Требования к участникам закупки по 223-ФЗ
Участники закупок по 223-ФЗ: требования, принципы отбора и правовой статус
В статье рассмотрим: кто может быть участником закупки по Закону 223-ФЗ, а кто быть им не в праве, по каким принципам отбираются участники закупки и как это реализовано в законодательстве, какие требования предъявляются к участником закупки.
Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа).
Кто может являться участником закупки?
Законодательно установлен достаточно широкий круг лиц, которые могут выступать в качестве участника закупки (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ):
- любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения таких лиц и места происхождения их капитала);
- любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (в том числе один или несколько ИП).
Кроме того, участниками закупки могут быть аффилированные между собой лица. Такое мнение выразило Минэкономразвития в своем письме от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371.
Форма объединения лиц для участия в закупке российским законодательством прямо не определена. На практике же подавляющее большинство подобных объединений основывается на договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности).
Участником закупки не может выступать:
- организатор закупки, заказчик,
- работники организатора или заказчика (п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — Закон № 135-ФЗ)).
Кроме того, родственники заказчика так же не смогут принять участие в закупках по 223-ФЗ.
Минфин подготовил поправки в Закон № 223 — ФЗ, устанавливающие запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих родственные связи с заказчиком.
Текст законопроекта опубликован на едином портале проектов нормативных актов. В Минфине предполагают, что поправки вступят в силу с 1 января 2018 года.
Заказчик должен точно определить, кто и в каких случаях признается участником закупки. Так как в Законе № 223-ФЗ такие указания отсутствуют, то термин «участник закупки», а также условия приобретения этого статуса, должны быть закреплены в положении о закупке.Почему этот вопрос имеет существенное значение? Частью 9 и 10 ст.
3 Закона № 223-ФЗ участникам закупки предоставлено право обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, как в судебном, так и во внесудебном порядке (в соответствии со ст. 18.
1 Закона № 135-ФЗ), а положением о закупке предусматриваются и иные права. Например, может быть предусмотрено право обжалования действий организатора закупки в вышестоящий ведомственный орган (специализированную комиссию по рассмотрению споров).
Практика показала, что отсутствие четких критериев отнесения тех или иных лиц к числу участников закупки, включая регламентацию момента возникновения указанного статуса, иногда приводит к злоупотреблениям. Закупки массово обжалуются со стороны лиц, не только не имеющих реальной заинтересованности в участии в закупке, но зачастую и возможности поставок закупаемых товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Принципы отбора участников закупки
Из числа закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принципов закупки товаров, работ, услуг, ключевыми, имеющими отношение к отбору участников закупки, являются:
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Первый принцип реализуется с помощью следующих положений Закона № 223-ФЗ:
- во-первых, путем установления практически неограниченного круга субъектов, которые могут выступать участниками закупки (ч. 5 ст. 3);
- во-вторых, путем запрета на предъявление требований к участникам закупки по критериям, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3).
- в-третьих, путем закрепления в Законе № 223-ФЗ положения, предусматривающего, что требования к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем без исключения участникам закупки (ч. 6 ст. 3).
Исключения из принципа равноправия могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 3):
- приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. В законодательстве установлены ценовые преференции в торгах для участников, предложивших товары производства российского, белорусского и казахстанского происхождения, по ограниченному перечню товаров;
- участие в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлено требование об обязательном размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% общего годового объема поставок товаров в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.
Принцип измеряемости требований реализован следующим образом. В положении и документации о закупке устанавливаются только такие требования, которые позволяют участникам закупки на стадии подачи заявки самостоятельно оценить свое соответствие этим требованиям.
К примеру, требования, сформулированные как «наличие кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве» или «наличие достаточного опыта выполнения работ аналогичного профиля» не будут соответствовать принципу «измеряемости» требований.
Почему? Дело в том, что критериев «достаточности» и «необходимого количества» нет, и, к тому же, они носят весьма субъективный характер.
При этом, организатор торгов (закупочной комиссии) легко может отклонить заявку на участие в закупке, если, на его взгляд, она не соответствует требованиям.
Поэтому при установлении подобных требований должны быть установлены и конкретные измеряемые параметры определения, а так же точные показатели соответствия участника установленным требованиям в соответствующих единицах измерения.
Например: «наличие в штате участника закупки не менее 20 физических лиц, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5 разряда и сдавших соответствующий квалификационный экзамен» или «оказание участником закупки за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, услуг по энергосбережению в объеме не менее пяти энергосервисных договоров (контрактов) с ценой каждого энергосервисного договора (контракта) не менее пяти миллионов рублей. Для определения соответствия данному требованию учитываются энергосервисные договоры (контракты), заключенные в течение последних пяти лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также энергосервисные договоры (контракты), исполнение которых завершилось в указанный период. Для целей определения соответствия участника закупки установленному требованию не учитываются энергосервисные договоры (контракты), расторгнутые в связи с нарушением участником закупки условий такого договора (контракта)».
Требования к участникам закупки
В положении о закупке должны быть установлены все требования к закупкам, в том числе порядок проведения процедур закупки и иные положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, этот документ должен содержать требования, которые могут быть предъявлены к участникам закупки. Например:
- быть зарегистрированным в установленном законодательством порядке как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель;
- иметь необходимые свидетельства, лицензии, необходимые для поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ;
- не должна проводиться процедура ликвидации, не должно быть открыто конкурсное производство, признание несостоятельным (банкротом); деятельность не приостановлена в порядке, установленном КоАП;
- должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам;
- показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.
- заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (п. 7 ст. 3 Закона 223-ФЗ).
Конечно, при подготовке положения о закупке заказчику нереально предусмотреть все возможные требования. Поэтому рекомендуется устанавливать открытый перечень, который позволит организатору торгов конкретизировать требования к конкретной закупке. Например, в положении о закупке установлено требование к квалификации участников закупки.
Заказчик указывает, что в документации о закупке могут быть предусмотрены требования:
- к наличию у участника закупки системы менеджмента качества, отвечающей определенном стандарту,
- к деловой репутации участника закупки, подтвержденной конкретными документами, отвечающими определенным требованиям,
- к наличию у него опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг,
- к соответствию по иным показателям, имеющим значение для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Перечень конкретизируется применительно к конкретному предмету закупки уже при подготовке документации о закупке.
Законодательно не установлено насколько описание требований к участникам закупки должно быть конкретным.
Поэтому в положении о закупках заказчик вправе указать, что документацией о закупках могут быть предусмотрены иные требования к участникам закупки, обусловленные спецификой товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых проводится процедура закупки, отметив, что такие требования должны соответствовать положениям ч. 1 и 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Кроме того, в документации о закупке должен быть указан еще и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Любое требование заказчика должно сопровождаться указанием конкретного документа, который должен быть включен участником закупки в состав подаваемой заявки.
Отдельно стоит регламентировать в положении о закупках применение установленных требований к участнику закупки, на стороне которого выступает несколько юридических или физических лиц. По умолчанию требования применяются именно к участнику закупки в целом.Источник: https://School.Kontur.ru/publications/204
О закупках 223-фз. где найти и как участвовать коммерческих закупках — сбербанк
8 МИН
Как участвовать в коммерческих закупках по 223-ФЗ
Выигрывать тендеры госучреждений могут не только крупные холдинги и корпорации. По закону, часть таких закупок должна проводиться специально для малого и среднего бизнеса. Объясняем, как участвовать в таких торгах.
По закону 223-ФЗ, регулирующему закупки коммерческих организаций с участием государства и госструктур, которые оплачивают заказы из собственного бюджета, заказчиками могут выступать компании с долей государства более 50 %, их «дочки», субъекты естественных монополий, бюджетные учреждения, оплачивающие заказы по грантам и из собственных средств (например, унитарные предприятия).
Основные требования к участникам закупок коммерческих организаций по 223-ФЗ прописываются в каждом тендере отдельно. Для этого заказчик создаёт положение о закупке — специальный документ с характеристиками заказа, регламентом тендера и другой важной информацией.
В законе уточняется, что участниками могут быть и юридические, и физические лица, право отсеивать кандидатов отдано заказчику. Для этого он указывает список критериев для претендентов. В документации можно встретить, например, такие ограничения:
- нет лицензии или допуска для конкретной работы;
- компания в стадии банкротства;
- бизнес зарегистрирован в оффшорной зоне.
Все торги, предназначенные только для среднего и малого бизнеса (СМП), проводятся в электронной форме.
Чтобы участвовать в тендерах, созданных специально для СМП, нужно предоставить справку из Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Бизнес считается малым, если работников менее 100 человек, а предельная выручка от реализации — до 800 млн рублей в год; средним — 250 человек и 2 млрд рублей соответственно
Все актуальные и уже состоявшиеся тендеры можно посмотреть в Единой информационной системе (ЕИС) на портале zakupki.gov.ru. Если открыть страницу торгов в каталоге, там будет ссылка на оператора — специальную площадку, на которой заказчики размещают тендеры (электронная торговая площадка, ЭТП).
Сейчас тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ могут организовывать только утверждённые правительством ЭТП:
- ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
- АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
- АО «Единая электронная торговая площадка»;
- АО «Российский аукционный дом»;
- АО «ТЭК-торг»;
- АО «Электронные торговые системы»;
- ООО «РТС-тендер»;
- ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;
- ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» (специализируется на закрытых торгах).
Распоряжение Правительства
№ 1447-р, приложения 1, 2
Если начальная стоимость контракта больше 5 млн рублей, заказчик имеет право потребовать гарантию подписания договора победителем, т. н. обеспечение заявки. Участник тендера может предоставить банковскую гарантию или внести деньги на специальный счёт. Сумма обеспечения заявки составляет до 5 % от начальной (максимальной) суммы контракта.
ЭТП также вводит свои тарифы обслуживания. Они не входят в суммы обеспечения торгов и устанавливаются каждой площадкой отдельно
Кроме перечисленных выше, есть ещё особенная площадка: единый агрегатор тендеров «Берёзка». Это аналог ЕИС для закупок на сумму менее 300 тысяч рублей.
На этой площадке организации размещают запросы, а исполнители — свои предложения, из которых и выбирает заказчик. Через «Берёзку» договор заключается с единственным поставщиком, без торгов.
Для регистрации там потребуется аккаунт на «Госуслугах».
Участие в торгах требует времени на подготовку. Вот универсальная пошаговая инструкция для торгов на общей основе.Получите квалифицированную электронную подпись — обязательное условие участия. Это можно сделать на сайте Единой электронной торговой площадки или с помощью ближайшего аккредитованного оператора (его можно найти на сайте Минсвязи). Клиенты Сбербанка могут оформить подпись тут.
2
Зарегистрируйтесь в ЕСИА — это аккаунт в Единой системе идентификации на «Госуслугах». Затем добавьте информацию о своей компании в Единую информационную систему закупок для торгов на общей основе.
Нужно собрать указанные документы, отправить их через сайт и ждать оповещения о том, что вас добавили в список аккредитованных участников закупок. Процесс занимает до 5 дней.
После регистрации информация о вас попадёт на восемь утверждённых ЭТП (кроме специализированной ЗАО «АСТ ГОЗ»), дополнительная аккредитация не потребуется.
3
Посмотрите, на какой ЭТП размещают интересующие вас тендеры. Войти в аккаунт нужно через ЕСИА, а если площадка не поддерживает такой способ авторизации, зарегистрировать личный кабинет.
4
Найдите подходящий тендер, соберите необходимые документы, оформите заявку на участие и отправьте всё заказчику.
5
Подождите, пока объявят победителя. Это произойдёт в указанный в положении о закупке срок.
Если решили участвовать в малых закупках, регистрируйтесь на «Берёзке» через ЕСИА, добавляйте свои товары и отслеживайте запросы заказчиков. Процедура заключения договора проходит на выбранной заказчиком ЭТП.
На подготовку первого пакета документов для участия потребуется несколько дней.
Дальше будет проще: большинство заказчиков требуют примерно одинаковый перечень документов, и, подготовив пакет для одной заявки, вы сделаете основную часть работы для аналогичных торгов.
Список необходимых документов и технические требования к ним не установлен законом, заказчик прописывает требования в положении о закупке.
Для участия практически в каждом тендере понадобится выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, устав и решение о назначении генерального директора для ООО или копия паспорта для ИП.
Заказчик также может потребовать:
- документы для регистрации на электронной торговой площадке;
- лицензии на работы, свидетельства и сертификаты;
- бухгалтерские документы: баланс и отчёт за прошедший финансовый год, актуальную справку об отсутствии задолженности по налогам;
- документы для подтверждения квалификации: договоры с контрагентами, отзывы и рекомендательные письма.
Готовьте документы в формате .pdf. В один файл помещайте один документ.
c
Cделайте качественные скан-копии: весь текст в документах должен быть ясно читаемым.
c
Следите за нумерацией файлов и описью заявки.
c
Банковские реквизиты старайтесь предоставить в формате .doc: так данные можно копировать в договор напрямую, а не перепечатывать из скана.
Если участвуете в торгах по 223-ФЗ, внимательно изучайте положение о закупке: на волю заказчика отданы список документов, требования по лицензиям и другие параметры тендера.
Перед подачей заявки убедитесь в том, что вы точно сможете выполнить условия договора по тендеру.Если сорвёте соглашение, придётся платить штрафы, а репутация будет испорчена, значит, вы не сможете получить другие тендеры.
Источник: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/kak-uchastvovat-v-kommercheskih-zakupkah-po-223-fz/
Требования к участникам закупки по 223-ФЗ
Требования к участникам закупки по 223-ФЗ указаны в Законе о закупках отдельными видами юрлиц, а также в положении конкретного заказчика и документации о торгах.
В целом они похожи, но каждая компания, которая организует закупочные процедуры, выставляет свои условия, которым должны отвечать участники.
Далее рассмотрим наиболее часто встречающиеся требования к участникам закупки по 223-ФЗ.
О том, кто может участвовать в закупочных процедурах, сказано в ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Это любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения компаний и места происхождения их капитала, а также физлица и ИП.
Конкретных требований к участникам закупки по 223-ФЗ в законе нет. Там лишь сказано, что заказчики должны прописывать их в своих положениях, а также в документации о торгах. При этом за предъявление требований к участникам закупки по 223-ФЗ, которых нет в документах заказчика, грозит ответственность по КоАП РФ. Запрет установлен ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Участником закупки не может выступать ее организатор, заказчик, а также их работники.
Обязательные требования к участникам закупки по 223-ФЗ
Перечислим обязательные требования, предъявляемые к участникам закупки по 223-ФЗ. Компанию не допустят до торгов, если:
- у нее нет правомочий заключать договор;
- юрлицо официально не зарегистрировано;
- нет лицензии или допуска (если они необходимы);
- компания находится в процессе ликвидации;
- у нее есть задолженность по налогам и сборам;
- она зарегистрирована в так называемой офшорной зоне;
- юрлицо признано банкротом.
У компании не должно быть долгов по любым обязательным платежам. У ее руководителя и бухгалтера не должно быть судимости за экономические преступления. Также важно устойчивое финансовое положение участника закупки. Это нужно подтвердить данными бухгалтерской отчетности.
С июля 2018 года список требований к участникам закупок расширили. Смотрите в рекомендации, какие единые требования предъявлять к участникам с учетом всех изменений.
Готовые формы для заявки участника, чтобы подтвердить соответствие требованиям
✔ Что подтвердит отсутствие судимости;
✔ Чем подтвердить, что вас не банкротят и не ликвидируют;
✔ Чем подтвердить, что у вас нет долгов перед бюджетом;
✔ Как составить декларацию, что вы не офшор;
✔ Как подтвердить статус СМП.
Скачать готовые формы
Дополнительные требования к участникам закупки по 223-ФЗ
По 223-ФЗ могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупки. Они касаются:
- необходимых разрешений, лицензий, допусков;
- опыта аналогичных поставок;
- материально-производственных ресурсов;
- трудовых ресурсов.
В число дополнительных требований к участникам закупки по 223-ФЗ входят:
- профессиональная компетентность, квалификация, надежность;
- наличие опыта и положительной репутации;
- наличие финансовых ресурсов;
- отсутствие сведений в реестре недобросовестных поставщиков;
- наличие средств для исполнения договора;
- пройденный предквалификационный отбор;
- наличие необходимых производственных мощностей, технологического оборудования, техники и оборудования, достаточных для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора;
- права на объекты интеллектуальной собственности;
- для субъектов МСП — соответствие критериям принадлежности к малым и средним предприятиям.
Практика ФАС: единые и дополнительные требования к участникам закупки
Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ
Если установите излишние требования к участникам закупки, нарушите закон. Не установите все нужные требования – тоже заплатите штраф. Установить единые и дополнительные требования к участникам закупки и избежать ошибок помогут 20 примеров из практики ФАС.
Внимание: контрактный управляющий или работник контрактной службы, который ошибся в требованиях к участникам, заплатит штраф – 3000 руб. А если установите лишние требования – от 5000 до 30 000 руб. Наказание предусмотрено частями 4 и 4.2 статьи 7.
30 КоАП.
Задайте вопрос эксперту Системы Госзаказ
Квалификационные требования к участникам закупки 223-ФЗ
Многие крупные заказчики допускают до своих процедур только тех, кто прошел предквалификационный отбор. Это способ проверки заявителя, не являющийся закупкой, на предмет соответствия требованиям.
Все компании, которые прошли ПКО, заносят в специальный реестр. Отбор проходит не в каждой закупке. Если предквалификационный отбор предусмотрен, заказчик укажет это в извещении. Там же будут перечислены документы, которые вам нужно будет предоставить. Какого-то единого списка бумаг не существует, в каждом конкретном случае он отличается.
ПКО проводится в открытой форме, то есть принять участие в нем могут любые лица. Срок подачи заявок на ПКО обычно составляет от трех дней. Завершается он в день окончания срока подачи заявок на участие в торгах. До участия в закупке допускаются только лица, прошедшие КО.
При проведении такого отбора заказчик вправе устанавливать квалификационные требования к участникам закупки 223-ФЗ:
- о профессиональной компетентности, квалификации, надежности;
- об опыте и хорошей репутации;
- об обладании финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материально-техническими возможностями, а также человеческими ресурсами;
- об отсутствии негативного опыта сотрудничества с заказчиком.
Как участнику подтвердить и доказать, что конфликта интересов нетОдно из единых требований Закона № 44-ФЗ — отсутствие конфликта интересов. Такое требование распространяется на всех участников без исключения.
Каждому надо задекларировать в составе заявки, что у него нет с сотрудниками заказчика связи, которая может создать преимущественные условия.
Мы разъяснили, что понимают под конфликтом интересов, и разобрали самые резонансные дела.
Каждый судебный спор сопроводили выводом, чтобы помочь вам отстаивать свои права.
Читать статью »
Комиссия оценивает заявки по заранее определенным критериям. Смотрите их в предквалификационной документации. Критериями могут быть:
- техническое оснащение;
- квалификация участника отбора или его работников;
- опыт поставок продукции;
- образование и квалификация персонала;
- деловая репутация;
- обеспеченность финансовыми и кадровыми ресурсами.
Компания должна быть создана и зарегистрирована в законном порядке, не должна находиться в стадии ликвидации, банкротства, приостановки деятельности.
Финансовое положение компании должно быть устойчивым, размер задолженности по налогам не должен превышать 25% стоимости активов компании за последний отчетный период (некоторые заказчики требуют полного отсутствия задолженности по обязательным платежам).
К примеру, ООО «Транснефть — Восток» предъявляет следующие требования:
- количество недействительных документов об образовании и квалификации работников, предоставленных компанией в течение года, не должно превышать 15% от общего количества представленных документов;
- у компании должен быть положительный опыт аналогичных поставок, выполнения работ;
- меньше трети технических ресурсов взяты в аренду;
- наличие квалифицированного персонала. Важно, чтобы с работниками были заключены либо бессрочные трудовые договоры, либо соглашения сроком не менее года.
Каждый специалист должен иметь:
- высшее образование;
- трудовые отношения с организацией (в качестве подтверждения предоставьте трудовую книжку или трудовой договор);
- действующие удостоверения и протоколы по проверке знаний требований охраны труда, по курсу пожарно-технического минимума, аттестации по промышленной безопасности и другие;
- действующий документ о повышении квалификации либо квалификационное удостоверение специалиста;
- определенный стаж работы.
Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах» Возьмите гостевой доступ
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/101735-qqq-18-m8-trebovaniya-k-uchastnikam-zakupki-po-223-fz
Как заказчики проводят закупки у малых и средних предприятий по 223-ФЗ
Часть заказчиков, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны заключать контракты с субъектами МСП, а часть – нет.
Однако малый и средний бизнес вправе подать заявку на закупку любого заказчика. Разница в том, что заказчики, которые обязаны проводить закупки среди МСП, дают таким компаниям преимущества.
В закупках остальных заказчиков субъекты МСП участвуют на общих условиях вместе с остальными компаниями и физлицами. Процедуры проводят по правилам, которые заказчик устанавливает в положении о закупках. Правило прописано в постановлении Правительства от 11.12.
2014 № 1352 (далее – постановление № 1352). С 1 июля 2018 года закупки среди субъектов МСП проводят только в электронной форме.
Внимание: положение о закупке – документ, который регламентирует правила закупок заказчика по Закону № 223-ФЗ. Заказчик самостоятельно составляет и утверждает положение о закупке. Документ размещают в ЕИС в открытом доступе.
Заказчики, которые обязаны закупать у МСП
Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны проводить закупки у субъектов МСП, если подпадают под одно из условий таблицы (п. 2 и 3 положения, утв. постановлением № 1352).
Новые заказчики обязаны закупать продукцию у МСП с 1 января года, следующего за годом, в котором зарегистрировались в ЕГРЮЛ. Например, если организация зарегистрируется в 2019 году, проводить закупки у МСП будет с 1 января 2020 года.
Кроме того, заказчики из Перечня Правительства должны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию, в том числе у субъектов МСП. Перечень заказчиков утвержден распоряжением от 21.03.2016 № 475-р.
Объемы и способы закупок у МСП
Заказчики обязаны закупить у субъектов МСП не менее 18 процентов от годового объема закупок. При этом 15 процентов от общих закупок в год должны составлять закупки только среди субъектов МСП (п. 5 положения, утв. постановлением № 1352).
Для соблюдения годового объема закупок у МСП заказчики вправе использовать три способа закупок:
1. Закупки среди всех участников без ограничений
Заказчик проводит закупку, в которой вправе участвовать любые юридические или физические лица, в том числе субъекты МСП. Участником закупки также могут быть несколько юридических лиц, которые выступают на стороне одного участника закупки, или несколько физических лиц и ИП, которые выступают на стороне одного участника закупки.
Организационно-правовая форма, форма собственности, местонахождение и места происхождения капитала участника не имеют значения. Главное, чтобы участник отвечал требованиям, которые заказчик установил в положении о закупке.
Если в закупке победит субъект МСП, договор с победителем учитывают в годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса.
2. Закупки только среди субъектов МСП
Заказчики ограничивают доступ к закупке участников, у которых нет статуса субъекта МСП. Договор, который стороны заключат в результате закупки, заказчики включают в годовой объем закупок у малого и среднего бизнеса.
3. Закупки, победитель которых обязан привлекать субъектов МСП
Заказчики устанавливают требование, что победитель должен привлекать субъектов МСП как субподрядчиков или соисполнителей по договору. Объем привлечения стороны укажут в договоре. В годовом объеме закупок у малого и среднего бизнеса заказчики учитывают договоры, которые контрагенты заключили с субъектами МСП.
Внимание: в 15-процентном объеме закупок учитывают только договоры при закупке среди МСП. В 18-процентном объеме учитывают все три способа привлечь к поставке малый и средний бизнес.
Продукция, которую закупают у субъектов МСП
Какую продукцию закупать только среди субъектов МСП, заказчики решают самостоятельно. Товары, работы, услуги утверждают перечнем. Перечень необходимо разместить в ЕИС и на официальном сайте заказчика.
При этом публикация перечня на официальном сайте – обязанность, а не право заказчика. В перечне заказчик указывает наименования товаров, работ, услуг и код ОКПД2.
Например, перечень может выглядеть так:
Перечень продукции для закупки у МСП
Закупать продукцию у МСП по перечню или нет, зависит от НМЦД или начальной (максимальной) цены лота.
НМЦД
Закупка у МСП
До 200 млн руб. включительно
Обязанность
От 200 млн до 400 млн руб. (включительно)
Право
Больше 400 млн руб.
Закупка на общих основаниях
Если товар, работу или услугу не включили в перечень, закупку проводят на общих основаниях, чтобы не ограничить конкуренцию (письмо Минэкономразвития от 30.09.2015 № Д28и-2782).Об этом сказано в пунктах 8–10, 18, 19 положения, утвержденного постановлением Правительства № 1352, письме Минэкономразвития от 28.08.2015 № Д28и-2498.
Процедура закупки только среди субъектов МСП
Заказчики при проведении закупки только для субъектов МСП следуют нескольким шагам.
Шаг 1. Планирование закупки
В план закупки товаров, работ, услуг, план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств включают раздел о закупке у субъектов МСП. В планы включают продукцию из перечня товаров, работ, услуг, которые закупают у субъектов МСП (ч. 3.1–3.3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).
Шаг 2. Выбор электронной площадки
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aa8f256a815f1bac2fc4e13/5d6e0d2f0ef8e700ad045608
Требования к участникам закупки по 223-ФЗ: какие предусмотрены и какие может установить заказчик к поставщикам?
Требования к участникам закупки в рамках 223-ФЗ перечислены в самом законе, а также в применяемых заказчиком положениях о закупке.
Какие требования может предъявлять заказчик
Требования к участникам в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ детально не регулируются.
В 223-ФЗ указано лишь на возможность участия в закупках любых юрлиц независимо от их формы собственности, месторасположения капитала, а также физлиц и ИП.
Участниками закупки по 223-ФЗ могут стать как отдельные юрлица, так и несколько юрлиц, которые выступают на стороне одного участника. Участниками закупки также могут стать и аффилированные между собой лица.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Исходя из такой формулировки, в закупке могут принять участие абсолютно все желающие, что не отвечает интересам заказчика в части выбора добросовестного поставщика, который качественно исполнит условия контракта.
В 223-ФЗ подчеркивается только, что в закупках не могут участвовать ее организаторы, родственники руководства заказчика и членов закупочной комиссии.
Поэтому заказчики должны сами определиться с термином «участник закупки» и закрепить его во внутреннем Положении.
Если в 44-ФЗ требованиям к участникам посвящена отдельная статья, то при закупках отдельными видами юридических лиц требования разрабатывают сами заказчики.
Между тем они достаточно часто пересекаются с требованиями, которые указаны в 44-ФЗ, так как заказчики заимствуют их и переносят в свое Положение о закупке.
Положение о закупке в обязательном порядке размещается в открытом доступе в ЕИС.
При подготовке требований к участникам заказчику следует руководствоваться нормами закона, принципами равноправия и справедливости. Запрещено выдвигать условия, которые ведут к ограничению конкуренции и дискриминации поставщиков.
Заказчик не вправе устанавливать неизмеряемые требования, исходя из которых участнику сложно оценить свое соответствие условиям участия. Например, требование о «достаточной численности персонала для реализации контракта» будет считаться некорректным, а «наличие в штате персонала не менее 20 человек» – измеряемым требованием.
Заказчику стоит максимально ответственно подойти к разработке собственного Положения о закупках в части требований, которые предъявляются к участникам. За предъявление к поставщикам требований, не предусмотренных положениями закупочной документации, заказчику грозит ответственность по нормам КоАП.Запрет на установление требований, не указанных в положении о закупках, прописан в ч. 6 ст. 3 223-ФЗ.
Если специалист контрактной службы ошибется при установлении требований к участникам, то он заплатит штраф в размере 3000 р., а если он установит излишние требования к участникам, то штраф составит 5-30 тыс. р. по нормам ч.
4, 4.2 ст. 7.30 КоАП.
Обязательные требования к участникам закупки
Обязательные требования к участникам заказчики по 223-ФЗ устанавливают в индивидуальном порядке. Но чаще всего в состав указанных требований входят следующие:
- Компания не должна иметь конфликта интересов с заказчиком. Участником закупки не могут стать организатор, сотрудники заказчика и сам заказчик. В компании-участнике не могут работать лица, которые входят в закупочную комиссию. Обычно факт отсутствия конфликта интересов подтверждается в декларативном порядке.
- Компания не должна находиться в процессе ликвидации. Проведение в отношении юрлица процесса ликвидации находит свое отражение в ЕГРЮЛ, поэтому для подтверждения того факта, что компания не будет в ближайшее время ликвидирована, поставщик предъявляет выписку из реестра от ФНС. Запросить данную выписку можно бесплатно онлайн на сайте ФНС.
- Компания сможет исполнить условия контракта: у нее должны быть все необходимые допуски и лицензии. В подтверждение данного факта она предъявляет копии лицензии, сертификатов, свидетельств о допуске в СРО и пр.
- Компания не находится в процессе банкротства. При прохождении процедуры признания финансовой несостоятельности отметка об этом вносится в реестр ЕГРЮЛ (например, о том, что в отношении компании введен этап конкурсного производства). Поэтому выписка из реестра подтвердит соблюдение подрядчиком данного требования.
- У компании отсутствуют задолженности по налогам и сборам. Речь обычно идет о крупных непогашенных долговых обязательствах: в сумме 25% и более от величины активов. Отсутствие бюджетных долгов подтверждает справка от ФНС. Если участником была подана жалоба на неправомерность начисления налогового платежа, то он допускается к закупке.
- Руководство и бухгалтер не должны иметь непогашенных судимостей за экономические и коррупционные преступления. Данный факт декларируется поставщиком.
- Деятельность компании не должна быть приостановлена по нормам КоАП, а ее руководство – не дисквалифицировано от занимаемых должностей.
- У компании должно быть устойчивое финансовое положение, что может подтвердить налоговая и бухгалтерская отчетность.
- Компания не является офшором.
В случае если заказчик выявит факт несоответствия поставщика требованиям, то он отклоняет его заявку на участие в ходе закупки или отказывается от подписания с ним контракта (если данный факт выявляется в ходе подписания договора).
Предоставление участником заведомо недостоверных данных может повлечь за собой включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Дополнительные условия
К участникам закупки в рамках 223-ФЗ могут предъявить дополнительные требования в зависимости от специфики закупки. Это:
- Надежность. Косвенно на это указывают наличие опыта работы, реализации аналогичных контрактов. Это может подтвердить выписка из реестра контрактов, копии подписанных контрактов.
- Наличие необходимых производственных ресурсов.
- Наличие трудовых ресурсов: подтверждается справкой о среднесписочной численности.
- Профессиональная компетентность. В зависимости от типа закупки от участника могут потребовать предъявление дипломов о высшем образовании, трудовых книжек (которые подтвердят наличие бессрочного трудового договора), действующих удостоверений, протоколов, документов по повышению квалификации, наличие определенного стажа работы и пр.
- Наличие необходимых финансовых ресурсов.
- Отсутствие сведений о компании в РНП. Заказчик может включить требование об отсутствии компании как в реестре по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.
- Положительная деловая репутация. Это может подтвердить, например, отсутствие судебных решений о взыскании ущерба с поставщика и пр.
- Права на объекты интеллектуальной собственности.
- Соответствие критериям принадлежности поставщика к малым и средним предприятиям. Это подтверждает выписка из реестра СМП.
- Прохождение предквалификационного отбора. Крупные заказчики допускают до своих закупочных процедур только тех участников, которые прошли предквалификационный отбор. Это дополнительный способ проверки исполнителя на соответствие требованиям. Заказчики вправе включать прошедших отбор исполнителей в специальный реестр и в дальнейшем позволяют им участвовать в закупках.
- Наличие определенной системы контроля качества на предприятии.
Таким образом, в 223-ФЗ закреплены только общие положения и принципы реализации торговой процедуры. Законодатели не стали устанавливать конкретные требования к участникам закупки, но обязали заказчика разработать их. Требования к участникам закупки заказчик должен закрепить в Положении о закупке, и дополнительно они фиксируются в закупочной документации.
Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://pravo.team/zakupki/223/trebovaniya-k-uchastnikam-2.html