+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как обосновать закупку иностранного программного обеспечения

Содержание

Запрет на закупку иностранного ПО: плюсы и минусы для российских разработчиков

Как обосновать закупку иностранного программного обеспечения

Правительство Российской Федерации запретило покупать иностранный софт для государственных и муниципальных нужд.

С 1 января 2016 года все государственные и муниципальные учреждения обязаны закупать только программное обеспечение (ПО), входящее в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин.

Покупать иностранный софт разрешается лишь в случае, если нет российского аналога или он не обладает необходимыми функциями.

По словам замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Рашида Исмаилова, решение принято «в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий».

Формированием реестра займется Министерство связи и массовых коммуникаций. Оно будет включать в него только ПО, исключительное право на которое, действующее по всему миру, принадлежит государству, муниципалитетам, отечественным некоммерческим организациям или компаниям с долей российских бенефициаров более 50%.

Софт должен продаваться на всей территории России, а лицензионные выплаты иностранцам не должны быть больше 30% выручки. Решать, какое ПО включать в реестр, а какое нет, будет экспертный совет при министерстве.

В чем риски

Нововведение может привести к тому, что закупки будут проводиться не на конкурсной основе, а у единственного поставщика, что негативно скажется на конкуренции среди производителей.

Открытым остается вопрос, кто оплатит включение в реестр. Эксперты считают, что не совсем верно перекладывать эту обязанность на госбюджет. Поэтому предполагается, что платить будут компании-разработчики.

Суммы обещаются на уровне госпошлин, как, например, за госрегистрацию юридических лиц. Есть альтернативный вариант, находящийся в разработке: бесплатно включать ПО в реестр на определенный срок, с особой пометкой.

Это было бы выгодно компаниям-новичкам – появляется возможность вывести свой стартап на рынок и закрепиться на нем.

Мнения экспертов

Как нововведение повлияет на деятельность российских компаний-разработчиков ПО? В чем его плюсы и минусы?

Андрей Давидович,управляющий партнер проекта Traffic Inspector:

Подписание Дмитрием Медведевым постановления о запрете покупок иностранного софта – ничто иное как новая возможность вывести продукт компании-разработчика на новый уровень, укрепить свою позицию и возможности на государственном уровне.

Среди представителей госсектора давно складывалась тенденция, когда учреждения покупали и годами использовали иностранное ПО, не зная, что на рынке существуют инновационные российские продукты, которые по функциональным возможностям не уступают своим зарубежным аналогам, а по цене гораздо выгоднее.

Но с 1го января чиновникам придется изменить свой взгляд на закупку программных продуктов или обосновывать свой выбор. Такая практика есть во многих странах, когда государство поддерживает разработчиков. В России это произошло только сейчас.

Реестр отечественного ПО дает возможность государственным и муниципальным заказчикам протестировать российские продукты и убедиться на практике, что мы не уступаем иностранным конкурентам.Из рисков, могу отметить, что пока что не особо понятна процедура принятия в реестр отечественного ПО.

До 65 дней экспертный совет сможет принимать решения, поэтому в действительности реестр заработает только в марте.

Ольга Калягина, руководитель отдела маркетинга Группы компаний АСКОН:

Постановление – по-настоящему первый серьезный акт господдержки российских разработчиков ПО за всю историю существования отечественной IT-индустрии. Оно открывает новый рынок для отечественного ПО. Ведь до сих пор многие госведомства и госучреждения в принципе не рассматривали российские продукты для внедрения. Теперь вектор их интересов изменится.

Для разработчиков это означает появление новых заказчиков и новых крупных проектов, старт разработки новых продуктов. Предыдущие 25 лет отрасль развивалась автономно от государства, без всякого протекционизма.

Поддерживать своих производителей – тех, кто создает высокотехнологичные рабочие места, кто платит налоги в своей стране – это нормальная общемировая практика.Постановление не запрещает полностью закупки иностранного ПО для государственных нужд.

Есть два серьезных исключения: а) если аналогичного российского продукта нет в едином реестре программ; б) если российский продукт в реестре есть, но он не соответствует требованиям заказчика по своим характеристикам. Мы, как разработчик, против тотального запрета иностранного ПО, потому что для нормального развития нам нужна здоровая конкуренция.

К тому же сейчас объективно российские продукты не могут заменить западные на 100%. Что касается рисков, то первый кроется в пункте «б»: как заказчик будет определять несоответствие российского продукта своим требованиям? Это поле для злоупотреблений.

К примеру, можно включить в требования какую-нибудь второстепенную уникальную функцию иностранного продукта и выдать ее за обязательную. Второй риск – в попытках иностранных разработчиков замаскировать свои продукты под российские, чтобы включить их в реестр.

Олег Нишонов, исполнительный вице-президент НП «Консорциум «Кодекс»:

По постановлению сроки подготовки классификатора выходят за сроки начала работы реестра. Это значит, что с 1 января 2016 года система не заработает. В полной мере она заработает где-нибудь к лету. Иностранное ПО в реестр попасть все равно сможет (и попадет). Из этого надо исходить и особых надежд на реестр не возлагать.

Если обратиться к квалифицированному юристу, он придумает схему «натурализации». Например, критерий с долей отчислений в 30% в системе ведения реестра проверить нельзя. Останется верить заявителю на слово. Механизмов контроля данного критерия у Минкомсвязи и экспертного совета нет.

Можно только самого заявителя попросить представить дополнительные пояснения или документы и опять же верить тому, что он представит. Или иностранный разработчик даст российскому лицензию на модификацию своего ПО. Исключительное право на русскую версию будет принадлежать российской компании, она без проблем зарегистрирует его в Роспатенте.

Оспорить принадлежность исключительного права российской компании может только сам иностранный разработчик, прочие должны верить свидетельству Роспатента.Заказчику, который хочет купить ПО не из реестра, выбить реестровое ПО из закупки становится легче, чем раньше.

Если в соответствующем классе уже есть российское ПО, заказчик одновременно с утверждением извещения о закупке должен утвердить обоснование, почему оно ему не подходит. По логике 44-ФЗ, такое ПО в закупке участвовать не может.

Цифры и факты

По данным Минкомсвязи, сейчас доля импортных клиентских и мобильных операционных систем достигает 95%, серверных – 75%, систем управления базами данных – 86%. В прошлом году самым востребованным разработчиком в госсекторе и компаниях с госучастием была компания SAP (Германия), у которой отечественные госучреждения купили ПО на 5,6 млрд. рублей.

В избр. Сохранено

Источник: https://spark.ru/startup/smart-soft/blog/13320/zapret-na-zakupku-inostrannogo-po-plyusi-i-minusi-dlya-rossijskih-razrabotchikov

Примеры обоснования закупок по 44-ФЗ и для чего это нужно

Как обосновать закупку иностранного программного обеспечения

Согласно действующему федеральному законодательству о контрактной системе заказчики обязаны при планировании собственных закупок осуществлять их документальное обоснование.

Соответствующее Постановление Правительства регламентирует порядок обоснования приобретения товаров и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд и форм такого обоснования.

О том, как именно должно осуществляться обоснование закупок по 44-ФЗ, мы сегодня и поговорим.

Что такое обоснование закупки по 44-ФЗ и зачем это нужно?

Обоснование закупки – это официальный документ, являющийся неотъемлемым приложением к плану и плану-графику закупок.

Осуществляется обоснование закупки Заказчиком на этапе планирования и представляет собой установление соответствия планируемой закупки действительным целям осуществления закупок.

Внимание: При внесении изменений в план или план-график закупок соответствующие изменения должны вноситься и в соответствующие формы обоснования закупок.

Какие существенные условия закупки подлежат обоснованию?

При составлении и формировании плана предполагаемых закупок обоснованию подлежит непосредственно объект закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели данной закупки.

В таблице самого плана содержится колонка под названием «Цель осуществления закупки», в которой и должно указываться мероприятие муниципальной или государственной программы, в рамках которое учреждение делает закупку, а также предполагаемый результат проведения данного мероприятия.

При формировании плана графику обосновывать необходимо начальную стоимость контракта и метод определения поставщика/исполнителя/подрядчика.

Сроки подготовки

Сроки подготовки обоснования закупок устанавливаются следующим образом:

  • Правительством Российской Федерации — для федеральных Заказчиков;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта — для Заказчиков субъекта Российской Федерации;
  • местной администрацией — для муниципальных Заказчиков .

Соответствие объекта закупки — что писать?

Графы форм обоснования планов и планов-графиков закупок заполняются заказчиком в свободной форме, но в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ.

При этом в качестве обязательного приложения к плану закупок будет выступать отдельный документ-обоснование в отношении каждого объекта закупок.

Обоснование закупок представляет собой таблицу, в которую по каждой отдельной закупке вносят:

  • идентификационный номер/код;
  • наименование объекта закупки;
  • наименование программы (государственное/субъекта РФ/муниципальной);
  • наименование мероприятия программы;
  • обоснование соответствия объекта закупки мероприятию, полномочиям, функциям и международному договору РФ;
  • полное наименование, дату принятия и номер утвержденных нормативно-правовых актов.

При составлении плана-графика необходимо внести данные по каждому объекту закупки в отдельное приложение к данному документу:

  • идентификационный номер/код;
  • наименование и описание конкретного объекта закупки;
  • дополнительные требования (и их обоснование) к участникам закупки;
  • метод определения подрядчика/исполнителя/поставщика и обоснование выбора;
  • дату начала закупки;
  • сведения о размере предоставляемого обеспечения заявки участника и обеспечения исполнения контракта;
  • информацию о банковском сопровождении контракта.

Дата утверждения обоснования закупок — какую дату ставить?

Дату утверждения обоснования закупок необходимо ставить ту же, что и дату утверждения плана закупок.

Важно: Утверждается план закупок в течение десяти рабочих дней с момента доведения до муниципального/государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие/исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

При формировании плана закупок

При формировании плана закупок обосновывать необходимо каждый объект закупки, включенный в план. В обосновании Заказчику следует указать цель осуществления закупки: наименование мероприятия, функции, полномочия и реквизиты акта о нормировании или указание на его отсутствие.

Согласно Закону №44-ФЗ цели осуществления закупок могут заключаться в:

  • обеспечении реализации мероприятий муниципальных и государственных программ;
  • обеспечении исполнения международных обязательств и реализации межгосударственных программ;
  • обеспечении выполнения иных функций и полномочий органов власти/местного самоуправления.

Скачать форму обоснования закупок при формировании плана можно по ссылке: https://yadi.sk/i/jeX6FNBd3KmfZZ.

Примеры обоснования закупок при формировании плана закупок размещены здесь https://yadi.sk/i/1VymNR9I3KmfeE и здесь https://yadi.sk/i/GW-fTfD03KmffK.

При формировании плана-графика

Согласно действующему законодательству при создании плана-графика обоснованию подлежит начальная/максимальная стоимость контракта, способ определения поставщика и дополнительные требования к участникам закупки.

Скачать форму обоснования для плана-графика можно по адресу https://yadi.sk/i/gUpe7Uc-3KmfjT.

Пример обоснования закупки у единственного поставщика

В случае осуществления закупки у единственного поставщика заказчику необходимо в соответствующем отчете объяснить причину, по которой конкурентные способы закупки не использовались, например:

  • срочность закупки (необходимо подтверждение нецелесообразности торгов из-за ограниченного количества времени);
  • отсутствие конкуренции (если поставщик является монополистом в данном регионе, а привлечение поставщиков из других регионов нецелесообразно или невозможно);
  • нерентабельность доставки из другого региона (при отсутствии других поставщиков в регионе);
  • отсутствие заинтересованности участников рынка (необходимо документальное подтверждение);
  • распродажа (цены данного поставщика существенно ниже рыночных в течение ограниченного промежутка времени);
  • дополнительная закупка (при необходимости обеспечения полной совместимости ранее купленных товаров с товарами из новой закупки).

Отчет необходимо составить и утвердить до заключения контракта. Форма отчета не регламентирована, однако обоснование закупки у единственного поставщика должно включать следующие сведения:

  • цель и необходимость закупки;
  • описание товара и преимуществ поставщика;
  • объяснение причин невозможности или нецелесообразности использования конкурентных способов закупки;
  • вывод о необходимости закупки у данного поставщика.

При необходимости следует указать ссылки на нормы, установленные на законодательном уровне.

Пример обоснования закупки у единственного поставщика можно скачать по ссылке: https://yadi.sk/i/s99XVqj83Kmfpk.

Обоснование годового объема

При составлении обоснования закупок у единственного поставщика необходимо помнить о том, что закон разрешает приобретать у единственного поставщика товары на сумму не более ста тысяч рублей, однако совокупный годовой объем таких покупок (кроме закупок для нужд сельского поселения) не должен превышать 5 процентов от всех закупок и 50 миллионов рублей.

При этом для закупок в сфере науки, культуры, спорта и образования действует ограничение в 50% и 20 миллионов рублей соответственно.

Для закупки лабораторного оборудования

С примером обоснования для закупки лабораторного оборудования можно ознакомиться здесь https://yadi.sk/i/mcWePlsk3Kmftv.

Иностранного программного обеспечения

С начала прошлого года в России введены определенные ограничения на закупку иностранного ПО (Постановление Правительства №1236 от 16.11.2015). Иными словами, муниципальные и государственные заказчики должны ограничить закупки программного обеспечения утвержденным перечнем. Приобретение иностранного софта допускается только в случае веского обоснования необходимости его закупки.

Важно: Перед принятием окончательного решения о приобретении иностранного ПО Заказчик должен провести работу с реестром российского программного обеспечения.

Таким образом, Заказчик обязан сначала:

  • изучить реестр и определить к какому классу относится нужное ему ПО;
  • найти на официальном сайте госреестра сведения об имеющемся софте данного класса;
  • при наличии подходящего ПО сверить продукт с требуемыми характеристиками.

Если имеющийся продукт по каким-то причинам не подходит, Заказчику предстоит составить обоснование необходимости приобретения иностранного софта, в котором необходимо указать:

  • причины невозможности соблюдения запрета;
  • класс необходимого программного обеспечения;
  • требования к характеристикам закупаемого ПО, которым не соответствует российский продукт.

Пример обоснования закупки иностранного ПО размещен по ссылке https://yadi.sk/i/BJSspLNT3KmfxX.

По microsoft office

Пример обоснования закупки Microsoft Office можно найти в этом документе: https://yadi.sk/i/NTWEiiGb3Kmfz4.

Обоснование закупки компьютерной техники

Согласно действующему законодательству, в государственных закупках установлены запреты и ограничения на приобретения иностранных товаров. Иными словами, если товар зарубежного производства не входит в ограничительный или запретный перечень, то заказчик имеет право на его приобретение.

Необходимо отметить, что в отношении компьютерной и организационной техники участникам не запрещено в своих заявках предлагать к закупкам товары зарубежного производства, однако имеется ряд условий, при которых они могут быть допущены к процедуре.

К примеру, продукции из стран Евросоюза предусмотрена пятнадцатипроцентная преференция в отношении стоимости контракта.

В прошлом году было введено новое ограничение на приобретение отдельных видов радиоэлектронной техники иностранного происхождения, согласно которому заказчик обязан отклонить заявки по радиоэлектронике зарубежного производства, если на конкурс поступило хотя бы две заявки с предложением российских товаров разных производителей. Однако данного рода ограничения не распространяются на товары производства стран ЕАЭС (Евразийского экономического союза).

Важный момент заключается в том, что в один и тот же контракт заказчик не имеет права включать продукцию, входящую и не входящую в перечень, прилагаемый к постановлению. Также в ходе исполнения контракта заменить товары российского производства и производства Евразийского экономического союза на импортные аналоги нельзя.

Как производится оценка обоснованности осуществления закупок: критерии

Согласно Закону №44-ФЗ оценка обоснованности закупок производится в ходе мониторинга, контроля и аудита в сфере закупок.

Важно: По результатам контроля и аудита закупка может быть признана необоснованной.

В такой ситуации органы внутреннего муниципального/государственного финансового контроля выдают соответствующие предписания о ликвидации выявленных нарушений законодательства и привлекают виновных лиц к соответствующей административной ответственности.

Таким образом, обоснование закупок не обычная формальность, а полноценный документ, которой дает возможность приобрести товары, работы или услуги в необходимом качестве и количестве. Именно поэтому к составлению обоснования необходимо подойти со всей внимательностью и ответственностью.

Источник: https://specworkgid.ru/zakupki-i-tendery/obosnovanie-zakupok-po-44-fz.html

Все, что нужно знать об импортозамещении ПО

Как обосновать закупку иностранного программного обеспечения

Статья актуальна на 4 января 2018

Одна из самых горячих тем в российских госзакупках из теории перешла на практику. Давайте разберемся, по каким правилам заказчики теперь обязаны закупать ПО и как поставщикам работать в новых условиях.

Есть закон

1 января 2016 года вступил в силу 188-ФЗ, который дает российским разработчикам преимущество перед иностранными при участии в госзакупках. Если у иностранного софта есть российский аналог, который занесен в специальный реестр, заказчик обязан купить именно его.

Закон определяет такие критерии для российского ПО:

  • исключительное право на него должно принадлежать РФ или субъекту РФ, муниципальному образованию, российской коммерческой или некоммерческой организации,  в которой больше 50% принадлежит России, российским организациям или гражданам;
  • организацию-правообладателя не должно контролировать иностранное лицо;
  • выплаты в пользу иностранных организаций не должны превышать 30% всех платежей за ПО;
  • ПО должно находиться в свободной продаже, сведения о нем не должны быть гостайной.

Из ограничения можно делать исключения. Это значит, заказчики могут обосновать невозможность купить российский аналог, если в нем нет нужных функций. Аргументы должны быть прописаны в закупочной документации.

Действует постановление № 1236 от 16.11.2015

Документ содержит:

  • правила формирования и ведения единого реестра российских программ;
  • порядок обоснования того, что невозможно закупить продукт российского производства.

Заработал реестр отечественного ПО

До недавнего времени госзаказчики могли работать по принципу «нет реестра — нет ограничений», но с 20 февраля 2016 реестр начал наполняться. В него уже попали приложения ABBYY, «1С», Dr.Web, Касперский, «Барс», «Гарант» и другие.  Всего в реестре 4784 продукта, в том числе аналог «Microsoft Office» — программа «Мой офис» от российского разработчика «Новые облачные технологии».    

Как поступают заказчики?

  1. Пользуются правом закупать иностранные программные продукты для «доработки, расширения или продления лицензий на уже используемое ими ПО». Вот, например, как в этой закупке.

  2. Объявляют тендер не на закупку ПО, а на закупку компьютеров с предустановленной программой, например, с тем же  «запрещенным» Microsoft Office, дополняя закупку формулировкой «эквивалент невозможен в связи с необходимостью обеспечения совместимости с уже имеющимся ПО заказчика».
  3. Обосновывают невозможность закупки российского ПО. Например, как в этой закупке.

Как и в других закупках, у заказчиков нет права написать, что нужен какой-то конкретный производитель или программа — они описывают технические характеристики, которые их устраивают.

Сейчас, если российская программа по своим функциональным, эксплутационным и техническим параметрам полностью соответствует иностранной, отклонить ее не смогут, даже если она теоретически ухудшит производительность компьютера или других программ, которые работают на основании этого ПО. Потребуется очень серьезное доказательство того, что в реестре нет аналога того же класса.

Нина Васильевна Шараева, начальник отдела закупок ИММ УРО РАН:

С реестром мы уже познакомились, но закупок ПО по новому закону пока не проводили. Конечно, переходить на отечественные аналоги будет тяжело.  Например, из-за  технических особенностей наших серверов трудно будет работать с антивирусным ПО российской разработки. Когда придет время продлевать лицензию, будем прописывать в закупке, для каких целей нам нужен именно действующий антивирус.

Соблюдать закон нужно, но участники рынка госзакупок соглашаются с тем, что на первом месте должны стоять интересы заказчика.  Подходит ли ему программа и насколько эффективно она будет работать на имеющемся оборудовании, решать заказчику.

Ирина Яворская, руководитель компании GosTrader, занимающейся тендерным сопровождением заказчиков и поставщиков:

Если клиент обратится с просьбой подготовить техзадание на покупку ПО, мы сначала посмотрим, что есть в реестре. Затем сделаем сравнительный анализ иностранного и российского продукта: полностью ли российский соответствует требованиям заказчика. Если заменить можно, мы это сделаем. Если нет,  будем искать объективные причины, чтобы обосновать закупку иностранного софта.

Если вы продавец ПО

Заключайте лицензионные договоры с новыми дистрибьюторами и производителями. Наличие российского софта среди ваших торговых предложений станет преимуществом.

Будьте более грамотным, чем заказчик. Следите, что закупают ваши заказчики и напоминайте о правилах, если они их нарушают. Поставщик может подать три запроса на разъяснения, и если они не дали результата, обратиться в региональное отделение ФАС с жалобой.

Что может сделать заказчик в ответ на ваш запрос, почему он закупает иностранное ПО:

  • добавить обоснование закупки;
  • внести изменения в в техническое задание, учитывая запросы разъяснений участников. В этом случае обязательно будет продлен срок подачи заявок;
  • отменить закупку.

Ирина Яворская, GosTrader:

Выигрывает тот, кто умеет работать с информацией.  У поставщика сегодня есть возможность узнать заранее  план закупок заказчика и подготовиться к торгам по закупке ПО. Изучить преимущества российского аналога и работать на опережение, например, пройти обучение по нужному софту, получить партнерский статус и специальные условия  от дистрибьютора или производителя напрямую.

Если вы производитель-правообладатель

Есть смысл попасть в реестр. Процедура довольно долгая, связанная с рассмотрением заявки экспертным советом и изданием приказа Минкомсвязи, так что чем раньше вы подадите заявление на сайте оператора реестра, тем лучше.

Чего ждать еще?

Скорее всего подобные ограничения на закупку ПО будут приняты и заказчикам по № 223-ФЗ, а они закупают ПО гораздо больше. Например, в 2015 году госкомпании закупили в 18 раз больше лицензий на Microsoft Office, чем госорганы.

Обсуждается вопрос о том, что в российских госзакупках может участвовать программное обеспечение из всех стран ЕЭС (кроме России, в него входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия).

Иностранные производители готовятся адаптировать свои продукты к новым правилам, например, создавать совместные разработки с российскими производителями, переносить «производство» в Россию. Так поступила компания Eset, которая начала совместную работу с российской компанией «Код безопасности», чтобы выпускать свою продукцию в пределах РФ.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1098-importozameschenie-po

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.