Стандарт закупочной деятельности в рамках 223-ФЗ: рекомендации по применению
Положение о закупках в соответствии с Федеральным законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”
Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не предусмотрено тщательное регулирование закупочного процесса, как это осуществляется в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Именно по этой причине государственные и муниципальные заказчики, а также приравненные к ним юридические лица коммерческого типа (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и т. д.) обязаны создать специальное Положение о закупках.
Этот документ предусматривает подробную и тщательную регламентацию всей закупочной деятельности, проводимой в той или иной организации.
Понятие Положения о закупках по 223-ФЗ
Положение о закупках разрабатывается на основании специально утвержденного Федеральной антимонопольной службой «Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц».
Кроме того, при проведении работы по разработке этого документа заказчик обязан пользоваться положениями Федерального закона «О защите конкуренции» (имеет номер 135-ФЗ от 26 июля 2006 года), а также принятыми во исполнение такого закона иными подзаконными нормативными актами.
На Положение о закупках накладывается также обязательство проводить тщательную проработку подавляющего большинства случаев проведения закупочных мероприятий заказчиком, а также определить те случаи, когда такие мероприятия не должны регулироваться указанным документом.
Для различных коммерческих организаций, например, обществ с ограниченной ответственностью (ООО) принятие такого Положения становится обязательным в случаях:
- если речь идет о необходимости проведения всех закупок или какой-либо их части в формате электронных закупочных процедур;
- если совокупный годовой объем закупок такой организации приравнивает ее к крупнейшим организациям, которые обязаны проводить все закупочные мероприятия с использованием Единой информационной системы и функционирующих во взаимосвязи с ней электронных торговых площадок.
Что необходимо отразить?
При составлении Положения о закупках на основании требований Федерального закона №223-ФЗ следует понимать, что данный документ может быть признан юридически значимым только в том случае, если при его создании соблюдены требования указанного нормативного акта . Так, потребуется отразить информацию о следующем:
- о понятиях, терминах, а также расшифровывающих их сведениях, которые используются в составляемом документе с целью облегчения его толкования и правоприменения;
- о целях, для достижения которых происходит осуществление закупочной деятельности конкретным заказчиком, принимающим такой документ;
- о принципах, которые лежат в основе осуществления закупочной деятельности конкретного заказчика;
- о порядке, в котором происходит утверждение самого Положения, а также о внесении необходимых изменений в него;
- о формировании и корректировке планирующих документов в части потребностей самого заказчика и порядка осуществления закупок в соответствии с такими планирующими документами;
- о выборе форм и способов осуществления конкретной закупочной процедуры, а также обосновании такого выбора;
- о правилах подготовки и проведения закупочной процедуры;
- о принципах, на основании которых происходит формирование критериев оценки потенциальных исполнителей по заключенному контракту или договору;
- о требованиях в отношении описания объекта закупки как отдельного документа, позволяющего определить, какой именно товар или какая услуга будут закупаться;
- о требованиях, предъявляемых к договору, контракту или иному документу, подтверждающему возникновение правоотношений между заказчиком и исполнителем по такому соглашению;
- о порядке подготовки, утверждения и последующего согласования документов, посвященных закупочному мероприятию;
- об алгоритме собственно проведения закупочного мероприятия;
- о контроле за законностью проводимых закупочных процедур и их результатов, а также о порядке обжалования вынесенных решений по результатам закупочных процедур, в том числе о порядке взаимодействия с потенциальными исполнителями, которые стали авторами таких заявлений об обжаловании;
- о порядке составления и подачи в уполномоченные контролирующие и проверяющие органы отчетности о проведении закупочной деятельности в организации-заказчике;
- о требованиях, предъявляемых к хранению всех документов, сопровождающих всю закупочную процедуру.
Порядок утверждения Положения и его размещения в ЕИС
В зависимости от того, о каком заказчике идет речь, порядок утверждения Положения о закупках может существенным образом различаться.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Если речь идет о государственном или муниципальном заказчике, то принятое Положение утверждается руководителем организации путем принятия специального приказа, в котором указываются реквизиты такого Положения, а также дата вступления его в силу.
Если в рамках Федерального закона №223-ФЗ осуществляет деятельность государственная корпорация или приравненная к ней организация, то принять сформированное Положение имеет право только высший орган, осуществляющий управление такой организацией.
В случае с автономными учреждениями речь будет идти о наблюдательных советах, которые сформированы для контроля за деятельностью такого автономного учреждения.В случае с акционерными обществами принятие Положения о закупках происходит советом директоров либо другим органом управления. При этом итог такого принятия должен быть зафиксирован в виде специального протокола, на основании которого издается последующий приказ о принятии документа.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Общество с ограниченной ответственностью принимает свое Положение о закупках только с помощью общего собрания участников, совета директоров или коллегиального органа управления таким обществом. Так же, как и в случае с акционерным обществом, вынесенное решение должно быть оформлено с помощью протокола специального собрания.
После того как Положение было утверждено, у заказчика есть не более пятнадцати дней на размещение его в Единой информационной системе с целью отображения информации о законности проведения своей закупочной деятельности.
В том случае, если заказчик в указанный срок не разместит в Единой информационной системе Положение и документы, подтверждающие легитимность их принятия, он может быть привлечен к ответственности в соответствии с регламентами проведения специальных проверок Федеральной антимонопольной службы.
Внесение изменений
В Положение о закупках вносятся изменения в следующих случаях:
- были осуществлены изменения Федерального закона №223-ФЗ, которые должны быть отражены в действующем на основании этого закона Положении (в противном случае указанный документ может быть признан нелегитимным);
- контролирующие органы по итогам проведения проверки вынесли предписание о необходимости внесения изменений с целью исключения нарушений действующего закупочного законодательства;
- в ходе осуществления своей непосредственной деятельности у заказчика изменились какие-либо определенные сведения о нем, что требует обязательного внесения изменений во все основные документы, регламентирующие деятельность такого заказчика. В противном случае отсутствие таких изменений может повлечь нарушение законодательства со стороны исполнителей по причине использования старых данных (то есть без умысла со стороны таких исполнителей).
Порядок внесения изменений выглядит следующим образом:
- анализ всего Положения для выявления тех аспектов функционирования данного документа, которые должны быть изменены для правильного, с точки зрения закона, его функционирования;
- издание приказа или иного документа, который будет вносить изменения в существующее Положение о закупках;
- разработка новой редакции этого Положения с учетом требований, предъявляемых к данному документу на основании выявленных обстоятельств, требующих изменений;
- размещение в Единой информационной системе новой редакции Положения с учетом сроков, предъявляемых к такому размещению, в виде прикрепления в личном кабинете новой редакции искомого документа, а также тех документов, которые вносят такие изменения.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/polozenie.html
Стандарт осуществления закупочной деятельности — ФАС
Общая характеристика Стандарта
Рекомендации по регламентации и открытости закупочной деятельности
Предложение по централизации закупочной деятельности
Создание условий для конкуренции
Предотвращение злоупотреблений со стороны участников закупки
Сближение с законом № 44-ФЗ
Ограничение неконкурентных способов закупки
Общая характеристика Стандарта
С 01.01.2017 сфера применения закона №223-ФЗ ограничена: основная масса сделок государственным и муниципальных предприятий переведена под действие закона №44-ФЗ. Однако закон №223-ФЗ продолжает распространяться на госкорпорации, их дочерние структуры и ряд других юрлиц.
Стандарт осуществления закупочной деятельности, опубликованный ФАС в августе 2015 года (далее — Стандарт), — это общие рекомендации, направленные на повышение эффективности реализации закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.
2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ), которые могут быть полезны, в том числе и государственным и муниципальным предприятиям, при совершении ими сделок, указанных в п.5 ч.2 ст.
1 Закона №223-ФЗ (закупки за счет грантов или для исполнения контрактов, заключенных не в соответствии с законом №44-ФЗ).
В некоторых случаях ФАС восполняются пробелы правового регулирования, выявленные на практике. Общее направление рекомендаций:
- повышение конкурентности при закупках;
- более подробная и открытая регламентация всей процедуры.
Можно сказать, что это направление сближения закупок по закону № 223-ФЗ с системой заключения контрактов, установленной законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ). Издание Стандарта во многом обусловлено проблемами эффективности закупок по закону №223-ФЗ (подробнее об этом – в нашем материале Ограничение конкуренции по 223-ФЗ (нюансы)),
Ниже мы рассмотрим основные предложения ФАС, адресованные организаторам закупок.
Рекомендации по регламентации и открытости закупочной деятельности
В отношении планирования закупочной деятельности рекомендовано следующее:
- При установлении сроков и порядка подготовки план закупки должен предусматривать внесение изменений до размещения извещения о проведении закупки.
- Описание предмета закупки необходимо определить в минимальном объеме, позволяющем оценить потребности заказчика (на практике нередко возникают споры, вытекающие из выставления заказчиком избыточных требований при описании предмета закупки). Подробные рекомендации содержатся в п. 4 раздела VII Стандарта.
Кроме того, ФАС предлагает ввести более подробную (с установлением сроков) регламентацию:
- порядка заключения договора с победителем закупки в целях своевременного выявления уклонения от заключения договора;
- порядка заключения договора со следующим участником в случае уклонения или отказа победителя торгов от заключения договора.
В целях большей открытости и доступности информации о закупочной деятельности ФАС предлагает:
- размещать информацию как можно шире, не только в Единой информационной системе (ЕИС), но и на сайте заказчика, а также на других сайтах;
- публиковать не только необходимый минимум документов, но и дополнительную информацию (локальные нормативные акты, регламентирующие методику установления критериев и оценки заявок на участие в закупке, обоснования начальной (максимальной) цены договора, порядок проведения внутреннего аудита закупочной деятельности, а также статистику).
Предложение по централизации закупочной деятельности
Антимонопольная служба предлагает 2 варианта централизации закупочной деятельности:
- Передачу функции проведения закупочных процедур для нескольких лиц одному уполномоченному лицу (в крупных структурах — подразделению). При этом могут быть переданы полномочия:
- по размещению информации и проведению процедуры закупки в целях определения победителя;
- по проведению полного цикла закупки, включая заключение договора.
- Проведение консолидированных закупок в соответствии с соглашением нескольких лиц, определяющим соответствующий порядок.
Документы, регламентирующие взаимодействие и передачу полномочий, должны быть опубликованы заблаговременно.
Поручение проведения процедур отдельным лицам, по мнению ФАС, будет способствовать повышению профессионализма в этой сфере.
Создание условий для конкуренции
В целях предотвращения антиконкурентных действий ФАС предлагает организаторам закупки:
- Устанавливать в локальных нормативных актах запрет на взаимодействие и передачу информации о ходе закупки, поступивших предложениях, принятых решениях кому-либо из участников (за исключением сведений, подлежащих открытому размещению).
- Принимать меры по предотвращению конфликта интересов путем:
- обязания сотрудников заказчика заявлять о таком конфликте (т. е. о наличии каких-либо личных связей с экспертами, участниками);
- включения в требования к участникам закупки декларации об отсутствии конфликта интересов.
- Обеспечивать независимость оператора электронной площадки от заказчика.
Предотвращение злоупотреблений со стороны участников закупки
В этой сфере с учетом обширной правоприменительной практики ФАС предлагает применять следующие меры:
- Установление обеспечения заявки на участие в закупке (как правило, это задаток или независимая гарантия). При этом должны быть регламентированы:
- размер обеспечения (сопоставимый с предметом закупки и максимальной ценой);
- форма обеспечения (без ограничения конкуренции, в том числе в сфере банковских услуг, — имеется в виду установление перечня банков, которыми может быть предоставлена гарантия);
- условия его предоставления, возврата и удержания (случаи и порядок удержания);
- срок (разумный, не превышающий срок проведения закупки).
- Введение обеспечения исполнения обязательств по заключенному договору. Здесь применимы все рекомендации, указанные для обеспечения заявки. Также нужно учитывать, что:
- Можно конкретизировать требование о надежности обеспечения (уровень рейтинга банка, присутствие на рынке в течение определенного числа лет и т. д.). Но если требованию будет соответствовать, например, только один банк или оно не является разумно обоснованным (не подтверждает надежность), то оно может быть признано антиконкурентным.
- Разумным будет считаться срок обеспечения, включающий гарантийный срок по договору.
- Повышение разработанности условий договоров в части порядка приемки исполнения, а также случаев и порядка взыскания неустойки.
Рекомендации, данные в последнем абзаце п. 2 раздела VI Стандарта касательно уменьшения размера обеспечения, замены одного обеспечения другим, на наш взгляд, не являются универсальными.
Сближение с законом № 44-ФЗ
Применение закона № 223-ФЗ показало, что свобода в установлении способов и порядка закупки чревата высоким уровнем антиконкурентных действий на всех этапах закупки, в отличие от контрактов, заключаемых по более жестким требованиям закона № 44-ФЗ.
В тексте Стандарта можно отметить следующие явные отсылки к закону № 44-ФЗ:
- Предложение о введении антидемпинговых мер при заключении договоров (аналогия со ст. 37 закона № 44-ФЗ) — п. 4 раздела VI Стандарта.
- Рекомендация об использовании методов, утвержденных приказом МЭР от 02.10.2013 № 567, в соответствии с законом № 44-ФЗ, для установления методики расчета начальной цены договора — п. 1 раздела VII Стандарта.
- Рекомендации об установлении балльной системы оценки соответствия установленным критериям заявок участников (можно сравнить с системой, установленной на основе постановления Правительства от 28.11.2013 № 1085) — п. 5 раздела VII Стандарта.
Ограничение неконкурентных способов закупки
Основным объектом критики в законе № 223-ФЗ является предоставляемая им свобода усмотрения заказчику в вопросе выбора способа закупки. ФАС предложила заказчикам устанавливать:
- исчерпывающий перечень закупок;
- критерии выбора заказчиком способа закупки;
- требование о наличии обязательного обоснования необходимости заключения договора с единственным поставщиком;
- корректные требования к участникам закупки и порядок оценки заявок.
При этом критерии выбора и соответствие им способов закупки предложены антимонопольным органом:
- При наличии функционирующего рынка и возможности сравнения по ценам — аукцион.
- При закупке технически сложных объектов или заказе сложных работ с предъявлением особых требований к качеству — конкурс.
- Для обеспечения неотложных нужд, при небольшой сумме договора — запрос предложений (котировок).
Конкурентные способы закупки относятся к числу настоятельно рекомендованных ФАС.
Таким образом, Стандарт ФАС, несмотря на отсутствие в нем обязательных к применению норм, задает направление развития практики закупочной деятельности в сторону повышения открытости и гласности закупочных процедур, обеспечения конкуренции при определении победителя закупки в максимальном числе случаев, устранения нерыночных механизмов ценообразования при закупке.
Источник: https://rusjurist.ru/goszakupki_i_tendery/standart_osuwestvleniya_zakupochnoj_deyatelnosti_fas/
Закупки по 223-ФЗ: принципы и отличия
Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.
Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу с 1 января 2012 года. Эксперты по торгам закон 223-ФЗ называют более лояльным по сравнению с 44-ФЗ. Но все-таки это разные законы, сравнивать их можно только номинально, чтобы понять отличия в нормах.
статьи:
Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)
223-ФЗ и 44-ФЗ: таблица основных отличий
Перед вами таблица основных отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ. Наверное, самое главное отличие в том, что правила проведения закупок определяет не закон, а заказчик в своем главном документе — Положении о закупке. Но и требования закона нужно знать и выполнять, тем более, что они становятся жестче.
Процедурный закон — правила и сроки регламентированы 44-ФЗ | Рамочный закон — процедуры закупок, сроки и пр. заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках. Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному |
Единые правила для всех заказчиков | У каждого заказчика свои правила |
Закрытый перечень способов закупок | Каждый заказчик может применять любые способы закупок* |
На ЭТП проводится только аукцион | На ЭТП могут проводиться любые закупки |
Ограниченный перечень случаев закупки у единственного поставщика (ЕП) | Перечень случаев закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно |
Заказчик обязан заключить договор с победителем | Заказчик не всегда обязан заключать договор с победителем |
Основные принципы 223-ФЗ
Кто-то может подумать, что принципы – это всего лишь красиво написанные слова в законе. Только не в случае с 223-ФЗ. Здесь заявленные принципы очень важны, и помогают участникам отстаивать свои интересы:
- Информационная открытость закупки — этот принцип означает, что закупка должна быть открыта, чтобы ее можно было промониторить, посмотреть, кто что покупает и на каких основаниях.
- Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение ТРУ. Хороший принцип. С ним совершенно не получится закупать все у единственного поставщика по бешеным ценам. И спрятаться не получится, потому что мы уже знаем про принцип №1.
- Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Раньше стать поставщиком крупной корпорации было очень сложно. 223-ФЗ устранил препоны, и теперь дорога к закупкам по 223-ФЗ открыта для любого субъекта.
- Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Этот принцип очень интересный, послушайте, как он может работать в защиту интересов.
Запись вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»: про порядок заключения договора в рамках закупок по 223-ФЗ: виды договоров, изменение и расторжение, отказ от заключения договора.
Кто работает по 223-ФЗ
Организации, работающие по 223-ФЗ, подробно перечислены в п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ.
Заказчики по 223-ФЗ:
Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.
Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги.
Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства.
Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ.
Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.
Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы
Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.
На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.
Далее обязательно почитайте про документооборот в системе закупок по 223-ФЗ.
Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):
Рекомендуем видеозапись вебинара «Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ», если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.
Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.
2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») – общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство.
Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.
Положение о закупках по 223-ФЗ
Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.
Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.
Действия заказчика:
Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.
Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:
Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):
В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.
Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:Рекомендуем вебинар «Ужесточение позиции ФАС по применению 223-ФЗ. Курс на сближение с 44-ФЗ», ведущая — Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ.
Заявка участника
Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.
Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.
Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:
Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?
Как правильно разработать Положение о закупках по 223-ФЗ (запись вебинара)
223-ФЗ: электронная подпись
Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.
Заказать Электронную подпись. Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.
Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней.
Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков).
Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат.
Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.
Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.
Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)- Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, , а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50%.
- Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
- Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ . А это — уже «внучки».
- Бюджетные учреждения:
- за счет грантов, субсидий;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
- за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
- Положение о закупках.
- План закупок.
- Извещение о закупке.
- Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
- Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
- Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru.
- новую редакцию положения о закупке;
- документ, содержащий перечень внесенных изменений.
- для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
- для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
- отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
- отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1439
Стандарт закупочной деятельности в рамках 223-ФЗ: рекомендации по применению
Не так давно ФАС России разработала Стандарт закупок для заказчиков по Закону № 223-ФЗ. И хотя закон не обязывает применять его, использовать Стандарт можно для унификации своей закупочной деятельности, а также для экономии. Расскажем, какие из рекомендаций лучше всего взять во внимание.
Стандарт закупок в рамках Закона № 223-ФЗ (далее — Стандарт) — это квинтэссенция устоявшейся административной практики, а также лучших практик применения положений Закона № 223-ФЗ. Стандарт содержит основные подходы ФАС России к оценке закупочной деятельности заказчиков.
Стандарт не имеет статуса общеобязательного нормативного правового акта, а носит лишь рекомендательный характер. ФАС России не имеет полномочий издавать обязательные к применению документы.
Разберем, для чего нужен Стандарт, какие из его рекомендаций разумно и легко взять на вооружение, а какие — можно принять только если ваша закупочная деятельность требует жесткого контроля.
Для чего нужен Стандарт
Почему вам стоит обратить внимание на ключевые рекомендации Стандарта? Потому что следование им позволит не только повысить экономию при закупках, но и сократить число жалоб на вас со стороны участников, а также избежать нареканий со стороны ФАС России. А также со стороны Счетной палаты РФ, прокуратуры, контрольно-счетных и правоохранительных органов.
Важно
Стандарт не является документом, обязательным к применению, следовательно, его нельзя нарушить. А значит, несоответствие отдельно взятой закупки или положения о закупке Стандарту не станет нарушением законодательств или основанием для привлечения комиссии заказчика к административной ответственности.
Советуем не просто учесть рекомендации Стандарта, но и внести на основании этих рекомендаций корректировки в положение о закупке.
Само по себе наличие Стандарта так же, как и наличие сложившейся административной практики по какому-либо вопросу закупочной деятельности, формально юридически еще не повод менять положение о закупке. Вместе с тем в некоторых случаях учитывать такую практику будет в ваших интересах.
Ведь это не только объективно повысит качество закупок, но и упростит отстаивание своей позиции, если участники будут обжаловать конкретные закупки в судебном и административном порядке.
Рекомендации Стандарта закупок 223-ФЗ к положению о закупке
Приведем основные рекомендации антимонопольного органа, которые целесообразно взять на вооружение. Для удобства мы разбили их по тематическим блокам. Итак…
Планы закупки
Установите единые сроки и порядок формирования (корректировки) плана закупки. Установите обязанность внесения изменений в план закупок до размещения извещения о проведении закупки в ЕИС.
Описывайте при формировании (корректировке) плана закупки предмет договора в таком объеме, который позволит в полной мере оценить потребности заказчика в товарах (работах, услугах).
Поторопитесь записаться на ближайший курс
«Организация закупок по Закону №223-ФЗ (120 часов)»
В программе обучения:
- Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок.
Раскрытие информации
- Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
- Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
- Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
- Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
- Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок
Посмотреть всю программу »
Способы закупки
Касательно способов определения поставщика обратите внимание на следующие рекомендации Стандарта:
- установите исчерпывающий перечень способов закупок, которые вы применяете;
- установите критерии выбора способа закупки в зависимости от предмета договора и или цены договора;
- не устанавливайте такие способы закупки, которые будут аналогичны конкурсу или аукциону, но будут называться иначе.
Электронные закупки
Полезные рекомендации из Стандарта:
- расширьте число электронных закупок;
- работайте только с независимыми операторами электронных площадок;
- проводите электронные закупки с возможностью заключить договор путем обмена документами через операторов электронных торговых площадок (ЭТП).
Требования к участникам закупки
Укажите, какие документы нужно представить в составе заявки, чтобы они подтверждали правоспособность участника, качество поставляемого товара, наличие опыта выполнения работ, оказания услуг.
Если вы требуете от участников подробно указать в заявке условия исполнения договора, введите исчерпывающий перечень сведений, которые подлежат описанию, а также конкретные разделы документации, которые участник должен использовать при описании предмета договора.
Если вы установили возможность проведения предквалификационного отбора, соблюдайте ограничения, которые предусматривает антимонопольное законодательство.
Прямо укажите все возможные случаи проведения предквалификационного отбора, требования к участнику закупки и документам, которые он предоставляет.
Требования должны быть связаны с предметом закупки и не должны вести к ограничению конкуренции.
Правила оценки заявок
- Установите правила оценки заявок, на основании которых впоследствии вы установите в документации о закупке критерии и порядок оценки заявок для конкретной закупки;
- Установите критерии оценки (их содержание), вес каждого критерия. Определите оценку в баллах, которые участник закупки получит по результатам оценки по каждому критерию оценки.
А также порядок расчета итогового рейтинга по каждой заявке и иные параметры, необходимые для выявления лучших условий исполнения договора. Учтите, что предметом оценки могут служить только параметры, связанные с предметом закупки;
- Установите срок заключения договора по итогам закупки, ориентируясь на ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.
2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Имейте в виду, что положение о закупке может предусматривать возможность заключения договора с участником, предложение которого признано лучшим после уклонения победителя от заключения договора.
Предусмотрите для такого случая обязанность заказчика направить проект договора участнику в том же порядке, который установлен для заключения договора с победителем.
И ещё, будет полезно многим заказчикам:
- включить пункт о запрете конфликта интересов;
- установить требование об обеспечении заявок и договоров исходя из принципа разумности;
- установить размер и порядок взыскания неустойки, порядок приемки по договору;
- применять антидемпинговые меры.
Жесткие предписания Стандарта
Отдельно отметим такие рекомендации Стандарта, которые представляются на сегодняшний день если не излишними, то непомерно строгими по сравнению с действующим законодательством. Такие рекомендации целесообразно использовать, если ваша внутренняя политика обусловливает такую необходимость.
В этом случае в Положении о закупке вы можете:
- предусмотреть методику обоснования начальной (максимальной) цены договора, в т. ч. в зависимости от предмета договора. Обоснование НМЦ договора проводите преимущественно методом сопоставимых рыночных цен;
- установить обязательное обоснование закупки у единственного поставщика, а также обоснование выбора конкретного поставщика (исполнителя, подрядчика);
- установить срок подачи заявок не менее 15 дней. Так вы обеспечите возможность участникам закупки ознакомиться с техническим заданием и сформировать полноценное предложение о качестве товаров, работ, услуг;
- при описании объекта закупки указывать «или эквивалент», «или аналог». Не укрупнять лоты;
- минимизировать количество и значимость субъективных критериев оценки заявок. Отдавать предпочтение критериям, присвоение баллов по которым носит администрируемый, объективный характер (например, формулам, прямой пропорции).
В Стандарте есть рекомендации, которые хотя и заслуживают положительной оценки, но применимы к деятельности далеко не каждого заказчика.
Их тоже можно успешно использовать, если есть необходимость в централизации закупочной деятельности, консолидированных (совместных) закупках, а также в разработке и утверждении единых правил закупочной деятельности. Такие правила можно применять для заказчиков, объединенных в группу.
Законодательные перспективы в положении о закупке
Запланированные поправки в Закон № 223-ФЗ, которые приняла Госдума в первом чтении2, предполагают серьезные изменения, в значительной степени совпадающие с рекомендациями Стандарта.
Это и перевод большей части закупок в электронную форму, и привязка электронных закупок к специально отобранным электронным площадкам, и запрет на закупку по конкретным товарным знакам.
То есть переход к регулированию, аналогичному ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
Почему вы должны обратить внимание на такое совпадение? Дело в том, что это поможет выявить основные тенденции регулирования закупок в рамках Закона № 223-ФЗ и оправданно учесть в положении ключевые тенденции. Например, такие как:
- максимальный перевод закупок в электронную форму, проведение электронных закупок исключительно через электронные площадки;
- заключение по итогам электронных закупок договоров в электронном, а не в бумажном виде. Заключение таких договоров через электронные площадки;
- четкое регулирование оснований для изменений договоров.
Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» |
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/101851-qqe-16-m6-08-06-2016-standart-zakupochnoy-deyatelnosti-v-ramkah-223-fz-rekomendatsii