Как соблюсти ограничения при закупке иностранной радиоэлектроники
Как соблюсти ограничения при закупке иностранной радиоэлектроники
Чтобы дать преимущества отечественным производителям, в закупках применяется национальный режим. В этом материале мы рассмотрим, какие существуют ограничения в части закупок иностранной радиоэлектроники.
Преференции необходимы, чтобы повысить конкурентоспособность российских товаров. Это механизм государственного регулирования, который призван предоставить отечественным поставщикам и поставщикам стран ЕАЭС более выгодные условия, при этом ограничив доступ к закупкам для других иностранных государств.
Преференции даются российским товарам, а также продукции из Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии.
На некоторые товары из-за рубежа установлен запрет, для некоторых – ограничен допуск. Условия допуска диктует приказ № 155 Минэкономразвития.
Ограничения закупок радиоэлектроники
Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968 утвержден перечень товаров, изготовленных за рубежом, на закупки которых установлены ограничения и особые условия допуска.
В этот перечень входят:
- светодиоды,
- банкоматы,
- принтеры,
- сканеры,
- мониторы,
- клавиатуры,
- устройства памяти,
- средства связи,
- и другие.
Сюда также относится и закупка компьютеров, закупка оргтехники, закупка картриджей для принтеров.
Правило такое, что если заказчику сделали предложений с российскими продуктами больше чем 1, то он обязан отклонить все предложения иностранных поставщиков. Это правило не работает, если российский товар в разных заявках совпадает по виду – наименованию и модели от одного производителя.
Важно знать, что в процессе исполнения контракта нельзя осуществлять замену российских товаров из перечня на зарубежные, также не допускается замена производителя.Кроме того, в одном контракте не могут фигурировать разные виды радиоэлектроники, входящие в перечень и не включенные в него.
Какая продукция признается российской
Чтобы товары были признаны произведенными на территории РФ, они должны соответствовать одному из этих условий:
- Производство создано, освоено или модернизировано на территории России в рамках инвестиционного контракта;
- Товары должны соответствовать критериям отнесения к промышленной продукции, у которой нет аналогов, произведенных в РФ;
- Они должны соответствовать параметрам телекоммуникационного оборудования, которому может быть присвоен статус российского;
- Должно быть подтверждение РФ как страны происхождения товаров.
Для подтверждения российского происхождения необходима копия одного из этих документов:
- Инвестиционного контракта (для пункта 1 предыдущего списка);
- Подтверждения Министерства промышленности (для пункта 2 предыдущего списка);
- Уведомления Министерства промышленности (для пункта 3 предыдущего списка);
- Сертификат вида СТ-1 (для пункта 4 предыдущего списка).
Обязанности заказчика
Заказчик при закупке товаров из перечня должен отклонять все заявки, в которых значится иностранная радиоэлектронная продукция, за исключением произведенной в странах-членах ЕАЭС.
При этом на участие должны быть поданы как минимум 2 заявки, соответствующие всем требованиям, прописанным в извещении и документации, которые также:
- содержат предложение о поставке отечественной продукции или товаров из стран ЕАЭС;
- не включают одного и того же вида продукции одного производителя.
Если заявка с предложением о поставке иностранной продукции не отклоняется, применяются условия допуска, которые устанавливает приказ № 155 Минэкономразвития.
Согласно этому приказу при проведении конкурсов, аукционов, запросов котировок и предложений тем участникам, в чьих заявках есть товары из стран ЕАЭС, даются преференции. Цену, которую они предлагают, снижают на 15 процентов, чтобы сделать ее более выгодной на фоне других участников.
Когда не применяются ограничения
Если закупка товаров, включенных в перечень, проводится дипломатическими представительствами, консульствами или торговыми представительствами РФ за рубежом и для обеспечения ими своей деятельности на территории другого государства (это может быть закупка компьютерной техники или закупка комплектующих), указанные нами выше ограничения к такой закупке не применяются.
Читайте самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Подписаться
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102406-qqq-17-m1-12-01-2017-kak-soblyusti-ogranicheniya-pri-zakupke-inostrannoy-radioelektroniki
Путин поручил стимулировать закупки российского телеком-оборудования с помощью связанных кредитов
23 февраля 2019 года Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам форума Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», состоявшегося 6 февраля. Часть поручений, касается отечественного телеком-оборудования.
Владимир Путин поручил разработать меры для экономического стимулирования приобретения российского телеком-оборудования
В частности, президент поручил разработать и обеспечить с участием российских деловых объединений реализацию комплекса мер, направленных на экономическое стимулирование приобретения российского телекоммуникационного оборудования. Для потребителей такого оборудования должен быть определен механизм предоставления связанных кредитов.
Ответственным за это поручение назначен премьер-министр Дмитрий Медведев. Срок исполнения – 31 марта 2019 года.
Еще одно поручение направлено на обеспечение поддержки разработчиков конкурентоспособных отечественных решений для систем связи нового поколения при реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Срок исполнения поручения – 31 марта 2019 года. Ответственным также является Дмитрий Медведев.
В России создадут единый реестр российского радиоэлектронного оборудования
14 января 2019 года стало известно о возможности создания в России единого реестра радиоэлектронного оборудования российского происхождения с выделением в нем реестра телекоммуникационного оборудования российского происхождения. Минпромторг, Минэкономразвития, Минкомсвязи и ФАС России должны до 1 марта 2019 года представить в правительство РФ «проект нормативного правового акта о создании единого реестра».
Соответствующие поручения ведомствам дал вице-премьер Максим Акимов по итогам совещания о применении отечественного телекоммуникационного оборудования при реализации национальной программы и национального проекта «Цифровая экономика».
Власти создадут единый реестр российского радиоэлектронного оборудования
Минпромторг, Минфин и ФАС должны до 1 марта 2019 года подготовить изменения в законодательство о том, что телекоммуникационным оборудованием, произведенным в России, признают только оборудование из данного реестра. В госконтрактах должны появиться обязательства по приобретению и применению только такого оборудования.
До 1 февраля 2019 года Минпромторг и Минфин должны будут представить предложения по стимулированию использования телекоммуникационного оборудования российского происхождения, включая предложения по предоставлению льготных кредитных линий покупателям такой техники, а также предложения по введению льготного режима по уплате налогов и страховых взносов предприятиями, производящими оборудование из реестра.
Кроме того, до 1 марта 2019 года должны быть подготовлены предложения по реализации мероприятий, направленных на подготовку квалифицированных специалистов для построения и эксплуатации информационной инфраструктуры на основе российского телекоммуникационного оборудования и вычислительной техники.
Максимов Акимов также поручил Минкомсвязи совместно с Минпромторгом, «Росатомом», «Ростехом» и АО «РВК» до 1 февраля предусмотреть разработку комплексного проекта по развитию технологий беспроводной связи на основе перспективного отечественного телекоммуникационного оборудования.[1]
До 15 февраля ФТС, ФНС и МВД необходимо доложить о результатах анализа перемещения ввозимого телекоммуникационного оборудования на предмет соответствия кодам ТН ВЭД ЕАЭС.
Вице-премьер Акимов выделил ключевые задачи в телекоммуникационной отрасли
Российские производители телекоммуникационного оборудования должны максимально комфортно чувствовать себя на отечественном рынке и потеснить иностранных конкурентов, для этого будут создаваться все условия, заявил в декабре 2018 года вице-премьер РФ Максим Акимов в Новосибирске.
«Сегодня повод поговорить о проблемах телекоммуникационной отрасли, оборудования, для того, чтобы решить ключевые задачи. Одна из них – сделать присутствие российских производителей на российском же рынке максимально комфортным и на конкурентных и привлекательных для телекоммуникационных компаний условиях потеснить наших зарубежных конкурентов», — сказал он.
Вице-премьер отметил, что речь на заседании совета пойдет о том, «как технологично, конкурентно и грамотно это сделать».
В свою очередь, зампредседателя Совфеда Андрей Турчак сказал, что совет предметно обсудит и, возможно, выработает дополнительные меры поддержки отрасли на законодательном уровне, уровнях регулирования, в том числе таможенного.
Акимов и Турчак в Новосибирске приняли участие в открытии второй очереди производства телекоммуникационного оборудования компании «Элтекс» – одного из российских разработчиков и производителей телекоммуникационного оборудования. Глава компании Черников Алексей сказал, что рассчитывает на то, что с развитием производства его предприятие сможет занять в ближайшие два-три года до 30-35% российского рынка.
Госкомпании обяжут закупать российское телекоммуникационное оборудование
Минцифра совместно с Минэкономиравзития и Минпромторгом России разрабатывает директивы, согласно которым госкомпании должны будут закупать оборудование из реестра телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП) либо обосновывать закупки зарубежного телекоммуникационного оборудования. Об этом сообщил 11 декабря 2018 года заместитель директора департамента развития высоких технологий Минкомсвязи Дмитрий Никитин. По словам чиновника, это придаст «дополнительный стимул госкомпаниям» и они смогут они чаще обращать внимание на отечественное телекоммуникационное оборудование.
Никитин отметил, что директивы должны быть выпущены во II квартале 2019 года, однако не исключено, что госкомпаниям они будут направленны раньше установленного срока.
Реестр телекоммуникационного оборудования российского происхождения, ведением которого занимается Минпромторг, был создан на основе распоряжения правительства 2010 года № 858-р. Реестр содержит более 400 отечественных аналогов телекоммуникационного оборудования[2].
Минсвязи обсуждает расширение перечня российского телеком-оборудования
Федеральное агентство связи (Россвязь) предлагает расширить перечень оборудования связи, которое может называться отечественным, сейчас этот вопрос рассматривается в Минкомсвязи, сообщает в феврале 2018 года «Телеспутник»[3] со ссылкой на заместителя начальника управления государственных услуг в сфере связи Россвязи Владимира Арефьева.
Чиновник напомнил, что сейчас статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП) получает оборудование, подлежащее обязательной сертификации, — такое, как оборудование коммутации и маршрутизации (в том числе беспроводные точки доступа WiFi стандарта 802.
11a/b/g/n), мониторинга, телефонные, базовые станции, цифровые транспортные системы.
При этом, по его словам, средства связи, подлежащие декларированию, — любое оконечное оборудование, АФУ, оборудование электропитания, кабельная продукция, модемы, сервера — не попадают в этот список перечня совместного приказа.По данным Россвязи, в 2016 году было зарегистрировано 2590 деклараций, из них 551 (или 21%) — это оборудование, сделанное в России.
В 2017 году динамика осталась практически такая же — 594 (или 22%) средств связи из 2649 зарегистрированных деклараций.
При этом сертификатов соответствия в 2016 году было выдано 815, из них 265 (или 32%) — признается отечественным оборудованием, в 2017 году — 295 (или 39%) средств связи отечественного производства из 748 сертификатов соответствия.
Россвязь еще в 2017 году предложила расширить перечень ТОРП, присвоив этот статус на все средства, используемые в сети связи общего пользования
Реестр российского телеком-оборудования не стал стимулом рынка — аналитики
Рынок операторского телеком-оборудования в России продолжает составлять незначительную долю мирового рынка и не проявляет явного положительного тренда развития. К такому выводу пришло агентство J’son & Partners Consulting. По его данным, импортное оборудование в российской телеком-индустрии составляет почти 94% рынка[4][5].
Меры, которые принимаются на федеральном уровне, пока тоже не принесли ощутимого результата — например, реестр телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП).
Агентство отмечает, что компании, которые наиболее активно получают статус ТОРП, на рынке отстают по объемам продаж.Из 334 наименований оборудования, имеющего статус ТОРП, только 43 (13%) активно востребованы рынком за последние 6 лет, в их числе особо можно выделить коммутаторы и маршрутизаторы.
Продолжается негативная тенденция снижения доли экспорта во внешней экономической деятельности сегмента операторского оборудования. В большинстве случаев потребителями такого оборудования остаются страны постсоветского пространства. В Россию телеком-оборудование главным образом поставляет Китай.
В то же время темпы роста различных секторов обрабатывающей промышленности в России были самыми высокими в мире после Китая за последние 20 лет. Совокупный среднегодовой темп роста объема производства электронного и оптического оборудования в России за период 2000-2015 гг.
составил 12,5% по сравнению с 16,7% в Китае, 0,3% в США и снижением в Великобритании на 4,8%.
В то же время в абсолютном выражении объемы российской промышленности не велики на фоне промышленно развитых стран.
Существующих размеров и диверсификации обрабатывающих отраслей недостаточно для промышленного рывка в электронном и телекоммуникационном секторах, отмечает агентство. Отсутствует и собственная развитая цифровая электроника и ИКТ-оборудование.
собственной развитой цифровой электроники и ИКТ оборудования является вызовом для получения максимального экономический эффекта от цифровизации экономики на импортной инфраструктуре.
Импортозависимость может остановить развитие сегмента отечественного телеком-оборудования
По оценкам представителей информационно-аналитического центра отечественной радиоэлектронной промышленности ЦНИИ «Электроника» (входит в структуру «Ростеха»), доля российского телеком-оборудования в структуре закупок российского бизнеса и государства продолжает увеличиваться, однако её дальнейшему росту может воспрепятствовать практически полное отсутствие отечественных решений для сетей следующего поколения, включая 5G, передаёт «Коммерсантъ».[6]
Затраты на телеком-оборудование
В 2016 году на приобретение телекоммуникационного оборудования российский бизнес и государство потратили около 500 млрд рублей.
Из них на устройства отечественного производства пришлось 5,5%, что на 0,5 процентного пункта больше аналогичного показателя 2015 года (при объеме рынка в 430 млрд рублей), подсчитали в ЦНИИ «Электроника».
Большую часть указанной суммы на закупки потратили операторы связи. Затраты остальных компаний не превысили 20 млрд рублей. Однако, как ожидается, они вырастут по итогам 2017 года до 24,5 млрд рублей.Ситуация на телеком-рынке России
По словам гендиректора ЦНИИ «Электроника» Алены Фоминой, лучше всего отечественные разработчики представлены в сегментах IP-коммутаторов, маршрутизаторов, шлюзов и ряде других. При этом российские компании практически отсутствуют в следующих секторах: решений для построения сетей 5G, технологий построения программно-определяемых сетей (SDN) и виртуализации сетевых функций (NFV).
Последствия импортозависимости
По мнению экспертов ЦНИИ «Электроника», импортозависимость телеком-отрасли грозит рисками, связанными с ограничением или запретом поставок зарубежного оборудования. Это может замедлить динамику развития национальной сетевой инфраструктуры и создаст дефицит в сегментах рынка телеком-оборудования, не имеющего отечественных аналогов, указывают в ЦНИИ.
Источник: http://www.tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F:%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BA_%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8