Стандарт закупочной деятельности по Закону № 223-ФЗ

Стандарт закупочной деятельности по Закону № 223-ФЗ

Стандарт закупочной деятельности по Закону № 223-ФЗ

Статья посвящена довольно нетрадиционному подходу к регулированию закупок в рамках Закона № 223-ФЗ – добровольной стандартизации правил закупок, которую в середине лета 2015 года предложила ФАС России, используя свой накопленный опыт.

Cитуация вокруг Закона № 223-ФЗ остается двоякой: с одной стороны, система явно не демонстрирует максимума эффективности и открытости, которых от нее ожидают, с другой — не делается и явных шагов зарегулировать отрасль, превратив ее в двойника системы государственных закупок.

Так, Андрей Цариковский, заместитель руководителя ФАС России, в ходе одной из пресс-конференций1 отметил, что заказчики, применяющие Закон № 223-ФЗ, являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, а не чиновниками — у них должна быть свобода хозяйственной деятельности, поэтому ФАС не планирует сближения норм Закона № 223-ФЗ и Закона о КС.

Причины создания Стандарта закупочной деятельности

Антимонопольный орган, очевидно, выбрал более тонкий и долговременный вариант стратегии борьбы за честность и прозрачность закупок отдельных видов юридических лиц — просвещение, наставничество и социальную ответственность. В качестве инструмента таковой стратегии был принят и 21 июля текущего года опубликован Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц (далее — Стандарт).

Необходимо подчеркнуть, что Стандарт является не нормативным документом, а, скорее, взглядом ФАС России на то, каким должно быть положение о закупке организаций-заказчиков. А. Ю. Цариковский даже назвал его общественным долгом.

При этом Стандарт не стал образцом положения — его невозможно применить в качестве такового.

«Стандарт включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, которые могут быть использованы при утверждении положения о закупке» — говорится в преамбуле документа.

Интересным является и тот факт, что Стандарт стал предтечей, пожалуй, наиболее радикальных поправок, которые планируется внести в Закон № 223-ФЗ в ближайшее время.

В Государственной Думе находятся сразу два законопроекта, один из которых (№ 821534-6) в случае принятия должен произвести маленькую революцию в сфере закупок: планируется ввести ограниченный перечень способов закупки, уточнить понятие закупки в электронной форме и др.

Обеспокоенность результатами работы системы закупок высказывал директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Максим Чемерисов: «Практика применения закона о закупках госкомпаниями и монополиями говорит о том, что его нужно менять.

Негативные тенденции в системе закупок отдельных видов юридических лиц в этом году усилились»3. Похвастаться действительно нечем. Стабильно высокими со склонностью к росту остаются доли закупок у единственного поставщика и закупок иными способами (см.

рисунок); на Официальном сайте в настоящее время имеется информация о более чем 2,7 тыс. наименований способов закупок.

Динамика долей закупок у единственного поставщика и закупок иными способами, % от общего числа в денежном выражении

Поторопитесь записаться на ближайший курс
«Организация закупок по Закону №223-ФЗ (120 часов)»

В программе обучения:

  • Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок. Раскрытие информации
  • Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
  • Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
  • Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
  • Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
  • Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок

Посмотреть всю программу »

Стандарта закупочной деятельности

Предложенный Стандарт включает в себя рекомендации, касающиеся практически всех аспектов закупочной деятельности. В частности, п. 2 раздела II Стандарта указывает на целесообразность подробного, полного описания объекта закупок при подготовке плана закупок.

Действительно, требования постановления Правительства РФ от 17.09.

2012 № 932 в этой части зачастую выполняются заказчиками формально: вместо описаний в планы включаются формулировки согласно условиям ранее заключенного договора, согласно эскизу и договору, поставка качественных мясопродуктов согласно договору и иные. К сожалению, в этом вопросе приходится уповать лишь на сознательность заказчиков.

Отдельно Стандарт указывает на возможность дополнительной публикации сведений о закупках на сайтах организаций-заказчиков (п. 1 раздела III Стандарта). Такая рекомендация, безусловно, может быть эффективной для крупного заказчика. Применительно же к малому заказчику, имеющему низкофункциональный сайт, можно сказать, что публикация на нем станет лишь дополнительной трудозатратой.

Целесообразными видятся рекомендации п. 2 раздела V Стандарта, касающиеся порядка работы заказчика, его комиссий с недостоверной информацией.

Практика применения и Закона № 223-ФЗ и Закона о контрактной системе говорит о том, что в положение о закупке стоит включить определение термина «недостоверная информация», порядок доказывания недостоверности (в частности, перечень источников информации, на основе которых комиссия будет делать свои выводы).

В какой-то части Стандарт направлен на избежание заказчиком грубых ошибок при проведении закупки. Нередки случаи некорректного применения заказчиками их же положений о закупке, оплошностей при установлении требований к участникам и документальном подтверждении соответствия этим требованиям.

Авторы Стандарта словно пытаются донести следующую мысль: требования к участникам, способы закупки могут быть различными, главное — их исчерпывающее описание и применение в соответствии с этим описанием.

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/101530-qqe-16-m3-standart-zakupochnoy-deyatelnosti-po-zakonu-223-fz

Основные положения федерального закона 223-ФЗ. Чем грозит нарушение законодательства?

Стандарт закупочной деятельности по Закону № 223-ФЗ

Федеральный закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” от 18 июля 2011 г.

N223-ФЗ, в отличие от федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 05 апреля 2013 N44-ФЗ, определяет не четкий порядок проведения закупок, а только устанавливает общие принципы и правила их проведения.

Общие положения федерального закона 223-ФЗ

Данный нормативный акт призван обеспечить единство экономического пространства в стране, создание условий для удовлетворения нужд определенных видов юридических лиц в товарах, работах, услугах, эффективность реализации денежных средств, стимулирование участия юридических и физических лиц, обеспечение прозрачности процедуры закупки и гласности, минимизацию коррупции и других нарушений законов.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны обеспечить обеспечение следующих принципов:

  • информационной доступности закупочного процесса;
  • равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и ограничений конкуренции;
  • адресной направленности и обеспечения эффективности использования денежных средств, а также нацеленности на сокращение издержек заказчика;
  • запрета на установление неизмеряемых требований.

Заказчиками закупок выступают следующие лица:

  • организации, в которых доля участия государства более 50%;
  • предприятия, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (электро-, газо-, тепло-, водоснабжение);
  • естественные монополии (газовые и нефтяные предприятия, РЖД);
  • бюджетные учреждения, которые осуществляют закупку на привлеченные средства (гранты, собственные средства, доходы от субподряда).

Поставщиками могут выступать юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Виды процедур закупок

Выделяют следующие виды закупочных процедур:

  • конкурентные;
  • неконкурентные.

К конкурентным закупкам относятся торги и иные способы закупок, такие, как запрос котировок, предложений, конкурентные переговоры. Также к конкурентным видам относятся следующие мероприятия:

К неконкурентному виду относится закупка у единственного поставщика.

По итогам любого из видов закупки с победителем или единственным поставщиком заключается договор. Условия заключения договора должны быть описаны в Положении о закупках.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Информацию о закупках можно найти на специальных сайтах – электронных торговых площадках. На данный момент их больше 200.

Для участия в закупках необходимо пройти аккредитацию на выбранной электронной торговой площадке.

Участие в закупках может быть платным или бесплатным в зависимости от условий электронной торговой площадки.

Для участия в закупках необходимо иметь электронную подпись, так как все значимые действия при осуществлении закупок проходят в формате электронного документооборота.

Федеральный закон 223-ФЗ не регламентирует вид электронной подписи, данный вопрос решает Положение о закупке.

Планирование и регламентирование закупок

Закон 223-ФЗ не содержит четких указаний о порядке проведения закупки. Функцию основного регулятора закупок выполняет Положение о закупке – это документ, описывающий порядок осуществления закупок у конкретного заказчика.

В положении о закупке должны быть описаны следующие категории:

  • способы закупки;
  • план подготовки и ведения закупочной деятельности;
  • порядок заключения и исполнения договора;
  • перечень закупаемых работ, товаров и услуг.

Данное положение должно быть размещено в ЕИС (единой информационной системе).

Вторым важным документом при проведении закупки является план закупки, который составляется на срок не менее одного года. План также должен быть размещен в единой информационной системе.

План должен содержать сведения о закупках и сроки их осуществления.

Помимо вышеуказанных документов, в ЕИС должны быть размещены следующие сведения:

  • извещение о закупках;
  • документация по закупке.

В единой информационной системе в обязательном порядке должны быть размещены Положение о закупке, план закупки, извещения и документация по закупкам. Неразмещение или нарушение норм в размещении информации в ЕИС грозят штрафами.

Отчетность

Согласно статье 4 223-ФЗ, каждый заказчик должен ежемесячно отчитываться о закупках. Существует 4 вида ежемесячных отчетов:

  • об общей цене заключенных договоров;
  • о договорах с единственным поставщиком;
  • об общей цене контрактов с государственной тайной или договоров, заключенных по решению Правительства РФ;
  • об общей стоимости договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Заказчики с выручкой в 2 миллиарда рублей и более обязаны осуществлять закупки у МСП – 18% от общего объема закупок.

Контроль и ответственность в области закупок

Контроль в данной области осуществляется на двух уровнях: государственном и ведомственном.

На государственном уровне органом контроля выступает ФАС РФ. Данная инстанция может проводить проверки как по жалобам субъектов закупки, так и по собственной инициативе.

Также на государственном уровне коррупционную составляющую проверяет Прокуратура.

По результатам проверки может быть вынесено одно из следующих решений:

За нарушение требований законодательства виновному грозит привлечение к административной ответственности согласно Кодексу об Административных правонарушениях Российской Федерации.

Ведомственный контроль осуществляют вышестоящие инстанции заказчика закупок.

В случае ненадлежащего исполнения своих обязательств поставщиком последнему грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков. Данная санкция налагается на 3 года.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/osnovnye-polozenia.html

223 ФЗ о закупках — актуальная редакция. Последние изменения

Стандарт закупочной деятельности по Закону № 223-ФЗ

Федеральный Закон 223 о закупках вышел в далеком 2011 году, а функционировать стал в 2012. К данному моменту далеко не все разобрались с тем, что он из себя представляет и чем отличается от предыдущей версии. Подробнее все детали и особенность функционирования данного нормативного акта можно узнать в данной статье.

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Согласно 223 ФЗ о закупках заказчиками госзакупок могут считаться только определенные лица. К ним относятся:

  • Крупные корпорации, компании, монополисты, возникшие естественным путем из-за отсутствия конкуренции на рынке. Важным условием является доля государства в уставном капитале. Закон ставит границу не менее 50% от уставного капитала.
  • Дочерние предприятия крупных компаний. Для участия в госзакупках им нужно соблюсти конкретные требования. Это может быть 50% капитала материнской компании, либо 10 млрд. рублей, выраженных в стоимости общих инвестиционных проектов, поддерживаемых государством.
  • Бюджетные учреждения, либо унитарные предприятия. Важно, что данные лица становятся закупщиками только за счет собственных средств, либо грантов.

Подготовка к закупочной деятельности

Для желающих участвовать в госзакупках существуют следующие необходимые этапы:

  1. Цифровая подпись должна быть зарегистрирована в любом удостоверяющем центре.
  2. На портале государственных услуг необходимо зарегистрироваться.
  3. На сайте, регулирующем вопросы госзакупок, также следует зарегистрироваться.
  4. Формулирование положений.
  5. Создание и последующее размещение на сайте документации, включающей план проведения мероприятий по закупкам.
  6. Необходимо завершить настройку профиля на государственном сайте закупок.
  7. Предоставление полной и конкретной документации лицам, задействованным в данном процессе.

После осуществления всех вышеперечисленных мероприятий, лицо становится непосредственным участником конкурса. По его итогам с одним из конкурсантов и заключается контракт.

Публикация сведений в ЕИС

В Единую Информационную Систему в обязательном порядке вносятся следующие данные:

  • Способы осуществления закупок, необходимые для проведения мероприятий.
  • Порядок проведения торгов, который предполагает заказчик.
  • Отбор предположительных поставщиков, способы его проведения.
  • Сроки выполнения проекта и период перечисления финансовых средств согласно расчетам.
  • Порядок заключения договора между сторонами.
  • Порядок и проведение оплаты за выполненные работы.
  • Порядок наложения штрафов и их объем.
  • Алгоритмы решения возможных конфликтных ситуаций.

Также в обязательном порядке загружаются остальные документы, связанные с закупочной деятельностью. К ним можно отнести планы и извещения по закупкам, непосредственно проект договора и протоколы, составленные в ходе закупок.

Нет нужды публиковать все данные о предстоящих закупках, если их сумма не превышает 100000 рублей. К запрету подлежит любая информация, касающаяся государственной тайны.

Самое важное для заказчика- таблица сроков

Согласно 223-ФЗ сроки, установленные законом нужно соблюсти в обязательном порядке. К ним относятся:

  • Размещение в ЕИС Положения о закупках, а также всех связанных с ним изменений в течение 15 суток.
  • Размещение извещения о закупках в течение 20 суток или изменений в нем в течение трех суток.
  • Ответы на запросы участников до тех суток с момента их поступления.
  • Протоколы по закупкам и публикация подписанного сторонами договора, на которые также дается 3 дня.
  • Изменения по договору в течение 10 дней с момента их внесения.
  • Ежемесячный отчет по закупкам, подаваемый 10 числа каждого месяца.
  • Ежегодный отчет, подаваемый в течении января года, следующего за отчетным.

Помимо представленных выше существуют дополнительные сроки, касающиеся приема заявок участников. Они зависят от размера поставщика, порядка процедуры отбора и финансовых объемов проекта. В целом это диапазон в 5-7 дней.

Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223

Основным отличием ФЗ 223 является то, что он более прост для участников закупок и предъявляет менее строгие требования. К примеру, согласно ему, участники самостоятельно формулируют правила проведения закупок, любой специалист компании может осуществлять закупки, торги могут быть организованы на любой из 150 электронных площадок. Помимо этого у 44 ФЗ можно найти ряд отличий:

  1. Объемы данного закона больше в 10 раз, что упрощает работу новичкам, но совершенно не нужно профессионалам.
  2. Нарушения любого пункта регламента чревато крупным штрафом и внесением организации в черный список.
  3. Ограничены объемы закупок у одного поставщика.
  4. Доступны только 5 платформ для электронных торгов.
  5. Строгие сроки соблюдения каждого этапа.
  6. Победитель аукциона должен предоставить гарантии договора в размере 5-10% от общей суммы в зависимости от пожеланий заказчика.
  7. Заказчик не может самостоятельно вносить изменения в договор или расторгнуть его.

Эти пункты нельзя назвать недостатками, так как они вносят более конкретный характер в процедуру госзакупок, что помогает не потеряться при самостоятельном регулировании, так как все этапы заранее расписаны. ФЗ 223 позволяет самостоятельно формулировать сроки выполнения этапов.

Последняя редакция 223-ФЗ

В январе 2019 Государственная Дума рассмотрела и приняла ряд изменений. Последняя редакция 223 ФЗ имеет поправки касательно электронных торгов и поставщиков. Наиболее важными можно считать следующие поправки:

  • Автоматический перенос данных с внутренней системы компании в ЕИС за счет синхронизации перемещения информации, что должно сэкономить время и облегчить работу крупных компаний.
  • Обеспечение заявки осуществляется только при общей стоимости свыше 5000000 рублей и составляет 5%.
  • Изменение ключевых сроков, касающихся подачи извещений.
  • Создание заказчиками специальной комиссии, занимающейся проверкой конкурентности закупки.
  • Запрет покупки продуктов определенного товарного знака, использование при закупке слов или их эквивалентов.
  • Возможность присоединения дочерних компаний к закупке, осуществляемой материнской компанией.
  • Возможность производить закупки у одного конкретного поставщика.
  • Создание специальных счетов для обеспечения заявки в конкретных банках, перечисленных в законе.
  • Переход практически всех заявок в электронный формат.

Это далеко не весь перечень изменений последней редакции 223 ФЗ. Для полного ознакомления с остальными поправками необходимо обратиться к самому документу.

223 фз последняя редакция – Посмотреть и скачать

Источник: https://zakupki-gov-ru.com/223-fz/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.