Требования к банковской гарантии
Требования к банковской гарантии по 44-ФЗ в 2019, 2020 и 2021 году
Какие требования по банковской гарантии по 44-ФЗ остались неизменными, а какие претерпели изменения, узнаете, прочитав наш материал.
Требования к банковской гарантии по 44-ФЗ в последнее время меняются. Отметим основные новшества:
- В существенные условия БГ должно быть включено условие о праве госзаказчика требовать уплаты денежных средств по гарантии при нарушении поставщиком своих гарантийных обязательств, если такие обязательства были установлены заказчиком (ч. 4 ст. 33, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, п. «а» Перечня, утв. ПП от 08.11.2013 № 1005);
- Закреплена обязанность поставщика в случае отзыва у банка, выдавшего гарантию, лицензии в течение 1 месяца с момента получения уведомления от госзаказчика предоставить новое обеспечение выполнения госконтракта (ч. 30 ст. 34 44-ФЗ);
- Установлено правило, что уменьшение размера обеспечения выполнения госконтракта, предоставленного в виде гарантии, производится госзаказчиком путем отказа от части своих прав по данной гарантии (ч. 3.1 ст. 45 44-ФЗ).
Основные требования к банковской гарантии по 44-ФЗ
Требования к БГ закреплены в ст. 45 44-ФЗ. Главное из них — выдать гарантию может только банк, который соответствует требованиям, установленным ПП от 12.04.2018 № 440.
До 2020 года банки должны:
- иметь не менее 300 млн руб. собственных средств на последнюю отчетную дату;
- иметь рейтинг выше «BB-(RU)» по шкале агентства АКРА или выше «ruВB-» по шкале агентства «Эксперт РА».
С 1 января по 31 декабря 2020 г. включительно сумма собственных средств останется неизменной, рейтинг не ниже уровня «B(RU)» по шкале агентства АКРА и не ниже уровня «ruB» по шкале агентства «Эксперт РА».
С 1 января по 31 декабря 2021 г. включительно сумма собственных средств также останется неизменной, не ниже уровня «B+(RU)» (АКРА) и не ниже уровня «ruB+» («Эксперт РА»).
Это прописано в постановлении правительства РФ от 18 июля 2019 года № 919.
Актуальный перечень банков можно найти на сайте Минфина РФ или на нашем портале.
Сама гарантия должна содержать:
- сумму, подлежащую уплате госзаказчику в случае нарушения участником торгов или исполнителем госконтракта своих обязательств;
- перечень обязательств участника торгов или исполнителя госконтракта, обеспечиваемых БГ;
- обязанность банка выплатить госзаказчику неустойку 0,1% за каждый день просрочки;
- условие, по которому банк считается выполнившим свои обязательства с момента фактического поступления денег на счет госзаказчика;
- срок действия гарантии с учетом положений 44-ФЗ. Например, срок должен превышать срок выполнения обязательств, предусмотренных госконтрактом минимум на 1 месяц (см. ч. 3 ст. 96 44-ФЗ).Требования к сроку банковской гарантии по 44-ФЗ для обеспечения заявки установлены ч. 4 ст. 44. Он должен быть не менее 2-х месяцев с момента окончания приема заявок.
- перечень документов, необходимый для выплаты денежных средств госзаказчику, утвержден ПП от 08.11.2013 № 1005.
Дополнительные требования к банковской гарантии по 44-ФЗ
Такие требования к оформлению установлены ПП от 08.11.2013 № 1005. В первую очередь к ним относятся права госзаказчика на предоставление в бумажной или электронной форме требования о выплате денежных средств по гарантии.
Также они включают:
- право госзаказчика при перемене заказчика передать право по БГ;
- условие о том, что расходы по перечислению денег несет банк.
Требования к банковской гарантии по 44-ФЗ в 2019 году постановление Правительства закрепляет и как запрет на включение в документ:
- Положения о праве банка отказывать в выплате денег в случае ненаправления госзаказчиком уведомления о нарушении исполнителем контракта своих обязательств. Исключение – случай, когда такая обязанность госзаказчика закреплена законом или контрактом.
- Условий о предоставлении заказчиком банку отчета о выполнении контракта или гарантийных обязательств.
- Условия о предоставлении заказчиком дополнительных документов для получения выплаты.
Перечень документов для получения выплаты по гарантии
Для получения денег госзаказчик направляет в банк, выдавший гарантию, требование об уплате денежных средств по банковской гарантии и:
- расчет суммы, включаемой в требование;
- платежное поручение о перечислении исполнителю госконтракта аванса (если аванс был уплачен, а требование предъявляется в случае его неотработки);
- документ, который подтверждает наступление гарантийного случая (если требование предъявляется из-за неисполнения исполнителем своих гарантийных обязательств);
- документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование (при отсутствии такого лица в ЕГРЮЛ).
Сложно сказать, останется все эти требования или произойдут еще какие-то изменения. Потому пока в 2020 году в целом они останутся такими. Единственное, с начала 2020 года может сократиться число банков, уполномоченных на выдачу гарантии, т.к. требования к рейтингу ужесточатся.
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102899-qqq-19-m10-trebovaniya-k-bankovskoy-garantii-po-44-fz
Банковские гарантии: основные требования
В начале года в законе 44-ФЗ произошли значительные изменения. В первую очередь они касаются некоторых нововведений, которые реформируют контрактную систему в целом и контролируют процесс проведения необходимых закупок государственными учреждениями.
Данные нововведения позволяют контролировать течение бюджетных средств. Банковские гарантии, согласном этим изменениям, должны предоставляться на закупки, которые осуществляются за государственные средства.
Для предоставления банковских гарантий на сферу обеспечения закупок государством нужно или составить заявку, или обеспечить исполнение контракта.
Заявка по 44-ФЗ
Существуют определенные правила по обеспечению заявки на проведение конкурса или аукциона. Установление и исполнение данных правил контролирует Закон 44-ФЗ статья 44. Правила подразумевают следующее:
- обеспечение заявки осуществляется по требованиям, указанных лицом, которое заказывает это обеспечение;
- заявка входит в конкурсную документацию и обязана предоставляться до проведения конкурса или аукциона;
- осуществлять обеспечение заявки можно с помощью предоставления денег или банковских гарантий. При этом, если нету физического воплощения конкурса или аукциона, а проводится он в интернете, то в таком случае предоставление банковских гарантий не представляется возможным;
- перевод материальных средств должен осуществляться до даты, которую устанавливает заказчик, как дату рассмотрения предоставленных заявок, или же до иной указанной в условиях даты;
- средства участника, которые вносятся на счет, предоставленный банком, блокируются в определенный период времени, после подачи заявки.
При подаче заявки на обеспечение, должны оговариваться случаи и условия возврата переданных средств.
Среди случаев, которые подразумевают возвращение денег, наиболее популярным является аннуляция заявки самим участником или организаторами.
Условия возвращения средств должны включать дату разблокирования счета и возможные варианты и расклады, когда деньги возвращены не будут. Внесенные в обеспечение заявки деньги, не будут возвращать в таких случаях:
- если участник отказывается заключать контракт;
- в случае не предоставления участником обеспечения контракта;
- если участник решил забрать или изменить заявку после указанного срока.
Контракт по 44-ФЗ
Закон 44-ФЗ контролирует обеспечение исполнений контрактов. Закон указывает на обязанность заказчика всегда извещать о закупках и требовать обеспечение исполнения контракта. Участник может сам выбрать способ обеспечения исполнений контракта: это может быть как внесение денег, так и наличие банковской гарантии.
Обеспечение обязано предоставляться в определенный период времени, до заключения контракта. Перечислять деньги необходимо на счет, предварительно открытий заказчиком в банке-гаранте. Иные условия должны быть прописаны в конкурсных документах. Сумма обеспечения исполнения контракта может колебаться от 5% до 30% от контракта.
Зависимость на сумму оплаты оказывает стоимость самого контракта, которая указана в предоставленном извещении о проведении закупки. Если же цена контрактов значительна и превышает 50 млн рублей, тогда процентная ставка стартует с 10%. По контракту является возможным предоставление аванса. Но стоит помнить, что сумма обеспечения контракта не должна превышать значение аванса.Но если предусмотрен аванс с крайней возможной процентной ставкой, тогда обеспечение должно быть равным авансу.
Особенности банковской гарантии
Федеральный Закон подает и описывает много аспектов и нюансов, свойственных банковской гарантии. Предоставление, равно как и получение банковских гарантий, может осуществляться далеко не в каждом банке. Федеральный Налоговый Кодекс предусматривает список банков, которые могут предоставлять такую услугу, как банковская гарантия.
Контролируется этот процесс Министерством финансов. Так как наиболее частыми заказчиками банковской гарантии становятся госструктуры, для осуществления обеспечения государственных заказов, то риска не выполнения контракта какой-либо стороной быть не должно. В последнее время этот процесс контролируется с помощью реестра банковских гарантий.
Благодаря этой системе было предотвращено достаточное количество фальсификаций. Внесение данных банковских гарантий сейчас осуществляется на добровольной основе. Но существуют рекомендации всем участникам деловых отношений и государственных сделок обращаться за гарантией только к тем банкам, которые пользуются реестром.
Для того, чтобы иметь возможность стать гарантом, банку необходимо:
- получить лицензию от центрального банка;
- заниматься деятельностью на протяжении пяти и более лет;
- владеть достаточными средствами.
При предоставлении банковских гарантий необходимо наличие нормативно-правовых документов, где подробно должны описываться условия: сумма и способы выплат; сроки; возможность или невозможность отзыва.
На счет последнего, то согласно Закону 44-ФЗ, гарантию нельзя отзывать. При некоторых раскладах только заказчик может отказаться принимать гарантию от банка. Для этого могут быть разные причины.
Закон 44-ФЗ предоставляет четкий регламент правовых отношений, касающихся предоставления гарантий банком и получения их заказчиком.
Банки-операторы
Банки-операторы производят расчет на электронных площадках. К таким учреждениям тоже есть некоторые требования. Ведь банк-оператор ведет учет внесенных денежных средств.
Банк и оператор, который отвечает за ту или иную электронную площадку, заключают договор, согласно которому и проходит дальнейшее сотрудничество. Также как и в случае с банками-гарантами, существует список банков-операторов.
Чтобы банк получил право осуществлять контроль и счет денежных средств, ему необходимо следующее:
- быть финансово устойчивой структурой и иметь высокие показатели качества обслуживания;
- квалификация сотрудников, отвечающих за электронные площадки, должна отвечать требованиям;
- гарантировать страхование вкладов;
- иметь минимальный капитал почти 1 млрд долларов;
- над банком не должна нависать угроза банкротства.
Как видим, в требованиях к банку-оператору нет указанного необходимого периода его существования. Но, не смотря на это, данные требования такие же жесткие, как и к банкам-гарантам, возможно даже более жесткие, ведь важность процесса, осуществляемого банком-оператором сложно переоценить. Не малую роль в этом играет финансовая устойчивость банка.
Эти критерии, по поводу минимального капитала, отсутствие угрозы банкротства небезосновательны и дают уверенность не только обычным клиентам, но государственным заказчикам банковских гарантий. Банк, который имеет достаточного количества средств, не может быть гарантом или оператором в сфере расчета финансов. Кроме всего вышесказанного, банк должен иметь достаточную прозрачность.
Это проявляется в предоставлении отчетности, в выполнении необходимых нормативов, в соответствии указаний Центрального банка. Указания центрального банка контролируют уровень и порядок, по которому должна раскрываться информация о лицах, что оказывают влияния на органы управления.
Чтобы получить государственный заказы на банковские гарантии или страхование денежных средств, банк обязан получить удовлетворительную оценку во всех группах критериев.
Объём капитала
Положения федерального Центрального банка помогают рассчитать объём капитала. Для этого существует целая методика определения количества средств.
Чтобы рассчитать объём материальных возможностей банка, следует сложить его основной и дополнительный капитал, используя данные баланса. Что касается структуры основного капитала, то она рассчитывается немного другим способом. Необходимо сложить суммы источников каждого вида капиталов.
Сейчас существует такая проблема в этой сфере, как отсутствие конкуренции, ведь показатель наличия минимального капитала слишком высок. Количество банков, имеющих подобные средства, крайне небольшое.
Поэтому возникает необходимость снизить столь высокую минимальную планку хотя бы в половину. Это позволит большему количеству банков участвовать в борьбе, что повысит конкуренцию, а следовательно, и качество предложений.
Отсутствие банкротства
Этот критерий очень важен и понятен.
Банки должны сами следить за уровнем своей состоятельности и при малейших угрозах банкротства должны сообщить об этом в Центральный банк, который в свою очередь может помочь банку «выздороветь».
Кроме этого, за функциональным состоянием банков следит и правительство на законодательном уровне. Существует список мер, которые помогут предотвратить банкротство банка. Эти меры имеют право на жизнь в таких случаях:
- если банком не осуществляются нужные выплаты в определенные сроки;
- если банк нарушает обязательные нормативы Центрального банка;
- резко уменьшается капитал или долгое время отсутствует его прирост.
Ниже представлено тематическое видео о законе составленном для банковских гарантий:
Источник: https://GarantiiBanka.ru/bankovskie-garantii/bankovskie-garantii-trebovanija.html
Как оформляется банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ?
Одной из форм обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта является банковская гарантия. Для поставщика она выступает альтернативой внесению денежных средств в виде твердой суммы.
Какими правовыми нормами регулируется
Вопросы оформления и требований к банковской гарантии достаточно хорошо регулируются в законодательстве о контрактной системе. Требования к банковской гарантии прописаны в ст. 45 44-ФЗ, а условия обеспечения госконтракта содержатся в ст. 96 44-ФЗ.
Также важное значение в вопросе регулирования требований к данной форме обеспечения принадлежит Постановлению Правительства от 2013 года №1005 «О банковских гарантиях…».
До 30 июня 2019 года участник вправе предоставить документ только в качестве исполнения контракта. Но после указанной даты он сможет использовать ее для обеспечения заявки в электронных конкурсах и аукционах. Эти изменения закрепило Постановление Правительства №626 от 2018 года.
https://www.youtube.com/watch?v=H5G87m4Ro0I
Использование такой формы обеспечения имеет немало преимуществ для поставщика: она позволяет ему не отвлекать крупные денежные суммы из оборота при участии в закупках и дает возможность участвовать в реализации одновременно нескольких госконтрактов.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Понятие и случаи предоставления
Понятие банковской гарантии приведено в ч. 1 ст. 368 Гражданского кодекса. Под ней понимается письменное банковское обязательство уплатить бенефициару определенную денежную сумму при выставлении требования об уплате. Такое требование поступает в соответствии с условиями взятого поставщиком обязательства.
Применительно к госзакупкам денежные средства банком выплачиваются в пользу госзаказчика, если участник закупки не исполнит взятые на себя обязательства. В дальнейшем поставщик обязан будет возместить задолженность банку.
В схеме внесения обеспечения через банковскую гарантию принимают участие три основные группы участников: гарант (банк), принципиал (участник закупки или поставщик), а также бенефициар, или заказчик.
Стоит отметить, что законодательство допускает возможность замены формы обеспечения исполнения контракта в ходе его реализации. Так, если обеспечение было внесено деньгами, то поставщик может заменить его на гарантию по 44-ФЗ. При этом ее сумма должны быть уменьшена на стоимость уже выполненных работ к моменту замены.Банковская гарантия по 44-ФЗ должна быть безотзывной. Ее особенность состоит в том, что ее не допускается отозвать, аннулировать или изменить.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
документа
Согласно Гражданскому кодексу, существенными условиями гарантии является указание на принципиала, сумму обеспечения и сроки ее действия. Тогда как перечень требований к указанному документу по 44-ФЗ гораздо более обширен.
Требования банковской гарантии приведены в ч. 2 ст. 45 ФЗ-44. Согласно им, данный документ должен содержать такую информацию:
- Сумма банковской гарантии, которая должна быть выплачена гарантом заказчику в установленных случаях. Согласно ст. 96 44-ФЗ, это ситуации ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по госконтракту.
- Обязательства принципиала, ненадлежащее исполнение которых подлежит обеспечению через банковскую гарантию.
- Обязанность гаранта выплатить неустойку в виде пени при просрочке оплаты требования по банковской гарантии. Размер таких штрафных санкций составляет 0,1% суммы, которая подлежит оплате за каждый день просрочки.
- Условие о том, что обязательства гаранта считаются исполненными после фактического поступления денежных средств на счет заказчика.
- Сроки действия банковской гарантии на основании требований ст. 96 44-ФЗ.
- Отлагательное условие о заключении договора предоставления гарантии по обязательствам принципиала.
- Установленный перечень документов, которые предоставляются заказчиком вместе с требованием об оплате суммы по гарантии. Он составляется с учетом Постановления Правительства от 2003 года №1005. При этом в перечень документов не допускается включать судебные акты, которые подтверждают неисполнение обязательств поставщиком.
В том случае, если закупочная документация содержит соответствующее условие, в банковскую гарантию включается условие о том, что заказчик вправе в бесспорном порядке списать денежные средства со счета гаранта, если им в течение 5 рабочих дней не было исполнено требование заказчика об уплате денег по банковской гарантии, которое направлено до того, как ее сроки действия не истекли.
Несмотря на жесткие требования гарантии, унифицированная форма данного документа не разработана.
Какую документацию запрашивает банк от поставщика
Сроки для подписания госконтракта с победителем торгов и сроки оформления гарантии строго ограничены. Так, например, для электронного аукциона действует правило о том, что контракт должен быть подписан в течение 5 дней.
Именно поэтому гарантии по государственному заказу в рамках 44-ФЗ выпускаются банками по экспресс-методике оценки платежеспособности, и общий срок выпуска составляет в пределах 2-5 рабочих дней.
Для получения банковской гарантии банки обычно запрашивают следующий комплект юридической и бухгалтерской документации:
- налоговая отчетность за последний год и завершенные кварталы;
- книга учета доходов и расходов;
- учредительная документация компании (копия устава);
- выписка из ЕГРЮЛ;
- прочие документы, которые подтверждают финансовую устойчивость компании.
В редких случаях банк требует от поставщика открыть в нем расчетный счет. Обычно такое требование предъявляется при крупной сумме гарантии.
Какие документы заказчик обязан предоставить банку
Бенефициар вместе с требованием о выплате по банковской гарантии должен предоставить в банк такую документацию:
- Платежное поручение, которое подтверждает перечисление аванса поставщику (если выплата аванса была предусмотрена контрактом).
- Документ, который подтверждает наступление гарантийного случая по условиям контракта (если действие гарантии распространяется на гарантийный срок).
- Документ, подтверждающий полномочия исполнительного органа, который подписал требования о гарантии (приказ о назначении руководителя, решение об избрании, доверенность).
Срок действия
Срок действия банковской гарантии – одно из существенных условий. В 44-ФЗ прописаны обязательные требования к срокам банковской гарантии. Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, она должна действовать не менее 1 месяца после окончания срока действия контракта.
Указанное требование означает, что сроки действия документа должны как минимум на месяц превышать сроки госконтракта. Но заказчик в закупочной документации может установить иные требования: по ним гарантия может превышать сроки госконтракта на два и три месяца.
Стоит учитывать, что сроки действия контракта не всегда совпадают со сроками выполнения работ. Так, сюда дополнительно могут включаться сроки по оплате и гарантийные обязательства. Все это может привести к необходимости оформления гарантии, покрывающей более длительные сроки.
Хотя по гражданско-правовому законодательству гарантийные обязательства по умолчанию не включаются в срок контракта, но судебная практика по этому вопросу сложилась неоднозначная.
Поэтому при наличии в закупочной документации условия о том, что гарантия должна покрывать сроки гарантийных обязательств, участнику либо придется ее оформить, либо приготовиться к обжалованию такого требования в суде.
Можно ли вернуть банковскую гарантию после исполнения контракта
Так как банковская гарантия является безотзывной, то никто из сторон не имеет права на ее предварительный отзыв.
Банковская гарантия в случае добросовестного исполнения своих обязательств по госконтракту не возвращается поставщику, а сроки ее действия автоматически истекают через месяц после завершения работ.
Бенефициар (государственный или муниципальный заказчик) имеет право на добровольный отказ от своих притязаний. В этом случае он просто может вернуть документ в банк.
Есть ли основания для отказа в приеме гарантии
Согласно положениям 44-ФЗ, заказчик рассматривает банковскую гарантию в течение 3 дней после ее поступления и выносит решение о ее приеме в качестве обеспечения или отказе. В случае отказа в приеме банковской гарантии заказчик должен направить письменное мотивированное решение с указанием причин, почему она не была принята.
В качестве базовых оснований для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком могут выступать:
- Отсутствие информации о ней в реестре банковских гарантий.
- Несоответствие ее установленным требованиям.
- Несоответствие банковской гарантии требованиям, которые содержались в извещении о закупке или приглашении принять участие в определении поставщика.
В случае если заказчик не принимает банковскую гарантию, то у поставщика есть несколько вариантов действий:
- Внести изменения в банковскую гарантию в соответствии с требованиями заказчика, перевыпустить ее.
- Внести обеспечение по контракту из собственных денег, а затем при необходимости заменить на гарантию.
Реестр банковских гарантий
Перед оформлением банковской гарантии поставщику стоит проверить, входит ли банк в список организаций, наделенных правом предоставления гарантий, который ведется Минфином.
Государственные и муниципальные заказчики в качестве обеспечения исполнения контрактов по 44-ФЗ принимают гарантии, которые выданы банками, включенными в перечень кредитных учреждений, отвечающих требованиям для принятия гарантий в целях налогообложения (по п. 3 ст. 74.1 НК).
Банковская организация обязана разместить сведения о выпущенной ею гарантии в специальном реестре банковских гарантий по 44-ФЗ не позднее 1 рабочего дня после ее выдачи либо внесения в документ изменений.
Какие сведения содержит
В реестр банковских гарантий включается такая информация:
- Наименование и местонахождение банка-гаранта.
- ИНН гаранта.
- Наименование компании-поставщика/подрядчика или исполнителя (принципала) и его ИНН.
- Денежная сумма гарантии, которая подлежит уплате гарантов при неисполнении участником закупки требований по 44-ФЗ.
- Сроки действия гарантии.
- Копии гарантии.
- Прочие сведения.
В течение следующего рабочего дня банк должен направить принципиалу выписку из реестра, который служит для него документальным подтверждением исполнения гарантом своих обязательств.
Ранее сведения о банковских гарантиях, которые служили обеспечением по контракту, находились в открытом доступе. Но с июля 2018 года они пропали из ЕИС.
В соответствующем разделе на сайте ЕИС появилась информация о том, что, согласно ч. 8.1 ст. 45 44-ФЗ сведения о гарантиях, которые предоставляются для обеспечения госконтракта, более не подлежат публикации.
Следовательно, информация о банковских гарантиях на сайте ЕИС доступна по состоянию на июнь 2018 года.
Онлайн-калькулятор расчета стоимости
Стоимость банковской гарантии зависит от комплекса факторов, в том числе суммы обеспечения и сроков действия гарантии. Калькулятор расчета банковской гарантии на примере Совкомбанка можно найти здесь.
Таким образом, банковская гарантия по 44-ФЗ выступает популярной формой обеспечения исполнения госконтракта. В рамках контрактной системы используется только безотзывная форма гарантии, которой предъявляются жесткие требования.
Сущность данной формы обеспечения состоит в следующем: в случае неисполнения поставщиком обязательств по госконтракту заказчик передает определенный комплект документов в банк-гарант, и тот должен перечислить ему сумму гарантии. В дальнейшем поставщик обязан погасить задолженность перед банком.
По новым правилам сведения о банковских гарантиях не подлежат размещению в открытом доступе, но реестр выданных гарантий по-прежнему ведется.Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/bankovskaa-garantia.html
Требования к банковской гарантии по 44-ФЗ — Электронный Экспресс
→ Статьи → Требования к банковской гарантии по 44-ФЗ
Каковы требования к банковской гарантии в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”?
1. Общие требования к банковской гарантии
Общие требования к банковской гарантии, которая представляет собой разновидность независимой гарантии, установлены параграфом 6 главы 23 ГК РФ. Согласно п. 2 ст.
368 ГК РФ банковская гарантия выдается в письменной форме, позволяющей достоверно определить ее условия и удостовериться в подлинности ее выдачи определенным лицом в порядке, установленном законодательством, обычаями или соглашением гаранта с бенефициаром.
В соответствии с п. 4 ст.
368 ГК РФ в банковской гарантии должны быть указаны:
– дата выдачи;
– принципал;
– бенефициар;
– гарант;
– основное обязательство, исполнение по которому обеспечивается гарантией;
– денежная сумма, подлежащая выплате, или порядок ее определения;
– срок действия гарантии;
– обстоятельства, при наступлении которых должна быть выплачена сумма гарантии.
Федеральным законом от 05.04.
2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) установлены дополнительные требования к банковским гарантиям, которые предоставляются заказчику в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, а также в качестве обеспечения исполнения контрактов (далее также – банковские гарантии).
2. Требования, предъявляемые к банковской гарантии, используемой для целей Закона № 44-ФЗ
Согласно ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ заказчики принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ст. 74.1 НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Банковская гарантия должна быть безотзывной (ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).
Дополнительными требованиями (далее – Дополнительные требования), утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г.
№ 1005 (далее – Постановление № 1005), установлено, что банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка.
При оформлении банковской гарантии в письменной форме на бумажном носителе на нескольких листах все листы банковской гарантии должны быть пронумерованы, прошиты, подписаны и скреплены печатью банка (п. “в” Дополнительных требований).
Согласно ч.ч. 8, 8.1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ банковская гарантия, информация о ней и документы, предусмотренные ч. 9 ст.
45 Закона № 44-ФЗ, должны быть включены либо в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (далее – ЕИС), либо (если такие заявки и (или) контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну) в закрытый реестр банковских гарантий, который в ЕИС не размещается. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 5 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
3. Условия, подлежащие включению в банковскую гарантию, используемую для целей Закона № 44-ФЗ
Банковская гарантия должна содержать условия, перечисленные в ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, а также предусмотренные п. “а” Дополнительных требований.
В соответствии с названными нормами в банковскую гарантию обязательно включаются:
– сумма банковской гарантии, подлежащая уплате гарантом заказчику в установленных ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ случаях, или сумма банковской гарантии, подлежащая уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 Закона № 44-ФЗ (п.
1 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией (п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки (п. 3 ч. 2 ст.
– условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта (банка) по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (п. 4 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– срок действия банковской гарантии с учетом требований ст.
ст. 44 и 96 Закона № 44-ФЗ (п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ);
– отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта (п. 6 ч. 2 ст.
45 Закона № 44-ФЗ);
– право заказчика представлять письменное требование об уплате денежной суммы и (или) ее части по банковской гарантии в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, а также в случаях, установленных ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ (абзац второй п.
“а” Дополнительных требований);
– право заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с предварительным извещением об этом гаранта (банка) (абзац третий п.
“а” Дополнительных требований);
– условие о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант (банк) (абзац четвертый п.
“а” Дополнительных требований);
– установленный Постановлением № 1005 перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (п. 7 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, абзац пятый п.
“а” Дополнительных требований);
– в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии (ч. 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).
Как указано в Постановлении № 1005, бенефициар (заказчик) одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее – требование по банковской гарантии) направляет гаранту (банку) следующие документы:
– расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
– платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром (заказчиком) аванса принципалу (поставщику, подрядчику, исполнителю), с отметкой банка бенефициара (заказчика) либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом (поставщиком, подрядчиком, исполнителем) обязательств по возврату аванса) (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 17 декабря 2014 г. № Д28И-2840);
– документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
– документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
Соответственно, именно этот перечень документов включается в банковскую гарантию на основании п. 7 ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ и абзаца пятого п. “а” Дополнительных требований.
4. Условия, которые запрещается включать в банковскую гарантию, используемую для целей Закона № 44-ФЗ
Такие условия предусмотрены ч. 4 ст. 45 Закона № 44-ФЗ и п. “б” Дополнительных требований.
На основании этих норм недопустимо включать в банковскую гарантию:
– требование о представлении заказчиком гаранту (банку) судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом (поставщиком, подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией (ч. 4 ст.
45 Закона № 44-ФЗ);
– положения о праве гаранта (банка) отказывать в удовлетворении требования заказчика о платеже по банковской гарантии в случае непредоставления гаранту (банку) заказчиком уведомления о нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или расторжении контракта (за исключением случаев, когда направление такого уведомления предусмотрено условиями контракта или законодательством РФ) (абзац второй п. “б” Дополнительных требований);
– требования о предоставлении заказчиком гаранту (банку) отчета об исполнении контракта (абзац третий п. “б” Дополнительных требований);
– требования о предоставлении заказчиком гаранту (банку) одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии документов, не включенных в Перечень (абзац четвертый п. “б” Дополнительных требований).
Ответ подготовил: Баркова Лилия, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Требуется обеспечение исполнения контракта? Поможем оформить заявку на банковскую гарантию, заполнить анкету банка, приложить нужные документы, проверить их корректность, подписать электронной подписью и направить в банк. Оставить заявку >> |
Источник: https://www.garantexpress.ru/trebovaniya-k-bankovskoi-garantii-po-44-fz/
Банковская гарантия исполнения контракта по 44-ФЗ в 2019 году
Каждый участник госзакупок обязательно должен знать – что такое обеспечение исполнения контракта, для чего оно применяется и в каких случаях без него можно обойтись. Об этом рассказывают эксперты Кредитно-Страхового агентства. При этом мы учли все изменения, внесенные в законодательство о закупках в 2018 году. Отдельно мы поговорим о том, как получить банковскую гарантию.
Начнем с ответа на главный вопрос. Обеспечение исполнения контракта это денежное обязательство, которое предоставляется победителем тендера при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика, на случай неисполнения или некачественного исполнения поставщиком своих обязательств.
Таким образом, если исполнитель нарушит свои обязательства по контракту или исполнит его ненадлежащим образом, заказчик гарантированно имеет возможность возместить нанесенный ему ущерб за счет полученного обеспечения. Если размер ущерба будет больше чем размер полученного обеспечения, заказчик имеет законное право взыскать разницу с исполнителя в судебном порядке.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТОВ ПО 44-ФЗ
Законодательно вопросы обеспечения исполнения контрактов по 44-ФЗ регламентируются статьей 96 закона. Рассмотрим основные положения данной статьи достаточно подробно в связи с тем, что в 2018 году в закон 44-ФЗ были внесены серьезные изменения, в том числе и в порядок обеспечения исполнения контрактов.
1. При проведении закупки заказчик обязан установить требование об обеспечении исполнения контракта, прописав это в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в закрытой закупке.
Однако закон предусматривает исключения из этого правила. Установление требования об обеспечении исполнения контракта является правом, а не обязанностью заказчика в случаях, когда:
• закупка производится путем проведения запроса котировок или запроса котировок в электронной форме, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не превышает 500 тыс. рублей;
• закупка производится путем проведения запроса предложений или запроса предложений в электронной форме в случаях, если предметами закупки являются поставка спортивного инвентаря и экипировки для нужд сборных России, поставка жизненно необходимых лекарственных препаратов, поставка изделий народных промыслов или оказание услуг по защите интересов России в международных судах;
• закупка производится у единственного поставщика.
2. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Какой способ обеспечения выбрать – заказчик решает самостоятельно.3. Банковская гарантия для целей обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ должна быть выдана банком, отвечающим требованиям ст. 45 этого закона.
4. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 месяц. Победителю закупки необходимо внимательно ознакомиться с закупочной документацией, т.к. там может быть указан точный срок действия банковской гарантии. Если же нет – следует руководствоваться требованиями закона 44-ФЗ.
5. Контракт заключается только после предоставления победителем закупки обеспечения исполнения контракта. Если победитель не представил обеспечение исполнения контракта в установленный срок, то он считается уклонившимся от заключения контракта. Как следствие – включение в реестр недобросовестных поставщиков.
6. Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ должен составлять от 5 до 30 процентов от начальной (максимальной) цены контракта. Если НМЦК превышает 50 млн.
рублей, то размер обеспечения составит от 10 до 30 процентов от НМЦК, но не менее размера аванса, если такой предусмотрен контрактом.
Если размер аванса превышает 30 процентов от НМЦК, то размер обеспечения устанавливается в размере аванса.
7. В ходе исполнения контракта поставщик вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
https://www.youtube.com/watch?v=ZlwdTuetG2w
Это положение закона может быть актуально для участников, не успевших в установленные сроки оформить банковскую гарантию обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту.
В этом случае исполнение контракта может быть обеспечено денежными средствами, а в дальнейшем, денежные средства могут быть заменены на банковскую гарантию.
С экономической точки зрения это не выгодно, но альтернатива такому решению – внесение победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков за уклонение от заключения контракта.
8. Если в ходе проведения закупки цена была снижена на 25 и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер, предусмотренных ст. 37 закона 44-ФЗ.Антидемпинговые меры заключаются в следующем. Если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет более чем 15 млн.
рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
При этом если НМЦК составляет 15 млн. рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, была предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже НМЦК, то увеличения размера обеспечения можно избежать, предоставив заказчику информацию, подтверждающую добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Подтвердить добросовестность участника закупки можно, предоставив заказчику информацию из реестра контрактов, подтверждающую опыт исполнения таким участником в течение нескольких последних лет нескольких контрактов на сопоставимые суммы. Подробно об этом можно прочитать в части 3 ст. 37 закона 44-ФЗ.
9. Положения закона 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются в случаях когда:
• контракт заключается с участником закупки, который является казенным учреждением;
• осуществляется закупка услуги по предоставлению кредита;
• предметом закупки является выдача банковской гарантии.
Итак, мы с Вами узнали, что в качестве обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ могут выступать как денежные средства, так и банковские гарантии. Какой вариант будет предпочтительнее для исполнителя контракта? Разумеется банковская гарантия. Отвлечение денежных средств из оборота не самый лучший выход. Деньги должны работать и приносить прибыль.
Большинство компаний испытывают нехватку оборотных средств и регулярно пользуются банковскими кредитами, ставки по которым на сегодняшний день составляют в среднем 12 – 15 процентов годовых. В то же время комиссия банка за предоставление гарантии на обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ обычно не превышает 3 – 4 процентов годовых. Разница очевидна.
Но выбор, конечно, будет за Вами.
ТРЕБОВАНИЯ К БАНКОВСКИМ ГАРАНТИЯМ ПО 44-ФЗ
Каким требованиям должна отвечать банковская гарантия исполнения контракта по 44-ФЗ. Для ответа на этот вопрос придется обратиться к ст. 45 этого закона:1. Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Эти требования касаются размера капитала банка и уровня кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале.
Подробно требования к банкам-гарантам изложены в Постановлении Правительства РФ от 12 апреля 2018 года № 440 «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов».
Актуальный перечень банков, удовлетворяющих требованиям, несколько раз в месяц публикуется на официальном сайте Министерства Финансов РФ. По состоянию на декабрь 2018 года в перечень включено более 200 кредитных организаций.
2. Банковская гарантия по 44-ФЗ должна быть безотзывной и должна содержать:
• сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику;
• обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
• обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
• условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика;
• срок действия банковской гарантии;
• отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
• установленный Правительством перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии;
• условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта (в случаях, предусмотренных закупочной документацией).
3. Информация о банковской гарантии исполнения контракта должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), в срок, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии.
Обращаем Ваше внимание на то, что с 1 июля 2018 года реестр банковских гарантий в ЕИС стал закрытым. Проверить наличие банковской гарантии в реестре может только заказчик закупки, а исполнителю такой функционал недоступен.
В случае необходимости проверить подлинность банковской гарантии исполнителю необходимо обращаться непосредственно в банк-гарант, используя для этого контактные телефоны, указанные на официальном сайте банка. Кроме того, банк-гарант по требованию принципала обязан предоставить выписку из реестра банковских гарантий, заверив ее своей печатью.
Такая выписка служит подтверждением факта выпуска банковской гарантии и может быть представлена заказчику, в ФАС или в суд при возникновении спорной ситуации.
Быстро, недорого, минимальный пакет документов
КАК ПОЛУЧИТЬ БАНКОВСКУЮ ГАРАНТИЮ
В заключение, эксперты Кредитно-Страхового агентства предлагают Вашему вниманию рекомендации, которые, как нам кажется, позволят избежать неприятных ситуаций, связанных с участием в закупочных процедурах.
1. При принятии решения об участии в закупках учитывайте необходимость предоставления обеспечения исполнения контракта.
Если Ваша компания не располагает свободными денежными средствами или не готова вывести их из оборота для использования в качестве обеспечения на время исполнения контракта, заблаговременно позаботьтесь о получении банковской гарантии.
Вы всегда можете узнать у специалистов Кредитно-Страхового агентства стоимость необходимой Вам гарантии в различных банках и выбрать наиболее выгодные условия.2. Планируйте затраты, связанные с участием в закупках, не только по размеру, но и по времени. Необходимо понять не только на какой период будет заморожено обеспечение тендерной заявки или обеспечение исполнения контракта, но и к какому сроку это обеспечение необходимо предоставить.
В целях экономии средств и времени подумайте о возможности использования лимита на банковские гарантии. Заблаговременно установив лимит в одном из банков, Вы сможете быстро и на выгодных условиях получать банковские гарантии тогда, когда это будет Вам нужно.
Наши эксперты помогут Вам это сделать.
3. Реально оценивайте возможность получения Вашей компанией банковской гарантии в крупных банках. Такие банки часто декларируют очень низкие ставки комиссий за выдачу гарантии. Но, как оказывается на практике, для подачи такой заявки необходимо подготовить большой пакет документов.
При этом официальный срок принятия решения по заявке составляет от 2 недель и не всегда выдерживается. Будьте готовы к постоянным запросам дополнительной информации.
Подумайте, готовы ли Вы к подобному марафону.
Специалисты Кредитно-Страхового агентства всегда смогут подобрать для Вашей компании несколько банков, где Вы сможете получить гарантии по 44-ФЗ в короткие сроки с минимальным пакетом документов.
4. Всегда оценивайте рентабельность закупки. Перед участием в торгах установите предел цены, ниже которого опускаться нельзя.
Помните, что снижение цены на 25 и более процентов может увеличить размер обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза. Подумайте, можете ли Вы себе это позволить.
Заранее оцените возможность получения банковской гарантии на такую сумму и ее стоимость, обратившись в Кредитно-Страховое агентство.5. Перед подачей заявки оцените наличие собственных финансовых ресурсов для исполнения контракта. Возможно, условиями закупки не предусмотрено авансирование. В этом случае рекомендуем заранее обратиться в банк за получением кредитных средств.
Если Вы привыкли дорожить своим временем, то эксперты Кредитно-Страхового агентства помогут Вам подобрать финансирование для исполнения контракта. Это может быть как кредит на пополнение оборотных средств, так и тендерный факторинг от наших банков-партнеров.
Удачных Вам закупок в Новом 2019 году !
О том, какие изменения по банковским гарантиям произойдут в законе «О контрактной системе» с 1 июля 2019г. можно узнать из новой статьи на нашем сайте.
Кредитно-Страховое агентства — банковские гарантии, кредиты и займы для участников закупок !
Источник: https://kb52.ru/articles/313-bankovskaya-garantiya-ispolneniya-kontrakta-po-44-fz-v-2019-godu