+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Зачем поставщику принимать участие в тендерах

Содержание

Что делать если закупка заточена под конкретного участника

Зачем поставщику принимать участие в тендерах

Каждый в меру опытный поставщик по 44 ФЗ сталкивался с подобной ситуацией. Вы замечаете что хороший тендер, внезапно появившийся в реестре объявленных процедур, при всей своей привлекательности, проходит без снижения цены (0,5-1%), или вообще объявляется несостоявшимся по причине подачи единственной заявки. Казалось бы – вот она удача!

Любая неконкурентная процедура должна привлекать поставщиков как свет ночной лампы приманивает лохматых мотыльков.

Изучив техническое задание такого неконкурентного аукциона, неопытный поставщик, рассчитав закупочные цены и предполагаемую маржу, уже в предвкушении потирает руки, рассчитывая на хорошую сделку. Конечно, пару позиций из технического задания он найти пока не смог, ну да то ничего страшного – найдёт после подписания контракта.

Опытные поставщики, обросшие толстой шкурой исполненных контрактов, знают – есть закупки, где лучше не участвовать, потому что знают: не бывает неконкурентных закупок без подводных камней.

Речь в этой статье пойдет о том, что делать, если в аукционе появилась “закрывашка” – товар, который вы либо никогда не сможете найти, либо никогда не купите. “Закрывашки” являются необходимым элементом любого “прописанного” тендера, если речь идет о поставке товара или оказания услуги, требующей данного товара.

Если классическое “колдовство” над техническим заданием и крючкотворство в извещении, или тексте контракта призвано вышвыривать конкурентов на этапе подачи заявок, то документация “прописанных” аукционов весьма дружественна и откровенна. Вы, скорее всего, без труда сможете понять, что именно нужно предложить Заказчику, и обнаружите, что данного товара нет в свободной продаже.

Вам, возможно, дадут недвусмысленно понять, что не нужно участвовать в данной закупке.

Что же можно сделать несчастному поставщику без связей не привлекая большое количество средств и усилий, не нарушив при этом законодательства?

1. Хозяин-барин.

Конкурс “готовил” сам производитель изделия.

Возможно, у Заказчика уже имеются долгие отношения с производителем, и они делают все возможное, чтобы продолжать пользоваться хорошим и качественным товаром, при этом не рискуя получить при поставке некондицию из соседних государств, не поддержавших санкции в отношении России. В лучшем случае производитель даст вам завышенные цены , как раз чтобы вы смогли снизить на торгах 3-5 % от НМЦК.

Жаловаться в УФАС малоперспективно, поскольку Заказчик расскажет на заседании что у него есть целых 3 коммерческих предложения и, следовательно, конкуренция не ограничена.

Да и зачем портить жизнь производителю и Заказчику? Любое производство в России перманентно выживает и вряд ли стоит его душить, отбирая у него рынок сбыта.

Однако, если речь идет о хитрых заграничных дистрибьюторах, можно и нужно бороться.

Хороший вариант: лучше свяжитесь с производителем и договоритесь о том, чтобы быть его дистрибьютором. При достаточных переговорных навыках вам, возможно, удастся убедить производителя в том, что вы достойны предлагает его товар в других местах.

Плохой вариант: Вы подаёте заявку на участие, при этом заранее портите вторую часть заявки.

Сильно снижаете на торгах цены (если ваш оппонент неопытный, вполне можно опустить НМЦК на 40-50%) но не чаще 2-х раз за квартал, дабы не получить штраф.

Конкурент либо возненавидит вас всей душой, либо постарается предложить вам варианты сотрудничества. Возможно то и другое одновременно.

Опционально: немного “троллинга” и на следующих торгах конкурент перестанет снижать цену, разумно предполагая что ваша заявка будет отклонена на втором этапе. Теперь самое время подавать правильные заявки и брать тендер с высокой ценой. Данный вариант подходит только в том случае если у вас есть возможность найти требуемый товар хотя бы по розничным ценам и получить 10-20% НМЦК.

Эти варианты актуальны, если в тендере подавляющее количество товара одного производителя.

2. В каждой бочке – затычка

Гораздо обиднее когда в тендере 1-10% товара, который невозможно достать. Такие аукционы, обычно, содержат в себе от 40 до 70% прибыльной составляющей и готовятся с особым усердием. Как правило в эту схему включен сам Заказчик, что добавляет остроты в ситуацию. На свой страх и риск вы можете поступить следующим образом:

Хороший вариант: грамотная работа с документацией и подача разъяснений перед аукционом может в, редких случаях, остудить интерес Заказчика к размещению “неконкурентного товара”.

Постарайтесь аргументировано заставить убрать жесткие требования ограничивающие конкуренцию, даже через обращение в УФАС.

Естественно, если Заказчик пойдет на попятную и уберет “ограничения”, закупка сразу же перейдет в разряд конкурентных и, следовательно, неприбыльных для поставщика.

Плохой вариант: выбирайте юридическое лицо, которое не боится попасть в РНП. Если в условиях контракта прописан короткий срок поставки товара, можно, предварительно перебив конкурента на торгах, используя вышеописанный метод “троллинга”, поставить Заказчику 90-99% товара.

Естественно, когда речь пойдет об оставшихся позициях ситуация может развиваться в разных направлениях. Самый хороший вариант, если Заказчик или приемная комиссия не связаны картельными схемами, можно предложить поставить улучшенный товар через доп. соглашение, если позволяют условия технического задания.

Можно попытаться добиться расторжения контракта с частичным исполнением по соглашению сторон.

Если же Заказчик настроен решительно против вас, то приготовьтесь заплатить штраф и попасть в РНП – это вариант, при хороших прибылях, вполне рентабельный. На заседании в УФАС постарайтесь наиболее полно описать сложившуюся ситуацию, предоставив всевозможные доказательства ваших попыток найти товар и обоснования картельной составляющей.

Впрочем, лучше сразу быть готовым к РНП.

3. Взять на испуг

Получив от менеджера производителя письмо с указанием на то, что конкурс “забронирован” или “авторизован” можно пригрозить обращением в УФАС.
Зачастую менеджеры даже не понимают что нарушают законодательство, поэтому без страха сообщают о том, что есть договоренности или “брони”.

Пугайте их письменными обращениями с требованием дать вам отпускные цены.

Помните – все общение только на бумаге (экране): никаких истерик по телефону.

Иногда это срабатывает.

4. “Зиг-заг” удачи

Человеку свойственно ошибаться. Подавайте заявки на тот случай, если конкурент выходит на торги без “дублера” (аффилированного с ним участника).

Есть шанс, что его отклонят при рассмотрении первых или вторых частей заявок – от этого никто не застрахован. В случае вашей победы, можно достаточно бескровно договориться о поставке с небольшой прибылью. Вариант сработает только при наличии адекватных оппонентов.

5. Анализируй это

При уверенности в том, что работает картель.

Можно, собрав доказательную базу (список неконкурентных торгов, схемы взаимодействия участников, ценовую политику, обращения к производителям/дистрибьюторам, запросы разъяснений и обжалования в территориальных органах) обратиться в центральный аппарат УФАС России в отдел по борьбе с картелями. Территориальные управления, обычно, слабо подготовлены в вопросах борьбы с картелями, однако есть и исключения.

Вы не получите никакой прибыли, однако ваши действия, без лишнего пафоса, могут помочь оздоровлению экономики, ведь любой картель – это большая пиявка, постоянно повышающая аппетиты. Как это делать правильно – отдельная история.

Резюме

Любой картель можно использовать для разового (или многоразового) извлечения сверхприбыли не вступая во взаимодействие с его участниками. Это рискованно, но вполне оправдывает себя при правильном планировании и реализации. Впрочем, важно оценивать риски в том числе выходящие за рамки 44 ФЗ – все таки когда речь заходит о миллиардных оборотах гарантировать нельзя ничего.

Сотрудничая с картелями вы всегда рискуете оказаться в начале пищевой цепочки. Организаторы картеля могут в любой момент добровольно сознаться в преступном сговоре и для себя добиться полной амнистии в УФАС, повесив на остальных участников “схемы” оборотные штрафы.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/567-chto-delat-esli-zakupka-zatochena-pod-konkretnogo-uchastnika

Тендер – что это и зачем

Зачем поставщику принимать участие в тендерах

В этой статье расскажу, что такое тендер и зачем его проводят.

Взаимоотношения потребителей и поставщиков на рынке

На рынке есть потребители (товаров и услуг) и поставщики (этих товаров и услуг).
Взаимоотношения между ними могут быть случайными (у кого получится, у того и купим), а могут быть регулярными (постоянный поставщик, или постоянный клиент). Участники рынка и взаимодействие между ними описаны в статье “Вендоры, дистрибьюторы, дилеры и конечники”.

Первый вариант может быть чреват тем, что от случайного поставщика можно получить некачественный товар (или ничего не получить) или плохо выполненные работы.

А также и поставщик может “пролететь” со случайным заказчиком, который, вдруг не сможет оплатить поставленные товары или выполненные услуги (объявит себя банкротом, например, или не получит ранее обещанных ему денег от вышестоящей организации).

Если бы в этих отношениях была задействована ещё и третья сторона, которая гарантировала бы чистоту сделки или подтверждала бы деловую репутацию обеих первых сторон, то вероятность возникновения таких неприятных ситуаций была бы значительно меньше.

Второй вариант (регулярных торгово-расчётных взаимоотношений, на постоянной основе) для обеих сторон предпочтительней, но он опасен тем, что отсутствует конкуренция, и от этого возможны злоупотребления как со стороны потребителя, так и со стороны поставщика.

Потребитель может для себя требовать выгоду от сделки (например, в виде отката), обосновывая свои запросы (аппетиты) тем, что может сменить поставщика.

Поставщик может, пользуясь правом привилегированного (или предпочтительного), незаметно для потребителя повышать стоимость товаров или работ, увеличивая собственную выгоду.

Повышение стоимости сделки, или совершение сомнительных (например, не предусмотренных хозяйственной деятельностью заказчика) сделок может происходить и по обоюдному сговору сторон с целью освоения и незаконного присвоения выделенных заказчику средств (из федерального бюджета, денег головной организации, министерства или ведомства заказчика). Нецелевое расходование бюджетных средств способствует личному обогащению заинтересованных сторон и укреплению их взаимоотношений, но неблагоприятно сказывается на развитии отрасли и национального благосостояния в целом и деловой репутации вовлеченных компаний, в частности.

Сделки на конкурсной основе (организация тендера)

Хорошим решением может стать выбор поставщика на конкурсной основе: из нескольких конкурентных предложений можно выбрать для себя наиболее выгодное (по денежным и временным затратам, качеству продукции, работ…).

Причём кандидатов на то, чтобы стать поставщиками, уже может отбирать не сам заказчик, а третья сторона – организатор конкурса.

Прежде, чем допустить потенциальных поставщиков к конкурсу, организатор торгов предварительно проверяет их учредительные документы, деловую репутацию, разрешения (лицензии) на осуществление того или иного вида деятельности (если это предусмотрено условиями конкурса) и т.д.

Существует реестр недобросовестных поставщиков (чёрный список), в который попадают компании, не выполнившие, например, своих обязательств по заключенным договорам с заказчиками. Наличие в общем доступе такого чёрного списка приводит к тому, что компании-поставщики стремятся выполнять свои обязательства и условия контрактов, чтобы сохранить свою репутацию и иметь допуск к будущим тендерам.

У каждого тендера (конкурса) есть организатор. Это либо сам заказчик (компания-потребитель) товаров и услуг, либо специальная компания, которая сама не приобретает и не получает продукцию и услуги, но помогает поставщикам и потребителям “найти друг друга” на конкурсной основе.

Такими непотребительскими (или независимыми) организаторами, в частности, являются торговые площадки.

Организаторы могут отбирать не только поставщиков, но и заказчиков, проверяя также их репутацию, благонадежность, иногда и платежеспособность, тем самым страхуя и поставщиков от возможных рисков при сделках со случайными заказчиками.

Участники тендера (кроме самого заказчика и организатора) – это компании-поставщики – юридические лица или ИП, изъявившие желание участвовать в конкурсе и удовлетворяющие определенным требованиям – условиям конкурса, которые устанавливаются, преимущественно, заказчиком и, в меньшей степени, организатором. Такими участниками могут быть: поставщики товаров, производители продукции, разработчики (проектной документации или ПО, например), поставщики услуг (связи, обучения, строительных, монтажных, охранных, медицинских и прочих услуг).

Виды тендеров и способы их проведения

Объявление о сборе заявок. Заказчик формулирует заказ (это может быть и техническое задание), в котором перечисляет свои требования по составу поставки или перечню работ, по количеству и качеству (характеристикам) товаров и услуг, которые необходимо выполнить исполнителю заказа (поставщику).

Вместе с этими требованиями в объявлении публикуется и текст договора (контракта), который будет заключён между заказчиком и избранным поставщиком – победителем объявленного конкурса.

Предварительно, организатор может проверить эту конкурсную документацию на соответствие своим требованиям (чтобы не допустить нарушений действующего законодательства, например, или других нежелательных явлений).

Тендеры бывают разных типов: по степени доступности/открытости и по алгоритму проведения.Открытый конкурс: объявление, требования к поставщикам, результаты проведения – публикуются в открытых источниках.

Участвовать могут все, кто удовлетворяет условиям конкурса и требованиям организатора (например, является ЮЛ, не состоящем в реестре недобросовестных поставщиков).
Закрытый конкурс: к участию приглашаются только избранные заказчиком компании.

Как правило, сам заказчик является и организатором такого тендера. Результаты тендера доступны только узкому кругу участников и в открытых СМИ не публикуются.

Процедуры проведения конкурсов тоже могут быть разными: сбор/подача заявок или аукцион (торги) в реальном времени с одновременным участием представителей заинтересованных компаний.

Тендеры могут проводиться по документам в печатной форме (сбор конвертов с заявками и последующим их вскрытием и анализом для выявления победителя), а могут проводиться и в электронном виде, когда сбор заявок и предложений происходит на специально выделенном портале в сети интернет, куда участники по каналам связи присылают документы в электронном виде, заверенные собственными электронными подписями.

Заинтересованные компании для участия в тендере подают организатору конкурса специальным образом оформленную заявку. Все заявки рассматриваются заказчиком и организатором конкурса, и происходит предварительный отбор участников.

После этого организатором устраивается второй отборочный тур, в ходе которого участники подают свои предложения (ценовые и качественные – с описанием предлагаемых товаров и услуг по объявленному конкурсу). В этом туре заказчик и организатор отбирают самое подходящее предложение, и подателя этого предложения объявляют победителем конкурса.

Или обоснованно отклоняют все предложения и конкурс объявляется несостоявшимся. После этого заказчик либо снова объявляет конкурс (на тех же или на измененных условиях), либо отказывается от повторного его проведения.

Когда победитель объявлен, организатор тендера обеспечивает заключение контракта между заказчиком и победителем конкурса. Условия договора (контракта), как правило, объявляются вместе с другими условиями конкурса, чтобы участники-поставщики уже сразу знали, что их ждёт по окончании конкурсной процедуры при объявлении их победителем.

Уклониться от подписания контракта победитель конкурса (согласно обычным правилам проведения тендеров) уже не может.

Если же такое случается (например, поставщик решил просто “сбить цену” и тем самым, даже с риском для себя, “опустить” конкурента, а потом отказаться от выполнения заказа), то, как правило, такой “победитель” наказывается и попадает в список недобросовестных поставщиков.

В одной из следующих статей рассказывается, как выиграть тендер и не попасть в “чёрный список”.

Похожие заметки

Источник: http://gemcafe.ru/tender-chto-eto-i-zachem/

Кому нужны тендеры и как не остаться в долгу

Зачем поставщику принимать участие в тендерах

На вебинарах нам часто задают вопросы о тендерах. Мы промониторили просторы интернета и выяснили, что внятной информации там мало. Поэтому попросили нашего коммерческого директора — Анну Гусятникову — разложить всё по полочкам и рассказать, кто может участвовать в тендерах, где их найти, как выиграть и избежать махинаторов.

У рекламных агентств (РА), которые не участвуют в тендерах, мало шансов стать подрядчиком крупной компании. Стопки прайсов с услугами и расценками, куча предложений и отзывы клиентов — всего этого недостаточно, чтобы впечатлить заказчика с большим бюджетом.

Для поиска исполнителя такие рекламодатели проводят конкурс в формате закупок. Конкурентный отбор позволяет им выбрать выгодные условия, а нам — получить клиента, повысить лояльность и репутацию.

Зачем участвовать в тендерах

Обычно заказчики выбирают узкий круг тендерных площадок или платформ, через которые рассматривают подрядчиков. Для РА участие в таких конкурсах — это возможность:

  • узнать, что компания с крупным бюджетом ищет исполнителя по нашим услугам;
  • поучаствовать в крупной закупке желаемого заказчика и стать его подрядчиком;
  • расширить поиск потенциальных рекламодателей дополнительно ко входящим заявкам и PR-активности.

Чтобы участвовать в конкурсе, РА проходит аккредитацию на тендерной площадке или платформе. Для заказчика это как минимум проверка потенциального исполнителя на бухгалтерию, документацию и вменяемость в целом. Он видит, что такому агентству можно доверять в плане работы с финансовой и юридической стороны.

Кто может участвовать в тендерах: условия и документы

Принять участие в тендере может любое агентство с полным пакетом учредительных документов: ИНН, уставом, КПП и другими.

У рекламодателей отличаются требования, поэтому список документации может включать минимальный пакет или быть более полным. На тендерах с узкой специализацией, скажем, по контекстной рекламе, 90% заказчиков требуют дополнительные документы:

  • лицензию по работе с площадкой;
  • сертификаты специалистов;
  • бухгалтерскую отчётность — подтверждение по оборотам на самих площадках без НДС.

Чем сильнее у компании заказчика уклон по государственной работе, как, например, у Минздрава РФ, тем большее количество документов он требует. Коммерческая компания обычно запрашивает лишь бумаги для юридического и финансового отделов.

Важно: многие рекламодатели требуют, чтобы юрлицу исполнителя было не менее трёх лет. Такое условие нужно для прохождения проверки СБ (службы безопасности) заказчика.

Типы тендеров

В России существуют открытые и закрытые, конкурентные и неконкурентные, двухэтапные и специализированные типы закупок. Глобально я бы разделила их на 4 вида.

Государственные закупки

Самый распространённый и известный тип открытых тендеров, которые проводятся через сайт госзакупок. 90% условий его пунктов занимает юридическая и бухгалтерская документация, а также всё то, что связано с опытом работы вашей компании.

Подготовьтесь к тому, что список может быть огромным. Максимум тендерной документации, с которым я сталкивалась, — 782 страницы. Допускаю мысль о том, что это не предел.

Для участия в закупках нужно загрузить на сайт необходимые документы и подтвердить их подлинность электронной подписью.

В 50% случаев рекламодатели запрашивают оригиналы, заверенные подписью и печатью бухгалтерии, а также скан-копии бумаг на электронном носителе.

Собранный пакет документов отправляется в закрытых конвертах на имя конкретного контактного лица. Обычно это секретарь тендерного отдела.

Общаться с заказчиком через платформу можно не всегда. Однако результаты госзакупок всегда публикуются в открытом доступе: рекламодатель выкладывает протокол итогов, где указывает всех участников и их предложения.

Электронный редукцион

Редукцион — это торги со снижением цены в онлайне. Обычно они проходят по стандартному алгоритму.

  1. Регистрируемся на тендер и проходим аккредитацию.
  2. Отправляем документы, и система проверяет, подходит ли наше коммерческое предложение под имеющиеся запросы. Например, по бюджету.
  3. По выставленному заказчиком параметру выбираем цену, за которую готовы работать. Это может быть бюджет, процент или размер комиссии — всё, что угодно рекламодателю, так как условия определяет именно он.
  4. Заказчик назначает дату редукциона, когда все участники могут в онлайне обновлять свои цены по размеру комиссии. Также он ограничивает интервал сроков для изменения стоимости услуг.
  5. Обычно до закрытия редукциона рекламодатель определяет и шаг действий: процент, долю или какую-то сумму.

Рассмотрим алгоритм электронного редукциона на примере. Мы зарегистрировались, прошли аккредитацию и выбрали тендер. Видим, что заказчик выставил в параметрах размер комиссии и выбираем свой предел — 100 тысяч рублей.

Рекламодатель ограничивает интервал времени, когда можно менять стоимость услуг, на 2 часа.

Всё это время мы и другие участники под номером 1, 2 и так далее (конкуренты не видят названия компаний друг друга) снижаем ставки на 1% — это шаг, установленный заказчиком.

Продолжительность конкурса зависит от двух факторов.

  1. Фиксированный тип, когда заказчик сам выбирает время редукциона.
  2. Торг до победного: при изменении ставки кем-то из участников время редукциона продлевается от 1 до 5 мин.

Второй метод более популярный, но не очень удобный. Некоторые участники снижают ставки на 1–2 шага и надолго затягивают торги. Особо хитрые изначально могут поставить минимальную цену или ставку, скажем, на 1 копейку, что приводит к их автоматической победе и закрытию редукциона.

Тендерные платформы

Такой способ выбора исполнителей подходит РА, которые зарегистрированы на одной с заказчиком платформе, прошли там аккредитацию и оплатили доступ к тендерам. Последнее условие такое же важное, как остальные: бесплатно вас к торгам никто не допустит.

Рекламодатель публикует на платформе тендерные задания и определяет участников. Узнать о торгах можно посредством:

  • автоматической рассылки по всем компаниям, зарегистрированным на платформе;
  • по выборке, когда заказчик отправляет приглашение представленным на площадке агентствам, исходя из специфики их деятельности;
  • открытой публикации.

В закрытых тендерах могут участвовать только агентства, получившие приглашение. В самых же популярных — открытых — заявку оставляют все желающие.

Рассылка от клиента

Я не отношу этот метод к отдельному типу тендера, но такой способ выбора подрядчика тоже существует. Суть в том, что заказчик отправляет с рабочей почты письма в десяток агентств и уведомляет их о тендере.

Это просто рассылка заявки, поэтому по итогам торга рекламодатель может не предоставить вам никаких официальных документов: ни протоколов, ни заключений, ни итогов. В лучшем случае напишет, что вы не выиграли.

Площадки, на которых можно найти тендер

Количество площадок, позволяющих участвовать в тендерах, большое, а статья не резиновая. Поэтому остановимся на популярных и доступных всем:

  • госзакупки;
  • РосТендер;
  • ГосТендер;
  • Сбербанк-АСТ — платформа для онлайн-торгов на полугосударственной основе;
  • ИС-Закупки;
  • сайты популярных рейтингов компаний, при помощи которых можно организовывать тендеры.

Некоторые заказчики, например, компании по недвижимости, создают собственные тендерные платформы. Чтобы стать потенциальным подрядчиком, нам нужно пройти там аккредитацию и, если потребуется, оплатить доступ к закупкам. При этом внесённые деньги не гарантируют того, что мы пройдём проверку или подойдём заказчику по документации.

Такая система действует и на других площадках. Важно чётко понимать, что оплачивается лишь доступ к просмотру доступных тендеров, а не к участию в них.

На некоторых площадках можно настроить фильтр и выборку по бюджету, региону, тематикам. Они отлично подходят для агентств, которые работают с аналитикой, контекстной и таргетированной рекламой.

Такие площадки предоставляют 1–2 тестовые попытки, а последующий доступ к тендерам продают. Подписка оформляется от 1 месяца до года.

Чем длительнее период мы выбираем, тем большую скидку предоставляет сервис.

Главное — не остаться в долгу: на какие нюансы обратить внимание

Редко, но случается следующее: участник выигрывает тендер, а затем получает на руки форму договора с приложениями, подписать которые не готов. Поэтому важно обращать внимание на документацию и участвовать в закупках с опубликованным шаблоном договора заказчика — именно по нему в 9 из 10 случаев подписывается тендер. Так вы заранее сможете:

  • оценить технические требования, которые необходимы в работе;
  • ознакомиться с самим проектом договора;
  • подготовиться с юридической и финансовой сторон.

В тендерной документации могут указываться санкции за плохую работу и нарушение сроков: штрафы, пени, отсутствие бюджета или комиссий. За перевыполненный план, наоборот, возможны дополнительные премии. Поощрения и наказания определяются заказчиками на своё усмотрение.

Около 99% клиентов работают по постоплате, то есть оплачивают работу только когда мы всё сделали, предоставили отчёты и закрывающие документы. Отсчёт времени для оплаты начинается со дня обмена оригиналами. Период может варьироваться от 1 месяца до 90 рабочих дней (это практически полгода).

Важно обращать внимание и на количество площадок или проектов — бюджет заказчика должен быть обозначен. Дело в том, что в техническом задании клиент может указать бюджет в миллион, но где-то в недрах договора вы прочитаете любопытные уточнения.

Например, деньги рассчитаны на целый календарный год. В таком случае бюджет делится на 12 месяцев и уже не так впечатляет. Или, скажем, прописаны какие-то подразделения компании, несколько составляющих бизнеса и 5 сайтов вместо одного. Если соотнести площадки и количество сайтов, то получится, что на каждый объект остаётся маленький бюджет. Это может оказаться нерентабельно в плане работы.

Напоследок, чек-лист с нюансами, соблюдение которых поможет избежать участия в ненужных закупках.

  1. Внимательно ознакомьтесь со всеми документами заказчика, договором и его приложениями.
  2. Оцените условия санкций и поощрений, на которых готовы работать.
  3. Обратите внимание на количество проектов и площадок рекламодателя.
  4. Соотнесите финансовые возможности своего агентства и комфортный период постоплаты.

В каких тендерах не стоит участвовать

А теперь давайте честно рассмотрим реалии рынка. Даже известные рекламодатели порой грешат «фиктивными» закупками и проводят тендеры, когда победитель уже определён.

Иногда имитация торгов и выбора кандидата необходима для того, чтобы продемонстрировать соблюдение законности и прикрыть себя от внимания правоохранительных органов.

Или для бесплатного сбора актуальной информации среди акул бизнеса. В любом случае, вы не узнаете настоящих причин.

Ведь, как прописано в документах, рекламодатель оставляет за собой право не озвучивать причины закрытия закупки.

Ниже — основные признаки тендерной махинации, которые уберегают нас от траты времени.

  1. Тендеры со сроками выбора исполнителя до 2-х недель. Скорее всего, перед нами показательное выступление. Время играет ключевую роль в аукционах, так как именно оно регламентирует все действия: от срока подачи заявок до предоставлением обеспечения. Проверка новой компании не проходит за 2 дня, и подготовка расчётов отнимает время.
  2. Отсутствие важной информации. Мы должны знать технические требования заказчика, количество площадок, бюджет, период размещения и другие нюансы. В противном случае мы напрасно потратим время, предлагая заказчику нечто абстрактное по необозначенным никем критериям.
  3. Нет доступа к текущей статистике и накопленным данным, но требуется сразу работать строго по KPI. Даже профессионал не в силах угадать показатели рекламодателя. А подписываться под то, что может не иметь к заказчику отношения, как минимум странно. Ведь штрафы за невыполнение «чужих» показателей наложат в итоге на нас.

Ещё нас настораживают комментарии в духе «делайте всё сами, вы специалисты». Или отсутствие обратной связи и контактных лиц для уточнения деталей. Последний вариант допустим для электронного редукциона, но обычно даже в таких тендерах информация указывается корректно и полноценно.

Мой вам совет, коллеги: если заметили нечто подобное — не тратьте время и бегите.

Вы выиграете тендер, если..

Только если очень повезёт. Так как победителя выбирает заказчик, заранее предугадать результаты конкурса нельзя. Но повысить свои шансы среди конкурентов можно:

  • заранее позаботиться о хорошей репутации агентства;
  • подготовить всю необходимую документацию, в том числе и подтверждающую опыт работы в сфере рекламодателя;
  • навести порядок в бухгалтерии;
  • пройти аккредитацию на выбранной тендерной платформе;
  • предложить заказчику выгодные условия сотрудничества.

Важно не только выиграть тендер, но и справиться с условиями договора. Иначе о сотрудничестве не может быть и речи.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Ваши статьи присылайте нам на 42@cossa.ru. А наши требования к ним — вот тут.

Источник: https://www.cossa.ru/trends/237757/

5 главных проблем при участии в госзакупках | Rusbase

Зачем поставщику принимать участие в тендерах

Это B2G (Business To Government), или рынок госзакупок.

Честно скажу, сам я не сторонник ориентации исключительно на этот сегмент: в реальных условиях компании, работающие с бюджетной сферой, подстраиваются под требования конкретного заказчика, а не под рынок в целом. Стараются выиграть ценовую борьбу в ущерб качеству и зачастую из профессиональных производителей и предпринимателей превращаются в профессиональных участников «госторгов».

Но и вовсе отказываться от B2G не стоит: бизнес должен искать клиентов везде, где они есть!

Ни одно направление продаж не породило столько мифов, сколько B2G. Хотя, казалось бы, чего проще – есть множество сайтов госзакупок, есть законодательство. И, что самое важное, есть заказчики с понятным и прозрачным бюджетом.

Так почему же коммерческие поставщики неохотно работают в этой сфере и тратят рекламные бюджеты на работу с B2C и B2B? Проблем несколько.

Проблема №1: «Непонятно, с чего начать»

Открытые конкурсы, аукционы, запросы котировок и прочие не знакомые простому человеку термины. Несколько крупных площадок, в названиях которых так или иначе фигурируют госзакупки. Пухлые брошюры с кратким и не очень изложением федерального законодательства в этой области.

Объем новой информации вгоняет в ступор, изучение специфики откладывается на завтра, на понедельник, на следующий квартал. А в следующем квартале владельцы компаний снова «дрючат» своих сотрудников и требуют от них увеличения продаж…

Ну что же, для тех, кто, как и я, исповедует принцип «решили – сделали», привожу краткую и простую инструкцию, с чего начать работу с госзакупками:

1. Скачайте Федеральные законы № 44 и 223 с последними изменениями за 2016 год. Читайте каждый день – отныне это ваша любимая книга.

2. Из прочитанного выделите главное: вас, как поставщика, прежде всего интересуют следующие формы закупок:

  • открытые конкурсы (работают как в электронном, так и в «оффлайновом» варианте; выбор поставщика осуществляется по нескольким функциональным критериям; цена в данном случае не является главным критерием);
  • запросы котировок (основной критерий выбора поставщика – цена, по остальным критериям поставщик должен соответствовать требованиям документации);
  • открытый аукцион в электронном виде (наиболее распространенный вид закупок для госучреждений, при котором назначается заказчик назначает стартовую цену, а поставщики, конкурируя между собой, предлагают минимальную возможную для себя цену).

3. Получите ЭЦП (электронную цифровую подпись) для госзаказа. Работать с госучреждениями без ЭЦП нельзя!

4. Зайдите на сайт zakupki.gov.ru. С 2016 года это Единая информационная система (ЕИС) в сфере госзакупок. Правда, пока через ЕИС нельзя подать заявку на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и получить окончательное предложение. Полный функционал будет доступен не позднее 1 января 2017 года (по крайней мере, этот срок указан в ч. 5 статьи 112 44-ФЗ).

Сейчас на сайте можно  найти заказы по специфике деятельности вашей организации и список сайтов, на которых проводятся электронные аукционы. Список, кстати, совсем небольшой, так что не запутаетесь:

5. Зарегистрируйтесь на ВСЕХ перечисленных электронных площадках.

6. Ищите заказы в своей отрасли, изучайте условия контракта и подавайте заявки! Заявки заполняйте внимательно: за несоответствие требованиям документации или закону ее могут отклонить.

Все просто, как вы видите.

Но наверняка, если бы проблемы при работе с госзакупками сводились к изучению короткой инструкции, эту статью мне писать бы не пришлось. Давайте теперь поговорим о других причинах, по которым малый и средний бизнес неуютно себя чувствует в госзакупках.

Проблема №2: «Где взять деньги, чтобы заработать деньги»

Чтобы принять участие в торгах на электронных площадках вы должны внести деньги для обеспечения заявки на участие, а если победите, — то и для исполнения контракта по этому заказу, в случае если требование обеспечения указано в документации.

К тому же, госучреждения используют метод постоплаты при работе с коммерческими компаниями. В итоге до момента получения «живых денег» поставщик едва сводит концы с концами, а многие и вовсе отказываются от исполнения контрактных обязательств из-за угрозы разорения и… переходят в список неблагонадежных исполнителей.

Этот существенный нюанс останавливает многих.

Например, генеральный директор компании «Успешные проекты» Илья Казарин считает, что у малого и среднего бизнеса практически нет возможностей для обеспечения контракта.

Его компания иногда принимает участие в госзакупках, внимательно изучая тендеры на предмет «подвоха», чтобы понять, реально ли вообще выиграть тот или иной тендер.

Подробнее о своем опыте Илья рассказал в эфире моей авторской программы «Макрономика – среда обитания бизнеса» на радио «Комсомольская правда».

Где взять деньги – эту проблему каждый бизнес решает по-своему: у кого-то есть значительные оборотные средства, а кто-то получает коммерческий кредит в банке. Во втором случае советую вам обратить внимание на два нюанса, которые помогут вам сэкономить если не деньги, то хотя бы время на получение кредита.

  1. Специальные банковские продукты для участников госзакупок. Некоторые финансовые организации специализируются на таких продуктах: в них вы можете получить необходимые средства как на участие в тендере, так и на обеспечение контрактных обязательств.
  2. Государственные гарантии. Федеральные и региональные агентства поддержки бизнеса могут предоставить свои гарантии и способствовать выдаче кредита в банке.

Проблема №3: «Некомпетентность заказчиков»

Далеко не все представители госучреждений берут на себя труд изучить рынок, специфику заказываемой продукции и цены на нее. В результате зачастую условия конкурсов больше подходят посредникам, а не прямым поставщикам, которые могли бы предложить свои товары по гораздо меньшей цене.

Ольга Косец, руководитель швейного производства «Софиано» жалуется:

«Для меня и моих сотрудников самым сложным оказался поиск заказов, которые мы сможем выполнить.

Даже небольшие заказы сформированы таким образом, что мы не всё можем выполнить самостоятельно и будем вынуждены обращаться к другим компаниям по поставке части изделий.

Например, в закупке постельного белья для городской больницы среди наволочек и простыней числятся подушки, одеяла шерстяные и фланелевые, а также полотенца.

Очевидно, что при формировании закупки не учитываются возможности производителей. Прямого доступа к государственным заказам реальным производителям без этих нюансов еще долго не видать. Именно поэтому до сих пор на сайтах госзакупок промышляют в основном посредники, у которых штат обученного персонала, начиная от менеджеров и заканчивая юристами по сопровождению контракта.

Самостоятельно они ничего не производят, но умело пользуются доступными открытыми данными компаний и имеют приличную маржу на сделках. Зачастую она превышает прибыль самих производителей товаров или прямых поставщиков».

Некомпетентность заказчика может проявляться и в расчете стоимости тендера.

Вместо того, чтобы вникнуть в специфику отрасли, разобраться в ценообразовании, горе-заказчик из бюджетной сферы набирает в поисковике запрос «купить мыло / веревку / табурет / все что угодно» и, увидев первое же рекламное объявление вроде «Только сегодня! Супер-скидки! 99 рублей за комплект из веревки, мыла и табуретки!», на его основе прописывает условия тендера. Ну и какую цену он заложит в тендер? Представляете?!

Проблема некомпетентности заказчика на самом деле глубже. Необоснованно низкие цены в условиях тендера на самом деле поощряют серые схемы ведения бизнеса. Приведу наглядный пример.

Сколько стоит сделать простенький сайт-визитку?

Давайте посчитаем: для создания сайта требуется труд дизайнера, верстальщика и программиста. Работодатель, кроме заработной платы, несет и другие расходы – аренда офиса, соцвзносы, налоги и так далее. Так что, даже при самых скромных расценках, если веб-студия работает «в белую», себестоимость сайта начинается от 100 тысяч рублей.

Эту сумму сама же веб-студия может существенно снизить, если начнет работать «в черную» или хотя бы «в серую».

Еще ниже себестоимость создания сайта у фрилансера, который «соберет» вам сайт на бесплатном движке, а при первых же технических проблемах попросту перестанет выходить на связь. Зато в его профиле на всевозможных сервисах для фрилансеров будет красоваться гордая надпись: «Создание сайтов от 10 тысяч рублей! В срок от 1 до 3 дней!».

К счастью, госзаказчики не могут работать с фрилансерами. Но могут заказать товар или услугу компании, которая экономит на налогах и поэтому предлагает более низкую цену. А страдают в итоге наиболее законопослушные и честные представители бизнеса!

Проблема №4: «Конкуренция с недобросовестными поставщиками»

Конечно же вы – честный человек, а ваша компания – добросовестный исполнитель. Если уж вы взяли на себя обязательства перед государством, то в лепешку расшибетесь, квартиру свою заложите, сотрудников продадите в рабство, но условия контракта выполните.

К сожалению (или к счастью для непроданных в рабство сотрудников), так поступают не все. Некоторые компании в погоне за желанным госконтрактом снижают сумму контракта ниже себестоимости. В итоге они конечно выигрывают конкурс, оставив с носом вас и других добросовестных конкурентов.

Смогут ли они выполнить свои обязательства перед заказчиком? Вряд ли. Что заставляет их так поступать, мне не понятно. Извечный русский авось, неумение считать или еще какие-то причины, но факт остается фактом –  в проигрыше оказываются все: добросовестные поставщики, государственный заказчик и все мы – граждане, для нужд которых и работают госучреждения.

Проблема №5: «Коррупция»

Даже неудобно как-то об этом говорить, но есть, так сказать, отдельные в нашей стране случаи коррупции. Чтобы не нарваться на обвинения в клевете на конкретных чиновников, приведу только описания общих ситуаций.

Например, в аукционной документации могут быть указаны следующие требования:

  • Максимальный линейный размер поры или шлакового включения – не более 1,5 мм
  • Временное сопротивление разрыву металла шва или наплавленного металла – не менее 42 кгс/мм2
  • Минимальная температура, при которой ударная вязкость металла шва и наплавленного металла аH45 (при испытании образцов типа IX) не менее 35 кгсхм/см2 – не более 20

Если вы думаете, что это требования к конструкции ядерного реактора, то я вас разочарую. Это всего лишь требования к электродам, применяемым при реконструкции сквера… Понятно: когда заказчик выставляет такие условия, он рассчитывает на какого-то определенного исполнителя, целиком и полностью выполняющего эти условия. Правда, доказать это очень сложно.

Что же делать?

Не участвовать в госзакупках? Вовсе нет! Несмотря на все сложности, рынок государственных заказов остается интересным и перспективным.

Так, всего за 6 месяцев 2015 года через сайт госзакупок прошло 2,5 млн заявок на общую сумму 9,5 трлн рублей. За последний год на сайте зафиксировано почти 250 тысяч покупателей.

Большинство заказов сравнительно не большие: от 1 до 10 млн рублей, то есть как раз для малого и среднего бизнеса.

Если вы чувствуете, что вам по силам выиграть конкурс и получить заказ, смело участвуйте! Не бойтесь бороться за свои права и указывать на необоснованные требования заказчиков. Разобраться в ситуации и поддержать вас могут как общественные, так и государственные организации:

  • Корпорация МСП – структура, специально созданная для того, чтобы защищать права малого и среднего бизнеса;
  • Общероссийский Народный Фронт – общественная организация, занимающаяся проверкой действий чиновников;
  • Вышестоящие для каждого непосредственного заказчика организации;
  • Прокуратура – как последний аргумент.

По всем этим адресам вы можете обратиться, если считаете, что ваши права, как исполнителя, ущемляются заказчиком. Но надеюсь, что этот пункт моей статьи вам никогда не пригодится.

Удачной работы в B2G!

Материалы по теме:

5 шагов IT-бизнеса в госзакупках

Источник: https://rb.ru/opinion/b2g-problems/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.