Тахограф с СКЗИ
Карта водителя для тахографа СКЗИ. ~ Не АТИ
Поговорим о картах водителя для тахографа с СКЗИ. (СКЗИ расшифровывается как средство криптографической защиты информации).
Сам тахограф представляет собой устройство вроде автомагнитолы.
Только вот назначение у этого устройства гораздо более серьезное: тахограф отвечает за контроль за движением транспорта, регистрирует и измеряет скорость движения автомобиля, учитывает пройденное расстояние и время движения, осуществляет контроль за водителем – соблюден ли скоростной режим, выполняется ли водителем соблюдение режима труда и отдыха.
Записи с тахографа снимаются 1 раз в 28 дней, и хранятся на предприятии в течение года.
Карта водителя для тахографа с СКЗИ – индивидуальная пластиковая карта, благодаря которой вы получаете доступ к управлению транспортом.
Эта карточка, похожая на водительские права — своего рода персонифицированный ключ, который изготавливается в единичном экземпляре. Водитель, который получает такую карту для тахографа, может пользоваться ей 3 года.
Таков срок действия карты с СКЗИ. Использование карт с истекшим сроком действия недопустимо.
В случае кражи или утери карты водителя, нужно написать заявление о случившемся по месту выдачи карты. Недопустимо передавать карту третьим лицам для использования.
В случае, если водитель будет управлять транспортом с чужой картой водителя в тахографе, подобное нарушение будет приравнено к управлению автомобилем без карты. Такие действия считаются противозаконными, налагают ответственность на обе стороны и влекут за собой наложение штрафов.Карта СКЗИ у водителя всегда должна быть при себе, предоставить ее нужно по требованию уполномоченной инспекции. Водитель обязан производить выгрузку данных, этот процесс крайне прост и занимает менее минуты. Распечатать, скопировать данные с карточки может водитель и любой сотрудник, имеющий полномочия.
У одного водителя должна быть только одна карта. В случае необходимости замены карты СКЗИ, водитель должен пройти процедуру деактивации, а затем оформить карту с индексом замены.
Замена карты СКЗИ
Замена карты требуется в следующих случаях:
- истек срок действия карты водителя;
- при наличии дефекта карты,
- карта водителя работает со сбоями;
- при порче, утере, краже карты;
- изменились персональные данные держателя. Срок действия карты — 3 года, по истечении срока ее заменяют.
Карта тахографа: режим труда и отдыха
Как мы писали выше, благодаря тахографу, можно отследить режим труда и отдыха водителя. Как это происходит? Перед началом движения, водитель вставляет в тахограф свою карту водителя СКЗИ, происходит активация, тахограф записывает начало рабочего времени водителя, и транспортное средство может начинать движение. По нашему законодательству график работы и отдыха у водителей следующий:
- Рабочий день не может превышать 9 часов в сутки. Допускается переработка на 1 час дважды в неделю.
- Время непрерывной поездки составляет 4 часа 30 минут, затем следует 45-минутный перерыв, после которого авто может проехать еще 2 часа.
- Перерыв на обед обязателен и длится от 30 минут до 2 часов.
- 56 часов – это то время, которое водитель может провести за рулем в течении недели.
- Выходной между сменами должен вдвое превышать отработанное время.
- Еженедельно водитель должен отдыхать двое суток.
Исключения и дополнения: может ли водитель ехать более 9 часов при срочной доставке груза? Да, допускаются отклонения от установленного режима труда и отдыха водителя, при следующих условиях:
- Срочная междугородняя доставка груза / пассажиров в условиях, когда нет возможности для полноценного отдыха.
- Маршрутный рейс, предусматривающий четкие сроки прибытия и убытия ТС.
- Почтовая доставка, работа на автомобиле скорой помощи, работа на автомобиле МЧС. (Собственно, любой водитель государственных структур при необходимости может быть задействован в поездах, предусматривающих превышение нормальной продолжительности трудового дня.)
Работа по тахографу для двух водителей
Для доставки груза на дальние расстояние довольно часто используют двух водителей. Такие требования бывают при срочной доставке груза, в целях безопасности, более эффективного использования ТС и по ряду других причин. Для такой командной работы необходим тахограф, предусматривающий одновременное использование двух карт водителей с СКЗИ.
Интересный нюанс: режим ОТДЫХ на тахографе можно установить только тогда, когда автомобиль полностью прекращает свою работу.
Остановили ТС, выключили двигатель – ставьте режим «Отдых». Если автомобиль движется, считается, что работают оба водителя. Поэтому, пока один находится за рулем, его коллега должен указать «прочие занятия». При смене водителей нужно поменять местами кассеты.
Общая смена длится тридцать часов, из них 21 час – на движение и 9 часов на остановку.
Вся сложность в том, что в движении все равно нельзя провести больше 18 часов (по 9 на каждого), а оставшиеся 3 – это время, предназначенное на ПРР, ремонт и другие обязанности водителей.
Где и как сделать карту водителя для тахографа СКЗИ?
Карта водителя СКЗИ требуется не для всех водителей грузового транспорта. Например, отдельные категории ТС не требуют установки тахографа, а следовательно, карта для тахографа тоже не нужна.
Сделать (оформить) карту водителя для тахографа с блоком СКЗИ могут водители с правами категорий: С, D, E. В случае, если максимальный разрешенный вес транспортного средства не превышает 7,5 тонн, карту водителя можно оформить с 18 лет.
Для управления остальными транспортными средствами карту водителя можно оформить с 21 года.
В случае, если карта водителя для тахографа нужна для перевозки пассажиров, помимо возраста необходим опыт работы на грузовом транспорте не менее 1 года.Оформить карту водителя для организаций, а также для частных лиц можно только в сертифицированных сервисных центрах! Эти центры должны быть аккредитованы, иначе ни тахографы, ни карты водителя, установленные и купленные у них, не будут считаться установленными в рамках закона.
Говоря простым языком, пренебрежение этими условиями сводит на нет ваши старания. То есть, если вы устанавливаете тахограф у «первых встречных», это равнозначно тому, что у вас его нет.Перечень лицензированных организаций находится здесь.
у организации должна быть аккредитация, устройство клеймят и калибруют.
Карта водителя для тахографа СКЗИ документы
Какие документы нужны для получения карты водителя для тахографа с СКЗИ:
- паспорт с пропиской;
- копия водительского удостоверения;
- черно-белая фотография 3,5*4,5 (фон должен быть белым);
- справка с места работы;
- СНИЛС;
- ОГРН работодателя;
- если карту украли, предоставляется справка о краже.
Оформление карты водителя для тахографа онлайн
Также карту можно оформить через госуслуги, онлайн.
У официальных и аккредитованных ресурсов по оформлению тахографических карт предусмотрен онлайн сервис для тех клиентов, которые не располагают временем приезжать в офис (например, территориальная удаленность от сервисных центров).
Интернет-ресурс предоставляет бланки заявлений и образцы заполнения. Для получения карты нужно пройти процедуру регистрации на сайте, указать номер телефона, заполнить форму заявки. Подобного рода анкеты индентичны по содержанию.
Клиент указывает личные и свои контактные данные, реквизиты для выставления счета. Также нужно указать, какая карта нужна: СКЗИ или ЕСТР. Затем система запрашивает скан-копии документов. Сроки изготовления везде разные — 10-25 дней. Карта водителя с СКЗИ изготавливается немного дольше.
Стоимость карты СКЗИ
Сколько стоит карта водителя для тахографа? Стоимость изготовления карты для СКЗИ может варьироваться в пределах 2000—3000 рублей. Карты водителя для тахографа с ЕСТР обойдутся дороже: сумма варьируется от 3000 до 5000 рублей. Документы на выдачу карты водителя принимают по условию 100% предоплаты.
При заказе карты нужно обращать внимание: Какой тахограф установили на автотранспортное средство. Если водитель заказывает карту дистанционно, может понадобиться подпись на отдельном чистом листе бумаги (черно-белый скан подписи держателя карты на белом фоне). Заполнили анкету, прислали данные, оплатили заказ? Ожидайте.
Скоро Вы получите свою карту.
Источник: https://ne-ati.ru/karta-voditelya-dlya-tahografa-szki/
Какой тахограф ставить: с блоком СКЗИ или без
23 Апрель 2018 Администратор страница » Статьи 1749
Тахограф — это устройство контроля скорости и пройденного транспортным средством пути, режимов труда и отдыха водителя.
Цифровой тахограф является новой вехой в тахографии. Он является гораздо более совершенным и актуальным средством, нежели его аналоговые (шайбовые) предшественники.
Устройство имеет систему самодиагностики и защиты сигнала, из-за этого практически исключаются любые манипуляции с ним, такие, как отключение тахографа, подмотка пробега и прочие методы сокрытия возможных огрехов в работе.
Блок СКЗИ в тахографе, его назначение, нормативное регулирование
Несмотря на и без того почти стопроцентную невозможность незаметно вмешаться в работу прибора, российские законодатели решили пойти еще дальше и издали новую норму (Приказ Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года), согласно которой транспортные средства, выполняющие рейсы на территории Российской Федерации, должны быть дополнительно оборудованы блоком СКЗИ (средство криптографической защиты информации). Другое название — НКМ (навигационный криптографический модуль).
Блок СКЗИ (НКМ) тахографа — это небольшой корпусный элемент (прямоугольная коробочка) с интерфейсным выходом и разъёмом для подключения антенны, для работы с сигналами глобального позиционирования ГЛОНАСС, который монтируется в верхнюю часть тахографа. Блок СКЗИ оснащен энергонезависимой памятью, и специальным процессором, который криптографически шифрует и дешифрует информацию.
Встает закономерный вопрос, для чего нужен блок СКЗИ в тахографе? Основное назначение этого модуля — шифрование данных и идентификация цифровой подписи.
Защита данных в этом случае максимальная, что позволяет использовать их в качестве доказательств в различных спорных ситуациях: при разборе ДТП, в суде и пр.
Отдельно его приобрести и установить невозможно, придется покупать новый тахограф с уже предустановленным модулем СКЗИ.
С 1 января 2018 г. вопрос, какой тахограф ставить — с СКЗИ или без, уже не стоит: все автомобили, участвующие в коммерческих перевозках на территории России, должны иметь на борту прибор с СКЗИ. Исключение составляют только автобусы и грузовые автомобили, занятые в международных перевозках: они должны быть оснащены тахографами европейского типа.
Сложности, связанные с тахографами с СКЗИ
Вступление в силу Приказа Минтранса привнесло ряд трудностей для автотранспортных предприятий и частников, зарабатывающих коммерческими перевозками:
- Во-первых, производство и работа с модулями СКЗИ (а также лицензирование) контролируется ФСБ РФ. Поэтому недостаточно просто пойти и купить тахограф с блоком СКЗИ. Чтобы его активировать, необходимо обращаться в Федеральную Службу Безопасности с просьбой выдать ключ активации. Это процедура может увеличивать срок установки тахографа. Кроме того, у мастерской должна быть специальная лицензия на проведение такого рода работ. Стоит она 85 тысяч, и не все автосервисы могут себе позволить такие траты, поэтому возможна очередь на проведение установки и активации тахографа с СКЗИ.
- Во-вторых, при выходе из строя или повреждении тахографа с СКЗИ нельзя просто взять и переставить другой прибор на ТС, т.к. блок СКЗИ и машина представляют неделимое целое (при установке в СКЗИ вносятся данные конкретного авто и его владельца). Соответственно, на время ремонта автомобиль будет простаивать. Также машину с тахографом с СКЗИ сложно продать, т.к. при смене владельца придется менять и сам блок НКМ, а это лишние траты на покупателя.
- В-третьих, срок действия блока СКЗИ тахографа составляет 3 года (из-за большого количества данных, на нем хранящихся). Поэтому по прошествии этого времени модуль нужно менять, а это очень небюджетно: стоимость тахографа с блоком составляет от 35 до 55 тысяч рублей. Поменять только модуль можно на пару тысяч дешевле, что не упрощает ситуацию — многие автовладельцы и автотранспортные предприятия предпочитают менять все вместе с тахографом. К слову, срок действия тахографа без блока СКЗИ неограничен, и прибор мог использоваться, пока находится в исправном состоянии и соответствует законодательству.
Чем не устраивали обычные цифровые тахографы без СКЗИ, непонятно, ведь функционально никаких различий вообще нет. Единственное отличие тахографа с СКЗИ — это шифрование данных, хранящихся в приборе, особым способом. Никаких других логических или технических оснований для предпочтения самописца с СКЗИ нет.
Создается впечатление, что это просто законный способ выкачивания лишних денег из населения, ведь в Европе до сих пор не брезгуют даже аналоговыми тахографами
Источник: https://prosamit.ru/stati/otlichitelnye-harakteristiki-tahografov-s-skzi.html
Все, что нужно знать о тахографах с блоком СКЗИ | Региональный Центр Тахографии
» Статьи » Все, что нужно знать о тахографах с блоком СКЗИ
Контрольное устройство дает возможность следить за транспортным средством, получая данные о скорости его передвижения, режимах водителя и основных параметрах автомобиля.
Европейский прибор представляет собой электронно-механический аппарат.
Отечественные производители усовершенствовали тахограф и сделали его цифровым, добавив в комплектацию специальный блок СКЗИ, который обеспечивает защиту сведений, хранящихся в памяти оборудования.
Многие недобросовестные водители пытались изменить данные прибора, подкорректировать их и обмануть устройство.
Подобные действия были возможны, когда на машину было разрешено устанавливать аналоговые модели с бумажными дисками, на которых фиксировалась информация об автомобиле, его передвижении и соблюдении сотрудником транспортной компании режимов труда и отдыха.
Монтаж контрольных приборов с блоком СКЗИ полностью изменил ситуацию: теперь любое вмешательство владельца в работу прибора остается в его памяти и может стать доказательством противоправных манипуляций.
Что такое тахограф СКЗИ?
Блок СКЗИ еще называют навигационным криптозащитным модулем. Это специальная программа, которая отвечает за шифрование и последующую расшифровку данных. Доступ к информации обеспечивает цифровая подпись. Информация надежно защищена: водитель не может отредактировать ее или удалить данные без дешифровки сведений.
Как выглядит криптопроцессор? Это коробочка небольших размеров, которая снабжена входом для антенны. Данный прибор может устанавливаться во все цифровые контрольные устройства. которые допущены к использованию на территории Российской Федерации. Список видов и моделей, отвечающих требованиям к оборудованию, устанавливаемому на ТС, находится на официальном сайте ФБУ Росавтотранс.
Блок нельзя доставать, переставлять в другой тахограф. Производить любые операции с ним имеет право только сотрудник мастерской, имеющей лицензию ФСБ на осуществление технического обслуживания и ремонт подобных устройств.
В состав прибора входят:
- контроллер;
- криптографический сопроцессор;
- часы;
- микросхема NVRAM;
- датчик ускорения (акселерометр).
Основные функции тахографа с блоком СКЗИ
Устройство осуществляет проверку секретных ключей, используемых при передаче сведений.
Специальная программа обеспечивает шифровку поступающей информации и связывает поступающие сведения с временем и координатами.
Криптозащитный модуль сохраняет архив и проверяет данные, позволяющие получить доступ к нему (цифровую подпись).
Блок защищает от удаления и корректировки следующую информацию:
- название организации производителя;
- адрес изготовителя;
- номер НКМ;
- дату введения устройства в эксплуатацию и т.д.
Блок СКЗИ необходимо менять каждые 3 года – таков срок действия электронной подписи.
Блок НКМ и контрольное устройство нельзя разделять. Возможно использование прибора только на одном транспортном средстве. Дело в том, что во время активации данные автомобиля заносятся в память программы. В случае неисправности старого оборудования, СКЗИ нельзя установить заново в другую машину – для этого потребуется специальный документ – лицензия ФСБ.
Активация: основные правила
Эту процедуру имеют право проводить только сотрудники мастерских или сервисных центров, занимающихся обслуживанием тахографов. Допуску к работе специалистов предшествует подготовка. Производить монтаж и настройку могут организации, попавшие в перечень компаний, осуществляющих установку, проверку и ремонт контрольных устройств.
Какие этапы включает в себя процедура активации криптозащитного модуля:
- Сразу же после оснащению кабины автомобиля тахографом, мастер получает доступ к прибору, используя специальную карту, которая выдается работникам организаций, производящих техобслуживание. На этот носитель переносится ключ НКМ. После он считывается программой, попадая в кардридер.
- Затем работник получает индивидуальный код активации.
- Заключительный этап калибровки: сотрудник мастерской помещает карту в слот контрольного устройства и производит необходимые действия. Настройка завершается.
- После установки на машину цифрового прибора с НКМ, собственнику ТС необходимо получить Лицензию ФСБ.
- Каждые 3 года следует проводить процедуру калибровки, менять криптопроцессор и вновь активировать его.
- Если транспортное средство продается, его владелец должен произвести демонтаж устройства и утилизировать его.
Следует помнить и о том, что установке на автомобили компании цифровых тахографов с блоком СКЗИ предшествует подготовка помещений, внедрение новых программ и т.д. Стоимость такого прибора составляет около 35 000 рублей.
Источник: http://rctahograf.ru/takhograf-s-blokom-skzi/
Тахограф c СКЗИ что это и в чем отличие от ЕСТР?
\ Статьи \ Тахограф c СКЗИ
Тахограф c СКЗИ – это бортовой самописец, оснащенный модулем защиты информации. Все данные, зафиксированные таким тахографом, остаются неизменными,Одной из двух разновидностей тахографического оборудования и потому могут обладать доказательной силой при решении спорных вопросов, либо при судебных разбирательствах.
Одной из двух разновидностей тахографического оборудования, разрешенных к эксплуатации на территории РФ на сегодняшний день является именно тахографы СКЗИ. Помимо таких самописцев разрешается использование тахографов ЕСТР, у которых защита данных обеспечивается согласно европейским стандартам тахографии.
Устройство тахографа с СКЗИ
Еще сравнительно недавно были возможны установка и использование аналоговых (шайбовых) самописцев. Также на машинах мог быть установлен цифровой тахограф без СКЗИ – его эксплуатация тоже допускалось.
Сегодня же наличие этого элемента является обязательным, потому и водителям, и руководителям транспортных департаментов стоит разобраться, что такое блок СКЗИ тахографа и как он функционирует.
СКЗИ — это система криптографической защиты информации. Также шифрующее устройство могут называть навигационным модулем криптозащиты (НКМ). Модуль блока СКЗИ встраивается в тахограф. Основные элементы модуля:
- блок памяти (способен сохранять информацию без источника энергии);
- управляющую систему;
- ГЛОНАСС-приемник;
- хронометр;
- акселерометр.
Средство криптографической защиты работает под управлением микропроцессора и при необходимости может функционировать автономно, питаясь от резервной батареи.
Функции блока НКМ с криптографической защитой
Блоки СКЗИ/НКМ совместимы с современными цифровыми тахографами, использование которых разрешено на территории РФ. Подобными устройствами оснащаются на заводе изготовителе тахографы АТОЛ Drive, Меркурий TA-001, Касби ДТ 20М и др. Наличие блока СКЗИ обеспечивает:
- Хранение информации в тахографе в зашифрованном виде.
- Возможность использования уникальных ключей (цифровых подписей) для дешифровки данных.
- Защиту зафиксированных данных от изменения.
Сохранность данных обеспечивает регулярная замена блока СКЗИ.
Это значит, что защитный модуль, установленный на заводе, активируется при первичном монтаже тахографа, после чего раз в три года устройство меняется на новое с обязательной активацией.
Все эти работы могут выполняться только в сервисных центрах (мастерских), имеющих соответствующее разрешение. Также блок СКЗИ нужном менять и при смене владельца авто, либо при внесении изменений в регистрационные данные.
Тахографы СКЗИ и ЕСТР: в чем отличия?
Как было отмечено выше, сегодня для перевозок внутри России разрешено использование тахографов двух типов — с НКМ/СКЗИ и ЕСТР. Отличия между ними существенны:
- СКЗИ – отечественная криптографическая разработка. Тахографы с таким блоком могут использоваться только на территории РФ. Выезд ТС, оборудованного тахографом СКЗИ, не допускается не только в страны ЕС, но и на территорию Беларуси или Казахстана.
- ЕСТР – тахограф соответствующий «Европейскому соглашению, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки». Тахографы ЕСТР устанавливаются на ТС, участвующие в перевозках как в другие страны, так и внутри России, при условии наличия разрешения на международные перевозки.
Есть различия и в способе защиты информации:
- В европейской тахографической системе также присутствует элемент шифрования, но не в тахографе, а в датчике скорости, который снимает показания о скорости транспорта. Данные в тахографе ЕСТР хранятся в течение 90 дней, затем их необходимо выгружать.
- В контрольных устройствах с СКЗИ информация, поступающая от датчиков, вначале попадает в блок криптозащиты, затем шифруется и в дальнейшем хранится в зашифрованном виде. При плановом обслуживании проводится замена блока СКЗИ целиком.
При эксплуатации транспортных средств нужно учесть еще и то, что тахографические карты СКЗИ не подходят для самописцев ЕСТР и наоборот. Про отличие карт Вы можете прочитать в статье.
Потому, если на предприятии есть машины, оборудованные тахографами обоих типов, водителям может понадобиться изготовление двух разных карт.
Установка тахографов СКЗИ и замена НКМ
Если вам нужно установить тахограф или выполнить замену модуля СКЗИ в Санкт-Петербурге – вам стоит обратиться в нашу компанию:
- У нас есть все разрешения, необходимые для выполнения такого вида работ.
- Замена блока, его калибровка и последующая активация будут выполнены в кратчайшие сроки.
- Также наши специалисты обеспечат соблюдение юридических формальностей, что позволит вам успешно эксплуатировать ТС с обновленным блоком защиты.
Источник: http://EraGlonass.ru/taxograf-c-skzi/
Различия тахографов. СКЗИ или ЕСТР: какой выбрать
Обязательность требования установки тахографов на транспортные средства уже несколько лет является серьезной проблемой, особенно, для транспортных компаний. Когда речь идет об оснащении телематическими устройствами десятков, сотен автомобилей, вопрос выбора между системами СКЗИ или ЕСТР актуален. Экономия может измеряться миллионами рублей.
Технические различия
- ЕСТР – европейский стандарт тахографии. С юридической точки зрения он опирается на требования международного стандарта качества ISO.
Международное соглашение на использование технологии ЕСТР было подписано представителями большинства европейских стран, в 1978 году (Россия присоединилась к соглашению позднее). Таким блоком оснащены тахографы европейского производства.
- Блок СКЗИ – отечественная разработка для внутреннего рынка.
Вывоз такого тахографа за пределы РФ (даже в страны Таможенного союза) запрещен. Блок СКЗИ представляет собой накопительное устройство с функцией криптозащиты информации от внесения изменений. Хранится она в течение всего периода эксплуатации устройства.
Достоинства и недостатки тахографов разных типов оцениваются по нескольким параметрам. Причем водительские карты евро-образца нельзя использовать для тахографа СКЗИ. И наоборот: карты водителя СКЗИ не пригодны для установки в ЕСТР.
Транспортным компаниям желательно использовать тахографы одного типа на всех автомобилях. Иначе на каждого водителя придется делать по две карты. А это двойные затраты.
Стоимость установки и эксплуатации
Еще пять лет назад тахографы ЕСТР считались более экономичными, чем оборудование с блоком СКЗИ. К 2016 году цены в магазинах подравнялись. Средняя стоимость первой разновидности – 25-30 тысяч рублей, второй – 27-35 тысяч.
Причем для европейского стандарта обязательно требование установки датчика скорости. Обходится он в 5-7 тысяч рублей. Для российских приборов с блоком криптозащиты эти затраты обязательными не являются. Расчет скорости выполняется по спутниковым данным ГЛОНАСС.
Тахограф ЕСТР несколько более выгоден в обслуживании. Блок СКЗИ раз в три года подвергается замене. Стоимость операции: 13-15 тыс. рублей + 2,5 тыс. рублей за калибровку. Обслуживание евро-тахографа обходится только калибровкой.
Правда, выполнять ее следует один раз в два года, а не в три, как СКЗИ. Незначительная, на первый взгляд, разница на выходе дает увеличение затрат на 50% и «выпадение» каждой машины на один лишний рабочий день в течение двух лет.
С учетом прибыли, которую приносит компании каждое ТС, разница в стоимости ТО уже не выглядит существенной.
Водительские карты
У водительских карт для тахографов также есть различия:
- визуальные отличия карт водителя (шрифты, водяные знаки разных видов);
- для карт тахографов с СКЗИ в качестве дополнительной меры защиты предусмотрен PIN-код, у карт ЕСТР его нет;
- карты СКЗИ и ЕСТР различаются информацией на микрочипах, именно поэтому использование карт одного типа для тахографов другого невозможно.
В порядке оформления водительских карт также существуют различия.
Во-первых, карты СКЗИ дешевле. «Ключ» к тахографу российского стандарта обходится приблизительно в 2,5 тыс. рублей. «Евро» — 3,5 тыс. рублей.
Во-вторых, срок изготовления карты ЕСТР вдвое дольше. Отечественный вариант компании придется ждать не более 10-12 рабочих дней (обычно, меньше) до возможности вывода вновь принятого водителя на рейс. Производство карт евро-стандарта длится 21 рабочий день. То есть между приемом водителя на работу (и необходимостью платить ему зарплату) и фактическим ее началом проходит месяц.
Степень защиты
Более защищенным от внесения изменений в показания считается тахограф стандарта ЕСТР. Шифрующим устройством у него является датчик скорости.
Он кодирует информацию и отправляет на хранение в память устройства «в готовом виде».
Установка подмоток и прочих устройств обмана системы вразрез сигнала от датчика скорости может быть обнаружена при проверке (нестабильные показания, наличие ошибок). А это чревато штрафом.
Устройство тахографов с блоком СКЗИ таково, что шифрование сигнала происходит в самом блоке криптозащиты. Имеющаяся там информация хорошо защищена от взлома, но вот исказить поступающую в него информацию значительно проще. Именно на этом принципе основана работа подмоток для тахографа. Поэтому их эффективность значительно выше.Какая из разновидностей будет пользоваться преимуществом – решать пользователю. С одной стороны, можно «сэкономить» на штрафах за превышение скорости и нарушении режимов работы водителей, с другой – выше риск обмана со стороны сотрудников – накрутки пробега, слива топлива, выполнения «калымов» за счет основной работы.
Юридические аспекты
Выбор как таковой между стандартами СКЗИ и ЕСТР был актуален для компаний до 2014 года. В настоящее время порядок использования тахографов регламентируется Приказом №36 Министерства транспорта России.
В соответствие с ним, все транспортные средства, предназначенные для работы на территории РФ, должны быть обеспечены тахографами с блоком СКЗИ. Европейский стандарт применяется только для ТС, выезжающих за рубеж.
Блок криптозащиты находится в юрисдикции ФСБ, поэтому его перемещение в сопредельное государство приравнивается к разглашению государственной тайны и преследуется в соответствие с УК РФ.
С 2014 года право на использование тахографов ЕСТР сохраняется только для компаний, в документах которых есть пометка о праве на международные перевозки. Если компания меняет профиль (уходит с международного транспортного рынка), тахографы всех ее ТС подлежат замене.
Замена тахографа предстоит компании и в том случае, если приобретается ТС зарубежного производства, на которые заводом установлены тахографы, тип которых не соответствует требованиям приказа №36 Минтранса.
Независимо от типа установленного тахографа, главное – его назначение: минимизация нарушений ПДД, ненормированных графиков труда водителей и повышение общей безопасности междугородных перевозок. Строгое соблюдение требований законодательства РФ – гарантия успешной работы на рынке транспортных услуг.
Источник: http://postebor.ru/taxografy/taxograf-skzi-ili-estr-kakoj-vybrat/
Установка тахографов СКЗИ, ЕСТР в Москве и области
Стоимость установки тахографа зависит от:
— марки ТС, модели ТС, года выпуска, заводской комплектации автомобиля
— состояния электрооборудования на автомобиле,
— наличия тахоподготовки на транспортном средстве
Работы проводимые при установке цифрового тахографа:
- Установка тахографа на приборной панели ТС (согласно Правил оснащения ТС – в зоне доступности водителя);
Тахограф должен быть установлен в зоне видимости водителя. Установочное место для тахографа имеет формат 1DIN. В случае отсутствия штатного места для установки тахографа, такое место необходимо оборудовать. В большинстве случаев устанавливается пластиковый кожух, фабричного исполнения.
- Прокладка питающего кабеля от источника питания до места установки тахографа;
Питание тахографа обеспечивается таким образом, чтобы исключить возможность отключения тахографа. Отключение допускается только при проведении ремонта автомобиля, в большинстве случаев при этом отключается аккумуляторная батарея транспортного средства.
Кабель для подключения тахографа прокладывается в защитном пластиковом, гофрированном рукаве. Для обеспечения стабильной работы тахографа рекомендованное сечение кабеля для питания тахографа составляет 0,75кв/мм. Концы кабеля обжимаются клеммами специальным инструментом. Не допускается установка на «скрутках».
Питающие линии защищены плавкими предохранителями номиналом 5А.
- Прокладка сигнального кабеля до датчика скорости;
Сигнальный кабель прокладывается от датчика скорости до тахографа. Изготавливается из кабеля марки ПВС 4х0,75 кв/мм (предназначен для использования на открытых участках и имеет двойную изоляцию). При необходимости стыковки двух и более отрезков, стыки выполняются с применением специальных разъемов, позволяющих произвести пломбирование стыка.
На некоторых автомобилях информация с датчика скорости не соответствует требованиям тахографа (форма сигнала или частота импульсов). В таких случаях требуется замена датчика на подходящий аналог.
- Согласование коэффициентов скорости спидометра с тахографом;
На многих современных автомобилях указатель скорости, как и счетчик суточного и общего пробега в своей работе используют данные полученные от системы АБС. Тахограф получает данные о пробеге от датчика скорости и системы ГНСС.
Наличие допустимой заводской погрешности в работе системы спидометра (до 10%) часто приводит к образованию разницы в показаниях общего пробега автомобиля на одометре и тахографе. Для предотвращения такой ситуации необходимо проводить калибровку оборудования.
В некоторых случаях требуется замена спидометра автомобиля.
- Активация Блока СКЗИ/НКМ тахографа;
Активация производится на специализированных автоматизированных рабочих местах (АРМ) оборудованных в тахографических мастерских, работающих с тахографами с блоком СКЗИ и имеющими Лицензию ФСБ России на соответствующий вид деятельности. АРМ активации представляет собой персональный компьютер, подключенный к серверам ФБУ «Росавтотранс» по защищенным каналам связи.
Имеет в своем составе устройство для чтения смарт-карт. Оператор АРМ вносит данные о собственнике транспортного средства и о самом транспортном средстве в электронную анкету на АРМ. После этого сформированную и записанную анкету оператор вставляет в тахограф.
Блок СКЗИ, установленный в тахографе производит подпись данных на анкете и передает свой уникальный номер на карту мастерской. Оператор переносит карту мастерской в устройство для чтения смарт-карт на АРМ. Проверяет внесенные в анкету данные и отправляет электронный запрос для формирования сертификата электронно-цифровой подписи тахографа на сервер ЗАО «Атлас–карт».
На данном этапе активации происходит проверка данных предоставленных оператором АРМ. Проверяются такие параметры как уникальность номера тахографа и его наличие в перечне ФБУ «Росавтотранс», уникальность номера СКЗИ/НКМ и его наличие в перечне ФБУ «Росавтотранс» с привязкой именно к данному тахографу, отсутствие ранее установленного тахографа с СКЗИ на данный автомобиль.
После проведения проверки формируется сертификат электронно-цифровой подписи блока СКЗИ тахографа. По защищенному каналу связи сертификат направляется на АРМ мастерской, на котором был сформирован запрос на активацию СКЗИ. Оператор АРМ переносит с помощью карты мастерской данный сертификат в тахограф.
Срок действия сертификата ЭЦП для блока СКЗИ составляет три года с момента его издания. Именно этим и обусловлен срок замены самого блока СКЗИ. После этого, тахограф считается активизированным, а СКЗИ активированным.
- Опломбирование тахографа и цепи подключения в целях исключения несанкционированного вмешательства в работу тахографа;
- Оформление Акта ввода в эксплуатацию контрольного устройства;
- По результатам установки выдается сертификат и устанавливается калибровочная табличка ТС.
Какой тахограф установить на автомобиль?
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ!?
ЗВОНИТЕ +7(495)664-45-41
Источник: https://www.mostaho-tachograph.ru/katalog/ustanovka-tahografov/
Тахографы с СКЗИ и без СКЗИ. Отличия приборов и закон
Автомобили могут оснащаться тахографами с СКЗИ и без СКЗИ, т.е. оборудованными и не оборудованными криптографическими модулями, либо же тахографами ЕСТР, соответствующими требованиям европейских нормативных актов. При наличии криптографического модуля данные, поступающие в самописец, подвергаются шифрованию, при его отсутствии – информация записывается в память в неизменном виде.
При этом отличия тахографов с СКЗИ и без СКЗИ заключаются не только в наличии модуля криптозащиты данных, но и в допустимости их эксплуатации на автомобилях, осуществляющих рейсы на территории РФ. Именно поэтому так важно знать нормативные требования к установке тахографов на транспортные средства, а также досконально разбираться в принципиальных отличиях приборов разных типов.
Основные типы тахографов
Когда возникает необходимость оборудования автомобиля контрольным прибором, регистрирующим параметры движения, приходится решать, какой тахограф ставить — с СКЗИ или без? Для ответа на этот вопрос следует изучить и конструктивные особенности таких приборов, и нормативные требования.
Типы тахографов по характеристикам
Тахографы – бортовые самописцы, которые в автоматическом режиме регистрируют основные параметры движения ТС и работы/отдыха водителя – могут отличаться по своей конструкции. Основными разновидностями являются:
- Аналоговые (шайбовые) тахографы (Запрещены для внутрироссийских перевозок с 01.07.2016. Разрешены только для ЕСТР)
- Устройства европейского образца (соответствуют требованиям ЕСТР). Предназначены для контроля движения ТС, выполняющих международные рейсы.
- Контрольные приборы без СКЗИ. Не оборудуются модулем криптозащиты информации, что накладывает ограничение на их эксплуатацию в пределах РФ (Не соответствуют 36 приказу Минтранса).
- Устройства с СКЗИ. Оснащаются блоком криптографической защиты, что позволяет использовать их при коммерческих перевозках (грузовых либо пассажирских) на территории РФ.
Тип контрольного устройства, установленного на автомобиле, определяет, какую карту нужно использовать для тахографа. При работе с бортовыми самописцами применяются:
- Карты для тахографов ЕСТР.
- Карты для цифровых устройств без модуля СКЗИ/НКМ.
- Карты для тахографов с СКЗИ.
Тахографические ключ-карты для устройств разных типов не являются взаимозаменяемыми. Т.е.
если водитель выполняет рейсы и на территории РФ на одном автомобиле, а в странах ЕС на другой машине, то ему необходимо иметь две индивидуальные тахокарты: для самописцев с СКЗИ и ЕСТР.
Важно понимать, что два тахографа устанавливать на одном транспортном средстве нельзя, так же, как и выезжать за пределы РФ с прибором с блоком СКЗИ.
Блок СКЗИ в цифровых тахографах
Ключевым элементом, определяющим функциональность тахографа и возможность его использования при коммерческих перевозках на территории РФ, является блок СКЗИ:
- Аббревиатура в названии расшифровывается как «система криптографической защиты информации». Другое название устройства – «навигационный криптографический модуль» (НКМ).
- По сути, модуль СКЗИ представляет собой блок энергонезависимой памяти, оснащенный собственным ПО. Программная часть модуля отвечает за шифрование информации, поступающей в бортовой самописец от периферических устройств.
- Данные защищаются специализированной цифровой подписью. Это гарантирует невозможность их несанкционированного изменения и удаления.
Таким образом, наличие в тахографе модуля СКЗИ обеспечивает юридическую значимость зафиксированных контрольным устройством данных. Это позволяет использовать эту информацию при решении любых спорных вопросов — в том числе в ходе судебных разбирательств.
Особенности конструкции и активации блока СКЗИ
Сам блок СКЗИ представляет собой компактное устройство, которое устанавливается в специальное гнездо тахографа и подключается к навигационной антенне. Внутри устройства находятся:
- контроллер;
- часы;
- акселерометр;
- криптографическое устройство;
- ГЛОНАСС-приемник;
- энергонезависимая память;
- автономный источник питания.
Для установки и активации блока СКЗИ необходимо обратиться в специализированный сервисный центр, получивший разрешение на выполнение таких операций от государственных органов (Минтранс и ФСБ РФ).
После установки блок СКЗИ в обязательном порядке подлежит активации. Эксплуатация тахографа с не активированным криптографическим модулем приравнивается к управлению автомобилем без устройства.
Периодически (раз в 3 года) модуль СКЗИ требует замены. Также криптографический модуль меняют:
- При выходе из строя модуля или самого тахографа;
- При изменении регистрационных данных владельца ТС или передаче ТС другому владельцу.
- При смене информации о транспортном средстве.
Отличия тахографов с блоками СКЗИ/НКМ и без них
Как определить – тахограф с СКЗИ или без этого блока установлен на автомобиль? Этим вопросом задаются многие автовладельцы, поскольку нормативная база строго регламентирует эксплуатацию контрольных устройств обоих видов.
Есть несколько отличительных признаков:
- В монтажном отсеке, который обычно расположен в верхней части самописца, должен быть установлен небольшой модуль.
- На тахографической карте должна присутствовать голографическая наклейка.
- На распечатке технических данных устройства должен присутствовать номер модуля СКЗИ/НКМ.
Обратите внимание! Именно последний признак является самым важным, поскольку он позволяет определить не только наличие модуля, но и то, был ли блок СКЗИ правильно подключен и активирован.
Закон для тахографов с СКЗИ
Согласно действующему законодательству, срок действия тахографов без блока СКЗИ на территории РФ уже подошел к концу. Приказ №273 Минтранса РФ от 21 августа 2013 г. содержит следующие требования:
- Все транспортные средства, для которых наличие бортовых самописцев обязательно (а это ТС, относящиеся к категориям М2, М3, N2, N3) и осуществляющие коммерческие рейсы на территории РФ, на 1 января 2018 года должны быть оснащены контрольными приборами с модулем СКЗИ, советующими требованиям приказа № 36 Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г.
- Тахографы, соответствующие требованиям Постановления Правительства РФ № 720 (т.е. не имеющие модуля СКЗИ) подлежат замене — с начала 2018 года их эксплуатация не допускается.
- Исключение составляют автомобили с тахографами ЕСТР, имеющие карту допуска для осуществления международных грузопассажирских перевозок автомобильным транспортом.
Штрафные санкции
Как таковой штраф за использование тахографа без СКЗИ в законодательной базе не предусмотрен. Но, согласно действующим нормам (Ст. 11.23 КоАП РФ) отсутствие модуля криптозащиты в тахографе означает несоответствие самописца требованиям законодательства. В этой ситуации действуют те же штрафные санкции, что и при эксплуатации ТС без тахографа:
- для физических лиц – от 1 до 3 тыс. рублей.
- для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. рублей.
Наличие штрафных санкций – еще одна причина, по которой следует отличать тахографы с СКЗИ и без СКЗИ и выполнять своевременное переоборудование транспортных средств соответствующими контрольными устройствами.
Для замены блока СКЗИ и его активации в Санкт-Петербурге или области вы можете обратиться в нашу компанию – это позволит вам соблюсти все законодательные требования, сведя к минимуму временные и финансовые затраты.
Источник: http://MotusLTD.ru/stati/tahograf-s-skzi-i-bez/