Импортозамещение по Закону № 44-ФЗ
Импортозамещение в системе государственных закупок по 44-ФЗ
В статье рассмотрены механизмы импортозамещения в России: от ограничений до полного запрета. Запрет на закупки у турецких юридических лиц. Для российских производителей существуют преференции на поставку определенных товаров. Рассмотрим кому они полагаются и как реализуются. В статье есть видео комментарии экспертов в области закупок.
При осуществлении закупок к иностранным товарам, работам и услугам применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения только в случаях, когда заключены соответствующие международные договоры РФ (ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).
Правительство РФ и федеральные органы имеют право устанавливать ограничения и даже полный запрет на допуск иностранной продукции (работ, услуг). Делается это в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).
Последние изменения в национальном режиме по 44-ФЗ комментирует Роман Чибисов, ведущий вебинара «Национальный режим в закупках. Запреты, ограничения, преференции в контрактной системе»
Преференции отечественным производителям в рамках национального режима
Перечень отечественной продукции, при закупке которой следует применять преференции, очень широк. Они включены в приказ Минэкономразвития от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств».
Этим приказом не предусмотрен запрет на участие в такой закупке иностранных поставщиков, однако при одинаковом качестве продукции закупку будет проще выиграть производителю из ЕАЭС, даже если его товар дороже.
Эти преференции касаются в том числе поставщиков овощей и фруктов, посуды, металлопроката, лекарственных средств, компьютеров и периферии, литейных машин и прессов, труб, ядерных реакторов, а также иных товаров, включенных в Приказ № 155.
В случае, когда в закупке принимают участие как поставщики российских товаров (либо из стран ЕАЭС), так и поставщики, у которых товары иностранного производства, действуют следующие преференции:- Конкурс запрос предложений или запрос котировок. При рассмотрении и оценке заявок по критерию «цена контракта» на поставку товаров, указанных в Приказе № 155, произведенных на территории ЕАЭС, применяется понижающий коэффициент равный 15%. Т.е. при оценке заявок цена будет уменьшена на 15%, но, в случае победы, контракт всё равно будет заключен по цене контракта, указанной в заявке на участие.
- Аукцион. В случае если победителем аукциона представлена заявка на участие, которая содержит предложение о поставке иностранных товаров, указанных в Приказе № 155, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником, сниженной на 15%.
Согласно п. 6 этого же Приказа в случае, если несколькими участниками закупки представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, контракт заключается именно с участником закупки, имеющим право на предоставление преференции.
Иностранные продукты могут быть приобретены за бюджетные деньги только в случае, если они не уступают по качеству отечественным, но при этом дешевле более чем на 15%, либо если в соответствии с условиями закупочной документации, они намного выгоднее, чем у поставщиков ЕАЭС.
Запреты на закупки иностранных товаров
В настоящее время установлены запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров:
- оборудование для нужд обороны и безопасности;
- продукты питания;
- товары машиностроения;
- товары лёгкой промышленности;
- медицинские изделия и лекарственные средства;
- программное обеспечение.
Минэкономразвития рекомендует заказчикам в закупках с нацрежимом:
- Требовать у поставщиков декларацию о том, что товар произведен в РФ;
- Отклонять заявки, в которых не указана страна происхождения товара;
- Указывать в документации, что участники несут ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара.
Запрет на закупки медицинских изделий и лекарств
В случае закупки медицинских изделий — например, медицинской одежды, электрокардиографов, томографов, некоторых хирургических инструментов, а также реагентов, установлен запрет на закупку, если из стран ЕАЭС поступили по крайней мере два предложения о поставке такой продукции.
Полный перечень такой продукции установлен Постановлением Правительства РФ от 05.02.
2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом заказчик должен отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, при условии, что на участие подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является РФ или вышеуказанные республики;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.
Аналогичные правила установлены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 для закупки лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Запрет на закупки товаров легкой промышленности
На закупки товаров лёгкой промышленности из стран, не входящих в ЕАЭС, Постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 установлен полный запрет. В перечень запрещенных к импорту товаров, утверждённый этим постановлением, попали:
- Ткани, изделия текстильные, полотна трикотажные или вязаные
- Ковры и ковровые изделия
- Канаты, веревки, шпагат и сети
- Кожа и изделия из неё, меха
- Любая одежда, спецодежда, бельё, аксессуары
- Изделия чулочно-носочные трикотажные или вязаные
- Чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия; изделия шорно-седельные и упряжь
- Обувь
- Изделия из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки; твердая резина во всех формах и изделия из нее; напольные покрытия и коврики из вулканизированной пористой резины
- Изделия пластмассовые прочие
- Услуги по прокату бытовых бельевых изделий
- Услуги по прокату текстильных изделий, одежды и обуви
Данный запрет не применяется лишь в том случае, если производство этих товаров на территории ЕАЭС отсутствует.
Запрет на закупки товаров машиностроения
Этот запрет касается импортных бульдозеров, автобусов, троллейбусов, вагонов, грузовиков, экскаваторов, тракторов снегоочистителей и других машин, включенных в перечень Постановления Правительства РФ от 14.07.2014 № 656. Подтверждением страны происхождения является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров.
Запрет на закупки товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 запрещён допуск продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.
Для поставщиков из стран ЕАЭС существует исключение, но лишь в отношении некоторых категорий продукции.
Запрет на закупки программного обеспечения
Схожий тотальныйзапрет установлен на закупки иностранного софта Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236.
Исключение из этого запрета предусмотрено в следующих случаях:
- в реестре российского ПО отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке;
- ПО, сведения о котором включены в реестр, по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому ПО.
Запрет на участие турецких организаций в закупках на оказание услуг
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 установлен запрет с 1 января 2016 года на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для юридических лиц из Турецкой Республики:
- для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики;
- для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики;
- для организаций, контролируемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Внимание! Запрета на закупку турецких товаров нет.
В феврале появились первые решения ФАС по жалобам на заказчиков, не указавших в документации, что к торгам не допускаются турецкие участники.
Подробнее смотрите видео с Юлией Межниковой, ведущей вебинара «Ответственность и штрафы заказчиков по 44-ФЗ в 2016 году»
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1445
Фас предложил сделать более совершенным механизм импортозамещения
Упрощения системы госзакупок в области импортозамещения можно добиться путем внедрения общих подходов к использованию инструментария всесторонней поддержки российских производителей.
В настоящее время в рамках Закона № 44 предприниматели и заказчики все чаще сталкиваются с большими трудностями при реализации механизма импортозамещения, так как он складывается из множества нормативно-правовых актов, которые устанавливают разные порядки и подходы его использования. Такая же ситуация складывается и по Закону № 223.
«Следует принять один акт Правительства, который бы устанавливал единый подход к программе импортозамещения во всех областях экономики России, порядок подтверждения страны производителя продукции, а также требования к проведению торгов при ее закупке», – отметил на заседании совета коллегии Военно-Промышленной комиссии России по развитию производства медицинской продукции в организациях ОПК Михаил Евраев, являющийся заместителем руководителя ФАС РФ. «Чтобы избежать противоречий, действующие сегодня подходы** к импортозамещению в рамках Закона № 223 нужно синхронизировать с механизмом импортозамещения в действующей контрактной системе».
На сегодня есть три главные формы поддержки российских товаров (услуг, работ).
- Запрет на ввоз иностранных товаров, который, как считает ФАС РФ, должен применяться лишь в исключительных случаях.
- Ограничение продукции иностранного производства с использованием принципа «третий лишний», что фактически вводит запрет на продукцию иностранного производства, если есть внутренняя конкуренция хотя бы между двумя товарами российского производства.
- Ценовые преференции для продукции отечественного производителя, которые, как считает ФАС РФ, должны применяться почти всегда.
«Нам необходимо грамотно применять данные меры в целях развития экономики России, не нанося при этом ущерба для конкуренции», – заметил М. Евраев.
При включении в преференциальные перечни тысяч новых позиций на многих из госзаказчиков ляжет весьма существенная нагрузка.
«Сегодня нельзя допускать объединения в один лот не преференциальной и преференциальной продукции, поскольку это намного увеличит количество торгов, а также их обжалование, – отметил заместитель главы ФАС РФ.
– Именно поэтому в данном вопросе нами предлагается использовать опыт Закона № 223***, то есть, не применять перечень, используя преференции по всей продукции, если российские товары составляют в заявке более 50 процентов от НМЦК».
Также ключевая проблема в области импортозамещения на государственных закупках, а также закупках государственных компаний – это подтверждение происхождения товара, так как понятие «российский товар» в законодательстве применяется по-разному, а это достаточно часто приводит к неопределенности.
«Данную ситуацию можно разрешить, приняв акт, где будет очень чётко определено, какие из товаров будут относиться к отечественным, причём, учитывая уровень локализации, а также единых механизмов подтверждения государства-производителя», – отметил М. Евраев.
Олег Бочкарев, являющийся заместителем председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, отметил, что в настоящее время перед оборонщиками стоит непростая задача, касающаяся наращивания выпуска продукции гражданского назначения, где значительная доля приходится на медицинскую технику. С учетом национальных проектов она составляет более 400,0 млрд. руб. в год. Именно поэтому очень важно на законодательном уровне обеспечить приоритет выбора продукции отечественного производства.
Справочно:
Сегодня на основании приказа Минфина РФ № 126н действует больше 12 актов, которые устанавливают запрет на допуск товаров иностранного производства либо ограничение на допуск товаров иностранного производства, исходя из принципа «третий лишний», которые содержат много товарных позиций. Множеством правовых актов установлены разные подходы к импортозамещению, а также порядку отклонения заявок. Кроме того, имеется различный перечень документов, подтверждающих страну происхождения товара.
** В соответствии с законодательством о государственных закупках госкомпаний, при импортозамещении можно предоставлять приоритет российским товарам, работам и услугам, которые оказывают российские фирмы и государства-члены ЕАЭС в размере 15 процентов от предложенной цены (Постановление Правительства № 925), закупать определенные товары после согласования с Правительственной комиссией РФ по импортозамещению.
Приказом Минфина РФ № 126н, а также Законом № 44 установлены преференции отечественным товарам. Преференции товарам отечественного производства предоставляются только по Перечню (на сегодняшний день он содержит больше 90 наименований товаров), причем действует запрет объединения в один лот товаров, которые включены и не включены в данный перечень.
*** По Закону № 223, в рамках проведения госзакупок преференции предоставляются всем российским товарам, без перечня.
Теги: 223-ФЗ, 44-ФЗ, импортозамещения,
Количество просмотров: 114
:
Источник: https://fksrf.pro/info/507.html