+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Кто и как осуществляет финансовый контроль по 44-ФЗ

Содержание

Кто осуществляет контрольные функции в сфере государственных закупок по нормам ФЗ-44? – Эксперт права

Кто и как осуществляет финансовый контроль по 44-ФЗ

Компетенция указанных выше органов контроля в сфере закупок распределена достаточно сложным образом в зависимости от вида проверок и типа закупок.

Чтобы осуществлять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, лицо должно быть штатным сотрудником.

Таким образом, поскольку контрактный управляющий является должностным лицом заказчика, он, по моему мнению, должен состоять в штате заказчика, то есть быть его работником. Только в этом случае работник централизованной бухгалтерии может быть назначен контрактным управляющим. С 01.07.

2019 в ч. 2 ст. 99 будут внесены изменения. В новой редакции говорится, что контроль проводится в соответствии с утвержденным Правительством РФ регламентом.

В отношении каких лиц осуществляется контроль в сфере закупок

Финансовый контроль в сфере закупок осуществляется также в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности. Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

Что касается региональных и муниципальных контролирующих инстанций, то полномочия в данном случае передаются на основании муниципальных или региональных нормативно-правовых актов.

В отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд — орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. В таком случае Федеральное казначейство на основании соглашений, заключенных в силу ч. 7 ст.

99 Закона о контрактной системе с органами управления государственными внебюджетными фондами, с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями муниципальных образований о передаче Федеральному казначейству полномочий по осуществлению контроля, будет вести контроль и в отношении финансовых органов и органов управления государственными внебюджетными фондами.

Что не подлежит контролю при проведении плановых и внеплановых проверок

Порядок осуществления контроля, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, в том числе порядок действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Контрольный орган в сфере государственных закупок, перечень его полномочий и субъектов, которые он призван проверять, определен действующим законодательством в 44-ФЗ.

Структура администрации муниципального образования (департаменты, отделы) обычно устанавливается Советом народных депутатов.

Структурное подразделение (структурные подразделения), уполномоченное (ые) на определение поставщиков для заказчиков, осуществляющих закупки для нужд соответствующего муниципального образования, определяется на основании нормативно-правовой базы конкретного муниципального образования, в первую очередь его Устава.

Министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Контроль в сфере закупок с 1 июля 2019 года

Так, образовательные организации вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. при совокупном годовом объеме закупок не более 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика, что составит не более 20 млн руб. в год.

В статье расскажем, кто занимается контролем в сфере госзаказа, в отношении кого он осуществляется и что из себя представляют плановые и внеплановые проверки.

Заметим, что как орган внутреннего государственного финансового контроля Федеральное казначейство осуществляет контроль в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд (ч. 9 ст. 99 названного закона).

ФЗ-44 различает несколько ступеней контроля за специалистами. Курировать государственные закупки могут не только властные инстанции, но и общественные организации и даже рядовые граждане.

Контроль за расходами на закупки товаров, работ, услуг

Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией устанавливается порядок осуществления контроля за соблюдением настоящего Федерального закона соответствующими органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Минфин и Федеральное казначейство разработали контрольные соотношения для различных закупочных и финансовых документов. Проверьте по соотношениям, верно ли заполнили документы, прежде чем отправлять информацию и документы на контроль.

Контроль в сфере закупок можно подразделить на «внешний» и «внутренний». «Внешний» контроль осуществляется уполномоченными органами в отношении не находящихся в их ведении или административной подчиненности заказчиков. «Внутренний» контроль осуществляется в отношении подведомственных заказчиков или самим заказчиком в отношении своих закупочных подразделений.

«Внутренний» контроль можно подразделить на ведомственный и контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком.

При отсутствии отметки органа контроля о соответствии информации, включенной в объект контроля, такие объекты контроля не подлежат направлению участникам закупок, а сведения о контракте не подлежат включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну.

В первую очередь хотелось бы остановиться на реализации полномочий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее — ОВГ(М)ФК) в сфере закупок, предусмотренных Бюджетным кодексом и Федеральным законом № 44‑ФЗ.

Ведомственный контроль должен осуществляться в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

На федеральном уровне Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 № 89.

Все государственные органы, ГК «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации должны утвердить регламенты осуществления внутреннего контроля.

Взаимосвязь двух отраслей законодательства должна повлечь за собой преемственность основных идей и принципов.

Законодательство о контрактной системе, по нашему мнению, должно способствовать исполнению бюджетного законодательства, которое регламентирует формирование и исполнение бюджетных расходов, включая контрактуемые расходы.

Однако изучение норм законодательства выявляет несоответствие между ними. В качестве примера можно привести разночтения в толковании полномочий ОВГ(М)ФК в сфере закупок.

В соответствии с договором о централизованном бухгалтерском обслуживании, финансовые операции всех образовательных учреждений нашего района проходят через централизованную бухгалтерию отдела образования. Вправе ли директора образовательных учреждений назначить контрактным управляющим работника централизованной бухгалтерии, который занимался бы закупками всех образовательных учреждений?

Источник: https://prjekspert.ru/kto-osushhestvljaet-kontrolnye-funkcii-v-sfere-gosudarstvennyh-zakupok-po-normam-fz-44.html

Особенности казначейского контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок: контрольный орган, виды контроля и их особенности

Кто и как осуществляет финансовый контроль по 44-ФЗ
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72 (добавочный 784). Это быстро и бесплатно!

Правила в области закупок установлены Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Соответствующее положение содержится в части 5 статьи 99 ФЗ №44. Казначейство проверяет эти аспекты деятельности:

  • Соблюдение объектом контрольных мероприятий бюджетного законодательства и прочих актов, касающихся бюджетного законодательства.
  • Достоверность отчетности о выполнении различных программ.
  • Соблюдение норм, касающихся формирования плана закупок (статья 18 ФЗ №44).
  • Нормирование в области закупок, соответствие статье 19 ФЗ №44.
  • Установление начальной стоимости контракта.
  • Наложение ответственности на поставщика, если последний не выполнил условия контракта.
  • Соответствие исполненной работы или предоставленной услуги тем положениям, которые содержатся в контракте.
  • Своевременность фиксирования выполненной работы и ее результатов в документах.
  • Соответствие работы и ее результатов целям, заявленным в контракте.
  • Отсутствие фактов ненадлежащего расходования.

В части 27 статьи 99 ФЗ №44 указаны полномочия представителей казначейства, актуальные в рамках проверки:

  • Запрашивание всех сведений и документов, нужных для достижения целей проверки.
  • Беспрепятственное посещение помещений, которые связаны с деятельностью предпринимателя.
  • Требование о предъявлении продукции от поставщика, итогов исполненных работ.
  • Осуществление экспертизы.
  • Оформление предписаний об устранении обнаруженных правонарушений.
  • Оформление протокола о нарушении.
  • Подача иска в суд с целью аннулирования контракта.

В части 3 статьи 269.2 БК РФ указано, что проверка представителями казначейства осуществляется в соответствии с ФЗ, предписаниями правительства.

Кого именно проверяют

С начала 2017 года проверка казначейством осуществляется в отношении этих лиц:

  • Госзаказчики, выполняющие закупки от имени РФ за счет денег из бюджета.
  • Бюджетные учреждения, выполняющие закупки на основании части 1 статьи 15 ФЗ №44.
  • Автономные или унитарные субъекты, осуществляющие закупки на основании части 4 статьи 15 ФЗ №44.

Этот перечень не является исчерпывающим. То есть он может дополняться. Актуально это в том случае, если казначейство выполняет функции финансовых органов или структур по управлению внебюджетными структурами.

Перемены в 2019 году

Контроль регламентируется ст. 99 ФЗ №44. Процесс осуществления мероприятий регламентируется Правительственным Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Это Постановление действует давно, однако до начала 2018 года действие некоторых его положений было приостановлено.

Связано это с тем, что в реальности механизм проверки и получения результатов был плохо налажен. Сведения несвоевременно размещались в единой системе, что приводило к возникновению проблем. По этой причине действие ряда условий было остановлено до 1 января 2018 года.

Но теперь федеральные заказчики должны исполнять все положения Постановления.

Порядок осуществления мероприятий

Представители казначейства проверяют эту информацию:

  • Лимиты обязательств на закупку.
  • Выплаты на закупку, их размер и дату операции.
  • Размер денежного обеспечения капитальных вкладов, предусмотренный соглашением о субсидиях на эти вложения.
  • Значительное увеличение начальной стоимости контракта, переход за установленные лимиты.
  • Соответствие кода закупки, прописанного в протоколе об установлении поставщика, коду, указанному в бумаге о закупке.
  • Соответствие начальной стоимости контракта, указанной в проекте, цене, указанной в протоколе установления поставщика.
  • Соответствие стоимости контракта и кода в реестре контрактов стоимости и коду, прописанных в условиях контракта.

Это основные этапы проверки. Контроль обычно заключается в анализе документов, сверке сведений из разных бумаг. Однако иногда перечень мероприятий может быть расширен.

Контрольное мероприятие базируется на сочетании работы Единой системы и системы «Бюджет». Сначала госзаказчику нужно разместить все требуемые сведения в онлайн-кабинете Единой системы. Затем требуется нажать на кнопку «На контроль».

После этого шага все нужные документы идут в Казначейство. Специалисты проверяют документацию на протяжении рабочего дня. Данные, отправленные в реестр, проверяются на протяжении 3 суток.

То есть все операции можно проделать в режиме онлайн.

Результаты контрольных мероприятий

По итогам проверочных мероприятий обязательно предпринимаются какие-либо действия. К примеру, они могут быть следующими:

  • Составление протокола, в котором перечисляются обнаруженные правонарушения. Если обнаружены нарушения, лицо, участвующее в закупке, не вносится в информационную систему вплоть до выполнения предписаний.
  • Проставление отметки о несоответствии информации/документов закону.
  • Если в рамках проверки никаких нарушений не выявлено, субъект вносится в систему.

Проверяемую компанию должны в течение 3 часов уведомить о результатах контрольных мероприятий. Этот срок отсчитывается с момента получения этих результатов.

ВАЖНО! Об итогах мероприятия можно узнать в кабинете ЕС. Если представленная информация соответствует всем нормам, она автоматически помещается в ЕИС. Если же обнаружены несоответствия, заказчик получает протокол о нарушениях. Контрактный орган обязан убрать все нарушения, прислушаться к замечаниям. Затем следует отправлять документы на новое контрольное мероприятие.

Стандартные ошибки при прохождении казначейской проверки

Рассмотрим документы, с которыми наиболее часто возникают проблемы:

  • Планы закупок. Размер спланированных трат не должен выходить за пределы обеспечения. В этом документе следует правильно перечислить все коды.
  • Планы-графики. Начальная максимальная цена контракта не должна быть больше расходов, зафиксированных в плане закупок.
  • Итоговый протокол. Стоимость контракта не должна быть больше начальной максимальной стоимости контракта, указанной в извещении.
  • Контракт. Информация из контрактов (цены и коды) сверяется с той же информацией из итогового протокола.

Основная ошибка госзаказчика – это несовпадение положений. К примеру, в одном документе указан один код, а во втором – другой.

Кто имеет право осуществлять

Общественный контроль могут осуществлять:

  1. Граждане.
  2. Общественные объединения.
  3. Объединения юрлиц.

Согласно ст. 7 Закона «Об общественных объединениях» от 1995 года №82-ФЗ, объединения могут иметь форму общественной организации, фонда, движения, учреждения либо политической партии, органа общественной самодеятельности.

В обязанности государственных и муниципальных органов входит обеспечение указанным лицам возможности проведения контрольных мероприятий. Согласно принятому в 2014 году закону №212 от 2014 года, контрольными функциями были наделены общественная палата, палата субъекта РФ или муниципального образования.

Также общественный контроль могут осуществлять различные советы при федеральных и региональных органах власти, инспекции и наблюдательные комиссии и прочие объединения, созданные с указанными целями.

Данные субъекты общественного контроля наделены такими правами, как:

  1. Мониторинг закупочных мероприятий.
  2. Обращение с жалобой в ФАС или правоохранительные инстанции.
  3. Обращение в судебную инстанцию.
  4. Отправка предложений по совершенствованию системы закупок.
  5. Обращаться к заказчикам с запросами на получение нужной информации (в частности, о проведении торгов или исполнении контрактов).
  6. Публиковать отчеты о проделанной ими работе для всеобщего ознакомления.

Государственный и муниципальный контроль

К федеральным и муниципальным исполнительным органам, осуществляющим контроль закупок, относится ФАС РФ, а также региональные и муниципальные аналогичные ведомства. Данные органы могут осуществлять плановые и внеплановые проверки в отношении субъектов проверки.

Федеральные и муниципальные исполнительные органы имеют право проводить контроль закупок, за исключением области оборонного заказа и вопросов, относящихся к финансовому и казначейскому контролю.

Контроль в сфере государственного оборонного заказа, а также закупок, содержащих сведения государственной тайны, осуществляет Рособоронзаказ, при этом данный орган не может касаться вопросов финансового и казначейского контроля.

Федеральными и муниципальными исполнительными органами, а также учреждениями Рособоронзаказа осуществляется контроль операторов электронных площадок, порядка проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры.

Казначейство Российской Федерации, а также финансовые органы регионального и муниципального уровня, а также органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют казначейский контроль следующих элементов закупки:

  • информации финансового обеспечения ;
  • информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения в планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, в документации и информации в планах-графиках;
  • проектов контрактов с участниками закупок и информации в протоколах определения исполнителей.

Росфиннадзор и аналогичные учреждения субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль следующих категорий:

  • требований к обоснованию и обоснованности закупок;
  • нормирования;
  • обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
  • применения ответственности при нарушениях;
  • соответствия результата закупки его описанию в контракте;
  • надлежащего учета товара, работы или услуги;
  • соответствия использования товара, работы или оказанной услуги целям закупки.

Помимо государственного и муниципального контроля, существуют другие виды контроля, позволяющие охватить правоотношения в области закупок более полно.

Как заказчикам отвечать на обращения в ходе общественного контроля

При получении такого обращения работайте с ним в соответствии с положениями Закона о порядке рассмотрения обращений граждан.

Отвечать на такие запросы необходимо всем заказчикам, а не только органам власти и местного самоуправления.

Однако при подготовке ответов учитывайте требования законодательства о государственной, служебной, коммерческой тайне (см. Письмо Минэкономразвития России от 05.02.2016 N Д28и-193).

Зарегистрируйте поступившее обращение в течение трех дней с момента получения. Учтите, что не имеет значения, в какой форме сформулирован запрос — заявление, жалоба или предложение, отвечать надо на любые запросы (п. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 8 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).

Подготовьте ответ по существу

Источник: https://911urist.com/biznes/kontrol-v-sfere-zakupok-kontrolnyj-organ-vidy-kontrolya-i-ix-osobennosti.html

Кто осуществляет финансовый контроль по 44-ФЗ

Кто и как осуществляет финансовый контроль по 44-ФЗ

Финансовый контроль закупок бывает внутренним и внешним. О том, кто и как контролирует заказчиков и что делать, если проверка выявила нарушения, расскажем в статье.

О видах финансового контроля говорится в ст. 265 БК РФ. Внешний финконтроль входит в обязанности Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Внутренним занимаются, в частности, органы финконтроля в регионах, местные администрации, Федеральное казначейство.

Объектами финконтроля выступают:

  • главные распорядители средств из казны;
  • получатели бюджетных средств;
  • финансовые органы, получающие субсидии, субвенции, межбюджетные трансферты;
  • государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия;
  • госкорпорации и госкомпании;
  • юридические и физические лица, ИП, которые получают деньги из казны на основании отдельного договора или госконтрактов и т.д.

Федеральное казначейство проверяет, соответствует ли размер финобеспечения, указанный в планировании, реальному объему средств, доведенному до заказчика. Кроме того, орган финконтроля следит, чтобы в планах-графиках и извещениях, в проектах контрактах и реестре контрактов была указана одинаковая информация об ИКЗ и финобеспечении.

С апреля 2020 года Казначейство с помощью ЕИС будет проверять соответствие сведений об ИКЗ и объеме финансового обеспечения в извещениях, планах-графиках, итоговых протоколах, условиях проектов контрактов. Порядок казначейского контроля смотрите в ПП РФ от 12.12.2015 № 1367.

Напомним, что в 2019 году возобновился блокирующий контроль для региональных и муниципальных заказчиков. Перед размещением плановых документов заказчик должен пройти контроль у территориального органа федерального казначейства. Пока проверка не пройдена, публикация документов запрещена.

Какие ошибки находит финконтроль во время проверок заказчиков

Проверки заказчиков, помимо ФАС и Федерального казначейства, проводят органы внутреннего финансового контроля. Мы собрали по открытым данным в ЕИС десятки актов проверок и показали примеры самых частых нарушений заказчиков.

Смотреть нарушения

Что включает внутренний финансовый контроль по 44-ФЗ

О полномочиях органов финконтроля сказано в ст. 269.2 БК РФ. Они проводят проверки, ревизии и обследования, могут направлять заказчикам акты и предписания. Также ведут дела об административных правонарушениях, назначают экспертизы.

Список того, что подлежит контролю, дан в ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. С 1 октября 2019 года из него исключили соблюдение требований к обоснованию закупок. Органы финконтроля следят за следующими моментами:

  • соблюдение правил нормирования;
  • обоснование НМЦК;
  • применение мер ответственности в отношении поставщиков-нарушителей;
  • соответствие результатов исполнения контракта его условиям;
  • отражение в документах учета информации о поставленных товарах, выполненных работах и оказанных услугах;
  • соответствие использования поставленного товара целям закупки.

Проверка по финансовому контролю 44-ФЗ

Проверки бывают плановыми и внеплановыми. Первые проводятся в соответствии с календарным планом. Вторые назначаются, если получена информация о нарушении или истекло выданное ранее предписание.

О правах органов финконтроля говорится в ч. 27 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. Они могут направлять запросы с требованием предоставить документы и сведения, которые понадобятся для проверки.

Во время проверок сотрудники органов финансового контроля могут посещать помещения, которые занимает заказчик, требовать предоставления результатов исполнения контрактов. Если обнаружены нарушения, должностные лица выдают предписания.

Также они вправе составлять протоколы и обращаться в суд с исками.

В карточке закупки в ЕИС можно встретить такую надпись: «не пройден контроль по части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ». Это значит, что контролер нашел ошибку в документах заказчика.

Акты проверок финансового контроля по 44-ФЗ

Результаты финконтроля отражают в акте о выявлении нарушений внутреннего финансового контроля по ст. 93. Документ состоит из нескольких частей. В первую включают название контролирующего органа, предмет и основания для проверки. Если она плановая, должна быть ссылка на план и реквизиты приказа о проведении контрольного мероприятия.

Далее перечисляются ФИО должностных лиц, указывается тип мероприятия (плановая или внеплановая проверка). В акте обязательно должны быть даты контрольного мероприятия и проверяемый период (год, за который проверяют сведения).

Также в него включают информацию об объекте контроля (о заказчике) и перечень документов, которые использовались при проверке.

В описательной части акта финконтроля описывают все выявленные нарушения. Там же даются ссылки на нормативно-правовые акты.

Далее следует заключительная часть. В ней перечисляются выводы по итогам проверки. Проверяющие дают рекомендации и ставят подписи. Подписать акт также должен заказчик. Указанные нарушения необходимо устранить и направить бумаги на контроль повторно. Только после получения отметки о соответствии документы можно размещать в ЕИС.

Для примера разберем акт №3/2018 по итогам проверки Комитета по финансам администрации Чернышевского муниципального района. Специалисты проверяли закупочную деятельность администрации сельского поселения Бушулейское.

Проверка показала, что у заказчика нет локальных актов по утверждению нормативных затрат. Кроме того, во время исполнения одного из контрактов он не провел проверку результатов исполнения контракта и не создал приемочную комиссию.

Также в числе нарушений контролеры указали, что в администрации отсутствует внутренний финансовый контроль.

В качестве рекомендаций заказчику посоветовали назначить ответственного специалиста по ведению закупок, соблюдать закон, следить за правильностью заполнения планов и планов-графиков и создать локальные акты по нормативным затратам.

Ольга Милонаец, руководитель Псковского УФАС России, аккредитованный лектор общества «Знания»

Из вебинара узнаете, кто и как проверяет заказчиков в рамках финансового контроля. Ольга Милонаец рассказывает, какие нарушения чаще всего допускают заказчики при проверках. Примеры из практики помогут подготовиться к контролю и не допустить типичных ошибок.

Смотреть видеолекцию

Проверка финконтроля: практика

В следующем примере из практики видно, как заказчику удалось выиграть суд у органа финконтроля, который обнаружил нарушения при формировании НМЦК (решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 09.07.2019 по делу № А74-2307/2019).

После закупки жилых помещений Управление имущественных отношений Администрации Усть-Абаканского района попало в поле зрения местного Минфина.

Орган финконтроля провел проверку и выяснил, что заказчик неэффективно использует бюджетные средства, направленные на предоставление квартир детям-сиротам.

В 2016-2017 годах он закупил недвижимость по стоимости, превышающей на 13-30% среднюю цену, указанную в ЕГРН. Сумма нарушения составила 3 172 600 руб.

В частности, в 2016 году у одного и того же поставщика были закуплены квартиры, цены которых превышали в 1,2-1,7 раз стоимость аналогичных помещений в этом же доме и за этот же период. В итоге заказчику указали на недостаточный анализ рынка недвижимости. Выяснилось, что сведения из ЕГРН при расчете начальной цены он не использовал.

Заказчик с обвинениями не согласился и обжаловал представление органа финконтроля в судебном порядке.

Суд согласился с Минфином в том, что Управление имущественных отношений при расчете цены должно было собрать и изучить информацию о ценах на жилые помещения в разных источниках, в том числе в ЕГРН.

Однако это требование — полноценный анализ рынка — распространяется не только на заказчика, но и на уполномоченные органы контроля для выводов о необоснованности цены контракта.

Проще говоря, по мнению суда, орган финконтроля просмотрел лишь данные из ЕГРН, а другие доступные источники не изучил, а значит, не может обвинять заказчика в неэффективном использовании бюджетных средств. В итоге представление Минфина признали недействительным. Заказчику чудом удалось избежать санкции.

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103306-qqq-19-m11-finansovyy-kontrol-po-44-fz

Контроль в сфере государственных закупок по 44-ФЗ

Кто и как осуществляет финансовый контроль по 44-ФЗ

Система государственных закупок, регламентируемая 44-ФЗ сложная и многоуровневая, на каждом её этапе осуществляется строгий контроль.

Таким образом законодатель стремится добиться максимальной прозрачности и легитимности проводимых процедур. Надзора осуществляется различными ведомствами.

Они следят за целевым расходом бюджетных средств, поведением заказчиков, комиссий, контрактных управляющих, торговых площадок и так далее.

Разновидности контроля

Одной из самых серьезных проблем в осуществлении госзакупок является коррупция. Число недобросовестных заказчиков и поставщиков, которые входят в преступный сговор, постоянно увеличивается. Основную задачу контролирующих органов составляет выявление подобных фактов, а также принятие соответствующих мер по их предупреждению.

Правила осуществления контроля в области государственных закупок регламентируется главой 5 44-ФЗ. При этом выделяют три его основных разновидности:

  1. Внутренний;
  2. Общественный;
  3. Ведомственный.

Каждый из них имеет свои подконтрольные субъекты, цели и задачи. В качестве контролирующих органов выступают различные уполномоченные организации. Наиболее значимой для участвующих в госзакупках несомненно остаётся Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Контролирующие органы

В статье 99 44-ФЗ прописан перечень органов, которые наделены полномочиями осуществлять контроль в сфере государственных закупок:

  1. Федеральный орган исполнительной власти, надзорный орган в области гособоронзаказа, территориальные органы исполнительной власти, организации, относящиеся к местному самоуправлению. 
  2. Орган исполнительной власти федерального значения, осуществляющий функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, Органы управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета.
  3. Органы, осуществляющие внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.

Основными контролирующими органами нашей страны являются: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство. В полномочия этих организаций помимо прочего входит надзор за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и так далее.

Внутренний контроль

Согласно нормам статьи 101 44-ФЗ на каждого заказчика возлагаются обязанности по контролю за деятельностью поставщиков во время исполнения контракта. Надзор должен осуществляться также над работой соисполнителей и субподрядчиков. Это и называется внутренним контролем.

Целью таких мероприятий становится предотвращение фактов нарушения законодательства. Форма надзора законодательно не закреплена, поэтому каждый заказчик вправе определять ее самостоятельно. Согласно части 15 статьи 95 44-ФЗ при обнаружении нарушения поставщиком законодательства, заказчик обязан расторгнуть с ним контракт.

Как именно заказчик должен контролировать факт привлечения к исполнению договора субподрядчиков, в законе не прописано. Поэтому рекомендуется опираться на разъяснения Министерства экономики и развития России. Они гласят, что подтвердить работу субподрядчика могут любые документы, относящиеся к работам, оговоренным в контракте. Это могут быть платежные поручения, акты и так далее.

Заказчик должен проводить контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается типовая документация: контракты, шаблоны технических заданий и так далее. Необходимо стремиться к тому, чтобы большинство процессов стало автоматизированным. Современное программное обеспечение позволяет отслеживать практически все этапы закупки. 

Общественный контроль

Ключевой целью общественного контроля становится соблюдение принципов открытости и прозрачности государственных закупок. Такой надзор осуществляют общественные объединения, юридические лица и простые граждане. Они следят за соблюдением требований законодательства и правильностью расходования бюджетных средств. Эта деятельность регламентирована статьей 102 44-ФЗ.  

В рамках осуществления надзора организуются общественные обсуждения государственных закупок. Порядок их проведения регламентируется 212-ФЗ. Общественный контроль проводится отрыто, для чего используются ресурсы специализированных интернет-сайтов. Разрешено при этом запрашивать у заказчика все интересующие документы. Может также проводиться мониторинг и оценка эффективности процедур. 

При выявлении нарушения законодательства составляется жалоба в контролирующие органы. При необходимости составляется обращение в судебные инстанции. 

Ведомственный контроль

Необходимость проведения ведомственного контроля регламентирована статьей 100 44-ФЗ.

Его осуществляют сразу несколько организаций: Росатом, Роскосмос, Федеральные казначейства, различные государственные и муниципальные органы. Постановлением Правительства №315 от 20.03.

2017 контроль со стороны казначейства за деятельностью муниципальных заказчиков приостановлен до начала 2019 года. Основным контролирующим органом становится ФАС.

Органы ведомственного контроля следят за соблюдением законодательства в следующих сферах:

  1. Ограничения и запреты, установленные законодательством.
  2. Требования о нормировании закупок.
  3. Требования к обоснованию приобретения товаров и услуг.
  4. Определение и обоснование начальной максимальной цены контракта.
  5. Сведения о размерах финансового обеспечения, доведенного до заказчика.
  6. Информация об идентификационных кодах закупок. 
  7. Участие субъектов малого предпринимательства.
  8. Процедуры по определению поставщиков.
  9. Отчетность по результатам проведения процедур.

При выявлении нарушений контролирующие органы выдают предписание к их устранению. В отдельных случаях они могут приостановить проведение закупки или вовсе отменить её. В компетенцию органов входит также применение штрафных санкций к организациям и должностным лицам, допустившим ошибки. Проводятся как плановые, так и внеплановые проверки. Информация о них публикуется в открытом доступе.

Контроль – важная часть государственных закупок. Только при соблюдении всех правил надзора удастся добиться грамотной траты бюджетных средств и честности при определении поставщиков.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/228-kontrol

Кто осуществляет контрольные функции в сфере государственных закупок по нормам ФЗ-44?

Кто и как осуществляет финансовый контроль по 44-ФЗ

Контрольный орган в сфере государственных закупок, перечень его полномочий и субъектов, которые он призван проверять, определен действующим законодательством в 44-ФЗ.

Кто является контрольным органом в сфере закупок?

Контрольные функции выступают важной частью государственных закупок. Они направлены на эффективное распределение бюджетных денег и формирование прозрачной системы госзакупок.

Перечень контролирующих функций содержится в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 2013 года, в котором прописана вся схема работы контролирующих инстанций и их базовые задачи.

ФЗ-44 различает несколько ступеней контроля за специалистами. Курировать государственные закупки могут не только властные инстанции, но и общественные организации и даже рядовые граждане.

Система контроля над государственными закупками является трехуровневой и предусматривает контроль на региональном, федеральном и муниципальном уровнях. Данный принцип закреплен в ст. 99 44-ФЗ, который посвящен регулированию контрольных функций в сфере заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд.

На федеральном уровне контрольные функции принадлежат:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. Федеральной антимонопольной службе (п. 1 ч. 1 ст. 99 44-ФЗ). Также данной инстанции были переданы полномочия по контролю в сфере оборонного заказа (согласно п. 2 Постановления Правительства №728 «Об определении полномочий…» от 2013 года).
  2. Федеральному казначейству (по пп. 2,3 ч. 1 ст. 99 ФЗ-44), которое выступает органом бюджетной системы и внутреннего контроля за финансовыми потоками (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса).
  3. Органам управления государственными внебюджетными фондами: ПФР, ФСС, ФОМС (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).

Что касается региональных и муниципальных контролирующих инстанций, то полномочия в данном случае передаются на основании муниципальных или региональных нормативно-правовых актов.

Функции и полномочия контролирующих инстанций

Постановление Правительства №1489 от 2014 года содержит указание на функционал, которым наделена Федеральная антимонопольная служба. Она должна заниматься:

  1. Контролем и надзором за состоянием конкуренции на рынке, сферой закупок.
  2. Проведением согласования по закрытым процедурам.
  3. Разработкой необходимых нормативно-правовых актов.
  4. Общественным и финансовым контролем.

Для выполнения своих функций законодатель снабдил ФАС следующими полномочиями:

  1. Правом сбора сведений о контролируемых инстанциях: заказчике, уполномоченных инстанциях (управляющих), закупочных органах, специализированных организациях, операторах торгов.
  2. Проведением плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки могут проводиться не чаще раза в 6 месяцев. Внеплановая проверка проводится не чаще 1 раза за всю закупку и назначается на основании поступившей жалобы на действия или бездействие заказчика; информации о нарушении закупочного законодательства и прочим основаниям.

В случае поступления жалобы на заказчика ФАС может приостановить заключение госконтракта (по ч. 7 ст. 106).

В случае обнаружения нарушений уполномоченный за осуществление контрольных функций орган (согласно ч. 7 ст. 106) вправе предпринять следующие меры:

  1. Составить протокол об административном правонарушении.
  2. Выдать предписание об устранении правонарушения.
  3. Отменить процедуру закупки, если заказчик проигнорировал замечание.

ФАС также вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании закупки недействительной.

Полномочия прочих контролирующих инстанций содержатся в их внутреннем регламенте. В частности, они осуществляют надзор за корректным определением идентификационных кодов в рамках госзакупок, составление плана-графика и корректного оформления извещения и пр.

Таким образом, в России действует разноплановая и многоуровневая система контроля за проводимыми торгами. Ключевым контрольным органом является Федеральная антимонопольная служба, которая обладает развитой сетью территориальных подразделений по всей стране.

Помимо этого, участники государственных закупок могут подвергаться общественному контролю со стороны граждан и общественных объединений.

При выявлении нарушений контролирующие инстанции могут приостановить закупку, привлечь должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов и пр.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/kontrolnyj-organ.html

Кто что контролирует в сфере закупок | Контур.Закупки

Кто и как осуществляет финансовый контроль по 44-ФЗ

Цель системы закупок в государственном секторе — обеспечить прозрачность и экономное расходование бюджетных средств. Этого невозможно добиться без эффективной системы контроля. Поэтому госзакупки контролируются сразу несколькими органами. Кроме того, существует общественный контроль, а также контроль, который должны осуществлять сами заказчики.

Правовое регулирование

Контролю в закупках посвящена глава 5 закона 44-ФЗ. Из нее следует, что в контролирующую систему входят:

Кого и как контролируют?

Уполномоченные органы и организации осуществляют контроль за заказчиками, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • операторы электронных площадок;
  • уполномоченные органы;
  • специализированные организации.

Действия этих участников также контролируются.

Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:

  • планирование процедуры;
  • проведение закупки вне зависимости от способа;
  • исполнение контракта или каждого его этапа;
  • отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.

Проведение проверок

Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще, чем один раз в полгода.

Но это лишь общий случай — в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется.

Так, если проверяется закупочная комиссия или специализированная организация, то частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру.

А вот что касается проверок незапланированных, то тут никакой периодичности нет. Другое дело, что проводить их без веских оснований неправомерно. Поводом для внеплановой проверки являются поступившие сведения и жалобы, поданные от заинтересованного лица или того, чьи права были нарушены.

Контроль со стороны Антимонопольной службы

ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.

В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:

Проверяемый субъект должен предоставить специалистам ФАС беспрепятственный доступ в помещение, а также выдавать по их запросам нужные документы.

При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:

  1. Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
  2. Квалификация участников и их работников.
  3. Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
  4. Репутация.
  5. Опыт работы.

При несогласии участника с выводами ФАС он вправе обратиться в суд для обжалования решения службы.

Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.

Контроль Федерального казначейства

На Казначейство возложена функция контролировать финансовую сторону закупок. ФК проверяет:

  1. Правильно ли в плане закупок отражен объем финансового обеспечения.
  2. Корректно ли отображается идентификационный код закупки и объем финобеспечения в плановых документах, извещении, документации, контракте и прочих документах, которые сопровождают закупку.

Наряду с Казначейством, такими же полномочиями наделены органы управления государственными внебюджетными фондами, а также региональные финансовые органы.

Контроль ведомств

Государственные органы, органы муниципальной власти и управления внебюджетными фондами, а также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» выполняют контрольные функции в сфере закупок. При этом они контролируют заказчиков, которые им подведомственны.

Контроль общественности

Контроль может осуществляться и со стороны общественности. Причем это не только какие-то конкретные общественные организации, но и обычные физические лица. Подразумевается проведение обязательной процедуры общественного обсуждения закупок, начальная цена которых более 1 млрд рублей.

В ходе осуществления своих контрольных функций общественность может:

  • дать независимую оценку итогам закупки;
  • запрашивать у заказчика сведения (но не документы) о том, как исполняется контракт;
  • если выявлены нарушения — обращаться в контролирующие организации или суд.

Кроме того, у представителей общественности есть право подготовить и передать в госорганы свои предложения по изменению законодательства с целью его улучшения.

Обратите внимание! В ходе общественного контроля у заказчика разрешено затребовать только информацию о том, как проходит закупка либо исполняется контракт. А вот документы может требовать только контролирующий орган!

Контроль в оборонном заказе

В рамках гособоронзаказа все проверки проводит ФАС.

При этом она контролирует каждый этап в проведении процедуры: обоснование, нормирование, расчет начальной цены, правильность ведения документов, соблюдение заказчиком правил и порядка привлечения к ответственности нарушителей, то, насколько итог контракта соответствует требованиям заказчика и закона, а также насколько использование товараа соответствует цели закупки.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/kto-chto-kontroliruet-v-sfere-zakupok/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.