Постановление 1072 с изменениями на 2018 год: применение
Постановление 1072 с изменениями на 2018 год | Загранник
Наименование изменено с 20 февраля 2018 г. — Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2018 г. N 125
Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. N 1072
«Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
С изменениями и дополнениями от:
8 февраля 2018 г., 15 мая 2019 г.
В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:
1.
В целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установить с 1 декабря 2017 г.
до 1 декабря 2019 г. запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению (далее — товары), за исключением следующих случаев:
Информация об изменениях:
Подпункт «а» изменен с 20 февраля 2018 г. — Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2018 г. N 125
а) если товары производятся при создании или модернизации и (или) освоении производства товаров в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, заключенным инвестором и Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием и содержащим обязательство инвестора и (или) привлеченного инвестором лица по поэтапному выполнению на промышленном производстве всех технологических и производственных операций в соответствии с требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (далее — требования к промышленной продукции), а в случае отсутствия такой продукции в требованиях к промышленной продукции — в соответствии с приложением 1 к Правилам определения страны происхождения товаров, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее — специальный инвестиционный контракт). При этом для целей настоящего постановления продукция мебельной и деревообрабатывающей промышленности приравнивается на срок не более 5 лет со дня заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет со дня начала ее производства стороной — инвестором специального инвестиционного контракта к продукции, произведенной на территории Российской Федерации;
б) если товары соответствуют требованиям к промышленной продукции при отсутствии специального инвестиционного контракта, указанного в подпункте «а» настоящего пункта;в) если страной происхождения товаров является государство — член Евразийского экономического союза в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (в случаях, не указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта).
ГАРАНТ:
См. Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товара формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности), утвержденное приказом ТПП РФ от 2 апреля 2018 г. N 29
3. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации провести в IV квартале 2017 г. консультации с заинтересованными органами исполнительной власти государств — членов Евразийского экономического союза по вопросу определения механизма отнесения товаров к продукции, произведенной на территории государств — членов Евразийского экономического союза.
4. Положения требований к промышленной продукции в части требований к месту осуществления производственных операций для целей настоящего постановления не применяются. Для целей настоящего постановления местом осуществления производственных операций, указанных в требованиях к промышленной продукции, являются территории государств — членов Евразийского экономического союза.
Постановление правительства РФ №1072 от 05.09.2017 — как применять
В сентябре 2017 года было издано постановление Правительства России № 1072, которое запрещает государственным учреждениям заключать контракты на поставку товаров деревообрабатывающей промышленности и мебели иностранного производства.
Такие ограничения призваны поддержать отечественную экономику и расширить рынок сбыта для российских производителей. При этом в постановлении прописаны жесткие требования к перечню документов, которыми можно подтвердить страну происхождения товаров.
Это порождает немало вопросов, как у поставщиков, так и у заказчиков.
Суть постановления
В Постановлении Правительства №1072 приводится большой перечень продукции, на которую устанавливаются ограничения на допуск к государственным закупкам по стране происхождения.
При проведении закупки таких товаров заказчики должны прописать в документации обязанность поставщиков предлагать только изделия, произведенные не на территории России, Белоруссии, Армении, Киргизии или Казахстана.
Заявки с предложениями товаров, произведенных в других странах, будут отклоняться.
В перечень попали многие виды мебельной продукции, в том числе и металлическая и пластмассовая, матрасные основы и так далее. Подтверждать страну происхождения придется и для материалов, используемых при изготовлении изделий, а именно древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит.
Из таких правил сделано несколько исключений. Разрешено закупать иностранную продукцию в следующих ситуациях:
- Производство осуществляется в рамках инвестиционного контракта. Он подразумевает, что отдельные виды работ будут производиться на территории стран, входящих в ЕАЭС.
- Продукция соответствует требованиям, предъявляемым к промышленной продукции, установленным постановлением за номером 718 от 17 июля 2015 года.
- Товар произведен на территории государства, входящего в ЕАЭС.
В остальных случаях закупать разрешется исключительно отечественную продукцию. Это вызывает немало трудностей у поставщиков, так как страну происхождения необходимо подтверждать документально.
Действия заказчиков
Постановление Правительства будет действовать вплоть до декабря 2019 года. В связи с этим во всех проводимых до этого времени закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ организаторы должны будут установить соответствующие ограничения.
Перед составлением извещения нужно сверить код закупаемого объекта с перечнем, приведенным в постановлении.
Если он совпадает, то в документацию должна быть внесена запись, запрещающая поставку товаров иностранного производства. Обязательно указывается ссылка на постановление Правительства.Прописывается также перечень документов, которыми поставщик должен подтвердить страну происхождения товара.
Все заявки, в которых не предоставлены документы, подтверждающие российское производство товара должны быть отклонены. Причем нельзя допускать к участию и заявку, в которой предлагается товар, собранный на территории РФ, но из иностранной древесины. Установленные ограничения отражаются также и в план-графике.
За отсутствие запрета на заказчика накладывается штраф. Для контрактного управляющего он составляет 15 тысяч рублей, а для юридического лица – 50 тысяч рублей. Если в документации отсутствует перечень документов, которые участник должен приложить к заявке, то на должностное лицо накладывается штраф 3000 рублей. Эта норма прописана с статье 7.30 КоАП.
Как поступать поставщикам
Чтобы участвовать в закупке, предмет которой входит в перечень, поставщику необходимо приложить к своей заявке документ, подтверждающий страну происхождения изделия. Обычные сертификаты и декларации соответствия в этом случае не подойдут. Принята будет только заявка, содержащая один из следующих документов:
- Копия инвестиционного контракта.
- Сертификат по форме СТ-1, удостоверяющий страну производства.
- Акт экспертизы, проведенной Торгово-промышленной палатой.
Получение таких документов поставщиками потребует дополнительных затрат. Нередко компании вынуждены отказываться от участия в небольших закупках, так как это для них экономически нецелесообразно.
Инвестиционный контракт
Инвестиционным контрактом называют двухстороннее соглашение между компанией, выступающей в роли инвестора, и фирмой, принимающей инвестиции. При заключении такого договора четко определяются роли каждой из сторон. Инвестор становится собственником активов. Он передает их контрагенту в управление. Сторона, принимающая инвестиции, при этом обязуется использовать их по назначению.
Госзакупку мебели, входящей в список, можно проводить в том случае, если инвестиционный контракт заключен между инвестором и Российской Федерацией или РФ и субъектом РФ или муниципальным образованием.
При этом инвестор или привлеченное им лицо обязан поэтапно выполнять всех технологические и производственные операции.
Должны соблюдаться все требования, установленные постановлением Правительства # 719 от 17 июля 2015 года.
Закупать разрешено продукцию, произведенную в срок не более 5 лет с даты заключения инвестиционного контракта, а также не более 3 лет с момента начала ее производства инвестором.
Сертификат СТ-1
Это документ, подтверждающий страну происхождения товара. Получить его можно, обратившись в региональное отделение Торгово-промышленной палаты. Он выдается только на изделия, которые были произведены на территории стан – членов СНГ.
Сертификат СТ-1 выдается на конкретную партию товара, которая будет принимать участие в закупке. В случае победы в тендере документ передается заказчику и на этом он прекращает свое действие. То есть для участия в следующей закупке на аналогичный товар придется заказывать новый сертификат.Для получения такого документа необходимо обратиться в ТПП с соответствующим заявлением. К нему необходимо приложить учредительные документы компании, сведения о прохождении товаром экспертизы. Если экспертиза не проводилась, то потребуется широкий перечень иных документов: технологические карты, сведения о производственных мощностях и так далее.
За оформление сертификата взимается плата. Согласно тарифам, установленным приказом № 85 от 5.12.2017 г., цена одного документа 1700 рублей.
За выдачу дубликата утерянного или пришедшего в негодность сертификата нужно заплатить 850 рублей.
Если за документом обращается производитель продукции, то стоимость сертификата СТ-1 – 850 рублей, а сертификата СТ-1 сроком действия до 1 года – 2700 рублей.
Акт экспертизы
Такой документ выдается Торгово-промышленной палатой на партию товара, предназначенной для участия в тендере. Получить его можно на продукцию, произведенную в соответствии с требованиями, предъявляемыми в целях отнесения товара к произведенному на территории России.
Стоимость проведения такой экспертизы также устанавливается в соответствии с тарифами. Для продавца она составляет 1700 рублей, а для производителя – 850 рублей.
Тескст постановления составлен таким образом, что из него непонятно, нужно ли предоставлять подобные документы на товары российского производства или это справедливо только для производителей из ЕАЭС.
Документ породил за собой больше вопросов, чем ответов.
Пока не появятся официальные разъяснения от правительства или инструкции Торгово-Промышленной палаты предрекается наплыв обращений жалоб в ФАС на необоснованное отклонение заявок.
Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/236-pp-1072
Статьи
Статья посвящена рассмотрению практических аспектов применения постановления Правительства РФ № 1072 от 05.09.2017 (далее – Постановление № 1072), устанавливающего до 1 декабря 2019 года запрет на допуск отдельных видов иностранных товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, а также дополнительное требование к участникам при осуществлении отдельных закупок.
В связи с настулением 1 декабря 2019 года запрет на закупку иностранной мебели больше не применяется. Для проверки правильности применения запрета заказчиком до 1 декабря 2019 года ознакомтесь с тектом ниже.Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. № 1072
«Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Скачать
Запрет применяется при осуществлении закупок у единственного поставщика
Постановлением № 1072 установлен именно запрет на закупку товаров иностранного происхождения, а не ограничение допуска таких товаров в закупках, проводимых по Закону № 44-ФЗ. В связи с этим, запрет должен применяться закачками не только при проведении конкурентных процедур, но и при осуществлении закупок у единственного поставщика, в том числе по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Однако, ни Постановление № 1072, ни Закон № 44-ФЗ не дает прямого ответа на вопрос о том, каким образом заказчик и поставщик должен подтвердить, что поставленная по контракту мебель произведена на территории стран ЕАЭС, если договор заключен на основании ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Мы считаем, что подтверждение должно осуществляться точно таким же образом, как в случае проведения конкурентных процедур: поставщик должен предоставить один из перечисленных в п. 2 Постановления № 1072 документов. Таковыми являются:
- копия СПИКа, заверенная руководителем организации; акт экспертизы, выданный Торгово-промышленной палатой РФ;
- заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданное Минпромторгом России;
- сертификат СТ-1.
Сделать это он может при исполнении контракта, что следует заранее предусмотреть в его условиях.
Постановление № 1072 применяется только к поставке товаров
Постановление № 1072 применяется только в том случае, если предметом контракта является поставка товаров, на которые распространяется действие данного постановления. Если предметом контракта являются работы или услуги, Постановление № 1072 не применяется.
Пример:
— Предмет «Поставка мебели» — Постановление № 1072 применяется;
— Предмет «Изготовление мебели» — Постановление № 1072 не применяется.
Обратите внимание, что при определении предмета закупки заказчик обязан учитывать положения каталога товаров, работ, услуг. Подробнее об этом можно прочитать в нашей специальной статье.
Однако, это вовсе не означает, что контракт на поставку мебели не может включать обязательства поставщика по выполнению связанных с поставкой работ, услуг.
В частности, заказчик вправе предусмотреть обязательства поставщика по сбору мебели в месте нахождения заказчика. В указанном случае основным предметом контракта будет выступать поставка, а не работы по спорке.
Соответственно Постановление № 1072 подлежит применению в полной мере.
Вместе с тем, заказчику не следует злоупотреблять своим правом на определение предмета закупки и вместо «поставки» указывать, например, «изготовление».
Если предметом контракта на «изготовление» будет выступать уникальная мебель, изготавливаемая по индивидуальным требованиям и размерам заказчика, вопросов у проверяющих не возникнет.
А вот если предметом «изготовления» станет типовая мебель, то проверяющие, скорее всего, будут рассматривать такой шаг заказчика как умышленный уход от применения Постановления № 1072.
Дополнительные требования к участникам закупки
Как было отмечено выше, Постановление № 1072 устанавливает не только запрет, но и обязывает заказчика предъявить к участникам дополнительное требование при закупке отдельных товаров, указанных в приложении к постановлению (п.
5 Постановления № 1072). Суть его состоит в том, что поставляемая поставщиком мебель не только должна быть изготовлена на территории стран ЕАЭС, но и произведена из материалов, которые также изготовлены на территории стран ЕАЭС.
На практике проверить выполнение участником данного требования невозможно. Постановление № 1072 не предусматривает обязанность поставщика предоставлять какие-либо документы в отношении материалов, используемых при производстве мебели. Таким образом, соблюдение указанного требования на практике сводится лишь к формальному его установлению заказчиком в документации о закупке.
Следует помнить, что предъявление дополнительных требований к участникам, установленных Правительство РФ (прим.: Постановление № 1072 устанавливает именно дополнительное требование к участникам, а не к поставляемым товарам), в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ возможно только при проведении аукционов, конкурсов с ограниченным участием и двухэтапных конкурсов.
Ввиду того, что последние два способа закупки невозможны к проведению при закупке товаров, указанных в Постановлении № 1072, рассматриваемое дополнительное требование может быть установлено заказчиком только при проведении аукциона.В случае осуществления закупки мебели запросом котировок дополнительное требование к участникам не может быть установлено ввиду отсутствия соответствующей возможности в Законе № 44-ФЗ.
Соответственно при осуществлении закупки способом запроса котировок заказчик устанавливает только запрет. В противном случае должностное заказчика может быть подвергнуто административному штрафу за установление требований, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
Источник: http://44fz.ru/article/postanovlenie-1072/
Постановление правительства № 1072
Постановление правительства от 5 сентября 2017 г № 1072 (далее – ПП 1072) призванное защитить российский рынок РФ от наплыва зарубежной мебельной продукции, ввело с 1 декабря 2017 г. до 1 декабря 2019 г. запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по ограничительному перечню.
ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРОВ ПО ПП 1072
В него вошли: плиты древесно-стружечные, древесно-волокнистые, и аналогичные, мебель металлическая и деревянная для офисов и предприятий торговли, мебель кухонная, матрасы, диваны, софы, кушетки, шкафы и тумбы, столы, мебель из пластмассовых материалов и пр. При этом сделаны следующие исключения:
если товары производятся при создании или модернизации и (или) освоении производства товаров в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, заключенным инвестором и РФ или РФ и субъектом РФ и (или) муниципальным образованием и содержащим обязательство инвестора и (или) привлеченного инвестором лица по поэтапному выполнению на промышленном производстве всех технологических и производственных операций в соответствии с требованиями к промышленной продукции, предъявляемыми в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, согласно приложению к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (далее — требования к промышленной продукции), а в случае отсутствия такой продукции в требованиях к промышленной продукции — в соответствии с приложением 1 к Правилам определения страны происхождения товаров, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее — специальный инвестиционный контракт).
При этом для целей настоящего постановления продукция мебельной и деревообрабатывающей промышленности приравнивается на срок не более 5 лет со дня заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет со дня начала ее производства стороной — инвестором специального инвестиционного контракта к продукции, произведенной на территории Российской Федерации;
если товары соответствуют требованиям к промышленной продукции при отсутствии специального инвестиционного контракта, указанного выше;
если страной происхождения товаров является государство — член Евразийского экономического союза в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (в случаях, не указанных в подпунктах выше).
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПО ПП 1072
Подтверждением производства товаров в случаях, указанных в пункте 1 настоящего постановления, является представление следующих документов:
копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;
акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства — участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1.
ПП №1072 В АУКЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Заказчику следует указывать в извещениях и информационных картах перечень документов, подтверждающих производство товара.
Если он, попытается провести процедуру, не сделав этого, участники, чьи заявки будут отклонены из-за непредставления незатребованных документов, наверняка обжалуют отклонение в ФАСе и заказчику, скорее всего придется размещать процедуру повторно, а также заплатить штраф.
(Постановлением Правительства № 1072)
На участие в аукционе на поставку мебели, проводимом в соответствии с ПП 1072 было подано две заявки. Обе были отклонены за непредоставление в составе вторых частей документов требуемых данным ПП.
Заказчик указал, что аукцион проводится в соответствии с ПП 1072, но не привел перечень документов, подтверждающих производство товаров в ЕАЭС, которые должны были представить участники, хотя должен был их перечислить в соответствии с ч.1 ст. 64 Закона 44-ФЗ.
Таким образом, он ввел участников в заблуждение за что и поплатился – жалоба была признана обоснованной.
Заказчик может потребовать представления сертификатов СТ-1, выданных на фирму- участника. Если такого требования в документации нет, то участник может представить сертификат, выданный другой фирме.
В этом случае ему необходимо перед подачей заявки убедиться в том, что номенклатура товаров в сертификате СТ-1 полностью соответствует номенклатуре товаров, предлагаемой в заявке. Если хоть один пункт не совпадает, такой сертификат подавать нельзя, ведь заказчик, сделает вывод, что эта товарная позиция имеет иностранное происхождение и отклонит заявку.
Надеяться на невнимательность заказчика не стоит. Даже если он и не заметит, есть и другая опасность – внеплановая проверка, проводимая ФАСом по жалобам отклоненных участников.