+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ и 94-ФЗ, контракта от договора

Содержание

Чем отличается 44‑ФЗ от 223‑ФЗ?

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ и 94-ФЗ, контракта от договора

Статья актуальна на 1 июля 2019

Объем 44-ФЗ в 10 раз больше, чем 223-ФЗ. Более строгий 44-ФЗ подробно объясняет участникам правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя. Поэтому он подходит начинающим участникам, а 223-ФЗ — более опытным компаниям. Посмотрим подробнее, чем различаются эти два закона.

В чем принципиальное отличие?

44-ФЗ

Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.

223-ФЗ

Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.

Кто заказчик?

44-ФЗ

Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения

223-ФЗ

  • государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
  • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

Кто поставщик?

44-ФЗ и 223-ФЗ

Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

У каких участников приоритет?

44-ФЗ

  • субъекты малого предпринимательства,
  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

223-ФЗ

  • субъекты малого и среднего предпринимательства,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),

Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 18% совокупного годового объема договоров.

Способы закупок

44-ФЗ

Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.

  • открытые конкурсы
  • конкурсы с ограничением участия
  • многоэтапные конкурсы
  • закрытые конкурсы
  • закрытые конкурсы с ограничением участия
  • электронные аукционы
  • аукционы в закрытой форме
  • запросы предложений
  • запросы ценовых котировок

Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены.

223-ФЗ

В положении о закупке заказчик прописывает конкурентные и неконкурентные способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов предложений,
  • запросов котировок.

Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.

Закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше конкурентными закупками. 

На каких ЭТП заказчики проводят торги?

44-ФЗ

8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Аккредитацию на всех этих площадках автоматически дает регистрация в Единой информационной системе закупок. Регистрация бесплатна. 

223-ФЗ

Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою». На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.

Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми ЭТП госзакупок. 

Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах?

44-ФЗ

Квалифицированная электронная подпись (КЭП).

223-ФЗ

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП). 

Сроки подачи заявок

44-ФЗ

Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.

223-ФЗ

Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку.

Какую отчетность предоставляют заказчики?

44-ФЗ

Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:

  • документы о приемке работ,
  • по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.

223-ФЗ

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  • заключенных договоров,
  • договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  • заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.

До 1 февраля года следующего за отчетным заказчики размещают:

  • годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),
  • годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442). 

Обеспечение исполнения заявки и контракта

44-ФЗ

Обеспечение заявки

Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. Обеспечение заявки будет таким:

  • от 0,5 до 1 %, если НМЦ до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
  • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на спецсчет. Выбрать банк можно бесплатно в сервисе Контур.Спектр. 

Обеспечение контракта и гарантийных обязательств

Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.

Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

  • внести денежные средства на счет заказчика,
  • предоставить банковскую гарантию.

Для малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. Обеспечение не предоставляют те СМП, кто имеет опыт исполнения контрактов.

Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком (перечень банков опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru.

Стоимость участия

Победителю закупки нужно быть готовым отдать:

  • 1% от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей (без учета НДС).
  • 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (включая НДС), если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки. 

223-ФЗ

Обеспечение заявки

Заказчики не может требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. При НМЦ выше заказчик может установить размер обеспечения не больше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика.

Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика. 

Обеспечение контракта 

Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом (деньгами или банковской гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке. 

Стоимость участия 

В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки. В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие. 

Возможность изменения, расторжения контракта

44-ФЗ

Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя. 

223-ФЗ

Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках. 

Можно ли обжаловать действия заказчика?

44-ФЗ

Жаловаться можно, в законе прописан алгоритм действий. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.

223-ФЗ

Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

Рубрики: 44‑ФЗ 223-ФЗ Основы

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/67-44-or-223

Закупки по 44 фз и 223 фз: в чём разница? 2019 г

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ и 94-ФЗ, контракта от договора

1. 44-ФЗ и 223-ФЗ: различия закупочных процедур

2. Тендеры и электронные порталы торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

3. Таблица “Два режима закупок для бюджетных учреждений”

4. -инструкция “Сравнение 44 фз и 223 фз”

Федеральные законы, 44-ФЗ и 223-ФЗ, регламентируют значительный сегмент сферы тендеров и государственных закупок.

В данной статье мы научимся определять как сходства, так и различия между этими законодательными актами, а также чем государственная закупка по 44-ФЗ отличается от запроса по 223-ФЗ. Для сравнения мы выберем основные 15 критериев, по которым можно будет понять, как работают эти законы.

1. 44-ФЗ и 223-ФЗ: различия закупочных процедур

44-ФЗ регулирует порядок поставок ТРУ заказчикам внутри контрактной системы.

223-ФЗ регламентирует сферу закупок для государственных корпораций, естественных монополий и др..

Согласно 44-ФЗ заказчиками выступают:

1) федеральные, региональные и муниципальные властные ведомства;

2) государственные и муниципальные казенные учреждения;

3) бюджетные организации;

4) унитарные предприятия (в том случае, если контракт оплачивается из бюджетных средств).

Организовывать торги по 223-ФЗ могут:

1) предприятия, в которых доля государства в уставном капитале превышает 50 процентов;

2) естественные монополии;

3) бюджетные учреждения;

4) унитарные предприятия, делающие закупки на средства от грантов, либо в качестве субподряда, или на собственные денежные средства.

5) юридические лица, участвующие в инвестиционных проектах с бюджетом, превышающим 0,5 млрд. руб. при наличии государственной поддержки.

Возникли сложности с заполнением документов?

         Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат

Обратиться к специалистам

В сфере действия 44-ФЗ исполнителями являются юридические и физические лица, ИП. Заказчик в проектной документации тендера с социальной направленностью правомочен указать возможность заключения контракта с различными участниками торгов.

В торгах по 223-ФЗ могут участвовать также юридические и физические лица, ИП, а также коллективные участники совместных закупок.

44-ФЗ предписывает заказчикам не менее пятнадцати процентов годового объема закупок делать у структур УИС, обществ инвалидов, СМП и СОНКО.

По 223-ФЗ предоставляются преимущества СМП и ССП в размерах, регламентированных в ПП № 1352 от 11 декабря 2014 г.

2. Тендеры и электронные порталы торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В рамках 44-ФЗ проводятся следующие торговые процедуры:

1) открытый конкурс;

2) электронный открытый конкурс;

3) конкурс с ограниченным участием;

4) электронный конкурс с ограниченным участием;

5) двухэтапный конкурс;

6) двухэтапный электронный конкурс;

7) электронный аукцион;

8) закрытые торги (конкурсы и аукционы), в офлайн, или в электронной форме.

9) запрос котировок;

10) запрос котировок в электронной форме;

11) запрос предложений;

12) закупка у единственного поставщика.

Виды торгов по 223-ФЗ:

1) конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок, предложений);

2) электронная конкурентная закупка;

3) закрытая конкурентная закупка;

4) закупка у ЕП. 

Перечень торговых электронных площадок по 44-ФЗ и 223-ФЗ регламентирован распоряжением правительства РФ: ЕЭТП, «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», ГУП «Агентство по госзаказу РТ», «Российский аукционный дом», «ТЭК-Торг» и ЭТП ГПБ.

В обоих вариантах сроки проведения торговых процедур регламентируются законодательством. Заключение контракта с ЕП должно быть прописано в Положении самим заказчиком.

Усиленная квалифицированная подпись для подтверждения электронных документов, по ст. 4 44-ФЗ, требуется на перечисленных выше ЭТП.

В 223-ФЗ пользование электронной подписью регламентируется ч.5 ст. 3.3. Помимо федеральных ЭТП в торгах по 223-ФЗ разрешается участие в процедурах на 170 коммерческих платформах

Обеспечение заявок, согласно требованиям 44-ФЗ, нужно вносить при участии в конкурсах и аукционах с НМЦК, превышающей 1 млн руб, посредством внесения денег или банковской гарантией. Обеспечение контракта устанавливается организатором торгов, за исключением обстоятельств, изложенных в ч. 2 ст. 96.

В закупочных процедурах по 223-ФЗ внесение ОЗ не нужно при конкурентных закупках с НМЦК менее 5 млн руб. В более крупных закупках величина ОЗ не может превышать 5 % от НМЦК.

Участники торгов по 44-ФЗ обязаны привести доказательства своей добросовестности, либо внести большую сумму в счет обеспечения контракта, согласно ст. 37.

Организаторы торгов по 223-ФЗ могут внести соответствующее требование в Положение о закупке.

Обоснование НМЦК , согласно ст. 22, – непременное условие любой торговой процедуры.

При проведении тендеров по 223-ФЗ подробности данной процедуры организатор торгов прописывает в Положении о закупке. Если заказчик пропустит срок публикации Положения в ЕИС, ему придется обосновать НМЦК в соответствии с предписаниями 44-ФЗ.

Характер публикации отчетности в ЕИС
В рамках 44-ФЗ следует размещать отчеты в ЕИС в следующих случаях:

1) заключение сделки с СМП И СОНКО;

2) обоснование закупки у ЕП;

3) при завершении очередного этапа исполнения государственного контракта;

4) написание сводного аналитического отчета с приведением статистики совершенных закупок.

5) Отчет относительно количества продукции, закупленной в рамках исполнения специального инвестиционного контракта.

Отчеты в ЕИС по 223-ФЗ связаны с:

1) закупками высокотехнологичных продуктов;

2) контрактами, заключенными с ССП и СМП;

3) публикацией плановых ежемесячных отчетов.

Процедуры изменения и расторжения контракта
В 44-ФЗ изменение существенных условий контракта запрещено. Исключения описаны в ч. 1 ст. 95. Расторгнуть контракт можно:

1) по взаимному соглашению сторон;

2) по судебному приговору;

3) при одностороннем отказе одной из сторон выполнять контрактные обязательства.

В 223-ФЗ допускается изменение параметров объекта закупки, а также сроков исполнения договора, по сравнению с указанными заказчиком. Расторжение договора возможно по причине серьезных правонарушений участником сделки, выявленных в ходе судебного разбирательства.

Порядок подачи обжалований в ФАС РФ

По предписаниям 44-ФЗ жалоба подается в органы государственного и местного самоуправления. При исполнении контракта в сфере государственного оборонного заказа – в контрольный орган. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 5 рабочих дней.

По 223-ФЗ, регламент подобных действий прописан в ст. 18.1 135-ФЗ.

4. -инструкция “Сравнение 44 фз и 223 фз”

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.

Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Источник: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/zakupki-po-44-fz-i-po-223-fz-v-chyem-raznitsa/

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ и 94-ФЗ, контракта от договора

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ и 94-ФЗ, контракта от договора

Сейчас все государственные заказчики должны работать по 44-ФЗ. С 2017 года осуществлять закупки по нему должны будут также МУПы и ГУПы. Однако бюджетные учреждения в некоторых случаях могут работать по более «мягкому» 223-ФЗ – например, если закупка идет за счет грантов или собственных средств.

Разберем основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ, а также 44-ФЗ от 94-ФЗ, и отличия договора от контракта.

Закон о контрактной системе 44-ФЗ регламентирует всю процедуру закупки – от начала и до конца. В нем детально разобраны процессы планирования, определения поставщика, заключения, изменения, расторжения, обеспечения контракта и другие.

В случае с 223-ФЗ правила для себя устанавливает заказчик. Ему необходимо самому составить положение о закупках для своей организации. В положении о закупке заказчик прописывает все условия: способы закупки, порядок ее проведения, требования к участникам закупки по 223-ФЗ, сроки, порядок заключения и исполнения договоров, необходимость обеспечения и другие пункты.

В 44-ФЗ прописаны четкие ограничения, касаемые закупок у одного поставщика. Этот способ можно выбирать в строго определенных случаях. По 223-ФЗ проводить такие закупки легче.

В 44-ФЗ указано, что закупками на предприятии должны заниматься люди с профильным образованием. Необходимо ввести должность контрактного управляющего на предприятии, а если объем закупок большой, должна быть создана контрактная служба. При этом 223-ФЗ не предъявляет никаких требований к таким сотрудникам.

При работе по 44-ФЗ можно пользоваться 5 аккредитованными электронными площадками, при работе по 223-ФЗ можно выбирать любую из более чем 170.

Комиссию по закупкам 44-ФЗ обязывает создавать при всех способах определения исполнителя, кроме закупки у одного поставщика. По 223-ФЗ она нужна только при проведении конкурса. В остальных случаях – на усмотрение заказчика.

В 44-ФЗ способы определения начальной максимальной цены контракта перечислены, ее надо обосновать. В 223-ФЗ порядок обоснования стоимости не прописан. Заказчик определяет его для себя самостоятельно в положении о закупке.

При работе по 44-ФЗ ряд условий менять нельзя. Например, нельзя менять существенное условие – цену. А объем закупаемого товара может быть увеличен только в пределах НМЦК. По 223-ФЗ могут меняться объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора.

Отличие контракта от договора

Зачастую возникает вопрос, чем отличается договор от контракта. Термин «договор» можно применять для сделок любой формы. Однако если речь идет о закупках, одной из сторон в которых является государство, в законе принято использовать термин «контракт».

Отличие договора от контракта объясняет ГК. Он формулирует понятия «государственного (муниципального) контракта» и «договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд». Первый стороны заключают по результатам тендера, он отражает выбор заказчика в отношении исполнителя, второй содержит окончательно согласованные условия сделки.

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Не подписывайте контракт и документы о приемке, пока не получите от победителя обеспечение.

Контрагент сам выбирает, в какой форме внести обеспечение контракта или гарантийных обязательств, – предоставить банковскую гарантию или перечислить деньги на счет заказчика.

Требование предоставить обеспечение включите в извещение или приглашение участвовать в закупке, документацию и проект контракта.
Читайте, в каком размере и как участники обеспечивают обязательства по контракту и гарантии »

Контрактная служба

В 94-ФЗ не шло речи о контрактной службе, которую обязывает создавать (или же назначать управляющего) 44-ФЗ.

Обоснование закупки

Также по 94-ФЗ не нужно было обосновывать закупки.

44-ФЗ диктует несколько способов определения НМЦК, по 94-ФЗ заказчику предлагали устанавливать цену, руководствуясь открытыми данными, статистикой, а также информацией из реестра контрактов.

Требования к описанию объекта закупки

В 44-ФЗ подробнее прописаны требования к описанию объекта закупки, касающиеся указаний на международные непатентованные наименования, указаний товарного знака и т.д.

Критерии оценки заявок

Дополнены критерии оценки заявок. В их число попали экологические характеристики объекта закупки, финансовые ресурсы участника и т.д.

Поторопитесь записаться на ближайший курс
“Организация закупок по Закону №223-ФЗ (120 часов)”

В программе обучения:

  • Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок. Раскрытие информации
  • Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
  • Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
  • Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
  • Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
  • Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок

Посмотреть всю программу »

Закупки у малого бизнеса

Изменилась доля закупок, которые необходимо осуществлять у малого бизнеса. В 94-ФЗ это было «от 10 до 20 процентов от годового объема», в 44-ФЗ – от 15 процентов. Для конкурентных способов закупок стало обязательным требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта.

Требования к участникам закупки

Требования к участникам закупки по 44-ФЗ дополнены. Включен пункт: «правомочность участника заключать контракт». По 44-ФЗ заказчик обязан проводить экспертизу того, что ему поставил исполнитель. Раньше он был лишь вправе привлекать независимых экспертов.

Расторжение контракта

В 44-ФЗ добавился способ расторжения контракта «в случае одностороннего отказа».

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Подписаться

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102371-qqq-16-m12-26-12-2016-otlichiya-44-fz-ot-223-fz-i-94-fz-kontrakta-ot-dogovora

В чем отличие 44-фз от 223-фз | контур.закупки

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ и 94-ФЗ, контракта от договора

Объем торгов по 44-ФЗ в 10 раз больше торгов по 223-ФЗ, он четко объясняет участникам правила, регламентирует параметры при выборе победителя и поэтому подходит начинающим участникам.

В свою очередь, 223-ФЗ менее строг по регламенту, но более трудоемкий при подготовке документов.

Разберем подробней отличия этих двух законов.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ

44-ФЗ223-ФЗ
Этот закон относится ко всем закупкам госзаказчиков и контролирует все этапы сделки. Пренебрежение правилами грозит серьезными проблемами: для заказчиков – штрафы и отмена уже состоявшихся закупок, для предпринимателей занесение в РНП – реестр недобросовестных поставщиков.Такие строгие правила позволяют победителю быть уверенным, что контракт с ним будет заключен, а работа и товары – оплачены.Закон 223-ФЗ устанавливает лишь общие принципы закупок для участников. Основное правило: компания обязана лично разработать собственное Положение о закупках. В этом положении должны быть описаны требования к участникам и способы определения поставщика.Главное, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ – это положение о закупке конкретного заказчика.

Заказчики

44-ФЗ223-ФЗ
  • Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование
  • Бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, за исключением ФГУПов имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан России, обороноспособности и безопасности государства
  • Госкомпании, госкорпорации, публично-правовые компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»
  • Субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.) с долей участия государства выше 50%
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (электро-газо-тепло-водо-снабжение, водоотведение, очистка сточных вод, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов) с долей участия государства выше 50%
  • Автономные учреждения с долей участия государства выше 50%
  • Бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы осуществляющие закупки за счет безвозмездных грантов
  • ФГУПы имеющие существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан России, обороноспособности и безопасности государства

Поставщики

44-ФЗ223-ФЗ
Участвовать в закупках и стать поставщиком может любое юридическое или физическое лицо, а также индивидуальный предприниматель.

Преференции участникам

44-ФЗ223-ФЗ
  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики товаров из Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения),
  • субъекты малого предпринимательства,
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

От общего количества закупок, госзаказчики обязаны 15% проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

  • субъекты малого и среднего предпринимательства,
  • приоритет товаров российского происхождения.

Согласно постановлению правительства у субъектов СМП годовой объем закупок по 223-ФЗ должен быть не меньше 18% совокупного годового объема договоров.Это постановление вступило в силу 1 июля 2015 года для тех заказчиков, у которых годовая выручка более 10 млрд. рублей, а с 1 января 2016 начнет действовать для всех.

Электронные площадки

44-ФЗ223-ФЗ
Восемь федеральных ЭТП:

  • sberbank-ast.ru «Сбербанк-АСТ»
  • rts-terder.ru «РТС-тендер»
  • roseltorg.ru «ЕЭТП Роселторг»
  • etp.zakazrf.ru «Агентство по заказу РТ»
  • etp-ets.ru «НЭП»
  • gz.lot-online.ru «Российский аукционный дом»
  • 44.tektorg.ru «ТЭК-Торг»
  • gos.etpgpb.ru «ЭТП Газпромбанка»

Заказчик должен выбрать одну из площадок для размещения. Регистрация на ЭТП госзакупок бесплатна.

Существует более 300 коммерческих ЭТП.Самые известные их них:

  • b2b-center.ru «B2B-Center»
  • fabrikant.ru «Фабрикант»
  • zakupki.gazprom.ru «Газпром»
  • newformat.sberbank-ast.ru «Сбербанк-АСТ»
  • b2b-rusnano.ru «Роснано»
  • com.roseltorg.ru «ЕЭТП Роселторг»
  • a-k-d.ru «Аукционный Конкурсный Дом»
  • и множество других…

Каждый заказчик может выбирать самостоятельно любую из них, ограничений нет.На некоторых ЭТП есть абонентская плата, либо плата за регистрацию на площадке.

Электронная подпись

44-ФЗ223-ФЗ
Квалифицированная электронная подпись.Зависит от конкретной площадки. Может быть и квалифицированная, и неквалифицированная подпись.

Планирование закупок

44-ФЗ223-ФЗ
Планирование в два этапа:

  • Составление плана закупок на 3 года
  • Составление плана-графика на один год

Оба документа размещаются в ЕИС на сайте zakupki.gov.ru.

  • План закупок сроком на один год

Отдельный документ, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет, составляется заказчиками для закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств.

Срок размещения и содержание извещения

44-ФЗ223-ФЗ
Сроки размещения извещения для каждого способа закупок строго определены. Например:

  • для открытого конкурса, двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием он составляет не менее 20 дней,
  • для запроса предложений – не менее 5 дней и так далее.

извещение строго регламентируется нормами 44-ФЗ.Некоторые виды закупок у единственного поставщика могут не предусматривать размещения извещения.

Сроки размещения извещений установлены исключительно для аукционов и конкурсов – они составляют не менее 20 дней.Для других способов закупок сроки определяются Положением о закупках.Информация, которая должна содержаться в извещении о закупке, определена частью 8 статьи 4. Заказчик вправе вносить дополнительные сведения, определенные Положением.

Место размещения извещения

44-ФЗ223-ФЗ
Извещение размещается в ЕИС zakupki.gov.ru и на одной из 8 федеральных ЭТП.Извещение размещается в ЕИС zakupki.gov.ru и на любой из 300 коммерческих ЭТП.

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта

44-ФЗ223-ФЗ
Обязательно обоснование НМЦ с помощью одного из методов ст.22:

  • сопоставимых рыночных цен,
  • нормативным,
  • тарифным,
  • затратным
  • или проектно-сметным методом.
Не осуществляется в обязательно порядке.

Отчетность, предоставляемая заказчиками

44-ФЗ223-ФЗ
На официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru заказчик обязан разместить:

  • отчет об исполнении контракта,
  • по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.
Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, заказчик размещает на zakupli.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  • заключенных договоров,
  • договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  • заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну,
  • заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Обеспечение исполнения контракта

44-ФЗ223-ФЗ
Победитель конкурса или аукциона обязан финансово обеспечить контракт, вне зависимости от его цены. Размер обеспечения от 5 до 30% начальной максимальной цены контракта. Поставщик выбирает способ обеспечения. Это либо внесение денежных средств на счет заказчика, либо предоставление банковской гарантии. В случае, если используется банковская гарантия, она должна быть выдана уполномочены на это банком и быть внесена в реестр банковских гарантий на zakupki.gov.ru.Если требования по обеспечению есть, то оно должно быть прописано в Положении о закупках.

Возможность изменения или расторжения контракта

44-ФЗ223-ФЗ
Законом такая возможность не допускается, но антикризисное постановление правительства N 198 от 6 марта 2015 г. позволяет менять некоторые существенные условия: цены, сроки и объемы. Постановление действительно до конца 2015 года.Заказчик может изменить договор: цены, сроки, объемы товаров, работ, услуг. В каких случаях возможны изменения, поставщик узнает из положения о закупке заказчика.

Обжалование действий заказчика

44-ФЗ223-ФЗ
Жалоба возможна, в законе даже прописан алгоритм действий. Заявление нужно подать в письменном виде в ваше территориальное отделение ФАС. Жалоба должна быть опубликована в течение 2 рабочих дней на zakupki.gov.ru.Еще 5 дней она рассматривается и выносится решение.Жалобы на заказчиков рассматриваются в ФАС. Сроки подачи жалобы нужно выяснять из Положения о закупках. Комиссия также будет опираться на это положение и на Гражданский Кодекс РФ.Просчитать риски можно заранее, посмотрев жалобы на заказчика в реестре жалоб на официальном сайте.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/v-chem-otlichie-44-fz-ot-223-fz/

Отличия законов о закупках 223 ФЗ и 44 ФЗ в Российской Федерации

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ и 94-ФЗ, контракта от договора

  • 1 Общие сведения ФЗ 44
  • 2 Суть ФЗ 223
  • 3 Отличия ФЗ 44 и ФЗ 223

Согласно законодательству Российской Федерации, осуществление закупок регулируется Федеральными законами 223 и 44. У них есть общие черты, но они отличаются друг от друга. Во избежание ошибок и путаницы в этих двух актах, рекомендуется изучить сравнение и выявление их отличий.

Общие сведения ФЗ 44

ФЗ 44 был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года, а одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. Федеральный закон о закупках номер 44 имеет 8 глав и 114 статей.

Он регулирует закупку товаров, услуг и работ муниципальными и государственными учреждениями, контролирует законность, повышает эффективность, результативность, обеспечивает гласность и прозрачность закупок учреждениями, предотвращает коррупцию.

Закон распределяется на область планирования, аудита, мониторинга покупок товаров, услуг и работ, на сферу определения поставщиков, заключение договоров и исполнения обязанностей по контрактам.

Федерального закона 44:

  • В первой главе описаны сферы и области, на которые настоящий закон распределяется. Даны другие нормативы, акты и законы, регулирующие закупку товаров, работ и услуг. Описана электронная закупка и принципы работы в этой области, включая принципы открытости и прозрачности информации, единства системы, ответственности лиц за результат и т. д. Оформлены цели осуществления покупок и система закупок для бюджетных, государственных и муниципальных учреждений;
  • В главе номер два оформлено составление плана закупки, подготовка к ней. Учреждение обязано составить подробный план, обосновать цели и задачи действий, провести совещание с обсуждением, составить график, договориться с поставщиком о ценах. Все товары, услуги и работы должны быть распределены по каталогам;
  • Третья глава разделена на 7 параграфов. В ней описан сам процесс осуществления закупки. В первом параграфе описаны категории учреждений, имеющих право осуществлять покупки, даны требования и правила, форма контракта, описаны комиссии, специалисты и оценщики, их полномочия и обязанности. Дана информация о конкурсах и аукционах. Во втором параграфе описаны процессы, особенности и нюансы проведения конкурсов и аукционов для определения поставщика. В третьем параграфе описаны процессы, особенности и нюансы проведения запроса котировок для определения поставщика. В четвертом и пятом параграфах определение поставщиков при помощи запроса предложений и других, закрытых способов. Далее информация о выборе единственного поставщика и о изменениях в контракте;
  • В четвертой гл. описан мониторинг и аудит в области закупок;
  • Согласно гл. пять за закупками ведется контроль. В ней описаны категории и виды контроля, ведомственный, самостоятельно заказчиком, общественный. Даны сведения о государственных реестрах и учетах, реестрах и учетах отдельно для компаний и т. д.;
  • В шестой даны формы жалоб и письменных заявлений, описаны процессы и особенности подачи этих заявлений в случае, если одна из сторон хочет пожаловаться на некачественное выполнение обязанностей, нарушения, несоблюдение условий или требований и т. д. Описана ответственность за выявленные и доказанные нарушения. Статья 66 подробнее здесь:;
  • В главе семь описаны разные категории отдельных видов закупок, их особенности и нюансы;
  • В восьмой описаны заключительные и дополнительные положения закона.

Закон регулирует и регламентирует правоотношения сторон заказчика (бюджетное, государственное или муниципальное учреждение) и поставщика. Подробнее о статье 94 по ссылке:

Скачать Федеральный закон номер 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в последней редакции можно по ссылке.

Суть ФЗ 223

ФЗ 223 был принят Государственной Думой 8 июля 2011 года, а одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года. Последние изменения в него были внесены 7 июня 2017 года. Федеральный закон РФ о закупках номер 223 имеет 8 статей.

Этот закон устанавливает и контролирует общие, единые принципы осуществления закупок на территории Российской Федерации.

Согласно описываемому закону создается единое экономическое пространство, удовлетворяющее потребностям юридических лиц в сфере покупки товаров, услуг и работ.

Федерального закона 223:

  • 1 ст. — устанавливаются цели и задачи принятия закона в силу для всех корпораций, компаний и организаций;
  • 2 ст. — кроме настоящего Федерального закона, эта сфера регулируется еще другими ФЗ, Конституцией Российской Федерации и Гражданским Кодексом РФ;
  • 3 ст. — принципы и условия осуществления закупок определяются Правительством Российской Федерации и включают открытость и прозрачность сведений и информации, равноправие, толерантность и справедливость сторон по отношению друг к другу, эффективное расходование денежных средств, запрет на установку неизмеримых требований к заказчикам или поставщикам;
  • 4 ст. — вся информация о системе закупок, сведения о товаре, услугах или работах должны быть внесены в единую информационную систему;
  • 5 ст. — ведение реестра недобросовестных поставщиков и их ответственность за нарушения;
  • 6 ст. — согласно законодательству Российской Федерации, над сферой закупок ведется контроль;
  • 7 ст. — согласно законодательству Российской Федерации, лица, нарушившие положения или условия описываемого закона, несут ответственность;
  • 8 ст. — закон вступил в силу 1 января 2012 года.

В отличие от ФЗ 44, 223 Федеральный закон имеет другие цели и задачи и более узкую специализацию.

Скачать Федеральный закон номер 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в последней редакции можно по ссылке.

Отличия ФЗ 44 и ФЗ 223

Ниже подробнее рассматриваются отличия ФЗ 223 и ФЗ 44 с перечислением отдельно пунктов для наглядности.

 ФЗ 223 ФЗ 44
 Цели законов. Цели законов.
 Целью Федерального закона 223 является установление общего экономического пространства. Его задача также — своевременное исполнение потребностей юридических лиц в товарах, услугах или работах, в нужной ценовой категории и необходимого качества. Целью Федерального закона 44 является повышение эффективности закупок для государственных, бюджетных и муниципальных учреждений. Его задача также — результативность таких закупок, предотвращение коррупции в этой области.
По закону заказчиками являются: По закону заказчиками являются:
  • Государственные корпорации и компании;
  • Публично-правовые компании;
  • Хозяйственные общества;
  • Организации области электроснабжения, обработки отходов, газоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и водоснабжения;
  • Дочерние общества с капиталом больше 50%;
  • Бюджетные учреждения;
  • Гос. предприятия;
  • Федеральные гос. унитарные предприятия.
 

  • Государственные учреждения;
  • Муниципальные учреждения;
  • Бюджетные учреждения.
 Составление плана. Составление плана.
Каждый год составляется документ с подробным описанием планов закупок и графиком. В случаях покупки лекарств или высокотехнологических товаров, документ составляется минимум на 5, а максимум на 7 лет.Составляется два документа. Каждый год оформляется план с графиками покупок. Но один раз в три года оформляется бумага с подробным планом закупки.
 Типы закупки. Типы закупки.
По ФЗ 223 существуют только торги и конкурсы.
  • Конкурсы с ограничениями, открытые или двухэтапные;
  • Электронный аукцион;
  • Запрос с котировками;
  • Запрос предложений;
  • Один поставщик;
  • Закрытый конкурс с ограничениями или двухэтапный;
  • Закрытый аукцион.

Главными отличиями двух описываемых законов являются цели и задачи, стороны договоров, графики, планы, категории и виды закупок.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/223-fz-i-44-fz/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.