Как обжаловать результаты тендера
Срок обжалования торгов
Встречаются ситуации необходимости обжалования торгов. Такое обжалование осуществляется через антимонопольную службу и суд.
Российским законодательством предусмотрены несколько разновидностей торгов. В зависимости от вида торгов определяется порядок их обжалования.
Виды торгов
Закон выделяет следующие разновидности торгов:
- аукцион, конкурс, котировка и иные виды торгов по 44-ФЗ;
- торги по 223-ФЗ;
- торги по земельному законодательству;
- торги по исполнительному производству (реализация имущества должника), по банкротству;
- торги по реализации государственного или муниципального имущества.
Обжалование результатов торгов
Обжалование торгов осуществляется посредством направления жалобы в УФАС или в судебном порядке.
Существуют следующие разновидности исков для оспаривания торгов в судебном порядке:
- жалоба на ненормативные акты госорганов власти (УФАС);
- признание торгов недействительными вследствие нарушений.
В зависимости от вида торгов и выбранного способа обжалования выделяют разные сроки.
Сроки обжалования торгов по 44-ФЗ
Сроки обжалование закупочной процедуры по 44-ФЗ достаточно разнообразны в зависимости от вида жалобы. Ни один другой вид торгов не обладает таким разнообразием.
Законодательством РФ установлены специальные сроки на обжалование торгов по 44-ФЗ в антимонопольный орган следующие:
- жалоба на действия госзаказчика, которые связаны с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта;
- жалоба на аукционную (конкурсную, котировочную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
- если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта — до заключения контракта;
- жалоба на действия оператора торговой площадки — не позднее 30 дней с момента совершения действий;
- жалоба на действия заказчика (организатора) — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки.
Если допущен пропуск данных сроков, то жалоба подается только в суд. Но проблема будет состоять в доказывании причины неподачи жалобы в УФАС в установленный срок. В случае недоказывания такой причины, будут сложности с удовлетворением иска.
Сроки обжалования остальных видов торгов
Важно! Обжалование торгов по 44-ФЗ специфично и имеет специальные сроки на обжалование.
Остальные виды торгов обжалуются в общем порядке, установленном антимонопольным законодательством.
Законом о защите конкуренции установлены следующие сроки для обжалования торгов:
- 10 дней с даты размещения информации о подведении итогов торгов;
- в течение 3-х месяцев, если торги признаны недействительными организаторами торгов и контракт не заключен.
Эти сроки являются общими для остальных видов торгов. Важно их соблюсти, чтобы не пришлось обращаться в суд.
Судебный порядок обжалования торгов
Важно! Сроки обжалования торгов общие для всех видов, но различаются в зависимости от вида жалобы.
Если вы подаете жалобу на ненормативный акт контролирующего органа, то срок составляет 3 месяца с даты принятия решения. При этом следует доказать, что данный ненормативный акт затрагивает права и обязанности заявителя и признание действий недействительными повлечет восстановление данного права.
Если вы признаете торги недействительными, то иск подается в течение 1 календарного года с даты проведения торгов.
Торги признаются недействительными, если
- участник необоснованно отстранен от участия в торгах;
- неосновательно не принята высшая предложенная цена;
- продажа произведена ранее срока в извещении;
- допущены иные существенные нарушения проведения торгов, которые повлекли неправильное определение цены продажи;
- допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Важно! Стоит отметить, что подать соответствующий иск может только заинтересованное лицо. Чаще всего это участник, который подал заявку на участие.
Закон предусматривает, что при признании торгов недействительными, считается таковым и договор, заключенный по результатам такой закупки.
Таким образом, мы видим, что законодательством зафиксированы конкретные сроки обжалования торгов в зависимости от разновидности торгов.
ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.
Источник: https://madrih.ru/article/srok-obzhalovaniya-torgov/
Жалобы по госзакупкам: обжалование результатов тендера, сроки подачи и рассмотрения
Как обжаловать действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок и отменить (пересмотреть) итоги тендера? Куда подается жалоба по госзакупкам?
В соответствии с Кодексом РК «Об административных правонарушениях», если субъект государственных закупок не устранит нарушения, выявленные на основании жалобы, он несет ответственность в виде оплаты штрафа.
Случаи нарушения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках и штрафы, предусмотренные за данные нарушения(скачать бесплатно)
В процессе участия в государственных закупках предприниматели могут столкнуться с различными нарушениями со стороны организаторов и заказчиков государственных закупок, и обращаются с жалобой в уполномоченный орган.
Глава 9 «Обжалование» Закона РК от 4 декабря 2015 года № 434-V «О государственных закупках» (далее – Закон) состоит из статьи 47, в которой оговаривается порядок обжалования действий, и статьи 48 «Порядок подачи жалобы».
Для начала рассмотрим некоторые понятия, предусмотренные Законом.
Субъекты системы государственных закупок
Согласно подпункту 19) статьи 2 Закона субъектами системы государственных закупок являются: потенциальный поставщик, поставщик, заказчик, организатор государственных закупок, единый организатор государственных закупок, единый оператор в сфере государственных закупок, уполномоченный орган, эксперт.
В соответствии с подпунктом 20) статьи 2 Закона единый оператор в сфере государственных закупок – юридическое лицо, определенное уполномоченным органом в сфере государственных закупок, единственным собственником акций (долей участия в уставном капитале) которого является государство.
Согласно подпункту 21) статьи 2 Закона уполномоченный орган в сфере государственных закупок – государственный орган, осуществляющий руководство в сфере государственных закупок. Таковым является Комитет финансового контроля Министерства финансов РК (и его территориальные органы).
Обжалование результатов тендера
В рамках статьи 47 Закона потенциальный поставщик в течение 5 рабочих дней после размещение протокола об итогах государственных закупок вправе обжаловать действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок, если их действия (бездействие), решения нарушают его права и законные интересы.
Для этого необходимо направить жалобу в уполномоченный орган в сфере государственных закупок.
Оформление жалобы
Подача и оформление жалобы предусмотрены статьей 48 Закона.
Направляемая жалоба должна содержать:
1) наименование, место нахождения юридического лица, действия (бездействие), решения которого обжалуются;
2) наименование, место нахождения лица, подавшего жалобу;
3) сведения о государственных закупках, в рамках которых совершены нарушения законодательства Республики Казахстан о государственных закупках;
4) обжалованные действия (бездействие), решения заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок.
К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу.
Также необходимо отметить, что жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.Если жалоба не соответствует требованиям, установленным пунктом 1 статьи 48 Закона, и не подписана либо подписана лицом, не имеющим полномочий на ее подписание, уполномоченный орган возвращает ее подавшему лицу без рассмотрения в течение 2 рабочих дней со дня поступления.
При соблюдении условий, предусмотренных статьей 48 Закона, уполномоченный орган в сфере государственных закупок, руководствуясь подпунктом 1) пункта 4 статьи 30 Закона РК от 12 ноября 2015 года № 392-V «О государственном аудите и финансовом контроле» и пунктом 11 Правил проведения камерального контроля, утвержденных приказом Министра финансов РК от 30 ноября 2015 года № 598, направляет объекту контроля обязательные для исполнения предписание, уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля (в соответствии с подпунктом 1) пункта 4 статьи 18 Закона).
На основании полученного уведомления субъект государственных закупок в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения, должен принять определенные меры.
Если субъект государственных закупок согласен с нарушениями, он принимает меры по их устранению, предоставляетв уполномоченный орган, направивший уведомление,информацию об устранении нарушений (на бумажном или электронном носителе)и при необходимости прилагает подтверждающие документы.
В случае несогласия с указанным в уведомлении нарушением субъект государственных закупок, руководствуясь подпунктом 4) пункта 1 статьи 37 Закона РК «О государственном аудите и финансовом контроле», в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения), направляет свои возражения уполномоченному органу в сфере государственных закупок.
Неисполнение в установленный срок уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам жалобы, влечет приостановление расходных операций по кодам и счетамсубъектов государственных закупок.
В соответствии с пунктом 3 статьи 462 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», если субъект государственных закупок не устранит нарушения,выявленные на основании жалобы, он несет ответственность в виде оплаты штрафа:
– в размере 15 МРП – должностные лица;
– в размере 100 МРП – субъекты малого предпринимательства или некоммерческие организации;
– в размере 200 МРП– субъекты среднего предпринимательства;
– в размере 500 МРП – субъекты крупного предпринимательства.
Подача жалобы (обращения) поставщиком в электронном виде
Потенциальный поставщик может направить жалобу в электронном виде через веб-портал государственных закупок.
Подача жалобы доступна только для пользователей с ролью «Поставщик», по тем лотам, на которые подана была заявка.
Кнопка отображается для способов закупок «Открытый конкурс», «Аукцион», «Государственный социальный заказ».
Кнопка отображается в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем публикации протокола итогов. При этом Система не запрещает подать жалобу в день публикации протокола итогов.
Скачать образец бесплатно
Жалоба по неправомерным действиям заказчика при расчете условных скидок
Для подачи жалобы необходимо в объявлении в меню «Доступные действия» выбрать кнопку «Подать жалобу».В открывшейся форме «Выбор лотов», Система отобразит только те лоты, в которых участвовал потенциальный поставщик.
Необходимо выбрать лоты, итоги которых необходимо обжаловать и нажать на кнопку «Добавить выбранные».
Уполномоченный орган государственного аудита для рассмотрения жалобы автоматически определяется веб – порталом по местонахождению Организатора государственных закупок. Например, если местонахождение организатора г. Алматы, то значит, жалобу будет рассматривать Департамент внутреннего государственного аудита по г. Алматы и.т.д.
Веб – портал государственных закупок позволяет подать одну жалобу на несколько лотов либо по отдельности на каждый лот.
Для удаления лота, по которому не будет отправляться жалоба, необходимо выбрать лот и нажать на кнопку «Удалить отмеченный лот».
Для продолжения подачи жалобы необходимо нажать на кнопку «Далее». Система сохранит жалобу со статусом «Проект».
В открывшейся форме «Подача жалобы №{номер жалобы}по объявления № {объявления}» необходимо заполнить на форме обязательные поля, которые отмечены звездочкой*.
Для прикрепления вложения необходимо нажать на кнопку «Прикрепить файл».
Система позволяет прикрепить максимальное количество вложений — 5 файлов. Объем каждого прикрепляемого вложения не должен превышать 10 мб.
После прикрепления вложений и заполнения всех обязательных полей необходимо нажать на кнопку «Сохранить».После нажатия на кнопку «Сформировать», Система сформирует в PDF формате жалобу. Необходимо нажать на кнопку «Подписать».
После подписания сформированного файла для отправки жалобы нажмите на кнопку «Отправить».
После подачи жалобы, Система изменит статус жалобы с «Проект» на «Подана».
Система автоматически приостановит заключение договора по состоявшейся закупке либо отправку приглашения из одного источника или создания повторной закупке, если закупка оп лоту не состоялась.
Свою поданную жалобу можно просмотреть в меню «Рабочий кабинет» — «Мои жалобы».
Реестр жалоб
Реестр жалоб представляет собой перечень жалоб потенциальных поставщиков и поставщиков, поданных посредством веб-портала государственных закупок в уполномоченный орган, и содержит сведения о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб и выданных предписаний (уведомлений).
Для просмотра всех поданных жалоб поставщиками на способы закупок «Открытый конкурс», «Государственный социальный заказ», «Конкурс с предварительным квалификационным отбором», «Аукцион» необходимо пройти в раздел «Реестры» — «Реестр жалоб».
В открывшейся форме необходимо развернуть фильтр поиска путем нажатия на кнопку на форме поиска (рисунок ниже).
В фильтре поиска введите параметра поиска и нажмите кнопку «Найти».
Система отобразит результаты поиска. Для просмотра жалобы необходимо нажать на гиперссылку по номеру жалобы в столбце «№ жалобы».
В открывшейся форме «Просмотр жалобы № {номер жалобы} по объявлению № {номер объявления}» на вкладке «Сведения жалобы» можно просмотреть детальную информацию о жалобе, поставщике, которые подал жалобу, чьи действия, обжалуются и по какому объявлению.
На вкладке «Результаты рассмотрения жалобы» отображается информацию, у какого уполномоченного органа государственного аудита на исполнении жалоба, ФИО исполнителя, контактный телефон.
Источник:сайт М.Ц.Ф.Э.Р. Госзакупки.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c3eb768a3352000adce126d/5d67ba6ba06eaf00add08b63
Услуги юриста по обжалованию в ФАС тендеров и результатов торгов — Юридические услуги
Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге
Обжалование тендеров Сфера госзакупок остается одной из самых проблемных в плане регулирования, но добиться защиты своих интересов можно, в том числе, с помощью такого правового инструмента, как обжалование тендеров. Предусмотрено сразу несколько механизмов защиты прав, что свидетельствует о совершенствовании контрактной системы, стремлении государства сделать ее более прозрачной. Жалобу можно подать:
- в Федеральную антимонопольную службу;
- в суд.
Заинтересованное лицо, участник закупки или общественное объединение, осуществляющее контроль, вправе составить официальное обращение и оспоритьторги, ФАС или суд обязаны такую жалобу рассмотреть. Можно обжаловать действия или бездействия должностных лиц заказчика, результаты торгов, иные решения, например, об отказе в допуске к конкурсу или аукциону.
Порядок подачи жалобыявляется по сути инструкцией, как произвести обжалованиеторгов, ФАС или суд — это контролирующий и осуществляющий правосудие органы, они примут решение только при соблюдении всех правил процедуры. Все необходимые действия описаны в главе 6 ФЗ № 44.
Обжалование торгов: сроки и досудебный порядок
Законодательные акты устанавливают различные сроки и порядок для обращения в суд и Федеральную антимонопольную службу. Обжалование тендеров возможно:
- на бумажном носителе;
- в электронном виде (в судебном порядке также возможно использование этого метода).
Срок подачи самого обращения по обжалованию тендеров в таком случае устанавливается в течение 10 дней. В законе конкретно перечислены события, от которых ведется отсчет, общее правило таково: срок начинает течь с момента, когда участник закупки должен был узнать о нарушении своих прав, так как документы публикуются на официальном сайте.
Юристы советуют не пренебрегать этим способом обжалования тендеров, хотя для обращения в суд он не обязателен. Однако, исходя из судебной практики, суды гораздо более благосклонно относятся к делу, если участник торгов предпринимал хотя бы одну попытку и осуществлял обжалование тендеров в досудебном порядке.
Есть мнение, что контролирующий орган редко выносит положительные решения по жалобам и обжалование результатов торгов крайне неэффективно, на подготовку документов дается очень мало времени, всего десять дней.
Однако это не всегда справедливо, если документы подготовлены тщательно и с соблюдением всех правил, добиться положительного результата можно, и торги ФАС признает недействительными, примет иные необходимые решения. Направить иск в Арбитражный суд необходимо в течение трех месяцев, у заинтересованного лица есть право это сделать сразу после обнаружения нарушения своих прав.Обжалование торгов в судебном порядке осуществляется по правилам, установленным АПК РФ. Ответчика определить достаточно просто: это лицо, допустившее нарушение по мнению заинтересованного лица, участник торгов, который теперь становится заявителем, истцом.
иска об обжаловании торгов установлено законом, список необходимых реквизитов выглядит следующим образом:
- наименование Арбитражного суда, дело относится к его компетенции;
- данные и контакты стороны;
- основания иска, подтвержденные ссылками на доказательства и нормы права;
- ясно и грамотно сформулированное требование;
- подпись, дата составления.
Заявление подается по месту нахождения заказчика, к нему прикладываются все документы, которые заявитель указывает в заявлении в качестве доказательств, копия оспариваемого решения должна присутствовать обязательно. Необходимо оплатить госпошлину и приложить подтверждающий документ. Обычно одновременно подается ходатайство о приостановлении действия оспариваемого акта.
Как видно, обжалование торгов — это достаточно сложная процедура, требующая серьезных познаний в соответствующей области права, нормы, регулирующие ее, содержатся в различных источниках и трудны для восприятия.
Наша компания поможет определить правомерность решения заказчика, оспорить его, подготовить все документы таким образом, чтобы процедура была быстрой и результативной.
Стоимость услуг юриста по обжалованию тендеров в суде
Услуга | Стоимость |
Подготовка жалобы в Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы на действия заказчика, комиссии по осуществлению закупок | от 3 000 руб. |
Участие в заседании комиссии Территориального органа Федеральной антимонопольной | от 3 500 руб. |
Подготовка заявления (искового заявления) в арбитражный суд | от 3 500 руб. |
Участие в судебном заседании арбитражного суда по обжалованию тендеров | от 4 000 руб. |
Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Источник: https://law-grp.ru/goszakupki/obzhalovanie-tenderov-v-sude/
Где и как обжаловать результаты электронного аукциона
Участники электронного аукциона зачастую остаются не согласны с результатами проведения закупки. В статье мы поговорим о порядке и сроках обжалования действий заказчика и аукционной комиссии по результатам проведения электронного аукциона.
Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами. Законом № 44-ФЗ предусмотрено право участника закупки обжаловать любые действия (бездействие) заказчика, аукционной комиссии или оператора электронной площадки, если они нарушают его права и законные интересы.
Существует два способа обжалования:
- в контрольный орган в сфере закупок;
- в арбитражный суд.
Жалобы рассматривают:
- Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России) и её территориальные органы — как правильно подать и составить жалобу в ФАС читайте в нашем материале;
- уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;
- уполномоченные органы местного самоуправления.
Полномочия контрольных органов распределены следующим образом:
ФАС России и её территориальные органы | Все закупки любых заказчиков |
Орган исполнительной власти субъекта РФ | Закупки заказчиков, подведомственных субъекту РФ, и закупки муниципальных образований региона |
Муниципальный контрольный орган | Закупки для нужд муниципального образования |
Сроки подачи жалобы
Обжалование действий заказчика в контрольный орган, безусловно, является более оперативным способом обжалования по сравнению с судебным порядком обжалования — на рассмотрение жалобы контрольному органу отводится всего 5 рабочих дней.
Важно учитывать сроки для подачи жалобы в контрольный орган:
- жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
- обжалование действий заказчика, аукционной комиссии по рассмотрению заявок в электронном аукционе возможно не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протоколов. Обжаловать результаты аукциона имеет право только участник закупки, подавший заявку на участие в обжалуемом аукционе;
- обжалование действий (бездействия) при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта осуществляется до заключения контракта.
Жалоба, поданная по истечении указанных сроков, возвращается контрольным органом заявителю без рассмотрения. В таком случае обжалование возможно только в судебном порядке.
Обжалование результатов аукциона в контрольный орган требует от участника закупки оперативности не только в составлении жалобы, но и в обеспечении её получения контрольным органом.
Правильнее всего сдать жалобу в канцелярию территориального органа ФАС России либо направить её, подписав электронной подписью, в адрес контрольного органа по электронной почте. По факсу контрольный орган принимать жалобы не вправе.
Если участник закупки примет решение направить жалобу в контрольный орган почтой, то существует вероятность того, что жалоба поступит в антимонопольный орган по истечении установленного срока для обжалования.
В этой ситуации контрольный орган не вправе отказать заявителю в рассмотрении жалобы (письмо ФАС России от 29.12.2015 № ИА/76070/15).
Однако, велик риск того, что в случае признания жалобы обоснованной, предписание об аннулировании аукциона или приостановлении процедуры заключения контракта выдано не будет, поскольку к тому времени контракт уже может быть заключен.
Порядок подачи жалобы в контрольный орган
Адреса и телефоны территориальных органов ФАС России содержатся в Приложении № 1 к Административному регламенту, утверждённому приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14.
Также получить информацию о территориальных органах ФАС России (их наименованиях, адресах, телефонах, часах работы и т.п.) можно, воспользовавшись функционалом официального сайта антимонопольного ведомства http://www.
fas.gov.ru/territorial-authorities/.
Контрольным органом не рассматриваются жалобы, если:
- контракт уже заключен;
- по жалобе на те же действия уже принято решение суда или контрольного органа.
Требования к содержанию жалобы указаны в части 8 статьи 105 Закона № 44-ФЗ и в Информации ФАС России от 10.04.2014 «Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок».
В контрольный орган жалоба подаетсяв письменной форме.
В жалобе следует сослаться на документы (например, протоколы) или конкретные положения аукционной документации, которые, по мнению участника, противоречат законодательству. Такие документы следует приложить к жалобе и указать их в перечне приложений.
Не стоит забывать, что если жалоба подается представителем, к ней обязательно прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на подписание жалобы. При отсутствии доверенности жалоба будет возвращена без рассмотрения.
Участник не вправе указывать в одной жалобе более одной закупки.
Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (письма от 13.08.2015 № Д28и-2449 и от 29.07.2015 № Д28и-2221). Таким образом, если заказчик допустил нарушения Закона № 44-ФЗ при проведении нескольких закупок, следует направлять отдельные жалобы по каждой закупке. Иначе жалоба будет возвращена контрольным органом.
Участие в рассмотрении жалобы на действия заказчика
Участник вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить на заседание комиссии своих представителей. Указанные лица могут быть допущены на заседание при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорт), и документов, подтверждающих полномочия:
- Полномочия руководителя юридического лица подтверждаются решением (его копией) о назначении или избрании на должность, в соответствии с которым он обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.
- Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным документом.
Регламент проведения заседания комиссии антимонопольного органа оглашается председателем комиссии.
Заседания комиссии антимонопольного органа являются публичными, на рассмотрении дела могут присутствовать заинтересованные лица (например, другие участники закупки). Присутствующие при рассмотрении дела представители сторон вправе вести аудио- или видеозапись рассмотрения дела, уведомив об этом членов комиссии антимонопольного органа.
Вынесенное комиссией антимонопольного органа решение может обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня его принятия.
Заявитель вправе отозвать поданную в контрольный орган жалобу (часть 15 статьи 105 Закона № 44-ФЗ). Это можно сделать только до принятия контрольным органом решения по существу жалобы.Для того, чтобы отозвать жалобу, нужно направить заявление в свободной форме. В случае отзыва жалобы участник аукциона не имеет право повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) тех же лиц.
После отзыва жалобы действия (бездействие) заказчика могут быть обжалованы в судебном порядке.
Судебный порядок обжалования действий заказчика
Обжаловать действия заказчика в судебном порядке можно в течение 3 месяцев со дня, когда участнику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (часть 4 статьи 198 АПК РФ). Возможность обращения в суд не зависит от того, обжаловались ли действия во внесудебном порядке. Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и лиц, осуществляющих публичные полномочия, в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд относятся к подведомственности арбитражных судов. Заявление подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения заказчика (статья 35 АПК РФ).
Подать заявление можно:
- на бумажном носителе
- в электронной форме. Заявление подается через официальный сайт арбитражного суда в сети Интернет www.arbitr.ru после прохождения пользователем регистрации.
Требования к содержанию заявления приведены в части 1 статьи 199 АПК РФ. К заявлению должны быть приложены документы, которые указаны в статье 126 АПК РФ. Если обжалуется решение заказчика, то необходимо также приложить копию оспариваемого решения.
Вместе с заявлением можно подать ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения или запрете заказчику совершать определенные действия, например, заключать контракт (часть 3 статьи 199, пункт 2 части 1 статьи 91 АПК РФ, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).
До подачи заявления в суд истец должен направить копии заявления и прилагаемых к нему документов заказчику и другим участвующим в деле лицам заказным письмом с уведомлением о вручении. Неисполнение этого требования является основанием для оставления судом заявления без движения (часть 1 статьи 128 АПК РФ).
Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1547
Обжалование торгов, закупок и конкурсов
Обжаловать результаты торгов (конкурса) и восстановить нарушенные права участника торгов можно путем подачи иска в суд, либо подав жалобу в управление ФАС.
В случае если участник размещения заказа подал заявку на участие в электронной форме, жалоба подается в форме электронного документа, и срок ее рассмотрения и вынесения решения составляет всего пять дней со дня поступления.
Эта уникальная процедура является неотъемлемой частью системы электронных торгов.
Консалтинговая Группа «ЭТАЛОН» осуществляет специализированную помощь при отказе в допуске к участию в аукционе, обжаловании его результатов, а также в обжаловании действий котировочной комиссии.
Сроки подачи жалобы в ФАС
Согласно Федеральному Закону № 44-ФЗ обжалование результатов торгов (конкурса) допускается в любое время размещения заказа и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте:
- протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
- протокола аукциона;
- протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе;
- протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся;
И не позднее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте:
- протокола аукциона,
- протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.
При проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона – не позднее чем через 10 дней со дня подписания соответствующего протокола.
По истечении сроков, установленных законом, обжалование действий специализированной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).
Рассмотрение жалобы в ФАС
Решение о возвращении жалобы может быть принято не позднее чем через 2 рабочих дня со дня ее поступления.
Рассмотрение жалобы и возражений на нее по существу осуществляется в сроки не более 5 рабочих дней со дня поступления.
Самые частые нарушения при размещении госзаказов
- нарушение норм ФЗ-44, устанавливающих виды обеспечения госконтракта, например, заказчик настаивает только на банковской гарантии или, что еще хуже, на обеспечении госконтракта только собственными средствами исполнителя;
- незаконный отказ в допуске к участию в торгах или в праве исполнения контракта;
- формирование требований к конкурсной документации, которые приводят к ограничению количества участников;
- включение заказчиками в конкурсную и аукционную документацию дополнительных требований к участникам размещения заказа, в т. ч. сведений и документов, не предусмотренных законодательством.
Кроме упомянутых стандартных причин обращения в суды и антимонопольные органы по обжалованию результатов конкурсов и действий специализированной (котировочной) комиссии, возникают и другие сложные коллизии между сторонами заключенного государственного контракта, требующие неотложного юридического вмешательства.
В подобных случаях квалифицированная помощь юристов Консалтинговой Группы ЭТАЛОН позволит Вам избежать значительных финансовых и репутационных потерь.
Положительные сдвиги в законодательстве в сфере госзакупок
Отмена поручительства в качестве финансового обеспечения (согласно оценкам ФАС РФ, около 80% предоставляемого государственным заказчикам финансового обеспечения являлось фальшивым, т. е.
обеспечение предоставляли компании, заявляющие недостоверную финансовую и бухгалтерскую информацию), и новые законодательные нормы для госзакупок лекарственных средств (один лот – одно «лекарство»), и новые правила, касающиеся организации закупок детского питания и соответствующих услуг. Это и появление общероссийского открытого интернет-портала www.zakupki.gov.ru, на котором размещена вся информация о проводимых торгах, реестр контрактов, реестр всех поданных в ФАС России жалоб участников торгов с информацией о датах и результатах рассмотрения, после чего стало можно говорить о начале становления общественного контроля в данной сфере.
Как следствие, широко распространенная в прошлом коррупционная уловка заказчика, заключающаяся в недоступности для копирования части информации о предмете торгов, практически исчезла из мошеннического арсенала. В соответствии с законодательством формат размещения информации на сайтах органов государственной власти должен позволять ее копировать, в противном случае торги просто аннулируются.
Уточнено, что извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайтеwww.torgi.gov.ru не менее чем за 30 дней до окончания подачи заявок на участие в нем, аукциона – за 20 дней.Определен срок, отводимый на подписание проекта договора.
Он должен составлять не менее 10 дней с момента размещения на официальном сайте торгов протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (протокола аукциона), либо протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (аукционе) в случае признания его несостоявшимся. Данный срок указывается в конкурсной (аукционной) документации.
Запрещено снижать цену договора ниже начальной, указанной в извещении о торгах, в том числе и при дальнейшем его исполнении. В то же время ее можно увеличить по соглашению сторон в порядке, установленном договором.
Если торги не состоялись по причине подачи только 1 заявки или участия только 1 заявителя, организатор обязан заключить с ним договор на условиях и по цене, предусмотренных заявкой и конкурсной (аукционной) документацией (но не ниже начальной). При этом заявка должна соответствовать установленным требованиям.
В случае признания торгов несостоявшимися по иным основаниям могут проводиться новые (в том числе на иных условиях или в другой форме).
И наконец, сегодня в законе четко определена процедура и сроки обжалования результатов торгов их участниками.
Любой участник размещения заказа имеет право обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
Несколько нестандартных случаев – примеров решений судов различных уровней в пользу участников торгов (подрядчиков)
- ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении № А53-4713/2012 от 15.10.2012 признал, что подрядчик по госконтракту вправе требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила ранее оговоренную.
Источник: http://www.etalon-cons.ru/uslugi/soprovozhdenie-zakupok/obzhalovanie-osparivanie-rezultatov-auktsionov-konkursov/
Срок обжалования результатов торгов в банкротстве: основания для оспаривания, незаконная приостановка, образец жалобы в ФАС на организатора
Как не пропустить срок обжалования результатов торгов в банкротстве и сколько он вообще составляет в рамках дела по одному аукциону? От грамотного составления жалобы и своевременной ее подачи зависит конечный успех тендера. Ведь если права были нарушены, обязательно следует добиваться их восстановления.
Основания и причины для отмены результатов аукциона
Существует несколько оснований, по которым можно обжаловать как действия организатора или арбитражного управляющего, так и конечный исход торгов в целом. Причины признать торги несостоявшимися либо недействительными, были описаны в пункте 71 Постановления Пленума ВС № 50 от 2015 года. Все эти ситуации стоит разобрать подробнее:
- Недопущение организатором некоторых или всех граждан к участию в аукционе. Сюда относятся ситуации, когда организатор сознательно допускает ошибки в предоставляемой информации, например, публикует неактуальные банковские реквизиты, из-за чего никто не может внести задаток. Если потенциальный участник считает, кто организатор специально опубликовал неверные данные либо ввёл в заблуждение, и это привело к недопуску к участию в аукционе, то это повод обратиться в ФАС или суд.
- Незаконное отстранение от участия в аукционе. Например, когда лицо выполнило все установленные законом требования, но организатор всё равно не позволил участвовать в торгах.
- Договор купли-продажи заключается заранее, до прекращения тендера, иногда в обход других участников.
- Существенное отклонение от максимальной стоимости объекта, а также любые причины, из-за которых цена продажи объекта была определено неправильной.
- Ненадлежащее уведомление о будущих торгах, в том числе случаи, когда информация о них была опубликована в неподходящем издании, либо если опубликованные данные были неполными. Или же если организатор нарушил установленный срок публикации.
- Злоупотребление правом. Например, в том случае, когда один из участников подает фиктивные заявки, чтобы создать видимость конкуренции. Иногда подобное происходит и в результате сговора с организатором. Такие аукционы другие заинтересованные участники легко могут оспорить в суде, поскольку нарушены их права.
Как обжаловать незаконный аукцион в УФАС
Ранее существовал только один способ оспаривания торгов – судебный. Однако с 2014 года существует возможность подать жалобу в ФАС. Внесудебный порядок возможен только в том случае, если организатор ещё не успел заключить договор купли-продажи с победителем. Если это произошло, значит, спор нужно рассматривать в суде.
После подачи жалобы происходит приостановка тендера. Его проведение возобновится только после того, как рассмотрят обращение. Конечно, в том случае, когда нет оснований для его отмены. Заключать договор в этот момент организатор не имеет права, так как он сразу будет признан недействительным.
Решение ФАС обязательно для исполнения. Если организатор проигнорирует его, участник торгов вправе приложить текст обращения, а также предписание, если оно было выдано, к перечню документов, подаваемых с иском. Это станет отличным официальным доказательством и может значительно повлиять на позицию суда.
После принятия в работу жалобы, УФАС вправе наложить ограничение на публикацию информации об аукционе, то есть, по сути приостановить его.
Образец жалобы в ФАС на организатора
Составить жалобу можно в карточке лота на официальном сайте торгов – torgi.gov.ru. Доступны электронные способы подачи документа при помощи сайта ФАС, а также Портала госуслуг. Обращение, посланные таким способом, рассматриваются в тот же срок, что и направленные заказным письмом. Ответ на обращение направят по электронной почте.
Перед тем как направить жалобу, необходимо заполнить обязательные поля. Первым делом необходимо отметить подразделение УФАС, которое будет рассматривать его. Следует выбирать отделение по месту нахождения реализуемого имущества.
Далее указываются личные данные. Если обращение направляется от юридического лица либо фирмы, следует указать полное наименование. Установленного образца документа не существует, однако есть рекомендации по изложению сути жалобы.
После заполнения личных данных на сайте УФАС появится форма «», где необходимо изложить суть своих претензий. Для подтверждения доводов к жалобе можно прикрепить различные файлы. Далее останется пройти капчу и оставить согласие для обработки данных.
В тексте обращения можно сослаться на законы и НПА, способные подтвердить позицию, а также те положения, которые, по мнению участника, были нарушены.
Важно очень точно изложить суть жалобы, поскольку в противном случае могут оставить без рассмотрения.
Отстранение участника
Если потенциальный участник считает, что организатор нарушил его права и отстранил его от аукциона неправомерно, значит необходимо подать обращение в территориальный орган ФАС. Правила оформления жалобы общие. В самом тексте необходимо понятно изложить суть своих претензий, а также обосновать их, ссылаясь на ФЗ «О банкротстве», ГК или иные акты.
В случае если организатор принял заявку от третьего лица, поданную с нарушениями, то обращаться следует в ФАС, если аукцион не завершился. В таком случае тендер приостановится. А если по результатам проверки информация подтвердится, то такого участника отстранят. Торги в дальнейшем будут проходить без него.
Суд
В судебном порядке можно оспорить оконченный аукцион, по которому уже были заключены договора купли-продажи. То есть существует 2 главных правила, согласно которым результат торгов аннулируется через судебную инстанцию:
- подача искового заявления заинтересованным лицом;
- факт проведения тендера (он окончен, несмотря на нарушения).
Само по себе наличие нарушений не является законной причиной для оспаривания результата торгов через суд. Аннуляция возможна в рамках статьи 449 ГК. Здесь четко сказано, что недействительным можно признать аукцион только при подаче заинтересованным лицом иска. То есть если сторонний наблюдатель, который не принимал участия в тендере, заметит нарушение, аннулировать результат невозможно.
В п. 1 абз. 1 ст. 449 ГК не указан точный перечень заинтересованных лиц. Однако по судебной практике, а также по толкованию нормативных актов, можно выделить их самостоятельно. И к ним относятся не только граждане, непосредственно подававшие заявки. К заинтересованным лицам можно отнести:
- приставов-исполнителей;
- граждан, которые не имели возможности принять участие вследствие допущенных организатором нарушений;
- стороны, которые принимали участие в исполнительном производстве;
- кредиторы;
- должник;
- приобретатели имущества;
- другие граждане, которые обосновали свои интересы в участии в аукционе.
Определить статус заинтересованного лица можно по трём критериям:
- Интересы либо права были нарушены в результате данного тендера.
- Оспаривание результатов аукциона приведет к восстановлению нарушенных прав.
- Заинтересованное лицо может вернуть незаконно отобранные права либо имущество, если торги аннулируют.
Срок обжалования
Стандартный срок исковой давности составляет 3 года. Однако для торгов по банкротству действуют специальные сроки.
Если участник аукциона считает результат противоречащим закону, он может опротестовать его в суде в течение одного лишь года. Отсчет даты начинается с момента завершения торгов.
Когда договор купли-продажи уже был заключён с другим лицом и требуется его оспорить, то отсчитывается давность с момента его заключения.
Если указанный период будет пропущен, изменить решение будет невозможно. Суд попросту не примет исковое заявление.
Что касается подачи жалобы в ФАС, то сделать это возможно на любом этапе тендера, пока он не завершен. Если гражданин не согласен с полученным ответом, то в течение 3 месяцев у него есть возможность оспорить его через суд.
Судебная практика
Согласно сложившейся практике, большая часть споров возникает со ссылкой на нарушения в правилах публикации информации о торгах либо из-за указания неполных данных в извещении. По закону организатор обязан опубликовать данные о предстоящих торгах за 30 дней или раньше. Если этот срок нарушен, то можно считать, что произошло необоснованное ограничение круга покупателей.
Второй случай, часто встречающийся в арбитражной практике по делам об оспаривании аукционов по банкротству – жалобы на нарушения при внесении задатка, а также случаев принятия заявок не по правилам, установленным в ФЗ «О банкротстве».
Например, при открытом аукционе он не может быть признан состоявшимся, если была подана только одна заявка. Однако в судебной практике бывали дела, в которых для признания торгов действительными участвовали супруги. В результате договор аннулировали из-за недобросовестной конкуренции.
Поэтому не стоит пользоваться подобным способом.
При оспаривании результатов тендера можно ссылаться на уже рассмотренные дела, чтобы повысить шансы выиграть дело. Вот несколько важных тезисов, которые можно выделить, изучив судебную практику:- Организатор обнаружил ошибки в предоставленной заявке и принял ее, не сообщив о них и не дав возможности устранить. А после отказался подписывать договор купли-продажи с победителем, ссылаясь на неправильно оформленную заявку. На основании данного факта можно аннулировать аукцион, согласно постановлению Президиума ВАС РФ № 18346/13 от 2014 года.
- Согласованные действия нескольких лиц в аукционе с целью не допустить иных лиц к участию признается недобросовестным манипулированием стоимостью. Заключённый в таком случае договор купли-продажи можно отменить. Этот факт закреплен в постановлении Президиума ВАС РФ № 3894/14 от 2014 года.
- Если один из участников превысил установленный шаг аукциона, это не является поводом к тому, чтобы признать его недействительным (То же постановление).
- Если земля под зданием находилась в собственности должника, а дом построен либо куплен в ипотеку, то сооружение реализуется вместе с участком. Причём даже в том случае, когда сама земля не является предметом залога. Установлено в определении ВС РФ № 306-ЭС14-60 от 2014 года.
- Когда собрание кредиторов было признано недействительным, существует возможность оспорить и тендер.
- Слишком высокая сумма задатка, как и необоснованно резкое снижение стоимости на этапе публичного предложения, является возможностью признать недействительными торги. Решение вынесено определением ВС РФ № 306-ЭС14-3497 от 15 года.
- Если организатор допускает произвольное снижение стоимости на этапе публичного предложения, игнорируя установленный график снижения цен, это является прямым основанием для оспаривания заключённого договора и признания результатов недействительными. Установлено определением ВС РФ № 308-ЭС14-9028 от 16 года.
- Размер задатка не может составлять полную начальную стоимость, а должен определяться в проценте от назначенной цены (определение ВС РФ № 305-ЭС16-3457 от 2016 года).
Судебная практика постоянно пополняется новыми делами, поэтому перед тем как составлять иск, обязательно стоит изучить новые категории дел об оспаривании результатов аукционов по банкротству.
Ссылаться на них можно в тексте искового заявления.
Если права действительно были нарушены, стоит обратиться к юристу, чтобы грамотно обосновать свои требования и добиться положительного решения по делу.
И самое главное, не всегда аннулирование торгов одним участником означает его победу. Если они будут признаны недействительными, то в таком случае имущество может вернуться к должнику (в случае если были нарушения со стороны пристава при аресте, оценке или изъятии) или по объекту будут назначены повторные торги.
Источник: https://drygoi.ru/torgi/obzhalovaniya-rezultatov-torgov.html