Стандарт закупочной деятельности по Закону № 223-ФЗ
Стандарт закупочной деятельности по Закону № 223-ФЗ
Статья посвящена довольно нетрадиционному подходу к регулированию закупок в рамках Закона № 223-ФЗ – добровольной стандартизации правил закупок, которую в середине лета 2015 года предложила ФАС России, используя свой накопленный опыт.
Cитуация вокруг Закона № 223-ФЗ остается двоякой: с одной стороны, система явно не демонстрирует максимума эффективности и открытости, которых от нее ожидают, с другой — не делается и явных шагов зарегулировать отрасль, превратив ее в двойника системы государственных закупок.
Так, Андрей Цариковский, заместитель руководителя ФАС России, в ходе одной из пресс-конференций1 отметил, что заказчики, применяющие Закон № 223-ФЗ, являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, а не чиновниками — у них должна быть свобода хозяйственной деятельности, поэтому ФАС не планирует сближения норм Закона № 223-ФЗ и Закона о КС.
Причины создания Стандарта закупочной деятельности
Антимонопольный орган, очевидно, выбрал более тонкий и долговременный вариант стратегии борьбы за честность и прозрачность закупок отдельных видов юридических лиц — просвещение, наставничество и социальную ответственность. В качестве инструмента таковой стратегии был принят и 21 июля текущего года опубликован Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц (далее — Стандарт).
Необходимо подчеркнуть, что Стандарт является не нормативным документом, а, скорее, взглядом ФАС России на то, каким должно быть положение о закупке организаций-заказчиков. А. Ю. Цариковский даже назвал его общественным долгом.
При этом Стандарт не стал образцом положения — его невозможно применить в качестве такового.
«Стандарт включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, которые могут быть использованы при утверждении положения о закупке» — говорится в преамбуле документа.
Интересным является и тот факт, что Стандарт стал предтечей, пожалуй, наиболее радикальных поправок, которые планируется внести в Закон № 223-ФЗ в ближайшее время.В Государственной Думе находятся сразу два законопроекта, один из которых (№ 821534-6) в случае принятия должен произвести маленькую революцию в сфере закупок: планируется ввести ограниченный перечень способов закупки, уточнить понятие закупки в электронной форме и др.
Обеспокоенность результатами работы системы закупок высказывал директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Максим Чемерисов: «Практика применения закона о закупках госкомпаниями и монополиями говорит о том, что его нужно менять.
Негативные тенденции в системе закупок отдельных видов юридических лиц в этом году усилились»3. Похвастаться действительно нечем. Стабильно высокими со склонностью к росту остаются доли закупок у единственного поставщика и закупок иными способами (см.
рисунок); на Официальном сайте в настоящее время имеется информация о более чем 2,7 тыс. наименований способов закупок.
Динамика долей закупок у единственного поставщика и закупок иными способами, % от общего числа в денежном выражении
Поторопитесь записаться на ближайший курс
«Организация закупок по Закону №223-ФЗ (120 часов)»
В программе обучения:
- Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок. Раскрытие информации
- Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
- Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
- Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
- Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
- Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок
Посмотреть всю программу »
Стандарта закупочной деятельности
Предложенный Стандарт включает в себя рекомендации, касающиеся практически всех аспектов закупочной деятельности. В частности, п. 2 раздела II Стандарта указывает на целесообразность подробного, полного описания объекта закупок при подготовке плана закупок.
Действительно, требования постановления Правительства РФ от 17.09.
2012 № 932 в этой части зачастую выполняются заказчиками формально: вместо описаний в планы включаются формулировки согласно условиям ранее заключенного договора, согласно эскизу и договору, поставка качественных мясопродуктов согласно договору и иные. К сожалению, в этом вопросе приходится уповать лишь на сознательность заказчиков.
Отдельно Стандарт указывает на возможность дополнительной публикации сведений о закупках на сайтах организаций-заказчиков (п. 1 раздела III Стандарта). Такая рекомендация, безусловно, может быть эффективной для крупного заказчика. Применительно же к малому заказчику, имеющему низкофункциональный сайт, можно сказать, что публикация на нем станет лишь дополнительной трудозатратой.
Целесообразными видятся рекомендации п. 2 раздела V Стандарта, касающиеся порядка работы заказчика, его комиссий с недостоверной информацией.
Практика применения и Закона № 223-ФЗ и Закона о контрактной системе говорит о том, что в положение о закупке стоит включить определение термина «недостоверная информация», порядок доказывания недостоверности (в частности, перечень источников информации, на основе которых комиссия будет делать свои выводы).
В какой-то части Стандарт направлен на избежание заказчиком грубых ошибок при проведении закупки. Нередки случаи некорректного применения заказчиками их же положений о закупке, оплошностей при установлении требований к участникам и документальном подтверждении соответствия этим требованиям.
Авторы Стандарта словно пытаются донести следующую мысль: требования к участникам, способы закупки могут быть различными, главное — их исчерпывающее описание и применение в соответствии с этим описанием.Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/101530-qqe-16-m3-standart-zakupochnoy-deyatelnosti-po-zakonu-223-fz
Основные положения федерального закона 223-ФЗ. Чем грозит нарушение законодательства?
Федеральный закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” от 18 июля 2011 г.
N223-ФЗ, в отличие от федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05 апреля 2013 N44-ФЗ, определяет не четкий порядок проведения закупок, а только устанавливает общие принципы и правила их проведения.
Общие положения федерального закона 223-ФЗ
Данный нормативный акт призван обеспечить единство экономического пространства в стране, создание условий для удовлетворения нужд определенных видов юридических лиц в товарах, работах, услугах, эффективность реализации денежных средств, стимулирование участия юридических и физических лиц, обеспечение прозрачности процедуры закупки и гласности, минимизацию коррупции и других нарушений законов.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны обеспечить обеспечение следующих принципов:
- информационной доступности закупочного процесса;
- равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и ограничений конкуренции;
- адресной направленности и обеспечения эффективности использования денежных средств, а также нацеленности на сокращение издержек заказчика;
- запрета на установление неизмеряемых требований.
Заказчиками закупок выступают следующие лица:
- организации, в которых доля участия государства более 50%;
- предприятия, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (электро-, газо-, тепло-, водоснабжение);
- естественные монополии (газовые и нефтяные предприятия, РЖД);
- бюджетные учреждения, которые осуществляют закупку на привлеченные средства (гранты, собственные средства, доходы от субподряда).
Поставщиками могут выступать юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Виды процедур закупок
Выделяют следующие виды закупочных процедур:
- конкурентные;
- неконкурентные.
К конкурентным закупкам относятся торги и иные способы закупок, такие, как запрос котировок, предложений, конкурентные переговоры. Также к конкурентным видам относятся следующие мероприятия:
К неконкурентному виду относится закупка у единственного поставщика.
По итогам любого из видов закупки с победителем или единственным поставщиком заключается договор. Условия заключения договора должны быть описаны в Положении о закупках.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Информацию о закупках можно найти на специальных сайтах – электронных торговых площадках. На данный момент их больше 200.
Для участия в закупках необходимо пройти аккредитацию на выбранной электронной торговой площадке.
Участие в закупках может быть платным или бесплатным в зависимости от условий электронной торговой площадки.
Для участия в закупках необходимо иметь электронную подпись, так как все значимые действия при осуществлении закупок проходят в формате электронного документооборота.
Федеральный закон 223-ФЗ не регламентирует вид электронной подписи, данный вопрос решает Положение о закупке.
Планирование и регламентирование закупок
Закон 223-ФЗ не содержит четких указаний о порядке проведения закупки. Функцию основного регулятора закупок выполняет Положение о закупке – это документ, описывающий порядок осуществления закупок у конкретного заказчика.
В положении о закупке должны быть описаны следующие категории:
- способы закупки;
- план подготовки и ведения закупочной деятельности;
- порядок заключения и исполнения договора;
- перечень закупаемых работ, товаров и услуг.
Данное положение должно быть размещено в ЕИС (единой информационной системе).
Вторым важным документом при проведении закупки является план закупки, который составляется на срок не менее одного года. План также должен быть размещен в единой информационной системе.
План должен содержать сведения о закупках и сроки их осуществления.
Помимо вышеуказанных документов, в ЕИС должны быть размещены следующие сведения:
- извещение о закупках;
- документация по закупке.
В единой информационной системе в обязательном порядке должны быть размещены Положение о закупке, план закупки, извещения и документация по закупкам. Неразмещение или нарушение норм в размещении информации в ЕИС грозят штрафами.
Отчетность
Согласно статье 4 223-ФЗ, каждый заказчик должен ежемесячно отчитываться о закупках. Существует 4 вида ежемесячных отчетов:
- об общей цене заключенных договоров;
- о договорах с единственным поставщиком;
- об общей цене контрактов с государственной тайной или договоров, заключенных по решению Правительства РФ;
- об общей стоимости договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
Заказчики с выручкой в 2 миллиарда рублей и более обязаны осуществлять закупки у МСП – 18% от общего объема закупок.
Контроль и ответственность в области закупок
Контроль в данной области осуществляется на двух уровнях: государственном и ведомственном.
На государственном уровне органом контроля выступает ФАС РФ. Данная инстанция может проводить проверки как по жалобам субъектов закупки, так и по собственной инициативе.
Также на государственном уровне коррупционную составляющую проверяет Прокуратура.
По результатам проверки может быть вынесено одно из следующих решений:
За нарушение требований законодательства виновному грозит привлечение к административной ответственности согласно Кодексу об Административных правонарушениях Российской Федерации.
Ведомственный контроль осуществляют вышестоящие инстанции заказчика закупок.
В случае ненадлежащего исполнения своих обязательств поставщиком последнему грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков. Данная санкция налагается на 3 года.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/osnovnye-polozenia.html
223 ФЗ о закупках — актуальная редакция. Последние изменения
Федеральный Закон 223 о закупках вышел в далеком 2011 году, а функционировать стал в 2012. К данному моменту далеко не все разобрались с тем, что он из себя представляет и чем отличается от предыдущей версии. Подробнее все детали и особенность функционирования данного нормативного акта можно узнать в данной статье.
На кого распространяется закон 223-ФЗ
Согласно 223 ФЗ о закупках заказчиками госзакупок могут считаться только определенные лица. К ним относятся:
- Крупные корпорации, компании, монополисты, возникшие естественным путем из-за отсутствия конкуренции на рынке. Важным условием является доля государства в уставном капитале. Закон ставит границу не менее 50% от уставного капитала.
- Дочерние предприятия крупных компаний. Для участия в госзакупках им нужно соблюсти конкретные требования. Это может быть 50% капитала материнской компании, либо 10 млрд. рублей, выраженных в стоимости общих инвестиционных проектов, поддерживаемых государством.
- Бюджетные учреждения, либо унитарные предприятия. Важно, что данные лица становятся закупщиками только за счет собственных средств, либо грантов.
Подготовка к закупочной деятельности
Для желающих участвовать в госзакупках существуют следующие необходимые этапы:
- Цифровая подпись должна быть зарегистрирована в любом удостоверяющем центре.
- На портале государственных услуг необходимо зарегистрироваться.
- На сайте, регулирующем вопросы госзакупок, также следует зарегистрироваться.
- Формулирование положений.
- Создание и последующее размещение на сайте документации, включающей план проведения мероприятий по закупкам.
- Необходимо завершить настройку профиля на государственном сайте закупок.
- Предоставление полной и конкретной документации лицам, задействованным в данном процессе.
После осуществления всех вышеперечисленных мероприятий, лицо становится непосредственным участником конкурса. По его итогам с одним из конкурсантов и заключается контракт.
Публикация сведений в ЕИС
В Единую Информационную Систему в обязательном порядке вносятся следующие данные:
- Способы осуществления закупок, необходимые для проведения мероприятий.
- Порядок проведения торгов, который предполагает заказчик.
- Отбор предположительных поставщиков, способы его проведения.
- Сроки выполнения проекта и период перечисления финансовых средств согласно расчетам.
- Порядок заключения договора между сторонами.
- Порядок и проведение оплаты за выполненные работы.
- Порядок наложения штрафов и их объем.
- Алгоритмы решения возможных конфликтных ситуаций.
Также в обязательном порядке загружаются остальные документы, связанные с закупочной деятельностью. К ним можно отнести планы и извещения по закупкам, непосредственно проект договора и протоколы, составленные в ходе закупок.
Нет нужды публиковать все данные о предстоящих закупках, если их сумма не превышает 100000 рублей. К запрету подлежит любая информация, касающаяся государственной тайны.
Самое важное для заказчика- таблица сроков
Согласно 223-ФЗ сроки, установленные законом нужно соблюсти в обязательном порядке. К ним относятся:
- Размещение в ЕИС Положения о закупках, а также всех связанных с ним изменений в течение 15 суток.
- Размещение извещения о закупках в течение 20 суток или изменений в нем в течение трех суток.
- Ответы на запросы участников до тех суток с момента их поступления.
- Протоколы по закупкам и публикация подписанного сторонами договора, на которые также дается 3 дня.
- Изменения по договору в течение 10 дней с момента их внесения.
- Ежемесячный отчет по закупкам, подаваемый 10 числа каждого месяца.
- Ежегодный отчет, подаваемый в течении января года, следующего за отчетным.
Помимо представленных выше существуют дополнительные сроки, касающиеся приема заявок участников. Они зависят от размера поставщика, порядка процедуры отбора и финансовых объемов проекта. В целом это диапазон в 5-7 дней.
Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223
Основным отличием ФЗ 223 является то, что он более прост для участников закупок и предъявляет менее строгие требования. К примеру, согласно ему, участники самостоятельно формулируют правила проведения закупок, любой специалист компании может осуществлять закупки, торги могут быть организованы на любой из 150 электронных площадок. Помимо этого у 44 ФЗ можно найти ряд отличий:
- Объемы данного закона больше в 10 раз, что упрощает работу новичкам, но совершенно не нужно профессионалам.
- Нарушения любого пункта регламента чревато крупным штрафом и внесением организации в черный список.
- Ограничены объемы закупок у одного поставщика.
- Доступны только 5 платформ для электронных торгов.
- Строгие сроки соблюдения каждого этапа.
- Победитель аукциона должен предоставить гарантии договора в размере 5-10% от общей суммы в зависимости от пожеланий заказчика.
- Заказчик не может самостоятельно вносить изменения в договор или расторгнуть его.
Эти пункты нельзя назвать недостатками, так как они вносят более конкретный характер в процедуру госзакупок, что помогает не потеряться при самостоятельном регулировании, так как все этапы заранее расписаны. ФЗ 223 позволяет самостоятельно формулировать сроки выполнения этапов.
Последняя редакция 223-ФЗ
В январе 2019 Государственная Дума рассмотрела и приняла ряд изменений. Последняя редакция 223 ФЗ имеет поправки касательно электронных торгов и поставщиков. Наиболее важными можно считать следующие поправки:
- Автоматический перенос данных с внутренней системы компании в ЕИС за счет синхронизации перемещения информации, что должно сэкономить время и облегчить работу крупных компаний.
- Обеспечение заявки осуществляется только при общей стоимости свыше 5000000 рублей и составляет 5%.
- Изменение ключевых сроков, касающихся подачи извещений.
- Создание заказчиками специальной комиссии, занимающейся проверкой конкурентности закупки.
- Запрет покупки продуктов определенного товарного знака, использование при закупке слов или их эквивалентов.
- Возможность присоединения дочерних компаний к закупке, осуществляемой материнской компанией.
- Возможность производить закупки у одного конкретного поставщика.
- Создание специальных счетов для обеспечения заявки в конкретных банках, перечисленных в законе.
- Переход практически всех заявок в электронный формат.
Это далеко не весь перечень изменений последней редакции 223 ФЗ. Для полного ознакомления с остальными поправками необходимо обратиться к самому документу.
223 фз последняя редакция – Посмотреть и скачать
Источник: https://zakupki-gov-ru.com/223-fz/