+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Закупки ГУПов и МУПов: когда по 223-ФЗ, а когда по 44-ФЗ

Содержание

Как проводить закупки в период реорганизации

Закупки ГУПов и МУПов: когда по 223-ФЗ, а когда по 44-ФЗ

Реорганизация изменяет порядок, в котором заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ проводят закупки. Новые правила зависят от формы реорганизации. Читайте, какие формы бывают и чем отличаются, по какому закону заказчик должен закупать продукцию и как организовать закупочную работу после реорганизации.

В каких формах проходит реорганизация

По решению учредителя компания может быть реорганизована. В каких формах проходит реорганизация, смотрите на схеме:

Такой порядок установлен в статье 58 Гражданского кодекса.

Ситуация: считают ли реорганизацией в форме преобразования смену организационно-правовой формы с ПАО на АО

Нет, не считают. Акционерные общества бывают двух видов: публичные – ПАО и непубличные – АО. Когда заказчик меняет тип организации с публичной на непубличную, организационно-правовая форма остается прежней – акционерное общество. Вывод следует из пункта 1 статьи 7 Закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ, пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса.

По каким правилам проводить закупки после реорганизации

Если реорганизация прошла в форме присоединения, то заказчик, к которому присоединились другие организации, продолжает работать по правилам, которые были приняты до реорганизации.

Заказчики, которые выделились из состава юридического лица, проводят закупки по правилам, что установлены для вновь созданных юридических лиц. Заказчики, из состава которых выделились другие юридические лица, проводят закупки по старым правилам.

Вновь созданные юридические лица проводят закупки по правилам Законов 44-ФЗ, 223-ФЗ и Гражданского кодекса в зависимости от вида заказчика.

Бюджетные учреждения, унитарные предприятия

44-ФЗВсе закупки до конца года, в котором юридическое лицо зарегистрировалось в ЕГРЮЛ (ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ)
223-ФЗЗакупки за счет собственных денег заказчик вправе проводить с начала года, следующего за годом, когда прошла регистрация в ЕГРЮЛ. Заказчик вправе с нового года проводить закупкипо Закону № 223-ФЗ, если в декабре прошлого разместил в ЕИС положение о закупке (ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, п. 4 и 5 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ)

АО, ООО, АУ, публично-правовые компании

Внимание: если проведете закупку по Закону № 223-ФЗ без утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке, заплатите штраф:

  • от 20 000 до 30 000 тыс. руб. – на должностное лицо;
  • от 50 000 до 100 000 тыс. руб. – на юридическое лицо.

Ответственность установлена в части 3 статьи 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях.

Ситуация: по какому закону проводить закупки – ГУП реорганизуется в АО

До дня государственной регистрации акционерного общества проводите закупки по Закону № 44-ФЗ.

С момента регистрации АО попадает под действие Закона № 223-ФЗ. Однако, чтобы провести закупку, нужно разместить в ЕИС положение. На это заказчику дано три месяца с даты регистрации. В указанный период АО вправе закупать товары, работы, услуги по правилам Гражданского кодекса РФ. Если по истечении установленного срока не разместите положение в ЕИС, то закупки проводите по Закону № 44-ФЗ.

Это следует из пункта 4 статьи 57 Гражданского кодекса РФ, части 5 статьи 8 Закона № 223-ФЗ, писем Минэкономразвития России от 28 октября 2016 года № Д28и-2880, от 19 августа 2016 года № ОГ-Д28-9983.

Как организовать закупки после реорганизации

Прежде чем проводить закупки, определите, в какой форме прошла реорганизация. Только после этого выберите порядок, по которому начнете закупать продукцию:

1. Если в результате реорганизации было создано новое юридическое лицо, то закупки организуйте по схеме:

Такая схема подойдет организациям, которые прошли реорганизацию в форме слияния, разделения, преобразования.

2. Если в результате реорганизации к юридическому лицу присоединилась организация, то закупки организуйте по схеме:

3. Если реорганизация прошла в форме выделения, то заказчики, которые выделились из состава основной организации, проводят закупки по схеме № 1. При этом основная организация проводит закупки по старым правилам.

Ситуация: как в ЕИС изменить заказчика, если проведена реорганизация в форме присоединения

Чтобы изменить заказчика в ЕИС, создайте проект изменений к договору и в контекстном меню выберите вариант «Стать правопреемником».

Информацию о смене заказчика в ЕИС вносит организация-правопреемник.

Функция «Смена заказчика» доступна после того, как оператор ЕИС при блокировке старого заказчика установит связь организаций правопредшественника и правопреемника. Это указано в разделе 4.1.8 Руководства пользователя по реестру договоров.

Ситуация: нужно ли готовить новое положение о закупке, новый план закупки, если организация сменила организационно-правовую форму

Да, нужно. При реорганизации в форме преобразования, когда заказчик меняет одну организационно-правовую форму на другую, образуется новое юридическое лицо. Преобразованное юридическое лицо прекращает работу.

Следовательно, новое юрлицо должно подготовить и утвердить новое положение о закупке, новый план закупки.

Такой вывод следует из пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 16 Закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ.

Ситуация: нужно ли расторгать контракты организации, которая присоединилась

Нет, не нужно. Когда к заказчику присоединяется юридическое лицо, права и обязанности последнего переходят к заказчику. В этом случае достаточно подписать дополнительно соглашение к контракту, изменив информацию о заказчике и банковские реквизиты. Такой вывод следует из пункта 2 статьи 58, пункта 1 статьи 59 Гражданского кодекса.

Ситуация: нужно ли в отчете об объеме закупок у СМП и СОНО учитывать закупки присоединившейся организации

Да, учитывайте, но не в полном объеме. Не включайте в отчет по закупкам объем денежных средств, оплаченных по контрактам с СМП и СОНО организацией, которая присоединилась.

Например, к заказчику от организации, которая присоединилась, перешли три контракта с СМП на общую сумму: 1 – 76 000 руб., 2 – 55 000 руб., 3 – 28 000 руб. До реорганизации такие контракты были частично оплачены: 1 – 10 000 руб.

, 2 – 8000 руб., 3 – 9000 руб. В отчет об объеме закупок у СМП и СОНО включите сумму оплаты, которую провела основная организация, а именно: 1 – 66 000 руб. (76 000 – 10 000), 2 – 47 000 руб. (55 000 – 8000), 3 – 19 000 руб.

(28 000 – 9000).

С того момента, как сотрудники налоговой внесут запись о прекращении деятельности в ЕГРЮЛ, организации, которая присоединилась, не станет. Права и обязанности в части оплаты по контрактам с СМП и СОНО перейдут к юрлицу, к которому присоединилась организация (п. 4 ст. 57, п. 2 ст. 58 ГК РФ, письмо Минэкономразвития России от 17 февраля 2016 г. № Д28и-365).

Ситуация: что нужно делать с договорами, которые заключили до слияния организаций

Договоры продолжают действовать. После слияния организаций все права и обязанности по исполнению таких договоров переходят к вновь созданному юрлицу. Об этом сказано в пункте 1 статьи 58 Гражданского кодекса.

Ситуация: нужно ли в отчете об объеме закупок у СМП и СОНО учитывать контракты, которые были заключены и исполнены до слияния организаций

Нет, не нужно. После слияния двух или более организаций образуется новое юридическое лицо. Расчет объема закупок у СМП и СОНО такое юрлицо будет проводить с момента регистрации в ЕГРЮЛ. Вывод следует из пункта 4 статьи 57, пункта 1 статьи 58 Гражданского кодекса. Позицию подтвердило Минэкономразвития в письме от 13 января 2016 года № Д28и-115.

Источник: http://cdo03.ru/cdonews/kak-provodit-zakupki-v-period-reorganizaczii.html

Переход МУП и ГУП в 2019 году – по 44-ФЗ, будут проводиться по закону

Закупки ГУПов и МУПов: когда по 223-ФЗ, а когда по 44-ФЗ

Муниципальные и государственные унитарные предприятия — это коммерческие организации, которые не владеют имуществом, которое за ними закреплено. Оно принадлежит государству, региону или муниципальному образованию. Какие изменения в закупках ГУП и МУП произошли в 2018 и ожидаются в 2019 годах, читайте в статье.

Как закупают МУПы и ГУПы

Особенностям закупок унитарных предприятий посвящена ст. 15 Закона о контрактной системе. С 2017 года все они были переведены на 44-ФЗ. Не коснулось это требование только федеральных государственных унитарных предприятий, перечень которых утвердило Правительство. Однако позже по одному стали вводить исключения.

В 2018 году закупать по 223-ФЗ можно в следующих случаях:

  • за счет безвозмездно полученных грантов, независимо от того, от кого они получены — граждан или юрлиц, а также за счет субсидий из казны любого уровня;
  • при закупках, в которых МУП или ГУП выступает исполнителем по контракту в случае привлечения третьих лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги;
  • при закупочных процедурах, в которых не участвуют бюджетные средства.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

О последнем пункте, новом для 44-ФЗ, далее расскажем подробнее. Чтобы закупать по 223-ФЗ, предприятие должно утвердить и разместить в ЕИС положение о закупках до начала года, в котором собирается проводить процедуры. Принятое решение о закупках по 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

Изменения с 2018 года

Под собственными средствами понимают деньги, полученные от приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц. Это может быть, в том числе, деятельность, входящая в список основных по учредительным документам.

Правда, это правило не распространяется на средства, которые предназначены для оказания и оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Какие действия предпринять ГУП и МУП, чтобы проводить закупки по 223-ФЗ по новым правилам, расскажет эксперт

ГУП и МУП вернулись обратно. Три ценных совета по 223-ФЗ

ГУП и МУП стали объектом эксперимента. Сначала они работали по Закону № 223-ФЗ. Потом в целях повышения эффективности закупок их перевели на закупки по закону о контрактной системе. Перевод себя не оправдал, ГУП и МУП снова на 223-ФЗ. Расскажем, как теперь работать тем, кто попал назад в будущее, и дадим три ценных совета, о которых можно узнать только лишь на практике.

Изменения с 2019 года: ликвидация ГУП и МУП

С 1 января 2019 года запретят создавать новые ГУП и МУП. Исключение составляют:

  • предприятие создают на основании федерального закона, акта Президента или Правительства;
  • учредителями выступают федеральные органы исполнительной власти, которые вырабатывают и реализуют госполитику в сфере обороны и безопасности;
  • предприятие ведет деятельность в сфере естественных монополий.

Отвечает предприятие перечисленным требованием или нет, определит ФАС. Без согласия контролера зарегистрировать и создать новое ГУП или МУП будет нельзя. Если унитарное предприятие не отвечает условиям из списка, учредитель обязан упразднить его в срок до 1 января 2021 года. Если требование не выполнят, ГУП и МУП ликвидируют в судебном порядке по иску ФАС.

Специалисты контрольного органа пояснили: при помощи ГУП и МУП заказчики избегают конкурентных процедур по Закону № 44-ФЗ – передают бюджетные средства в форме субсидий подведомственным предприятиям с целью закупок для нужд учреждения. Именно работа унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. Проект одобрило и внесло в Госдуму Правительство.

Как ГУП и МУП перейти на Закон 223-ФЗ

До 1 октября предприятие вправе изменить план закупок, а также внести правки в положение или утвердить его, чтобы попасть под действие 223-ФЗ. Если организация не успевает этого сделать, то до конца года будет закупать по 44-ФЗ.

Перейти на Закон о закупках отдельными видами юрлиц можно будет с нового года, если разместить положение до 31 декабря 2018-го.

Рекомендуем также изменить план закупок и план-график по 44-ФЗ, исключив из них те позиции, которые будут закуплены по 223-ФЗ.

Как привлекать соисполнителей

Если унитарное предприятие выступает по госконтракту исполнителем и привлекает соисполнителей, оно может применять 223-ФЗ, но только в тех объемах, которые необходимы для исполнения госконтракта, заключенного по 44-ФЗ. Если же изначально был заключен договор по 223-ФЗ, то соисполнители привлекаются по нормам Закона о контрактной системе.

Практические разъяснения и рекомендации от ведущих экспертов в сфере закупок вы найдете в журнале «Госзакупки.ру» Возьмите гостевой доступ

Закупки унитарных предприятий: по какому закону?

  • On 17.10.2018

Источник: https://center-dtp.ru/drugoe/perehod-mup-i-gup-v-2019-godu-po-44-fz-budut-provoditsja-po-zakonu.html

Закупки унитарных предприятий: по какому закону? | Контур.Закупки

Закупки ГУПов и МУПов: когда по 223-ФЗ, а когда по 44-ФЗ

С 1 января 2017 года ГУП и МУП стали руководствоваться в своей закупочной деятельности законом 44-ФЗ. Однако очень скоро стало понятно, что это была не самая удачная идея. В итоге для унитарных предприятий сделали послабления, и теперь они снова могут закупаться по 223-ФЗ.

Почему правила закупки ГУП и МУП ужесточили

Унитарные предприятия являются коммерческими, но имеют особенности. У них нет собственного имущества — за ними закрепляется имущество, принадлежащее государству, субъекту РФ либо муниципалитету. До начала 2017 года унитарные предприятия вели закупочную деятельность по закону 223-ФЗ. Далее была предпринята попытка ужесточить правила их закупки.

В ФАС считают, что ГУП и МУП вредят конкуренции на локальных рынках.

Посредством структур такого типа государственные и муниципальные заказчики уходят от проведения конкурентных процедур по закону о контрактной системе.

Они попросту передают бюджетные средства в виде субсидий подведомственным унитарным предприятиям, и те закупают нужные для заказчика товары, работы и услуги по 223-ФЗ.

Но в условиях закупок по правилам контрактной системы унитарные предприятия столкнулись с серьезными проблемами. Специфика деятельности многих из них такова, что закупки требуется проводить быстро, а заранее предусмотреть потребности невозможно.

В особенности это касается предприятий теплоснабжения и аптек. Тогда как процедуры 44-ФЗ рассчитаны на длительные сроки, что сильно осложняет закупочную деятельность ГУП и МУП.

Поэтому практически сразу после перехода под закон о контрактной системе они стали обращаться к депутатам Госдумы и просить перевести их обратно.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Кому разрешено закупать по 223-ФЗ

Поправки 2018 года разрешают унитарным предприятиям закупаться по 223-ФЗ в таких случаях:

  1. Если они являются федеральными и имеют существенное значение для обеспечения прав граждан, обороноспособности и безопасности страны. Правительство утверждает перечень таких важных ФГУП. Они могут закупаться по 223-ФЗ, но только не на средства, полученные в виде бюджетных субсидий.
  2. Если закупки унитарных предприятий проводятся за счет любых грантов, полученных от физических и юридических лиц в России либо за ее пределами. В том числе за счет субсидий и грантов из бюджета, которые выдавались на конкурсной основе.
  3. Если унитарное предприятие является исполнителем по госконтракту и привлекает в рамках этого соглашения для поставки товаров, выполнения работ или услуг иных лиц. 223-ФЗ может применяться только в объеме, необходимом для выполнения контракта.
  4. Если закупка производится за счет любых средств, кроме бюджетных.

Что нужно для торговли по 223-ФЗ

Основным документом заказчика по 223-ФЗ является Положение о закупке.

Его разработка и утверждение является обязательным условием для применения упомянутого закона для всех заказчиков, в том числе и для унитарных предприятий.

У них была возможность утвердить свои Положения до 1 октября 2018 года. Организации, которые успели это сделать, уже сейчас могут не применять 44-ФЗ.

Все прочие должны подготовить Положения до начала 2019 года. Документ нужно принять и разместить в ЕИС. В таком случае с 1 января можно будет проводить закупки по 223-ФЗ. Однако если этого не сделать, придется еще год работать по 44-ФЗ.

Как будет решаться проблема ухода от конкуренции

ФАС не изменила своего мнения по поводу вредности ГУП и МУП для конкуренции на отдельных рынках. Сейчас решается вопрос, который определит их дальнейшую судьбу — внесен законопроект о ликвидации унитарных предприятий. Идея принадлежит Антимонопольной службе, а Правительство с ней согласилось и внесло в Госдуму.

Речь не идет об упразднении организационно-правовой формы — часть унитарных предприятий будет функционировать. А вот те, которые ведут деятельность на конкурентных рынках, будут ликвидированы.

Создавать новые ГУП и МУП запретят уже с 1 января 2019 года. Правило не будет распространяться только на такие случаи:

  1. Когда унитарное предприятие учреждается на основании федерального закона, актов Президента или Правительства.
  2. Когда его учреждает федеральный орган исполнительной власти, в чьем ведении находится государственная политика в сфере безопасности и обороноспособности.
  3. Когда предприятие создается в сфере естественных монополий.

Чтобы зарегистрировать новый МУП или ГУП, нужно будет получить согласие ФАС. Что же касается уже существующих унитарных предприятий, то останутся только те, кто удовлетворяет приведенным выше условиям. Все остальные должны быть ликвидированы учредителями до конца 2020 года. Иначе ФАС будет добиваться этого через суд.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/zakupki-unitarnyx-predpriyatij-po-kakomu-zakonu/

Статья 15 Федерального закона №44-ФЗ: последние изменения, особенности закупок, осуществляемых бюджетными и автономными учреждениями

Закупки ГУПов и МУПов: когда по 223-ФЗ, а когда по 44-ФЗ

44-ФЗ «О контрактной системе…» ориентирован в основном на государственных и муниципальных заказчиков, которые ведут свою деятельность на бюджетные деньги.

Но в бюджетном законодательстве содержатся и другие потенциальные получатели средств из бюджета: бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия и юрлица.

Для таких частных категорий заказчиков в 44-ФЗ была включена ст. 15 44-ФЗ.

В статье 15 44-ФЗ регулируется процедура закупок, осуществляемых бюджетными и автономными учреждениями, ГУПами и МУПами. Она выступает своего рода мостом между нормами 44-ФЗ и 223-ФЗ и объединяет их.

Что регулирует статья 15 44-ФЗ

Статья 15 44-ФЗ распространяет свое действие на такие категории заказчиков, как:

  • бюджетные учреждения;
  • автономные учреждения;
  • государственные (ГУП) и муниципальные (МУП) предприятия;
  • иные категории юридических лиц.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

По умолчанию указанные категории заказчиков должны закупаться по нормам 223-ФЗ, но в данной статье приводятся ситуации, при которых они обязаны руководствоваться 44-ФЗ. Статья состоит из 7 частей.

Закупки, осуществляемые бюджетными учреждениями

Особенности закупок бюджетных учреждений в ст. 15 44-ФЗ приведены в ее п. 1-3. Бюджетные учреждения закупаются за счет субсидий, которые были выделены из бюджета и прочих средств по требованиям и правилам, прописанным в 44-ФЗ (на основании п. 1 ст. 15 44-ФЗ). То есть в данном случае на них налагается обязанность применять положения законодательства о контрактной системе.

В ч. 2 ст. 15 44-ФЗ указаны случаи, когда бюджетные учреждения вправе закупаться по нормам 44-ФЗ, но также могут перейти на применение более лояльного ФЗ-223. Для того чтобы применять нормы 223-ФЗ, бюджетные учреждения должны разработать и утвердить до конца года Положение о закупках и разместить его в ЕИС.

Такое Положение будет распространяться только на закупки:

  1. За счет грантов (иностранных, бюджетных, возмездных и безвозмездных) — только если грантодатели не определили иные условия, а также за счет пожертвований, унаследованных средств, субсидий (полученных на конкурсной основе).
  2. Если бюджетное учреждение-исполнитель в рамках госконтракта привлекает субподрядчиков.
  3. В отношении закупок на средства от иной приносящей доходы деятельности (кроме средств на оплату ОМС).

Бюджетному учреждению стоит определиться до конца года с тем, по каким нормам оно будет работать. Такое решение оно не может поменять в текущем году и ему придется применять положения 44-ФЗ. Но это не всегда выгодно для заказчика, так как по 44-ФЗ действуют более строгие нормы и требования к процессу проведения закупок. 223-ФЗ обладает целым рядом преимуществ. В их числе следующие:

  1. Гибкое планирование закупочной деятельности. Планы по 223-ФЗ разрабатываются на год, и необходимость утверждения плана-графика отсутствует. Обоснование закупок не требуется.
  2. Более гибкие требования к описанию объекта закупки. Заказчик может устанавливать четкие требования к объекту закупки с указанием на товарный знак без указания слов «или эквивалент» (по 44-ФЗ это строго запрещено).
  3. Медицинские учреждения вправе закупать лекарства по торговым наименованиям, а не международным наименованиям.
  4. Способы закупок не так строго регламентированы, как в 44-ФЗ. Заказчик вправе прописывать в Положении о закупках дополнительные способы конкурентных закупок, а не только конкурс, аукцион, запрос предложений и котировок. Также по 44-ФЗ заказчик ограничен в выборе неконкурентного способа закупки по ст. 93 44-ФЗ, а по нормам 223-ФЗ он может предусмотреть дополнительные основания для закупок у единственного поставщика (например, при закупках за счет грантов). По 223-ФЗ заказчик может вводить дополнительные этапы в закупке: переторжку, предквалификационный отбор и пр.
  5. Нет требования об обязательном обосновании НМЦК (если заказчик сам его не установит).
  6. Допускается установление квалификационных требований к участникам закупки, позволяющим исключить недобросовестных поставщиков.
  7. Заказчик самостоятельно разрабатывает критерии и порядок оценки заявок на участие в закупках.
  8. Заказчик свободен во внесении изменений в договор, подписанный с победителем. Он может по своему усмотрению продлевать сроки, увеличивать стоимость и изменять объем закупки.

Если бюджетное учреждение изъявило желание закупать товары, работы и услуги на средства, которые были получены от его коммерческой деятельности по нормам 44-ФЗ, то это не станет нарушением закона. На это указывают пояснения контролирующих инстанций и практика рассмотрения споров, например, решение УФАС по Архангельской области от 2015 года №04-05/3989.

Если закупки бюджетного учреждения финансируются частично на бюджетные средства, а частично – из внебюджетных источников, то оно обязано руководствоваться нормами 44-ФЗ.

На это в своих разъясняющих письмах неоднократно указывало Минэкономразвития, хотя в 44-ФЗ на данное требование прямо не указано (например, письмо от 2014 года №Д28и-2261, от 2016 года №Д28и-545).

При необходимости закупок по нормам 44-ФЗ заказчику следует позаботиться о создании контрактной службы или назначении контрактного управляющего. Контрактная служба с численностью не менее 2 человек создается при объеме закупок за год на сумму более 100 млн р.

Закупки автономными учреждениями, ГУПами и МУПами

Если автономным учреждениям выделяются бюджетные средства на осуществление инвестиций (капвложений) в объект государственной собственности, то они должны применять положения 44-ФЗ (по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ). С 2017 года положения указанной статьи распространяются также на ГУПы и МУПы.

Положения 44-ФЗ распространяются на сферы планирования закупочной деятельности, осуществления закупок (определения поставщика, подрядчика или исполнителя), заключения государственного контракта, мониторинга, контроля за закупками и аудита. Тогда как исполнение закупочной деятельности может проводиться по нормам, отличным от 44-ФЗ.

При закупках по 44-ФЗ по указанному правовому основанию заказчики не обязаны соблюдать требования к государственному контракту, перечисленные в ст. 34 44-ФЗ, осуществлять экспертизу контракта, соблюдать порядок приемки работ, готовить отчетность по результатам исполнения контракта. Также на договоры, заключенные по нормам ч. 4 ст.

15 44-ФЗ, не распространяются ограничения в части условий изменения госконтракта или его расторжения.

В связи с тем, что в 44-ФЗ не расшифровывается понятие «капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности», то с применением ч. 4 ст. 15 44-ФЗ нередко возникают сложности.

Согласно распространенной позиции, под капитальные вложения подпадают любые инвестиции на увеличение основных средств, но такая позиция неправомерно расширяет сферу действия контрактной системы на договоры, подписываемые в целях закупки оборудования, машин, инструментов, проектных работ и пр.

Но по другому, более обоснованному, подходу под нормы данной статьи подпадают только инвестиции в капитальное строительство и закупку недвижимости для государственных и муниципальных нужд.

Также при предоставлении бюджетных инвестиций юрлицами (которые не имеют статуса МУПа или ГУПа) при реализации инвестиционных проектов по строительству, перевооружению объектов капстроительства, реконструкции на юрлица распространяется закон 44-ФЗ.

Действие данного закона распространяется в той части, которая определена договором об участии РФ, российского субъекта или муниципалитета в собственности субъекта инвестиций (на основании ч. 5 ст. 15 44-ФЗ).

При этом действие указанной правовой нормы действует только на случаи закупок товаров, работ и услуг для реализации инвестиционных проектов.

Например, если юрлицо тратит бюджетные инвестиции на закрытие обязательств по кредитным договорам, полученным в целях исполнения инвестпроекта, то данный случай не подпадает под ст. 15 44-ФЗ, и нормы контрактной системы не применяются.

По п. 1 ст. 80 Бюджетного кодекса предоставление инвестиций юрлицам, которые не имеют статуса государственного или муниципального унитарного предприятия, должно повлечь за собой получение права собственности на эквивалентную часть уставного (складочного) капитала данных юрлиц.

С учетом данного условия под действие ч. 5 ст. 15 44-ФЗ подпадают не все юрлица, а только те, которые имеют форму акционерного или общества с ограниченной ответственностью.

Например, для получателей инвестиций из федерального бюджета обязательным станет применение ФЗ-44 в части:

  • определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей;
  • исполнения договора, подписанного в целях реализации инвестпроекта по строительству и реконструкции объекта капстроительства или закупки объекта недвижимости.

Единых требований при реализации контракта с региональными и муниципальными инвестициями не предусмотрено: они определяются местными органами исполнительной власти.

На основании ч. 6 ст.

15 при передаче полномочий по осуществлению закупок государственными и муниципальными заказчиками, внебюджетными фондами, органами МСУ или ГК «Росатом» в адрес бюджетного учреждения, автономного учреждения, ГУПа, МУПа или юрлица последние должны применять в своей деятельности нормы 44-ФЗ. При этом положения законодательства применяются в пределах переданных им полномочий.

Исходя из п. 4 ст.

79 Бюджетного кодекса, такие соглашения о передаче полномочий государственные и муниципальные заказчики вправе передавать при осуществлении инвестиций на бюджетные деньги для строительства государственной и муниципальной собственности или при закупках недвижимости в такую собственность. На основании ст. 79 Бюджетного кодекса в объем передаваемых полномочий должно войти как минимум право на заключение и исполнение госконтракта.

Изменения в статье 15 44-ФЗ

В июне 2018 года был введен пункт 4.1 в ст. 15 44-ФЗ. Он предусмотрел распространение положений 44-ФЗ в части мониторинга, контроля и аудита в сфере закупок (по ч. 3 ст. 99 44-ФЗ) на юридических лиц, которые занимаются закупками на бюджетные субсидии.

В мае 2019 году в ст. 15 был введен еще один пункт. Согласно ч. 7 ст. 15 44-ФЗ, положения законодательства о контрактной системе применяются в ограниченном формате при подписании гражданско-правового договора на основании аукциона или конкурса (когда по закону при выборе исполнителя заказчик должен организовать такую закупку по правилам 44-ФЗ).

В частности, при подписании таких контрактов не применяются ограничения в рамках национального режима закупок по ст. 14 44-ФЗ, заказчики не вправе устанавливать преимущества для учреждений уголовно-исправительной системы, организаций инвалидов по ст.

28, 29 44-ФЗ, не могут вводить ограничения по участию в закупке только представителей малого бизнеса по ст. 30 44-ФЗ, требовать внесения обеспечения в повышенном размере в рамках антидемпинговых мероприятий и пр.

Например, в ч. 4 ст.

5 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договор на проведение бухгалтерской отчетности организации, в уставном капитале которой доля госсобственности составляет от 25%, а также на проведение аудита госкорпорации, госкомпании или муниципального унитарного предприятия заключается с независимым аудитором или аудиторской компанией, которые были выбраны по результатам конкурса. Конкурентная закупка в данном случае должна проводиться по правилам контрактной системы, и на нее будут распространяться положения ч. 7 ст. 15 44-ФЗ. То есть в этом случае заказчик должен только придерживаться регламентированного порядка прохождения конкурсной процедуры, а остальные положения 44-ФЗ на него распространяться не будут (например, по планированию и отчетности).

Таким образом, ст. 15 44-ФЗ распространяет свое действие на ограниченный субъектный состав закупок.

В ней указаны ситуации, когда заказчик обязан применять 44-ФЗ, если он находится в статусе бюджетного учреждения, автономного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия или юридического лица. Здесь также указаны условия, которые нужно выполнить для перехода на использование положений 223-ФЗ.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/st-15.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.