Дополнительные требования к участникам закупок
Дополнительные требования к участникам закупки по 44-ФЗ
Redone Полезные статьи о госзакупках 15 июня 2017
Согласно действующему 44-ФЗ заказчик может допускать к участию в закупке только поставщиков, которые соответствуют определенным требованиям. Такие требования делятся на две категории: обязательные и дополнительные. Первые предъявляются при осуществлении любых закупок, а вот вторые только в особых случаях.
Перечень возможных дополнительных требований
Возможность установления дополнительных требований к потенциальным поставщикам прописана в части 2 статьи 31 44-ФЗ. В особых случаях разрешено запрашивать у участника закупки подтверждение следующих сведений:
- Наличия достаточных финансовых ресурсов для выполнения договорных обязательств.
- Владения им на праве собственности оборудованием и материальными ресурсами, которые понадобятся для надлежащего исполнения условия контракта.
- Наличия соответствующего опыта работы и деловой репутации, который подтвердить возможность поставщика справиться с обязанностями, взятыми на себя по контракту.
- Присутствия в штате компании достаточного количества квалифицированных кадров, которые будут задействованы в процессе исполнения контракта.
Сведения о том, что к потенциальным поставщикам предъявляются дополнительные требования, должны в обязательном порядке содержаться в закупочной документации. Установление каких-либо других ограничений считается незаконным. Дополнительные требования в одинаковой мере предъявляются ко всем участникам.
В каких ситуациях допускается установление дополнительных требований
Ситуации, при которых заказчик должен предъявлять к участникам закупки дополнительные требования, прописаны в постановлении Правительства РФ за номером 99 от 04.02.2015 года. Среди них выделяют:
- Работы по сохранению объектов, относящихся к разряду культурного наследия, реставрация музейных предметов, документов архива, ценных и редких библиотечных экземпляров и так далее. В этом случае заказчик предъявляет требования о наличии у поставщика соответствующего опыта, обладании необходимыми материальными ресурсами.
- Строительные работы, которые соответствуют кодам 41.2, 42 и 43 ОКПД2. При этом начальная цена дота должна превышать 10 миллионов рублей. Заказчик в этом случае дожжен потребовать подтверждение о наличие соответствующего опыта у участников закупки.
- Оказание услуг, связанных с организацией морских и речных перевозок для нужд обороны страны. Заказчик должен выдвинуть требования о наличии у поставщика опыта выполнения аналогичных работ. При этом общая стоимость ранее выполненных договоров должна составлять не менее 20% от начальной стоимости контракта, который планируется заключить. Поставщик должен также обладать на праве собственности достаточным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения контракта.
- Работы по техническому обслуживанию или ремонту железнодорожного транспорта, который находится во владении вооруженных сил РФ. Поставщик обязан подтвердить наличие у него опыта выполнения аналогичных работ. При этом стоимость ранее выполненных контактов должна быть больше 20% от начальной цены договора, который планируется заключить. Участник также должен доказать обладание на правом собственности нужным оборудованием и прочими материальными ресурсами. Потенциальный поставщик помимо прочего должен иметь полномочия на оформление разрешительных документов на эксплуатацию техники, прошедшей ремонт.
- Выполнение работ по проектированию и вводу в эксплуатацию объектов, имеющих отношение к атомной энергетике. При этом участник подтверждает наличие у него опыта и необходимых материально-технических ресурсов.
- Выполнение работ, связанных с переработкой или транспортировкой ядерных отходов, топлива, а также иных радиоактивных веществ. Подтверждается наличие опыта и соответствующих материальных ресурсов для исполнения контракта.
- Выполнение работ, связанных с реконструкцией, строительством и капитальным ремонтом сложных с технической точки зрения, а также особо опасных объектов, искусственных дорожных сооружений. Поставщик должен обладать достаточным опытом, иметь в собственности необходимую недвижимость, технику и материальные ресурсы.
- Оказание услуг по организации общественного питания. Дополнительные требования к участнику можно предъявлять только, если цена контракта превосходит 500 тысяч рублей. Участнику придется подтвердить наличие опыта.
- Работы по вычислению кадастровой стоимости при проведении государственной оценки. В штате компании, претендующей на заключение контракта, должно работать не менее 12 высококвалифицированных оценщиков. Не менее пяти из них должны иметь пятилетний стаж работы и больше. Потенциальный поставщик должен вести успешную деятельность на протяжении не менее 7 лет.
Для оценки заявок участников на соответствие вышеперечисленным требованием заказчик собирает комиссию. При выявлении несоответствий заявка отклоняется, и участник не допускается до участия в закупке.
Документы подтверждающие соответствие дополнительным требованиям
Для того чтобы подтвердить свое соответствие дополнительным требованиям потенциальные поставщики обязаны в составе заявки предоставить следующие документы:
- Подтвердить наличие опыта выполнения аналогичных работ можно, предоставив сведения о ранее исполненных контрактах. Поставщик может приложить к своей заявке копии контрактов, а также актов приема-передачи.
- Наличие в собственности недвижимости подтверждается при помощи выписки из ЕГРН. Она должна быть выдана не ранее, чем за 90 дней до момента подачи заявки. Если поставщик пользуется недвижимостью на основании договора аренды, то он должен предоставить копию такого договора. При этом срок аренды не может быть менее двух лет.
- Наличие необходимого оборудования и материальных ресурсов можно подтвердить предоставлением перечня всего имущества, копий инвентарных карточек.
- То, что поставщик имеет достаточное количество транспортных средств для организации морских и речных перевозок подтверждается предоставлением копий свидетельств о праве собственности, свидетельства о праве плавать под флагом РФ, квалификационного свидетельства, пассажирского свидетельства и так далее.
- Наличие в штате компании квалифицированных кадров можно подтвердить справкой о том, что в компании работают люди с высшим образованием и опытом работы в соответствующей сфере не менее трех лет. Прилагаются также копии документов, подтверждающих квалификацию сотрудников.
- Финансовая стабильность компании подтверждается предоставлением бухгалтерской отчетности за последние три года с отметкой о принятии налоговыми органами.
Установление дополнительных требований позволяет гарантировать заказчику заключение контракта с благонадежным поставщиком, имеющим соответствующий опыт, ресурсы и финансовую стабильность. Благодаря этому при проведении особо ответственных закупок удается добиться высокого качества работ.
Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/137-dopolnitelnye-trebovaniya-44-fz
Требования к участникам закупки по 44-ФЗ
Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ, устанавливая регламент проведения процедур закупок, в том числе определяет систему требований к их участникам. Эти требования можно разделить на три категории: единые, дополнительные и, так называемые, иные требования.
Единые требования к участникам закупок
1. Участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства, предъявляемым к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ).
Это значит, что заказчик должен проанализировать действующее законодательство на предмет устанавливаемых требований к определенным видам деятельности (требований к лицензированию, к членству в саморегулируемых организациях и пр.
).
2. В отношении потенциального участника закупки не должна проводиться ликвидация. В соответствии со ст. 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица, влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, а также по решению суда.3. В отношении участника закупки должно отсутствовать решение арбитражного суда о признании несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (п. 3 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.
2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
На сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (http://bankrot.fedresurs.ru) заказчик может проверить соответствие участника этому условию.
4. Деятельность участника закупки на дату подачи заявки не была приостановлена в административном порядке (п. 4 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Понятие административного приостановления деятельности установлено ст. 3.12 КоАП РФ.
Это вид административного наказания, который заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), или юридических лиц, оно может заключаться в прекращении как отдельного вида деятельности, деятельности обособленного или структурного подразделения юридического лица, так и эксплуатации определенных объектов.
5. Отсутствие недоимок по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (п. 5 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Учитываются недоимки, задолженности за прошедший календарный год, размер которых превышает четверть (25%) балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.
Следует иметь в виду, что если участнику закупки предоставлены отсрочка, рассрочка, кредит, которые были реструктурированы, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих денежных средств исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию, такие денежные суммы не учитываются при определении размера налоговой недоимки или задолженности. Кроме того, если даже налоговая задолженность имеется, более того превышает 25%, однако участник закупки в установленном порядке подал заявление об ее обжаловании и решение на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика не принято, такой участник закупки считается отвечающим рассматриваемому требованию.6. Отсутствие у участника закупки — физического лица либо руководителя или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики и уголовной ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение или дачу взятки, а также посредничество во взяточничестве.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст.
31 44-ФЗ, в отношении участника закупки — физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки на момент ее проведения не должно быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ), связанной с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, которые являются объектом закупки и административное наказание в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ).
7. В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 31 31 44-ФЗ, к участникам закупки — юридическим лицам предъявляется требование о непривлечении в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).
8. Отсутствие конфликта интересов (п. 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ).
Данное требование универсально и в отличие от предыдущего, распространяется и на случаи, когда контракт заключается с физическим лицом, в том числе единственным поставщиком. По этому вопросу см.
также письмо Минфина РФ от 24.07.2017 № 24-05-09/47126, Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 28.09.2016.
9. Участник закупки не должен являться офшорной компанией (п. 10 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) утвержден Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н.
Заказчику необходимо помнить, что соответствие участника закупки требованию, установленному п.1 ч.1 ст. 31 44-ФЗ, в ряде случаев требует документального подтверждения, соответствие всем остальным пунктам ч.1 ст. 31 декларируется.
Дополнительные требования к участникам закупок
Такие требования установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99. В случае установления дополнительных требований, соответствующая информация должна быть указана в документации о закупке.
По вопросу применения дополнительных требований к участнику закупки рекомендуем ознакомиться с Обзором судебной практики, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, Письмом Минэкономразвития РФ от 28.08.2015 № 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/45739/15, Письмом Минэкономразвития РФ от 23.12.2016 № ОГ-Д28-14953.
Заказчику следует иметь в виду, что при закупке товаров, указанных в позициях 3 — 29 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 05.09.2017 № 1072, дополнительным требованием к участникам закупки является использование при производстве таких товаров материалов или полуфабрикатов (плит древесно-стружечных и аналогичных плит из древесины или других одревесневших материалов; плит древесно-волокнистых из древесины или других одревесневших материалов), страной происхождения которых является Российская Федерация или государство — член Евразийского экономического союза.
Иные требования к участникам закупок
Заказчиком может быть установлено требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-05-09/62505).
Если заказчик приобретает права на результаты интеллектуальной деятельности, (за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства и другие), к участнику закупки устанавливаются требования исключительными правами на (п. 8 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). К этой же группе можно отнести требования, предусмотренные ч. 2.
1 ст. 31 44-ФЗ. Так, к участникам закупки консультационных, аудиторских и сопутствующих аудиту услуг Правительство РФ вправе установить дополнительные требования.
Обратите внимание, что отстранение участника от участия в закупке или отказ от заключения контракта с победителем процедуры закупки может произойти в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по закупкам обнаружит, что участник не соответствует единым, дополнительным или иным требованиям, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем, не позднее одного рабочего дня, составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта.
Протокол должен содержать информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю.
Решение об отстранении участника от участия в закупке или отказ от заключения контракта с победителем закупки могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном Федеральным законом о контрактной системе порядке.Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе – это рассмотрение самых актуальных и важных тем. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и опытным специалистам.
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/432
Когда можно установить дополнительное требование к участникам
Дополнительные требования к участникам закупки по 44-ФЗ — это опыт исполненных контрактов, право собственности на недвижимость, специальные полномочия, штат оценщиков или срок существования компании. Эти условия прописаны в постановлении правительства № 99 от 04.02.2015 и предъявляются в некоторых тендерах. С 30 сентября вступили в силу новые правила.
30 сентября начали действовать новые правила, как подтверждать соответствие дополнительным требованиям. Составили инструкцию на примере площадки Сбербанк-АСТ.
Собрали в таблицу другие изменения в дополнительных требованиях к участникам закупок.
Общие положения
В статье 31 44-ФЗ указаны основные и дополнительные требования к участникам закупки. Подробнее об основных — требования к участникам закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Дополнительные — это условие допуска поставщика к торгам, которое устанавливается, чтобы выявить наиболее квалифицированного исполнителя при проведении заказов специализированного характера.
Дополнительные требования применяются в соответствии с постановлением правительства РФ №99 от 04.02.2015 только при проведении следующих процедур:
- электронный конкурс с ограниченным участием (включая закрытый);
- электронный двухэтапный конкурс (включая закрытый);
- электронный аукцион.
В пункте 1 постановления № 99 указано, при проведении какой процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не могут устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки — конкурс, запрос котировок, запрос предложений и закупки у единственного поставщика.
Когда устанавливаются дополнительные требования
В приложении № 1 и 2 постановления от 04.02.2015 № 99 указано, что дополнительные требования к участникам закупки могут быть предъявлены в закупках:
- Работы по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных, особо ценных и редких документов и работы, услуги, где необходим допуск подрядчиков к учетным базам данных таких объектов.
- Строительные работы (кроме буровых и разведочных работ), если начальная цена более 10 млн. руб.
- Услуги по морским и речным перевозкам.
- Техническое обслуживания, ремонт железнодорожного подвижного состава Вооруженных сил РФ и подведомственных Минобороны организаций.
- Специализированные закупки, имеющие технически сложный, инновационный, высокотехнологичный характер (к примеру, изготовление оборудования для объектов атомной энергетики, строительство особо опасных, уникальных объектов, если НМЦК превышает 100 млн. руб. и др. по Приложению № 2 Постановления № 99).
Какими документами подтвердить
Заказчик не разрабатывает собственные доптребования. В постановлении Правительства от 04.02.2015 № 99 указано в каком случае заказчик применяет дополнительные требования к участникам закупки, наименование требования и список документов, которыми участники торгов подтверждают соответствие:
- Аналогичный предмету закупки опыт работы. Заказчик установит условие о предоставлении поставщиком в составе заявки копий контрактов, актов (в отдельных случаях разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства).
- Имущество и оборудование, необходимое для исполнения договора. В подтверждение соответствие поставщик предоставляет официальные документы органов власти (выписка из реестра прав на недвижимое имущество), документы учета (инвентарные карточки формы ОС-6), договоры сделок. Дополнительно он вправе предоставить оформленный в свободной форме акт (справка, письмо, перечень оборудования с указанием производственных мощностей). Особенностью некоторых заказов является предоставление специальных документов, таких как свидетельства на судно, о праве плавания под Государственным флагом РФ или иного государства, право на оформление уведомления на выполнение ремонта вагонов и др.
- Квалифицированные специалисты. Устанавливается требование о предоставлении справки о наличии штата специалистов, имеющих специальное образование и опыт работы, предоставление копий трудовых книжек, дипломов.
- Финансовые ресурсы для исполнения контракта и деловая репутация. На сегодняшний день правительство не установило таких доптребований при проведении торгов.
Документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям, рассматриваются на первом этапе электронного двухэтапного конкурса, при проведении предквалификационного отбора в конкурсе с ограниченным участием.
ФАС в письме № МЕ/51304/19 от 19.06.2019 указала, что участник не подтвердит соответствие доптребованиям о наличии опыта строительных работ, если предоставит копии договоров субподряда.
Как предоставить документы о соответствии доптребованиям на площадку: пошаговая инструкция
Источник: https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/kogda-mozhno-ustanovit-dopolnitelnoe-trebovanie-k-uchastnikam
Требования к участникам закупки: единые и дополнительные
Приветствую Вас.
В данной статье мы с Вами разберем требования к участникам закупки.
Не секрет, что любой участник закупки проводимой заказчиком в рамках Закона №44-ФЗ, желающий стать победителем, должен соответствовать определенным требованиям, предъявляемым к участникам закупки.
Более того, участник закупки должен подтвердить свое соответствие установленным требованиям. Однако не стоит пугаться, все требования к участникам закупки четко определяются Законом №44-ФЗ.
В соответствии со статьей 31 Закона №44-ФЗ требования делятся на единые и дополнительные.
Единые требования к участникам закупки
Рассмотрим единые требования к участникам закупки.1) соответствие требованиям, установленным к лицам, которые осуществляют поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки;
Данное требование устанавливается заказчиком не в любой закупке, а только в определяемых законодательством случаях.
Как подтверждается соответствие: приложенные в составе заявки выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ (Допуск СРО), копия соответствующей лицензии и т.д.
Как проверяет соответствие Заказчик: наличие в составе заявке данных документов. Также заказчик имеет право проверить подлинность документов.2) непроведение ликвидации участника закупки, а также отсутствие признания его банкротом и открытия конкурсного производства;3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП РФ, на дату подачи заявки на участие в закупке;4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки.5) отсутствие у участника закупки — физического лица судимости (а также директора, главного бухгалтера или членов коллегиального исполнительного органа юридического лица) за преступления в сфере экономики, а также отсутствие лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и наказания в виде дисквалификации;6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (требование устанавливается только если заказчик в рамках закупки приобретает права на такие результаты);7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов;
Как подтверждается соответствие: Согласно статье 65 Закона №44-ФЗ, соответствие участников закупки требованиям данных 6 пунктов подтверждается декларацией.
Как проверяет соответствие Заказчик: наличие декларации в составе заявки.
Примечание: Участник закупки сам определяет, как будет выглядеть данный документ, т.к. к форме декларации законодатель требований не предъявляет. Можно декларировать отдельно каждый пункт или же составить общую декларацию.Очень часто заказчики в документации прикладывают рекомендованную форму декларации соответствия участников закупки требованиям – ей также могут воспользоваться участники закупки.Заказчик вправе проверить достоверность и соответствие участника данным, представленных в декларации (-ях).8) участник закупки не является офшорной компанией.
Как подтверждается соответствие: Данное единое требование к участникам закупки тоже является обязательным для участников, однако декларировать его не нужно.
Как проверяет соответствие Заказчик: Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участника данному требованию (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) в соответствии с предоставленной в заявке выпиской из ЕГРЮЛ.
Примечание: В случае с электронным аукционом, соответствие данному пункту проверяет оператор электронной площадки при аккредитации участника на площадке. А при проведении запроса котировок, победитель обязан предоставить вместе с подписанным контрактом выписку из ЕГРЮЛ или ее нотариально заверенную копию, полученную не ранее чем за 6 месяцев до даты опубликования закупки.
Особняком стоит требование к участникам, которое заказчик вправе установить. Это отсутствие информации об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (данное требование касается также учредителей, членов коллегиального исполнительного органа и директора, в случае если участник – юридическое лицо).
Однако на практике редко встречается закупка, в котором данное требование не установлено.
Как подтверждается соответствие: Как и предыдущее пункт, данное требование декларировать участникам закупки нет необходимости.
Как проверяет соответствие Заказчик: комиссия по закупкам проверяет по имеющейся в составе заявки информации (ИНН, ФИО физического лица или наименование юридического лица) в реестре недобросовестных поставщиков.
Дополнительные требования к участникам закупки
Перейдем к дополнительным требованиям к участникам закупки.Данные требования заказчик устанавливает, в случае если дополнительные требования установлены Правительством Российской Федерации. К тому же они могут быть установлены только в конкурсах (за исключением открытого и закрытого конкурса) или аукционах.
Источник: https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/trebovaniya-k-uchastnikam-zakupki-edinye-i-dopolnitelnye.html
Участники закупок для удовлетворения нужд государственных и муниципальных заказчиков и требования к ним по 44-ФЗ
Для участия в проводимых государственных и муниципальных закупках заказчик может допустить только ограниченный круг участников, а может не устанавливать никаких требований, кроме предусмотренных действующими нормативными актами в сфере регулирования закупочного процесса.
Правовые нормы
Установление каких-либо требований к потенциальным участникам закупок имеет под собой обязательное правовое регулирование в виде двух нормативных актов:
- Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В частности, возможности установления требований и порядок регулирования таковых отражены в статье 31, которая вводит деление устанавливаемых требований на единые, а также дополнительные требования. Кроме того, указанная статья говорит о том, что потенциальный участник закупки должен подтвердить свое соответствие указанным заказчиком требованиям. При этом обязанность подтверждения соответствия требованиям предусматривается по умолчанию, и заказчик не обязан фиксировать таковые требования в документации к проводимой закупке;
- Постановления Правительства Российской Федерации №99 от 4 февраля 2015 года «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки…». Данное Постановление направлено на регулирование порядка установления дополнительных требований к потенциальным участникам закупок, если в качестве предмета закупки планируется приобретение товаров, работ или услуг, которые требуют специальной квалификации сотрудников исполнителя, либо сама организация или индивидуальный предприниматель имеет право на осуществление такой деятельности, в том числе путем получения специально предусмотренных лицензирующих и иных разрешительных документов.
Понятие и перечень единых требований к участникам закупок
Под едиными требованиями, предъявляемыми к участникам государственных и муниципальных закупок, следует понимать такие требования, которые предусмотрены частью 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ.
Данные требования предъявляются абсолютно ко всем участникам закупочной процедуры независимо от того, на каком уровне государственного бюджета происходит финансирование закупочной процедуры, а также независимо от того, планирует ли государственный или муниципальный заказчик устанавливать такие требования.
К числу таковых параметров отбора потенциальных участников относятся:
- соответствие тем требованиям, которые устанавливает действующее законодательство к участникам закупок;
- отсутствие проводимой процедуры ликвидации юридического лица или индивидуального предпринимателя. Кроме того, в отношении потенциального участника закупочного мероприятия должны отсутствовать решения арбитражного суда о признании такого участника банкротом и об открытии в отношении него производства конкурсного типа;
- деятельность участника закупочного мероприятия не приостановлена на основании положений Кодекса об административных правонарушениях за выявленные им нарушения действующего законодательства;
- отсутствуют какие-либо недоимки по уплачиваемым налогам, а также другие задолженности по платежам, которые предусмотрены положениями действующего фискального законодательства Российской Федерации. Такое требование относится к предыдущему проведению закупки календарному году. Кроме того, при участии в осуществляемой закупочной процедуре потребуется подтвердить, что имеющиеся налоговые задолженности не превышают объем в двадцать пять процентов от имеющейся балансовой стоимости всех активов организации;
- у руководителя, а также главного бухгалтера организации либо у участвующего индивидуального предпринимателя не должно быть судимостей за преступления в сфере экономики, если только такая судимость не была снята или полностью погашена. Кроме того, после снятия или погашения судимости не должно сохраняться наказание в виде ограничения в праве занимать определенные должности либо заниматься какой-либо деятельностью;
- в отношении юридического лица не должны применяться меры по дисквалификации его в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях. Предельный срок для предоставления такого показателя юридическим лицом составляет не менее двух лет;
- если по итогам исполнения конкретного контракта заказчику будут переданы исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, у исполнителя должны быть такие исключительные права. Не потребуется такого обладания в случаях, если речь идет о создании произведений литературы или иных видов искусства, финансировании проката национальных фильмов, а также показов таких фильмов;
- между участником проводимой закупки и самим государственным или муниципальным заказчиком должны отсутствовать конфликты интересов (выражается в виде отсутствия брачных отношений между представителем заказчика, который может повлиять на исход проводимой закупочной процедуры, и представителем потенциального исполнителя контракта);
- потенциальный исполнитель не является компанией, зарегистрированной в оффшорных зонах;
- на участника закупок не наложены другие ограничения, предусмотренные действующим законодательством, в том числе регулирующим осуществление закупочных мероприятий;
- отсутствие потенциального исполнителя в Реестре недобросовестных поставщиков (в силу норм Федерального закона № 44-ФЗ заказчик обязан расторгнуть контракт с исполнителем, находящимся в указанном Реестре, как только ему станет известно о таком нахождении).
Дополнительные требования
Дополнительные требования, как следует из их названия, могут быть установлены заказчиком только в тех случаях, если установление таковых является оправданным, с правовой точки зрения. Среди дополнительных требований следует рассматривать в соответствии с положениями части 2 статьи 31 указанного Федерального закона следующие требования:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- у потенциального исполнителя должны быть достаточные финансовые и материально-технические ресурсы для выполнения конкретного контракта или группы контрактов;
- если речь идет о выполнении каких-либо работ или оказании услуг, то необходимое для выполнения таковых оборудование должно находиться у потенциального исполнителя по контракту на праве собственности;
- для выполнения работ или оказания услуг у потенциального исполнителя должен быть соответствующий опыт работы, а также наличие должного качества деловой репутации, связанной с предметом закупочной процедуры;
- в штате исполнителя либо в качестве привлекаемых дополнительно трудовых единиц должно быть достаточное количество специалистов с должным уровнем образования, которые будут принимать участие в исполнении контракта.
Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации №99 дает право государственным и муниципальным заказчикам устанавливать иные дополнительные требования, если таковые являются необходимыми в силу особенностей исполнения конкретного контракта.
Однако заказчик должен понимать, что устанавливать дополнительные требования он вправе только в тех случаях, если по-другому получить качественное исполнение контракта невозможно (например, при осуществлении закупочного мероприятия с объектом в виде «медицинского оборудования» при условии включения монтажа в предмет закупки потребуется установить дополнительные параметры отбора участников в виде наличия квалифицированного персонала, который будет проводить установку такого оборудования).
Если необходимости в установлении таких требований нет, то их наличие в закупочной документации может быть неправомерным и повлечь обращение ущемленных исполнителей в Федеральную антимонопольную службу.
Итогом такого обращения может стать вынесение заказчику мер наказания в соответствии с нормами действующего федерального закупочного и административного законодательств.
Документы для подтверждения соответствия требованиям
Для того чтобы получить допуск к участию в том или ином закупочном мероприятии, потенциальному исполнителю по контракту потребуется предоставить документы, подтверждающие его соответствие таковым требованиям. К числу таких документов можно отнести:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- копии ранее исполненных контрактов или договоров по аналогичному предмету закупки, а также копии актов выполненных работ, подтверждающих добросовестность такого исполнителя;
- документы в копиях, заверенных уполномоченным должностным лицом и подтверждающих наличие права собственности на имущество, которое будет использовано при исполнении взятых на себя обязательств по конкретному контракту;
- копии инвентарных карточек на оборудование, которое будет использоваться при осуществлении работ или оказании услуг по заключаемому договору. Если в собственности данное оборудование не находится, потребуется предоставить копии договоров лизинга или аренды;
- копии разрешительных и лицензирующих документов на выполнение определенного вида работ или оказания услуг, если таковые предусмотрены порядком исполнения взятых обязательств по контракту;
- копии справок либо выписки из внутренних документов по личному составу потенциального исполнителя, которые смогут подтвердить наличие квалифицированного персонала в организации (в некоторых случаях потребуется указать и уровень такой квалификации);
- декларация о соответствии требованиям действующего закупочного законодательства;
- декларации или иные документы, подтверждающие, что в отношении организации не проводятся ликвидационные мероприятия;
- декларация или выписка из РНП о том, что участника закупок в нем нет.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/trebovania-k-ucastnikam-3.html
Дополнительные требования к участникам закупок и перечень документов
В каких тендерах нужно устанавливать дополнительные требования? Как они влияют на ход торгов и чем нужно руководствоваться при применении дополнительных требований к участникам? А также, какими бывают дополнительные требования к участникам закупок, расскажем далее.
Заказчик имеет право установить дополнительные требования к участникам тендеров. Ими могут быть:
- денежные объемы на исполнение контракта – если при исполнении контракта поставщику необходимо закупить какие-то материалы, которые будут непосредственно нужны для исполнения, можно установить такое доп.требование о наличии денег у участника тендера на покупку материалов;
- оборудование и материалы в собственности или аренде – если при исполнении контракта необходимо пользоваться большим количеством оборудования или материалов, можно установить требование о наличии в собственности или в аренду такого материала и оборудования;
- опыт работы в данной сфере и деловая репутация – при определённых тендерах очень важен опыт работы в той сфере и дополнительно репутация такого участника. Поэтому заказчику можно установить такое требование, чтобы участник тендера предоставил документы об опыте работы и репутации своей;
- количество квалифицированных специалистов – заказчик вправе установить требование о наличии в штате участника квалифицированный специалистов и запросить документы об их образовании и повышении квалификации.
Все изменения в закупках для участников тендеров 2019-2020
В ходе вебинара Вы узнаете:
Какие изменения для участников тендеров уже вступили в силу к концу 2019 года, а какие вступят с 2020 года;Какие изменения для участников в обеспечении заявки и контракта;Что такое обеспечение гарантийных обязательств;Каким образом и для чего регистрироваться в ЕРУЗ;Что изменилось в авансировании по госконтрактам;
Что надо знать о планах заказчиков на 2020 год.
Когда: 17 декабря (вторник) в 12:00
Бесплатный вебинар
В каких тендерах нужно устанавливать дополнительные требования
Можно устанавливать только в электронном аукционе, электронном конкурсе с ограниченным участием, в электронном двухэтапном конкурсе, а также в аналогичных закрытых тендерах.
Чем нужно руководствоваться при применении дополнительных требований к участникам?
В 44-ФЗ все требования, которые можно предъявлять к участникам перечислены в 31 статье. Там перечислены как основные, так и дополнительные требования. Но каким образом предъявлять документы по дополнительным требованиям? И какие документы? Перечень документов и к каким торгам их применять, а самое главное, при каких объектах закупок перечислены в постановлении №99 от 04.02.2015.
Их можно применить только к закупкам, предмет которых:
- сохранение объектов культурного наследия;
- реставрация музейных и ценных документов;
- строительные работы, где НМЦК больше 10 млн. рублей;
- речные и морские перевозки;
- ремонт и обслуживание железнодорожного транспорта ВС РФ и минобороны РФ;
- технически и инновационно сложные закупки.
Список дополнительных требований закрытый. Потребуете излишние сведения и документы – нарушите Закон № 44-ФЗ и получите штраф. Читайте, что вправе требовать заказчик и какие формулировки включить в извещение и документацию. Не допустить ошибок поможет таблица с практическими примерами.
Смотреть таблицу
Как нужно подтверждать дополнительные требования
Все необходимые документы перечислены в постановлении № 99. Требования устанавливают в зависимости от объекта закупки. Перечислим все документы:
- если доптребованием нужно предъявить денежные объемы на исполнение контракта – в постановлении не указаны, какие документы нужно указывать в данном требовании, но как один из вариантов, это могут быть выписки со счетов участников, что на данном этапе на счету есть необходимое количество денег;
- если доптребованием установлено имущество и оборудование в собственности или в аренде – то участники тендеров должны предоставить выписки из реестра прав на недвижимое имущество, инвентарные карточки формы ОС-6, договоры, а также можно предоставить письмо с перечнем оборудования с мощностями;
- если установлен опыт работы и деловая репутация – то участник закупки должен предоставить копии контрактов и актов, которые исполнены участником. Деловую репутацию никак не регламентируют. Но деловую репутацию можно доказать письмами отзывами от клиентов этого участника и возможно письмами — отзывами конкурентов;
- если установлено количество квалифицированных специалистов в организации – то участник должен предоставить справку о наличии штата работников, у которые есть специальное образование, а также копии дипломов и трудовых книжек.
Полный список документов скачайте в статье
Когда рассматривают документы по дополнительным требованиям и как их подавать
Все документы, которые относятся к дополнительным требованиям, рассматривают в первых частях заявок.
С июля 2019 года участники должны теперь все документы по 99 постановлению собрать и разместить у себя в личном кабинете. И когда участник подготовит заявку и направит ее на участие в тендере, то ЭТП сама направит все необходимые документы заказчику, включая документы по дополнительным требованиям.
Выводы
Для заказчика установка доптребований – это своеобразная гарантия, что заказчик заключит контракт с поставщиком, который имеет большой опыт и положительную репутацию. Что при исполнении контракта не возникнет ни каких сложных ситуаций. Все будет исполнено хорошо и в срок.
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/101720-qqq-19-m10-dopolnitelnye-trebovaniya-k-uchastnikam-zakupok