Тендеры на строительство: формы проведения, НМЦК, требования к участникам

Содержание

Статьи

Тендеры на строительство: формы проведения, НМЦК, требования к участникам

Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) предусматривает, что подрядные организации, выполняющие инженерные изыскания, проектные работы, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также снос объектов капитального строительства должны быть членами соответствующих СРО. Данное требование распространяется на подрядные организации, заключившие контракты непосредственно с заказчиками строительных работ (т.е. на генподрядчиков). 

Субподрядчики, привлекаемые генподрядчиком для выполнения работ по контракту, могут не быть членами СРО вне зависимости от суммы выполняемых ими работ по контракту. ГрК РФ не предъявляет каких-либо требований к таким организациям, предусматривая, что всю ответственность за качество выполненных ими работ перед заказчиком несет генподрядчик. 

Установить запрет на привлечение субподрядчиков заказчик также не вправе, т.к. данный запрет будет рассматриваться как требование к участнику о личном выполнении работ, что не соответствует Закону № 44-ФЗ и ограничивает конкуренцию.

ГрК РФ также предусматривает 2 исключения, когда уже сами генподрядчики могут не быть членами СРО:

  • если генподрядчик является одним из лиц, указанных в ч.2.1. ст.47, ч.4.1. ст.48, ч.2.2. ст.52, ч.6 ст.55.31 ГрК РФ;
  • если цена заключенного контракта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает 3 000 000 рублей (ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ), а на снос объекта капитального строительства 1 000 000 рублей (ч.5 ст.55.31 ГрК РФ).

ГрК РФ не устанавливает предельных сумм для контрактов, предметом которых выступают инженерные изыскания и проектные работы. Соответственно требование о членстве СРО к лицам, выполняющим такие работы, предъявляется вне зависимости от суммы заключенного контракта.

На практике, обычно, возникает следующий вопрос: как установить требование о членстве в СРО, если НМЦк превышает размер, установленный в ГрК РФ, но в ходе проведения торгов участники могут снизиться до цены, при которой требование о членстве в СРО не применяется?

Ответ на него следующий: при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также сносу объекта капитального строительства в извещении и в документации о закупке должна содержаться оговорка, что установленное заказчиком требование о членстве в СРО не применяется к лицам, предложившим цену контракта равную или ниже, установленной в ГрК РФ.

Отметим, что применение требования о членстве в СРО зависит именно от цены заключаемого участником закупки контракта, а не от НМЦк. Например, при проведении заказчиком электронного аукциона на строительство с НМЦк 3,5 млн. руб., участник закупки может подать заявку, не быв членом СРО.

Если такой участник в ходе аукциона предложит цену контракта в размере 3 млн. руб. или ниже, заявка такого участника не может быть отклонена только лишь на том основании, что подавая на аукцион заявку, участник не соответствовал установленным в документации об аукционе требованиям.

Выписка из реестра членов в СРО

Соответствие участника установленному требованию о членстве в СРО подтверждается путем предоставления в составе заявки выписки из реестра членов СРО по форме, установленной приказом Ростехнадзора России от 16.02.

2017 № 58 (за исключением случая проведения заказчиком запроса котировок в электронной форме, при проведении которого от участника не допускается требовать предоставление любых документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным на основании п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст.55.17 ГрК РФ СРО обязана в трехдневный срок предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи.

Может ли заказчик установить требование к сроку действия выписки?

Административная практика показывает, что заказчик не вправе устанавливать требования к сроку действия выписки, т.к. такие требования не установлены Законом № 44-ФЗ.

«… условие о сроке выписки из реестра членов СРО нарушают ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ …»

из решения ФАС России от 1 ноября 2017 г. по делу № ВП-537/17

Указанный подход антимонопольного органа является оправданным, т.к. выписка из реестра СРО подтверждает только, что соответствующая подрядная организация являлась членом СРО в момент выдачи выписки.

Далее такая выписка ничего не подтверждает, даже в том случае, если тридцатидневный срок ее действия еще не истек.

Выписка предоставляется участниками в составе заявки только по одной причине: Закон № 44-ФЗ требует предоставление подтверждающего документа при установлении любого требования в рамках п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ. 

Два компенсационных фонда СРО. На что должен смотреть заказчик?

Согласно ч.3 ст.55.8 ГрК РФ при заключении контракта по результатам конкурентных процедур член СРО имеет право выполнять строительные работы соблюдении в совокупности следующих условий:

  • наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
  • совокупный размер обязательств по контрактам, заключенным по результатам конкурентных процедур, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Заказчик не имеет возможности проверить соблюдение участником закупки второго условия. Пытаться это сделать также не стоит, т.к. отдельные УФАС подобные действия заказчика трактуют как превышение полномочий. В связи с этим, ответственность за соблюдение участником совокупного размера обязательств по контрактам, заключенным с использованием конкурентных процедур закупок, несет сам участник.

Помимо компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, который формируется в СРО по заявлению ее членов, в любой СРО создается компенсационный фонд возмещения вреда, как обязательное условие существования самой СРО. Размер взноса в такой фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения.

Системное толкование статей 55.8 и 55.

16 ГрК РФ позволяет сделать следующий вывод: если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку подавая ценовое предложение участник планирует осуществить строительные работы по указанной цене. 

В каком сро должен состоят участник, если в одном лоте закупаются проектные работы и инженерные изыскания?

На данный вопрос нет четкого ответа, во всяком случае, в настоящее время. После того, как с 1 июля 2017 в ГрК РФ были внесены изменения, которыми фактически было отменено действие приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, ГрК РФ для выполнения каждого из данных видов работ устанавливает требование о членстве «в своем» СРО.

Установление заказчиком требования к участникам о наличии членства сразу в двух СРО может рассматриваться антимонопольным органом как требование, ограничивающее число участников.

Установление требования о членстве только в одном СРО автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счет средств соответствующего компенсационного фонда при наличии недостатков в работах подрядчика.

В связи с изложенным, заказчику не следует объединять указанные виды работ в один лот, а если их все же необходимо объединить, то следует руководствоваться практикой, которая сформировалась у регионального управления ФАС России.

Работы по разработке рабочей документации не являются проектными работами и не требуют членства в СРО

В соответствии с пп. «п» п. 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.

Таким образом, к моменту начала разработки рабочей документации проектные работы полностью завершены. Соответственно работы по созданию рабочей документации не требуют членства СРО и могут быть переданы заказчиком любому лицу, в том числе подрядной организации, выбранной для осуществления непосредственно работ по строительству, реконструкции или сносу объекта капитального строительства. 

Членство СРО при выполнении работ по строительному контролю

Данный вопрос является одним из самых интересных. Согласно письму Минстроя России от 04.09.

2018 № 37059-ТБ/02 строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 и 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

Однако, данные разъяснения не соответствуют действительности и правоприменительной практике ФАС России. Согласно ч.2 ст.

53 ГрК РФ строительный контроль может проводиться не только техническим заказчиком, но также лицом (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом), привлеченным техническим заказчиком на основании договора. Требование к указанному лицу ГрК РФ не установлены.

В связи с изложенным, ФАС России делает верный вывод о том, что требование о членстве СРО в данном случае противоречат ст.53 ГрК РФ и нарушают Закон № 44-ФЗ (решение ФАС России от 26 октября 2017 г. по делу N К-1439/17).

Получается абсурдная ситуация, что контроль за строительными работами, выполненными членом СРО, может осуществлять любое лицо, не являющееся член СРО, но это действительно так. 

Источник: http://44fz.ru/article/sro/

Как проходят госзакупки в строительстве: пошаговая инструкция

Тендеры на строительство: формы проведения, НМЦК, требования к участникам

Госзакупки в строительстве — это конкурентные и неконкурентные процедуры определения подрядчика на выполнение ремонтных, реконструкторских, восстановительных и иных работ с целью удовлетворения потребностей заказчика.

При выборе способа закупки заказчики ориентируются на распоряжение правительства № 471-р от 21.03.2016. Этот норматив — аукционный перечень товаров, работ и услуг, которые надлежит приобретать любыми процедурами, кроме конкурсных. Большая часть строительных работ включена в этот реестр.

Перед началом процедуры заказчику надлежит проверить наличие объекта закупки в РП № 471-р.

Если объединяете лоты на строительство по 44 ФЗ, часть которых включена в аукционный перечень, а другие работы из заказа в нем отсутствуют, закупка все равно проводится в форме электронного аукциона (письмо ФАС № ИА/19176/19 от 13.03.2019).

Электронный аукцион — не единственный возможный способ для госзаказа строительства. Заказчики вправе использовать:

  1. Электронный запрос котировок. Главное условие — НМЦК заказа не более 500 000 рублей (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).
  2. Электронный конкурс с ограниченным участием. Применяется для закупки особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ). Конкурсные тендеры актуальны для госзаказа работ по возведению искусственных дорожных сооружений из состава автомобильных дорог федерального (муниципального, местного) значения. Начальная цена заказа — минимум 100 миллионов рублей (ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ, п. 5 приложения № 2 к ПП РФ № 99 от 04.02.2015).
  3. Заключение контракта с единственным поставщиком. Основание — ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Это все возможные способы госзаказа строительных работ. Заказчику надлежит всегда сверяться с аукционным перечнем. Если исполнитель выберет не электронный аукцион, а другой способ, тогда как закупаемый вид работ включен в РП № 471-р, организации грозит штраф в размере 50 000 рублей (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

Готовим закупочную документацию

В состав документов конкурентного заказа включаем документацию, проект контракта и извещение. Сроки размещения извещения и всех регистров в Единой информационной системе таковы (ч. 1 ст. 54.2, ч. 2, 3 ст. 63, ч. 1 ст. 82.2 44-ФЗ):

  • запрос котировок в электронной форме — за 5 рабочих дней до момента окончания подачи заявок. Для электронного запроса котировок нет необходимости готовить документацию (ч. 1, 2 ст. 82.2 44-ФЗ);
  • электронный аукцион, цена тендера менее 300 миллионов рублей — за 7 дней;
  • электронный аукцион, НМЦК не выше 2 миллиардов рублей, закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу капитального объекта — за 7 дней;
  • электронный аукцион, остальные заказы — за 15 дней;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме — за 15 рабочих дней.

Требования для электронных запроса котировок и конкурса с ограниченным участием устанавливаются в порядке, закрепленном положениям Федеральной контрактной системы. Не забываем и о типовой документации электронных закупок (ПП РФ № 1401 от 05.11.2019). Требование к единым формам документов устанавливает Минфин, и, по всей вероятности, разработкой типовых документов займется это ведомство.

Закупочные регистры аккумулируют все подробные сведения о приобретаемых работах. В документации учитываем все особенности закупок в сфере строительства. Вот как подготовить документы на госзаказ строительных работ (ч. 1 ст. 54.3, ч. 6 ст. 56.1, ч. 1 ст. 64 44-ФЗ):

Шаг 1. Формируем требования к участникам. Для потенциальных поставщиков действуют единые требования, в определенных ситуациях применяются и дополнительные требования (ч. 1, 4 ст. 31 44-ФЗ).

Подрядчики строительных работ обязаны иметь свидетельство о членстве в саморегулируемой организации, следовательно, потребуйте от подрядчиков предоставить в составе заявки копию выписки из реестра (только саму выписку или ее копию, не придирайтесь к срокам действия и дате выдачи). Исключения прописаны в ч. 2.1, 2.2 ст. 52, ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ.

По рекомендации ФАС, помимо условия о членстве в СРО, запросите у участников подтверждение, что уровень его ответственности в компенсационном фонде СРО не меньше, чем его предложение о цене контракта.

Дополнительные требования устанавливаются для аукционов с НМЦК, превышающей 10 миллионов рублей, и для конкурсов с ограниченным участием ценой свыше 100 миллионов рублей. Объекты таких закупок — работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу, возведению некапитального строения, благоустройству территории, ремонту и содержанию автодорог.

Шаг 2. Утверждаем проект. Проектная документация готовится практически для всех видов строительства, кроме тех, когда она не требуется и когда госзаказ ведется по положениям ч. 16, 16.1 ст. 34 44-ФЗ (п. 8 ст. 33 44-ФЗ).

Процедура госзаказа в области строительства особо не отличается от закупок других видов работ и услуг. Но есть один важный нюанс. Все строительные работы выполняются по проектной документации. Разработанный проект включают в документы заказа, заявки участников оценивают по предложенным проектам.

В проектной документации обосновывается НМЦК госзаказа на строительство. Если вы включили проект в документы заказа, то отдельно готовить техническое задание нет необходимости, равно как и расписать качественные, технологические и функциональные особенности объекта. В проекте закрепляется не только объем, но и подробное содержание строительных действий (ч. 6 ст. 110.2 44-ФЗ).

Если госзаказ финансируется из бюджетных средств, заказчик вправе ограничиться только сметой (ч. 12.2 ст. 48 ГрК РФ). Участники же предоставляют согласие на выполнение работ в составе первых частей предложений.

Покупка объекта недвижимости, который планируется к возведению, — это не строительные работы, и проводить заказ по правилам, определенным для строительства, запрещено.

В некоторых случаях не допускается и приобретение уже построенного недвижимого имущества у единственного поставщика. Об этом говорится в письме ФАС № ИА/93181/19 от 24.10.2019.

Подробнее в статье «Закупка недвижимости: пошаговая инструкция».

Шаг 3. Устанавливаем требования заявки.

На состав заявки влияет наличие проекта в документации. Если проектные документы есть, то участники в первой части выражают согласие на выполнение строительства, которое формируется при помощи функционала площадки. Когда проектной документации нет, участники выражают согласие и расписывают сведения о продукции (указывают страну-изготовителя и сведения о товарном знаке).

второй части никак не меняется от наличия проекта. И не забывайте, что соответствие дополнительным требованиям подрядчик предоставляет оператору электронной площадки (в случае аукциона).

Если проводится электронный конкурс, участник обязан предоставить эти документы заказчику. Для участия в электронных закупках используют типовые формы заявок (ч. 5 ст. 24.1 44-ФЗ, ПП РФ № 1401 от 05.11.2019).

Шаг 4. Определяем дату окончания рассмотрения первых частей заявок. Вот основные сроки (ч. 1 ст. 54.5, ч. 2 ст. 67 44-ФЗ):

  • электронный конкурс с ограниченным участием — 5 рабочих дней с момента окончания срока подачи заявок;
  • электронный аукцион — 3 рабочих дня;
  • электронный аукцион с НМЦК до 300 миллионов рублей — 1 рабочий день;
  • электронный аукцион с НМЦК на закупку строительства, реконструкции, капремонта, сноса капитального объекта — 1 рабочий день;
  • электронный конкурс с ограниченным участием с НМЦК до 1 миллиона рублей — 1 рабочий день.

Для тех аукционов, в составе документов которого есть проект, и в случае согласия подрядчика на выполнение строительства первые части рассматривать нет необходимости (ч. 10 ст. 67 44-ФЗ).

Шаг 5. Определяем дату проведения процедуры. Такой датой является следующий рабочий день после рассмотрения первых частей заявок для электронного аукциона или день подачи окончательных ценовых предложений для участников электронного ограниченного конкурса.

Если аукцион с проектной документацией, то торги начнутся через 4 часа после окончания приема первых частей предложений. Для конкурса срок процедуры — второй рабочий день после окончания рассмотрения комиссией первых частей заявок (ч. 3 ст. 54.6, ч. 3 ст. 68 44-ФЗ).

Оформляем проект контракта и извещение

После разработки закупочной документации сверьте все с информационной картой и приступайте к подготовке проекта контракта. В случае соответствия сведений о госзакупке информационной карте используйте типовые контракты или типовые условия. Сейчас используется типовой контракт на строительство, утвержденный приказом Минстроя № 398/пр от 05.07.2018.

Источник: https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/kak-prokhodyat-goszakupki-v-stroitelstve

Способы закупки работ в сфере строительства

Тендеры на строительство: формы проведения, НМЦК, требования к участникам

Рассмотрим способы определения подрядчика при осуществлении закупок строительных работ, работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее — ОКС) в соответствии с нормативами Закона о контрактной системе, а также требования, предъявляемые к участникам таких закупок.

Каким способом выбрать подрядчика

Согласно ч. 2 ст.

24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее — электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Рассмотрим подробно эти способы и обозначим те из них, которые применимы при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ОКС.

Аукцион в электронной форме

Частью 2 ст.

59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг (ТРУ), включенных в Перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, предусмотренный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, при осуществлении закупок ТРУ для обеспечения нужд субъекта РФ.

Выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ОКС входит в Перечень (по коду ОКПД 45 «Работы строительные»).

Поэтому закупка любых строительных работ путем проведения электронного аукциона исходя из текста Письма Минэкономразвития и ФАС является обязанностью заказчика при выполнении следующего условия: начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд не превышает 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд не превышает 50 млн руб. При этом неважно, входит ли объект закупки в перечень, определенный ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ. Однако исходя из положений ч. 2.1 ст. 56 и ч. 3 ст. 59 Закона о контрактной системе, если НМЦК превышает установленные пределы, заказчик вправе осуществить закупку путем проведения электронного аукциона (или выбрать иной способ закупки).

Открытый конкурс

Заказчик вправе осуществлять закупку работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ОКС путем проведения открытого конкурса в соответствии с нормативами ст. ст. 48 — 55 Закона о контрактной системе. При этом ч. 2 ст.

48 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе. В силу толкования положений ст. ст.

56 и 59 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку строительных работ путем проведения открытого конкурса в случае, если НМЦК превышает для обеспечения государственных нужд 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.

, а объект закупки не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, предусмотренных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

Закрытый конкурс

Заказчик осуществляет закупку путем проведения закрытого конкурса в случае, если в конкурсной документации или проекте контракта содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Закупка осуществляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 48 — 55 Закона о контрактной системе, с учетом особенностей, определенных ст. 85 Закона о контрактной системе.

Закрытый аукцион

Заказчик осуществляет такую закупку в случае, если в аукционной документации или проекте контракта содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Закупка производится в соответствии с требованиями ст. ст. 86 — 91 Закона о контрактной системе.

Конкурс с ограниченным участием

Закрытый конкурс с ограниченным участием проводится в случае, если в конкурсной документации или проекте контракта содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС может производиться способом проведения конкурса с ограниченным участием.

Также условия осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных ОКС, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку (НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.), путем проведения конкурса с ограниченным участием указаны в тексте Постановления N 1089 . При этом перечень особо опасных и технически сложных объектов установлен ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

Таким образом, для осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

— объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных ОКС, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группу;

— НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/sposoby-zakupki-rabot-v-sfere-stroitelstva

Тендеры на строительство: формы проведения, НМЦК, требования к участникам

Тендеры на строительство: формы проведения, НМЦК, требования к участникам

Как выбрать форму закупки при тендере на строительство в зависимости от НМЦК, когда можно и нельзя применять проектно-сметный метод НМЦК, какие требования предъявляются к участникам тендеров на застройку, узнайте в материале.

Проводить тендеры на строительство и ремонт можно одним из способов, указанном в 44-ФЗ:

— конкурсы (открытые, закрытые и ограниченные);

— аукционы (закрытый, электронный);

— запрос котировок и предложений.

Рассмотрим вкратце, каким тендерам соответствуют какие типы закупочной процедуры, и поясним, почему.

Формы закупок в строительстве

Закупку строительных работ по 44-ФЗ в форме аукциона госзаказчик должен провести, если НМЦК не превышает 150 или 50 млн рублей для федеральных и муниципальных нужд, соответственно. Если НМЦК больше указанных суммы, то заказчик может выбрать иной способ закупки строительных работ.

Заказчики вправе закупать строительные и ремонтные работы через открытый конкурс. Он является процедурой по умолчанию, хотя наибольшей популярностью пользуется аукцион.

Закрытые тендеры на строительство и ремонт применяются в случае, если в документации о закупке или проекте контракта содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Конкурс с ограниченным участием применяется если объект, на котором будут проводиться работы, относится к категории особо опасных или технически сложных. Также НМЦК для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.

Меньшей популярностью пользуется проведение строительных тендеров через запрос предложений и запрос котировок.

Запрос предложений обычно применяют после неудачного конкурса или аукциона или для закупки работ по расторгнутому в одностороннем порядке заказчиком госконтракту.

Провести запрос котировок на строительные работы и посмотреть, какие отклики на тендеры строительные компании дадут, может любой заказчик. Главное, чтобы НМЦК не превышала 0,5 млн рублей.

Приведем удобную таблицу при выборе способа тендеров на строительные и ремонтные работы в зависимости от условий.

Условия осуществления закупкиСпособ тендера на строительство
НМЦК не превышает: для обеспечения государственных нужд — 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.Объект не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ✔ электронный аукцион; ✔ запрос предложений
НМЦК превышает: для обеспечения государственных нужд — 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.Объект не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ✔ электронный аукцион; ✔ открытый конкурс; ✔ запрос предложений
НМЦК не превышает: для обеспечения государственных нужд — 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.Объект входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ✔ электронный аукцион; ✔ запрос предложений
НМЦК превышает: для обеспечения государственных нужд — 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.Объект входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ✔ конкурс с ограниченным участием (если заказчиком установлены дополн. требования к участникам закупки); ✔ электронный аукцион;✔ запрос предложений

Как формировать НМЦК для тендеров на строительные работы

Способ определения НМЦК выбирают в зависимости от того, какие работы являются предметом закупки. При тендере на строительные работы и капитальный ремонт подойдет проектно-сметный метод.

Можно применять при: Нельзя применять при:
СтроительствеПоставке товара
РеконструкцииОблагораживании территорий
Капитальном ремонтеРаботах по содержанию объектов улично-дорожной сети
Работах по сохранению объектов культурного наследияУсловиях закупки, обязывающих применять иной метод расчета НМЦК

Требования к участникам строительных тендеров

Минувшим летом в закупках изменились правила, по которым подрядчики подтверждают свою возможность исполнить контракт или договор. Расскажем, что требовать от участников закупок на строительство и капитальный ремонт и разъясним, когда в саморегулируемой организации подрядчикам можно не состоять.

Читайте статью полностью

Единые требования при проведении тендеров на строительные работы:

  • разрешительный документ (например, свидетельство о допуске СРО);
  • документ о наличии лицензии, если объект тендера подразумевает лицензируемую деятельность.

Для тендеров Москвы и Московской области заказчик может установить и дополнительные требования к участникам, например, к наличию:

  • на право собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  • достаточного опыта, репутации и определенного количества квалифицированных работников.
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Эти требования не относятся к открытым конкурсам и запросам котировок и предложений.

Заказчик при проведении электронных аукционов устанавливает к участникам строительных тендеров дополнительные требования только в случае, если НМЦК (цена лота) превышает 10 млн руб.

C 1 июля 2017 года вступила в силу новая статья 3.3 Закона №191-ФЗ, на которую участникам стоит обратить особое внимание. Дело в том, что если стоимость контракта менее 3 млн рублей, то участник строительного тендера не обязан состоять в СРО и иметь допуск СРО. Исключения подробно прописаны в законе.

Ответы на любые вопросы о закупках вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах» Полистать журнал

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102910-tendery-na-stroitelstvo

Строительные тендеры: особенности и подводные камни | Тендеры на строительство в Москве

Тендеры на строительство: формы проведения, НМЦК, требования к участникам

По сути строительные тендеры – это тендеры на работы строительной тематики, но не надо их путать с тендерами на ремонт. Отличительной особенностью строительных тендеров является наличие у организации допуска СРО. У организации должен быть опыт в строительстве (введенные в эксплуатацию постройки на сумму не менее 25% от начальной максимальной суммы строительного тендера).

В извещении при формировании заявки на электронный аукцион вас попросят заполнить форму 2. Вместе с формой 2 нужно будет подготовить предложение, содержащее все, что нужно для выполнения подрядных работ. Предложение состоит из двух частей: технической и коммерческой.

В технической части извещения описывают объект строительства и приводят генплан, сведения о проведенных инженерных сетях, архитектурно-строительные характеристики объекта.

В коммерческой части заявки расписывают ценообразование, например, в виде сметы рассчитанной по ГОСТ, указывают сроки выполнения и условия проведения работ строительного тендера. Заявку рассматривает тендерный комитет, состоящий из специалистов строительной отрасли.

Если в рамках работ нужно подготовить еще и проект (выполнить проектные работы), то зачастую электронные торги проходят в виде открытого конкурса. В таком случае оценка тендерного предложения происходит с учетом опыта работы, деловой (строительной) репутации, наличия имеющихся завершенных строительных объектов.

Исходя из этого можно сделать два вывода. Первый вывод: не каждая компания может участвовать в тендерах на строительство. Второй вывод – заявку для компании может подготовить не каждый тендерный специалист, поэтому следует обращаться к профессионалам за качественной подготовкой заявки на тендер.

Учитывая такой объем тендеров существует несчитанное количество интернет-порталов по строительным тендерам.

В большинстве своем порталы дублируют друг друга, поэтому государственные тендеры проще всего искать через официальный сайт госзакупок.

Если вы хотите участвовать еще и в коммерческих, то стоит использовать программу для поиска тендеров или заказать услугу по мониторингу тендеров.

Подводные камни строительных тендеров

Один из распространенных видов сговора в сфере строительных тендеров – это умышленное занижение начальной цены контракта.

Заказчик будучи в сговоре с конкретным подрядчиком выставляет на электронный аукцион тендер, стоимость которого убыточна при выполнении подрядных работ, указанных в извещении.

Однако в процессе работ, заказчик, пользуясь, пунктом о возможном изменении цены в случае обстоятельств непреодолимой силы или увеличивая объемы работ, изменяет цену после подписания госконтракта.

Цена может увеличиться вследствие обнаружения фактов, не отраженных в проектной документации.

Например, при земельных работах выясняется, что там, где должна проходить дорога – заложен кабель, который необходимо перенести, а это дополнительные затраты.

В сфере коммерческого строительства подобного нет, но чаще встречаются конкурсы без начальной цены. Стоит опасаться пунктов о гарантийных обязательствах и компенсации в случае статических дефектов.

Если такой пункт существует в договоре, то и риски генподрядчика в денежной форме должны быть заложены в сумму контракта, иначе фирма-генподрядчик может оказаться в огромном минусе после выполнения подобного госконтракта.

Помимо сметчиков и специалистов в строительной сфере в компании должны присутствовать грамотные юристы, которые должны в случае непрофессиональных действий заказчика скорректировать конечный договор.

При этом нельзя путать гарантийные обязательства строительных работ с ошибками, допущенными при проектировании. В таком случае ответственность несет организация, выполнявшая работы по проектированию.

Если в сговоре участвует и проектировщик, то после подписания госконтракта, он разрешает использование при строительстве других материалов по более низкой цене, чем изначально планировалось. Подрядчик, выполняя работы, экономит на материалах, тем самым производит откаты обоим: заказчику и проектировщику.

Оптимальные действия при участии в строительных тендерах

Проект оптимальных действий при участии в строительных тендерах со стороны как заказчика, так и генподрядчика, должен привести к удовлетворительным результатам строительства для обеих сторон. Стремление одной из сторон заработать как можно больше отразится в конечном счете на объекте строительства.

При подаче тендера на строительство организатор должен четко сформулировать цель строительства и требования.

Для отработки ценовых предложений, заказчик должен предоставить максимально возможный объем проектной документации, организовать беспрепятственный проезд на территорию предполагаемого строительства.

Если в техническую часть документации входит разработанная ведомость с обмерами, то у участников тендеров появляется хорошая основа для качественного предложения.

В случае государственных строительных тендеров наличие реальной максимальной цены контракта – существенный плюс, т.к. это первый знак о честной конкуренции при проведении электронного аукциона. В коммерческих тендерах – наличие верхней (максимальной цены) также помогает подготовить заявку.

Цену можно выяснить, подав запрос через электронную торговую площадку или просто позвонив заказчику. Заявку следует готовить по вариантам в зависимости от предлагаемой цены (идеальная, хорошая, минимальная). Руководство компании определяет, какую заявку следует отправить на строительный тендер.

Снижение на электронном аукционе более чем на 25% должно быть обосновано соответствующими документами или приводит к увеличению обеспечения контракта в 1,5 раза. После победы на электронном аукционе не стоит бросаться подписывать договор. Необходимо повторно проанализировать контракт и по возможности устранить все неточности, связавшись с заказчиком напрямую.

Можно пригласить стороннего специалиста, не связанного ни с одной из сторон, для корректировки. Это обеспечит формирование равноправного договора.

Стратегии строительных фирм

Возможны различные стратегии при участии в строительных тендерах. Это зависит от многих факторов на основании которых принимаются решения. Не последним фактором является “личность” заказчика, который принимает решение о выборе той или иной стратегии.

В целом стратегия строительной фирмы связана с получением прибыли по результатам выполнения строительного тендера.

Лишь в некоторых, исключительных случая прибыль не играет главную роль, например, когда благодаря низкой цене за данный заказ, в дальнейшем можно получить более выгодный и более крупный другой заказ или когда репутация строительной фирмы вырастет за счет выполнения строительных работ этого заказчика.

Бывает, что необходимо выполнить тендер строительной фирмы для постоянной загруженности компании. Это позволяет сохранить на работе действующих сотрудников фирмы, избежать их сокращения или увольнения.

Как и где найти тендеры на строительство

Первым шагом к заключению выгодного контракта является поиск необходимого тендера.

Грамотно организованный поиск тендеров помогает компании-поставщику получить представление о сделках конкурентов. Строительная отрасль является одной из самых активно развивающихся в России. 25% госзакупок – это тендеры на строительство. Где можно найти выгодные тендеры на строительство и как правильно осуществить эту задачу?

Где найти тендеры на строительство

Сегодня наибольшее количество тендеров публикуется в Интернете. Есть специализированные электронные площадки, где свои предложения размещают государственные и коммерческие организации. Существуют 6 федеральных площадок для размещения госзаказа и множество коммерческих.

Тендеры на строительство можно найти непосредственно на официальных сайтах государственных, муниципальных или коммерческих структур. При выборе такой стратегии нужно ежедневно просматривать много тематических сайтов.

Существуют специальные площадки (порталы) тендеров на строительство. Выгодными могут оказаться предложения, представленные на Единой строительной тендерной площадке ЕСТП, созданной совместно с Торгово-промышленной палатой России и Национальным объединением строителей.

Большое количество коммерческих предложений можно найти на стройпортале (stroyportal.ru).

Как искать тендеры на строительство?

Изобилие информации порождает основные трудности по поиску максимально выгодных тендеров.

Сузьте поиск к тендерам, объявленным только в вашем регионе. Наибольшие шансы на победу в тендерах на строительство имеют местные подрядчики и субподрядные организации, особенно для строительных работ в небольших городах.

Вы понесете меньшие расходы за счет близости к объекту, сведете к минимуму затраты на логистику и сможете обратиться за информацией напрямую в эти организации и узнать о планируемых закупках.

Для того чтобы охватить все площадки, на которых размещаются тендеры на строительство, а также найти тендеры максимально удовлетворяющие запросам, возможно использование специальных программ по поиску тендеров.

Эффективные программы для поиска тендеров на строительство на территории России и СНГ – Seldon и Тендерплан.

Подобные системы экономят время на поиск нужных тендеров. Следующей задачей для организации становится оценка привлекательности найденных тендеров.

Источник: https://open-torg.ru/tender/stroitelnye-tendery

Что важно знать о закупках строительных работ по 44‑ФЗ?

Тендеры на строительство: формы проведения, НМЦК, требования к участникам

Статья актуальна на 27 января 2018

Большую часть закупок на стройку проводят с помощью электронных аукционов. Если вы планируете выходить на этот рынок, важно правильно подготовить заявки, учесть все требования заказчика и законодательства. Советами и примерами с нами поделилась Анастасия Аржанникова, руководитель центра сопровождения торгов СКБ Контур.

Какими способами заказчики закупают строительные услуги?

Электронный аукцион

С 23 марта 2016 действует новый аукционный перечень. В него включили почти все строительные работы. Исключение сделано только для опасных, технически сложных и уникальных зданий и дорог.

Об этапах электронного аукциона, его нюансах и о том, как готовить заявку, мы уже писали.

Открытый конкурсЕсли ОКПД 2 не входит в аукционный перечень, заказчик может объявить открытый конкурс, но на закупку не выше 50 млн. руб. (муниципальные объекты) и 150 млн. руб. (федеральные)
Конкурс с ограниченным участиемКонкурс с предквалификацией заказчики могут объявить только на сложные и уникальные строительные объекты и ремонт дорог стоимостью больше 50 млн. руб. или 150 млн. руб.
Запрос предложений

Заказчик проводит процедуру в двух случаях:

  • если конкурс не состоялся,
  • если он расторг договор с победителем в одностороннем порядке.
Запрос котировокЕсли НМЦ не превышает 500 000 рублей
У единственного поставщикаЕсли НМЦ до 100 000 руб. или до 500 000 руб.

Единые требования

44-ФЗ устанавливает единые требования к поставщикам и перечень обязательных документов (ч.1, ст.1 44-ФЗ). На определенные виды работ участники предоставляют свидетельства о допуске СРО. Перечень работ, для которых нужны допуски, есть в приказе Министерства регионального развития № 624.

В документах закупки заказчик перечисляет все допуски, разрешения и лицензии, которые участник должен прикрепить к заявке. Убедитесь, что у вас есть нужные документы и они действительны. Если для вашего вида деятельности допуск не нужен, заказчик не имеет права его требовать. 

В интересах участника соблюдать закон, получая допуск. Например, СРО может закрыть глаза на то, что у вас не указана предельная цена, на которую вы можете заключать контракты. Но заказчик отклонит заявку, если заметит, что СРО выдала допуск не по правилам.

Требования к выдаче допусков СРО есть в постановлении № 207 (Прим. ред: С 1 июля 2017 года участнику госзакупки достаточно подтвердить членство в саморегулируемой организации. Допуски СРО не требуют. Для контрактов с НМЦ меньше 3 млн руб.

на строительство, реконструкцию и капремонт не потребуется даже членство в СРО.)

Иногда заказчик устанавливает избыточные требования. Например, просит предоставить допуск СРО на генподряд. Но участники, которые будут исполнять все работы своими силами, могут его не предоставлять. Если возникнет спор, то скорее всего, ФАС встанет на сторону поставщика.

Может ли заказчик объединять в одну закупку несколько разноплановых работ: инженерные изыскания, реконструкцию объектов культурного наследия, монтаж лифтов? По мнению ФАС, включать в одну закупку строительные работы и установку оборудования можно, если это оборудование функционально и технологически связано с объектом строительства. Например, если начать монтаж лифтов одновременно с возведением здания, это сэкономит время.

Если связи нет, можно обратиться в ФАС с жалобой на ограничение конкуренции. Например, эту жалобу в закупке на разноплановые работы при реставрации дома Трубецкой-Бове в Москве признали обоснованной.

Дополнительные требования

В конкурсе с ограниченным участием заказчики предъявляют к участнику закупки дополнительные требования:

  • Опыт исполнения подобных контрактов за последние три года. Стоимость исполненного контракта должна быть не меньше 20% НМЦ
  • Собственное или арендованное оборудования для исполнения контракта.
  • Определенное число сотрудников с нужной квалификацией, которую подтверждают документально.

Кроме списка оборудования, заказчик перечисляет в техзадании документы, которые подтверждают квалификацию участника. Например:

  • Копии выполненных контрактов и актов приемки.
  • Перечень оборудования, чтобы выполнить работы (этот перечень заказчик приводит в техзадании).
  • Документы, которые подтверждают права собственности на недвижимость, нужную для выполнения работ.
  • Перечень оборудования, которое находится в собственности или аренде.

Требовать больше, чем перечислено в техзадании, заказчик не может. Но если каких-то из перечисленных документов не будет, заявку отклонят.

Риски при подготовке заявки

Внимательно читайте даже очень объемную документацию. Без этого вы не сможете оценить свои возможности и затраты на работу.

Неудобный формат документации

Документы должны быть в копируемом виде. Некопируемые объемные техзадания — один из признаков аффилированной закупки:

  • В этой закупке на капитальный ремонт в Дагестане техзадание написано от руки и вставлено в Word виде картинок.
  • Здесь заказчик из Москвы поступил хитрее. Он описал строительные материалы на семидесяти трех страницах в таблице в формате Word. Закон он не нарушил, но таблица создана нестандартным способом: пунктирным рисунком, который мешает обрабатывать информацию в редакторах. Еще заказчик использовал разрывы страниц и отступы, чтобы усложнить подготовку заявок участников. Участники закупки подавали много запросов разъяснений, заказчик менял документацию. В итоге, закупка продлилась с сентября по конец декабря.

Наш клиент отказался участвовать в этой закупке. Во-первых, потому что на редактирование информации ушло бы много времени. Во-вторых, заказчик скорее всего уже определил для себя потенциального поставщика.

В декабре 2016 года ФАС опубликовала разъяснение. Публиковать некопируемые документы или защищать их паролем — это административное правонарушение. Можно ссылаться на документ в запросах на разъяснения или жалобах на заказчика.

Избыточные и противоречивые требования

Требования к строительным работам и материалам опираются на ГОСТы, СНиПы и СанПиНы. Проблема в том, что заказчик может указать неверные или недействующие ГОСТы, скрыть часть требований или, наоборот, выставить избыточные.

Например, в этой закупке (документ «ЭА на АНИШ»), заказчик подробно описал свойства щебня, которые производитель не указывает в техпаспорте. Поставщик сможет выяснить только из лабораторных испытаний, обладает ли его партия щебня нужными характеристиками.

Письмо ФАС запрещает заказчику указывать в техзадании параметры товара, которые поставщик проверит только в лаборатории. Если столкнулись с такой закупкой, подавайте запрос разъяснений заказчику, ссылаясь на указанное письмо. Если не подействует, жалуйтесь в ФАС. Важно, что применять это письмо в работе обязаны все территориальные УФАС в России.

Другой случай. Заказчик указывает в техзадании диапазонное значение толщины древесной плиты, из которой должны быть сделаны школьные парты: от 13 до 30 мм. Поставщик указывает в заявке толщину столов, которые планирует поставлять, — 28 мм. Его заявку отклоняют, потому что по ГОСТУ 22046-2002 верхний показатель толщины — 25 мм.

Упомянутое письмо ФАС запрещает указывать параметры, которые выходят за параметры ГОСТа. Чтобы у заказчика не было повода отклонить вашу заявку, нужно знать актуальные ГОСТы на свою продукцию. Если заказчик указывает неверные параметры, подавайте запрос на разъяснения, а затем жалобу в ФАС со ссылкой на письмо и правильный ГОСТ.

К каждому техзаданию прилагается инструкция. Мы рекомендуем делать все по инструкции, даже если она противоречит здравому смыслу или нормам русского языка.

Например, в этой закупке требовалась шпатлевка плотностью около 1,7 кг/л и акриловая грунтовка с массовой долей нелетучих веществ примерно 28 % (Сведения о товарах).

В русском языке « около» и «примерно» — синонимы, но в инструкции у них разные значения. «Около» — значит, параметры материала могут быть в пределах меньше 10% от значения, указанного в техзадании.

«Примерно»— в пределах больше 10% от указанного значения.

Скрытые работы и требования

Если есть возможность, обязательно выезжайте на место будущего строительства. Заказчик может случайно или намеренно скрыть дополнительные работы. Например, в закупке на строительство зимней дороги выигравшему поставщику пришлось, кроме строительства, вырубать кусты. Заказчик это, естественно, не оплачивал.

Запросы разъяснений нужно подавать официально. Во-первых, заказчик не обязан отвечать на вопросы устно, а во-вторых, даже если вы о чем-то договоритесь по телефону, на деле заказчик свои обещания может не выполнить.

Если вам непросто подготовить сложную и объемную заявку на строительные работы, обратитесь в Центр сопровождения торгов СКБ Контур. Команда много работает с закупками в сфере строительства и ремонта.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1136-stroitelstvo-44fz

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.