Основные отличия между 44-ФЗ и 223-ФЗ
Чем отличается 44‑ФЗ от 223‑ФЗ?
Статья актуальна на 1 июля 2019
Объем 44-ФЗ в 10 раз больше, чем 223-ФЗ. Более строгий 44-ФЗ подробно объясняет участникам правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя. Поэтому он подходит начинающим участникам, а 223-ФЗ — более опытным компаниям. Посмотрим подробнее, чем различаются эти два закона.
В чем принципиальное отличие?
44-ФЗ
Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.
Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.
223-ФЗ
Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.
Кто заказчик?
44-ФЗ
Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения
223-ФЗ
- государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
- субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
- организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
- бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.
Кто поставщик?
44-ФЗ и 223-ФЗ
Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.
У каких участников приоритет?
44-ФЗ
- субъекты малого предпринимательства,
- учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
- организации инвалидов,
- поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
- социально ориентированные некоммерческие организации.
15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.
223-ФЗ
- субъекты малого и среднего предпринимательства,
- поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 18% совокупного годового объема договоров.
Способы закупок
44-ФЗ
Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.
- открытые конкурсы
- конкурсы с ограничением участия
- многоэтапные конкурсы
- закрытые конкурсы
- закрытые конкурсы с ограничением участия
- электронные аукционы
- аукционы в закрытой форме
- запросы предложений
- запросы ценовых котировок
Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены.
223-ФЗ
В положении о закупке заказчик прописывает конкурентные и неконкурентные способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:
- конкурсов,
- аукционов,
- запросов предложений,
- запросов котировок.
Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.
Закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше конкурентными закупками.
На каких ЭТП заказчики проводят торги?
44-ФЗ
8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Аккредитацию на всех этих площадках автоматически дает регистрация в Единой информационной системе закупок. Регистрация бесплатна.
223-ФЗ
Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою». На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.
Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми ЭТП госзакупок.
Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах?
44-ФЗ
Квалифицированная электронная подпись (КЭП).
223-ФЗ
Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП).
Сроки подачи заявок
44-ФЗ
Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.
223-ФЗ
Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку.
Какую отчетность предоставляют заказчики?
44-ФЗ
Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:
- документы о приемке работ,
- по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
- отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.
223-ФЗ
Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:
- заключенных договоров,
- договоров, заключенных с единственным поставщиком,
- заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.
До 1 февраля года следующего за отчетным заказчики размещают:
- годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),
- годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442).
Обеспечение исполнения заявки и контракта
44-ФЗ
Обеспечение заявки
Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. Обеспечение заявки будет таким:
- от 0,5 до 1 %, если НМЦ до 20 млн руб.,
- от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
- 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.
Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на спецсчет. Выбрать банк можно бесплатно в сервисе Контур.Спектр.
Обеспечение контракта и гарантийных обязательств
Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.
Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:
- внести денежные средства на счет заказчика,
- предоставить банковскую гарантию.
Для малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. Обеспечение не предоставляют те СМП, кто имеет опыт исполнения контрактов.
Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком (перечень банков опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru.
Стоимость участия
Победителю закупки нужно быть готовым отдать:
- 1% от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей (без учета НДС).
- 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (включая НДС), если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.
Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.
223-ФЗ
Обеспечение заявки
Заказчики не может требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. При НМЦ выше заказчик может установить размер обеспечения не больше 5% от НМЦ. Участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет заказчика.
Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика.
Обеспечение контракта
Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом (деньгами или банковской гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке.
Стоимость участия
В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки. В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие.
Возможность изменения, расторжения контракта
44-ФЗ
Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя.
223-ФЗ
Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках.
Можно ли обжаловать действия заказчика?
44-ФЗ
Жаловаться можно, в законе прописан алгоритм действий. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.
223-ФЗ
Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).
Рубрики: 44‑ФЗ 223-ФЗ Основы
Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/67-44-or-223
Отличия законов о закупках 223 ФЗ и 44 ФЗ в Российской Федерации
- 1 Общие сведения ФЗ 44
- 2 Суть ФЗ 223
- 3 Отличия ФЗ 44 и ФЗ 223
Согласно законодательству Российской Федерации, осуществление закупок регулируется Федеральными законами 223 и 44. У них есть общие черты, но они отличаются друг от друга. Во избежание ошибок и путаницы в этих двух актах, рекомендуется изучить сравнение и выявление их отличий.
Общие сведения ФЗ 44
ФЗ 44 был принят Государственной Думой 22 марта 2013 года, а одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. Федеральный закон о закупках номер 44 имеет 8 глав и 114 статей.
Он регулирует закупку товаров, услуг и работ муниципальными и государственными учреждениями, контролирует законность, повышает эффективность, результативность, обеспечивает гласность и прозрачность закупок учреждениями, предотвращает коррупцию.
Закон распределяется на область планирования, аудита, мониторинга покупок товаров, услуг и работ, на сферу определения поставщиков, заключение договоров и исполнения обязанностей по контрактам.
Федерального закона 44:
- В первой главе описаны сферы и области, на которые настоящий закон распределяется. Даны другие нормативы, акты и законы, регулирующие закупку товаров, работ и услуг. Описана электронная закупка и принципы работы в этой области, включая принципы открытости и прозрачности информации, единства системы, ответственности лиц за результат и т. д. Оформлены цели осуществления покупок и система закупок для бюджетных, государственных и муниципальных учреждений;
- В главе номер два оформлено составление плана закупки, подготовка к ней. Учреждение обязано составить подробный план, обосновать цели и задачи действий, провести совещание с обсуждением, составить график, договориться с поставщиком о ценах. Все товары, услуги и работы должны быть распределены по каталогам;
- Третья глава разделена на 7 параграфов. В ней описан сам процесс осуществления закупки. В первом параграфе описаны категории учреждений, имеющих право осуществлять покупки, даны требования и правила, форма контракта, описаны комиссии, специалисты и оценщики, их полномочия и обязанности. Дана информация о конкурсах и аукционах. Во втором параграфе описаны процессы, особенности и нюансы проведения конкурсов и аукционов для определения поставщика. В третьем параграфе описаны процессы, особенности и нюансы проведения запроса котировок для определения поставщика. В четвертом и пятом параграфах определение поставщиков при помощи запроса предложений и других, закрытых способов. Далее информация о выборе единственного поставщика и о изменениях в контракте;
- В четвертой гл. описан мониторинг и аудит в области закупок;
- Согласно гл. пять за закупками ведется контроль. В ней описаны категории и виды контроля, ведомственный, самостоятельно заказчиком, общественный. Даны сведения о государственных реестрах и учетах, реестрах и учетах отдельно для компаний и т. д.;
- В шестой даны формы жалоб и письменных заявлений, описаны процессы и особенности подачи этих заявлений в случае, если одна из сторон хочет пожаловаться на некачественное выполнение обязанностей, нарушения, несоблюдение условий или требований и т. д. Описана ответственность за выявленные и доказанные нарушения. Статья 66 подробнее здесь:;
- В главе семь описаны разные категории отдельных видов закупок, их особенности и нюансы;
- В восьмой описаны заключительные и дополнительные положения закона.
Закон регулирует и регламентирует правоотношения сторон заказчика (бюджетное, государственное или муниципальное учреждение) и поставщика. Подробнее о статье 94 по ссылке:
Скачать Федеральный закон номер 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в последней редакции можно по ссылке.
Суть ФЗ 223
ФЗ 223 был принят Государственной Думой 8 июля 2011 года, а одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года. Последние изменения в него были внесены 7 июня 2017 года. Федеральный закон РФ о закупках номер 223 имеет 8 статей.
Этот закон устанавливает и контролирует общие, единые принципы осуществления закупок на территории Российской Федерации.
Согласно описываемому закону создается единое экономическое пространство, удовлетворяющее потребностям юридических лиц в сфере покупки товаров, услуг и работ.
Федерального закона 223:
- 1 ст. — устанавливаются цели и задачи принятия закона в силу для всех корпораций, компаний и организаций;
- 2 ст. — кроме настоящего Федерального закона, эта сфера регулируется еще другими ФЗ, Конституцией Российской Федерации и Гражданским Кодексом РФ;
- 3 ст. — принципы и условия осуществления закупок определяются Правительством Российской Федерации и включают открытость и прозрачность сведений и информации, равноправие, толерантность и справедливость сторон по отношению друг к другу, эффективное расходование денежных средств, запрет на установку неизмеримых требований к заказчикам или поставщикам;
- 4 ст. — вся информация о системе закупок, сведения о товаре, услугах или работах должны быть внесены в единую информационную систему;
- 5 ст. — ведение реестра недобросовестных поставщиков и их ответственность за нарушения;
- 6 ст. — согласно законодательству Российской Федерации, над сферой закупок ведется контроль;
- 7 ст. — согласно законодательству Российской Федерации, лица, нарушившие положения или условия описываемого закона, несут ответственность;
- 8 ст. — закон вступил в силу 1 января 2012 года.
В отличие от ФЗ 44, 223 Федеральный закон имеет другие цели и задачи и более узкую специализацию.
Скачать Федеральный закон номер 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в последней редакции можно по ссылке.
Отличия ФЗ 44 и ФЗ 223
Ниже подробнее рассматриваются отличия ФЗ 223 и ФЗ 44 с перечислением отдельно пунктов для наглядности.
ФЗ 223 | ФЗ 44 |
Цели законов. | Цели законов. |
Целью Федерального закона 223 является установление общего экономического пространства. Его задача также — своевременное исполнение потребностей юридических лиц в товарах, услугах или работах, в нужной ценовой категории и необходимого качества. | Целью Федерального закона 44 является повышение эффективности закупок для государственных, бюджетных и муниципальных учреждений. Его задача также — результативность таких закупок, предотвращение коррупции в этой области. |
По закону заказчиками являются: | По закону заказчиками являются: |
|
|
Составление плана. | Составление плана. |
Каждый год составляется документ с подробным описанием планов закупок и графиком. В случаях покупки лекарств или высокотехнологических товаров, документ составляется минимум на 5, а максимум на 7 лет. | Составляется два документа. Каждый год оформляется план с графиками покупок. Но один раз в три года оформляется бумага с подробным планом закупки. |
Типы закупки. | Типы закупки. |
По ФЗ 223 существуют только торги и конкурсы. |
|
Главными отличиями двух описываемых законов являются цели и задачи, стороны договоров, графики, планы, категории и виды закупок.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
Источник: https://lawlinks.ru/223-fz-i-44-fz/
В чем отличие 44-фз от 223-фз | контур.закупки
Объем торгов по 44-ФЗ в 10 раз больше торгов по 223-ФЗ, он четко объясняет участникам правила, регламентирует параметры при выборе победителя и поэтому подходит начинающим участникам.
В свою очередь, 223-ФЗ менее строг по регламенту, но более трудоемкий при подготовке документов.
Разберем подробней отличия этих двух законов.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Основные отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ
Этот закон относится ко всем закупкам госзаказчиков и контролирует все этапы сделки. Пренебрежение правилами грозит серьезными проблемами: для заказчиков – штрафы и отмена уже состоявшихся закупок, для предпринимателей занесение в РНП – реестр недобросовестных поставщиков.Такие строгие правила позволяют победителю быть уверенным, что контракт с ним будет заключен, а работа и товары – оплачены. | Закон 223-ФЗ устанавливает лишь общие принципы закупок для участников. Основное правило: компания обязана лично разработать собственное Положение о закупках. В этом положении должны быть описаны требования к участникам и способы определения поставщика.Главное, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ – это положение о закупке конкретного заказчика. |
Заказчики
|
|
Поставщики
Участвовать в закупках и стать поставщиком может любое юридическое или физическое лицо, а также индивидуальный предприниматель. |
Преференции участникам
От общего количества закупок, госзаказчики обязаны 15% проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций. |
Согласно постановлению правительства у субъектов СМП годовой объем закупок по 223-ФЗ должен быть не меньше 18% совокупного годового объема договоров.Это постановление вступило в силу 1 июля 2015 года для тех заказчиков, у которых годовая выручка более 10 млрд. рублей, а с 1 января 2016 начнет действовать для всех. |
Электронные площадки
Восемь федеральных ЭТП:
Заказчик должен выбрать одну из площадок для размещения. Регистрация на ЭТП госзакупок бесплатна. | Существует более 300 коммерческих ЭТП.Самые известные их них:
Каждый заказчик может выбирать самостоятельно любую из них, ограничений нет.На некоторых ЭТП есть абонентская плата, либо плата за регистрацию на площадке. |
Электронная подпись
Квалифицированная электронная подпись. | Зависит от конкретной площадки. Может быть и квалифицированная, и неквалифицированная подпись. |
Планирование закупок
Планирование в два этапа:
Оба документа размещаются в ЕИС на сайте zakupki.gov.ru. |
Отдельный документ, срок действия которого составляет от 5 до 7 лет, составляется заказчиками для закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств. |
Срок размещения и содержание извещения
Сроки размещения извещения для каждого способа закупок строго определены. Например:
извещение строго регламентируется нормами 44-ФЗ.Некоторые виды закупок у единственного поставщика могут не предусматривать размещения извещения. | Сроки размещения извещений установлены исключительно для аукционов и конкурсов – они составляют не менее 20 дней.Для других способов закупок сроки определяются Положением о закупках.Информация, которая должна содержаться в извещении о закупке, определена частью 8 статьи 4. Заказчик вправе вносить дополнительные сведения, определенные Положением. |
Место размещения извещения
Извещение размещается в ЕИС zakupki.gov.ru и на одной из 8 федеральных ЭТП. | Извещение размещается в ЕИС zakupki.gov.ru и на любой из 300 коммерческих ЭТП. |
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта
Обязательно обоснование НМЦ с помощью одного из методов ст.22:
| Не осуществляется в обязательно порядке. |
Отчетность, предоставляемая заказчиками
На официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru заказчик обязан разместить:
| Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, заказчик размещает на zakupli.gov.ru отчеты об общей стоимости:
|
Обеспечение исполнения контракта
Победитель конкурса или аукциона обязан финансово обеспечить контракт, вне зависимости от его цены. Размер обеспечения от 5 до 30% начальной максимальной цены контракта. Поставщик выбирает способ обеспечения. Это либо внесение денежных средств на счет заказчика, либо предоставление банковской гарантии. В случае, если используется банковская гарантия, она должна быть выдана уполномочены на это банком и быть внесена в реестр банковских гарантий на zakupki.gov.ru. | Если требования по обеспечению есть, то оно должно быть прописано в Положении о закупках. |
Возможность изменения или расторжения контракта
Законом такая возможность не допускается, но антикризисное постановление правительства N 198 от 6 марта 2015 г. позволяет менять некоторые существенные условия: цены, сроки и объемы. Постановление действительно до конца 2015 года. | Заказчик может изменить договор: цены, сроки, объемы товаров, работ, услуг. В каких случаях возможны изменения, поставщик узнает из положения о закупке заказчика. |
Обжалование действий заказчика
Жалоба возможна, в законе даже прописан алгоритм действий. Заявление нужно подать в письменном виде в ваше территориальное отделение ФАС. Жалоба должна быть опубликована в течение 2 рабочих дней на zakupki.gov.ru.Еще 5 дней она рассматривается и выносится решение. | Жалобы на заказчиков рассматриваются в ФАС. Сроки подачи жалобы нужно выяснять из Положения о закупках. Комиссия также будет опираться на это положение и на Гражданский Кодекс РФ.Просчитать риски можно заранее, посмотрев жалобы на заказчика в реестре жалоб на официальном сайте. |
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/v-chem-otlichie-44-fz-ot-223-fz/
Сравним 44-ФЗ и 223-ФЗ: в чем разница
Приведем основные отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ в таблице по критериям: способы закупок, обеспечение контракта, отчетность, расторжение или изменение контракта и т.д.
По Закону № 223-ФЗ закупки проводят юрлица, в уставном капитале которых больше 50% принадлежит государству, региону или муниципалитету.
К ним относятся госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, акционерные и хозяйственные общества.
Кроме того, под действие этого закона попадают их дочерние предприятия, в УК которых больше половины долей принадлежит перечисленным.
Есть исключения из правил — это заказчики, которые обязаны закупать по 44-ФЗ. При выполнении ряда условий они могут пользоваться положениями 223-ФЗ. Они перечислены в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ.
Во-первых, это бюджетные учреждения. Они применяют 223-ФЗ, когда заключают договор для исполнения госконтракта или проводят закупку за счет грантов, субсидий либо денег, полученных за счет иной приносящей доход деятельности. При этом у бюджетного учреждения должно быть положение о закупках, размещенное в ЕИС до конца предыдущего года.
Также под действие 223-ФЗ подпадают ГУПы и МУПы, если заключают договор для исполнения госконтракта, проводят закупку за счет грантов, субсидий или собственных средств либо не используют бюджетные деньги.
Изменения 2020 года по 44-ФЗ и 223-ФЗ
В ходе вебинара Вы узнаете:
☆ Что поменяется в планировании закупок на 2020 год;☆ Как будет проходить контроль по новым правилам;☆ Новые проекты по изменению нацрежима;
☆ Что делать с типовой документацией.
Когда: 12 декабря (четверг) в 11:00
Бесплатный вебинар
Заказчик, работающий по 44-ФЗ, может быть муниципальным или государственным. Он действует от имени федеральных, региональных или муниципальных органов власти. Заказчиками могут выступать:
- госорган (в том числе орган госвласти);
- орган управления внебюджетным фондом;
- казенное учреждение;
- бюджетное учреждение;
- МУПы и ГУПы;
- корпорация «Росатом»;
- корпорация «Роскосмос».
В чем разница закупок по 44-фз и 223-фз
Основное отличие в том, что закупки по 223-ФЗ регламентированы не так строго, как процедуры по 44-ФЗ. Закупки по 44-ФЗ проводятся за счет средств бюджета — федерального, регионального или муниципального. Поэтому правила их проведения диктует государство.
На федеральном уровне разрабатываются единые стандарты, которыми пользуется каждый заказчик. Закон определяет, какие виды закупок можно выбрать, как их проводить, в какие сроки, как оценивать заявки, какие критерии можно применять, а какие нет, как заключать и исполнять контракты.
Любое отступление от регламента считается нарушением, за которое грозит ответственность.Что касается закупок по 223-ФЗ, здесь заказчикам дается ограниченная свобода действий. Каждый разрабатывает собственное положение, в котором определяет правила закупочной деятельности. Сам же закон регулирует только основные моменты, поэтому поставщикам приходится каждый раз адаптироваться под требования конкретного заказчика.
Сравнительная характеристика 44-ФЗ и 223-ФЗ
Сравнительная характеристика 44-ФЗ и 223-ФЗ по основным параметрам представлена в виде таблицы.
Основные параметры | 44-ФЗ | 223-ФЗ |
Регулирование | Закон регламентирует весь закупочный процесс, начиная с планирования и заканчивая отчетностью после исполнения контракта. | Закон определяет только основные принципы закупок, порядок их проведения заказчик устанавливает в своем положении. |
Заказчики | Госорганы, органы управления внебюджетным фондом, казенные учреждения,бюджетные учреждения,МУПы и ГУПы, корпорации «Росатом» и «Роскосмос». | Естественные монополии, организации, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%, их дочерние предприятия, в отдельных случаях — бюджетные учреждения, МУПы и ГУПы |
Поставщики | Любые юрлица, физлица и ИП при условии соответствия требованиям закона | Любые юрлица, физлица и ИП при условии соответствия требованиям заказчика |
Способы закупок | Конкурентные (аукционы, конкурсы, запросы котировок и запросы предложений) и неконкурентные (у едпоставщика). Случаи выбора того или иного типа процедуры определены законом. | Конкурентные (аукционы, конкурсы, запросы котировок и запросы предложений) и неконкурентные (у едпоставщика). Заказчик может использовать дополнительные типы закупок и определять условия их выбора в своем положении. |
Электронные площадки | Электронные закупки проводятся на 8 аккредитованных ЭТП. Участие бесплатное, плату берут только с победителя. | Электронные закупки у СМП проводятся на 8 аккредитованных ЭТП, остальные — на любой из существующих площадок. Участие может быть платным. |
Планирование | Заказчики составляют планы-графики и обязаны их придерживаться. | Заказчики составляют план закупок. |
Документация и извещение | Состав документации зависит от типа закупки и прописан в 44-ФЗ. Состав сведений, которые туда включают, также определен законом. | Правила устанавливают в положении. |
Закупки у субъектов малого предпринимательства | Заказчики должны отводить закупкам у СМП не меньше 15% годового стоимостного объема всех договоров. | Заказчики должны отводить закупкам у СМП не меньше 20% годового стоимостного объема всех договоров |
Антидемпинговые меры | Установлены законом: участник, снизивший начальную цену на 25% и более предоставляет больший размер обеспечения или подтверждает добросовестность. | Могут быть предусмотрены в положении. |
Обеспечение заявки | Нужно в случае, если НМЦК больше 1 млн руб. | Может быть предусмотрены в положении. |
Кто контролирует закупочную деятельность | Федеральная антимонопольная служба | Федеральная антимонопольная служба |
Что заключают заказчик и поставщик | Контракт | Договор |
Таким образом, заказчики в зависимости от типа организации, правовой формы и финансирования выбирают для закупочной деятельности законы 223-ФЗ или 44-ФЗ. Нет преимуществ или недостатков в каждом из них, но есть критерии, по которым заказчики закупают товары, работы или услуги для своих нужд.
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103034-qqq-19-m11-44-fz-i-223-fz-raznitza
Закупки по 44 фз и 223 фз: в чём разница? 2019 г
1. 44-ФЗ и 223-ФЗ: различия закупочных процедур
2. Тендеры и электронные порталы торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ
3. Таблица «Два режима закупок для бюджетных учреждений»
4. -инструкция «Сравнение 44 фз и 223 фз»
Федеральные законы, 44-ФЗ и 223-ФЗ, регламентируют значительный сегмент сферы тендеров и государственных закупок.
В данной статье мы научимся определять как сходства, так и различия между этими законодательными актами, а также чем государственная закупка по 44-ФЗ отличается от запроса по 223-ФЗ. Для сравнения мы выберем основные 15 критериев, по которым можно будет понять, как работают эти законы.
1. 44-ФЗ и 223-ФЗ: различия закупочных процедур
44-ФЗ регулирует порядок поставок ТРУ заказчикам внутри контрактной системы.
223-ФЗ регламентирует сферу закупок для государственных корпораций, естественных монополий и др..
Согласно 44-ФЗ заказчиками выступают:
1) федеральные, региональные и муниципальные властные ведомства;
2) государственные и муниципальные казенные учреждения;
3) бюджетные организации;
4) унитарные предприятия (в том случае, если контракт оплачивается из бюджетных средств).
Организовывать торги по 223-ФЗ могут:
1) предприятия, в которых доля государства в уставном капитале превышает 50 процентов;
2) естественные монополии;
3) бюджетные учреждения;
4) унитарные предприятия, делающие закупки на средства от грантов, либо в качестве субподряда, или на собственные денежные средства.
5) юридические лица, участвующие в инвестиционных проектах с бюджетом, превышающим 0,5 млрд. руб. при наличии государственной поддержки.
Возникли сложности с заполнением документов?
Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат
Обратиться к специалистам
В сфере действия 44-ФЗ исполнителями являются юридические и физические лица, ИП. Заказчик в проектной документации тендера с социальной направленностью правомочен указать возможность заключения контракта с различными участниками торгов.
В торгах по 223-ФЗ могут участвовать также юридические и физические лица, ИП, а также коллективные участники совместных закупок.
44-ФЗ предписывает заказчикам не менее пятнадцати процентов годового объема закупок делать у структур УИС, обществ инвалидов, СМП и СОНКО.
По 223-ФЗ предоставляются преимущества СМП и ССП в размерах, регламентированных в ПП № 1352 от 11 декабря 2014 г.
2. Тендеры и электронные порталы торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ
В рамках 44-ФЗ проводятся следующие торговые процедуры:
1) открытый конкурс;
2) электронный открытый конкурс;
3) конкурс с ограниченным участием;
4) электронный конкурс с ограниченным участием;
5) двухэтапный конкурс;
6) двухэтапный электронный конкурс;
7) электронный аукцион;
8) закрытые торги (конкурсы и аукционы), в офлайн, или в электронной форме.
9) запрос котировок;
10) запрос котировок в электронной форме;
11) запрос предложений;
12) закупка у единственного поставщика.
Виды торгов по 223-ФЗ:
1) конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок, предложений);
2) электронная конкурентная закупка;
3) закрытая конкурентная закупка;
4) закупка у ЕП.
Перечень торговых электронных площадок по 44-ФЗ и 223-ФЗ регламентирован распоряжением правительства РФ: ЕЭТП, «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», ГУП «Агентство по госзаказу РТ», «Российский аукционный дом», «ТЭК-Торг» и ЭТП ГПБ.
В обоих вариантах сроки проведения торговых процедур регламентируются законодательством. Заключение контракта с ЕП должно быть прописано в Положении самим заказчиком.
Усиленная квалифицированная подпись для подтверждения электронных документов, по ст. 4 44-ФЗ, требуется на перечисленных выше ЭТП.
В 223-ФЗ пользование электронной подписью регламентируется ч.5 ст. 3.3. Помимо федеральных ЭТП в торгах по 223-ФЗ разрешается участие в процедурах на 170 коммерческих платформах
Обеспечение заявок, согласно требованиям 44-ФЗ, нужно вносить при участии в конкурсах и аукционах с НМЦК, превышающей 1 млн руб, посредством внесения денег или банковской гарантией. Обеспечение контракта устанавливается организатором торгов, за исключением обстоятельств, изложенных в ч. 2 ст. 96.
В закупочных процедурах по 223-ФЗ внесение ОЗ не нужно при конкурентных закупках с НМЦК менее 5 млн руб. В более крупных закупках величина ОЗ не может превышать 5 % от НМЦК.
Участники торгов по 44-ФЗ обязаны привести доказательства своей добросовестности, либо внести большую сумму в счет обеспечения контракта, согласно ст. 37.
Организаторы торгов по 223-ФЗ могут внести соответствующее требование в Положение о закупке.
Обоснование НМЦК , согласно ст. 22, – непременное условие любой торговой процедуры. При проведении тендеров по 223-ФЗ подробности данной процедуры организатор торгов прописывает в Положении о закупке. Если заказчик пропустит срок публикации Положения в ЕИС, ему придется обосновать НМЦК в соответствии с предписаниями 44-ФЗ.
Характер публикации отчетности в ЕИС
В рамках 44-ФЗ следует размещать отчеты в ЕИС в следующих случаях:
1) заключение сделки с СМП И СОНКО;
2) обоснование закупки у ЕП;
3) при завершении очередного этапа исполнения государственного контракта;
4) написание сводного аналитического отчета с приведением статистики совершенных закупок.
5) Отчет относительно количества продукции, закупленной в рамках исполнения специального инвестиционного контракта.
Отчеты в ЕИС по 223-ФЗ связаны с:
1) закупками высокотехнологичных продуктов;
2) контрактами, заключенными с ССП и СМП;
3) публикацией плановых ежемесячных отчетов.
Процедуры изменения и расторжения контракта
В 44-ФЗ изменение существенных условий контракта запрещено. Исключения описаны в ч. 1 ст. 95. Расторгнуть контракт можно:
1) по взаимному соглашению сторон;
2) по судебному приговору;
3) при одностороннем отказе одной из сторон выполнять контрактные обязательства.
В 223-ФЗ допускается изменение параметров объекта закупки, а также сроков исполнения договора, по сравнению с указанными заказчиком. Расторжение договора возможно по причине серьезных правонарушений участником сделки, выявленных в ходе судебного разбирательства.
Порядок подачи обжалований в ФАС РФ
По предписаниям 44-ФЗ жалоба подается в органы государственного и местного самоуправления. При исполнении контракта в сфере государственного оборонного заказа – в контрольный орган. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 5 рабочих дней.
По 223-ФЗ, регламент подобных действий прописан в ст. 18.1 135-ФЗ.
4. -инструкция «Сравнение 44 фз и 223 фз»
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.
Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.
Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
Источник: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/zakupki-po-44-fz-i-po-223-fz-v-chyem-raznitsa/