Как проводят закупки автономные учреждения
Закупки унитарных предприятий: по какому закону? | Контур.Закупки
С 1 января 2017 года ГУП и МУП стали руководствоваться в своей закупочной деятельности законом 44-ФЗ. Однако очень скоро стало понятно, что это была не самая удачная идея. В итоге для унитарных предприятий сделали послабления, и теперь они снова могут закупаться по 223-ФЗ.
Почему правила закупки ГУП и МУП ужесточили
Унитарные предприятия являются коммерческими, но имеют особенности. У них нет собственного имущества — за ними закрепляется имущество, принадлежащее государству, субъекту РФ либо муниципалитету. До начала 2017 года унитарные предприятия вели закупочную деятельность по закону 223-ФЗ. Далее была предпринята попытка ужесточить правила их закупки.
В ФАС считают, что ГУП и МУП вредят конкуренции на локальных рынках.
Посредством структур такого типа государственные и муниципальные заказчики уходят от проведения конкурентных процедур по закону о контрактной системе.
Они попросту передают бюджетные средства в виде субсидий подведомственным унитарным предприятиям, и те закупают нужные для заказчика товары, работы и услуги по 223-ФЗ.Но в условиях закупок по правилам контрактной системы унитарные предприятия столкнулись с серьезными проблемами. Специфика деятельности многих из них такова, что закупки требуется проводить быстро, а заранее предусмотреть потребности невозможно.
В особенности это касается предприятий теплоснабжения и аптек. Тогда как процедуры 44-ФЗ рассчитаны на длительные сроки, что сильно осложняет закупочную деятельность ГУП и МУП.
Поэтому практически сразу после перехода под закон о контрактной системе они стали обращаться к депутатам Госдумы и просить перевести их обратно.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Кому разрешено закупать по 223-ФЗ
Поправки 2018 года разрешают унитарным предприятиям закупаться по 223-ФЗ в таких случаях:
- Если они являются федеральными и имеют существенное значение для обеспечения прав граждан, обороноспособности и безопасности страны. Правительство утверждает перечень таких важных ФГУП. Они могут закупаться по 223-ФЗ, но только не на средства, полученные в виде бюджетных субсидий.
- Если закупки унитарных предприятий проводятся за счет любых грантов, полученных от физических и юридических лиц в России либо за ее пределами. В том числе за счет субсидий и грантов из бюджета, которые выдавались на конкурсной основе.
- Если унитарное предприятие является исполнителем по госконтракту и привлекает в рамках этого соглашения для поставки товаров, выполнения работ или услуг иных лиц. 223-ФЗ может применяться только в объеме, необходимом для выполнения контракта.
- Если закупка производится за счет любых средств, кроме бюджетных.
Что нужно для торговли по 223-ФЗ
Основным документом заказчика по 223-ФЗ является Положение о закупке.
Его разработка и утверждение является обязательным условием для применения упомянутого закона для всех заказчиков, в том числе и для унитарных предприятий.
У них была возможность утвердить свои Положения до 1 октября 2018 года. Организации, которые успели это сделать, уже сейчас могут не применять 44-ФЗ.
Все прочие должны подготовить Положения до начала 2019 года. Документ нужно принять и разместить в ЕИС. В таком случае с 1 января можно будет проводить закупки по 223-ФЗ. Однако если этого не сделать, придется еще год работать по 44-ФЗ.
Как будет решаться проблема ухода от конкуренции
ФАС не изменила своего мнения по поводу вредности ГУП и МУП для конкуренции на отдельных рынках. Сейчас решается вопрос, который определит их дальнейшую судьбу — внесен законопроект о ликвидации унитарных предприятий. Идея принадлежит Антимонопольной службе, а Правительство с ней согласилось и внесло в Госдуму.
Речь не идет об упразднении организационно-правовой формы — часть унитарных предприятий будет функционировать. А вот те, которые ведут деятельность на конкурентных рынках, будут ликвидированы.
Создавать новые ГУП и МУП запретят уже с 1 января 2019 года. Правило не будет распространяться только на такие случаи:
- Когда унитарное предприятие учреждается на основании федерального закона, актов Президента или Правительства.
- Когда его учреждает федеральный орган исполнительной власти, в чьем ведении находится государственная политика в сфере безопасности и обороноспособности.
- Когда предприятие создается в сфере естественных монополий.
Чтобы зарегистрировать новый МУП или ГУП, нужно будет получить согласие ФАС. Что же касается уже существующих унитарных предприятий, то останутся только те, кто удовлетворяет приведенным выше условиям. Все остальные должны быть ликвидированы учредителями до конца 2020 года. Иначе ФАС будет добиваться этого через суд.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/zakupki-unitarnyx-predpriyatij-po-kakomu-zakonu/
Статья 15 Федерального закона №44-ФЗ: последние изменения, особенности закупок, осуществляемых бюджетными и автономными учреждениями
44-ФЗ «О контрактной системе…» ориентирован в основном на государственных и муниципальных заказчиков, которые ведут свою деятельность на бюджетные деньги.
Но в бюджетном законодательстве содержатся и другие потенциальные получатели средств из бюджета: бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия и юрлица.
Для таких частных категорий заказчиков в 44-ФЗ была включена ст. 15 44-ФЗ.
В статье 15 44-ФЗ регулируется процедура закупок, осуществляемых бюджетными и автономными учреждениями, ГУПами и МУПами. Она выступает своего рода мостом между нормами 44-ФЗ и 223-ФЗ и объединяет их.
Что регулирует статья 15 44-ФЗ
Статья 15 44-ФЗ распространяет свое действие на такие категории заказчиков, как:
- бюджетные учреждения;
- автономные учреждения;
- государственные (ГУП) и муниципальные (МУП) предприятия;
- иные категории юридических лиц.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
По умолчанию указанные категории заказчиков должны закупаться по нормам 223-ФЗ, но в данной статье приводятся ситуации, при которых они обязаны руководствоваться 44-ФЗ. Статья состоит из 7 частей.
Закупки, осуществляемые бюджетными учреждениями
Особенности закупок бюджетных учреждений в ст. 15 44-ФЗ приведены в ее п. 1-3. Бюджетные учреждения закупаются за счет субсидий, которые были выделены из бюджета и прочих средств по требованиям и правилам, прописанным в 44-ФЗ (на основании п. 1 ст. 15 44-ФЗ). То есть в данном случае на них налагается обязанность применять положения законодательства о контрактной системе.
В ч. 2 ст. 15 44-ФЗ указаны случаи, когда бюджетные учреждения вправе закупаться по нормам 44-ФЗ, но также могут перейти на применение более лояльного ФЗ-223. Для того чтобы применять нормы 223-ФЗ, бюджетные учреждения должны разработать и утвердить до конца года Положение о закупках и разместить его в ЕИС.
Такое Положение будет распространяться только на закупки:
- За счет грантов (иностранных, бюджетных, возмездных и безвозмездных) — только если грантодатели не определили иные условия, а также за счет пожертвований, унаследованных средств, субсидий (полученных на конкурсной основе).
- Если бюджетное учреждение-исполнитель в рамках госконтракта привлекает субподрядчиков.
- В отношении закупок на средства от иной приносящей доходы деятельности (кроме средств на оплату ОМС).
Бюджетному учреждению стоит определиться до конца года с тем, по каким нормам оно будет работать. Такое решение оно не может поменять в текущем году и ему придется применять положения 44-ФЗ. Но это не всегда выгодно для заказчика, так как по 44-ФЗ действуют более строгие нормы и требования к процессу проведения закупок. 223-ФЗ обладает целым рядом преимуществ. В их числе следующие:
- Гибкое планирование закупочной деятельности. Планы по 223-ФЗ разрабатываются на год, и необходимость утверждения плана-графика отсутствует. Обоснование закупок не требуется.
- Более гибкие требования к описанию объекта закупки. Заказчик может устанавливать четкие требования к объекту закупки с указанием на товарный знак без указания слов «или эквивалент» (по 44-ФЗ это строго запрещено).
- Медицинские учреждения вправе закупать лекарства по торговым наименованиям, а не международным наименованиям.
- Способы закупок не так строго регламентированы, как в 44-ФЗ. Заказчик вправе прописывать в Положении о закупках дополнительные способы конкурентных закупок, а не только конкурс, аукцион, запрос предложений и котировок. Также по 44-ФЗ заказчик ограничен в выборе неконкурентного способа закупки по ст. 93 44-ФЗ, а по нормам 223-ФЗ он может предусмотреть дополнительные основания для закупок у единственного поставщика (например, при закупках за счет грантов). По 223-ФЗ заказчик может вводить дополнительные этапы в закупке: переторжку, предквалификационный отбор и пр.
- Нет требования об обязательном обосновании НМЦК (если заказчик сам его не установит).
- Допускается установление квалификационных требований к участникам закупки, позволяющим исключить недобросовестных поставщиков.
- Заказчик самостоятельно разрабатывает критерии и порядок оценки заявок на участие в закупках.
- Заказчик свободен во внесении изменений в договор, подписанный с победителем. Он может по своему усмотрению продлевать сроки, увеличивать стоимость и изменять объем закупки.
Если бюджетное учреждение изъявило желание закупать товары, работы и услуги на средства, которые были получены от его коммерческой деятельности по нормам 44-ФЗ, то это не станет нарушением закона. На это указывают пояснения контролирующих инстанций и практика рассмотрения споров, например, решение УФАС по Архангельской области от 2015 года №04-05/3989.
Если закупки бюджетного учреждения финансируются частично на бюджетные средства, а частично – из внебюджетных источников, то оно обязано руководствоваться нормами 44-ФЗ.
На это в своих разъясняющих письмах неоднократно указывало Минэкономразвития, хотя в 44-ФЗ на данное требование прямо не указано (например, письмо от 2014 года №Д28и-2261, от 2016 года №Д28и-545).
При необходимости закупок по нормам 44-ФЗ заказчику следует позаботиться о создании контрактной службы или назначении контрактного управляющего. Контрактная служба с численностью не менее 2 человек создается при объеме закупок за год на сумму более 100 млн р.Закупки автономными учреждениями, ГУПами и МУПами
Если автономным учреждениям выделяются бюджетные средства на осуществление инвестиций (капвложений) в объект государственной собственности, то они должны применять положения 44-ФЗ (по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ). С 2017 года положения указанной статьи распространяются также на ГУПы и МУПы.
Положения 44-ФЗ распространяются на сферы планирования закупочной деятельности, осуществления закупок (определения поставщика, подрядчика или исполнителя), заключения государственного контракта, мониторинга, контроля за закупками и аудита. Тогда как исполнение закупочной деятельности может проводиться по нормам, отличным от 44-ФЗ.
При закупках по 44-ФЗ по указанному правовому основанию заказчики не обязаны соблюдать требования к государственному контракту, перечисленные в ст. 34 44-ФЗ, осуществлять экспертизу контракта, соблюдать порядок приемки работ, готовить отчетность по результатам исполнения контракта. Также на договоры, заключенные по нормам ч. 4 ст.
15 44-ФЗ, не распространяются ограничения в части условий изменения госконтракта или его расторжения.
В связи с тем, что в 44-ФЗ не расшифровывается понятие «капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности», то с применением ч. 4 ст. 15 44-ФЗ нередко возникают сложности.
Согласно распространенной позиции, под капитальные вложения подпадают любые инвестиции на увеличение основных средств, но такая позиция неправомерно расширяет сферу действия контрактной системы на договоры, подписываемые в целях закупки оборудования, машин, инструментов, проектных работ и пр.Но по другому, более обоснованному, подходу под нормы данной статьи подпадают только инвестиции в капитальное строительство и закупку недвижимости для государственных и муниципальных нужд.
Также при предоставлении бюджетных инвестиций юрлицами (которые не имеют статуса МУПа или ГУПа) при реализации инвестиционных проектов по строительству, перевооружению объектов капстроительства, реконструкции на юрлица распространяется закон 44-ФЗ.
Действие данного закона распространяется в той части, которая определена договором об участии РФ, российского субъекта или муниципалитета в собственности субъекта инвестиций (на основании ч. 5 ст. 15 44-ФЗ).
При этом действие указанной правовой нормы действует только на случаи закупок товаров, работ и услуг для реализации инвестиционных проектов.
Например, если юрлицо тратит бюджетные инвестиции на закрытие обязательств по кредитным договорам, полученным в целях исполнения инвестпроекта, то данный случай не подпадает под ст. 15 44-ФЗ, и нормы контрактной системы не применяются.
По п. 1 ст. 80 Бюджетного кодекса предоставление инвестиций юрлицам, которые не имеют статуса государственного или муниципального унитарного предприятия, должно повлечь за собой получение права собственности на эквивалентную часть уставного (складочного) капитала данных юрлиц.
С учетом данного условия под действие ч. 5 ст. 15 44-ФЗ подпадают не все юрлица, а только те, которые имеют форму акционерного или общества с ограниченной ответственностью.
Например, для получателей инвестиций из федерального бюджета обязательным станет применение ФЗ-44 в части:- определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей;
- исполнения договора, подписанного в целях реализации инвестпроекта по строительству и реконструкции объекта капстроительства или закупки объекта недвижимости.
Единых требований при реализации контракта с региональными и муниципальными инвестициями не предусмотрено: они определяются местными органами исполнительной власти.
На основании ч. 6 ст.
15 при передаче полномочий по осуществлению закупок государственными и муниципальными заказчиками, внебюджетными фондами, органами МСУ или ГК «Росатом» в адрес бюджетного учреждения, автономного учреждения, ГУПа, МУПа или юрлица последние должны применять в своей деятельности нормы 44-ФЗ. При этом положения законодательства применяются в пределах переданных им полномочий.
Исходя из п. 4 ст.
79 Бюджетного кодекса, такие соглашения о передаче полномочий государственные и муниципальные заказчики вправе передавать при осуществлении инвестиций на бюджетные деньги для строительства государственной и муниципальной собственности или при закупках недвижимости в такую собственность. На основании ст. 79 Бюджетного кодекса в объем передаваемых полномочий должно войти как минимум право на заключение и исполнение госконтракта.
Изменения в статье 15 44-ФЗ
В июне 2018 года был введен пункт 4.1 в ст. 15 44-ФЗ. Он предусмотрел распространение положений 44-ФЗ в части мониторинга, контроля и аудита в сфере закупок (по ч. 3 ст. 99 44-ФЗ) на юридических лиц, которые занимаются закупками на бюджетные субсидии.
В мае 2019 году в ст. 15 был введен еще один пункт. Согласно ч. 7 ст. 15 44-ФЗ, положения законодательства о контрактной системе применяются в ограниченном формате при подписании гражданско-правового договора на основании аукциона или конкурса (когда по закону при выборе исполнителя заказчик должен организовать такую закупку по правилам 44-ФЗ).
В частности, при подписании таких контрактов не применяются ограничения в рамках национального режима закупок по ст. 14 44-ФЗ, заказчики не вправе устанавливать преимущества для учреждений уголовно-исправительной системы, организаций инвалидов по ст.
28, 29 44-ФЗ, не могут вводить ограничения по участию в закупке только представителей малого бизнеса по ст. 30 44-ФЗ, требовать внесения обеспечения в повышенном размере в рамках антидемпинговых мероприятий и пр.
Например, в ч. 4 ст.
5 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договор на проведение бухгалтерской отчетности организации, в уставном капитале которой доля госсобственности составляет от 25%, а также на проведение аудита госкорпорации, госкомпании или муниципального унитарного предприятия заключается с независимым аудитором или аудиторской компанией, которые были выбраны по результатам конкурса. Конкурентная закупка в данном случае должна проводиться по правилам контрактной системы, и на нее будут распространяться положения ч. 7 ст. 15 44-ФЗ. То есть в этом случае заказчик должен только придерживаться регламентированного порядка прохождения конкурсной процедуры, а остальные положения 44-ФЗ на него распространяться не будут (например, по планированию и отчетности).Таким образом, ст. 15 44-ФЗ распространяет свое действие на ограниченный субъектный состав закупок.
В ней указаны ситуации, когда заказчик обязан применять 44-ФЗ, если он находится в статусе бюджетного учреждения, автономного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия или юридического лица. Здесь также указаны условия, которые нужно выполнить для перехода на использование положений 223-ФЗ.
Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://pravo.team/zakupki/44/st-15.html
223-ФЗ о закупках госучреждений: практика применения, отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ
С 1 января 2014 года бюджетные и автономные учреждения получили возможность в дополнение к закону № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при соблюдении определенных условий производить госзакупки по Федеральному закону № 223-ФЗ от 18.
07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Закон №44-ФЗ — это достаточно жесткий закон, накладывающий серьезные ограничения к способам осуществления закупок, а также к суммам и объемам закупок товаров, работ, услуг. Обязательным условием является обоснование начальной цены контракта, описание полных функциональных характеристик товаров, работ, услуг.
На его фоне закон №223-ФЗ выглядит более мягким. Например, обосновывать закупки закон не требует, план закупок может быть изменен по любой причине и в любое время. Также, согласно закону, не требуется обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Преимуществом закона №223-ФЗ по сравнению с законом №44-ФЗ является возможность внесения изменений в уже заключенный с поставщиком контракт — продление срока, увеличение цены, изменение объема и др.
Если вы уже работали с госзакупками по закону №44-ФЗ, то освоить применение закона №223-ФЗ вам будет несложно.
Изначально предполагалось, что закон №223-ФЗ будут применять госкорпорации, госкомпании, субъекты естественных монополий, иначе говоря, коммерческие организации, находящиеся в сфере интересов государства или осуществляющие регулируемые виды деятельности. В настоящее время ст.
15 закона №44-ФЗ позволяет бюджетным и автономным учреждениям часть закупок вывести под закон №223-ФЗ, согласно которому закупки можно осуществлять за счет грантов и средств от приносящей доход деятельности (кроме средств ОМС).
При этом нужно отметить, что для московских заказчиков закон №223-ФЗ не работает, они должны работать только в соответствии с законом №44-ФЗ.
Как начать работать по закону №223-ФЗ?
Прежде всего, бюджетное или автономное учреждение должно разработать Положение о закупке и план закупки. Далее направить Положение своему учредителю на утверждение. Следующий этап — разместить Положение о закупке и план закупки в ЕИС (www.zakupki.gov.ru). Если данную процедуру провести в течение текущего года, то по закону №223-ФЗ можно осуществлять закупки с 1 января 2015 года.
На портале госзакупок у бюджетного учреждения, желающего осуществлять закупки по двум законам, должны быть зарегистрированы два личных кабинета — по закону №44-ФЗ и по закону №223-ФЗ.
Для второго кабинета понадобится новая электронная подпись, которую необходимо будет приобрести за свой счет, потому что Федеральное казначейство бесплатно выдает электронные подписи только для регистрации кабинета по закону №44-ФЗ.
Обратим внимание на то, что основным требованием закона является обязанность Заказчика размещать на портале госзакупок информацию о закупках и отчеты о закупках товаров, работ, услуг. Заказчик должен размещать такие отчеты ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
Различия между режимами закупок
Прежде всего, отметим различия в составлении плана-графика. По закону №44-ФЗ требуется годовой план-график на 2014 и 2015 гг.
по правилам закона №94-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Минэкономразвития и Федеральным казначейством.
С 2016 года в дополнение к плану-графику по закону №44-ФЗ госучреждения должны формировать трехлетний план закупок, который нужно будет согласовывать с главным распорядителем бюджетных средств, и однолетний план-график.
Отличие плана закупок на год, составляемого по правилам закона №223-ФЗ, в том, что он намного проще и во многом именно заказчик определяет, как он будет выглядеть.Отметим, что с 2015 года план закупок лекарственных средств, инновационной и высокотехнологичной продукции, согласно закону №223-ФЗ, формируется на 5-7 лет, в 2014-м — на 3 года.
При этом закон позволяет в любое время вносить изменения в такие долгосрочные планы, поскольку основания для внесения изменений в планы бюджетные и автономные учреждения устанавливают сами в Положении о закупке. Соответственно, по мере появления потребностей план можно будет изменять и дополнять.
По закону №44-ФЗ каждая закупка подлежит обоснованию (внутри плана закупки и плана-графика закупки) в части отнесения к одной из трех основных целей:
- выполнение государственных программ и муниципальных программ;
- выполнение международных соглашений и иных обязательств международного характера;
- выполнение и реализация функций и полномочий государственных органов и муниципальных органов.
Обосновывать закупку и рассчитывать цену по жестким правилам закона №44-ФЗ требуется по всем видам закупок, даже по тем, стоимость которых не превышает 100 000 руб. Закон №223-ФЗ, наоборот, обоснования закупок не требует: бюджетные и автономные учреждения не должны объяснять, зачем потребовались товар, работа или услуга.
И наконец, описание закупки по закону №44-ФЗ должно быть нейтральным, объективным, без торговых наименований. Характеристики закупки не должны указывать на конкретный товар конкретного производителя, иначе, по мнению ФАС, произойдет ограничение конкурентной борьбы.
При закупке лекарственных средств, например, можно пользоваться только международным непатентованным наименованием.
Если же осуществлять закупку по закону 223-ФЗ, то описание товаров, работ, услуг может быть любым, в том числе с прямым указанием на торговое наименование, производителя, страну происхождения.
Различия в способах осуществления закупок
По закону №44-ФЗ все 11 способов и условия их применения определены, а главное — четко ограничены перечень и случаи, когда закупки могут осуществляться у единственного поставщика.
И наоборот, закон №223-ФЗ никоим образом не ограничивает заказчика в плане возможностей закупок у единственного поставщика, нужно лишь перечень, случаи и основания закупок отразить в Положении. Способы закупок бюджетные и автономные учреждения тоже могут определять самостоятельно.
Есть лишь одно ограничение — в Положении о закупке должны быть обязательно прописаны процедуры проведения конкурсов и аукционов.
Изменение контракта по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ
В ст.95 закона №44-ФЗ изменение контракта и его существенных условий строго определены. Данные ограничения распространяются и на закупки у единственного поставщика.
А закон №223-ФЗ не только не ограничивает случаи возможности изменения договора, но и прямо говорит о том, что договор может меняться в части цены, сроков, объемов товаров, работ, услуг.
В каких случаях возможны изменения, следует указать в Положении о закупке, размещенном на портале госзакупок.
Закупки по смешанному финансированию
Иногда может возникнуть необходимость произвести закупку одновременно за счет двух источников финансирования (первый источник финансирования — субсидии, полученные на выполнение госзадания, второй — средства от приносящей доход деятельности). К сожалению, в рамках одного договора это сделать не получится.
В данном случае бюджетное или автономное учреждение должно произвести закуп только по закону №44-ФЗ. Либо есть еще один вариант — разбить саму закупку на части.
Тогда в Положении о закупке нужно предусмотреть такой момент: основанием закупки у единственного поставщика по закону №223-ФЗ является заключение договора с поставщиком, с которым уже заключен договор по закону №44-ФЗ.
Ольга Покидова, менеджер по развитию направления «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании «СКБ Контур»
Попробуйте демо-версию бесплатно!
Источник: https://kontur.ru/articles/774
Ключевые особенности осуществления закупок в бюджетных учреждениях по нормам 44-ФЗ
Особенностью бюджетных учреждений является то, что на них распространяются положения как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ. Закупки на основании 44-ФЗ производятся в бюджетных учреждениях с некоторыми особенностями.
Ключевые особенности закупок в бюджетных учреждениях по нормам 44-ФЗ
Особенностям закупок в бюджетных учреждениях посвящена ст. 15 ФЗ-44.
В части первой указанной статьи подчеркивается, что бюджетные организации должны придерживаться 44-ФЗ, если товары, работы и услуги закупаются ими на бюджетные деньги.
Исходя из положений законодательства, закупки, которые производятся частично на бюджетные, а частично на собственные деньги, также должны производиться по 44-ФЗ.
Тогда как в части 2 и 3 ст. 15 44-ФЗ приводится перечень ситуаций, когда бюджетное учреждение может принять соответствующий локальный нормативно-правовой акт и перейти на закупки по более лояльному 223-ФЗ, если они производятся на безвозмездно полученные гранты и субсидии, а также на прибыль учреждения.
При этом закупки по нормам 223-ФЗ, даже если они осуществляются исключительно за счет полученных доходов от деятельности бюджетного учреждения, являются правом, а не обязанностью бюджетного учреждения. То есть оно вправе руководствоваться положениями 44-ФЗ в процессе закупочной деятельности при желании.
В ч. 3 ст. 15 44-ФЗ приводится указание на невозможность изменения способа закупки в течение года.
То есть если учреждение проводило торги по нормам 44-ФЗ в течение года, то перейти на закупки по 223-ФЗ оно не вправе.
Согласно решению УФАС от 2015 года №04-05/3989, использование бюджетными организациями и учреждениями закупок в соответствии с требованиями 44-ФЗ даже от приносящей доходы деятельности не являются нарушением.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Кто должен заниматься закупками
Закупки по 44-ФЗ проводятся в бюджетном учреждении через создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего. Контрактная служба призвана обеспечить реализацию всего закупочного цикла от планирования до получения результата, а также оценки эффективности проведенных учреждением закупочных мероприятий.
В качестве альтернативы создания отдельной службы выступает выбор и назначение управляющего. Перед тем как остановиться на одном из вариантов, заказчику следует обратиться к положениям ч. 1 ст. 38 44-ФЗ. Здесь сказано, что при объемах закупок более 100 млн р.
в год заказчик обязан сформировать комиссию или контрактную службу. Если годовой объем закупок по плану-графику менее указанной величины, то достаточно назначить на должность контрактного управляющего.
Численность контрактной службы определяется исходя из потребностей заказчика и составляет как минимум 2 человека. Возглавить ее должен назначенный руководитель.Порядок создания контрактной службы и назначения контрактного управляющего
Создание контрактной службы подразумевает прохождение нескольких этапов:
- Изучение положений законодательства.
- Создание службы в виде создания специального подразделения или без такового либо выбор управляющего (заказчик вправе сам определиться с тем, стоит ли создавать отдельное подразделение для закупок или просто назначить ответственных работников в составе бюджетного учреждения).
- Отправка сотрудников на обучение закупкам по нормам 44-ФЗ. Согласно требованиям законодательства, все сотрудники контрактной службы или управляющий должны иметь высшее образование в сфере закупок или получить дополнительное образование в данной отрасли.
- Разработка и утверждение положений о закупочных комиссиях.
В дальнейшем назначение или освобождение от должности управляющего или работника контрактной службы допустимо только по решению руководства бюджетного учреждения.
Должностные обязанности контрактной службы и управляющего
Контрактная служба или управляющий осуществляет полный закупочный цикл и берет на себя такие обязанности, как:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- планирование (подготовка плана закупок и плана-графика);
- размещение сведений о закупке в ЕИС;
- определение поставщиков (исполнителей или подрядчиков);
- заключение и исполнение контрактов;
- принятие результатов исполнения контракта;
- претензионная или исковая работа (если имеется такая необходимость);
- прочие обязанности по нормам закона.
Руководитель бюджетного учреждения, члены контрактной службы и управляющий несут персональную ответственность за свои действия. В частности, при нарушении законодательства им грозит административная, дисциплинарная, уголовная и гражданская ответственность.
Таким образом, бюджетное учреждение при проведении закупок по нормам 44-ФЗ обязано сформировать контрактную службу или назначить управляющего. Последний вариант допускается при годовом объеме закупок менее 100 млн р. В обязанности контрактной службы и управляющего будет входить полный закупочный цикл от планирования до приемки работ.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/budzetnye-ucrezdenia.html
Как учреждению закупить автомобиль
Для этого нужно провести процедуру закупки по Закону N 44-ФЗ или Закону N 223-ФЗ.
Если вы руководствуетесь Законом N 44-ФЗ, обратите внимание на способ закупки, требования нормирования и запрет на допуск иностранных товаров.
При закупке по Закону N 223-ФЗ руководствуйтесь своим положением. Учтите, что закупку большинства автомобилей нужно провести в электронной форме, а описать объект закупки надо так, чтобы не ограничить конкуренцию и при этом удовлетворить свои потребности. Кроме того, отдайте приоритет автомобилям, произведенным в странах ЕАЭС.
Если вы представляете казенное учреждение, проведите закупку по Закону N 44-ФЗ.
Бюджетному учреждению при выборе закона нужно учесть, за счет каких средств или для каких целей приобретается автомобиль, а также размещено ли в ЕИС положение о закупке.
См. также: В каком порядке проводят закупки бюджетные учреждения |
Автономному учреждению следует применять Закон N 223-ФЗ, за исключением случаев, когда в ЕИС не размещено положение о закупке. В последнем случае примените Закон N 44-ФЗ.
Как закупить автомобиль по Закону N 44-ФЗ
Как и при любой другой закупке, важно описать объект закупки так, чтобы не ограничить круг участников и при этом учесть свои потребности.
Учтите предусмотренные для закупки автомобилей особенности — сверьтесь с требованиями нормирования, установите запрет на допуск иностранных товаров.
См. также: Каков порядок закупки автомобиля по Закону N 44-ФЗ |
В каком порядке провести закупку автомобиля по Закону N 223-ФЗ
Руководствуйтесь порядком, который предусмотрен вашим положением о закупке. При этом обратите внимание на важные особенности, которые предусмотрены для закупки такого товара, как автомобиль.
Как выбрать способ закупки
Сверьтесь с положением. Если вам не подходит ни одно из перечисленных в положении оснований для закупки у единственного поставщика, проведите закупку конкурентным способом.
См. также: Каким способом провести закупку по Закону N 223-ФЗ |
Учтите, что закупку самых распространенных видов транспортных средств нужно проводить в электронной форме — они включены в соответствующий перечень, утвержденный Правительством РФ.
Это требование соблюдать не надо, если сведения о закупке не подлежат размещению в ЕИС, потребность в закупке вызвана аварией или если вы закупаете автомобиль у единственного поставщика (п.
2 Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 N 616).
Как составить техническое задание
В техническом задании опишите все существенные условия закупки: характеристики автомобиля, требования к гарантии и комплектации, адрес и сроки поставки и т.д.
Характеристики возьмите с сайтов дилеров или производителей. Если информации нет в открытых источниках, то направьте поставщикам (производителям) запросы о предоставлении спецификаций.
Прописать условия в техническом задании нужно так, чтобы не ограничить возможный круг участников закупки (п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Если вы закупаете автомобиль с какими-то особыми характеристиками, то можете указать конкретную марку и модель автомобиля, которая ими обладает. При этом вы должны указать слова «или эквивалент».
Можно не включать в техническое задание указание на эквивалент, если вы закупаете автомобиль для исполнения государственного или муниципального контракта, а также иных договоров с юридическими лицами, в том числе иностранными.
Это исключение действует, когда таким контрактом или договором предусмотрена поставка или использование автомобиля конкретной марки (п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
При указании в техническом задании на возможность поставки эквивалента рекомендуем установить параметры эквивалентности — допустимый диапазон характеристик, по которым вы будете определять, подходят ли вам другие марки автомобилей.
Как выбрать поставщика и заключить договор
Проведите закупку и заключите договор в порядке, который предусмотрен вашим положением.
Установите приоритет автомобилям, которые произведены в странах ЕАЭС, если вы проводите закупку конкурентным способом. Для этого включите в документацию о закупке следующие условия (п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.09.2016 N 925):
- требование о декларировании в заявке наименования страны происхождения автомобиля;
- положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране его происхождения;
- условие о том, что отсутствие в заявке указания страны происхождения автомобиля не является основанием для отклонения заявки, но она рассматривается как предложение о поставке импортного автомобиля;
- сведения о НМЦ единицы каждого товара (если в рамках одной процедуры вы закупаете разные автомобили);
- порядок, в котором определяется соотношение цены автомобилей российского и иностранного происхождения, предлагаемых участником в заявке;
- условие о том, что в договоре по итогам закупки страна происхождения автомобиля будет указана на основании сведений, содержащихся в заявке участника;
- условий о заключении договора с участником, занявшим по итогам закупки второе место, если победитель закупки уклонится от заключения договора;
- условие о том, что при исполнении договора замена страны происхождения товара не допускается, если такой договор заключен с участником, которому предоставлен приоритет.
Определите победителя и заключите договор в порядке, установленном в документации о закупке, с учетом предоставленных преимуществ.
Если вы сравниваете заявки по нескольким критериям (например, при проведении конкурса или запроса предложений, в том числе в электронной форме), оценка и сопоставление заявок участников, которые предлагают поставить автомобиль производства стран ЕАЭС, проводится по предложенной ими цене, сниженной на 15%. Таким образом выгодность предложений таких участников повышается. При этом договор с победителем закупки заключается по предложенной им цене.
Когда вы используете только ценовой критерий (например, в случае проведения аукциона или запроса котировок, в том числе в электронной форме) и в закупке победил участник, предложивший к поставке импортный автомобиль, заключите договор по цене, сниженной на 15% от предложенной им.
Помните, что для предоставления преимуществ нужно, чтобы соответствующий порядок был предусмотрен в положении о закупке и документации. В противном случае вам грозит штраф (ч. 7, 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Источник: http://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/kak-gosudarstvennomu-uchrezhdeniyu-zakupit-avtomobil.html
Как проводить закупки в период реорганизации
Реорганизация изменяет порядок, в котором заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ проводят закупки. Новые правила зависят от формы реорганизации. Читайте, какие формы бывают и чем отличаются, по какому закону заказчик должен закупать продукцию и как организовать закупочную работу после реорганизации.
В каких формах проходит реорганизация
По решению учредителя компания может быть реорганизована. В каких формах проходит реорганизация, смотрите на схеме:
Такой порядок установлен в статье 58 Гражданского кодекса.
Ситуация: считают ли реорганизацией в форме преобразования смену организационно-правовой формы с ПАО на АО
Нет, не считают. Акционерные общества бывают двух видов: публичные – ПАО и непубличные – АО. Когда заказчик меняет тип организации с публичной на непубличную, организационно-правовая форма остается прежней – акционерное общество. Вывод следует из пункта 1 статьи 7 Закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ, пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса.
По каким правилам проводить закупки после реорганизации
Если реорганизация прошла в форме присоединения, то заказчик, к которому присоединились другие организации, продолжает работать по правилам, которые были приняты до реорганизации.
Заказчики, которые выделились из состава юридического лица, проводят закупки по правилам, что установлены для вновь созданных юридических лиц. Заказчики, из состава которых выделились другие юридические лица, проводят закупки по старым правилам.
Вновь созданные юридические лица проводят закупки по правилам Законов 44-ФЗ, 223-ФЗ и Гражданского кодекса в зависимости от вида заказчика.
Бюджетные учреждения, унитарные предприятия
44-ФЗ | Все закупки до конца года, в котором юридическое лицо |
223-ФЗ | Закупки за счет собственных денег заказчик вправе проводить с начала года, следующего за годом, когда прошла регистрация в ЕГРЮЛ. Заказчик вправе с нового года проводить закупки по Закону № 223-ФЗ, если в декабре прошлого разместил в ЕИС положение о закупке (ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, |
АО, ООО, АУ, публично-правовые компании
Внимание: если проведете закупку по Закону № 223-ФЗ без утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке, заплатите штраф:
- от 20 000 до 30 000 тыс. руб. – на должностное лицо;
- от 50 000 до 100 000 тыс. руб. – на юридическое лицо.
Ответственность установлена в части 3 статьи 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях.
Ситуация: по какому закону проводить закупки – ГУП реорганизуется в АО
До дня государственной регистрации акционерного общества проводите закупки по Закону № 44-ФЗ.
С момента регистрации АО попадает под действие Закона № 223-ФЗ. Однако, чтобы провести закупку, нужно разместить в ЕИС положение. На это заказчику дано три месяца с даты регистрации. В указанный период АО вправе закупать товары, работы, услуги по правилам Гражданского кодекса РФ. Если по истечении установленного срока не разместите положение в ЕИС, то закупки проводите по Закону № 44-ФЗ.
Это следует из пункта 4 статьи 57 Гражданского кодекса РФ, части 5 статьи 8 Закона № 223-ФЗ, писем Минэкономразвития России от 28 октября 2016 года № Д28и-2880, от 19 августа 2016 года № ОГ-Д28-9983.
Как организовать закупки после реорганизации
Прежде чем проводить закупки, определите, в какой форме прошла реорганизация. Только после этого выберите порядок, по которому начнете закупать продукцию:
1. Если в результате реорганизации было создано новое юридическое лицо, то закупки организуйте по схеме:
Такая схема подойдет организациям, которые прошли реорганизацию в форме слияния, разделения, преобразования.
2. Если в результате реорганизации к юридическому лицу присоединилась организация, то закупки организуйте по схеме:3. Если реорганизация прошла в форме выделения, то заказчики, которые выделились из состава основной организации, проводят закупки по схеме № 1. При этом основная организация проводит закупки по старым правилам.
Ситуация: как в ЕИС изменить заказчика, если проведена реорганизация в форме присоединения
Чтобы изменить заказчика в ЕИС, создайте проект изменений к договору и в контекстном меню выберите вариант «Стать правопреемником».
Информацию о смене заказчика в ЕИС вносит организация-правопреемник.
Функция «Смена заказчика» доступна после того, как оператор ЕИС при блокировке старого заказчика установит связь организаций правопредшественника и правопреемника. Это указано в разделе 4.1.8 Руководства пользователя по реестру договоров.
Ситуация: нужно ли готовить новое положение о закупке, новый план закупки, если организация сменила организационно-правовую форму
Да, нужно. При реорганизации в форме преобразования, когда заказчик меняет одну организационно-правовую форму на другую, образуется новое юридическое лицо. Преобразованное юридическое лицо прекращает работу.
Следовательно, новое юрлицо должно подготовить и утвердить новое положение о закупке, новый план закупки.
Такой вывод следует из пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса РФ, части 1 статьи 16 Закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ.Ситуация: нужно ли расторгать контракты организации, которая присоединилась
Нет, не нужно. Когда к заказчику присоединяется юридическое лицо, права и обязанности последнего переходят к заказчику. В этом случае достаточно подписать дополнительно соглашение к контракту, изменив информацию о заказчике и банковские реквизиты. Такой вывод следует из пункта 2 статьи 58, пункта 1 статьи 59 Гражданского кодекса.
Ситуация: нужно ли в отчете об объеме закупок у СМП и СОНО учитывать закупки присоединившейся организации
Да, учитывайте, но не в полном объеме. Не включайте в отчет по закупкам объем денежных средств, оплаченных по контрактам с СМП и СОНО организацией, которая присоединилась.
Например, к заказчику от организации, которая присоединилась, перешли три контракта с СМП на общую сумму: 1 – 76 000 руб., 2 – 55 000 руб., 3 – 28 000 руб. До реорганизации такие контракты были частично оплачены: 1 – 10 000 руб.
, 2 – 8000 руб., 3 – 9000 руб. В отчет об объеме закупок у СМП и СОНО включите сумму оплаты, которую провела основная организация, а именно: 1 – 66 000 руб. (76 000 – 10 000), 2 – 47 000 руб. (55 000 – 8000), 3 – 19 000 руб.
(28 000 – 9000).
С того момента, как сотрудники налоговой внесут запись о прекращении деятельности в ЕГРЮЛ, организации, которая присоединилась, не станет. Права и обязанности в части оплаты по контрактам с СМП и СОНО перейдут к юрлицу, к которому присоединилась организация (п. 4 ст. 57, п. 2 ст. 58 ГК РФ, письмо Минэкономразвития России от 17 февраля 2016 г. № Д28и-365).
Ситуация: что нужно делать с договорами, которые заключили до слияния организаций
Договоры продолжают действовать. После слияния организаций все права и обязанности по исполнению таких договоров переходят к вновь созданному юрлицу. Об этом сказано в пункте 1 статьи 58 Гражданского кодекса.
Ситуация: нужно ли в отчете об объеме закупок у СМП и СОНО учитывать контракты, которые были заключены и исполнены до слияния организаций
Нет, не нужно. После слияния двух или более организаций образуется новое юридическое лицо. Расчет объема закупок у СМП и СОНО такое юрлицо будет проводить с момента регистрации в ЕГРЮЛ. Вывод следует из пункта 4 статьи 57, пункта 1 статьи 58 Гражданского кодекса. Позицию подтвердило Минэкономразвития в письме от 13 января 2016 года № Д28и-115.
Источник: http://cdo03.ru/cdonews/kak-provodit-zakupki-v-period-reorganizaczii.html