Запреты и ограничения по 44-ФЗ: таблица
Запреты и ограничения по 44-ФЗ: таблица
Запреты и ограничения в сфере закупок влияют на подготовку документации и участие в тендере. Что нужно делать участникам тендеров, когда они видят в тендере ограничения или запреты, узнаете в нашей статье.
Продавать товары из иностранных государств и при этом подавать заявки в тендерах участнику необходимо крайне внимательно. На ряд товаров законодательством наложены ограничения и запреты. Это сделано для того, чтобы стимулировать российских предпринимателей, которые производят отечественную продукцию и участвуют в тендерах.
Разберемся, на чем нужно акцентировать внимание участникам и заказчикам в таких тендерах. Узнаем, что учесть в документации заказчикам, и что приложить к заявке заказчикам, если в тендере есть ограничение или запрет на товар.
Запреты на иностранную продукцию
Правительство РФ разработало НПА, в которых запрещается закупать товары иностранного производства. Такие запреты распространяются на все страны за исключением России и стран ЕАЭС. По запретам это следующие документы:
Проверьте свои закупки на нарушения и нацрежим за минуту!1. Зайдите в сервис Ассистент заказчика ↵2. В разделе «План-график» нажмите «Проверка» ↵3. Сервис покажет подробный отчет.
Защитите себя от штрафов и будьте уверены в своей работе!
Перейти в сервис »
Чтоб узнать, какой запрет наложен на товар, необходимо посмотреть документацию о закупке. Заказчик отражает все запреты в информационной карте тендера, в графе про национальный режим по статье 14 Закона № 44-ФЗ.
Он прописывает сам запрет и реквизиты постановления, по которому применяется запрет. Если запрет не указан, а заказчик закупает товар с нацрежимом, контролеры могут его наказать.Заказчик обязан отклонить заявку участника, если в заявке указан иностранный товар, и подано еще хотя бы две соответствующих заявки из стран ЕАЭС.
Далее участник тендера просматривает все условия такого НПА, и прикладывает все необходимые документы к заявке, чтобы заявку допустили. Если участник не приложил в заявке документ из постановления по товару, заявка будет отклонена.
Запрет на программное обеспечение (ПО)
По ПП РФ № 1236 нельзя закупать иностранное ПО. Это касается программного обеспечения и исключительных прав на него и прав на его эксплуатацию.
Программное обеспечение квалифицируется как российское, и запрет к нему не будет применен, если сведения включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
К товарам в реестре из стран ЕАЭС запрет применен не будет.
Запрет действует при любых конкурентных процедурах, а также закупках у единственного поставщика.
Заказчик может закупить иностранное ПО и не использовать запрет, если подготовит и включит в документацию о закупке обоснование невозможности соблюдения запрета. Также запрет не будет действовать на программное обеспечение стран ЕАЭС.
Участнику для подтверждения страны происхождения ПО прилагать к заявке следует декларацию страны происхождения товара в свободной форме.
При закупках товаров, работ и услуг по Закону № 44-ФЗ соблюдайте требования национального режима. Установите запреты, ограничения или условия допуска для иностранной продукции. На какие товары, работы, услуги распространяется нацрежим, смотрите в справочнике. Для удобства продукция разбита по типам. Какую меру выбрать, зависит от того, что покупаете.
Запреты | |
Мебель и товары деревообрабатывающей промышленности | Постановление Правительства № 1072 |
Товары машиностроения | Постановление Правительства № 656 |
Товары легкой промышленности | Постановление Правительства № 791 |
Программное обеспечение | Постановление Правительства № 1236 |
Товары для нужд обороны и безопасности | Постановление Правительства № 9 |
Товары станкоинструментальной промышленности | Постановление № 239 |
Ограничения |
Смотреть все изменения в таблице
Запрет на товары для обороны и безопасности страны
Запрет установлен ПП РФ № 9 от 14.01.2017. Он не распространяется на Россию и страны ЕАЭС. В постановлении приводится перечень товаров. Если в заявках участников эти товары будут иностранными, то комиссия их отклонит. Запрет распространяется на иностранные товары и товары стран ЕАЭС, поставляемых иностранными лицами.
Запрет не применяется в следующих случаях:
- Заказчик закупает несовместимый товар с различными товарными знаками;
- Заказчик закупает запасные части и расходные материалы к своим машинам и оборудованию;
- Закупка 1 товара до 50 тыс.руб.(на ряд пунктов перечня до 5 тыс. руб.) и комплекта товаров до 1 млн. руб;
- Осуществления закупок ФСБ и внешней разведки.
Подтверждением страны происхождения в заявке участника будет заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Запрет на продукцию машиностроения
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103262-qqq-19-m12-zaprety-i-ogranicheniya-po-44-fz-tablitsa
14 статья 44 ФЗ о госзакупках
Для регулирования и контроля проведения закупок для учреждений гос. и муниц. уровня был принят соответствующий Федеральный закон номер 44. Для роста экономики страны и развития внутреннего рынка, в законе существуют определенные положения. Эти положения описаны в 14 статье, которая обязывает сотрудников и должностных лиц осуществлять закупку у российских производителей.
14 статьи 44 ФЗ
Последние изменения в статью 14 о применении национального режима при осуществлении закупок ФЗ 44 были внесены 13 июля 2015 года. В этой статье оформлены процессы принятия нац. режима при обеспечении гос. и муниц. учреждений закупками. Положения статьи настоящего закона регулируют поддержку и защиту национальных производителей и поставщиков при закупках. Ст. 14 содержит 6 пунктов.
Краткое содержание 14 статьи Федерального закона 44 о контрактной системе закупок для государственных учреждений:
- В первом пункте написано, что если заказчик обращается к поставщикам из иностранных компаний или к иностранным исполнителям, предоставляющим услуги или работы или привозящим товары из-за границы, применяется национальный режим. Этот режим означает, что российские производители имеют равные права с иностранными поставщиками;
- В пункте втором оформлена информация о размещении сведений в гос. реестр. Все страны, с которым Российская Федерация заключила международные договоры, включены в соответствующий список и описана система применения к ним национального режима;
- В пункте номер три написано, что для обороны и защиты государства, а также для сохранения безопасности экономики и внутреннего рынка России, защиты и поддержки российских поставщиков и производителей, вносятся запреты и ограничения на сотрудничество с иностранными лицами, организациями и компаниями. Но если сотрудничество и заказы осуществляются в порядке исключений или по условиям, допустимым законодательством, заказчик обязан разместить в реестре информацию о иностранном лице, организации или компании с обоснованием причин невозможности сотрудничества с российским производителем. Система и порядок внесения такого рода сведений в реестр устанавливаются Правительством РФ;
- В п. четыре оформлена информация о том, что допуск к сотрудничеству с иностранными лицами, выполняющими услуги или работы или с иностранными организациями и компаниями, осуществляющими перевозку и продажу товаров, разрешается или запрещается сотрудниками фед. органа исполнительной власти в сфере надзора и контроля за закупками. Надзор и контроль органом осуществляется по поручению Правительства России;
- В пятом п. описано, что запреты и ограничения, система и процесс применения запретов на иностранные товары, работы или услуги, а также ограничения допуска работ или товаров должны быть подробно описаны и перечислены в открытом доступе, публично, на официальных сайтах в сети Интернет или через СМИ. После предоставления сведений публично, они в течение трех дней должны быть опубликованы в гос. реестре;
- В шестом пункте оформлена информация об ограничениях доступа к иностранным товарам или услугам, но при этом существуют определенные положения, запрещающие замену уже выбранного поставщика. Поэтому если заказчиком уже был определен иностранный поставщик или производитель и такой выбор допускается условиями законодательства, он уже не сможет изменить своего решения в пользу российских поставщиков.
Последние изменения в законе, произошедшие 13 июля 2015 года, изменили в статье пункты четыре и шесть.
Статья 66 ФЗ 44 в последней редакции подробнее по ссылке:
Документы, подтверждающие соответствие участника конкурса
Во время проведения закупок при национальном режиме действуют определенные требования, условия, ограничения и положения, оформленные в статье 14.
Учитываются перечисленные аспекты деятельности:
- Во время осуществления выбора поставщика закупки, заказчик обязан проинформировать поставщиков об ответственности за достоверную информацию. Сведения о предоставляемых товарах должны быть верными, должна быть передана информация о происхождении товара;
- В случае, если у поставщика отсутствуют документы, во-первых, о владении товаром, во-вторых, о его качестве, а в третьих, если отсутствуют сопроводительные к товару документы, то заявка поставщика отклоняется комиссией с указанием причин отказа;
- Также согласно положениям 14 статьи настоящего ФЗ, у поставщика требуется декларация или свидетельство о российском происхождении товара.
Таким образом, основным и главным документом считается особая бумага, называемая декларацией. В этой бумаге должны быть оформлены сведения о том, что производился товар или продукция на территории России.
Такие же условия действуют с заказами услуг или работ. В случае, если муниц. или гос. учреждение заказывают услуги или работы какой-либо компании, фирмы или организации, она должна быть зарегистрирована в России.
Также компания, организация или фирма должна обладать российским капиталом.
Ограничения, предусмотренные статьей 14 44 ФЗ
В статье 14 о применении национального режима при осуществлении закупки 44 ФЗ оформлена общая информация для всех заказчиков. В отдельных случаях, при исключениях или дополнениях Правительство России выпускает дополнительные акты, нормативы или издает определенные указы.
Правительство и органы исполн. власти регулируют и оформляют следующие категории госзакупок:
- Полный и окончательный запрет на проведение учреждением закупки в связи с условиями национального режима;
- Ограниченный допуск только определенного вида товара или временное осуществление услуг или работ;
- Определение причин и условий, по которым допуск товара, услуг или работ иностранного происхождения обязателен, а значит, разрешен.
Согласно 14 статье настоящего закона, полный и окончательный запрет на продукцию иностранного происхождения и на предоставление услуг или работ от иностранных компаний осуществляется при:
- Закупках для обороны, защиты и безопасности страны;
- Закупках для улучшения, развития или просто осуществления машиностроения;
- Покупках в области легкой промышленности;
- Покупках для обеспечения или улучшения программного обеспечения в гос. или муниц. учреждениях.
В таких случаях, заказчик обязан посмотреть страну производителя и принять заявку только если поставщик предлагает товар российского или евразийского происхождения.
Существуют определенные, Федеральным законом, исключения. Если при поданной информации в заказе были высланы заявки только иностранных компаний или поставщиков, заказчик вправе рассматривать их предложения.
Заказчик может рассмотреть заявки не российских или евразийских поставщиков только при следующих требованиях:
- Заказ был на поставку жизненно важных лекарств, которые необходимы в кратчайшие сроки;
- В заказе присутствуют радиоэлектронные товары;
- В заказе присутствуют медицинские изделия.
Если подвести итоги, то заказчик имеет право принять заявку иностранного поставщика, если соблюдены перечисленные условия, а также рассмотрены другие варианты российского происхождения.
Скачать текст закона о госзакупках
Федеральный закон 44 имеет большое количество условий и положений, которые определяют требования покупок для гос. учреждений и муниц. организаций.
Не только сотрудники, исполнительные обязанности которых связаны с осуществлением покупок для учреждений, должны знать о нюансах и основах настоящего закона.
Другим работникам также рекомендуется изучить его, чтобы понимать в каких случаях каким образом стоит действовать.
Скачать Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно по ссылке.
Скачать статью 14 ФЗ 44 о применении нац. режима и условий поставок при осуществлении гос. закупок можно по ссылке.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
Источник: https://lawlinks.ru/statya-14-fz-44-o-goszakupkax/
Как применять национальный режим при осуществлении закупок по 44‑ФЗ? | IT-компания Простые решения
На практике возникает много вопросов, например: как именно подтверждать российское происхождение товаров, что делать, если в заявке есть иностранный и российский товар, где получать сертификат СТ-1 и т.д. Более подробно в этой новости.
Если на товар распространяется национальный режим, заказчик указывает требование в плане-графике, а в документах закупки пишет:
- Ссылку на постановление правительства, в соответствии с которым действует нацрежим.
- С помощью каких документов участнику подтвердить, что товар произведен в стране из ЕАЭС.
- Условие о том, что участник указывает в заявке цену за единицу каждой позиции и несет ответственность за недостоверную информацию о стране происхождения товара.
Какие документы подтверждают страну происхождения?
Какой документ прикладывать к заявке, зависит от вида продукции. Это может быть:
- декларация в свободной форме о стране происхождения,
- акт экспертизы ТПП (действует 1 год),
- сертификат СТ-1, выданный на основании этого акта или по заявлению поставщика: разовый, трехмесячный или годовой (на лекарства),
- копия специального инвестиционного контракта, или СПИК (юрлицо инвестирует > 3 млрд руб. в производство товара на территории РФ, а государство закупает его продукцию без конкурса).
В закупках некоторых товаров правительство указывает, какими именно документами участник закупки может подтвердить страну происхождения, например:
Если в закупке не установлено обязательное требование предоставить сертификат СТ-1, участник сам определяет форму подтверждения страны производства: декларацией, сертификатом в форме СТ-1 или другим указанным выше документом.
Изготовитель и продавец продукции могут самостоятельно в свободной форме составить декларацию о том, где был произведен товар (приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155). Например, можно прикрепить к заявке таблицу с товарами и страной происхождения для каждой позиции.
Название страны происхождения товаров нужно указывать в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК. Например, нет страны РФ, а есть Россия или Российская Федерация.
Что будет, если не приложить к заявке подтверждающие документы?
- Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявку без подтверждающих документов отклонят. Например, если поставляете мебель или товары легкой промышленности.
- Если запрета на иностранный товар нет, но действует ценовая преференция для российских товаров, то вашу заявку рассмотрят, как иностранную. То есть в аукционе придется заключить контракт с ценой на 15% меньше от предложенной, а в других конкурентных закупках вы не получите снижающий коэффициент к своей цене при оценке заявки.
- Если в закупке действует правило «третий лишний», вашу заявку будут рассматривать, как заявку с иностранным товаром. Если на закупку пришли минимуму два участника, которые подтвердили российское происхождение товара, вас отклонят.
Что будет, если в декларации и СТ-1 указать разные данные?
В 1-ой части заявки на электронный аукцион поставщик должен задекларировать страну происхождения, а во 2-ой приложить сертификат СТ-1, если он требуется.
При рассмотрении заявок на аукцион заказчик сопоставляет документы в обеих частях заявки: страну происхождения в 1 части и страну в СТ-1 во 2 части. Если будет расхождение данных, это значит, что победитель заявки предоставил недостоверные данные. Тогда заявку отклонят, как несоответствующую требованиям закупки.
Как заказчик проверяет происхождение товара?
Если в заявке достаточно задекларировать страну происхождения, то заказчик верит победителю закупки «на слово»: пишет в контракте указанную им страну происхождения и проверяет документы только в момент приемки товара.
Если в закупке требуется СТ-1, то госзаказчики сами могут убедиться в его подлинности. Проверить факт выдачи сертификата происхождения можно в специальном реестре на официальном сайте ТПП.
Можно ли задекларировать российский товар, а поставить китайский?
Если в закупке действовал нацрежим, то заменять товар нельзя, даже если он с улучшенными характеристиками. Заказчик обязан отказаться от такого товара. Победителю придется поставлять товар российского происхождения или расторгнуть контракт:
- Если заказчик пойдет навстречу, то по обоюдному согласию.
- Заказчик расторгнет контракт в одностороннем порядке или по суду на основании того, что поставщик предоставил недостоверную информацию о соответствии своего товара требованиям, что позволило ему стать победителем в закупке (п.1 ч.15 ст. 95 44-ФЗ). В этом случае поставщику грозит РНП и потеря обеспечения контракта.
Как получить сертификат СТ-1?
Документ оформляют в региональной ТПП на основании акта экспертизы, выполненного специалистами этой же палаты. Такой акт действует в течение года после выдачи. Чтобы получить сертификат, участник торгов пишет заявление в ТПП и прикладывает к заявлению:
- правоустанавливающие документы (для юрлица — свидетельство о регистрации и постановке на учет, для физлица — паспорт),
- годовой акт экспертизы (если он есть).
Если акта нет, то для получения СТ-1 нужно представить:
- лицензию о производстве товара,
- сведения, которые подтверждают возможность производить товар (лучше уточнить в ТПП, какие именно).
Что будет, если в заявке часть товара российская, а часть иностранная?
Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявки с частично или полностью иностранной продукцией отклонят. А если действуют ценовые преференции, то действия заказчика зависят от стоимости товара из ЕАЭС в заявке.
В аукционе
- Если стоимость товара из ЕАЭС составляет больше 50% от всей цены заявки, поставщик имеет право на преференции и его цену не снизят на 15% при победе.
- Если в заявке победителя аукциона стоимость из государств-членов ЕАЭС меньше 50% стоимости остальных предложенных товаров, то вся цена контракта будет снижена на 15% при победе.
В других конкурентных закупках
Если в конкурсе, запросе предложений и котировке участник предлагает в своей заявке продукции из ЕАЭС больше 50%, он получает преференции и к цене его заявки применяют понижающий коэффициент.
Значение имеет именно цена, а не объем товара. Например, 51% от объема заявки — соль иностранного производства, а 49% — сахар из ЕАЭС. Но так как сахар дороже, стоимость российского товара в заявке будет больше 50% от цены всей закупки, и поставщик получит преференции. Именно поэтому заказчик в закупках с нацрежимом просит указывать происхождение и стоимость каждой позиции товара.
Что делать, если закупаемый товар не производят в ЕАЭС
В этом случае заказчик может купить иностранный товар. Единственным документом, который доказывает отсутствие российских аналогов, будет соответствующее заключение Минпромторга. Другие доказательства заказчик проигнорирует и отклонит заявку с иностранным товаром.
Контур.Закупки — сервис для поиска, отбора и анализа коммерческих и государственных закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ на всех основных ЭТП.
Для формирования новости использовались материалы с сайта zakupki.kontur.ru.
Источник: https://pro126.ru/news/detail/index.php?ID=1092
Национальный режим в 44-ФЗ и применение преференций товарам российского происхождения
Национальный режим – это ряд правил и ограничений, которые применяются при закупках, для создания наиболее благоприятных условий для поставщиков российских товаров (работ, услуг) и ТРУ произведенных на территории государств-членов ЕАЭС (Евразийского экономического союза).
Ст. 14 44-ФЗ отражает правила применения национального режима при осуществлении закупок. Согласно 44-ФЗ, национальный режим применяется в трех вариантах:
запреты
ограничения
условия допуска (преференции)
Запреты на участие в государственных закупках
Запреты устанавливаются при закупке определенных видов товаров, если они произведены на территории иностранного государства.
Их список определяется Постановлениями Правительства:
Если при проведении тендера подана заявка, где предлагается поставка товаров из вышеуказанного списка иностранного производства, то она должна быть отклонена заказчиком.
Ограничения в закупках
Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.
Список товаров, которые попадают под ограничения:
Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.
Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.
Предоставление преференций
Преференции по 44 ФЗ – это льготы для определенных товаров российского производства (и производства государств-членов ЕАЭС), которые предоставляют преимущества по цене при рассмотрении заявок.
Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н «Об условиях допуска товаров, происходящихиз иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» четко сформулированы условия и порядок применения льгот для продукции, произведенной на территории государств- членов ЕАЭС.
Преференции товарам могут применяться при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений и аукциона.
Согласно Приказу Минфина N 126н, участники должны декларировать страну происхождения предлагаемых товаров и вся ответственность за достоверность предоставленной информации также лежит на поставщике.
При проведении конкурса, запроса котировок и запроса предложений, рассмотрение и оценка заявок, которые содержат товары из Перечня*, утвержденного Приказом, произведенных на территории государств из Евразийского экономического союза происходит с применением понижающего 15-процентного коэффициента к предложенной участником цене контракта.
При этом контракт с победителем заключается по предложенной поставщиком цене.
Если при проведении вышеуказанных видов закупочных процедур несколькими участниками были предложены одинаковые условия исполнения контракта, с учетом предоставления преференции одному (или нескольким) из них, то контракт будет заключен с тем, который имеет право на предоставление преференций.
При проведении закупки путем аукциона, если победителем становится поставщик, заявка которого содержит предложение товаров из Перечня*, произведенных на территории государств, не входящих в Евразийский экономический союз, то контракт с заключается по цене сниженной на 15% от предложенной победителем.
Исключения в предоставлении преференций по 44-ФЗ
Но также существуют и исключения, когда указанные преференции не применяются:
В рамках одной закупки только часть поставляемой продукции входит в Перечень.
Закупочная процедура признана несостоявшейся.
В заявках на участие не предлагается поставка товаров из Перечня, которые произведены на территории государств-членов ЕАЭС.
В рамках одного аукциона победитель предлагает продукцию из Перечня, произведенную как на территории государств-членов ЕАЭС, так и на территории других государств. При этом стоимость товаров, произведенных на территории стран Евразийского экономического союза превышает 50% от общей стоимости.
В рамках одного конкурса, запроса котировок или запроса предложений в своем окончательном предложении участник указывает продукцию, как произведенную на территории государств-членов ЕАЭС, так и на территории других государств. И при этом стоимость товаров, произведенных на территории стран Евразийского экономического союза составляет менее 50% от общей стоимости.
*Перечень – список товаров, указанный в таблице приложения к Приказу Минэкономразвития России от 04.06.2018 г. N 126н.
Если участник попадает под все условия получения преференций, то у него есть весомый шанс выиграть контракт, воспользовавшись льготными условиями.
Преференции в 223-ФЗ
В отличие от закупок по 44-ФЗ, где предоставление преференций необходимо уточнять в закупочной документации, в торгах по 223 Федеральному закону – в приоритете выступают товары, произведенные в России, а также работы или услуги, оказанных российскими лицами.
Данное требование регламентировано Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925, которое вступило в силу 1 января 2017 года.
Это ПП устанавливает условия предоставления приоритета, которыми необходимо руководствоваться: заказчику при составлении документации о закупке, а поставщику при подготовке заявки на участие. Приоритет российских товаров (работ, услуг) устанавливается при всех способах закупки, кроме закупки у единственного поставщика.
При осуществлении закупки в виде конкурса или другим способом, при котором победитель определяется по установленным в документации критериям или по самой низкой предложенной цене контракта — заявки тех участников, которые предлагают поставку товаров российского происхождения или оказание услуг и выполнение работ российскими лицами, оцениваются по предложенной цене, сниженной на 15%. Если такой поставщик выигрывает закупку, то контракт с ним заключается по цене, предложенной в заявке.Например, при предложении участником цены контракта, например, в 100 тыс руб. его заявку будут рассматривать, как предложение стоимостью 85 тыс. руб. И если он выиграет, то контракт будет заключен на сумму 100 тыс руб.
Если закупка осуществляется способом, при котором участники делают предложения по снижению начальной максимальной цены, например, в форме аукциона, то при победе заявки, в которой предлагается поставка иностранных товаров или оказание услуг и выполнение работ иностранными лицами, контракт заключается по цене сниженной на 15% от предложенной им.
Например, если поставщик, предлагающий иностранную продукцию, предложил цену контракта 100 тыс руб. и выиграл с этой ценой, то контракт будет заключен стоимостью 85 тыс руб.
А если проводится аукцион (или подобная закупка) в которой участники снизились до 0 и далее торги идут уже на право заключения контракта, то при победе заявки, в которой предлагается поставка иностранных товаров или оказание услуг и выполнение работ иностранными лицами, договор заключается по цене, увеличенной на 15% от предложенной.
Встречаются такие аукционы, в которых участники снижаются от НМЦК, чтобы победить и получить право на исполнение контракта. Но когда происходит снижение до 0, начинаются торги на право заключения контракта. Т.е.
каждый из поставщиков предлагает свою цену, которую он готов заплатить заказчику, чтобы забрать контракт себе.
Участник, который предложит самую большую стоимость — выигрывает торги, уплачивает заказчику предложенную им сумму (в вышеописанном случае, с приоритетом российских товаров — при продаже иностранных ТРУ, победитель заплатит заказчику предложенную цену увеличенную на 15%) и заключает договор.
Такие закупки чаще всего проводятся в сфере услуг, т.к. всю заработанную в процессе исполнения контракта прибыль, победитель закупки оставляет себе.
Для предоставления приоритета заказчик должен указать в документации определенные условия и требуемые сведения:
- требование о декларировании страны производства товаров в заявке;
- положение об ответственности участников за предоставляемую информацию;
- сведения о НМЦК каждого товара (работы, услуги);
- и другие условия, которые полностью отражены в п.5 ПП № 925.
Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ
Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:
Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).
В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.
В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.
В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50%. Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства — приоритет для них не предоставляется.
В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50%. Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.
Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.
Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.
©ООО МКК «РусТендер»
Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Субподряд по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые запреты и ограничения
Закупки у субъектов малого предпринимательства
НДС в контракте
Поделитесь ссылкой на эту статью
Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/nacionalnyj-rezhim
Применение национального режима при осуществлении государственных закупок по 44-ФЗ
ФЗ-44 детально регламентирует процедуру закупок для государственных и муниципальных нужд. Статья 14 указанного закона посвящена особенностям применения национального режима в закупочной деятельности.
Что регулирует статья 14 №44-ФЗ
Ст. 14 44-ФЗ устанавливает правила применения национального режима закупок и ситуации, когда такой режим должен применяться государственными и муниципальными заказчиками в рамках контрактной системы. Такой режим предполагает предоставление преференций для отечественных производителей перед иностранными.
Согласно Постановлению Правительства №925 от 2016 года, преференции, указанные в ст. 14 44-ФЗ, предоставляются не только российским товарам, но и товарам, произведенным в странах ЕАЭС (Казахстане и Беларуси).
Ст. 14 структурно включает в себя 6 частей. За время действия 44-ФЗ она менялась дважды: в 2015 и 2017 годах. Так, в 2015 году статья дополнилась ч. 6, в которой сказано, что в нормативно-правовых актах может содержаться информация о невозможности замены страны происхождения или товара в рамках определенной закупки.
Ограничения и условия
Согласно ч. 1 ст. 14 44-ФЗ, национальный режим применяется по отношению к иностранным товарам, произведенным за пределами РФ. Все мероприятия, которые проводятся при госзакупках в его рамках, разделяются на три крупные группы:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:- Первая группа ограничений предполагает полный запрет к поставке импортной продукции в рамках госконтракта. Он, в частности, распространяется на продукцию машиностроительной отрасли, легкой промышленности, программному обеспечению, мебельной продукции, а также на товары с оборонным предназначением. При таких закупках, если заявка от участника предполагает поставку товаров иностранного производства, она подлежит отклонению.
- Вторая группа ограничивает допуск товаров иностранного производства. В этом случае заказчик вправе рассматривать поступившую заявку от участника с предложением иностранного товара только в том случае, если российский аналог такой продукции отсутствует. Эти правила закупок распространяются на лекарственные препараты, радиоэлектронику, медицинские изделия.
- Третья группа предполагает предоставление преференций для товаров российского производства. При закупках подобного рода заказчик может рассматривать все поступившие заявки, но те, которые содержат предложения на поставку товаров отечественного производства, обладают ценовым преимуществом.
При рассмотрении заявок на участие, которые предполагают поставку товаров российского производства, их оценка производится по цене, предложенной участником, сниженной дополнительно на 15%. Если указанная заявка победит, то договор заключается по цене, которую ранее предложил участник.
Например, на участие в закупочной процедуре участник подал 2 заявки. В первой был товар российского производства с ценой в 105 р., а во второй – иностранный товар с ценой в 100 р.
При обычной закупке победил бы второй участник. Но так как российскому производителю предоставляются преференции, то считается, что он предложил цену в 89,25 р. (105-15%) и именно он становится победителем.
Но контракт с ним заключается по предложенной цене в 105 р.
Если же закупка предполагает проведение торгов и в ней победил участник, который предложил товары иностранного производства, то с ним подписывается контракт по цене ниже на 15% от предложенной.
Преференции не предоставляются, если закупка признана несостоявшейся, и контракт заключен с единственным поставщиком.
При этом ст. 14 44-ФЗ содержит отсылочные нормы и не устанавливает перечень товаров, которые подпадают под действие национального режима. Они устанавливаются Постановлениями Правительства.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:Согласно ч. 3 ст. 14 44-ФЗ, внедрение национального режима закупок имеет такие цели:
- Оно направлено на обеспечение безопасности страны и поддержание ее обороноспособности.
- Поддержка и развитие национальной экономики.
- Защита конституционного строя.
- Стимулирование внутреннего рынка.
- Поддержка отечественных производителей.
Согласно п. 4 ст. 14 44-ФЗ Правительство может ввести запрет или ограничения на поставку товаров из определенной страны, даже если на них не распространяется национальный режим.
Применение такого режима может быть направлено на предотвращение участия в госзакупках стран, которые потеряли доверие Правительства.
Так, с января 2016 года были установлены ограничения на оказание услуг для государственных и муниципальных нужд турецкими организациями (с юрисдикцией в Турции).
Согласно ч. 3 ст. 14 44-ФЗ, при невозможности применения национального режима заказчик обязан разместить обоснование своего решения в ЕИС.
Согласно ч. 5 ст. 14 44-ФЗ, нормативные акты с условиями поставки товаров в рамках национального режима подлежат публикации в ЕИС в течение 3 дней после их утверждения.
Какие документы необходимо прикладывать участникам закупок
Для того чтобы определить соответствие заявки от участника требованиям национального режима, он должен прописать в ней страну происхождения товара. В противном случае, такая заявка подлежит отклонению от участия.
Если закупка подпадает под национальный режим, то заказчик должен должным образом оформить закупочную документацию:
- в первой части заявки указать требование о декларировании страны происхождения;
- прописать условия о предоставлении преимуществ товарам, произведенным в РФ и странах ЕАЭС;
- указать требование о предоставлении документов, которые подтверждают соответствие участникам ст. 14 44-ФЗ;
- указать сведения о применении национального режима;
- указать на ответственность поставщика при сообщении недостоверных сведений о стране происхождения.
Если заказчик не запросит дополнительных документов во второй части заявки, то участнику достаточно задекларировать страну происхождения товара. Но обычно заказчики запрашивают сертификат соответствия по форме СТ-1 и акт экспертизы, которые подтвердят производство товаров на российской территории (или его переработку на территории РФ и в Беларуси или Казахстане). Указанные документы поставщику требуется предварительно получить в региональном отделении Торгово-промышленной палаты. Они готовятся на платной основе.
В случае закупки товаров из Перечня по Постановлению Правительства №1224 от 2013 года от участника также требуется документальное подтверждение того, что компания является российским резидентом. Это можно подтвердить с помощью выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
На кого распространяются положения статьи
Положения указанной статьи обязаны исполнять все государственные и муниципальные заказчики, которые подпадают под действие законодательства о контрактной системе 44-ФЗ в случае закупки ими товаров из утвержденного Постановлениями Правительства перечня.
Перечни иностранных товаров, которые запрещено закупать по 44-ФЗ, включают продукцию машиностроения из Постановлений Правительства №656, №1224 (вагоны, прицепы, тракторы), легкой промышленности по ПП №791 (одежда, сумки, обувь и пр.), программного обеспечения по ПП №1236, товары для обороны и безопасности государства по ПП №9, мебель по ПП №1072.
Перечни товаров, при которых иностранные товары ограничиваются, включают лекарства из числа ЖНВЛ по ПП№1286, медицинские изделия по ПП №102 (включая хирургическое оборудование и ортопедические изделия), радиоэлектронную продукцию по ПП №986, пищевую продукцию по ПП №832.
Перечни товаров, которые имеют ценовые преимущества, содержатся в Приказе Минфина №126н от 2018 года. Сюда включены продукты питания, мебель, посуда и некоторые другие товары.
В случае если товар попадает в перечень закупок в рамках национального режима, то заказчику следует придерживаться правил его применения по приказу Минфина от 2018 года №126н и приказа Минэкономразвития №155 от 2014 года.
Здесь, в частности, описаны ситуации, когда национальный режим не применяется. Это такие случаи:
- Если в рамках лота закупается несколько групп товаров и некоторые под национальный режим не подпадают.
- Если конкурс или аукцион признали несостоявшимся.
- Если в поступивших заявках нет предложений поставок российских товаров или о поставках иностранных.
Минэкономразвития рекомендует при закупках с нацрежимом требовать от поставщиков декларацию о том, что товар был произведен в РФ, и отклонять заявки с неуказанной в них страной происхождения.
Заказчики обязаны применять национальный режим при закупках определенных ТРУ и указать на него в извещении о закупке. За несоблюдение указанных требований заказчику грозит административная ответственность.
Штрафы за нарушения в процессе рассмотрения заявок на участие в конкурсах и аукционах по ч. 2 ст. 7.30 КоАП установлены в размере 1% от НМЦК и в размере от 5000 до 30000 р. Если нарушения допущены при запросе котировок и предложений, то штрафы по ч. 6 ст. 7.
30 КоАП составляют 5% от НМЦК, но не более 30 тыс. р.
Таким образом, в ст. 14 44-ФЗ приводятся особенности применения национального режима при осуществлении закупочной деятельности.
Законодателем устанавливаются ограничения или полный запрет на закупках в рамках контрактной системы отдельных видов товаров, работ и услуг, которые произведены за пределами РФ.Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/nacionalnui-rezim.html