Изменения в 223-ФЗ с 1 января 2019 года

Содержание

Какие изменения произошли в закупках по 44‑ФЗ и 223-ФЗ за 1 квартал 2019 года | IT-компания Простые решения

Изменения в 223-ФЗ с 1 января 2019 года

Подготовили дайджест за 1 квартал. Вкратце подведем итоги нововведений в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ с января по начало апреля 2019 года и расскажем о готовящихся изменениях.

Согласно изменениям, внесённым правительством в правила оценки заявок, с 15 марта 2019 года в открытых конкурсах на организацию отдыха и оздоровления детей заявки обязательно будут оценивать по опыту участника.

Комиссия при этом будет сравнивать общую стоимость успешно исполненных контрактов, их общее количество и максимальную цену одного из них. У опытных участников при этом будет преимущество.

Если заказчик будет оценивать только цену и опыт, то их вес будет соответственно 40 и 60%. При наличии других нестоимостных критериев их вес не превысит 33%, опыт составит не меньше 27%, а цена 40%.

Общий вес нестоимостных критериев должен составлять 60%, а доля опыта в нём от 45%.

В совместных конкурсах и аукционах победители платят площадке один раз

За участие в совместном конкурсе или аукционе победитель заплатит только один раз (5000 рублей со всех или 2000 рублей с СМП), независимо от того, сколько контрактов он заключит с каждым заказчиком (п. 2.2 письмо Минфина РФ от 06.11.2018 № 24-06-08/79659). К примеру, когда по результатам совместной закупки поставщик заключает два контракта с разными заказчиками.

Открыть спецсчет можно без регистрации в единой информационной системе в сфере закупок

Данную возможность предоставили не только участникам, включенным в единый реестр участников закупок, но и тем, кто до 1 января 2019 год успел пройти аккредитацию на одной из восьми ЭТП госзакупок.

Изменился список банков для спецсчетов

Правительство дополнило список кредитных организаций, через которые можно вносить обеспечение заявок.

Добавились следующие банки:

  • «Возрождение».
  • «Тинькофф».
  • «АК БАРС».
  • «Северный морской путь».

В РосЕвроБанке открывать специальный счет в 2019 году нельзя. Это произошло из-за слияния с Совкомбанком, который по-прежнему остался в перечне.

В закупках на строительство по-новому подтверждают опыт

Со 2 апреля 2019 года стоимость контрактов, которым участник подтверждает опыт выполнения подобных работ, зависит от начальной цены текущей закупки:

  • Если НМЦК превышает 10 млн. рублей, но не превышает 100 млн. рублей — не менее 50 % от НМЦК (цены лота).
  • Если НМЦК превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей — не менее 40 % от НМЦК (цены лота).
  • Если НМЦК превышает 500 млн. рублей, но не превышает 1 млрд рублей — не менее 30 % от НМЦК (цены лота).
  • Если НМЦК превышает 1 млрд. рублей — не менее 20 % от НМЦК (цены лота).

Правила касаются дорогих закупок (от 10 млн. рублей), высокотехнологичных и сложных работ. Опыт исполнения контракта должен приходиться на последние три года до даты проведения закупки.

Будут действовать новые правила обеспечения контракта и заявки

Вступят в силу уже знакомые всем требования из 502-ФЗ от 27 декабря 2018 года:

  • Заказчик сможет возвращать исполнителю обеспечение контракта, пропорционально завершенным этапам закупки. Данное правило будет действовать только в том случае, если поставщик выполняет работы без пеней и штрафов.
  • Поставщика обяжут предоставлять новое обеспечение исполнения договора, если у банка, который выдал банковскую гарантию, отозвали лицензию.
  • Поставщики, подающие заявки на участие в открытом конкурсе, двухэтапном конкурс и конкурс с ограниченным участием (все в электронной форме), а также на участие в электронном аукционе смогут вместо «живых» денег предоставить гарантию банка (ч. 52 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Сейчас по общему правилу банковскую гарантию для обеспечения контракта.

Недобросовестным поставщикам запретят обжаловать закупки

Участник, который числится в реестре недобросовестных поставщиков, не сможет обжаловать закупку. Ему вернут жалобу без рассмотрения (50-ФЗ от 01.04.2019). Это правило касается не только юридических лиц, но и их учредителей и руководителей, если они попали в реестр недобросовестных поставщиков.

Более того, срок рассмотрения документов о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сократят с десяти до пяти рабочих дней (ч. 7 ст. 104 44-ФЗ).

Электронные аукционы будут проводить быстрее

Предусматривается увеличение порогового значения начальной (максимальной) цены контракта, при котором допускается проведение «короткого» электронного аукциона (срок подачи заявок на участие в котором составляет не менее 7 календарных дней) с 3 млн до 50 млн рублей, а при проведении такого аукциона на закупку строительных работ — до 500 млн рублей, что позволит вдвое сократить срок приема заявок на участие в аукционах.

Минимальный шаг падения на аукционе в 100 рублей при этом исключат.

При осуществлении закупок строительных работ исключается обязанность участника заполнять в заявке множество параметров и характеристик, учитывая, что все они уже содержатся в проекте и по общему правилу не подлежат изменению без соответствующего изменения самого проекта.

То есть, учитывая, что документация о закупке должна в обязательном порядке включать проектно-сметную документацию, которая уже предусматривает все необходимые требования к объекту строительства, включая требования к качеству строительных материалов, участник должен будет подать только электронное «согласие».

Заказчик сможет заключать контракт со вторым участником без проведения новой закупки

Заказчик получит право заключить контракт с участником закупки, который по итогам рассмотрения заявок занял второе место. Это правило заработает, если расторгли договор с победителем конкурса или аукциона. Это сбережет время на проведение новой закупки

Разрешат проводить закупку, если известна только цена единицы

В 44-ФЗ к понятию «начальная (максимальная) цена контракта» добавят ещё «начальная цена единицы товара» и «сумма единиц товара». Заказчик получит право провести госзакупку, если известна только единица товара, работы, услуги. Это будет работать во всех торгах независимо от объекта. Главное условие — нельзя определить объем товаров, работ, услуг на момент процедуры.

Изменятся правила предоставления документов в конкурсе с ограниченным участием

Чтобы принять участие в таком конкурсе, нужно будет заранее загрузить на ЭТП документы, которые подтверждают:

  • Наличие достаточных финансовых ресурсов для добросовестного исполнения контракта.
  • В собственности компании должно находиться все необходимое оборудование для исполнения договора.
  • Наличие достаточного опыта и профессиональной репутации на подобные работы.
  • В штате компании должно состоять необходимое количество сотрудников, обладающих определенным уровнем квалификации.

В некоторых случаях разрешат изменять существенные условия контрактов

В закупках на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос зданий:

  • Из-за обстоятельства, которые не зависят от сторон и из-за которых нельзя продолжить выполнение обязательств.
  • При нарушении срока исполнения контракта по строительству по вине подрядчика дается возможность однократного продления срока действия такого контракта по соглашению сторон на срок, не превышающий первоначальный срок действия контракта, исходя из объема и характера невыполненных работ. Подрядчик же должен будет заплатить штраф.

В закупках с единственным поставщиком заказчик сможет менять срок исполнения и цену без подписания нового контракта:

  • В закупках у естественных монополий.
  • На лечение гражданина России за пределами территории Российской Федерации.
  • При закупках юридических услуг в целях обеспечения защиты интересов Российской Федерации в иностранных и международных судах и арбитражах и иных юридических услуг в органах иностранных государств.

Кварталы считают по календарю

Данное уточнение снимает разногласия в вопросе, когда ЭТП имеет право удержать обеспечение, если заявку участника трижды за квартал отклоняют по вторым частям. До этого было непонятно, какой временной промежуток понимается под кварталом: календарный или всего лишь три месяца подряд.

Выдвинуто предложение внести ряд изменений в Постановление № 1085 для закупок сложных строительных работ с НМЦК более 100 млн. рублей

Ведомство предложило внести ряд изменений в Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 для закупок сложных строительных работ с НМЦК более 100 млн. рублей.

Для оценки заявок можно будет использовать только один нестоимостной критерий — опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и стоимости.

Для его расчета обязательно нужно будет устанавливать показатель «стоимость самого крупного исполненного контракта». Его значимость должна будет составлять не менее 50%.

При необходимости можно будет предусмотреть и другие показатели: суммарную стоимость и количество исполненных контрактов.

Минфин также предлагает скорректировать соотношение стоимостных и нестоимостных критериев для таких закупок: вместо 80% и 20% соответственно сделать 60% и 40%.

Особый приоритет радиоэлектроники из России при закупках по Закону № 223-ФЗ

Минпромторг подготовил проект, по которому российская радиоэлектроника, а также работы и услуги по её использованию, получат приоритет. В Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 предложили внести дополнение в виде специальных положений о приоритете радиоэлектроники российского производства и связанных с её использованием работ и услуг.

Так, заказчики будут оценивать заявки о поставке отечественной продукции по стоимостным критериям, снизив предложенную участником цену на 30%. Договор заключат по цене, предложенной победителем.

Если заказчик проведет аукцион или другую закупку с пошаговым снижением цены, с победителем, предложившим иностранную продукцию, договор заключат по цене на 30% ниже предложенной. В тех случаях, когда цена будет снижена до нуля и торги пойдут за право заключения договора, такому победителю придется заплатить на 30% больше, чем он предложит.

Вместо каждодневного поиска, рутинного отслеживания и трудоёмкого анализа закупок на каждой площадке по отдельности работайте сразу со всеми торговыми площадками легко и приятно в дружелюбном облачном сервисе Контур.Закупки.

Источник: https://pro126.ru/news/detail/index.php?ID=2096

Положение о закупке с 2019 года: области риска | Контур.Закупки

Изменения в 223-ФЗ с 1 января 2019 года

Закон требует внести изменения в Положение о закупке к началу 2019 года. До этого момента время еще есть, поэтому заказчики не спешат менять документ. Однако не стоит откладывать это на последний день. Напомним основные моменты.

Упрощенные закупки у взаимозависимых лиц

Законодательные поправки дали возможность заказчикам проводить закупки у взаимозависимых лиц, не применяя 223-ФЗ. Осуществлять такие закупки будет гораздо проще, поскольку не придется тратить время на определение поставщика, составлять сложные документы и так далее.

Чтобы иметь возможность закупать у взаимозависимых лиц, заказчику следует внести их в список, который, в свою очередь, включается в Положение о закупке. Включение того или иного контрагента в такой перечень должно быть обосновано. Если такие списки не составить, то использовать упрощенный вариант закупок будет нельзя.

Способы определения поставщика

С 2019 года от заказчиков по 223-ФЗ требуется разделить все применяемые способы закупки на конкурентные и неконкурентные. Сложность в том, что в корпоративном заказе нет ограниченного списка способов определения поставщика.

Есть четыре основных типа процедур — аукцион, конкурс, запрос котировок и запрос предложений. Но каждый заказчик может изобрести собственный способ. При этом важно правильно его классифицировать — конкурентный он или нет.

Если такая закупка будет отнесена к конкурентным, то она должна иметь все соответствующие признаки.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

В связи с этим рекомендуется разобраться с применяемыми способами определения поставщика. А также с тем, что считается у заказчика конкурентной закупкой. Если планируется проводить конкурентные процедуры в бумажной форме, это нужно указать в Положении.

Закупка у единственного источника

Этот метод закупки всеми любим за его простоту. Однако и внимание со стороны контролирующих органов к нему повышенное. В Положении о закупке должны быть прописаны все случаи, когда заказчик вправе воспользоваться единственным источником и не проводить конкурентную процедуру.

Отметим, что закон не ограничивает заказчика в том, чтобы включить в Положение другие неконкурентные процедуры, кроме закупки у единственного поставщика. Но тут важен такой момент — эти способы должны быть тщательно расписаны в Положении, включая основания их применения и подробный порядок проведения.

Не стоит забывать о том, что в закупках заказчик обязан руководствоваться принципом целесообразности и экономить средства. Это в полной мере должно применяться и при проведении закупки у единственного поставщика.

Чтобы доказать соблюдение основных принципов закупочной деятельности, заказчику рекомендуется хранить всю историю подготовки неконкурентной закупки. Например, перечень коммерческих предложений, полученных от потенциальных поставщиков.

При проверке будет важно показать, что даже при заключении договора с единственным поставщиком были выбраны самые выгодные условия сделки.

Закупки у МСП

В измененном 223-ФЗ много новшеств относительно закупки у субъектов малого и среднего бизнеса:

  1. Все они должны проводиться строго в электронной форме.
  2. Способы проведения ограничены четырьмя — это конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений. Никакими иными способами проводить закупки у МСП нельзя.
  3. Публиковать извещения в ЕИС нужно в определенные сроки.

Изменения, связанные с закупками у МСП, также необходимо внести в Положение о закупке до конца года.

Риск «слететь» с 223-ФЗ

причина, почему не следует затягивать с изменениями Положения — чтобы уложиться в срок до конца года. Ведь разбираться нужно со множеством вопросов.

Если какие-то части документа не будут соответствовать закону после 1 января 2019 года, то Положение будет считаться неразмещенным.

При этом заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ и должен будет руководствоваться куда более жестким 44-ФЗ.

К слову, некоторые требования закона о госзакупках выгодны для заказчиков, и эксперты советуют их перенимать.

В частности, будет полезно указывать стоимость единицы товара (услуги), а также максимальную цену всего договора. Это уместно в закупках, в которых невозможно заранее установить цену договора, например, на проведение работ по ремонту техники.

Ведь заранее неизвестно, какие именно детали потребуется заменить и какие ремонтные работы провести. Поэтому рекомендуется включить в документацию перечень деталей и список потенциально возможных работ, а также установить максимальные расценки для них и предельную стоимость всего договора.

Так можно получить наилучшее предложение по деталям и по расценкам на работы. Договор будет оплачиваться в течение года по факту проведения ремонта.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/polozhenie-o-zakupke-s-2019-goda-oblasti-riska/

Положение о закупках по 223-фз с 1 января 2019 года: основные изменения

Изменения в 223-ФЗ с 1 января 2019 года

В новой редакции Закона № 223-ФЗ повсеместно фигурирует термин «конкурентная закупка», и его необходимо грамотно отразить в новой редакции положения. Для этого нужно понимать суть термина.

В смысле Закона № 223-ФЗ конкурентная закупка значит не то же самое, что в привычном нам понимании. Прежде всего, к реальной конкуренции этот термин никакого отношения не имеет.

Допустим, в одну закупку пробились всего два поставщика, а в другой участвуют десять — и всё в терминах обновлённого закона, только первая будет называться «конкурентной». При этом сам Закон № 223-ФЗ проводит однозначное разграничение между неконкурентной закупкой и закупкой у единственного поставщика.

А значит, соревнование между потенциальными поставщиками подразумевается и в «конкурентной», и в «неконкурентной» закупке.

Рекомендуем дистанционный онлайн-курс «Участие в государственных, корпоративных и регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Профпереподготовка, 256 ак.

часовЧто же отличает конкурентную закупку от всех остальных? Для того, чтобы назваться таковой по правилам Закона № 223-ФЗ, закупка должна отвечать одновременно всем требованиям ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

В частности, в закупочной документации нельзя указывать товарный знак без оговорки об эквиваленте, кроме закрытого перечня случаев, прямо указанных в п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

При этом Закон № 223-ФЗ не указывает на то, какой объём закупок заказчик обязан проводить с использованием способов, именованных как «конкурентные». А значит, что даже при условии проведения лишь пресловутых 15% закупок с участием МСП конкурентными способами (в этом случае у заказчика выбора нет), требования закона не будут нарушенными.

Как использовать неторговые способы закупки в 2019 году

Никто не запрещает заказчику проводить т.н. «неконкурентные» закупки в электронной форме. Как же сохранить возможность использовать привычные неторговые способы закупки после 1 января 2019 года? Радикально переписывать соответствующие главы положения о закупках для этого не придётся —  но только при условии, что заказчик внимательно отнесётся к обновлению их терминологии.

Во-первых, из названия неторговых способов закупки, которые с 1 января 2019 года буду именоваться «неконкурентными», необходимо исключить те термины, которые новой редакцией Закона № 223-ФЗ зарезервированы для конкурентных закупок. Это «запрос предложений», «запрос котировок», «конкурс» и «аукцион». Речь идёт именно про термины.

Большинство заказчиков пользуются как раз запросом предложений и запросом котировок.

И если они желают сохранить их в своей закупочной работе, то запрос котировок придётся переименовать в «запрос цен» (что, кстати, является более корректным термином с содержательной точки зрения), а запрос предложений — в «многокритериальное сопоставление» или «сопоставление предложений».

Во-вторых, из тех глав положения о закупках, в которых описываются эти способы, необходимо исключить упоминания о конкуренции. И здесь тоже речь идёт только о терминах.

Разумеется, фактическая конкуренция при проведении таких закупок сохраняется, вот только в официальных документах заказчика для её обозначения теперь придётся использовать термин «соревнование» или «состязание».

Собственно, переименованные закупки теперь и будут именоваться не неторговыми конкурентными, а неторговыми состязательными.

В-третьих, желательно исключить из тех глав, которые посвящены неконкурентным закупкам, требования, установленные Законом № 223-ФЗ исключительно для конкурентных закупок:

  • запрет на ценовое и неценовое соревнование в режиме реального времени (в рамках конкурентных закупок оно допустимо лишь для аукциона);
  • запрет на указание товарного знака без оговорки об аналоге;
  • обязательное выделение первой и второй частей заявок с запретом на указание сведений об участнике закупки в первой части заявки;
  • обязательное составление протокола по итогам каждого этапа закупки.

Кстати, некорректное именование каждого элемента закупки «этапом» также является отличительным признаком конкурентной закупки, а потому при регламентации неконкурентных способов предпочтительно пользоваться классическими терминами «элемент» или «стадия», если только речь не идёт собственно о первом этапе двухэтапной закупки.

Наконец, необходимо обратить внимание на то, что новеллами Закона № 223-ФЗ именно для целей этого закона запрос котировок и запрос предложений были отнесены к торгам.

Соответственно, заказчик не имеет права отказываться от их проведения после завершения приёма заявок и обязан признать несостоявшейся закупку, в «финале» которой осталась лишь одна заявка. Оба эти ограничения прямо прописаны в Законе № 223-ФЗ.

И обоих следует избегать при описании неконкурентных состязательных закупок.

«Конкурентные» закупки в новом смысле этого слова

Выше мы говорили по большей части о терминах. Содержательная часть норм, посвящённых классическим неторговым закупкам (теперь именуемым неконкурентными состязательными), остаётся неизменной, поскольку базируется не на изменённых частях Закона № 223-ФЗ, а прежде всего на требованиях Гражданского кодекса РФ и Закона «О защите конкуренции».

Но к 1 января 2019 года заказчику необходимо дополнить своё положение о закупках и нормами о тех способах, которые теперь именуются «конкретными» — даже если на практике он ими пользоваться не собирается. Главы «Конкурс», «Аукцион», «Запрос котировок» и «Запрос предложений» в положении о закупках появиться обязаны.

Юридико-технически можно с равным успехом избрать один из двух следующих методов: копировать требования Закона № 223-ФЗ в каждую из этих глав или же объединить все четыре главы в раздел «Конкурентные способы закупки», в общей части которой и будут один раз указаны все эти требования. Во втором случае каждая из глав будет содержать по две-три небольших статьи с указанием минимальных сроков на сбор заявок и принцип выбора победителя (их нужно перекопировать из пунктов 16–23 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).

Какие общие требования к конкурентным закупкам необходимо включить в положение о закупке?

  1. Запрет на указание товарного знака без оговорки об аналоге (ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  2. Обязанность заказчика дать ответ на запрос разъяснений в течение трёх рабочих дней (части 2–4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  3. Требование о предельном размере обеспечения заявки (ч. 27 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

  4. Запрет на отказ от проведения конкурентной закупки после окончания срока подачи заявок (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  5. Требование об обязательном использовании только усиленной квалифицированной электронной подписи при проведении конкурентной закупки в электронной форме (ч. 5 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ).

  6. Требование к участнику конкурентной закупки в электронной форме направлять разными файлами первую и вторую части своей заявки, а цену указывать отдельно в интерфейсе электронной площадки (части 10 и 12 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ).

    При этом в первой части запрещено указывать сведения об участнике закупке, во второй — сведения об условиях поставки, а цену запрещено указывать в обоих частях.

Рассмотрение частей заявки при проведении конкурентной закупки в электронной форме происходит по схеме электронного аукциона из Закона № 44-ФЗ: сперва заказчик знакомится с условиями поставки, указанными в первой части заявки, затем узнаёт цену и только после этого — имя потенциального победителя.

Этот порядок тоже лучше закрепить в положении о закупках. Там же стоит ввести запрет на использование таких критериев сопоставления заявок, как, например, опыт работы: ведь сопоставлять заявки закупочная комиссия имеет право лишь при рассмотрении первых частей заявок, а сведения об опыте работы имеет право получить только при рассмотрении вторых частей.

На самом деле, если заказчик назвал свою закупку конкурентной, то все эти ограничения будут действовать для заказчика автоматически в силу прямого указания Закона № 223-ФЗ.

И в этом смысле копирование их в положение о закупках является бессмысленным.

Но если этого не сделать, то после 1 января 2019 года можно получить обвинение в том, что корпоративное положение о закупках не приведено в соответствие с новеллами Закона № 223-ФЗ — а значит и обязанность проводить все закупки по Закону № 44-ФЗ.

Логично прописать случаи проведения каждого из способов закупки. Эти случаи можно указать как в главах, посвящённых каждому отдельному способу, так и в общей части положения о закупках.

Например, «все закупки на сумму свыше 100 млн рублей проводятся с использованием конкурентных способов закупки, а в том случае, если начальная (максимальная) цена закупки превышает 500 млн рублей, то заказчик проводит такую закупку посредством конкурса или аукциона».

Раз основной формой проведения конкурентных закупок в Законе № 223-ФЗ названа электронная форма, то в новом разделе стоит прописать ситуации, при наличии которых конкурентная закупка проходит в «бумажной» форме. Это может быть список, аналогичный списку оснований для проведения закупки у единственного поставщика.

Кроме того, в разделе «Конкурентные закупки» необходимо прописать состав информации, включаемой заказчиком в следующие протоколы:

  • Протокол предварительного этапа многоэтапной закупки.
  • Протокол предварительного квалификационного отбора.
  • Протокол вскрытия конвертов.
  • Протокол оценки и сопоставления заявок.
  • Протокол переторжки.
  • Протокол сопоставления окончательных предложений об условиях поставки.
  • Итоговый протокол закупок.

По Закону № 223-ФЗ заказчик обязан составлять протоколы во всех перечисленных выше случаях. Однако требования к содержанию нормами самого Закона предусмотрены лишь для последнего вида в ч. 14 ст. 3.2.

Закупки с участием малого бизнеса

Если заказчик обязан оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства на основании Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, то в его положении о закупках, скорее всего, есть отдельная глава о таких закупках.

Не отменяя всех тех норм, которые включены в эту главу на основании указанного Постановления — например, нормы об ограничении предельных размеров обеспечения заявки или обеспечения контракта, нормы о сроках расчётов по договору и т.п.

 —  заказчику необходимо в 2018 году пересмотреть регламентацию алгоритма тех закупок, которые проводятся с участием исключительно СМПС. И сделать это необходимо не 31 декабря, а к 1 октября.

Учтите, конкурентные закупки с участием исключительно МСП проводятся теперь только в электронной форме и только на площадках, указанных Правительством РФ.

При регламентации способов конкурентных закупок с участием исключительно МСП заказчик не имеет право на нормотворчество и фактически обязан просто скопировать ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.

Однако и это копирование нужно проводить с осмотрительностью.

Например, заказчик не может изменить порядок проведения закупки, предписанного ему этой статьёй, однако может отказаться от тех её фрагментов, которые указаны в качестве факультативных.

Особенно это важно при решении вопроса об использовании двухэтапных конкурсов, предусмотренных ст. 3.4: например, невозможно при проведении такого двухэтапного конкурса в порядке п. 2 ч. 4 ст. 3.4 не нарушить требования ч. 22 той же статьи.

В разделе, касающемся закупок у МСП, стоит упомянуть и о спецсчетах, которые участники таких закупок обязаны использовать для обеспечения своих заявок посредством резервирования денежных средств.

Однако куда важнее указать то, что при использовании такого критерия, как отсрочка платежа, не учитывается значение более 30 дней: ведь согласно Постановлению № 1352, заказчик в любом случае обязан будет рассчитаться с поставщиком из числа МСП именно за 30 календарных дней.

Вообще, чем меньше критериев оценки заказчик будет использовать при проведении такой закупки, тем лучше. Идеальный способ закупки у МСП согласно новой редакции Закона № 223-ФЗ — это простейший одноэтапный аукцион, максимально приближенный к алгоритму Закона № 44-ФЗ.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1650

Изменения в 223-ФЗ в 2019 году

Изменения в 223-ФЗ с 1 января 2019 года

В 2019 году многие действующие правовые нормыв сфере закупок изменяться. Поправки внесены как в ФЗ №44-ФЗ, так и в Закон №223-ФЗ. Новая редакцияпоследнего вводит ряд изменений, которые обязательно необходимо учитыватьучастникам корпоративных закупок.

Порядок проведения закупокизменится

Если закупку планируется производить наосновании положений ФЗ №223, то заказчики должны в первую очередь позаботиться,чтобы Положения о закупкахсоответствовали новым стандартам. Обновить информация заказчику нужнобыло еще в 2018 году, а направить для регистрации в ЕИС в области закупок — до1 января 2019 года. Правила устанавливает 4 статья ФЗ №505-ФЗ, утвержденного 31декабря 2017 года.

Если в составленных заказчикам Положениях имеютсянесоответствия с нормами, установленными ФЗ№223, последняя редакция которого уже вступила в силу с 1 января 2019 года,то они считаются неопубликованными, даже если размещены в Единой информационнойсистеме своевременно.

Соответственно, произвести закупки, которыепредусматривает Федеральный закон №223-ФЗ по ним не выйдет, о чем сообщает 8статья 223 ФЗ в пункте 5.1.

Процедуры, относящиеся к закупкам, в случаепризнания недействительным Положений заказчики обязаны проводить впредусмотренном Федеральным Законом№44-ФЗ порядке.

Постараемся подробно объяснить, что нужноизменить в Положении о закупке в соответствии с поправками к Закону 223-ФЗ “Озакупках”

Обеспечение заявки

Далеко не все заказчики вправе требовать отисполнителя обеспечение заявки. Новая редакция ФЗ №223 сообщает, что подобнаявозможность есть только у выставляющих заявку, стоимость которой превышает 5млн. При этом определена и верхняя граница величины обеспечения. Она установленав 5 статье Закона №505-ФЗ и составляет 5% от изначальной стоимости. Заказчикивправе требовать и меньшую сумму.

В качестве обеспечения могут выступать:

  • собственные средства исполнителя;
  • банковская гарантия.

При формировании заявки заказчик вправе указатьи иной способ обеспечения.

Закупки: конкурентные инеконкурентные

В Положениях обязательно отображается переченьподходящих заказчику способов закупки. Они могут быть как неконкурентными, таки конкурентными. К последним относят:

  • запросы предложений;
  • конкурсы, либо аукционы следующихвидов:
  • запрос котировок.

Необходимость отражения в Положении видовзакупок вводит 3 статья Закона №505-ФЗ в пункте 3. Федеральный закон 223 по умолчанию устанавливает электронную формудля подобных закупок. Однако за заказчиком остается право устанавливатьнекоторые процедуры в бумажном формате.

Особое внимание стоит уделить предназначеннымдля малого и среднего бизнеса (МСП) конкурентнымзакупкам. Проводить их в бумажном формате нельзя, единственный возможныйвариант организации, как сообщает 2 пункт статьи 3 ФЗ №223-ФЗ, — электронный.

Заказчик может самостоятельно расширитьперечень предусмотренных для закупки процедур и отобразить его в составленномПоложений. Все обозначенные в нормативном акте мероприятия являются торгами. Азначит именно победивший исполнитель будет выполнять контракт — отказаться отсотрудничества заказчик не может.

Что касается неконкурентных закупок, вотношении них также устанавливаются определенные правила проведения. Но самоеглавное, что заказчик вправе самостоятельно определить способ проведенияаукциона, в том числе если он подразумевает, что закупка будет произведена уединственного поставщика, исполнителя или подрядчика.

Правильное описание объектазакупки

Чтобы исключить вероятность сниженияконкуренции, ФЗ №223 устанавливает новые правила, касающиеся обозначенияобъекта закупок в сопровождающей документации. Заказчик больше не может вноситьсведения о стране производства, а также использовать товарный знак. В последнемслучае есть и исключение.

При размещении товарного знака можно использоватьсловосочетание “или эквивалент”. Но при этом закон также требует прописатьнекоторые параметры, которые описывают необходимые требование к товарам илиработам, требующимся заказчику — своеобразные параметры эквивалентности.

Тогдасчитается, что заказчик исполнил требования закона.

Разрешается использовать товарный знак безуказанного уточнения в следующих случаях:

  • если предоставляемая заказчикомпродукция не может использоваться с товарами иных производителей;
  • если предметом сделки являютсязапасные части или детали комплектации техники определенной марки;
  • приобретаемая продукция необходимадля выполнения государственного заказа;
  • если регулирование закупкипроизводится международным соглашением, предписывающем обязательноеиспользование товарного знака.

Правила составления извещения

223 ФЗ“О закупках” в новой редакции четко устанавливает,какие сведения обязательно требуется отображать в тексте извещения. Присоставлении следует внести информацию о:

  • начальная стоимость контракта;
  • цена единицы товара, работы или услуги (ТРУ), в отношении которогозаключается договор, либо формула стоимости;
  • максимальная стоимость контракта.

Дополнительно следует указать предписанную 9 частью4 статьи ФЗ №223-ФЗ. Она касается места, где планируется производить закупку. Визвещении отображается адрес электроннойплощадки, на которой будет фиксироваться сделка.

Сопровождающая закупку документация

Оформляющий закупку заказчик в обязательномпорядке составляет сопроводительную документацию. Это касается любой закупки,проводящей в рамках конкурса, аукциона, в том числе электронного. Освобождаютсяот обязанности только заказчик, который делает запрос на котировки. Об этомсообщает 9 часть 32 статьи ФЗ №233.

При составлении документации следует учитыватьновые требования, выдвигаемые Законом №233-ФЗ:

  1. Обязательно указывается цена контракта. Допускается прописывать формулу стоимости.
  2. Выставляются условия для исполнителей, собирающихся принять участие в закупках. Применяются они и к субподрядчикам, привлекаемым для выполнения условий контракта. А также прописываются требования к документации, которую нужно сформировать для участия.

Если участие в закупке подразумевает, чтоисполнитель, либо соисполнитель будет проводить работы на опасных объектах,выставляемым требованиям следует уделить особое внимание.

Это же правилоиспользуется, если закупка касается работ, при которых используется атомнаяэнергия, либо задействовано сложное высокотехничное оборудование.

Условия,которые надлежит соблюдать исполнителю, также прописывается в сопроводительнойдокументации.

Время, выделенное для размещенияположения закупки в ЕИС

Типовое Положение, касающееся планируемойзакупки, обязательно публикуется в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.Если Положение изменяется, на размещение выделяется также 15 дней. Об этомсообщает 3 статья ФЗ №505-ФЗ в пункте 12.2.

При этом ряд сведений разрешается необнародовать путем размещения в ЕИС. Полный список информации, не подлежащейразглашению, освещен в Законе №223-ФЗ. В него попали данные, касающиесядоговоров:

  • о закупке ряда финуслуг, например:
    • услуг по привлечению во вклады;
    • доверительному управлениюсредствами;
  • о переходе прав на объектынедвижимости;
  • купли-продажи;
  • нескольких типов аренды;
  • об услугах брокеров;
  • содержащих сведения о закупках,относящихся к государственной тайне;
  • если описанные процедурыопределены Правительством РФ;
  • о закупках на суммы до 100 или 500тысяч рублей.

Нововведения в сфере составленияотчетности

При составлении отчетов обязательно следуетучитывать новые требования законодательства. В документы обязательновключается:

  • количество договоров, цена, котораяустановлена на каждый договор по 223 ФЗ,даже если сведения о нем не размещались в Единой информационной системе;
  • число соглашений с привлечениемодного исполнителя и их цена;
  • количество контрактов, которыезаключались с единственным поставщиком по итогам несостоявшейся процедуры, атакже их общая стоимость.

Жалоба в ФАС

Исполнитель может подать содержащее жалобу назаказчика ходатайство в Антимонопольную Службу, используя утвержденныезаконодательством основания. В 2019 году перечень пополнился. Теперь обратитьсяв ФАС можно, если:

  • зафиксированы нарушения в процессеподготовки к закупке;
  • нарушены процедуры, проведениекоторых предусмотрено в Положении о закупке.

Жалоба рассматривается в ФАС. Однако Закон№223-ФЗ указывает, что принимать во внимание необходимо только обозначенные входатайстве доводы. Положение закрепляет 10 часть статьи 3 обозначенногонормативного акта.

Оспорить действия заказчика можно не только вФАС, но и в Корпорации МСП. Причины также определены в 223 ФЗ.

Ставка НДС возросла: как изменитсяцена контракта

Повышение НДС до 20% установлено в ФЗ №303-ФЗ.Нормы, принятые 3 августа 2018 года, начинают действовать с 1 января 2019. И всвязи с их принятием у заказчиков и участников закупок возник ряд вопросов,касающихся определения стоимости контрактов после увеличения налогов. На нихпостаралось ответить Министерство финансов, опубликовав 28 ноября 2018 годаПисьмо №24-01-07/86352.

В опубликованном документе поясняется, чтоположения Закона №223-ФЗ не устанавливают запрет на изменение стоимостиконтрактов, даже если подрядчик уже приступил к его выполнению. Главное, чтобыПоложение о закупке предусматривало возможность изменения ценового показателя.В указанном Письме МинФина особо указывается на тот факт, что процедуру можносовершить только по соглашению сторон.

Закрытые электронные закупки:нюансы документооборота 

Правительство РФ постаралось такжеурегулировать вопросы, связанные с проведением закрытых аукционов, в том числеорганизуемых в электронной форме. Изменения коснулись особенностейдокументооборота.

Пересмотрен был и порядок аккредитации, предусмотренный приконкурентных конкурсах закрытого типа с применением электронной подписи (ЭП).

Рассматривающее указанныеособенности Положение утверждено вышедшим 25 декабря 2018 года ПостановлениемПравительства РФ №1663.

Главное изменение касается возможности участияв закрытых аукционах электронного типа. Необходимо пройти специальнуюаккредитацию на площадке, подключившись предварительно к шифровальной сетисвязи.

Подобные условия применимы к закупкам, осуществление которых возможнотолько при раскрытии участникам информации, приравненной к государственнойтайне.

Если исполнитель не проходит аккредитацию, то он не может статьучастником аукциона.

На оператора ЭП в связи с изменениями возлагаетсяновая обязанность. Он должен вести специальный реестр, куда вносятся всепрошедшие аккредитацию участники. Помимо этого, устанавливается особый порядокдля:

  • приглашения на электронныйконкурс, применяемый к прошедшим аккредитацию исполнителям;
  • предоставления формируемой врамках электронной закупки документации;
  • подачи аккредитованнымиучастниками заявки о желании принять участие в аукционе;
  • ведения документооборота в ходезакупки. А также особенностей составления оформляемой при закрытии документации.

Реестр заказчиков

В ЕИС теперь будет внедрен специальный реестр,отображающий сведения обо всех заказчиках, подающих заявки в рамка 223 ФЗ. Онбудет вестись в соответствии с особенными правилами, которые закреплены в ПП№1711, выпущенного 28 декабря 2018 года.

Доступен реестр станет с 1 марта 2019 года. Кэтому сроку Федеральное Казначейство уже должно подготовить его и внедрить вЕИС. А до 15 марта обязательно включить в список всех зарегистрированных в ЕИСзаказчиков-юрлиц, которые обозначены в ФЗ №223, а именно — во 2 пункте 1статьи. Причем о каждом необходимо сообщить следующую информацию:

  • наименование организации, полнаяформа и сокращенная — при наличии;
  • установленная для предприятияорганизационно-правовая форма;
  • адрес фирмы;
  • ИНН, в том числе дата регистрациив налоговой и код причины постановки на учет.

Предусмотрено и включение некоторых видовдокументов в ЕИС при внесении заказчика в реестр. Перечень отдельно обозначен ввыпущенном 10 августа 2012 года Приказе Казначейства России №13н, а такжеПриказе Минэкономразвития №506.

Далее на внесение изменений у ответственноговедомства будет не более одного. Сроком исчисления является дата регистрациизаказчика в ЕИС, либо внесения новых сведений в информационные документы. Еслизаказчик лишается права доступа в ЕИС, Казначейство должно убрать егореестровую запись из общего доступа в течение 3 дней.

Информацию по всем проводимым закупкам можнопосмотреть на сайте «ТАСС-Бизнес»(tassbiz.ru).

Источник: https://tassbiz.ru/help/izmeneniya-v-44-fz-v-2019-godu-2/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.