему требуются определенные условия — температура воздуха, влажность и так далее. Поэтому заказчик решил приобретать товар по мере возникновения потребности и тут же его использовать.

Риски для поставщика

Если речь о сговоре и подкупе представителя заказчика, то не избежит ответственности и поставщик. Виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности и также рискует получить немалый срок.

Но даже если поставщик не замешан в сговоре с заказчиком, дробление закупки для него все же несет риск. Заключается он в том, что исполнителю могут попросту не заплатить.

Ряд мелких одноплановых закупок привлечет внимание контролирующего органа, последует проверка, в результате которой действия заказчика могут быть признаны неправомерными.

Это придет к тому, что заключенные контракты могут быть признаны недействительными, и выплаты по ним произведены не будут.

Случаи из практики судов

Как наивысшая подтверждается судебной практикой. Есть определение Верховного суда от 7 ноября 2017 года № 308-ЭС17-15 799. В котором УЗИ признают ничтожными контракты, заражен заключенные с нарушениями закона 44-ФЗ.

Суть в следующем. Орган муниципальной власти заключил несколько контрактов с единственным поставщиком на выполнение проектных работ. Поскольку поставщик не получил оплату в срок, то вынужден был подать иск.

Суд первой инстанции обязал муниципалитет оплатить проделанную работу, однако заказчик с этим не согласился. Дело пошло в вышестоящие инстанции. В итоге судьи пришли к выводу, что заказчик неправомерно раздробил закупку, и контракты были признаны недействительными.

В итоге исполнитель работу проделал, но остался без оплаты.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью, в конце которого приведен пример из практики ФАС, когда закупку признали раздробленной.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/droblenie-zakupok-kogda-mozhno-a-kogda-zapreshheno/

Оценка эффективности закупочной деятельности по 44-ФЗ: планирование, экономичность, конкурентность, документооборот

Эффективность государственных закупок: как не нарушить закон

Эффективность закупок, осуществляемых государственными и муниципальными учреждениями в соответствии с законом 44-ФЗ, подразделяется на следующие составляющие:

  • эффективность планирования;
  • экономичность;
  • конкурентность;
  • законность;
  • эффективность документооборота;
  • качественность.

Оценка эффективности госзакупок

Эффективность планирования показывает, насколько точно госзаказчик определяет потребности своего предприятия на ближайший период и оценивает рыночные риски.

Чем ближе предвиденные расходы заказчика к реально понесенным, тем более эффективно были спланированы закупки.

Качество планирования также включает логистические процессы, осуществляемые заказчиком при подготовке закупок и контроле за исполнением контракта.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Экономичность закупки – это критерий, определяющий возможность экономить бюджетные средства при сохранении качества закупаемых товаров и услуг.

Сравнительная экономическая эффективность закупки определяется по формуле:

где Цс – сравнимая цена, Цк – цена конкретного контракта, а Н – объем закупаемых товаров или услуг.

В качестве сравнимой цены может выбираться среднерыночная цена товара на рынке или средняя цена, предложенная поставщиками (при запросе котировок). Чем больше положительное значение Э, тем выше сравнительная эффективность закупки, при этом если значение Э отрицательно, то его рост по модулю иллюстрирует снижение эффективности закупки.

Относительная эффективность определяется по формуле:

где Э – сравнительная эффективность, рассчитанная, как показано выше, а Ц – суммарная цена всех контрактов, заключенных в течение года. Данный критерий характеризует суммарную экономическую эффективность закупок за прошедший период и может использоваться в прогнозировании рисков.

Конкурентность зависит:

  • от количества заявок на участие в закупке;
  • от числа проведенных торгов по каждому лоту;
  • от числа торгов, признанных несостоятельными из-за отсутствия заявок.

Чем больше заявок на участие было подано, тем выше конкурентность закупки.

Множество проведенных торгов по одному и тому же лоту является показателем низкой конкурентности, если связано с признанием предыдущих торгов несостоятельными.

Конкурентность также зависит от прозрачности условий закупки и ее доступности широкому кругу поставщиков.

Доступность закупок, не относящихся к стратегическим, повышается путем формирования стабильно работающих интернет-площадок с максимально полной информацией об условиях будущего контракта.

Законность – это один из основных критериев эффективности госзакупок, включает в себя соблюдение требований закона 44-ФЗ к каждому этапу закупочной процедуры, а также к условиям контракта.

Эффективность документооборота включает в себя:

  • соблюдение правил ведения закупочной документации;
  • наличие электронного документооборота;
  • оперативность обмена документацией с поставщиками и надзорными ведомствами;
  • своевременное реагирование на внесение изменений в законодательство о закупках.

Электронный документооборот подразумевает наличие у заказчика интернет-ресурсов и программного обеспечения, необходимого для отправки и принятия электронных документов, а также квалифицированной электронной подписи и современных протоколов шифрования передаваемых данных. Показателем эффективности документооборота является высокая скорость обмена электронными документами без потери информации, а также возможность работать с большими объемами данных и наличие специально обученного персонала.

Качественность закупок – это комплексный показатель их эффективности, зависит от оптимальности соотношения цена-качество и от суммарной оценки всех описанных критериев.

Как повысить эффективность госзакупок

Повышение эффективности планирования осуществляется путем использования новых методов оценки рыночных рисков, а также более точного определения потребностей заказчика.

Основной критерий роста экономичности закупки – снижение цены заключенных контрактов по отношению к аналогичным за прошедший период.

При этом важно учесть, что манипулирование пределами выделяемых средств без учета качества закупаемых товаров или услуг может привести к снижению эффективности закупки, особенно в наукоемких госучреждениях – оборонных предприятиях, образовательных и медицинских учреждениях.

Повысить экономичность закупки можно следующими способами:

  • изменением закупочной стратегии;
  • изменением способа выбора поставщика;
  • выходом на новые онлайн-площадки для проведения торгов;
  • выделением закупочной деятельности в отдельное структурное подразделение;
  • улучшением закупочной логистики.

Способ выбора поставщика для каждой закупки должен определяться ее назначением – для закупки одних видов товаров или услуг важнее сэкономить средства, а для других важнее получить более высокое качество.

Выбор аукциона или запроса котировок оправдан для закупки массовых товаров или низкоквалифицированных услуг, а конкурс, запрос предложений и конкурентные переговоры применяются при закупке высокотехнологичных работ или услуг или технически сложных товаров.

Для повышения законности и эффективности документооборота важно выделить кадры, которые будут отслеживать всю закупочную деятельность на предмет ее соответствия требованиям законодательства и отраслевых нормативных актов.

Правовое регулирование

Статья 97 закона 44-ФЗ определяет, что оценка эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд проводится путем мониторинга закупок на основе информации, содержащейся в ЕИС, а результаты оценки оформляются ежегодно в виде сводного отчета органами исполнительной власти.

Требования к отчету и общие правила мониторинга закупок для определения их эффективности приведены в Постановлении Правительства №1193.

Согласно ст. 98 44-ФЗ, эффективность госзакупок также определяется при помощи аудита, проводимого счетной палатой. Общественные институты и объединения граждан вправе проводить мониторинг эффективности госзакупок, имеющих социальное значение (ст. 102 44-ФЗ).

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/effektivnost.html

Госдума приняла закон об изменении порядка госзакупок

Эффективность государственных закупок: как не нарушить закон

МОСКВА, 18 апреля. /ТАСС/.

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, вносящий изменения в контрактную систему в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Документ, инициированный правительством РФ, вносит в законодательство о контрактной системе в сфере государственных закупок ряд изменений, направленных на ускорение закупочных процедур.

Для этого устанавливаются существенные нововведения в контрактной системе. Так, вводится право заказчика заключать контракт со вторым участником конкурентной закупки (без проведения новой закупки) в случае расторжения контракта с победителем, если он нарушил условия контракта.

Для недопущения необоснованного занижения цен недобросовестными участниками закупок, не планирующими исполнять обязательства по заключенному контракту, запрещается выплата аванса по контракту в случае, если в результате проведения торгов цена контракта снижена на 25% и более.

Кроме того, законом предусматривается допуск к участию в аукционе по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства только после подтверждения участником наличия необходимого опыта выполнения аналогичных работ.

При закупках строительных работ исключается обязанность участника заполнять в заявке множество параметров и характеристик, учитывая, что все они уже содержатся в проекте и по общему правилу не подлежат изменению без соответствующего изменения самого проекта.

При нарушении срока исполнения контракта по строительству по вине подрядчика дается возможность однократного продления срока действия такого контракта по соглашению сторон на срок, не превышающий первоначальный срок действия контракта, исходя из объема и характера невыполненных работ. Расширяются случаи проведения закупок товаров, работ, услуг за единицу товара, работы, услуги вне зависимости от объекта закупки, если определить объем необходимых товаров, работ, услуг на момент закупки невозможно.

Кроме того, закон дает возможность изменить существенные условия контракта в случае его заключения с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

“Это позволит заказчику, в том числе, изменить срок и цену таких контрактов, поскольку в случае с единственным поставщиком заключение нового контракта с другим лицом не представляется возможным или нецелесообразно ввиду риска недостижения цели эффективного расходования бюджетных средств”, – говорится в пояснительной записке.

Поправки ко второму чтению

Ко второму чтению было одобрено 79 поправок.

Как подчеркнул первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев, вместо плана закупок на три года и плана-графика на каждый год теперь будет только один план-график, утверждаемый на три года, то есть на срок действия соответствующих актов о том или ином бюджете.

При этом планы-графики будут формироваться заказчиками параллельно с составлением и рассмотрением проектов соответствующих бюджетов, что позволит наиболее точно отразить в таких планах текущие потребности заказчиков. Изменения, касающиеся плана-графика, вводятся в действие с 1 октября 2019 года.

Правительство РФ наделяется правом установить требования к форме таких планов, порядку формирования, утверждения и внесения в план-график изменений, а также к порядку размещения таких планов в единой информационной системе (ЕИС).

Одновременно поправками предусмотрено, что изменения в план-график могут вноситься всеми заказчиками не позднее, чем за 1 день до дня размещения извещения о проведении закупки (сейчас такой срок составляет 10 дней), что опять же будет способствовать оперативному осуществлению закупок, указал депутат.

Предлагается закрепить право заказчика устанавливать в документации о закупке при необходимости гарантийные обязательства к товару, работе или услуги, то есть обязательность предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) гарантийного срока товара, работы, услуги и (или) объема предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара.

По порядку проведения электронного аукциона поправками также предусмотрено существенное нововведение – срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе с 1 июля 2019 года будет составлять 3 рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, а не 7 дней, как это предусмотрено сейчас.

При проведении запроса предложений, как в бумажной, так и в электронной форме поправками предусматривается возможность в случае, если не поступило ни одной заявки, провести либо новую закупку либо заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), согласовав предварительно такой контракт с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Поправками исключаются положения о необходимости размещения в ЕИС извещения о том, что закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Поправки по итогам диалога с правительством

Перед анием за закон в третьем чтении депутаты вернули его во второе чтение, чтобы принять дополнительные поправки. “Ко второму чтению законопроекта совместно с правительством было подготовлено более 70 поправок.

Однако оставалось еще пять, очень важных, существенно улучшающих законопроект, по которым нам не удалось прийти к единой позиции.

Вчера, в ходе ежегодного отчета правительства в Госдуме, мы вышли на компромиссное решение”, – сказал журналистам председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Спикер отметил, что “принятые дополнительно поправки упростят конкурсные процедуры, в том числе, для малого бизнеса, а также облегчат получение лекарств тяжелобольным людям.

В частности, закупку лекарств на сумму до 1 млн рублей можно будет осуществлять без проведения конкурсных процедур – речь идет о препаратах, которые назначаются по решению врачебной комиссии, например, в случае индивидуальной непереносимости аналогов.

В настоящее время такие закупки можно делать на сумму, не превышающую 200 тыс. рублей.

Малый бизнес, хорошо зарекомендовавший себя в работе по госконтрактам, будет освобожден от обязанности предоставлять обеспечительные меры в виде залогов и гарантий, указал спикер.

Повышается ценовой порог для “коротких” аукционов, по которым на подачу заявок отводится всего семь дней, с нынешних 3 млн рублей до 300 млн, а в строительстве – до 2 млрд рублей (в редакции первого чтения было 50 млн и 500 млн соответственно). При этом для торгов в сфере строительства и капремонта вводится предквалификация участников.

То есть в таких закупках смогут участвовать только поставщики, уже имеющие опыт в строительстве, и это послужит дополнительной гарантией, что работы будут выполнены качественно.

Поправками также предусматривается, что в случае расторжения контракта с победителем конкурса или аукциона заказчик сможет заключить договор с участником закупки, которому по итогам рассмотрения заявок присвоен второй номер.

Володин отметил, что рабочая группа Госдумы по проведению анализа и совершенствованию процедур закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд группа продолжит свою работу и после принятия закона. По его словам, “еще один блок поправок в закон о госзакупках может быть внесен уже осенью”.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/6347773

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.