Как участвовать в торгах по гособоронзаказу
Как подключиться к торговой площадке для гособоронзаказа АСТ ГОЗ
07.02.2017 открылась новая платформа для проведения торгов государственного оборонного заказа — АСТ ГОЗ. Информация о таких закупках не является гостайной, но публиковать ее в открытом доступе все равно нельзя. Пошагово рассказываем, как зарегистрироваться на АСТ ГОЗ, электронной площадке для гособоронзаказа.
Официальный сайт АСТ ГОЗ разработан для проведения торгов в сфере гособоронзаказа. Раньше они происходили в бумажном формате, что увеличивало затраты на проведение.
Заказчик самостоятельно решал, кому направить приглашение на участие, это, в свою очередь,снижало конкуренцию в аукционах.
АСТ ГОЗ закрытый электронный аукцион и другие торги перевела в электронный формат, что усилило конкуренцию и позволило увеличить экономию бюджета.
Учредителями новой торговой площадки АСТ ГОЗ стали ЗАО «Сбербанк-АСТ» совместно с Госкорпорацией «Ростех».
Уровень информационной безопасности проверяли представители трех силовых структур: Минобороны России, ФСБ России и МВД России.
ЗАО «Сбербанк-АСТ» предоставило доступ к технологиям электронных торгов, обеспечило компетенции по всем аспектам размещения заказов, обучения, финансовым сервисам, рассказало о создании индивидуальных решений и персонализированного сервиса для крупнейших заказчиков.Результатом совместной работы ведомств стала максимальная защищенность и самые современные технологии электронных закупок. В АСТ ГОЗ реализован электронный документооборот с использованием средств электронной подписи, а также многоуровневая система защиты информации от несанкционированного доступа.
В десятилетней перспективе возможности новой площадки оцениваются в 10 триллионов рублей в год проведенных торгов и 484 тысячи предприятий-заказчиков.
Аккредитация на площадке АСТ ГОЗ
Торги на площадке для гособоронзаказа доступны только для юридических лиц. Обязательным условием для работы является наличие электронной подписи. Принимаются ключи, предназначенные для использования на государственных ЭТП.
На АСТ ГОЗ стоимость подключения отсутствует, зарегистрироваться можно бесплатно. Но для работы понадобится купить специальное программное обеспечение ViPNet, оно стоит около 10 000 рублей.
Шаг 1. Получение ПО АСТ ГОЗ ViPNet
На рабочем месте пользователя должно быть установлено и настроено в соответствии с требованиями эксплуатационной документации средство криптографической защиты информации ПО ViPNet для взаимодействия с информационными ресурсами АСТ ГОЗ по защищенному каналу связи. Комплект ПО приобретается у АСТ ГОЗ. Расскажем по шагам, как настроить АСТ ГОЗ электронная площадка.
Шаг 2. Формирование запроса на подключение
Для организации защищенного канала связи пользователю необходимо заполнить и направить оператору форму запроса на подключение к защищенной сети ViPNet. Форма запроса размещена на сайте АСТ ГОЗ по адресу https://www.astgoz.ru.
Для заполнения формы запроса на подключение проделайте следующие действия:
1. Перейдите в раздел «Запрос на подключение».
2. Выберите сертификат ЭП из выпадающего списка и нажмите «Продолжить».
3. Заполните форму запроса на подключение и подпишите ее сертификатом электронной подписи.
Подписывая форму запроса на подключение к защищенной сети ViPNet, пользователь полностью и безусловно присоединяется к условиям и порядку взаимодействия с информационными ресурсами АСТ ГОЗ, которые определены оператором системы и опубликованы в сети Интернет по адресу: https://www.astgoz.ru/.
Шаг 3. Обработка запроса оператором
Запрос на подключение обрабатывается не дольше трех рабочих дней. После этого на адрес пользователя направляется счет на оплату комплекта ПО.
Если запрос отклонен, изучите причины (они указаны в ответе), устраните их и повторно отправьте запрос.
Шаг 4. Передача комплекта ПО ViPNet и ключевых наборов
Оператор площадки формирует комплект ПО ViPNet и ключевые наборы для работы в защищенной сети.
Шаг 5. Установка ПО ViPNet Client
- Запустите установочный файл Client_RUS_xxxx.exe.
- Ознакомьтесь с условиями лицензионного соглашения и нажмите кнопку «Продолжить».
- В окне «Способ установки» нажмите кнопку «Настроить».
- Во вкладке «Выбор компонентов» отключите установку модуля «ViPNet Деловая Почта».
- Во вкладке «Информация о пользователе» заполните поля «Пользователь» и «Организация». Нажмите кнопку «Установить сейчас».
- В окне с сообщением об успешной установке нажмите «Закрыть» и перезагрузите компьютер, нажав кнопку «Да».
- Инструкция по установке ПО ViPNet Client размещена в разделе «Инструкции» — Инструкция по установке ПО ViPNet Client.
Шаг 6. Установка дистрибутивов ключей
- Запустите программу «ViPNet Монитор».
- В открывшемся окне выберите пункт «Установить ключи».
- В окне «Установка ключей сети» нажмите кнопку «Обзор», укажите путь к файлу дистрибутива ключей (*.dst) и нажмите «Установить ключи».
- Закройте окно с сообщением «Ключи успешно установлены».
Шаг 7. Предоставление доступа к защищенной сети
Для подключения по защищенному каналу связи к информационным ресурсам электронной площадки гособоронзаказа пользователь должен переслать в адрес оператора электронной площадки копии следующих документов:
- документы, подтверждающие оплату и получение комплекта ПО;
- внутренние нормативные документы по использованию СКЗИ в организации;
- журнал учета СКЗИ;
- акт установки СКЗИ.
Шаблоны документов расположены в разделе «» → «Документация» → «Инструкции». Для отправки нужно заполнить форму.
Шаг 8. Подключение к защищенной сети
- Запустите программу «ViPNet Монитор».
- В поле «Имя» выберите пользователя защищенной сети.
- В поле «Пароль» введите пароль (пароль находится на компакт-диске с ключевыми наборами) и нажмите «ОК».
- Подключение к защищенной сети будет установлено.
- Зайдите на площадку для гособоронзаказа .
Шаг 9. Перейти к торгам
Все торги находятся в закрытой части площадки, которая становится доступной после регистрации.
Источник: https://goscontract.info/torgovyye-ploshchadki/kak-podklyuchitsya-k-torgovoy-ploshchadke-dlya-gosoboronzakaza-ast-goz
Как стать исполнителем контракта по гособоронзаказу | Контур.Закупки
Закупки по государственному оборонному заказу (ГОЗ) регулируются законом № 275-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Непосредственный исполнитель госконтракта в рамках оборонки называется исполнителем первого уровня.
Привлекаемые им субподрядчики — это исполнители второго уровня, субподрядчики субподрядчиков — исполнители третьего уровня.
Исполнителем первого уровня могут быть только организаций, а исполнителями второго и третьего уровней также могут быть физические лица и ИП.
К ЮЛ, которые хотят участвовать в гособоронзаказе, предъявляются такие требования:
- они не должны иметь задолженности по налогам;
- они не должны находиться в реестре недобросовестных поставщиков;
- они не должны быть зарегистрированы в офшорах.
Важной особенностью является финансирование исполнения контракта в рамках ГОЗ. Все расчеты проводятся только через специальные счета. Сначала исполнитель переводит обеспечение заявки на спецсчет, открытый для торгов по закону 44-ФЗ.
Если он побеждает в тендере и заключает контракт, ему открывается счет в казначействе — на него заказчик будет делать перечисления. Такие счета открываются на каждый контракт для головного исполнителя, а также исполнителей второго и третьего уровней. Распоряжаться средствами на таком спецсчете владелец может только после того, как контракт будет исполнен.
В период исполнения денежные средств разрешено направлять на строго определенные цели, связанные с контрактом.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Кроме того, участник закупки в рамках ГОЗ должен более тщательно рассчитывать и обосновывать НМЦК.
Нельзя включать лишнее в себестоимость, а если от каких-то «излишеств» отказаться невозможно, это должно быть документально обосновано.
Предложенную цену будут проверять на предмет отклонения от расчетной на основе индексов цен по видам деятельности. Если отклонение будет более 5%, придется это опять же обосновать.Еще одной особенностью является более жесткий контроль таких контрактов со стороны ФАС.
Дополнительные обязанности подрядчика
Работа по гособоронзаказу накладывает на исполнителей контракта дополнительные обязанности и функции.
Во-первых, придется смириться с тем, что вся деятельность исполнителя будет как на ладони для контролеров. А это не только ФАС, но также Казначейство и ФСБ. Поставщик обязан в течение 5 дней удовлетворять запросы документов и любой информации, вплоть до контактных данных руководителей исполнителей последующих уровней.
Во-вторых, осложняется поиск субподрядчиков — многих отпугивает необходимость открывать спецсчета и прочие сложности. Также у подрядчика второго и следующих уровней обычно возникает множество вопросов по работе в рамках ГОЗ, отвечать на которые придется головному исполнителю.
В-третьих, нужно учесть особенности документального оформления и учета операций в рамках ГОЗ.
Во всех документах — договорах, счетах-фактурах и остальных — должен быть идентификатор контракта. По нему контролеры будут отслеживать все операции и денежные потоки.
Кроме того, по контракту в рамках оборонки учет затрат придется вести отдельно от других расходов.
Приведем пример. Подрядчику требуется определенный материал для исполнения контракта по ГОЗ и других целей. Он приобретает партию, 30% которой расходует на реализацию госконтракта, а остальное использует для своих проектов.
Соответственно, учитывать эти расходы ему нужно раздельн.И даже если ему пришлось приобрести всю партию материала ради тех 30%, которые нужны для ГОЗ (остальные 70% не нужны, но меньше закупить было невозможно), списать излишек на расходы по госконтракту исполнитель не сможет.
Что еще нужно учитывать
Важно понимать, что определенная часть закупок в рамках ГОЗ не публикуется в ЕИС, поскольку связана с государственной тайной. Проводятся они на площадке ЭТП АСТ ГОЗ. Зарегистрироваться на ней лучше заранее, поскольку процесс в довольно длительный. Регистрация позволит принимать участие не только в торгах по оборонке, но и в закрытых процедурах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Отдельные закупки потребуют лицензии ФСБ, получить которую довольно сложно.
Важно! Нельзя допускать к гостайне тех субподрядчиков, у которых нет лицензии ФСБ.
На этапе приемки контракта по ГОЗ товару или результату исполнения работ будет оказано повышенное внимание. Это значит, что при малейшем несоответствии требованиям приемки не будет.
Еще один важный момент — национальный режим. Он действует абсолютно во всех закупках в рамках оборонного заказа. Не применяется он лишь в случаях, если объект закупки не производится на территории Таможенного союза.
Возникает логичный вопрос: зачем поставщикам все эти сложности? И на него есть вполне конкретный ответ — в рамках гособоронзаказа конкуренция ниже, чем в обычных закупках. Именно потому, что многие потенциальные поставщики обходят его стороной из-за нежелания связываться со сложностями.
Особенности, связанные с расчетами
Выше мы упоминали о том, что все расчеты по ГОЗ должны проходить через специальные счета. Рассмотрим, как это работает.
Головной исполнитель может выполнять контракт за свой счет, то есть сам закупать нужные товары и услуги у непосредственных поставщиков и субподрядчиков. В таком случае деньги со спецсчета он может потратить исключительно зарплату своих сотрудников.
Есть и другой вариант — нужные в рамках госзаказа товары и услуги могут поставляться заказчику непосредственно субподрядчиками, то есть исполнителями второго, третьего уровней, с предварительным согласованием всех условий. Тогда счет в Казначействе должен быть открытие каждому из них (при сумме операции боли 100 000 рублей). Оплата субподрядчикам может производиться как до поставки, так и после. Про исполнителей четвертого уровня в законе не говорится.
До исполнения контракта все выплаты в рамках ГОЗ регулируются в соответствии с приказом Министерства финансов. Каждый год выпускается новый приказ. В 2019 году действует приказ от 11 декабря 2018 года № 259Н. В нем приводится перечень направлений расходования целевых средств (приложения № 4). Это, например, выплаты персоналу, закупка работ и услуг, приобретение билетов, реклама.
Если головной исполнитель вносит на счет субподрядчика предоплату, то в платежном поручении он прописывает детальное назначение платежа, которое соответствуют укрупненным коду расходования целевых средств из приказа № 259Н
Если выплата субподрядчику производится уже после подписания акта, то головной исполнитель должен заполнить заявление на открытие счета по статье «прочие выполненные работы». А также приложить обоснование того факта, что субподрядчик уже исполнил свои обязательства. Например, для этого подходя фото- и видеоматериалы. Также Казначейство может приехать с проверкой.Выплаты, не соответствующие целевому использованию средств, производить нельзя — Казначейство может приостановить операции по счету.
Как рассчитывается прибыль исполнителя
Понятно, что итоговой целью для поставщика является получение прибыли, и ГОЗ не исключение. Но нужно учитывать, что и себестоимость, и норма прибыли исполнителя такого контракта регулируется государством.
Есть постановление № 1465 от 2 декабря 2017 года, в котором перечисленные все возможные методы определение цен на продукцию, а также нормы прибыли коммерческих исполнителей.
Например, при применении затратного метода правила такие:
- если исполнитель производит продукцию самостоятельно, то на сумму себестоимости он может накинуть 20% в качестве прибыли;
- если комплектующие закупаются, то норма прибыли составляет лишь 1%.
Такой подход симулирует именно производителей, а не перекупщиков.
Себестоимость и прибыль головного исполнителя прописываются в контракте. Но бывает, что ему удается на чем-либо сэкономить и его затраты снижаются. В таком случае стороны могут подписать дополнительное соглашение и увеличить прибыль исполнителя.
Нормативная база
Реквизиты документа | Что регулирует |
Закон № 275-ФЗ от 29 декабря 2012 года | Основные правила ГОЗ |
Постановление Правительства № 1465 от 2 декабря 2017 | Госрегулирование ценообразования на продукцию ГОЗ |
Постановление Правительства № 14. января 2017 года № 9 | Применение нацрежима в ГОЗ |
Постановление Правительства от 19 сентября 2013 года № 826 | Ведение реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники |
Постановление Правительства № 1680 от 28 декабря 2017 года | Правила казначейского сопровождения ГОЗ |
Постановление Правительства № 1585 от 19 декабря 2017 года | Порядок составления и ведения реестра недобросовестных поставщиков по ГОЗ |
Постановление Правительства № 4 от 19 января 1998 | Правила ведения раздельного учета |
Приказ Минфина от 11 декабря 2018 года № 259Н | Выплаты в рамках ГОЗ |
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/kak-stat-ispolnitelem-kontrakta-po-gosoboronzakazu/
Как участвовать в торгах по гособоронзаказу
Работа в закупочной сфере для нужд оборонного комплекса нашей страны представляет собой область со своими законами и условиями. Начнем с того, что оборонные предприятия работают не только по Закону № 44-ФЗ, но еще и учитывают положения Закона № 275-ФЗ, который местами гораздо более строг. В этой статье мы рассмотрим нюансы того, как участвовать в госторгах для оборонного сектора.
Конкуренция среди субподрядчиков в оборонном секторе достаточно невысока, из-за чего для поставщиков, принимающих участие в оборонных закупках иногда даже представляет трудность их подобрать.
Хотя в подавляющем большинстве случаев объектом закупки в оборонных тендерах являются вовсе не ядерные боеголовки или приборы для разведки, а канцелярия, продукты и прочие бытовые вещи, особенные условия участия распространяются и на них.
Кто может участвовать в тендерах гособоронзаказа? В принципе, ограничений (кроме наличия соответствующих объекту закупки лицензий и допуска) нет, и в самом широком смысле в оборонных закупках имеет право участвовать любое юрлицо, которое не обладает задолженностью перед налоговой, не является оффшорной компанией, и не включено в РНП.
Важный момент состоит в том, что физические лица и ИП не могут участвовать в гособоронзаказе: «головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации» (ст. 3 Закона № 275-ФЗ).
В закупках по 275-ФЗ используется другая, по сравнению с 44-ФЗ, терминология, к которой поставщику нужно будет привыкнуть: так, победитель тендера именуется «головным исполнителем/исполнителем первого уровня», а непосредственный исполнитель субподряда, соответственно, «исполнителем второго уровня». Вместе подрядчика и субподрядчика Закон № 275-ФЗ определяет как «кооперацию».
Как правильно участвовать в тендерах
На первый взгляд, при работе в закупочной сфере в оборонном секторе, процесс выглядит так же: заказчик размещает закупку, затем выбирает конкретный подходящий для нее способ определения поставщика и проставляет НМЦК. Однако для заказчика существует несколько важных отличий, поставщику неочевидных со стороны:
В их числе, в частности, обязательная прозрачность финансовой стороны сделки между заказчиком, банком, а также стороной подрядчиков и субподрядчиков.
Помимо этого, оборонный заказ подразумевает значительно большую строгость обоснования выставляемой цены контракта по сравнению с 44-ФЗ.
Поставщик должен быть готов также в любой момент отчитаться как перед заказчиком, так и перед ФАС, контроль при работе по 275-ФЗ действительно нешуточный.
Как участвовать в госзакупках оборонной продукции
На практике для подрядчика по гособоронзаказу это означает следующее: вам будет необходимо для работы по тендеру открыть расчетный счет в одном из банков, специально отобранных для данной отрасли. Через этот контролируемый счет и производятся все расчеты, как с заказчиком, так и с собственными субподрядчиками.
При этом поставщик, то есть головной исполнитель, выбирает банк и для себя, и для своих субподрядчиков. Актуальный список банков, счет в которых можно открыть для проведения операций по гособоронзаказу, приведен на сайте ЦБ РФ, в него входят ВТБ, «Сбербанк», «Банк Москвы» и ряд других финансовых организаций.
Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ
Не подписывайте контракт и документы о приемке, пока не получите от победителя обеспечение.
Контрагент сам выбирает, в какой форме внести обеспечение контракта или гарантийных обязательств, – предоставить банковскую гарантию или перечислить деньги на счет заказчика. Требование предоставить обеспечение включите в извещение или приглашение участвовать в закупке, документацию и проект контракта.
Читайте, в каком размере и как участники обеспечивают обязательства по контракту и гарантии »
Как участвовать в оборонных торгах: о счетах
Одного счета для участия в гоборонзаказе будет недостаточно, новый счет необходимо открывать для каждого контракта, который поставщик выигрывает в торгах. Аналогичное необходимо совершать и субподрядчика второго (или третьего, что тоже разрешается законом) уровня, привлекаемых к непосредственному исполнению работ. Счет закрывается с завершением контракта.
Как участвовать в закупках: цены
Закон № 275-ФЗ проявляет свою суровость, в частности, в том, что запрещает включать в себестоимость лишнее с точки зрения законодателя, или требует подробное обоснование, почему конкретный заменимый компонент (например, более дешевый, но не выбранный способ доставки) не был задействован при исполнении данного контракта.
Также поставщик не может установить цену выше рыночной более, чем на 5%, иначе ему придется очень серьезно постараться, чтобы обосновать необходимость подобного ценообразования.
Также закон требует, чтобы поставщик раскрыл о себе в договоре определенную информацию, в частности, размер получаемой прибыли и размер затрат за счет собственных средств (например, закупка впрок).
Наконец, следует отметить, что при работе по 275-ФЗ полномочия ФАС существенно шире, как в плане документации, которую контролеры могут запрашивать, так и в отношении контроля, штрафования и выдачи предписаний.
Единственный поставщик, тайна и запрет на иностранные товары
В рамках гособоронзаказа закупка у единственного участника может быть произведена, когда производимый им товар внесен в особый реестр единственных поставщиков вооружений и военной техники. В этом случае проведение торгов не требуется. Ведение закрытого реестра единственных поставщиков регулируется постановлением правительства № 826.
Включение в этот реестр может быть инициировано самим поставщиком, если по его товару нет работающего рынка, также инициативу может проявить и госзаказчик. В любом случае ФАС проводит тщательную проверку перед принятием решения о включении товара в реестр.
Немалую часть закупок в гособоронзаказе, что естественно, составляют объекты, имеющие отношение к государственной тайне. Для работы с такими закупками у поставщика должна быть лицензия на работу со сведениями, являющимися государственной тайной.
Следует упомянуть еще об одном моменте, который участнику гособоронзаказа знать обязательно. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 1224 установлен запрет на допуск ряда товаров иностранного происхождения (кроме стран ЕАЭС) для оборонных нужд.
Исключением здесь могут являться случаи, когда такие товары на территории РФ и ЕАЭС не производятся. В пункте 2.1. постановления подробно описывается, в каких случаях продукция признается произведенной на территории РФ – например, если проводится ее модернизация или освоение производства в рамках специального инвестиционного контракта.
Ответы на любые вопросы о закупках вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах» ПодписатьсяИсточник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102308-qqq-16-m12-07-12-2016-kak-uchastvovat-v-torgah-po-gosoboronzakazu
Закупки по гособоронзаказу
Государственное задание на выполнения плановых закупок, предназначенных для обороноспособности и безопасности России имеет название гособоронзаказ. Такие закупки могут быть проведены как теми компаниями, они находятся внутри страны, так и теми предприятиями, которые находятся за границей, если это согласовано документами о международном сотрудничестве.
Регуляция процедуры гособоронзаказа
Вся операция по закупке и проведении товаров для этих государственных учреждений довольно непростая. Это касается как и получателя товара, так и поставщика.
Стоит отметить, что все проводки, поступления фиксируются через бухгалтерию и отображаются на специальных счетах.
Поэтому, к исполнителям также есть довольно жесткие требования и строгий контроль со стороны государства к подобным процедурам.
Во многих документах государственные оборонные заказы имеют сокращение ГОЗ. Они регулируются законным актом под номером № 275- ФЗ, который вступил в действие от 29.12.2012. в этом нормативном документе идет речь о том, какие цены должны быть за данные товары и услуги, их регуляция и ключевые принципы и методы.
Еще один документ под названием 44-фз имеет также информацию о нормах, которые регулируют сферу деятельности ГОЗ. Эти два документа совершенно не имеют в себе противоречий, а скорее всего, являются приоритетными по своей сути.
Специальная Федеральная служба, которая занималась деятельностью этой организации, просуществовала до 2015 года до 1 января.
Именно это ведомство занималось всеми контрольными вопросами, операциями и проверками в данной сфере. Но, позже, все полномочия этой организации перешли в Федеральный антимонопольный комитет.
Такие действия были возможны благодаря Правительственному Постановлению под номером 331 от 30. 06. 2004 года.А уже начиная с 2019 года всем представителям гособоронзаказа выдвигаются новые требования. Так, появился совершенно новый пункт в Постановлении Правительства №99 – под номером 6.
В нем идет речь о том, что для того, чтобы принимать участие в ГОЗ, организация должна заниматься поставкой, утилизацией или обслуживанием военной техники.
Также важным аспектом есть отсутствие судимости, как у руководителей этих компаний, так и в главных бухгалтеров по таким преступлениям:
- продажа, а также хранения товаров, в условиях, которые не соответствии требованиям нормам безопасности, а также за факты нарушения обслуживания военной техники;
- превышение полномочий в сфере обслуживания для гособоронзаказа;
- злоупотребление служебными полномочиями, которые описаны в статье 285 в Уголовном Кодексе РФ.
Для того, чтобы иметь возможность начать сотрудничество с ГОЗ, то для этого необходимо взять справку об отсутствии судимости за последние 90 дней. Если судимость была снята раньше этого периода, то тогда она не рассматривается. Проходят такой контроль, как руководители, так и главные бухгалтера данного предприятия.
Заказчики и исполнители ГОЗ
В статье 3, закона 275 – фз есть перечень лиц, которые могут стать заказчиками в системе гособоронзаказа. Это такие организации:
- В сфере атомной энергии это государственная корпорация «Россатом».
- В космической деятельности – организация «Роскосмос».
- Также функции заказа по обслуживанию, закупке и утилизации военной технике может исполнять органы федеральной исполнительной власти, также в частности это может быть и Министерство обороны Российской Федерации.
Для того, чтобы начать работу, заказчику необходимо заполнить контракт и подписать его с исполнителем. Для того, чтобы стать исполнителем в данной сфере деятельности, необходимо быть юридическим лицом. Если же это не работа с гособоронзаказом, а «мирные» поставки товаров, то тогда также могут быть как индивидуальные предприниматели, так и все остальные граждане.
Таким образом, согласно законных оснований, заказчик имеет право искать исполнителя для того, чтобы вторая сторона выполнила поставку или обслуживание как частично, так и полностью.
На практике, это чаще всего, несколько исполнителей, которые действуют во взаимосвязи как с ГОЗ, так и с другими исполнителями. Так, например, одна организация отвечает за процесс производства товара, другая за его реализацию, а третья – за обслуживания изготовленной техники. Из такой общей работы и часто организовывается кооперация.
Все подобные организации, которые выступают в роли исполнителей должны подавать отчет о проведении финансовых операций. Так, если на их базе были созданы военные представительства, то тогда такой отчет должен быть отправлен каждый месяц.
Делать это необходимо до 10 числа следующего месяца. Некоторые организации получают специальный запрос о предоставлении отчета от Министерства обороны. Подать информации о финансах они должны на протяжении 10 дней после получения данного запроса.
- Tweet
- Share0
- +1
- ontakte
Источник: https://o-nalog.ru/biznes/zakupki-po-gosoboronzakazu
Как участвовать в закупках для Минобороны?
Статья актуальна на 1 января 2018
Предприятия оборонного комплекса РФ обязаны проводить все закупки по 275-ФЗ. В некоторых моментах его требования гораздо строже 44-ФЗ. Разберемся в нюансах.
Тему этой статьи нам подсказал крупный поставщик, который участвует в таких закупках и жалуется на нехватку субподрядчиков для исполнения контрактов. Речь шла не о поставках редких металлов или секретных приборах. Заказчикам по 275-ФЗ нужны продукты, канцелярские товары, оргтехника, но неопытных участников отпугивают особенные условия участия. Но, может, все не так страшно?
Кто может участвовать в закупках оборонки?
Как в других госзакупках, участвовать может любое юридическое лицо, которое:
- не имеет задолженностей по налогам,
- не принадлежит к оффшорным компаниям,
- не состоит в РПН.
Есть нюанс в терминах. Подрядчик в законе назван «головным исполнителем» или «исполнителем первого уровня», а субподрядчик — «исполнителем второго уровня». Участвовать в закупке (и быть головным исполнителем) не могут индивидуальные предприниматели, физические лица и иностранные организации. Все исполнители одного контракта называются «кооперацией».
Чем отличаются условия участия?
Заказчиками по 275-ФЗ могут быть Министерство Обороны РФ, МВД, ФСБ, ФСИН, Роскосмос, Росатом. Как и остальные госзаказчики, они публикуют закупку, выбирают способ определения поставщика, назначают НМЦ. Есть несколько важных отличий.
- Финансовая прозрачность сделки в цепочке «заказчик-банк-подрядчик-субподрядчики»,
- Строгое обоснование цены контракта,
- Отчетность «по первому требованию» перед заказчиком и ФАС.
Все денежные расчеты — только через уполномоченный банк
Это значит, вам нужно будет открыть расчетный счет в одном из специально отобранных банков. Все расчеты с заказчиком и субподрядчиками будут проходить через него. Головной исполнитель выбирает банк из списка и для себя, и для исполнителей второго уровня. Если в контракте будут субподрядчики, им тоже нужен счет в этом конкретном банке.
Список банков на сайте ЦБ РФ:
- Банк ВТБ (ПАО)
- ПАО Сбербанк
- Банк ГПБ (АО)
- ОАО «АБ «РОССИЯ»
- АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО)
- АО АКБ «НОВИКОМБАНК»
- ОАО «Банк Москвы»
- АО «Россельхозбанк»
- Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»
На каждый контракт— отдельный счет
Для каждого нового выигранного контракта нужно открывать отдельный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам второго и третьего уровня, которых вы привлекаете к исполнению. Про остальные уровни субподряда в законе не сказано.
Все счета в рамках контракта связаны одним идентификатором, по которому банк и ФАС будут отслеживать денежные транзакции. Банк отправляет всю информацию по счету в единую информационную систему гособоронзаказа. После завершения контракта банк закрывает счет.
Со счета, на который заказчик перевел деньги головному исполнителю, можно переводить деньги только на счета подрядчиков в этом же банке или на другие банковские счета, но только для ограниченного числа операций:
Вывести прибыль после исполнения госконтракта (обосновывающий документ для банка — договор, договор-счет, акт принятых работ, товарная накладная),
После исполнения контракта возместить затраты поставщика на покупку материалов за счет собственных средств (расходы должны быть обоснованны),
Выплачивать зарплату (перевести деньги можно на обычный расчетный счет, к которому был прикреплен зарплатный проект),
Платить налоги и сборы,
Оплачивать непредвиденные расходы на сумму не больше 3 млн рублей в месяц. Из этой суммы можно платить субподрядчикам, у которых нет счетов в банке, или оплачивать незапланированные командировочные, транспортные расходы и т. п.
Закон запрещает использовать полученные по госконтракту деньги на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. После завершения контракта ими можно распоряжаться по своему усмотрению.
Вашу цену будут проверять
Закон запрещает включать в себестоимость лишнее. Для выполнения контракта по 275-ФЗ надо «резать» себестоимость на всем, чем можно. Например, если вы используете доставку автомобильным транспортом, то нужно документально доказать, почему нельзя было сделать это более дешевым железнодорожным, иначе разницу придется вернуть.
Нельзя устанавливать цену выше рыночной. Вам нужно будет обосновать предложенную цену за продукцию, если она больше чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.
В тексте договора придется раскрыть такую информацию:
- размер прибыли: себестоимость товара и сколько вы заработаете на его поставке,
- размер затрат, понесенных за счет собственных средств. Например, использование складских запасов или закупка впрок. Без указания этих данных при закрытии договора с заказчиком, вы не сможете получить этих денег.
Совет. Учитывая, что прибыль и затраты за счет собственных средств вам возместят только после закрытия контракта, а не этапа, выгоднее заключать договор на каждый этап в отдельности.
Все данные по контракту открыты ФАС
В 275-ФЗ у ФАС больше полномочий по контролю, выдаче предписаний и наложению штрафов. По требованию контролирующего органа нужно предоставить документы вплоть до персональных данных. Если вы не уклоняетесь от налогов и не приходитесь двоюродным братом заказчику, то это не страшно.
Штрафы и споры
Как и в закупках по 44-ФЗ, несоблюдение контракта приведет к его расторжению. Есть нюансы:
- Несоблюдение секретности приведет к лишению лицензии ФСБ (если она есть), а затем контракт будет расторгнут.
- Нецелевое использование денег приведет к штрафам, возврату средств. Если вы предлагаете товар по более дорогой цене, выше рыночной или установленной правительством, ФАС потребует вернуть разницу, иногда со штрафом.
В законе расписан и порядок проверок и рассмотрения дел. В КоАП закон № 159-ФЗ тоже добавил статей по ответственности для таких случаев. Срок давности для рассмотрения дел этой категории увеличен до 3 лет, с того момента когда произошло нарушение или когда его обнаружили. Уйти от ответственности за истечением срока не получится.
Как в 44-ФЗ и 223-ФЗ, заказчики гособоронзаказа могут объявлять открытые и закрытые конкурсы. Приглашения на них высылают определенному кругу зарекомендовавших себя поставщиков. Попробуйте с простых открытых закупок, узнайте на практике все правила игры, возможно, в итоге вы займете нишу, которая даст вашей компании стабильный доход.
Прямо сейчас можно поучаствовать в таких закупках в рамках гособорозаказа:
В этой статье мы рассказали о самых общих принципах участия в закупках по 275-ФЗ. Если у вас есть вопросы о более сложных и тонких моментах, связанных с участием в конкретной процедуре, напишите нам — мы разберемся в ситуации, ответим вам и выпустим отдельную статью с разбором практических ситуаций.
Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1113-minoborona
Особенности проведения закупок в сфере оборонзаказа
Автор Сергей в 14 июня 2018. Новости
Несмотря на серьёзную регламентацию процесса госзакупок и строгий контроль за исполнением заказа и расчётов за поставки, остаются проблемы в работе как поставщиков, так и заказчиков. Это связано как с нюансами проведения торгов, так и с особенностями участников с обеих сторон.
Работа на площадке АСТ ГОЗ
Госзакупки в сфере заказа для оборонных предприятий ведутся через специальную площадку — АСТ ГОЗ. Она начала работу в феврале 2017 года, и по заверениям разработчиков «заточена» именно под гособоронзаказ по функционалу и методам технической защиты данных.
Регистрация доступна только для юридических лиц и формально бесплатна, однако для соответствия требованиям регистрации придётся затратить около 10 тыс. рублей за специализированный софт, электронную цифровую подпись, а также настройку оборудования на рабочем месте (компьютере) специалиста по госзакупкам.
При этом аттестация рабочего места требуется только в том случае, если исполнение контракта связано с доступом к гостайне
Ранее документацию по заказам, связанным с доступом к гостайне, заказчик направлял в письменном виде, и практически весь документооборот по закупкам был исключительно на бумаге. С введением в действие площадки АСТ ГОЗ закрытые закупки ведутся в электронном виде независимо от того, требуется ли исполнителю допуск к гостайне.В рамках ФЗ-44 на площадке реализован функционал для проведения закрытых аукционов и конкурсов, запросов предложений и котировок. Сейчас на стадии разработки возможность заключения контракта с единственным поставщиком на площадке АСТ ГОЗ.
Подробнее: Нужна ли лицензия ФСБ по ФЗ-44
Ряд трудностей у участников госзакупок в сфере оборонзаказа связан с аккредитацией и работой на площадке. Это долгое ожидание аккредитации в связи с доставкой криптоключа на материальном носителе посредством спецсвязи, стоимость подключения — около 10 000 рублей.
Представители ФАС отмечают, что такие затраты оправданы и обоснованы прежде всего обеспечением информационной безопасности самих участников.
Что касается скорости регистрации, планируется, что в ближайшем будущем ключи будут доставляться не на дисках, а в личный кабинет участника в виде ссылки для скачивания защищенного архива. Это позволит существенно сократить сроки регистрации.
Основные проблемы
Проблемы в ходе участия в торгах практически те же, что и у других заказчиков и исполнителей государственных тендеров. Различия лишь в ценах, бюджетном финансировании и требовании к наличию лицензии ФСБ на работу с государственной тайной для большинства поставщиков.
Специалисты ФАС отмечают, что основные нарушения в сфере гособоронзаказа — сговор, намеренное завышение цены, намеренное искажение наименования позиций (чтобы затруднить для «посторонних» поставщиков поиск подходящей закупки), необоснованное включение дополнительных условий, автоматически отсекающих значительную часть потенциальных исполнителей заказа. Например, заказчик ставит условие, что поставку вправе выполнить только фирма с лицензией ФСБ на гостайну, тогда как по условиям контракта нет необходимости и даже потенциальной возможности ознакомления с секретными сведениями.
Для борьбы с последним явлением сейчас разрабатывается единый унифицированный каталог товаров и услуг, чтобы впоследствии иметь возможность реализовать нечто вроде биржи и электронного магазина, но в сфере оборонзаказа. Такое решение позволит не только покончить с злоупотреблениями заказчиков, но и получить более точную статистику по ценам.
Нарушения, связанные с оплатой и ценообразованием
Ряд поставщиков отмечают, что в отличие от заказчиков они никак не защищены от ситуации, когда заказ исполнен, но оплата не произведена, а предприятие объявляет себя банкротом. И если поставщик обязан доказать свою добросовестность и способность выполнить контакт, то заказчик может сослаться лишь на трудности с бюджетным финансированием.
Представители торговой площадки и ФАС России поясняют, что такие ситуации будут сведены к минимуму, т. к. на любую закупку предварительно выделяется определённая сумма из бюджета, а за правильностью и своевременностью расчетов следит казначейство. Дополнительных проверок заказчиков, равно как и поставщиков, не предусмотрено.
Что касается других вопросов, связанных с ценообразованием и своевременной оплатой поставок, представители ФАС РФ отметили, что наиболее распространены следующие нарушения:
1. Ничем не обоснованный зачет сумм, затраченных на цели, не связанные с исполнением договора. Здесь необходимо руководствоваться приказом № 200, который чётко указывает, какие расходы можно отнести к стоимости контракта. Однако и он будет в ближайшее время доработан для исключения расплывчатых и неконкретных формулировок.
2. Установление различных цен на одну и ту же продукцию для военных и гражданских заказчиков. Здесь при определении нарушений ФАС руководствуется сложившейся рыночной ценой, а также реальными суммами уже исполняемых и исполненных контрактов данного поставщика.3. Нецелевое расходование бюджета при условии наступления негативных последствий.
Здесь важно иметь в виду конечный результат: если расходы нецелевые, но это никак не влияет на конечную стоимость контракта для заказчика, ФАС не признаёт это нарушением.
Напротив, если в результате нецелевого распределения финансов итоговая стоимость оказывается завышена, поставщик понесёт наказание вплоть до уголовного.
Помимо злоупотреблений при исполнении контрактов на поставку продукции для гособоронзаказа нередки случаи, когда недостаточно чётко прописанные условия определения цены на срок исполнения контрактов становятся причиной претензий как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика. Например, такое часто случается при нестабильных объёмах поставок в месяц.
В этих случаях специалисты по оборонзаказу рекомендуют как можно точнее прописывать именно условия ценообразования: например, фиксированную базовую цену в первый год и ориентировочную цену, основанную на предполагаемых объемах — в последующие периоды.
Такие оговорки нужно оформлять как можно конкретнее, описать зависимость от условий поставки и установить возможность изменения цены в пределах индекса дефлятора.
Хотите участвовать в тендерах, связанных с гостайной? Мы поможем выбрать и купить готовую фирму с лицензией ФСБ и начать работать с госзаказами. Звоните!
Трекбэк с Вашего сайта.
Источник: http://licenziya-fsb.com/osobennosti-zakupok-v-sfere-oboronzakaza