Закупки-2019: изменения в сфере закупок и новые законопроекты

Содержание

Основные новшества контрактной системы в 2019 году | Контур.Закупки

Закупки-2019: изменения в сфере закупок и новые законопроекты

Контрактная система продолжает обновляться. Изменения этого года будут не такими масштабными, как во второй половине 2018, но они тоже весьма существенны. Некоторые из них уже заработали, другие приняты, но еще не вступили в силу. Рассмотрим главное из того, что непосредственно затронет поставщиков и заказчиков.

Сокращение срока обжалования

Вступает в силу с 12 мая

Обжаловать действия или бездействие заказчика, его комиссии, сотрудников контрактной службы, ЭТП или специализированной организации теперь можно в течение 5 дней с даты опубликования протокола. Раньше срок составлял 10 дней. Правило не распространяется на жалобы, которые подаются в отношении извещения, закупочной документации и итогового протокола.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям

Вступает в силу с 1 июля

Каждая ЭТП ведет реестр участников, и в него включаются в том числе документы, подтверждающие его соответствие дополнительным требованиям. Поэтому если поставщик планирует принимать участие в торгах, на которые распространяется постановление правительства № 99 (то есть предъявляются дополнительные требования к участникам), то он должен подготовиться заранее.

Документы, которые подтверждают соответствие требованиям, должны быть загружены участникам в личный кабинет на ЭТП. Площадка обязана удостовериться, что с этими документами все в порядке.

Подразумевается техническая сторона, то есть наличие нужных и актуальных документов, их подпись ЭЦП.

Участники, у которых будут такие документы, смогут подать заявки на процедуры, которые попадают постановление № 99.

При этом во вторую часть заявки информацию, подтверждающую соответствие доптребованиям, уже включать не нужно. Если же такие файлы не загружены на ЭТП, то на подобные торги участника подать заявку не сможет.

Изменение в аукционных заявках

Вступает в силу с 1 июля

Лимит НМЦК коротких аукционов существенно возрос. Теперь заявки будут приниматься в течение 7 дней, если начальная максимальная цена до 300 млн рублей включительно, а если речь о строительстве — до 2 млрд рублей. На более дорогие процедуры заявки будут приниматься в течение 15 дней.

Изменение коснулось и срока рассмотрения заказчиком первых частей аукционных заявок. Если НМЦК более 300 млн рублей (для строительства — более 2 млрд рублей), то заявки заказчик теперь должен рассматривать в течение 3 рабочих дней. Раньше на это ему отводилось 7 дней.

Дата аукциона

Вступает в силу с 1 июля

До изменений аукцион проводился в рабочий день, который следовал по прошествии 2 дней с публикации протокола рассмотрения первых частей заявок. Новые правила таковы:

  • в общем случае аукцион проводится на следующий рабочий день после даты опубликования протокола рассмотрения первых частей заявок;
  • строительные аукционы проводятся через 4 часа после окончания времени подачи заявок.

Почему такая спешка со строительными аукционами? Это связано с описанными далее изменениями в указанной сфере.

Изменения в строительных закупках

Проектная документация в строительстве включается в состав закупочной

Вступает в силу с 1 июля

В закупочную документацию в обязательном порядке должна включаться проектная документация. При этом первая часть заявки будет состоять только из согласия поставщика. Таким образом, подавая свою заявку, участник строительного аукциона лишь подтверждает, что согласен выполнить работы в соответствии с проектной документацией.

Заказчику нечего будет изучать в первой части заявки и незачем будет ее оценивать. Поэтому и протокола рассмотрения первых частей в строительных аукционах не будет. А значит, не нужно закладывать время на то, чтобы участники ознакомились с итогами оценки и при необходимости могли их обжаловать.

Следовательно, аукцион можно проводить практически сразу после того, как поданы заявки.

Изменение объема и видов строительных работ

Вступает в силу с 1 июля

В строительных контрактах виды работ или их объем можно будет менять при том условии, что цена изменяется не более чем на 10%.

Эта возможность будет полезна, если в ходе исполнения контракта выяснится, что в техническое задание был включено не все.

То есть выявятся какие-то дополнительные работы, необходимость которых на момент составления задания не была явной.

Изменение стоимости длинных строительных контрактов на 30%

Вступает в силу с 1 июля

При исполнении определенных условий цена уже заключенного строительного контракта может быть увеличена за сумму до 30%. Условия следующих:

  1. Контракт заключен на срок более года.
  2. Его цена не менее лимита, утвержденного Правительством.
  3. Исполнить контракт по цене заключения невозможно по объективным причинам, которые не зависят от сторон.
  4. Орган исполнительной власти согласовал увеличение цены.

Изменение срока строительного контракта

Вступает в силу с 1 июля

Если контракт на строительные или аналогичные работы не исполнен в срок, его можно однократно продлить. Условия такие:

  • контракт не был исполнен по вине подрядчика или по обстоятельствам, которые не зависят от сторон (в том числе при изменении проектной документации);
  • срок продления не должен превышать первоначальный срок исполнения.

Проведение закупки без установленного объема

Вступает в силу с 1 июля

Заказчик не всегда может заранее определить точный объем товаров или услуг, которые ему понадобятся. С июля 2019 года в документации можно указывать:

  • начальную максимальную цену контракта;
  • начальную цену единицы товара или услуги;
  • начальную сумму цен единиц товаров/услуг.

При этом контракт будет заключаться по НМЦК, и торг пойдет за уменьшение стоимости единицы ТРУ. Соответственно, чем меньше будет стоимость единицы, тем больший объем заказчик сможет получить на сумму контракта.

Изменение лимита проведения малых закупок

Вступает в силу с 1 июля

В общем случае закупки малого объема без проведения конкурентной процедуры можно будет заключать при цене контракта 300 тыс. рублей. Этот порог увеличен с 100 тыс. рублей. Еще больше вырос лимит для лекарств — с 200 тыс. до 1 млн рублей.

Возможность заключить контракт при несостоявшемся запросе предложений

Вступает в силу с 1 июля

Если запрос предложений не состоялся, то есть не было подано ни одной заявки или ни одна из них не была допущена, теперь можно заключить контракт с единственным поставщиком. Однако это нужно будет согласовать с контролирующим органом. Раньше в 44-ФЗ это прописано не было, то есть имел место законодательный пробел, который ныне устранен.

Обеспечение заявок

Уточнение размера обеспечения

Вступает в силу с 1 июля

В законе прописано, что заказчики обязаны устанавливать обеспечение заявки, если цена контракта более 5 млн рублей. При НМЦК от 5 до 20 млн рублей обеспечение составляет 0,5-1 %, а при НМЦК выше 20 рублей — 0,5-5%.

Вместе с тем есть уточнение, что Правительство может установить иные лимиты для обязательного обеспечения заявки. И оно этим правом воспользовалось — постановлением № 439 этот порог снижен до 1 млн рублей.

Однако из закона не было понятно, в каком размере должно быть установлено обеспечение в таком случае. Эта недосказанность была устранена — в законе прописали, что при НМЦК не более 20 млн рублей обеспечение заявки составляет 0.5-1%.

Уточнение правила третьей отклоненной заявки

Вступает в силу с 1 июля

В пункте 27 статьи 44 установлено правило третьей отклоненной заявки. Суть в следующем: если в течение квартала ЭТП отклоняет третью заявку участника по второй части, обеспечение заявки ему не возвращается, а перечисляется в бюджет.

Однако из этой формулировки были не совсем понятны нюансы. Например, третью заявку участника отклонили по второй части и не вернули обеспечение. Он подает заявку на следующую процедуру, ее вновь отклоняют по второй части.

Будет ли в этом случае обеспечение ему возвращено? Теперь этот вопрос снимается.

В соответствии с новой формулировкой, не будет возвращено обеспечение каждой третьей заявки, отклоненной по второй части за календарный квартал.

Правило не распространяется на случаи, когда отклонение заявки происходит по решению ФАС или суда. Если такое отклонение является третьим, его не учитывают.

Обеспечение контракта для СМП

Вступает в силу с 1 июля

Если закупка проводится для СМП и СОНО, то размер обеспечения исполнения контракта устанавливается от его цены, а не от НМЦК. При этом оно не может быть меньше аванса.

Субъекты малого бизнеса и некоммерческие организации могут быть и вовсе освобождены от обеспечения. Такой субъект должен представить сведения о трех контрактах из реестра, исполненных за 3 последних года без каких-либо санкций.

Суммарная цена цен этих контрактов должна быть не менее НМЦК того контракта, который СМП заключает в настоящий момент.

Обеспечение гарантийных обязательств

Вступает в силу с 1 июля

У заказчика появляется право устанавливать требования к гарантийным обязательствам. Если они установлены, то исполнитель обязан эти обязательства обеспечить.

Предоставляется такое обеспечение денежными средствами или банковской гарантии, способ можно впоследствии изменить. Сумма обеспечения должна быть не более 10% от НМЦК.

Если требование гарантийных обязательств установлено, то приемку товара или услуги можно осуществлять только после того, как внесено рассматриваемое обеспечение.

Уточнения по антидемпинговым мерам

Вступает в силу с 1 июля

Вносятся изменения в формулировки, описывающие антидемпинговые меры. Это делается для того, чтобы устранить двоякие трактовки.

Теперь будет явно указано, что участник может подтвердить свою добросовестность информацией, которая содержится в реестре контрактов и подтверждает, что в течение трех последних лет (то есть 3 года до дачи подать заявки) он исполнил 3 контракта.

При этом исполнение должно быть без санкций, а цена одного из этих контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.

Уменьшение цены этапа контракт

Вступает в силу с 1 июля

Если контракт делится на этапы поставки или исполнения работы, и цена каждого из них выделена, то снижается она пропорционально снижению общей стоимости контракта в ходе торгов. В реестр контрактов передается информация:

  • о цене, сроке исполнения и оплате каждого отдельного этапа;
  • о заключении экспертов, если проводится независимая экспертиза.

Заключение контракта с участником № 2

Вступает в силу с 1 июля

Если контракт расторгнут, а сведения об исполнителе поступили в РНП, то у заказчика появляется возможность сотрудничать с участником, занявшим в закупке второе место. Конечно же, если этот поставщик согласен доделать работу или допоставить товар.

Изменения для учреждений культуры

Вступает в силу с 31 июля

В сфере культуры лимит малых закупок составлял 400 тыс. рублей, теперь же он повышается до 600 тыс. При этом такие закупки должны составлять не более 50% от СГОЗ и не более 30 млн рублей в год. Кроме того, расширен список организаций, на которые распространяется это правило. В него включены дома ремесел и дома народного творчества.

Новые правила планирования закупок

Вступает в силу с 1 октября

Пока заказчики составляют 2 документа — план закупок и план-график. Со следующего года будет только 1 документ — план-график. Причем в нем будет содержаться меньше сведений, чем в сегодня в двух документах.

Изменения авансирования

Вступает в силу с 1 октября

Если в закупке предусмотрен аванс, информацию о нем нужно в обязательном порядке включать в извещение. Если же аванс платится поэтапно, то необходимо отразить информацию о таких этапах и долях выплат на каждом из них в процентном соотношении.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/osnovnye-novshestva-kontraktnoj-sistemy-v-2019-godu/

Новые изменения 44-ФЗ, который вступят в силу с 1 июля 2019 года

Закупки-2019: изменения в сфере закупок и новые законопроекты

В этой статье мы расскажем о новом пакете изменений в 44-ФЗ, которые вносит Законопроект № 682010-7. По словам авторов проекта, закон призван упростить закупки. Он содержит 126 поправок, о самых важных из них для поставщика, мы расскажем в этой статье. Все они вступят в силу в 2019 году, но в разный период времени.

Основная часть вступит в силу 1 июля 2019 года, вместе с правками, которые внес закон 504-ФЗ

Итак, начнем по порядку:

Через 10 дней после опубликования законопроекта

  • Исключили понятие фиксированной суммы штрафа и установили точный размер пени для поставщика — 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ.
  • Сократили срок проверки сведений от Заказчика о включении Поставщика в РНП: теперь 5 дней вместо 10. И до 5 дней, с даты размещения протокола рассмотрения заявок, сократился срок обжалования действий или бездействий Заказчика.(ч. 3-4 ст. 105)

Через 90 дней после опубликования законопроекта

  • Из 93 статьи убрали извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика. Публиковать его больше не требуется.
  • Из 94 статьи убрали часть про экспертов. Утратит силу часть 4 о том, что Заказчик обязан привлекать экспертов к проведению экспертизы поставленного товара.

С 1 октября 2019 года

С октября в силу вступят правки в 44-ФЗ, связанные с планированием закупок. Это нововведение касается Заказчиков.

Планы закупок, в том виде, в котором он представлен сейчас — убирают. Останется упрощенная версия плана закупок и плана-графика. Регламентировать работу с ним будет новая редакция статьи 16 — Планирование закупок. 

О других изменениях, которые также вступили в силу в этом году, мы писали в этой статье.

И самый большой блок изменений вступит в силу с 1 июля 2019 года.

Изменения 44-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2019 года

С 1 июля вводится понятие начальной суммы цен единиц товара, работ или услуг. То есть нововведения будут регламентировать закупки, в которых невозможно определить объем или количество ТРУ.

Теперь можно будет закупать по цене единицы товара без ограничения по видам продукции. Заказчики будут обосновывать цену единицы, электронный аукцион будет проходить путем снижения начальной суммы цен единиц и т.д. Обеспечение заявок в таких случаях будет рассчитываться от максимального значения цены контракта.

(Доп. ч. 24 ст 22)

Операторы электронных торговых площадок будут вести реестр участников закупок, аккредитованных на ЭТП.

Реестр будет содержать:

  • наименование компании (ФИО физ. лица или ИП)
  • ИНН
  • Дату аккредитации на ЭТП
  • Иные документы, предусмотренные 44-ФЗ

(Доп. ч. 4.1 ст. 24.2)

Предквалификация по дополнительным требованиям части 2 и 2.1 статьи 31 44-ФЗ будет проводиться на электронной площадке. Участники отправляют подтверждающие документы оператору и в течение 5 рабочих дней он принимает решение:

  1. О размещении этих документов;
  2. Об отказе о размещения, по причинам: 

● несоответствия предоставленных документов;

● нарушения порядка отправки этих документов.

В течение 1 часа, с момента принятия решения, оператор ЭТП направляет участнику уведомление. Если в размещении документов отказано, то будет указана причина.

(Доп. ч. 4.2 ст. 24.2)

С 1 юля 2019 года будет применяться новый вариант подтверждения добросовестности при НМЦК выше 15 млн рублей и падением на 25% и больше.

В текущей версии 3 варианта подтверждения:

  1. 3 контракта за год без штрафов
  2. 4 контракта за 2 года, 75% без штрафов
  3. 3 контракта за 3 года без штрафов

Цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20% НМЦК, указанной в извещении о проведении закупки, в которой участвует этот поставщик.

Оставили только последний вариант: 3 исполненных без штрафов контракта за последние 3 года. При этом цена одного из таких контрактов также должна составлять не менее чем 20% НМЦК, указанной в извещении об осуществлении закупки.

(Ч. 3 ст 37)

Практически убрали аванс. Выплата аванса не допускается при исполнении контракта, с падением цены на 25% и больше.

(доп. Ч. 13 ст. 37)

В размере обеспечения заявки убрали порог в 5 миллионов. Теперь обеспечение составляет:

  1. от 0,5% до 1% процента НМЦК, если размер НМЦК до 20 миллионов рублей
  2. от 0,5% до 5% — если НМЦК более 20 млн.

Напоминаем, что в 44-ФЗ не закреплена ставка для интервала НМЦК от 1 млн руб до 5 млн руб. Минфин по этому поводу высказался, что ставка должна составлять также от 0,5% до 1%. Поэтому смысла в этом пороге – 5 млн руб, как такового, нет.

(При НМЦК до 1 млн руб Заказчик вправе не устанавливать обеспечение участив закупке вообще).

(П.1 ч.16 ст. 44)

Сейчас, если три заявки отклоняют по вторым частям в течение 1 квартала на 1 площадке, обеспечение последней перечисляется в бюджет. Согласно новым правкам 44-ФЗ, с 1 июля 2019 года, будут списывать обеспечение каждой третьей заявки.

Например, если в течение 1 квартала (считается от даты поданной заявки, а не календарный квартал) на одной площадке, у Вас отклонили 7 заявок, то обеспечение 3-ей и 6-ой уйдет в бюджет.

(Ч. 27 ст.44)

Изменят сумму НМЦК, при которой извещение публикуется не менее, чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок.

Порог подняли с 3 млн. руб. до 300 млн. руб. А в случае строительных работ он составит 2 млрд руб.

(Ч. 2-3 ст. 63)

Во всех остальных случаях, Заказчик должен опубликовать извещение, не менее, чем за 15 дней до окончания приема заявок на участие в электронном аукционе.

Для упрощения строительных закупок ввели согласие. Если в электронном аукционе размещена проектная документация, то от участника в первой части заявки требуется только согласие.

(Доп. ч. 3.1 ст. 66)

Изменился срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Сейчас 7 дней — а с 1 июля будет 3 рабочих дня.

(Ч. 2 ст. 67)

Электронный аукцион будет проводиться на следующий день после рассмотрения первых частей.

А если к документам закупки приложена проектная документация, проведение электронного аукциона пройдет через 4 часа после окончания подачи заявок.

(Ч. 3 ст. 68)

Шаг электронного аукциона по-прежнему от 0,5% до 5% от НМЦК. Но прошлогоднее новшество про «шаг не менее ста рублей» исключили.

(Ч. 6 ст. 68)

Если запрос предложений или запрос предложений в электронной форме признан несостоявшимся, потому что не подано ни одной заявки, Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика.

Пока разрешается проводить только новую закупку. После 1 июля можно будет как провести новую, так и заключить контракт с единственным поставщиком.

(Ч. 19 ст. 83)

Увеличат порог НМЦК для закупки у единственного поставщика:

Сейчас заключать контракт с единственным поставщиком можно в закупках, цена которых не превышает 100 тысяч рублей

С 1 июля можно будет заключать контракты до 300 тыс руб. (ч. 1, п. 4, ст.93)

А при закупке лекарственных препаратов, которые назначаются по решению врачебной комиссии, Заказчик вправе заключить контракт на сумму, не превышающую 1 млн. руб. Сейчас цена контракта не должна превышать 200 тыс руб. (ч.1. п 28, ст 93)

Расширили список случаев, когда можно вносить существенные изменения в условия контракта:

  1. При выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При условии изменения цены контракта не более чем на 10%. (Доп подпункт «в», п.1 ч.1 ст.95)
  2. При исполнении контракта на строительство, заключенного на срок не менее года, по независящим от сторон обстоятельствам. При этом должно быть обоснование в письменной форме о необходимости этих изменений и о том, что данные существенные изменения не приведут к увеличению срока исполнения и цены контракта более, чем на 30%. (Доп п.8 ч.1 ст.95)
  3. Можно один раз изменить срок исполнения строительного контракта, если его невозможно выполнить вовремя по независящим от сторон обстоятельствам. При этом он не должен превышать сроки исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. (Доп п.9  ч.1 ст.95)
  4. В случае заключения контракта с единственным поставщиком в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч.1 ст. 93  (Доп п.10 ч.1 ст. 95)

Эти пункты:

○ Монополии

○ Вода, тепло, газ

○ Управление многоквартирным домом

○  и ремонт нежилых помещений

○ Электричество

○ Аренда нежилого здания

○ Лечение за рубежом

○ Иностранные юридические услуги

В случае, если принято решение о включении победителя электронной закупки в РНП, Заказчик может расторгнуть контракт и заключить его со вторым участником, если он согласится.

(Доп. ч. 17.1 ст. 95)

Победитель от СМП, СОНКО освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, если смогут подтвердить положительный опыт участия в закупках.

Для этого необходимо будет предоставить информацию из реестра контрактов. У Поставщика должно быть 3 исполненных контракта в течение 3 лет без штрафов.

Сумма цен таких контрактов должна быть не меньше НМЦК, указанной в извещении и документации.

(Доп. ч. 8.1 ст. 96)

Это основной блок изменений в законе «О контрактной системе..», включающий в себя пункты особо важные для поставщиков, которые мы описали доступным языком. С полным списком нововведений можно ознакомиться, прочитав текст Законопроекта.

©ООО МКК «РусТендер»

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Статьи по теме

Нововведения с 1 января 2019 года в госзакупках

Банки для спецсчетов

Спецсчет для участия в торгах

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/44-fz/novyj-paket-izmenenij-44

Какие изменения произошли в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ за 3 квартал 2019 года | IT-компания Простые решения

Закупки-2019: изменения в сфере закупок и новые законопроекты

Подготовили дайджест за 3 квартал. В новости расскажем о важных нововведениях в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ, которые недавно вступили в силу или начнут действовать в ближайшее время.

В госконтрактах с единственным поставщиком можно не указывать:

  1. Порядок и срок оплаты, при условии, что заказчик рассчитывается с исполнителем в течении 30 календарных дней после подписания документа о приемке товара (работы, услуги).
  2. Все штрафы, предусмотренные законом 44-ФЗ.
  3. Порядок и сроки приемки.
  4. Условие об удержании НДФЛ, если поставщик — физическое лицо.

С 14 августа нужно будет иначе рассчитывать штрафы за ненадлежащее исполнение госконтрактов для СМП и СОНКО

Изменился размер штрафа за ненадлежащее исполнение контрактов, заключенных по итогам закупки у СМП и СОНКО. По новым правилам он составит 1% от цены контракта или его этапа, но не менее чем 1000 рублей и не более чем 5000 рублей.

По-другому будут рассчитывать и штрафы для исполнителей тех контрактов, которые заключены по результатам закупки, проведенной на повышение цены. Если контракт заключат с участником, предложившим цену больше НМЦК, штрафы за нарушения обязательств рассчитают исходя из цены контракта. В других случаях продолжат определять сумму штрафа отталкиваясь от НМЦК.

С 1 сентября вступили в силу новые правила закупки радиоэлектронной продукции

С этой даты правило «третий лишний» при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции применяется заказчиками в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

Если оборудование есть в перечне постановления, заказчик сначала ищет его в Реестре отечественных товаров на сайте Минпромторга. Если нужной продукции в Реестре нет или она не соответствует требованиям, закупку проводят без ограничений. Если товар произведен в России, закупку проводят с преференциями для отечественных производителей.

Заявку с иностранными товарами отклонят по принципу «третий лишний»: если есть две заявки с продуктами из Реестра российских товаров и при этом от разных производителей. Радиоэлектронная продукция считается российской, только если включена в Реестр.

Для подтверждения такого статуса участник закупки должен в составе заявки предоставить декларацию о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре с указанием номера реестровой записи.

Правила, по которым радиоэлектронную продукцию включают в перечень, прописаны в постановлении № 878.

С сентября применяют новые типовые контракты от Минтранса России

С 3 сентября в закупках на регулярные перевозки пассажиров и багажа автотранспортом, а также городским наземным электрическим транспортом применяют типовые контракты. Их потребуется применять, если предмет закупки относится к кодам по ОКПД2 49.31.21 и 49.39.

11, то есть при закупке услуг по городским, пригородным, междугородным и международным перевозкам сухопутным транспортом пассажиров и следующих с ними багажа и животных. Например, это касается перевозок автобусами, трамваями или троллейбусами.

Отметим, к данным кодам не относятся железнодорожные перевозки.

С 26 августа 2019 года заказчики обязаны применять типовые условия, если предметом закупки являются работы, которые относятся к следующим кодам ОКПД2:

  • 42.11.20.000 — работы по строительству автомагистралей, улично-дорожной сети, прочих автомобильных или пешеходных дорог, ВПП аэродромов;
  • 42.13.20.000 — работы по строительству мостов и тоннелей.

Также МЧС разработала проекты типовых контрактов на закупку товаров, работ, услуг в сфере пожарной безопасности, а Минздрав РФ планирует обновить типовой контракт на поставку лекарств с учетом поправок к Закону № 44-ФЗ.

С 25 сентября установили правила, по которым участники закупки с дополнительными требованиями взаимодействуют с ЭТП

На основании Постановления Правительства России № 1202 от 14 сентября 2019 года, с 25 сентября начнут действовать правила, по которым участники аукционов будут передавать операторам электронных площадок документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям.

Чтобы участвовать в закупке с дополнительными требованиями, участник должен будет заполнить на электронной площадке форму. В ней нужно указать:

  • свой номер в соответствии с единым реестром участников государственных закупок;
  • номер позиции (берется из приложения № 1 к Постановлению Правительства № 99);
  • цену исполненного контракта (договора), который подтверждает наличие опыта;
  • информацию, подтверждающую правопреемство (при наличии).

ИНН и сведения о наименовании участника сформируются в автоматическом режиме. К форме прилагаются копии документов, которые подтверждают соответствие дополнительным требованиям. Это могут быть, например, сканы бумажных документов.

На проверку у оператора будет 5 рабочих дней. В размещении информации в реестре участников откажут, в частности, если представленные документы или их копии не будут соответствовать перечню, приведенному в приложении № 1 к Постановлению № 99. Однако участник сможет после устранения недостатков направить документы повторно.

С 1 октября проще найти закупку с авансом

В соответствии с п. 12 статьи 42 44-ФЗ заказчика обязали указывать в извещении о проведении закупки сведения об авансе за весь контракт или за отдельные его этапы.

С 1 октября заказчикам разрешили не составлять планы закупок

Планирование с 1 октября 2019 года осуществляется по новым правилам. Теперь не нужно формировать план закупок. Заказчикам с 2020 года надо будет формировать один документ о планировании — план-график закупок. Вместе с тем, план-график закупок придется составлять на срок действия бюджета, а именно на очередной финансовый год и плановый период.

Изменения в закупках по 223-ФЗ

Постановление правительства от 18.09.2019 № 1205 с 1 января 2020 года вносит два новшества.

Объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства увеличится

Общий объем произведенных закупок в год у субъектов СМП должен будет составлять не меньше 20%. При этом удельный вес стоимости договоров с субъектами СМП по результатам проведения государственных закупок, в которых имеют право принимать участие только вышеуказанные субъекты, возрастет до 18%.

Средний и малый бизнес будет быстрее получать оплату договоров

Правительство РФ утвердило постановление № 1205 от 18 сентября 2019 года, в соответствии с которым оплачивать заключенные с субъектами среднего и малого предпринимательства договоры придется быстрее.

Так, предприниматели будут получать денежные средства в течение 15 рабочих дней, а не в течение 30 календарных дней, как в данный момент. Срок будет сокращен для всех ситуаций:

  • если закупка была произведена на общих основаниях;
  • если субъекты СМП выступали субподрядчиками;
  • если участвовать в закупке могли лишь субъекты СМП.

Вместо каждодневного поиска, рутинного отслеживания и трудоёмкого анализа закупок на каждой площадке по отдельности работайте сразу со всеми торговыми площадками легко и приятно в дружелюбном облачном сервисе Контур.Закупки.

Источник: https://pro126.ru/news/detail/index.php?ID=2430

Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2019 года

Закупки-2019: изменения в сфере закупок и новые законопроекты

Серьезная основа для реализации целого комплекса изменений в закон 44-ФЗ была заложена еще в прошлом году. Благодаря тому, что все закупки были переведены в электронные форматы, сама по себе процедура закупок упростилась и ускорилась.

В результате реформы были отобраны 8 электронных торговых площадок (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Национальная электронная площадка, Zakaz RF, Российский аукционный дом (РАД), Электронная торговая площадка ГПБ, ТЭК-Торг.

Все они взаимодействуют с 22 коммерческими банками и Единой информационной системой (ЕИС).

Контрактная система развивается согласно принятой Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, в которой обеспечение конкурентной и прозрачной системы закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд определяется в числе ключевых направлений в рамках реформирования системы управления финансами.

Нововведения, которые ускорят проведение закупок

1. Сокращен срок для размещения извещения о закупке

С 1 июля 2019 года извещение можно размещать на следующий день после изменения плана-графика. А пока действует значительно более длинный срок — не ранее чем через 10 дней после внесения изменений в план-график.

2. Повышаются границы начальной (максимальной) цены (НМЦ) короткого аукциона — со сроком размещения извещения 7 дней

Раньше для подобных аукционов действовало ограничение — они могли проводиться только для закупок менее 3 млн руб. С 1 июля планка увеличивается до 300 млн руб., а для строительных работ — до 2 млрд руб. Тем самым будет в разы увеличено количество закупок по ускоренной процедуре.

3. Сокращаются сроки рассмотрения заявок и проведения торгов

Сроки в аукционе меняются и у заказчика. На рассмотрение первых частей заявок в коротком аукционе остается 1 рабочий день. А сроки для длинного аукциона заметно сократились: если НМЦ более 300 млн руб. или 2 млрд для работ по строительству, время сокращается с 7 до 3 рабочих дней.

4. Изменился день начала торгов

С 1 июля это первый рабочий день, следующий за датой рассмотрения первых частей заявок. А для строительных работ — через 4 часа после опубликования протокола по первым частям. При этом время назначает площадка, и это местное время заказчика.

Чем обусловлены 4 часа для строительных работ? Прежде всего тем, что теперь в аукционную документацию обязательно входит проектная документация.

 Таким образом, участнику совсем необязательно в первую часть заявки вставлять длинный список того, что он согласен сделать. Он просто может поставить свое согласие без какой-либо дополнительной информации.

Заказчик не будет составлять протокол по первым частям заяки.   

Рассмотрение протокола первых частей совпадает с временем окончания подачи заявок. Поскольку протокола нет, аукцион по стройке начинается через 4 часа после срока окончания подачи заявок. 

5. Меняется шаг аукциона  

Исчез не так давно введенный нижний лимит — 100 руб. Теперь его нет. Однако при переходе через «0» шаг аукциона меняется. Фактически можно предлагать от 0 до 5 % от МЦК при переходе через «0», а это 100 млн руб.

Таким образом, шаг аукциона может быть от 0 до 5 млн руб.  

6. Появляется право заключить контракт с любым поставщиком, удовлетворяющим требования, если в рамках одной процедуры два раза не поступают заявки

Сейчас закон обязывает в этом случае инициировать новую процедуру, в результате растягиваются сроки торгов.

Поправки в 44-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2019 года, позволят заключать контракт с любым поставщиком, который удовлетворяет требованиям, обозначенным в проектной документации.

Однако это будет возможно только по итогам предварительной проверки такой закупки контролирующими органами.

7. Упрощается и сокращается повторная процедура при одностороннем расторжении контракта

Если расторжение контракта происходит по инициативе заказчика, то сейчас необходимо реализовывать новую процедура, что сильно затягивает сроки реализации проектов.

Изменения в 44-ФЗ дадут заказчику право заключить контракт со вторым победителем той же самой процедуры, но при условии, что предыдущий участник действительно нарушил условия контракта, не справился со взятыми на себя обязательствами и попал в реестр недобросовестных поставщиков. У заказчика появляется не обязанность, а возможность воспользоваться этим правом.

При этом поставщик должен быть согласен на заключение контракта, завершение работ или допоставку предмета закупки.

8. Сокращается время на подачу жалоб на действия заказчика или оператора ЭТП

Сейчас любой участник закупки, который не был отобран в течение 10 дней, может написать жалобу. По регламенту ФАС эта жалоба рассматривается 8 дней.

С июля срок сокращается до 5 дней с момента опубликования протокола. Исключения составляют жалобы на документацию / извещение и на завершающий протокол перед подписанием контракта.

Несмотря на сокращение срока подачи жалоб, за участником, который определен победителем, по-прежнему останется право обжаловать те или иные действия заказчика до момента заключения контрактов.

Такой подход позволяет пресечь злоупотребление необоснованным обжалованием процедур и в то же время гарантировать, что победитель заключит контракт строго в соответствии с законодательством.

9. Для контрактов на выполнение строительных работ появилась возможность изменить объем и срок работ не более чем на 30 %

Сейчас увеличить стоимость контракта можно только в пределах 10 % от заключенного контракта.

Это законодательное новшество учитывает специфику строительной сферы, где нередко возникают непредвиденные обстоятельства.  В таких случаях заказчикам приходится расторгать контракт по согласию сторон, чтобы заново инициировать процедуру.

С 1 июля, если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене, а орган исполнительной власти соответствующего уровня согласует увеличение цены, то тогда цена контракта может быть увеличена, но не более чем на 30 %.

Также возможно однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального, если контракт не был исполнен по виде подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию.

Как повысится конкуренция в закупках

Сейчас низкая конкуренция в большей степени объясняется слишком сложной проектной документацией. Участники вынуждены переписывать огромное количество страниц, при этом всегда есть риск быть исключенным из процедуры из-за какой-либо ошибки.

Поправки в 44-ФЗ с 1 июля будут направлены в том числе и на решение этой проблемы.

В частности, для строительных работ будет требоваться только выражение согласия с опубликованной проектной документацией (без рассмотрения первой части заявки).

Необходимости что-либо переписывать не возникнет. Надо лишь подтвердить, что все описанное в технической документации будет выполнено в установленные сроки.

Чтобы исключить случаи демпинга, предлагается:

1. Проверять наличие опыта реализации аналогичных строительных работ до подачи ценовых предложений и в объеме не менее 20 % контракта.

Сейчас проверка производится после подачи ценовых предложений. Нововведения приведут к тому, что торг будет идти между квалифицированными и опытными участниками, которые способны выполнить контракт.

2. Запретить в случае падения цены более чем на 25 % предоставлять авансы.

В настоящее время не существует ограничений в отношении предоставления авансов.

  • Операторы ЭТП должны вести свой реестр участников закупки

Предполагается, что участники должны аккредитоваться в таком реестре. Он содержит наименование, фирменное наименование — юрлицо; ФИО или физлицо/ИП; ИНН; дату аккредитации на ЭТП; иные сведения и документы в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

При наличии дополнительных требований к участникам закупок (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99) документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, нужно разместить и сохранить в личном кабинете.

Оператор ЭТП рассматривает эти заявки на предмет правильности документов (всё ли в наличии, подписаны ли документы соответствующей электронной подписью и т.д.).

В противном случае оператор возвращает документы, и участник не сможет подать заявку.

Подать заявку на закупку с дополнительным требованием может только тот участник, у которого в личном кабинете есть соответствующие документы.  И это исключает необходимость такие документы включать во вторую часть заявки.

  • Обеспечение гарантийных обязательств

Заказчик вправе установить требования к гарантийным обязательствам. И в этом случае участник обязательно предоставляет обеспечение гарантийных обязательств. Цена этого обеспечения должна быть не более чем 10 % от НМЦК. Способы предоставления — либо деньгами, либо банковской гарантией.

Есть один важный нюанс — документ о приемке ТРУ может предоставляться поставщику только после предоставления обеспечения гарантийных обязательств.

  • Устранены законодательные рассогласования по сумме обеспечения заявки

Если НМЦК до 20 млн руб., то размер обеспечения заявки от 0,5 до 1 % от НМЦК. При этом заказчик обязан установить обеспечение заявки, если НМЦК составляет 5 млн и более. 

Важные изменения в 44-ФЗ для малого бизнеса

Для предпринимателей важно прежде всего снижение финансовой нагрузки. И ряд изменений с 1 июля позволят это сделать.

  • Некоторые субъекты малого бизнеса будут освобождены от обеспечения исполнения контрактов

Сейчас обеспечение исполнения контракта для таких субъектов делается в общем порядке. С июля оно отменяется для тех субъектов, которые обладают опытом реализации контрактов (за последние 3 года) в размере текущего контракта.  

  • Изменится размер и порядок расчета размера обеспечения

Сейчас размер обеспечения считается в процентах от НМЦК. Если в процессе торгов она существенно снижается, то расчет ведется от цены, заявленной победителем. Такой принцип будет действовать в отношении малого бизнеса.   

  • Обязательства по контракту будут разделены

Если сейчас общее обеспечение поставки и гарантийного обслуживания, то с 1 июля предполагается отдельное обеспечение. То есть обязательства по контракту будут разделены на основную часть (поставка товара) и гарантийное обслуживание товаров.

Изменения, упрощающие процесс закупок

  • Совершенствуется порядок планирования закупок

Сейчас заказчикам приходится погружаться в сложный процесс и составлять такие документы, как план закупок, план-график закупок и обоснования к ним.

В результате реформы по планированию закупок с 1 октября 2019 года количество этих документов сократится — останется только план-график. И он будет содержать в целом меньше информации, поэтому его будет проще составлять и отслеживать.

Также станет невостребованным обоснование закупок. От этого документа останется лишь одна позиция — обоснование НМЦК.

  • Узаконены закупки без определенного объема

Заказчик не всегда может сказать, какой объем товаров и услуг ему нужен. Но товары и услуги могут быть разбиты на какие-то элементы, и у этих элементов может быть цена. Например, цена единицы товара или цена единицы услуги.

Если точного объема заказчик не имеет, то он вправе определить начальную цену единицы ТРУ или суммы цен ТРУ. Но контракт будет заключен по максимальному значению цены контракта.

По сути, это та же самая НМЦК, и она не меняется. Но по той цене, которая образуется в результате торгов, заказчик получит больший объем. Это очень важно, в частности, при строительных работах.

  • В малых закупках у единственного поставщика меняется верхний лимит

Сейчас это сумма 100 000 руб. На нее могут осуществить закупку у единственного контрагента заказчики, перечисленные в п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Теперь эта сумма утроится до 300 000 руб. При этом общие лимиты расходов на такие закупки — 2 млн руб. или 5 % от общего объема закупок — продолжают действовать.

  • Увеличивается лимит закупок лекарств по медицинским показаниям

Закупка лекарственных средств у единственного поставщика по решениям врачебной комиссии увеличена с 200 000 руб. до 1 млн руб.

  • Меняется лимит по закупкам у единственного поставщика

Новшества начнут действовать с 31 июля 2019 года. И они коснутся не только увеличения лимита и годового ограничения, но и расширения перечня заказчиков. Список организаций, которые вправе воспользоваться этой возможностью, пополнится домами ремесел и домами народного творчества.

Верхний предел на такую закупку учреждениями культуры пока составляет 400 000 руб., но с 31 июля он увеличится до 600 000 руб.

Меняются также годовые ограничения на такие закупки. Вместо одного варианта
(50 % СГОЗ и до 20 млн руб.) появились два: годовой объем таких закупок не должен превышать 5 млн руб.; годовой объем не больше 50 % СГОЗ и не больше 30 млн руб.

Источник: https://kontur.ru/articles/602

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.