Как ГУПам и МУПам перейти на контрактную систему

Содержание

С чего начать муп при переходе на контрактную систему

Как ГУПам и МУПам перейти на контрактную систему

Закона 44-ФЗ, которой установлены конкретные методы обоснования, а также случаи применения того или иного метода.

(h) императивное регулирование процедуры заключения, исполнения и расторжения контрактов, в том числе закрепление обязательных для включения в контракт положений;

Процесс заключения, исполнения и расторжения контракта закреплен в параграфе 7 Закона 44-ФЗ (статьи 94, 95). Указанные положения предусматривают подробное регулирование поведения заказчика на стадии, следующей после непосредственного осуществления закупки.

Например, часть 4 статьи 94 Закона 44-ФЗ устанавливает обязанность заказчика привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (за некоторыми прямо указанными в законе исключениями).

(a) Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 44-ФЗ);

(b) Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-ФЗ).

Основная идея изменений – включение государственных и муниципальных унитарных предприятий (далее – Унитарные предприятия) в контрактную систему и обеспечение тем самым соблюдения Унитарными предприятиями норм Закона 44-ФЗ при осуществлении закупочной деятельности.

В частности, Изменениями в законодательство о закупках в качестве общего правила предусмотрено исключение Унитарных предприятий из сферы применения Закона 223-ФЗ и одновременное распространение на них положений Закона 44-ФЗ.

Это позиции, указанные в аукционном перечне (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-Р).

Законодатели ввели в Закон № 44-ФЗ новые статьи, которые срочно нужно изучить.

Формулировки договоров, из смысла которых суды делают вывод, что стороны не установили досудебный порядок Обзор практики.

Изменения в КоАП РФ в 2018 году Все поправки в одной таблице.

Источник: https://www.law.ru/article/21253-qqq-17-m1-17-01-2017-kak-unitarnomu-predpriyatiyu-pereyti-na-kontraktnuyu-sistemu-zakupok

Ю.С. Полякова, юрист; К.Г.

Закон 321-Φ3, поправки), который предусматривает переход государственных и муниципальных унитарных предприятий на контрактную систему закупок.

Указанные поправки были разработаны Минэкономразвития РФ в связи с обширной практикой злоупотреблений унитарными предприятиями при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г № 223-Φ3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон 223-Ф3).

Как указано в пояснительной записке, мониторинг закупок таких предприятий выявил, что преобладающими способами закупок в 2014 г стали «закупка у единственного поставщика» (20,1%) и «иные неконкурентные способы» (62,3%) (http://asozd2.duma.gov.ru/main.

nsf/%28SpraaNew%29?0penAgent&RN = 10360786&02).
Закона 44-ФЗ (осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ)).

Как видно из перечня условий, случаи применения Закона 223-ФЗ будут существенно ограничены. По общему правилу, унитарные предприятия должны будут проводить закупки на основании Закона 44-ФЗ.

Закон 44-ФЗ содержит более детальное и императивное регулирование закупочной деятельности, существенно ограничивающее свободу унитарных предприятий.

Например, после вступления в силу поправок на унитарные предприятия будут распространяться иные правила планирования закупок, устанавливающие обязанность заказчиков в определенном порядке и в предусмотренные ст.

Ранее унитарные предприятия ее тоже получали, но выдавалась она на человека, и процедура эта была платной. ЭЦП для работы по 44-ФЗ делается на неограниченное количество человек и бесплатно.

Желательно озаботиться этим заранее, чтобы система в самый ответственный момент не дала сбой из-за огромного числа заявок.

  • Зарегистрироваться в Единой информационной системе и настроить в ней личный кабинет.
  • Разобраться в тонкостях 44-ФЗ, а лучше – пройти по нему обучение. Также необходимо проинструктировать сотрудников. Как мы уже писали, в законе о контрактной системе к людям, занимающимся закупками, предъявляют определенные требования.

2. Разработать и утвердить нормативные документы, необходимые для работы

Помимо обязательного положения о контрактной службе, для эффективной работы следует так же подготовить

• положение о комиссии;

• шаблонную (типовую) документацию для основных способов выбора поставщика (электронный аукцион, запрос котировок и др.);

• шаблонный проект контракта и др.

Следует так же внести необходимые изменения в Положение о закупке, так как заказчик имеет возможность проводить закупки по закону N 223-ФЗ если:

• предприятие — исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение — контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);

• закупки финансируются за счет грантов.

3.

Закона № 44-ФЗ).

Комиссия по закупкам унитарного предприятия

Комиссию нужно было создать в 2016 году, если заказчик запланировал первую закупку на начало 2017 года. Такой вывод следует из части 2 статьи 39 Закона № 44-ФЗ, которая требует сформировать комиссию до начала закупки, то есть не позднее даты размещения извещения.

Это коллегиальный орган, который заказчик создает для того, чтобы выбрать поставщика конкурентными способами.

Для закупок у единственного поставщика формировать комиссию не нужно (ч. 1 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Чтобы создать комиссию, необходимо:

  • определить ее вид;
  • сформировать и утвердить ее состав (в т. ч. назначить председателя);
  • установить порядок работы (ч.

Президент РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Такие же разъяснения приводит Минэкономразвития России в письме от 9 августа 2016 г. № Д28и-2021.

  • Как ГУП и МУП перейти на Закон о контрактной системе

Обзоры последних изменений

Главные изменения в законодательстве в 2018 году Посмотрите изменения, которые вступают или уже вступили в силу в 2018 году.

Директоров и учредителей станут чаще привлекать по долгам компании И другие выводы из Обзора практики Верховного суда № 2/2018 от 04.07.2018

Закупки по Закону № 44-ФЗ с 1 июля: все изменения в одной инструкции С 1 июля все конкурентные закупки можно проводить в электронном виде, правила для закупок в бумажном виде тоже изменились.

Именно она определяет их балансовую стоимость, которая и должна стать минимальной суммой при создании уставного капитала

Предприятия, прошедшие стадию переоформления, становятся самостоятельными юридическими лицами. В связи с этим они получают возможность проводить закупки на общих основаниях, как и другие ООО и АО.

В рамках предотвращения развития коррупционных схем с участием государственных и муниципальных организаций государственными властями были предприняты меры, изменяющие процесс закупки.

[attention type=red]
Основные его правила изложены в федеральном законе № 44, согласно которому на предприятии должна быть проведена реорганизация с целью введения новой должности «контрактный управляющий».
[/attention]

Все закупки должны быть проведены на основании контракта.

После перехода на контрактную систему основными способами закупок станут открытый конкурс и электронный аукцион.

А закупать у единственного поставщика можно будет лишь в строго определенных случаях и в достаточно ограниченном объеме.

Итак, планировать свои закупки на 2017 год МУПы и ГУПы должны в соответствии с законом о контрактной системе.

Отметим, что действие 44-ФЗ не будет распространяться на грантовые закупки и закупки для привлечения третьих лиц к исполнению контракта, по которому унитарные предприятия выступают в качестве исполнителей.

Переход ГУП и МУП на контрактную систему

Рассмотрим пошагово план действий для перехода на контрактную систему.

  1. Во-первых, нужно получить в Федеральном казначействе новые ключи усиленной электронной цифровой подписи.

Закона 44-ФЗ сроки формировать, утверждать планы и планы- графики закупок, а также вносить в них изменения.

Так, план закупок унитарных предприятий будет утверждаться в течение 10 дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности предприятий (по аналогии с бюджетными учреждениями).

Важно отметить, что в качестве возможных целей осуществления закупок, установленных ст. 13 Закона 44-ФЗ, не предусмотрено осуществление предпринимательской деятельности.

При этом цели, перечисленные в указанной статье, не соотносятся с правовой природой унитарных предприятий как коммерческих юридических лиц (возможными целями осуществления закупок являются: реализация государственных программ, исполнение международных обязательств РФ, выполнение функций и полномочий госорганов и органов управления внебюджетными фондами (статья 13 Закона 44-ФЗ. – Прим. авт.).

Источник: http://zakon4u.ru/s-chego-nachat-mup-pri-perehode-na-kontraktnuyu-sistemu

Переход на 223 фз бюджетного учреждения. Как теперь работать ГУПам и МУПам

Как ГУПам и МУПам перейти на контрактную систему

Принят документ, вносящий изменения в Закон № 44-ФЗ и в Закон № 223-ФЗ о переходе ГУП и МУП под действие контрактной системы. Узнайте алгоритм перехода для унитарных предприятий, а также исключительные случаи, когда закупки можно будет провести по 223-ФЗ и после вступления в силу изменений.

После 1 января указанные организации смогут проводить закупки по Закону № 223-ФЗ только в двух случаях:

  • если предприятие — исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение — контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);
  • если закупки финансируются за счет грантов.

При этом закупки по Закону № 223-ФЗ по-прежнему возможны только в случае, если заказчик вовремя принял положение о закупке и разместил его в ЕИС.

Перевод унитарных предприятий на 44-ФЗ

  1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Подтвердить их квалификацию специальным документом.

  2. Запланировать закупки на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ:
  • составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, включив в него обоснование закупок;
  • составить и утвердить план-график закупок;
  • выполнить требование о нормировании закупок (согласовать, что и для каких целей покупает предприятие);
  • Перейти на способы закупки, действующие в контрактной системе.

Если вы уже подготовили план закупок с учетом требований 223-ФЗ, то из него нужно исключить запланированные на 2017 закупки (кроме закупок за счет грантов и по заключенным контрактам).

  1. Зарегистрироваться в единой информационной системе. Для этого нужно получить в казначействе ЭЦП для работы по 44-ФЗ в ЕИС.

Многие муниципальные предприятия считают, что их эти требования не коснутся, т.к. слово «унитарные» в их наименовании не фигурирует. Рекомендуем посмотреть в учредительных документах организационно-правовую форму. Велика вероятность того, что там будет написано «унитарное предприятие». В таком случае переход на 44-ФЗ обязателен и для вас.

Что ждет унитарные предприятия после 1 января 2017 года

В основном все закупки придется проводить через открытый конкурс, электронный аукцион или запросом котировок. Часть товаров, работ и услуг придется закупать только через электронный аукцион. Это позиции, указанные в аукционном перечне (

Переход ГУП и МУП под действие 44-ФЗ — это была серьезная реформа всей контрактной системы. Однако,спустя 2 года, депутаты решили вернуть право унитарным предприятиям закупаться по 223-ФЗ. Из статьи вы узнаете мотивы решения, а также что делать ГУП и МУП уже сейчас.

Ранее мы писали, что . И вот 21.06.2018 в окончательном третьем чтении Госдума приняла законопроект, который возвращает унитарные предприятия к работе по 223 ФЗ.

Как теперь работать ГУПам и МУПам

Новым законом установлено, что все ГУП и МУП вправе осуществлять закупки по правилам 223 ФЗ уже с 29 июня. Необходимое условие — разместить на базе единой информационной системы (ЕИС). Окончательно все положения унитарных компании должны быть утверждены до 1 октября.

Парламентарии поддержали инициативу о возвращении унитарных предприятий под действие закона о закупках отдельными видами юридических лиц в связи с огромным количеством обращений.

Претензии в основном были направлены на правила определения поставщика в законе о контрактной системе. К депутатами обращались с тем, что закупки предприятий теплоснабжения усложнены и не закрывают фактических проблем. Предприятия физически не успевали закупаться по 44 ФЗ в нужные сроки. А деятельность ГУП и МУП требует именно такого подхода.

В теплоснабжении в нашей стране часто проиходят аварии из-за обстоятельств, которые невозможно предугадать и, как следствие, запланировать точное количество материалов и работ, которые пригодятся для ликвидации последствий. Также инициативу поддержали и представители аптек.

Они жаловались на невозможность приобрести необходимые лекарственные препараты в короткий срок.

Исключения

Не все закупки у ГУП и МУП будут проходить по 223 ФЗ. Законотворцы утвердили два исключения. Распространяются они на случаи, когда финансирование идет за счет средств субсидий, которые выделены из федбюджета:

  • для капитальных вложений в объекты капитального строительства госсобственности;
  • на приобретение объектов недвижимого имущества в госсобственность РФ.

Такие заказы предприятия ГУП и МУП должны осуществлять исключительно по нормам 44 ФЗ.

Новое для госкомпаний

Этим же законом Госдума утвердила правило о том, что госкомпании тоже смогут закупаться по 223 ФЗ по новым правилам.

Такая возможность появится только после того, как вступят в силу новые требования к ЭТП (по 44-ФЗ и по ч. 10 ст. 3.4 223-ФЗ) и Минфин отберет площадки, где будут проходить торги.

Таким образом, официально утвержденаотсрочка закупок госкорпорациями у субъектов МСП на аккредитованных ЭТП.

Источник: https://zaokvarcit.ru/perehod-na-223-fz-byudzhetnogo-uchrezhdeniya-kak-teper-rabotat-gupam-i.html

Переход МУП и ГУП в 2019 году — по 44-ФЗ, будут проводиться по закону

Как ГУПам и МУПам перейти на контрактную систему

Муниципальные и государственные унитарные предприятия — это коммерческие организации, которые не владеют имуществом, которое за ними закреплено. Оно принадлежит государству, региону или муниципальному образованию. Какие изменения в закупках ГУП и МУП произошли в 2018 и ожидаются в 2019 годах, читайте в статье.

Как закупают МУПы и ГУПы

Особенностям закупок унитарных предприятий посвящена ст. 15 Закона о контрактной системе. С 2017 года все они были переведены на 44-ФЗ. Не коснулось это требование только федеральных государственных унитарных предприятий, перечень которых утвердило Правительство. Однако позже по одному стали вводить исключения.

В 2018 году закупать по 223-ФЗ можно в следующих случаях:

  • за счет безвозмездно полученных грантов, независимо от того, от кого они получены — граждан или юрлиц, а также за счет субсидий из казны любого уровня;
  • при закупках, в которых МУП или ГУП выступает исполнителем по контракту в случае привлечения третьих лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги;
  • при закупочных процедурах, в которых не участвуют бюджетные средства.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

О последнем пункте, новом для 44-ФЗ, далее расскажем подробнее. Чтобы закупать по 223-ФЗ, предприятие должно утвердить и разместить в ЕИС положение о закупках до начала года, в котором собирается проводить процедуры. Принятое решение о закупках по 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

Изменения с 2018 года

Под собственными средствами понимают деньги, полученные от приносящей доход деятельности от физических и юридических лиц. Это может быть, в том числе, деятельность, входящая в список основных по учредительным документам.

Правда, это правило не распространяется на средства, которые предназначены для оказания и оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Какие действия предпринять ГУП и МУП, чтобы проводить закупки по 223-ФЗ по новым правилам, расскажет эксперт

ГУП и МУП вернулись обратно. Три ценных совета по 223-ФЗ

ГУП и МУП стали объектом эксперимента. Сначала они работали по Закону № 223-ФЗ. Потом в целях повышения эффективности закупок их перевели на закупки по закону о контрактной системе. Перевод себя не оправдал, ГУП и МУП снова на 223-ФЗ. Расскажем, как теперь работать тем, кто попал назад в будущее, и дадим три ценных совета, о которых можно узнать только лишь на практике.

Изменения с 2019 года: ликвидация ГУП и МУП

С 1 января 2019 года запретят создавать новые ГУП и МУП. Исключение составляют:

  • предприятие создают на основании федерального закона, акта Президента или Правительства;
  • учредителями выступают федеральные органы исполнительной власти, которые вырабатывают и реализуют госполитику в сфере обороны и безопасности;
  • предприятие ведет деятельность в сфере естественных монополий.

Отвечает предприятие перечисленным требованием или нет, определит ФАС. Без согласия контролера зарегистрировать и создать новое ГУП или МУП будет нельзя. Если унитарное предприятие не отвечает условиям из списка, учредитель обязан упразднить его в срок до 1 января 2021 года. Если требование не выполнят, ГУП и МУП ликвидируют в судебном порядке по иску ФАС.

Специалисты контрольного органа пояснили: при помощи ГУП и МУП заказчики избегают конкурентных процедур по Закону № 44-ФЗ – передают бюджетные средства в форме субсидий подведомственным предприятиям с целью закупок для нужд учреждения. Именно работа унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. Проект одобрило и внесло в Госдуму Правительство.

Как ГУП и МУП перейти на Закон 223-ФЗ

До 1 октября предприятие вправе изменить план закупок, а также внести правки в положение или утвердить его, чтобы попасть под действие 223-ФЗ. Если организация не успевает этого сделать, то до конца года будет закупать по 44-ФЗ.

Перейти на Закон о закупках отдельными видами юрлиц можно будет с нового года, если разместить положение до 31 декабря 2018-го.

Рекомендуем также изменить план закупок и план-график по 44-ФЗ, исключив из них те позиции, которые будут закуплены по 223-ФЗ.

Как привлекать соисполнителей

Если унитарное предприятие выступает по госконтракту исполнителем и привлекает соисполнителей, оно может применять 223-ФЗ, но только в тех объемах, которые необходимы для исполнения госконтракта, заключенного по 44-ФЗ. Если же изначально был заключен договор по 223-ФЗ, то соисполнители привлекаются по нормам Закона о контрактной системе.

Практические разъяснения и рекомендации от ведущих экспертов в сфере закупок вы найдете в журнале «Госзакупки.ру» Возьмите гостевой доступ

Закупки унитарных предприятий: по какому закону?

  • On 17.10.2018

Источник: https://center-dtp.ru/drugoe/perehod-mup-i-gup-v-2019-godu-po-44-fz-budut-provoditsja-po-zakonu.html

Закупки унитарных предприятий: по какому закону? | Контур.Закупки

Как ГУПам и МУПам перейти на контрактную систему

С 1 января 2017 года ГУП и МУП стали руководствоваться в своей закупочной деятельности законом 44-ФЗ. Однако очень скоро стало понятно, что это была не самая удачная идея. В итоге для унитарных предприятий сделали послабления, и теперь они снова могут закупаться по 223-ФЗ.

Почему правила закупки ГУП и МУП ужесточили

Унитарные предприятия являются коммерческими, но имеют особенности. У них нет собственного имущества — за ними закрепляется имущество, принадлежащее государству, субъекту РФ либо муниципалитету. До начала 2017 года унитарные предприятия вели закупочную деятельность по закону 223-ФЗ. Далее была предпринята попытка ужесточить правила их закупки.

В ФАС считают, что ГУП и МУП вредят конкуренции на локальных рынках.

Посредством структур такого типа государственные и муниципальные заказчики уходят от проведения конкурентных процедур по закону о контрактной системе.

Они попросту передают бюджетные средства в виде субсидий подведомственным унитарным предприятиям, и те закупают нужные для заказчика товары, работы и услуги по 223-ФЗ.

Но в условиях закупок по правилам контрактной системы унитарные предприятия столкнулись с серьезными проблемами. Специфика деятельности многих из них такова, что закупки требуется проводить быстро, а заранее предусмотреть потребности невозможно.

В особенности это касается предприятий теплоснабжения и аптек. Тогда как процедуры 44-ФЗ рассчитаны на длительные сроки, что сильно осложняет закупочную деятельность ГУП и МУП.

Поэтому практически сразу после перехода под закон о контрактной системе они стали обращаться к депутатам Госдумы и просить перевести их обратно.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Кому разрешено закупать по 223-ФЗ

Поправки 2018 года разрешают унитарным предприятиям закупаться по 223-ФЗ в таких случаях:

  1. Если они являются федеральными и имеют существенное значение для обеспечения прав граждан, обороноспособности и безопасности страны. Правительство утверждает перечень таких важных ФГУП. Они могут закупаться по 223-ФЗ, но только не на средства, полученные в виде бюджетных субсидий.
  2. Если закупки унитарных предприятий проводятся за счет любых грантов, полученных от физических и юридических лиц в России либо за ее пределами. В том числе за счет субсидий и грантов из бюджета, которые выдавались на конкурсной основе.
  3. Если унитарное предприятие является исполнителем по госконтракту и привлекает в рамках этого соглашения для поставки товаров, выполнения работ или услуг иных лиц. 223-ФЗ может применяться только в объеме, необходимом для выполнения контракта.
  4. Если закупка производится за счет любых средств, кроме бюджетных.

Что нужно для торговли по 223-ФЗ

Основным документом заказчика по 223-ФЗ является Положение о закупке.

Его разработка и утверждение является обязательным условием для применения упомянутого закона для всех заказчиков, в том числе и для унитарных предприятий.

У них была возможность утвердить свои Положения до 1 октября 2018 года. Организации, которые успели это сделать, уже сейчас могут не применять 44-ФЗ.

Все прочие должны подготовить Положения до начала 2019 года. Документ нужно принять и разместить в ЕИС. В таком случае с 1 января можно будет проводить закупки по 223-ФЗ. Однако если этого не сделать, придется еще год работать по 44-ФЗ.

Как будет решаться проблема ухода от конкуренции

ФАС не изменила своего мнения по поводу вредности ГУП и МУП для конкуренции на отдельных рынках. Сейчас решается вопрос, который определит их дальнейшую судьбу — внесен законопроект о ликвидации унитарных предприятий. Идея принадлежит Антимонопольной службе, а Правительство с ней согласилось и внесло в Госдуму.

Речь не идет об упразднении организационно-правовой формы — часть унитарных предприятий будет функционировать. А вот те, которые ведут деятельность на конкурентных рынках, будут ликвидированы.

Создавать новые ГУП и МУП запретят уже с 1 января 2019 года. Правило не будет распространяться только на такие случаи:

  1. Когда унитарное предприятие учреждается на основании федерального закона, актов Президента или Правительства.
  2. Когда его учреждает федеральный орган исполнительной власти, в чьем ведении находится государственная политика в сфере безопасности и обороноспособности.
  3. Когда предприятие создается в сфере естественных монополий.

Чтобы зарегистрировать новый МУП или ГУП, нужно будет получить согласие ФАС. Что же касается уже существующих унитарных предприятий, то останутся только те, кто удовлетворяет приведенным выше условиям. Все остальные должны быть ликвидированы учредителями до конца 2020 года. Иначе ФАС будет добиваться этого через суд.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/zakupki-unitarnyx-predpriyatij-po-kakomu-zakonu/

Основные термины

Прежде чем перейти к обсуждению данной темы, предлагаем вам ознакомиться с рядом терминов, которые понадобятся в данном вопросе.

В первую очередь, стоит все же определиться, что собой представляют организации, имеющие столь сложные аббревиатуры.

Государственное унитарное предприятие (ГУП)Это форма коммерческой организации, при которой все ее активы и основные средства являются собственностью не данного субъекта, а государства. Оно является строго неделимым, обслуживание и обеспечение его находится на балансе государства
Муниципальное унитарное предприятие (МУП)Это юридическое лицо, которое не имеет права собственности на закрепленные за ним активы и основные средства. Не может быть распределено на доли, паи и другие части. Финансирование и обеспечение деятельности проводится при поддержке муниципалитета

В статье также нам понадобится такое определение как АНКО, АО и ООО. Рассмотрим это далее:

Автономная некоммерческая организация (АНКО)Это форма собственности юридического лица, целью деятельности которой является не получение прибыли, а выполнение на добровольной основе функций в жизненно важных сферах. Финансирование данной организации может осуществляться из государственного бюджета или проводится на основании добровольческих взносов и пожертвований
Акционерное общество (АО)Это форма собственности предприятия, при которой весь уставный капитал разделен между собственниками в долях, соответствующих количеству акций, находящихся в их собственности

Различают две формы данного вида собственности:

ЗАОЗакрытое акционерное общество, предусматривает, что при выходе из числа участников лицо может продать или подарить свои акции только лицам, уже являющимися участниками общество
ОАООткрытое акционерное общество, предусматривает условия свободной передачи права собственности на акции как ценные бумаги и долю уставного капитала в компании любому физическому или юридическому лицу. Обратите внимание, что при данной форме собственности участник несет ответственность только по своей доле акций
Общество с ограниченной ответственностью (ООО)Это форма собственности предприятия, при которой уставный капитал в равных долях разделен между участниками, при этом они несут ответственность по обязательствам не только в размере свой доли, а в соотношении к всему уставному капиталу

Переход МУП и ГУП будут проводиться по закону 44-ФЗ

Главной целью изменений, которые были внесены Федеральным Законом № 44, стало ограничение бесконтрольной деятельности унитарных предприятий разных уровней.

Но помимо того, чтобы создать контролирующие органы, необходимо перевести все вышеупомянутые организации на договорную систему отношений.

Законом № 44 предусмотрено два варианта перехода предприятия на контрактную систему. К ним относятся:

  1. Реорганизация.
  2. Преобразование.

Как это выполнить согласно законодательству Российской Федерации, рассмотрим далее.

Особенности реорганизации унитарных предприятий

Реорганизация унитарных предприятий предусматривает ряд мероприятий, главной целью которых является организация деятельности, связанной с закупками в соответствии с Федеральным законом № 44.

Для того, чтобы выполнить данное условие, необходимо провести нижеуказанный алгоритм действий:

Для участия в торгах предприятие обязано обзавестись электронным кличемИменуемым как электронная подпись, с этой целью необходимо обратиться в казначейство
Следующий этап предусматривает регистрациюВ едином информационном пространстве, к чему обязует Приказ Федерального казначейства № 27н от 30 декабря 2015 года «Об утверждении Порядка регистрации в ЕИС в сфере закупок»
Используя «Личный кабинет»На портале электронных торгов вносятся все реквизиты предприятия
Согласно условиям, предусмотренным законом о контрактной системеСубъект обязан предоставлять, помимо информации о себе, также документ, именуемый как «Положение о закупках», которое является источником определения условий участия унитарного предприятия в торгах
Далее ответственное лицо выбирает для участия в торгах наиболее выгодную и удобную торговую платформуНа которой и будет осуществлять торговлю и поиск заказчиков в 2019 и последующих годах

Но прежде чем перейти к действиям, указанным в данном алгоритме, предприятие должно создать специальную контрольную комиссию.

Количество ответственных лиц в ней зависит от величины проводимых далее операций. В целом достаточно избрать одно лицо на должность контрактного управляющего.

: применение 44-ФЗ для ГУП и МУП

Именно с введением данной должности и связана основная часть реорганизации рабочего процесса организации.

Для назначения полномочий контрактного управляющего можно перевести уже работающего сотрудника на данную должность управления. Но все же более целесообразно с этой целью привлечь новых специалистов.

Преобразование УП

Если предприятие не может по какой-либо причине провести реорганизацию и продолжить свою деятельность в рамках федерального закона № 44, то стоит прибегнуть к процессу преобразования.

Он предусматривает изменение формы собственности унитарного предприятия на любую удобную.

Переход в другую форму собственности унитарным предприятием проводится на законных основаниях, согласно положениям статьи 34 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года.

Таким образом, данный субъект может выступать как:

АНКОИли госучреждение
АОАкционерное общество
ООООбщество с ограниченной ответственностью

Процесс преобразования предприятия в другую юридическую форму значительно более затратный, чем реорганизация.

В первую очередь, это связано с передачей в оперативное управление имущества, которое необходимо для продолжения своей деятельности предприятию.

Прежде чем зарегистрировать новую компанию, необходимо осуществить выбор формы собственности.

При регистрации в обязательном порядке декларируется размер уставного капитала, сумма которого должна быть не менее чем 100 тысяч рублей для акционерных обществ.

В случае, если данная сумма меньше, то общество может получить только форму ООО. Размер уставного капитала также зависит от потребностей предприятия.

Главной целью преобразования является продолжение деятельности организации. Для этого необходимо провести переоформление имущества, находящегося в пользовании.

С этой целью проводится следующее:

Первым этапом определяется размер имуществаКоторое необходимо для продолжения своей деятельности. Как правило, унитарные предприятия осуществляют приватизацию целых имущественных комплексов, что в разы выгоднее, чем накапливать активы заново. Также в разках данного этапа разрабатывается план и график приватизации и составляется детальный перечень всего имущества
Отдельно стоит отметить процесс оформления права собственности на землю и недвижимостьКоторая ранее находилась в пользовании данного предприятия
Прежде чем окончательно оформить имуществоСтоит провести самостоятельно ряд проверок. В рамках этого необходимо составить промежуточную финансовую отчетность, которая станет основанием для аудиторской проверки. Далее стоит проверить фактическое состояние имущества и соответствие его документации. Вышедшие из строя основные средства подлежат официальному списанию, что проводится на основании соответствующей документации
Если по результатам проверок не возникло вопросов и сложностейТо по результатам вышепроведенных работ составляется финансовая оценка активов. Именно она определяет их балансовую стоимость, которая и должна стать минимальной суммой при создании уставного капитала

Предприятия, прошедшие стадию переоформления, становятся самостоятельными юридическими лицами. В связи с этим они получают возможность проводить закупки на общих основаниях, как и другие ООО и АО.

В рамках предотвращения развития коррупционных схем с участием государственных и муниципальных организаций государственными властями были предприняты меры, изменяющие процесс закупки.

[attention type=red]
Основные его правила изложены в федеральном законе № 44, согласно которому на предприятии должна быть проведена реорганизация с целью введения новой должности «контрактный управляющий».
[/attention]

Все закупки должны быть проведены на основании контракта. Торговля проводится на специальных торговых платформах.

Помимо реорганизации, предприятие может пройти процесс, переходя в другую форму собственности, после чего сможет осуществлять закупки на общих основаниях.

По мнению правительства, данные изменения позволят повысить качество работы предприятий в условиях конкуренции.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://jurist-protect.ru/perehod-mup-i-gup/

Закупки МУП и ГУП будут проводиться по 44-ФЗ в 2018 году

Как ГУПам и МУПам перейти на контрактную систему

28.10.2016

В период с 2011 года и до настоящего момента все муниципальные и государственные унитарные предприятия (МУП и ГУП) при совершении своих закупок руководствовались положениями Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года. С 2017 года в этой части своей работы данные организации обязаны были перейти на качественно другой уровень, предполагающий осуществление закупок на открытых электронных торгах (требование устанавливается Федеральным законом от №321-ФЗ от 03 июля 2016 года). О новом порядке проведения закупочных операций сообщает другой нормативный документ – Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 года.

Таким образом, унитарным предприятиям было предложено перейти на контрактную систему закупок, т. е. совершить переход с 223-ФЗ на 44-ФЗ. При этом в ряде случаев положения старого закона были востребованы. Руководствоваться требованиями закона №223-ФЗ пришлось при совершении закупок за средства выделенных грантов и при участии в сделках третьей стороны.

Гуп и муп в 2018 года

Основная сложность перехода унитарных предприятий на контрактную систему заключается в необходимости реорганизации их работы или вовсе преобразования в юридическое лицо другой организационной формы.

Положения закона 44-ФЗ ставят перед такими организациями довольно сложные задачи по выполнению будущих закупок, но все они оправданы с точки зрения достижения поставленных целей: закупочная деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий станет более прозрачной, а открытые электронные торги исключат факты приобретения товаров, работ и услуг у одних и тех же поставщиков. Более жёсткий контроль и открытая конкуренция – вот ожидаемые итоги введения нового закона.

44-ФЗ обяжет унитарные предприятия закупать всё необходимое либо через электронные аукционы, либо через открытые конкурсы, либо посредством запроса котировок.

Определённая часть товаров (услуг, работ) будет реализовываться только через электронные торги (Распоряжение Правительства Российской Федерации №471-Р от 21 марта 2016 года).

Ожидается, что всё это позволит властям осуществлять качественный мониторинг процесса закупок, регулировать условия сделок и, при необходимости, устанавливать ограничения, к примеру, в отношении продукции зарубежного производства.

Переход автономных учреждений на 44-ФЗ

По мнению представителей контрольных органов, положения закона 223-ФЗ давали унитарным предприятиям слишком много свободы, которая использовалась ими для реализации крайне сложных, но неизменно прибыльных схем.

Многие МУП и ГУП не раз были уличены в использовании таких систем закупок, которые фактически приводили к сотрудничеству только с одним поставщиком.

Такая возможность открывала огромное поле деятельности для коррупционеров, а обратной стороной проблемы становилось отсутствие добросовестной конкуренции на рынке.

С новым законом сфера закупок в Российской Федерации начнёт работать в более прозрачных и справедливых для всех участников рынка условиях. Но этому должен предшествовать переход унитарных предприятий на контрактную систему по 44-ФЗ. Сделать это предлагается только двумя возможными способами:

  1. Реорганизовать свою работу таким образом, чтобы осуществление закупок производилось в полном соответствии с законом 44-ФЗ.
  2. Выполнить преобразование МУП или ГУП в предприятие иной организационной формы (возможные варианты – государственное учреждение, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью).

Реорганизация унитарного предприятия: инструкция

С 2017 года осуществлять закупки унитарные предприятия могут только по новым правилам.

Одним из способов перенастройки своей работы в соответствии с положениями закона 44-ФЗ стала реорганизация, которая будет включать в себя появление в штате унитарного предприятия контрактного управляющего либо создание полноценного отдела закупок – контрактной службы. К слову, данное условие предусмотрено Законом о контрактной системе.

Конечно, реорганизация подразумевает, куда больший комплекс мероприятий, нежели обычное расширение кадров. Как правильно осуществить переход с 223-ФЗ на 44-ФЗ путём реорганизации? Это можно узнать из следующей инструкции:

  1. Контрактная система закупок предполагает участие в электронных торгах, а потому унитарное предприятие должно обзавестись ключом усиленной электронной подписи. Для этого необходимо обратиться с соответствующей просьбой в органы Федерального казначейства.
  2. После муниципальному унитарному предприятию следует зарегистрироваться в Единой информационной системе, что также является обязательным условием участие в торгах. На этом этапе правовое регулирование берёт на себя Приказ Федерального казначейства №27н от 30 декабря 2015 года «Об утверждении Порядка регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок».
  3. Каждый пользователь Единой информационной системы, участвующий в электронных торгах, обязан посредством личного кабинета внести свои реквизиты в специальную форму. Впоследствии эти данные будут использоваться при оформлении сделок.
  4. Работа в сфере закупок с 2017 года потребовала привлечения специалистов, коими могут стать новые наёмные работники, либо представители собственного штата предприятия, прошедшие специальное обучение контрактной системе закупок.
  5. Следующий этап – организация работы контрактной службы или введение в должность контрактного управляющего, а также создание комиссии, в обязанности которой будет входить контроль за выполнением закупок.
  6. Положения закона о контрактной системе обязывают участников ЕИС разрабатывать, утверждать и размещать в системе специальный документ, который носит название Положение о закупках. В нём унитарное предприятие приводит свои условия участия в торгах.
  7. Далее контрактный управляющий должен выбрать наиболее подходящую для своей организации электронную торговую площадку и разработать план закупок на 2017 и последующие годы (ещё одно требование Закона о контрактной системе).

Преобразование унитарного предприятия

Согласно положениям статьи 34 Федерального закона №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года, любое унитарное предприятие может быть преобразовано в:

  • госучреждение (автономная некоммерческая организация),
  • акционерное общество (АО),
  • общество с ограниченной ответственностью (ООО).

В любом новом виде данное юридическое лицо сможет принимать участие в электронных торгах на общих основаниях.

Преобразование в государственное (бюджетное) учреждение является наиболее простым способом перехода с 223-ФЗ на 44-ФЗ, и в этом случае предполагается, что организация осуществляет закупки в рамках выполнения тех или иных управленческих, социально-культурных или других функций, не извлекая при этом никакой коммерческой выгоды.

Что касается имеющегося у такого учреждения имущественного комплекса, то оно передаётся бюджетной организации на правах оперативного управления.

Отметим, что преобразование унитарного предприятия в госучреждение требует наличия органа-учредителя, а также инициатора данного процесса в лице какого-либо органа субъекта Российской Федерации.

Образование юридического лица в форме АО или ООО требует куда больших временных затрат. Главный вопрос связан с передачей имущественного комплекса в собственность Общества, что фактически является приватизацией.

Основные фонды, принадлежащие субъекту Российской Федерации и подлежащие приватизации, могут передаваться новому собственнику только в рамках положений Федерального закона №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года.

Здесь потребуется пройти многоэтапный процесс, который начинается с выбора организационной формы будущей компании.

В Российской Федерации акционерные общества регистрируются только при условии декларирования уставного капитала в размере более 100 тысяч рублей. Если в рамках преобразования унитарное предприятие решает установить меньшую сумму, её выбором должна стать регистрация в виде ООО.

Дальнейший процесс преобразования потребует:

  • определить размеры имущественного комплекса и разработать прогнозный план приватизации;
  • сформировать перечень имущества, подлежащего приватизации, и оформить передаточный акт;
  • составить промежуточную финансовую отчетность организации и провести в отношении неё аудиторскую проверку;
  • оформить в собственность землю и недвижимость, прежде находящуюся в пользовании унитарного предприятия;
  • провести контрольные проверки состояния имущества;
  • рассчитать балансовую стоимость активов;
  • разработать Устав общества.

Источник: http://www.zakonprost.ru/article/319

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.