Какие требования предъявляет 223-ФЗ к закупкам
Вопросы и ответы по 223-ФЗ
Ответ: Ведение реестра банковских гарантий по 223-ФЗ законодательством РФ не предусмотрено. В связи с этим на официальном сайте госзакупок ведется только реестрбанковских гарантий по 44-ФЗ.
Вопрос: Чем руководствуется заказчик, устанавливая требования к обеспечению исполнения договора по 223-ФЗ?
Ответ: Порядок и размер обеспечения исполнения договора не регулируется 223-ФЗ и определяется закупочной документацией и положением о закупках каждого конкретногозаказчика.
Вопрос: Заказчик установил требования по наличию опыта аналогичных поставок за три года. Законны ли такие требования по 223-ФЗ?
Ответ: Любые требования к участникам закупки по 223-ФЗ не противоречат закону, если они едины ко всем участникам и предусмотрены положением о закупках.
Вопрос: В каком размере устанавливается обеспечение договора по 223-ФЗ?
Ответ: Размер обеспечения по 223-ФЗ у каждого заказчика определяется положением и документацией к конкретной закупке. Обычно, величина обеспечения составляет 10-30%от суммы договора. Если документацией предусмотрено авансирование, то размер обеспечения по 223-ФЗ может составить полную сумму аванса.
При этом нередки случаи полногоотсутствия требований к обеспечению исполнения договора по 223-ФЗ.
В случае наличия требований к обеспечению договора по 223-ФЗ вы можете оперативно рассчитать стоимость банковской гарантии в online-калькуляторе и выбрать изнескольких предложений наиболее выгодный вариант.
Стань партнером — получи 10% за оформление гарантии
Вопрос: Где можно найти список банков по 223-ФЗ, которые выдают банковские гарантии участникам и победителям закупок?
Ответ: Какого-то списка банков, предоставляющих банковские гарантии по 223-ФЗ не существует. Обратиться за получением обеспечения можно в любой банк, который имеет соответствующую программу по работе с поставщиками. Для быстрого определения стоимости банковской гарантии по 223-ФЗ можно воспользоваться онлайн-расчетом на нашем сайте, где представлено более 10 банков.
Вопрос: Может ли заказчик устанавливать требование по внесению обеспечения исполнения договора, а именно возврата авансовых платежей при заключенииконтракта по 223-ФЗ?
Ответ: Да, может. Требование об обеспечении договора по 223-ФЗ должно быть отражено в закупочной документации и предусмотрено положением о закупкахданного заказчика.Вопрос: Каков срок действия банковской гарантии по 223-ФЗ?
Ответ: Единых требований к сроку действия гарантии по 223-ФЗ не существует. Каждый заказчик определяет их самостоятельно.
Практика показывает, что при наличииобеспечения исполнения договора, его срок определяется сроком выполнения работ/оказания услуг. Реже срок действия банковской гарантии определяется сроком окончаниядействия договора.
Точную информацию необходимо получать из документации к закупке и положения о закупках рассматриваемого заказчика.
Вопрос: Заказчик провел закупку (запрос цен). Было подано и допущено 6 заявок. Впоследствии, заказчик признал процедуру запроса ценнесостоявшейся, хотя его Положением о закупке предусмотрено две причины признания процедуры запроса цен несостоявшейся:
- В случае, если после дня окончания срока подачи заявок на участие в запросе цен, указанного в извещении, подано менее двух заявок на участие.
- В случае, если на основании результатов рассмотрения и оценки заявок на участие принято решение об отклонении всех поступивших заявок и только одна заявка научастие признана соответствующей требованиям закупочной документации.
Однако в Положении о закупке заказчика предусмотрено, что «организатор закупки вправе на любом этапе завершить процедуру без определения победителя». Прав лизаказчик?
Ответ: Нет, не прав. И такие неправомерные действия заказчика необходимо обжаловать в ФАС, в установленный законодательством срок.
В данном случае у заказчика небыло правовых оснований признавать закупочную процедуру несостоявшейся.
Отказаться от завершения проведения закупки заказчик, тем не менее,мог, уведомив всехучастников, подавших заявки, о завершении процедуры без определения победителя.
Вопрос: Сколько времени занимает получение банковской гарантии по 223-ФЗ?
Ответ: Процесс получения банковской гарантии по 223-ФЗ мало отличается от оформления гарантии по государственным закупкам. Сегодня многие кредитные учреждения имеют специальные продукты по выпуску “экспресс-гарантий”.
Такой продукт, обычно, ограничен 10-15 млн. руб. В этом случае, получение гарантии составит не более 2-5 дней. Для сумм, выходящих за рамки ускоренных процедур, срок оформления увеличивается.
Ориентировочно, сроки получения банковской гарантии по 223-ФЗ можно рассчитать в специальном калькуляторе.
Вопрос: Какие требования по банковским гарантиям по 223-ФЗ предъявляют заказчики?
Ответ: Заказчики в настоящее время не ограничены в предъявляемых требованиях к обеспечению исполнения договора по 223-ФЗ. Каждый заказчик действует в соответствии с положениемо закупке.При этом нередки случаи существенного ограничения, связанные как с требованиями к кредитным организациям (списки удовлетворяющих банков, наличиесоответствующих рейтингов и пр.
), так и к тексту банковских гарантий.
Вопрос: Какой цифровой подписью надо подписывать заявки на участие в закупках по 223-ФЗ?
Ответ: Цифровая подпись должна быть выдана удостоверяющим центром, аккредитованным на коммерческой электронной площадке, где планируется участие.
Стань партнером — получи 10% за оформление гарантии
Материалы по теме
Онлайн-расчет банковской гарантии по 223-ФЗ
Образцы заявок и документов для закупок по 223-ФЗ Автор — ООО СБ «АСПЕКТ»
Статьи 06.04.16 08:19
Источник: https://www.gos-express.ru/press-center/acticles/529-voprosy-i-otvety-po-223-fz.html
Требования к участникам закупки по 223-ФЗ: какие предусмотрены и какие может установить заказчик к поставщикам?
Требования к участникам закупки в рамках 223-ФЗ перечислены в самом законе, а также в применяемых заказчиком положениях о закупке.
Какие требования может предъявлять заказчик
Требования к участникам в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ детально не регулируются.
В 223-ФЗ указано лишь на возможность участия в закупках любых юрлиц независимо от их формы собственности, месторасположения капитала, а также физлиц и ИП.
Участниками закупки по 223-ФЗ могут стать как отдельные юрлица, так и несколько юрлиц, которые выступают на стороне одного участника. Участниками закупки также могут стать и аффилированные между собой лица.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Исходя из такой формулировки, в закупке могут принять участие абсолютно все желающие, что не отвечает интересам заказчика в части выбора добросовестного поставщика, который качественно исполнит условия контракта.
В 223-ФЗ подчеркивается только, что в закупках не могут участвовать ее организаторы, родственники руководства заказчика и членов закупочной комиссии.
Поэтому заказчики должны сами определиться с термином «участник закупки» и закрепить его во внутреннем Положении.
Если в 44-ФЗ требованиям к участникам посвящена отдельная статья, то при закупках отдельными видами юридических лиц требования разрабатывают сами заказчики.
Между тем они достаточно часто пересекаются с требованиями, которые указаны в 44-ФЗ, так как заказчики заимствуют их и переносят в свое Положение о закупке.
Положение о закупке в обязательном порядке размещается в открытом доступе в ЕИС.
При подготовке требований к участникам заказчику следует руководствоваться нормами закона, принципами равноправия и справедливости. Запрещено выдвигать условия, которые ведут к ограничению конкуренции и дискриминации поставщиков.
Заказчик не вправе устанавливать неизмеряемые требования, исходя из которых участнику сложно оценить свое соответствие условиям участия. Например, требование о «достаточной численности персонала для реализации контракта» будет считаться некорректным, а «наличие в штате персонала не менее 20 человек» – измеряемым требованием.
Заказчику стоит максимально ответственно подойти к разработке собственного Положения о закупках в части требований, которые предъявляются к участникам. За предъявление к поставщикам требований, не предусмотренных положениями закупочной документации, заказчику грозит ответственность по нормам КоАП.Запрет на установление требований, не указанных в положении о закупках, прописан в ч. 6 ст. 3 223-ФЗ.
Если специалист контрактной службы ошибется при установлении требований к участникам, то он заплатит штраф в размере 3000 р., а если он установит излишние требования к участникам, то штраф составит 5-30 тыс. р. по нормам ч.
4, 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Обязательные требования к участникам закупки
Обязательные требования к участникам заказчики по 223-ФЗ устанавливают в индивидуальном порядке. Но чаще всего в состав указанных требований входят следующие:
- Компания не должна иметь конфликта интересов с заказчиком. Участником закупки не могут стать организатор, сотрудники заказчика и сам заказчик. В компании-участнике не могут работать лица, которые входят в закупочную комиссию. Обычно факт отсутствия конфликта интересов подтверждается в декларативном порядке.
- Компания не должна находиться в процессе ликвидации. Проведение в отношении юрлица процесса ликвидации находит свое отражение в ЕГРЮЛ, поэтому для подтверждения того факта, что компания не будет в ближайшее время ликвидирована, поставщик предъявляет выписку из реестра от ФНС. Запросить данную выписку можно бесплатно онлайн на сайте ФНС.
- Компания сможет исполнить условия контракта: у нее должны быть все необходимые допуски и лицензии. В подтверждение данного факта она предъявляет копии лицензии, сертификатов, свидетельств о допуске в СРО и пр.
- Компания не находится в процессе банкротства. При прохождении процедуры признания финансовой несостоятельности отметка об этом вносится в реестр ЕГРЮЛ (например, о том, что в отношении компании введен этап конкурсного производства). Поэтому выписка из реестра подтвердит соблюдение подрядчиком данного требования.
- У компании отсутствуют задолженности по налогам и сборам. Речь обычно идет о крупных непогашенных долговых обязательствах: в сумме 25% и более от величины активов. Отсутствие бюджетных долгов подтверждает справка от ФНС. Если участником была подана жалоба на неправомерность начисления налогового платежа, то он допускается к закупке.
- Руководство и бухгалтер не должны иметь непогашенных судимостей за экономические и коррупционные преступления. Данный факт декларируется поставщиком.
- Деятельность компании не должна быть приостановлена по нормам КоАП, а ее руководство – не дисквалифицировано от занимаемых должностей.
- У компании должно быть устойчивое финансовое положение, что может подтвердить налоговая и бухгалтерская отчетность.
- Компания не является офшором.
В случае если заказчик выявит факт несоответствия поставщика требованиям, то он отклоняет его заявку на участие в ходе закупки или отказывается от подписания с ним контракта (если данный факт выявляется в ходе подписания договора).
Предоставление участником заведомо недостоверных данных может повлечь за собой включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Дополнительные условия
К участникам закупки в рамках 223-ФЗ могут предъявить дополнительные требования в зависимости от специфики закупки. Это:
- Надежность. Косвенно на это указывают наличие опыта работы, реализации аналогичных контрактов. Это может подтвердить выписка из реестра контрактов, копии подписанных контрактов.
- Наличие необходимых производственных ресурсов.
- Наличие трудовых ресурсов: подтверждается справкой о среднесписочной численности.
- Профессиональная компетентность. В зависимости от типа закупки от участника могут потребовать предъявление дипломов о высшем образовании, трудовых книжек (которые подтвердят наличие бессрочного трудового договора), действующих удостоверений, протоколов, документов по повышению квалификации, наличие определенного стажа работы и пр.
- Наличие необходимых финансовых ресурсов.
- Отсутствие сведений о компании в РНП. Заказчик может включить требование об отсутствии компании как в реестре по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.
- Положительная деловая репутация. Это может подтвердить, например, отсутствие судебных решений о взыскании ущерба с поставщика и пр.
- Права на объекты интеллектуальной собственности.
- Соответствие критериям принадлежности поставщика к малым и средним предприятиям. Это подтверждает выписка из реестра СМП.
- Прохождение предквалификационного отбора. Крупные заказчики допускают до своих закупочных процедур только тех участников, которые прошли предквалификационный отбор. Это дополнительный способ проверки исполнителя на соответствие требованиям. Заказчики вправе включать прошедших отбор исполнителей в специальный реестр и в дальнейшем позволяют им участвовать в закупках.
- Наличие определенной системы контроля качества на предприятии.
Таким образом, в 223-ФЗ закреплены только общие положения и принципы реализации торговой процедуры. Законодатели не стали устанавливать конкретные требования к участникам закупки, но обязали заказчика разработать их. Требования к участникам закупки заказчик должен закрепить в Положении о закупке, и дополнительно они фиксируются в закупочной документации.
Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://pravo.team/zakupki/223/trebovaniya-k-uchastnikam-2.html
Основные требования к заявке — государственные закупки: строительство и ремонт
Существует два вида контрактных систем: 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Закон № 44-ФЗ
В рамках Закона № 44-ФЗ с января 2019 года все закупки и заявки публикуются и подаются только в электронной форме.
Участником закупки для государственных и муниципальных нужд может стать любое физическое или юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Для того, чтобы стать участником, требуется:
- зарегистрироваться в едином реестре участников закупок (ЕРУЗ) в Единой информационной системе;
- пройти аккредитацию на электронной торговой площадке (ЭТП), где осуществляются закупки в рамках 44-ФЗ;
- передать на ЭТП сведения и документы;
- открыть специальный счет в уполномоченном банке;
- внести на счет необходимое количество денежных средств;
- получить электронную подпись (ЭП).
Для участия в закупках в 2019 году достаточно пройти регистрацию только на электронных площадках, без регистрации в ЕРУЗ.
Требования к участникам делятся на обязательные и дополнительные:
1) обязательные — ст.31 Закона о контрактной системе
Все обязательные требования участник заявляет в декларации. Такими требованиями являются:
- Непроведение ликвидации и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом и об открытии конкурсного производства.
- Неприостановление деятельности.
- Отсутствие задолженностей по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет, превышающей 25 % балансовой стоимости активов.
- Отсутствие судимости за преступления в сфере экономики и дисквалификации.
- Обладание исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
- Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
Это стандартный список, который вы видите в статье 31. Его нужно отражать в декларации.
С недавнего времени действует ещё одно обязательное требование — участник должен соответствовать требованиям об отсутствии ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.
Речь идёт о том, что Правительство РФ в любой момент может выпустить специальный документ, который ограничит возможности для участия в закупках иностранных лиц. В этом случае, комиссии заказчика придётся проверять участников на соответствие данному требованию.
В ряде случаев обязательных требований достаточно и никаких иных требований не предполагается. Но нужно помнить, что ограничение обязательными требованиями зависит от объекта закупки.
Ещё один важный нюанс. Заказчики обязаны закупать у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) 15% от своего общего объёма закупок.
Поэтому на площадках можно встретить торговые процедуры, которые специально проводятся для малого бизнеса. В этом случае участникам нужно подтвердить своё соответствие этому требованию.
С 2019 года электронные площадки взяли на себя данную функцию в полном объеме. Таким образом, на площадке нужно поставить галочку, подтверждающую этот статус (СМП или СОНО). Этого вполне достаточно, декларация не нужна.Требования об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) обязательным не является, заказчики устанавливают его на своё усмотрение. Но если оно есть в документации, то площадка сама позаботится о том, чтобы участники, находящиеся в реестре, не могли подать свою заявку — попросту не пропустит ее.
2) дополнительные требования
Такие требования зависят от объекта закупки. Зачастую они устанавливаются в силу необходимости или закона.
Объект закупки решает всё: какая будет документация, какой будет способ определения поставщика, какие будут требования к участникам, какая будет начальная максимальная цена контракта т.д
Всё это обусловлено спецификой, сложностью выполнения, необходимостью дополнительной документации и т.д.
В качестве дополнительных требований могут быть заявлены:
Если дополнительные требования всё же устанавливаются, то они распространяются на всех участников. Заказчик указывает это в документации, а участнику нужно позаботиться о том, чтобы сканы необходимых дополнительных документов появились на площадке.
Также, в рамках 44-ФЗ предусмотрено регулирование инновационных, специализированных и высокотехнологичных закупок. В случае их проведения, заказчик в праве установить дополнительные требования более широкого спектра. Он может запросить информацию о следующих показателях и факторах:
Подобные закупки встречаются не так часто, но тем не менее они есть. В этом случае участники проходят предквалификационный отбор.
Закон № 223-ФЗ
Базовые требования те же, что и в 44-ФЗ, но у заказчиков гораздо больше возможностей устанавливать требования на своё усмотрение.
Все закупки осуществляются в соответствии с положениями заказчиков, при этом у каждого заказчика своё положение. Положения легко найти в ЕИС в открытом доступе.
Закупки у малого бизнеса проводятся только в электронной форме и только на тех электронных площадках, которые обслуживают 44-ФЗ. Что касается обычных закупок, то в данном случае заказчики могут рассматривать бумажную, и электронную форму. Какую форму выбрал заказчик, можно узнать в положении о закупках.
Участником закупки для отдельных видов юридических лиц может выступить любое физическое или юридическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Кроме того, поставщики могут объединяться для участия в закупке, создавая различные конфигурации: предприниматель — юридическое лицо, юридическое лицо — юридическое лицо, предприниматель — предприниматель и т.д. Это является основным отличием 223-ФЗ от 44-ФЗ.
Важно помнить, что с 1.07.2018 года в 223-ФЗ уточнили специальную норму — обязанность заказчиков определять требования к участникам конкретной закупки в закупочной документации в соответствии со своим положением о закупке. Участники должны этим условиям соответствовать.
Заказчик обязан указать все требования к участникам и их документации, а именно:
Требования к участникам состоят из блока обязательных и блока предпочтительных. Обязательные позволяют принять участие в закупке. Предпочтительные — это критерии, по которым комиссия будет выбирать победителя.
К обязательным требованиям относятся:
- Непроведение ликвидации и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом и об открытии конкурсного производства.
- Неприостановление деятельности.
- Отсутствие задолженностей по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет, превышающей 25 % балансовой стоимости активов.
- Отсутствие судимости за преступления в сфере экономики и дисквалификации.
- Обладание исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
- Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
Соответствие обязательным требованиям участник заявляет в декларации.
Также, заказчик потребует документы, подтверждающие соответствие участника обязательным требованиям. В качестве таких документов выступают:
По 223-ФЗ у заказчиков множество возможностей потребовать от участников раскрывать о себе информацию, чего нет в 44-ФЗ.
По работе с СМП также есть отличия от 44-ФЗ.
В случае проведения закупки для СМП от участника требуется подтвердить соответствие всем требованиям. Для этого необходимо предоставить заказчику декларацию, утверждённую Правительством РФ. Малый бизнес проводит закупки только в электронном формате.В рамках 223-ФЗ предусмотрено требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков и оно шире, нежели в 44-ФЗ. Заказчик вправе установить ограничение не только по своему усмотрению, по реестру и по закону о закупках у отдельных юридических лиц, но и по 44-ФЗ.
Заказчик может выдвигать следующие требования:
- запрашивать персональные данные участников, чтобы определить соответствие требованиям;
- требовать сведения о бенефициарах;
- устанавливать условия о предоставлении различной информации, связанной с объектом закупки и с деятельностью заказчика;
- посещать производственные площади участников;
- ограничивать участие в закупке по территориальному и отраслевому признаку;
- анализировать показатели финансово-хозяйственной деятельности участника на предмет платежеспособности и финансовой устойчивости;
- и т.д.
Что касается предпочтительных требований.
Если они не исполнены, заявку не отклонят. Но по критериям оценки такая заявка не сможет получить высокую оценку, т.к. участник не выполнил все требования заказчика. К предпочтительным требованиям как правило относятся:
- Наличие финансовых ресурсов для исполнения договора;
- Наличие активов, оборудования, технологий и других ресурсов для исполнения договора;
- Наличие связанного с предметом договора опыта работы и деловой репутации;
- Наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора;
- Благодарственные письма;
- И т.д
В рамках своей работы комиссия заказчика по 223-ФЗ и 44-ФЗ выполняет задачи:
- анализирует заявки;
- отклоняет их в случае нарушений и несоответствий;
- допускает к торгам;
- выбирает победителя.
Основная задача комиссии — отфильтровать тех, кто соответствует требованиям, и отклонить тех, кто не соответствует. После этого выбирается победитель.
Предложение по объекту закупки и по цене — важнейшая часть заявки. Заявка должна содержать:
- описание объекта закупки, конкретные значения всех необходимых показателей и характеристик. Оно должно отвечать ожиданиям заказчика;
- согласие на поставку товаров, работ, услуг с заявленными заказчиком характеристиками;
- предложение об условиях исполнения контракта/договора;
- цена, в тех случаях, когда это предусмотрено способом определения поставщика; В ряде случаев сразу входит в состав заявки: конкурсы, запросы цен, запросы котировок. Есть способы определения поставщика, когда цена в составе заявки не звучит, а формируется в режиме реального времени в ходе торгов. В тех случаях, когда цена входит в состав заявки, она не должна быть выше НМЦК;
- наименование, место нахождения, адрес участника, ИНН;
- иную информацию, установленную документацией.
Закупочная комиссия проверяет соответствие участников требованиям, указанным в законе, в документации или установленным в соответствии со спецификой закупки.
Если участник или его заявка не соответствует требованиям закона, заказчика, или предоставлена недостоверная информация, то заявка отклоняется.
Источник: https://forma-2.ru/osnovnyie-trebovaniya-k-zayavke-po-44-fz/
Участники закупок по 223-ФЗ: требования, принципы отбора и правовой статус
В статье рассмотрим: кто может быть участником закупки по Закону 223-ФЗ, а кто быть им не в праве, по каким принципам отбираются участники закупки и как это реализовано в законодательстве, какие требования предъявляются к участником закупки.
Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа).
Кто может являться участником закупки?
Законодательно установлен достаточно широкий круг лиц, которые могут выступать в качестве участника закупки (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ):
- любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения таких лиц и места происхождения их капитала);
- любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (в том числе один или несколько ИП).
Кроме того, участниками закупки могут быть аффилированные между собой лица. Такое мнение выразило Минэкономразвития в своем письме от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371.
Форма объединения лиц для участия в закупке российским законодательством прямо не определена. На практике же подавляющее большинство подобных объединений основывается на договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности).
Участником закупки не может выступать:
- организатор закупки, заказчик,
- работники организатора или заказчика (п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — Закон № 135-ФЗ)).
Кроме того, родственники заказчика так же не смогут принять участие в закупках по 223-ФЗ.
Минфин подготовил поправки в Закон № 223 — ФЗ, устанавливающие запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих родственные связи с заказчиком.
Текст законопроекта опубликован на едином портале проектов нормативных актов. В Минфине предполагают, что поправки вступят в силу с 1 января 2018 года.
Заказчик должен точно определить, кто и в каких случаях признается участником закупки. Так как в Законе № 223-ФЗ такие указания отсутствуют, то термин «участник закупки», а также условия приобретения этого статуса, должны быть закреплены в положении о закупке.
Почему этот вопрос имеет существенное значение? Частью 9 и 10 ст.
3 Закона № 223-ФЗ участникам закупки предоставлено право обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, как в судебном, так и во внесудебном порядке (в соответствии со ст. 18.
1 Закона № 135-ФЗ), а положением о закупке предусматриваются и иные права. Например, может быть предусмотрено право обжалования действий организатора закупки в вышестоящий ведомственный орган (специализированную комиссию по рассмотрению споров).
Практика показала, что отсутствие четких критериев отнесения тех или иных лиц к числу участников закупки, включая регламентацию момента возникновения указанного статуса, иногда приводит к злоупотреблениям. Закупки массово обжалуются со стороны лиц, не только не имеющих реальной заинтересованности в участии в закупке, но зачастую и возможности поставок закупаемых товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Принципы отбора участников закупки
Из числа закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принципов закупки товаров, работ, услуг, ключевыми, имеющими отношение к отбору участников закупки, являются:
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Первый принцип реализуется с помощью следующих положений Закона № 223-ФЗ:
- во-первых, путем установления практически неограниченного круга субъектов, которые могут выступать участниками закупки (ч. 5 ст. 3);
- во-вторых, путем запрета на предъявление требований к участникам закупки по критериям, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3).
- в-третьих, путем закрепления в Законе № 223-ФЗ положения, предусматривающего, что требования к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем без исключения участникам закупки (ч. 6 ст. 3).
Исключения из принципа равноправия могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 3):
- приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. В законодательстве установлены ценовые преференции в торгах для участников, предложивших товары производства российского, белорусского и казахстанского происхождения, по ограниченному перечню товаров;
- участие в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлено требование об обязательном размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% общего годового объема поставок товаров в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.
Принцип измеряемости требований реализован следующим образом. В положении и документации о закупке устанавливаются только такие требования, которые позволяют участникам закупки на стадии подачи заявки самостоятельно оценить свое соответствие этим требованиям.
К примеру, требования, сформулированные как «наличие кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве» или «наличие достаточного опыта выполнения работ аналогичного профиля» не будут соответствовать принципу «измеряемости» требований.
Почему? Дело в том, что критериев «достаточности» и «необходимого количества» нет, и, к тому же, они носят весьма субъективный характер.
При этом, организатор торгов (закупочной комиссии) легко может отклонить заявку на участие в закупке, если, на его взгляд, она не соответствует требованиям.
Поэтому при установлении подобных требований должны быть установлены и конкретные измеряемые параметры определения, а так же точные показатели соответствия участника установленным требованиям в соответствующих единицах измерения.Например: «наличие в штате участника закупки не менее 20 физических лиц, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5 разряда и сдавших соответствующий квалификационный экзамен» или «оказание участником закупки за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, услуг по энергосбережению в объеме не менее пяти энергосервисных договоров (контрактов) с ценой каждого энергосервисного договора (контракта) не менее пяти миллионов рублей. Для определения соответствия данному требованию учитываются энергосервисные договоры (контракты), заключенные в течение последних пяти лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также энергосервисные договоры (контракты), исполнение которых завершилось в указанный период. Для целей определения соответствия участника закупки установленному требованию не учитываются энергосервисные договоры (контракты), расторгнутые в связи с нарушением участником закупки условий такого договора (контракта)».
Требования к участникам закупки
В положении о закупке должны быть установлены все требования к закупкам, в том числе порядок проведения процедур закупки и иные положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, этот документ должен содержать требования, которые могут быть предъявлены к участникам закупки. Например:
- быть зарегистрированным в установленном законодательством порядке как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель;
- иметь необходимые свидетельства, лицензии, необходимые для поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ;
- не должна проводиться процедура ликвидации, не должно быть открыто конкурсное производство, признание несостоятельным (банкротом); деятельность не приостановлена в порядке, установленном КоАП;
- должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам;
- показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.
- заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (п. 7 ст. 3 Закона 223-ФЗ).
Конечно, при подготовке положения о закупке заказчику нереально предусмотреть все возможные требования. Поэтому рекомендуется устанавливать открытый перечень, который позволит организатору торгов конкретизировать требования к конкретной закупке. Например, в положении о закупке установлено требование к квалификации участников закупки.
Заказчик указывает, что в документации о закупке могут быть предусмотрены требования:
- к наличию у участника закупки системы менеджмента качества, отвечающей определенном стандарту,
- к деловой репутации участника закупки, подтвержденной конкретными документами, отвечающими определенным требованиям,
- к наличию у него опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг,
- к соответствию по иным показателям, имеющим значение для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Перечень конкретизируется применительно к конкретному предмету закупки уже при подготовке документации о закупке.
Законодательно не установлено насколько описание требований к участникам закупки должно быть конкретным.
Поэтому в положении о закупках заказчик вправе указать, что документацией о закупках могут быть предусмотрены иные требования к участникам закупки, обусловленные спецификой товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых проводится процедура закупки, отметив, что такие требования должны соответствовать положениям ч. 1 и 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Кроме того, в документации о закупке должен быть указан еще и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Любое требование заказчика должно сопровождаться указанием конкретного документа, который должен быть включен участником закупки в состав подаваемой заявки.
Отдельно стоит регламентировать в положении о закупках применение установленных требований к участнику закупки, на стороне которого выступает несколько юридических или физических лиц. По умолчанию требования применяются именно к участнику закупки в целом.
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/204