+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Как распознать уловки заказчика в техническом задании

Содержание

Какие уловки использует заказчик в техническом задании 2019 г

Как распознать уловки заказчика в техническом задании

  • О нас
    • Наши сертификаты и партнеры
    • Структура и отделы
    • Пресса о нас
    • Вакансии
    • Партнерам
  • Услуги
    • Тендеры и госзакупки
    • Юридические услуги
    • Бухгалтерские услуги
    • Кредитование бизнеса
    • Реклама и продвижение
    • Допуски СРО
    • Сертификаты ISO
    • Лицензии для бизнеса
    • Обучение и курсы
    • Программы для бизнеса
      • Контур. Зарплата (АМБа) – программа для расчета зарплаты (заработной платы) – СКБ Контур
      • Контур. Персонал – программа для кадрового учета – СКБ Контур
      • Тендерплан – система поиска тендеров и госзакупок
      • СБИС Все о компаниях и владельцах. Выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП, проверка контрагентов, ИНН и КПП организаций, реквизиты ИП и ООО
      • СБИС коммуникации. звонки между коллегами и партнерами. конференцсвязь, удаленная помощь, проведение вебинаров
      • СБИС Точка продаж. Автоматизация магазинов, кафе, аптек. Pos терминалы, ккт для розницы с поддержкой ОФД и ЕГАИС (ФСРАР)
      • Автоматизация ресторана, бара, кафе. СБИС Presto
      • Автоматизация салона красоты, фитнес-клуба, медицинского центра. СБИС для салона и сферы услуг
      • СБИС Заказы и поставки (EDI). Электронный обмен EDI-данными: прайс-листы (PRICAT), заказы (ORDERS), накладные в электронном виде
      • СБИС Корпоративная социальная сеть. Корпоративный портал компании – единое пространство и удобные инструменты для совместной работы
      • Электронная отчетность через интернет СБИС: сдать онлайн отчет в налоговую, ПФР, ФСС, Росстат для ИП, ООО и др.
      • ОФД СБИС – оператор фискальных данных
      • Поиск и анализ закупок СБИС: поиск торгов, аукционов и тендеров по всем площадкам
      • Управление бизнес-процессами. Электронные согласования, натсройка своих процессов без программирования по стандартам ВРМ
      • СБИС Управление персоналом. Автоматизация HR процессов. Учет рабочего времени, мотивация и геймификация, расчет зарплаты и учет кадров
      • Учет и контроль рабочего времени СБИС. Система автомататизированного учета рабочего времени сотрудников
      • СБИС Электронный документооборот. ЭДО Счета-фактуры, акты, накладные с электронной подписью, автоматизация документооборота
      • Автоматизация бухгалтерского и налогового учета – СКБ Контур
      • Услуги информационной безопасности – Контур.Безопасность
      • Учет товаров онлайн, касса для ЕГАИС для небольшой розницы (konturkassa) – Контур. Маркет – СКБ Контур
      • Контур. Бухта: бухгалтерское обслуживаниедля ИП и ООО – СКБ Контур
      • Контур. Норматив – справочно-правовая система (СПС) – СКБ Контур
      • Бухгалтерия. Контур – сдача отчетности ИП и ООО, бухгалтерия на УСН, ЕНВД онлайн – СКБ Контур
      • Оператор фискальных данных (ОФД) – СКБ Контур
      • Контур. Отель – облачная система управления и автоматизации гостиниц, отелей, хостелов. – СКБ Контур
      • Отчет. ру – СКБ Контур
      • Контур. Экстерн – электронная отчетность через интернет для ИП и ООО, сдача отчетности в налоговую, ПФР, ФСС – СКБ Контур
      • Алкодеклорация. Контур – сдача алкогольной декларации онлайн, отчетность и декларация по алкоголю в РАР – СКБ Контур
      • Контур. Закупки – поиск закупок, тендеров – СКБ Контур
      • Контур. ЖКХ Квартплата – программа для ведения бухгалтерского учета для УК и ТСЖ в сфере ЖКХ – СКБ Контур
      • Сверка алкогольных деклараций в Алкосверка. Контур – СКБ Контур
      • Контур. Декларант: таможенное декларирование онлайн, отправка декларации в ФТС – СКБ Контур
      • Контур. Пульс – СКБ Контур
      • Контур. ФМС: сервис для гостиниц по передаче данных в МВД об иностранных и российских гражданах – СКБ Контур
      • Фокус API – СКБ Контур
      • Контур. Фокус – проверка контрагентов, выписки ЕГРЮЛ и ЕГРИП – СКБ Контур
      • Проверка контрагентов в интернет-банке – СКБ Контур
      • Эльба: электронный бухгалтер Эльба, ведение бухгалтерии, бесплатная налоговая отчетность для ИП – СКБ Контур
      • Электронный документооборот Диадок – СКБ Контур
      • Получить электронную цифровую подпись (ЭЦП), Удостоверяющий центр (УЦ) – СКБ Контур
  • Тендеры с авансом
  • Прямые контракты
  • Субподряды без тендера
  • Господдержка
    • Закупки у СМП по 44 ФЗ
    • Закупки у МСП по 223 ФЗ
    • База контрактов с льготами МСП
  • Отзывы
  • Контакты

Закажите бесплатную консультацию

И мы поможем вам в решении вашего вопроса

Подать заявку 1. Сложное техническое задание или инструкция по заполнению
2. Переменные требования к товару
3. ПДФ-файлы с подвохом
4. Избыточные требования по техзаданию к товару
5. Технологически не связанные товары
6.

-инструкция как выиграть тендер начинающим и не попасть под уловки недобросовестных заказчиков Если на этапе анализа закупки вы сможете распознать уловки, которые применяет заказчик в техническом задании.

При условии того, что это будет сделано преждевременно, то вы успеете заполнить форму 2 правильно, чтобы в дальнейшем она не была отклонена. Как распознать уловки заказчика в документации и что делать, если вы их нашли можно подробнее прочитать при переходе по данной ссылке.

Приемы, которые применяются в распознании документации схожи с приемами, применяемыми в техническом задании.

1. Сложное техническое задание или инструкция по заполнению

Среди заказчиков нередко находятся те, которые хотят чтобы выиграл конкретный поставщик. Чтобы воплотить это в реальность, они прописывают характеристики до самых малейших деталей. В итоге получается много лишней документации, которая может достигать размера более 200 страниц.

Некоторые из заказчиков размещают в хаотичном порядке параметры, которые по сути не имеют никакой логики и взаимосвязи. Таким образом госзаказчики усложняют учесть участников. Отклоняя при этом заявки, находя ошибки в первой части технического задания.

Многие из участников понимают, что проще будет отказаться от участия, чем бороться с данными сложностями. При этом можно обратиться в Верховный суд, который не допускает того, чтобы был допущен беспорядок в документации и при условии того, что он делается умышленно.

Предоставляем анализ для субъектов малого предпринимательства, прогнозируем их шансы на победу, оцениваем уровень конкуренции и коррупционные составляющие, подробнее об услуге смотрите по этой ссылке.

2. Переменные требования к товару

Заказчики умудряются выдумывать новые уловки, прописывая формулы требований товара в экселевских или вордовских файлах. Этого делать нельзя, потому что при этом значение ячеек может меняться после определенного времени.

При этом не будут нести соответствие требованиям заявки, которые ранее были составлены с использованием старых данных.
Такой вид уловки появился в этом году, ранее не было замечено, чтобы заказчики применяли такой способ. Самое интересное, что могут поменять единицы измерения, определенные значения и производителя и тд.

Даже до ФАС дошли сведения о том, что используется данная уловка и ее назвали «беспрецедентным по своей наглости нарушением».

 
Хотите избежать попадания под уловки заказчика при заполнении технического задания и принять участие в конкурсе?

         Наши специалисты готовы оказать вам комплексное тендерное сопровождение на всех этапах!

Обратиться Иногда заказчики выкладывают техническое задание в формате ПДФ, при этом текст документа можно копировать. Суть данной уловки заключается в том, что в некоторые слова, или частицы вставлены картинками. При вставке такого текста картинка исчезает, смысл при этом меняется на противоположный.
Если вы не знаете о данном подвохе, то данное действие просто будет изменить.

Чтобы в будущем избежать попадания в такую ситуацию необходимо внимательно проверить все что было скопировано из документации к закупке.
Заказчики применяют также уловку по написанию в техзадании таких параметров, которые можно будет узнать при организации испытания.
В основном такие характеристики копируются из ГОСТа, чтобы продвинуть “своих” поставщиков.

Приведем пример, если в закупке потребовали прописать время в течение которого происходит высыхание краски, его возможно написать, если что-нибудь покрасить и ждать пока предмет высохнет.
Бывают случаи, когда в один и тот же лот товары, которые между собой никак не связаны по свойствам. В данном случае предусматривается административная ответственность в размере от 10 до 50 тыс руб.

Например, при возникновении случая нахождения объектов, включенных в одну закупку на удаленном расстоянии, то многие организации попросту не смогут переместить персонал и автомобили в различные части региона. В большинстве случае это будет просто невыгодно. Только нужная для заказчика компания сможет забрать подобный заказ по максимальной цене.

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.

Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

АКЦИЯ! Бесплатный анализ вашей отрасли и подборка контрактов с АВАНСОМ!

Источник: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/kakie-ulovki-ispolzuet-zakazchik-v-tekhnicheskom-zadanii/

Государственные закупки: Общие сведения, ловушки в технических заданиях и отказы — Офтоп на vc.ru

Как распознать уловки заказчика в техническом задании

У государственных закупок есть свой сайт, но стоит учитывать, что помимо того, что он работает не всегда стабильно из-за большого количества участников, в период с октября по декабрь он практически «умирает». Начинается «новогодний чёс». Как правило, именно в это время можно ухватить хороший контракт с минимальными требованиями.

Это происходит потому, что бюджетные организации обязаны израсходовать выделенные средства. При этом они не просто обязаны перечислить какую-то часть, но и закрыть договор, ведь в большинстве случаев оплата происходит после исполнения заказа.

В связи с этим, бюджетные организации спешат подписать все накладные и акты, при том что работы еще никакие не выполнялись. Некоторые исполнители этим пользуются и в дальнейшем прекращают поставки или оказывать услуги, ведь по документам они все уже сделали.

На момент написания статьи в Российской Федерации существуют два действующих закона, которые регулируют государственные закупки. Это Федеральные законы № 44 и № 223. Первый относится к бюджетным организациям, второй к компаниям с государственным участием.

В чем основные отличия действующих законов

Сделки, совершаемые по ФЗ №44, относятся только к государственным структурам и муниципальным образованиям. В этом случае заказчик тратит бюджетные средства.

Компании, где доля участия государства более 50%, работают по ФЗ №223. Например, «Ростелеком», «Почта России», «Ростех» и так далее. Считается, что это не бюджетные и не государственные закупки, так как они тратят «свои» деньги. Но практика сложилась так, что все равно их причисляют к государственным закупкам, так как эти организации имеют право работать и по 223 закону, и по 44.

Для чего это важно знать

Если вы видите, что компания организовала тендер на поставку, например, автомобиля BMW или программного обеспечения 1C, при этом, закупка происходит по 44 Федеральному закону — такой заказ, при соответствующем заявлении, будет признан недействительным. Нельзя указывать марку, более того, даже фраза «…или эквивалент» является нарушением закона.

Также по этому закону невозможно установить фильтр на вхождение. Например, фраза «к этой закупке допускаются только те лица, которые имеют опыт работы» невозможна с точки зрения действующего законодательства. Более того, закон запрещает проверять опыт и ресурсы организации.

По 223 ФЗ все намного мягче, но тоже есть свои особенности.

Пояснения: бюджетная организация может, а иногда и обязана ограничивать участие некоторых исполнителей, но только в соответствии со статьями упомянутого закона. Например, пункт 1 статьи 30 говорит следующее:

«Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок».

К чему готовиться при участии в конкурсе и аукционе

В основном, все зависит от вашей финансовой составляющей. Вы не сможете просто так подать 5-10 заявок одновременно и ждать снисхождения. За каждую заявку надо платить взнос, более того, может случиться так, что вы выиграете в шести из них, но на все у вас не хватит денег. Вас занесут в реестр недобросовестных исполнителей и государственные заказы для вас закончатся. Как это происходит?

Рассмотрим на примере аукциона, который закончился совсем недавно. Бюджетная организация размещает заказ по «модернизации и адаптации мобильного приложения» на сумму 2 900 000 рублей.

Мы видим, что компания работает по 44-ФЗ, а значит, допускаются даже те, кто не имеет опыта или ресурсов для выполнения таких работ.

Единственное ограничение: вы должны являться субъектом малого предпринимательства (кстати, выиграв несколько таких аукционов, и вы перестанете им быть).

Как видим из документации, чтобы подать заявку на участие в аукционе, вы должны заплатить 1% от суммы (29 000 рублей). При этом, в случае, если вас признают победителем, в качестве обеспечения контракта вы обязаны будете заплатить 15% от максимальной цены на счет заказчика (435 000 рублей).

Ловушки в техническом задании

Посмотрим техническое задание, которое размещено в карточке лота. Но начнем мы не с его открытия, а посмотрим свойство файла.

Что мы тут увидим? Первое — это автор документа. На картинке показано, что, скорее всего, текст создавался организацией ИБИС ЛПУ, которая не имеет отношения ни к модернизируемой системе, ни к заказчику. Однако эта организация не может участвовать в аукционе, поэтому я признаю это несущественным недочетом (точно можно будет определить при его завершении).

Свойства файла нужно смотреть обязательно, так как нередки случаи, когда техническое задание составляют исполнители. Иными словами, вы сразу сможете определить, кто победит в конкурсе.

Далее начинаем смотреть техническое задание. Важное правило: этот документ первым должен смотреть не руководитель, программист или дизайнер, а юрист. Очень часто в них есть так называемые «ловушки».

Тут вы можем увидеть типичную «ловушку».

Будет ли она применена в этом аукционе или нет, пока определить невозможно, сейчас еще не объявили результаты вскрытия конвертов, но если представить, что это другой заказ, от другого заказчика, то можно с уверенностью сказать, что если вы исполните все то, что указано в п. 4.4. и 4.5, то вам откажут в участии, так как вы не исполнили требования к аукциону.

Похожий случай произошел 19 июня 2015 года, когда компанию исключили из участников, применив такую же ловушку.

Ниже на картинке два столбика. Первый — это техническое задание на поставку фотоаппарата, слева заявка участника о том, какую технику он сможет предоставить на указанную сумму. До участия в конкурсе он допущен не был.

Источник: https://vc.ru/flood/9038-goszakazi

Мошенничество в госзакупках: как распознать и что делать | Контур.Закупки

Как распознать уловки заказчика в техническом задании

Система закупок создана для того, чтобы сделать расходы бюджетных средств прозрачнее. Однако до идеала ей еще очень далеко. Поэтому нечестные участники закупок — как заказчики, так и исполнители — пытаются использовать ее неэффективности в своих интересах. И зачастую им это удается. Рассмотрим наиболее популярные приемы и расскажем, что делать добросовестному поставщику.

Уловки заказчиков

С целью отдать контракт «правильному» поставщику заказчики нередко прибегают к различным хитростям. Вот наиболее популярные из них.

Невнятное техзадание

Это любимый метод заказчиков для отсеивания лишних конкурентов нужного поставщика. Техническое задание составляется максимально непонятно и запутано в расчете на то, что многие участники закупок не захотят или не смогут в нем разобраться.

В результате часть из них пройдет мимо, а другие попросту не смогут исполнить требования, и их заявки будут отклонены.

В то же время «свой» поставщик в частном порядке получает от заказчика полный инструктаж, подает заявку и в отсутствии конкуренции побеждает.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

В этом случае применяются размытые формулировки, технические характеристики, которые можно понять неоднозначно. Например, указывается размер объекта, но не уточняется, что это конкретно — длина, ширина, высота, а может быть, диаметр.

Умышленные ошибки

Согласитесь, довольно сложно найти объект закупки, если его название написано неверно. Например, отдельные символы заменены на соответствующие буквы латиницы.

Визуально этого не определить, однако при поиске по названию такие закупки в выборку не попадут. На это и рассчитывают недобросовестные заказчики, составляющие подобные техзадания.

Ведь нужный поставщик будет знать о такой хитрости и сможет найти закупку, а вот другие — не факт.

Разброс требований по документам

В соответствии с законом 44-ФЗ, все критерии, которым должен удовлетворять объект закупки, должны быть перечислены в Техническом задании. Это сделано неспроста — участник должен четко видеть все параметры закупки и оценивать свои возможности.

Но порой заказчики раскидывают их по разным документам. В Техническом задании указывается лишь часть параметров, а остальные прописываются, например, в контракте или описании объекта закупки. Это приводит к тому, что в заявках участники попросту не учитывают некоторые требования.

Таким образом, конкуренция существенно сокращается.

Что делать поставщику?

Естественно, перечисленные уловки являются лишь примерами того, как хитрят заказчики. Но в целом действия поставщиков в таких случаях сводятся к одному алгоритму:

  1. При возникновении любых вопросов по конкурсу или аукциону можно подать заказчику запрос на разъяснение.
  2. Он обязан представить такое разъяснение в течение 2 дней с того момента, как получит запрос. Возможно, в итоге неточные формулировки будут пояснены, а явные ошибки — исправлены.
  3. Если разъяснение не удовлетворит, можно обратиться за ним повторно, чтобы дать понять заказчику, что вы настроены серьезно.
  4. Если заказчик не дает пояснений или делает это явно «для галочки», можно жаловаться в ФАС.

Как не пропустить мимо интересную закупку из-за умышленных ошибок, допущенных заказчиком? Для этого есть несколько способов:

  1. Искать в ЕИС более тщательно. Проверять не только по названию объекта, но и по коду ОКПД2, по другим параметрам.
  2. Отслеживать закупки интересующих заказчиков. В идеале мониторить все закупки в вашей сфере и регионе.
  3. Использовать специальные сервисы, например, Контур.Закупки. Он позволит отыскать объект даже в том случае, если его название написано латиницей.

Сговор поставщиков

В закупках нередки ситуация, когда участники сговариваются между собой и делят рынок. Например, на нем есть несколько конкурентов, активно участвующих в торгах.

Они могут договориться между собой и забирать контракты по очереди. Еще чаще встречается другой вариант — в схемах задействован основной поставщик и подставные организации.

В любом случае суть таких схем сводится к созданию мнимой конкуренции, в результате чего побеждает нужный участник.

Рассмотрим взаимодействие заговорщиков на примере схемы «Таран», которая нередко применяется в рамках электронных аукционов. Для реализации требуется основной поставщик, который в итоге возьмет контракт, и пара подставных.

В процессе торгов подставные снижают цену до минимума, соревнуясь друг с другом. При этом на определенном этапе прочие конкуренты из борьбы выбывают, поскольку цена контракта становится для них слишком низкой.

В самом конце аукциона на сцене появляется основной поставщик и подает заявку по приемлемой для себя цене, но чуть ниже предложения последнего честного участника.

В итоге в топе участников аукциона оказываются: на первом и втором местах — те самые подставные фирмы, которые демпинговали, а на третьем месте — основной поставщик. Следом за ним идут предложения других добросовестных участников.

Однако во время проверок вторых частей заявок выясняется что участники, занявшие первое и второе место, не соответствуют каким-то требованиям. Их заявки, умышленно составленные с ошибками во вторых частях, отклоняются.

Победителем же становится бронзовый призер, то есть тот самый основной поставщик.

Как действовать добросовестному участнику?

Допустим, вы распознали реализацию «Тарана», но все же хотите поучаствовать в аукционе.

В этом случае рекомендуется максимально сосредоточиться в конце торгов, чтобы не пропустить тот момент, когда основной поставщик подаст свою «бронзовую» заявку. Можно попытаться ее перебить.

Может статься, что недобросовестный участник либо не успеет на это отреагировать, либо попросту не захочет снижать цену еще сильнее. В итоге победителем станет ваша заявка.

Однако в этом случае важно не допустить слишком сильного снижения цены. Лучше всего заранее рассчитать возможный для себя минимум и ни в коем случае не опускаться ниже этой суммы.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/moshennichestvo-v-goszakupkax-kak-raspoznat-i-chto-delat/

Как распознать уловки заказчика в техническом задании

Как распознать уловки заказчика в техническом задании

Расскажем о четырех приемах-уловках, используемых заказчиком в техническом задании, а также как реагировать, если вы заподозрили нарушение.

В ряде случаев недобросовестные заказчики пытаются ограничить конкуренцию, формируя техническое задание для «своих» поставщиков. Но использование при описании товаров конкретной торговой марки без указания эквивалента – очевидное нарушение закона (если речь не идет о «родных» комплектующих). Так что к этой уловке в последнее время прибегают редко.

Чаще заказчики намеренно приводят в документации характеристики, которыми может обладать товар лишь одного производителя. Выявлять подобные злоупотребления лучше на ранних этапах. Тогда у поставщика, чьи права нарушены, будет время обратиться к экспертам за заключением о невозможности поставки аналогичного оборудования или товара. А также подготовить и подать жалобу в контрольный орган.

Косвенным признаком нарушения может быть явно усложненное техническое задание. Например, заказчик намеренно составляет техническую документацию на нескольких сотнях страниц, хотя описать товар можно лаконично и с помощью меньшего числа показателей.

Формулировка «по согласованию с заказчиком» – один из признаков коррупционной составляющей.

Кроме того, сомнения должны вызывать все показатели, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товара. Такой прием часто используют при закупке строительных материалов. Например, в техническом задании на поставку краски заказчик детализировал требования так: «Масса нелетучих веществ в краске должна быть не менее 54,546 и не более 54,551».

Прием 2. Конкретных показателей нет

В то же время размытость и нечеткость положений конкурсной и аукционной документации – не менее типичная проблема. Правда, она может свидетельствовать не о злом умысле, а всего лишь о некомпетентности заказчика. Как правило, в таком случае его можно заставить устранить ошибки, подав запрос на разъяснения положений документации. Тогда обращаться в контрольные органы не придется.

Другое дело, если заказчик намеренно пытается сократить число участников. Признаком могут служить недостаточно конкретные показатели закупаемых товаров, работ или услуг либо их полное отсутствие в техническом задании. Этот способ ограничения конкуренции чаще всего встречается в заказах на проектные и строительные работы, в частности при проведении капитального ремонта.

Подозрение должно вызвать и отсутствие на официальном сайте проектно-сметной документации, дефектных ведомостей, графиков выполнения работ.

Не располагая данными из этих документов, довольно сложно правильно подготовить заявку, что приводит к ее отклонению уже при рассмотрении первых частей (если речь идет об аукционе).

В результате чаще всего побеждает выбранный заранее участник, который получил от заказчика всю необходимую информацию.

При проведении конкурса неполное и неточное описание объекта закупки не позволяет участникам определить реальные объемы работ и проанализировать свои возможности для их выполнения, что является нарушением прав потенциальных поставщиков.

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Не подписывайте контракт и документы о приемке, пока не получите от победителя обеспечение.

Контрагент сам выбирает, в какой форме внести обеспечение контракта или гарантийных обязательств, – предоставить банковскую гарантию или перечислить деньги на счет заказчика.

Требование предоставить обеспечение включите в извещение или приглашение участвовать в закупке, документацию и проект контракта.
Читайте, в каком размере и как участники обеспечивают обязательства по контракту и гарантии »

Прием 3. Препоны для компаний из других регионов

Чтобы заключить контракт с местным поставщиком, заказчики устанавливают такие требования, которые трудно или невозможно выполнить участникам из других регионов. Как правило, злоупотребления этого рода характерны для закупок в сферах организации питания и поставки продовольственных товаров.

Любые обязательные требования к претенденту, не предусмотренные законодательством о контрактной системе, незаконны. Это касается и предоставления территориальных преимуществ, что противоречит нормам Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. К такому выводу пришло Минэкономразвития России в письме от 4 сентября 2015 г. № Д28и-2579.

Важно запомнить

Отсутствие в документации инструкции по заполнению заявки – нарушение со стороны заказчика (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2015 г. по делу № А31-2029/2015). Подробности – в нашем материале “В аукционную документацию включите инструкцию по заполнению заявки”.

Если вы решили обжаловать действия заказчика, сообщите контролерам о том, что требования конкурсной документации не только ограничивают конкуренцию, но и наносят ущерб экономике других регионов.

Прием 4. «Заточка» техзадания под конкретного поставщика

Нередко учреждение разрабатывает техническое задание совместно с удобным ему контрагентом с целью отразить особенности именно его товара.

Ситуация усложняется, когда при поставке технически сложных товаров заказчик пытается описать те номенклатурные наименования, которые уже не поставляются на рынок массово.

Такие попытки свидетельствуют о желании заказчика работать с конкретной организацией или предпринимателем.

На заметку

Если товара с показателями, приведенными в техзадании, не существует, действия заказчика неправомерны (решение Московского УФАС России от 18 мая 2015 г. по делу № 2-57-3882/77-15).

Можно выделить два основных признака того, что учреждение заинтересовано в товаре, который находится на складе у одного поставщика (и, возможно, даже в единственном экземпляре):

  • указанных в техническом задании потребительских свойств товара не существует;
  • товар с приведенными характеристиками уже снят с производства.

В данном случае речь идет о прямом нарушении антимонопольного законодательства. К тому же при этом заказчик, как правило, ограничивает конкуренцию в пользу «своего» поставщика еще и путем завышения начальной (максимальной) цены контракта.

Подозрительно срочную закупку оспорить сложно

Признаки того, что заказчик действует в интересах конкретного поставщика, можно найти не только в техническом задании.

Типичный случай: в документации и проекте контракта прописаны подозрительно короткие сроки исполнения обязательств контрагентом. Как показывает практика, контракт, заключенный по результатам такой закупки, фактически может быть уже исполнен.

Либо обязательства посильны только для «своего» поставщика, у которого уже имеется в наличии все необходимое для их выполнения.

Доказать нарушение в подобных случаях очень трудно. Ведь критерии оценки обоснованности сроков исполнения контракта законодательно не установлены. Но это не значит, что действия заказчика нельзя обжаловать в антимонопольный орган.

Как реагировать, если вы заподозрили нарушение

Вопросы могут возникнуть и в связи с другими особенностями документации. К примеру, нередко характеристики и наименования товаров в техническом задании не соответствуют условиям, изложенным в проекте контракта.

Обнаружив какие-либо странные моменты или трудности копирования, для начала отправьте заказчику запрос на разъяснения.

Вполне может оказаться, что проблема связана с технической ошибкой, а не с намерением ограничить конкуренцию.

Воздержитесь от общения с представителями заказчика по телефону. Лучше отправить официальный письменный запрос. Ведь на него заказчик обязан ответить в установленный законом срок. Шаблон можно скачать в разделе «Формы и шаблоны» официального сайта госзакупок. Но зачастую специальная форма уже имеется в составе документации.

Если заказчик не дал исчерпывающих разъяснений, советуем обратиться с жалобой в контрольный орган (см. ниже ее образец). Ответ заказчика на ваш запрос приложите в качестве подтверждения своих доводов.

Во многих случаях имеет смысл проанализировать спорную техническую документацию совместно с профильными экспертами. Например, если заказчик заявил в ней несуществующие характеристики товара.

Если ваши подозрения подтвердились, подкрепите свою жалобу экспертным заключением о невозможности предоставления товара с указанными характеристиками, а также аналитической запиской.

Уместными будут и официальные письма от производителей аналогичной продукции.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Подписаться

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102337-qqe-16-m12-15-12-2016-kak-raspoznat-ulovki-zakazchika-v-tehnicheskom-zadanii

Заказчик указал в техническом требовании несуществующий товар. Как распознать уловки заказчика в техническом задании

Как распознать уловки заказчика в техническом задании

Чтобы заключить контракт с местным поставщиком, заказчики устанавливают такие требования, которые трудно или невозможно выполнить участникам из других регионов. Как правило, злоупотребления этого рода характерны для закупок в сферах организации питания и поставки продовольственных товаров.

Любые обязательные требования к претенденту, не предусмотренные законодательством о контрактной системе, незаконны. Это касается и предоставления территориальных преимуществ, что противоречит нормам Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. К такому выводу пришло Минэкономразвития России в .

Важно запомнить

Отсутствие в документации инструкции по заполнению заявки – нарушение со стороны заказчика (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2015 г. по делу № А31-2029/2015). Подробности – в нашем материале “В аукционную документацию включите инструкцию по заполнению заявки”.

Если вы решили обжаловать действия заказчика, сообщите контролерам о том, что требования конкурсной документации не только ограничивают конкуренцию , но и наносят ущерб экономике других регионов.

Вложенные файлы

  • Жалоба на решение заказчика об утверждении документации об открытом аукционе в электронной форме.jpg

Такое мнение в письме высказало Минэкономразвития. Кроме того, оно отметило: заказчик вправе вовсе не указывать в документации определенный ГОСТ. Но в этом случае он должен обосновать необходимость применения иных показателей.

Свои выводы министерство сделало, основываясь на положениях Закона N 44-ФЗ.

При описании характеристик объекта закупки заказчик использует те показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые предусмотрены среди прочего техрегламентами и документами, применяемыми в национальной системе стандартизации.

Если заказчик этого не сделал, в документации о закупке нужно обосновать необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Документ:

Письмо Минэкономразвития России от 16.12.2016 N Д28и-3517

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) и сообщает.

При описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона N 44-ФЗ предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

При этом в документации заказчик при формировании документации о закупке вправе не указывать ссылку на определенный ГОСТ, однако в таком случае ему придется приводить обоснование необходимости использования других показателей в соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, при описании объекта закупки заказчику целесообразно указать ссылку на конкретный ГОСТ, однако указывать недействующий или несуществующий ГОСТ заказчик не вправе.

При этом также отмечаем, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 приказа Минэкономразвития России от 31 марта 2015 г.

N 189 “Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)” контрольный орган принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которые повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона N 44-ФЗ после вынесения контрольным органом в сфере закупок решения о признании жалобы обоснованной или необоснованной такое решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Минэкономразвития России – федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Злоупотребление 1

Наличие задолженности по договору поставки при досрочнойпоставке

Если порядок и формарасчетов договором не определены и расчеты в силу статьи516 ГК РФ должны осуществляться платежными поручениями,покупатель, согласившийся принять товар досрочно, обязан совершитьдействия, необходимые для оплаты товаров.

В пункте 16 постановленияПленума ВАС РФ N 18 разъяснено, что покупатель обязан оплатитьполученные товары в срок, предусмотренный договором поставки либоустановленный законом и иными правовыми актами.1. Вопрос досрочнойпоставки и возможность досрочной оплаты необходимо прописать вдоговоре.2.

Факт досрочнойпоставки необходимо подтвердить документально, в частности, вкачестве подобных подтверждающих документов могут служить актыприемки-передачи, накладные ТОРГ-12 .3. В договоре необходимочетко установить срок, в течение которого должна быть осуществленаоплата. Согласно статье 80 ЗаконаРоссийской Федерации “О Центральном банке Российской Федерации” от10.07.

2002 N 86-ФЗ , действующей в момент возникновенияправоотношений, общий срок осуществления платежей по безналичнымрасчетам не должен превышать два операционных дня, если указанныйплатеж осуществляется в пределах территории субъекта РоссийскойФедерации, и пять операционных дней, если указанный платежосуществляется в пределах территории Российской Федерации.4.

В случаенесвоевременной оплаты за поставленные товары возможно взыскатьштрафные санкции, установленные в договоре, или исходя из ставкирефинансирования за каждый день просрочки платежа.5.

Если порядок и формарасчетов договором не определены и расчеты в силу статьи516 ГК РФ должны осуществляться платежными поручениями,покупатель, согласившийся принять товар досрочно, обязан совершитьдействия, необходимые для оплаты товаров, не позднее следующего дняс момента их получения.6. При несвоевременнойоплате досрочно поставленного товара необходимо написать покупателюпретензию в отношении несвоевременной оплаты, претензионный порядокявляется обязательным.

Судебнаяпрактика:

Источник: https://www.adminpz.ru/sale/zakazchik-ukazal-v-tehnicheskom-trebovanii-nesushchestvuyushchii-tovar.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.