Все изменения в постановление № 1236 от 16.11 2015 о запрете на закупке ПО
Постановление правительства 1236
Постановление Правительства от 16 ноября 2015 года №1236 (Далее ПП 1236) устанавливает запрет на допуск иностранного программного обеспечения (далее – ПО) к закупкам по 44-ФЗ. Рассмотрим ПП 1236 подробнее, в последней его редакции (ПП от 30 марта 2019 г. № 393).
С 1 января 2018 г.
устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для ЭВМ и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее — реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее — программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев
ИСКЛЮЧЕНИЯ ПО ПП №1236
Если в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее — реестр российского ПО) и реестре евразийского ПО отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке; (С 1 января 2018 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1594), либо;
если программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению. (С 1 января 2018 г. в редакции ПП от 20.12.2017 № 1594).
ЗАПРЕТЫ ПО ПП 1236
Под запретом оказывается, как, собственно ПО, так и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
— поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование ПО, посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
— поставка, техническое обслуживание персональных ЭВМ, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых ПО подлежит установке в результате исполнения контракта;
-выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией ПО, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование ПО или расширением ранее предоставленного объема прав;
— оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением ПО, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав. (Пункт дополнен с 1 января 2018 г. — ПП от 20.12.2017 № 1594).
Подтверждение по пп 1236
Подтверждением происхождения программ для ЭВМ и баз данных из РФ является наличие в реестре российского ПО сведений о таких программах для ЭВМ и базах данных;
Подтверждением, что программа для ЭВМ и база данных относится к государству — члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных.
(Пункт дополнен с 1 января 2018 г. — Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1594)
На программы для ЭВМ и базы данных, сведения о которых включены в реестр евразийского программного обеспечения, распространяются дополнительные требования к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденные постановлением ПП от 23 марта 2017 г.
№ 325 «Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных». (Дополнен с 1 января 2018 г.
— Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 № 1594)
ПП 1236 НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ
Запрет на допуск иностранного ПО не распространяется:
— на осуществление закупок ПО и (или) прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами РФ при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства.
— Действие ПП 1236 не распространяется на осуществление закупок программного обеспечения и (или) прав на него, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну.
ПП 1236 запрещает заказчику допускать замену поставщиками российского и евразийского ПО на иное.
ПП 1236 возлагает обязанность на Минсвязи обязанность по формированию и ведению единого реестра ПО российского производства.
В него вносят подробные сведения о программном продукте: коды ОКПД, данные о правообладателе, дату государственной регистрации, класс и так далее. Правила создания такого реестра приводятся в постановлении 1236.На сегодняшний день в него включено уже около 4700 различных программных продуктов.
ОБОСНОВАНИЕ ЗАКАЗЧИКОМ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ПО ПО ПП 1236
Если заказчик решит приобрести зарубежное ПО, то ему потребуется приложить к тендерной документации обоснование выбора. В обосновании заказчик должен будет предоставить следующую информацию:
- Причина невозможности приобретения российского ПО.
- Класс, которому должно соответствовать требуемое ПО.
- Необходимые функциональные и технические характеристики программного обеспечения.
- Характеристики, по которым требуемое ПО не соответствует аналогам, внесенным в реестр.
Обоснование должно быть размещено заказчиком в ЕИС одновременно с закупочной документацией. При приобретении товаров у единственного поставщика документация не публикуется в ЕИС, однако и в этом случае размещение процедуры без обоснования чревато наказанием со стороны ФАС.
Пример участия в закупке в соответствии с ПП 1236
В аукционной документации на поставку системных блоков заказчик включил требование о предустановке на них операционной системы Windows 10. Обоснование при этом в составе аукционной документации отсутствовало. Потенциальный участник обжаловал документацию в ФАСе, ссылаясь на игнорирование ПП 1236.
Комиссия ФАС, рассмотрев жалобу пришёл к выводу, что заявитель прав – в описании объекта закупки обоснование выбора заказчиком ОС Windows – программного продукта, происходящего не из России, и не из стран ЕАЭС отсутствует.
Пришлось заказчику вносить изменения в документацию и проводить процедуру повторно,
В ПП 1236 не упоминается перечень документов, которыми поставщик обязан подтвердить, что предлагаемое им ПО разработано в России. То есть, достаточно продекларировать в своей заявке страну производства продукта и приложить декларацию соответствия. Заказчик самостоятельно проверяет наличие предлагаемого ПО в едином реестре.
Законодательство не обязывает разработчиков ПО подавать сведения о своем товаре в единый реестр. К тому же, с момента подачи заявления до включения в реестр проходит порядка 70 дней. И тут возникают коллизии.
Пример на поставку ПО в соответствии с ПП 1236
На участие в аукционе на поставку ПО, проводимого в соответствии с ПП 1236 была подана заявка с предложением о поставке программного продукта с указанием в форме 2 его российского происхождения. Ко второй части заявки была приложена декларация соответствия.
Заказчик отклонил заявку на основании того, что наименование предложенного программного продукта отсутствовало в реестре. Участник обжаловал отклонение в ФАС, но ФАС принял сторону заказчика, поскольку на момент рассмотрения заявки спорный программный продукт еще не был включен в реестр.
Участник добился справедливости, но уже в арбитражном суде.
А как быть участнику, если он обнаружит в ЕИС процедуру, предполагающую поставку компьютерной техники и не связанных с ней, как с носителем неисключительных прав на использование программ? Не стоит принимать участие в такой процедуре. Скорее всего, документацию обжалует кто-нибудь из бдительных участников, и ФАС заставит заказчика разделить процедуру. А если даже заказчик и победит в ФАСе, арбитражный суд, скорее всего, встанет на сторону заявителя.
В заключение напомним участникам, что при подаче заявок на тендеры, проводимые в соответствии с ПП 1236 обязательно следует указывать страны происхождения программных продуктов в первых частях заявок, прикладывать декларации соответствия, и, конечно, предлагать только те программные продукты, которые включены в реестр ПО (российский или евразийский).Источник: https://44fzrf.ru/postanovlenie-pravitelstva-1236/
Постановление Правительства РФ №1236 от 16.11.2015 — как применять
С 16 ноября 2016 года действует постановление Правительства России №1236.
Оно устанавливает запрет на приобретение в рамках государственных закупок программного обеспечения иностранного производства.
Однако далеко не все необходимое современному заказчику ПО имеет российские аналоги. В этом случае придется составлять грамотное обоснование необходимости приобретения иностранной продукции.
Суть постановления
Постановление Правительства № 1236 вводит полный запрет на приобретение программного обеспечения иностранного производства, если существуют аналоги, разработанные в России. Под запрет попадают следующие категории товаров:
- Операционные системы.
- Сетевое программное обеспечение.
- ПО, предназначенное для администрирования баз данных.
- Инструментальные средства для обеспечения языков программирования.
- Программные продукты, предназначенные для повышения эффективность ведения бизнеса.
- Прикладное и системное ПО.
Запрет распространяется не только на само ПО, но и на исключительные права на такое обеспечение, а также право эксплуатации. Форма передачи программных продуктов значения не имеет.
Пунктом 6 постановления 1236 на Министерство связи и массовых коммуникаций возлагается обязанность по формированию и ведению единого реестра ПО российского производства.
В него вносят подробные сведения о программном продукте: коды ОКПД, данные о правообладателе, дату государственной регистрации, класс и так далее. Правила создания такого реестра приводятся в постановлении 1236.На сегодняшний день в него включено уже около 4700 различных программных продуктов.
Когда закупать можно
Постановление 1236 предусматривает несколько случаев, когда допускается закупка иностранного ПО:
- Если сведения о требуемом программном продукте или его полных аналогах отсутствует в едином реестре (подпункт а пункта 2 постановления).
- В реестре имеются сведения о ПО того же класса, что и требуемый продукт, однако его технические или эксплуатационные характеристики не соответствуют потребностям заказчика (подпункт б пункта 2 постановления).
- Закупка проводится консульствами, дипломатическими или торговыми представительствами, работающими на территории иностранных государств (пункт 3 постановления).
- Планируется закупка ПО, сведения о котором составляют государственную тайну (пункт 4 постановления).
Если организация всё же решит приобрести продукцию иностранного производства, то следует приложить к документации правильно составленное обоснование своего выбора. В противном случае действия будут признаны нарушением законодательства.
Как обосновать закупку
Если заказчику необходим программный продукт, сведения о котором отсутствуют в едином реестре, ему придется составить соответствующее обоснование. В документе должна содержаться следующая информация:
- Причина невозможности приобретения российского программного продукта.
- Класс, которому должно соответствовать требуемое ПО.
- Необходимые функциональные и технические характеристики программного обеспечения.
- Характеристики, по которым требуемое ПО не соответствует аналогам, внесенным в реестр.
Обоснование должно быть размещено заказчиком в ЕИС одновременно с закупочной документацией. Сложности возникают при приобретении товаров у единственного поставщика.
В этом случае документация не публикуется в ЕИС и можно сделать вывод о том, что и обоснование размещать не нужно. Однако такой подход может быть неоднозначно оценен контролирующими органами.
Точно ясно только то, что создавать и утверждать документ заказчик обязан в любом случае.
Действия поставщиков
В постановлении Правительства за номером 1236 не приводится перечень документов, которыми поставщик обязан подтвердить, что предлагаемое им ПО разработано в России. Из этого можно сделать вывод, что достаточно продекларировать в своей заявке страну производства продукта и приложить декларацию соответствия. Заказчик самостоятельно проверяет наличие предлагаемого ПО в едином реестре.
В связи с тем, что законодательно не предусмотрена обязанность разработчиков программных продуктов подавать сведения о своем товаре в единый реестр, возникает немало проблем.
Известны случаи, когда заказчики отклоняли предложения о поставке российских программ, обосновывая это отсутствием сведений о них в реестре. Формально заказчик прав и строго исполняет требования постановления 1236.
На самом деле отсутствие данных в реестре не является подтверждением производства ПО на территории иностранного государства. В такой ситуации поставщик должен подавать жалобу в ФАС и оспаривать отклонение его заявки.
При закупке других товаров заказчики и поставщики нередко прибегают к своеобразной хитрости и во время исполнения контракта меняют ранее оговоренную продукцию на иную, обуславливая это улучшением характеристик. Такие действия не противоречат нормам статьи 95 44-ФЗ.
Теоретически можно было бы и при приобретении ПО во время исполнения своих обязательств поставщику вместо отечественного продукта поставить иностранное ПО. Однако законодатель предусмотрел такую возможность.
В пункте 5 постановления 1236 четко прописан запрет на замену ПО, предложенного победителем тендера в своей заявке, на какое-либо другое.
Таким образом, заказчикам важно внимательно следить за исполнением норм постановления Правительства за номером 1236. За не установление запрета, когда он необходим, на организацию и ответственное лицо налагает штраф, в установленном Административным Кодексом порядке.Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/252-pp-1236