+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Способы размещения государственного заказа по 44-ФЗ

Содержание

Способы закупок по 44-ФЗ + таблица и сроки

Способы размещения государственного заказа по 44-ФЗ

Способы закупок, применяемых в контрактной системе, определяются статьей 24 Федерального закона №44 от 05.04.2013 года. Они делятся на две группы: конкурентные и неконкурентные.

Неконкурентные закупки

Неконкурентными закупками называются закупки у единственного поставщика. Они могут осуществляться на различных основаниях, определенных статьей 93 Федерального закона №44. Чаще всего на практике встречаются закупки, которые производятся по следующим пунктам:

1. Пункт 1 статьи 93 – закупки у субъектов естественных монополий, могут осуществляться на любую сумму. Однако исполнитель/подрядчик/поставщик должен быть в обязательном порядке внесен в соответствующий реестр, который можно найти на сайте федеральной службы по тарифам: www.fstrf.ru. В противном случае осуществление закупки по данному пункту неправомерно. 

Информация о закупке у естественных монополий размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru с помощью извещения, данные о заключенном и исполненном контракте вносятся в соответствующий реестр. Пример закупки у единственного поставщика, являющегося субъектом естественной монополии может служить закупка с реестровым номером 0328300005215000001.

2. Пункт 4 статьи 93 – закупки до 100 тысяч рублей. При этом общая сумма таких закупок не должна превышать 500 тысяч рублей в год.

Информация о них не размещается на официальном сайте, не вносится в реестр контрактов.  По сути, узнать о таких закупках можно исключительно по желанию заказчика. Исполнителя/подрядчика/поставщика он также выбирает самостоятельно.

Конкурентные закупки

Все конкурентные закупки, осуществляющиеся на основании Федерального Закона №44, можно разделить на две группы: закрытые и открытые. 

1. Закрытые закупки осуществляются в соответствии с требованиями статьи 84. Таким способом могут проводиться только аукционы и конкурсы (в том числе с предварительным отбором и двухэтапные). Запросы предложений и котировок не могут быть закрытыми. 

Для того, чтобы стать участником закрытого аукциона/конкурса нужно получить приглашение от заказчика. При этом до того момента, как документация будет размещена на официальном сайте, узнать о том что будет проходить закрытый конкурс/аукцион можно только из плана-графика, плана закупок или от самого организатора. 

Закрытым способом могут осуществляться не все закупки, их перечень определен частью 2 статьи 84. Пример закрытых торгов – конкурс с реестровым номером 0343100005316000038 или аукцион с реестровым номером 0373100039216000107.

2. Открытые закупки пользуются наибольшей популярностью среди заказчиков и участников. Информация о них размещается на официальном сайте, порядок проведения определяется соответствующими статьями Федерального закона №44. Виды открытых закупок:

  • Запрос предложений, регламентируется параграфом 4 главы 3. Информация о нем размещается на официальном сайте. Заявки подаются заказчику в бумажном виде или направляются по электронной почте. Исполнитель/подрядчик/поставщик указывает не только цену, но и условия исполнения контракта. Пример запроса предложений – закупка с реестровым номером 0347300029316000013.
  • Запрос котировок регламентируется параграфом 3 главы 3. Осуществляется по тому же принципу, что и запрос предложений. Однако заказчик принимает решение на основании единственного критерия – цены. Победителем будет признан тот, кто предложит меньшую. 
  • Электронный аукцион осуществляется в соответствии с параграфом 2 главы 3. Состоит из нескольких этапов: подготовка и размещение извещения и документации; подача и прием заявок; оценка первых частей заявок; аукцион; подведение итогов, оценка вторых частей заявок; заключение и исполнение контракта. Все, что связано с электронными аукционами, проходит в безбумажном виде. Определение победителя осуществляется на основании единственного критерия – цена. 
  • Конкурс. Бывает одноэтапным или двухэтапным, с ограниченным или неограниченным участием. Проводится в соответствии с требованиями параграфа 2 главы 3. Первое отличие аукциона от конкурса – заявки подаются не на площадку, а непосредственно организатору торгов (заказчик/уполномоченный орган) в бумажном виде или по электронной почте. Второе отличие – это порядок оценки заявок. Здесь критерием выступает не только цена, но и другие пункты, установленные заказчиком в документации.

Запросов котировок, аукционов и конкурсов на сайте zakupki.gov.ru представлено очень много, поэтому приводить примеры конкретных реестровых номеров не имеет смысла.

Внимание! В 44-ФЗ внесены масштабные поправки от 01.07.2018, которые обновляют перечень способов закупки и устанавливают новые сроки.

Регламентированные сроки в таблице

Этап процедурыСпособ осуществления закупки
Запрос котировокАукционОткрытый конкурсЗапрос предложений
Опубликование извещения о проведении закупки в ЕИСПри стартовой цене договора не достигающей 250 000 рублей документация размещается за 4 и более суток до даты передачи заявок. Если НМЦК превосходит 250000 рублей, то период продлевается до 7 суток (статья 74 часть 1)Если стартовая цена не достигает 3 миллионов рублей, то документация выкладывается на всеобщее обозрение более, чем за неделю до даты момента финиша стадии передачи заявок. При НМЦК превосходящей 3 000 000 рублей период пролонгируется до 15 дней (статья 63 части 2 и 3, 65 часть 1)Не менее 20 суток до даты финиша этапа передачи заявок (статья 49 часть 1)Пять и больше дней до даты финиша времени передачи заявок (статья 83 часть 3)
Участник запрашивает разъяснение документацииНе предусмотреноНе позднее, чем за трое суток до даты конца этапа передачи предложений (статья 65 часть 4)За пять и больше суток до конца стадии передачи заявок (статья 50 часть 7)Не предусмотрено
Заказчик предоставляет ответ на запрос участникаНе предусмотреноНа протяжении двух суток с даты поступления вопроса (статья 65 часть 4)В течение двух суток с момента поступления запроса (статья 50 часть 8)Не предусмотрено
Внесение корректировок в документацию о закупкеЗа 2 и больше дней до финиширования стадии передачи заявок (статья 74 часть 6)За 2 и больше дней до конца этапа передачи заявок (статья 63 часть 6)За 5 и больше дней до финиша этапа передачи предложений (статья 49 часть 4)Не предусмотрено
Пролонгация периода передачи предложенийКогда НМЦК не превосходит 250 000 рублей – больше 4 суток. Если стартовая цена договора больше 250000 рублей – больше 7 дней (статья 74 часть 6)При стартовой цене договора не достигающей 3 миллионов рублей срок пролонгируется так, чтобы до финиша передачи заявок осталось больше 7 дней. Если стартовая цена превосходит 3 миллионов рублей – 15 дней (статья 63 часть 6)До даты конца передачи предложений должно сохраниться не меньше 10 дней (статья 50 часть 6)Не предусмотрено
Открытие доступа к предложениям участников для заказчикаВ день конца стадии подачи заявок (статья 78 часть 1)Первую половину заявки рассматривают в течение 7 дней (статья 67 часть 2). Вторую половину оценивают в течение трех дней после завершения торгов (статья 69 часть 5)В день финиширования стадии подачи заявок (статья 52 часть 1). При этом срок рассмотрения и оценки предложений не должен превышать 20 дней (статья 53 часть 1)При финишировании процедуры передачи заявок (статья 83 часть 9)
Опубликование окончательного протокола в ЕИСВ день его подписания (статья 78 часть 8)Не больше суток с даты его визирования (статья 69 часть 8)Не позднее одних суток с даты его визирования (статья 52 часть 7)На следующий рабочий день после момента завершения передачи окончательных предложений (статья 83 части 15 и 16)
Итоговый срок оформления договораНе менее недели и не более 20 календарных дней (статья 78 часть 13)Не меньше десяти и не больше двадцати суток с даты выставления на всеобщее обозрение окончательного протокола (статья 70 часть 9)Не меньше 10 и не больше двадцати суток с публикации окончательного протокола (статья 54 часть 2)Не меньше недели и не более 20 суток (статья 83 часть 17)

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/35-sposoby-zakupok-po-44

Способы осуществления закупок по 44 ФЗ

Способы размещения государственного заказа по 44-ФЗ

Официальная терминология Федерального Закона заменяет понятие “типы закупок” на “способы определения поставщика”. Вместе с тем его процессуальный смысл остается тем же, за исключением расширения перечня нормативно разрешенных процедур.

Способы осуществления закупок

На сегодняшний день среди них:

  • конкурсы (закрытые, открытые, с ограниченным участием, двухэтапные);
  • аукционы (закрытые и открытые);
  • запросы ценовых котировок и предложений.

В своих положениях закон о контрактной системе подробно рассматривает каждую из процедур.

Открытый конкурс как основной способ закупки по 44-ФЗ

Организатор открытого конкурса обязан своевременно разместить извещение о нем в ЕИС, либо на сайте госзакупок – до 2016 года – и начать принимать конкурсные заявки от всех желающих участников, которые удовлетворяют условиям тендерной документации.

При этом по законодательной норме заказчики имеют право вносить изменения в конкурсную документацию во время проведения тендера, но не позже, чем за 5 дней до его окончания. Изменению не подлежат только предмет конкурса и размер обеспечения.

Заявки на открытый конкурс, поступающие от участников, рассматриваются в течение 20 дней. Единственным исключением являются закупки в сфере искусства, культуры и науки – для них срок увеличен на 10 дней.

После рассмотрения и оценки конкурсных заявок комиссией формируется протокол со всей информацией по тендеру и его итогам. После этого с победителем заключается контракт в срок от 10 до 20 дней.

Если на конкурс подана всего одна заявка, которая удовлетворяет всем требованиям, то закупка совершается у ее инициатора. А в ситуации, когда не поступило ни одной заявки, процедуру проводят заново. Но любое свое решение госзаказчик может принять только после их согласования соответствующими органами.

В некоторых случаях проводится конкурс с ограниченным участием. Это происходит тогда, когда речь идет о:

  • музейных работах;
  • объектах культурного и национального наследия;
  • необходимости оформления доступа в архивы.

После вступления ФЗ-44 в свою силу появилась новая форма конкурса – двухэтапный конкурс. Он проводится в два этапа, на первом из которых подаются технические заявки, а на втором – коммерческие. Такой вид тендера очень широко применяется:

  • в строительстве, проектировании, архитектуре;
  • при осуществлении научных изысканий;
  • в электроэнергетике;
  • при закупках, связанных с искусством и литературой.

Электронный аукцион

ФЗ-44 предписывает проводить все государственные аукционы исключительно в электронной форме. При этом аукцион признается несостоявшимся в случае, если:

  • не подано ни одной заявки от участников;
  • подана только одна заявка, и она признана не соответствующей условиям;
  • участники не выдвинули ни одного предложения с обозначением цены за первые 10 минут проведения аукциона;
  • комиссия вынесла решение о том, что все ценовые предложения не соответствуют требованиям, либо соответствует только одна;
  • участник, выигравший в аукционе, отказался подписывать госконтракт.

Запросы предложений и котировок

Эти два способа определения поставщика достаточно схожи между собой. Различие заключается в том, что при запросе котировок участники выставляют свои ценовые предложения, а победителем становится заявитель самой низкой цены.

В то время как при запросе предложений заявка предполагает всестороннее рассмотрение предмета контракта и обстоятельств его исполнения.

А побеждает в последнем случае тот участник, которые выставил наиболее выгодный для заказчика вариант, включая как цену, так и сроки и другие обстоятельства.

Закупка у единственного поставщика

Закупать продукцию и услуги у единственного поставщика ФЗ-44 разрешает только в нескольких случаях:

  • если стоимость контракта менее 100 000 рублей – при этом в год количество таких закупок не должно превышать 5% и 50 млн. рублей в год;
  • работы выполняются в пользу органов исполнительной власти;
  • закупку осуществляют организации, относящиеся к сфере культуры или образования – в таком случае цена договора не должна быть выше 400 тысяч рублей, в год количество подобных торгов не должно превышать 50% от всех тендеров и 20 млн. рублей;
  • закупка проводится с целью получения обязательных адвокатских услуг по ГК РФ.

Решив провести закупку у единственного поставщика, заказчик обязан обосновать ее необходимость документально и предоставить документацию в соответствующие инстанции.

Закрытые способы закупок по 44-ФЗ

При закрытых формах закупок информация о сроках, стоимости и содержании госконтракта сообщается ограниченному количеству участников – тем, которые в состоянии исполнить его. По ФЗ-44 к таким формам относятся:

  • закрытые аукционы;
  • закрытые конкурсы;
  • закрытые конкурсы с ограничением;
  • закрытые двухэтапные конкурсы.

Для получения разрешения на их проведение необходимо одно из следующих оснований:

  • закупки связаны с государственной тайной;
  • тендер относится к таким сферам, как страхование, а также транспортировка и хранение драгметаллов, камней и иных государственных ценностей;
  • производится закупка водительских и клининговых услуг для судебных чиновников.

По какому бы способу осуществления закупок ни проводился тендер, вы легко его выиграете, заручившись поддержкой наших профессионалов! Сжатые сроки оформления документов, современные финансово-кредитные инструменты, юридическая поддержка, консультации лучших экспертов – это лишь часть ваших преимуществ, которые вы приобретаете от сотрудничества с нами!

Как участвовать в тендерах?

С точки зрения экспертов российского рынка, участие в тендерах в наши дни – это очень перспективное и выгодное мероприятие для современных компаний, в том числе принадлежащих к малому и среднему бизнесу. Победа в торгах дает участнику не только…

Обеспечение заявки в электронном аукционе

В процессе тендерных торгов их участникам приходится удовлетворять немало требований заказчиков. Одно из них, закрепленное в законодательном порядке – предоставление обеспечения заявки в электронном аукционе. О том, что это такое, каким образом…

Закупки у единственного поставщика

Закон о контрактной системе в нашей стране предполагает целый ряд основных принципов, в число которых входит принцип конкуренции. Это означает, что конкурсные торги прежде всего направлены на снижение стоимости поставок или оказания услуг. Между…

Источник: https://spb.bt.su/articles/sposoby-zakupok-po-44-fz.html

Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ

Способы размещения государственного заказа по 44-ФЗ

Законом 44-ФЗ предусмотрено несколько способов проведения государственных закупок. Некоторые пользуются большей популярностью и применяются в качестве основных, в то время как другие используются гораздо реже.

Но все они имеют свои особенности, нюансы и ограничения в применении и это нужно учитывать, выбирая способ закупки.

В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае.

Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:

  • электронный аукцион;
  • закупки у единственного поставщика;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс.

Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ.

Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ.

Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.

Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.

В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги  на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать.

Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:

  • можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
  • не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
  • минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:

  • высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
  • ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.

Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.

Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).

Оксана Шипунова на вебинаре «Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации» рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.

Запрос котировок

Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.

Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).

Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.

Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:

  • определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
  • минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
  • минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).

Запрос котировок имеет ряд недостатков:

  • высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
  • более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
  • высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
  • отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.

Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.

Запрос котировок по 44-ФЗ, правила участия и не только… – статья обо всех нюансах этой закупочной процедуры

Открытый конкурс

Проведение открытого конкурса позволяет:

  • получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
  • часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.

Открытый конкурс: его особенности, правила участия, этапы проведения – полезная статья не только для участников закупок, но и для заказчиков.

Конкурс с ограниченным участием

Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:

  • При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
  • При выполнении работ:
    • Для сохранения объектов культурного наследия;
    • Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
    • При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.

Двухэтапный конкурс

Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:

  1. конкурс проводится для заключения:
    • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
    • энергосервисного контракта;
    • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  2. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).

Закрытый конкурс

Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен.

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в четырех случаях:

1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке;

3. заключение контрактов:  

  • по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
  • по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
  • по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;

4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).

Запрос предложений

Главное достоинство запроса предложений — более  короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.

Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:

  1. при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
  2. При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
  3. При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
  4. При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
  5. При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
  6. После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
  7. При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
  8. При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).

Вебинары и программы обучения и повышения квалификации в Школе электронных торгов:

Организуйте закупки правильно с первого раза в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44-ФЗ.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/75

Способы размещения государственного заказа по 44-ФЗ

Способы размещения государственного заказа по 44-ФЗ

Как происходит размещение государственных и муниципальных заказов, как выбрать способ размещения заказа и кто является участником размещения заказа по 44-ФЗ, узнайте из статьи.

Размещение заказа может осуществляться как самим заказчиком (государственной или муниципальной организацией), так и уполномоченными органами.

Доступные способы размещения заказа по 44-ФЗ обозначены в тексте документа. Размещение заказа способом, не предусмотренным законом, а также нарушение правил выбора способа размещения заказов, могут стать причиной признания процедуры недействительной. Подобное решение принимается по иску заинтересованного лица или уполномоченным органом.

Важно

Понятие «способ размещение заказа» трактуется, как «способ определения поставщика», чем, по сути, и является.

Следует также отметить, что заказчик имеет право привлечь специализированную организацию, которая будет осуществлять процесс размещения государственного заказа, включая подготовку документации, распространение информации о заказе, подготовку к торгам и прочие функции.

Привлечение подобной организации также проходит путем размещения соответствующего тендера на оказание услуг. При этом, даже в случае привлечения сторонней организации, заказчик обязан самостоятельно сформировать комиссию по размещению заказа, установить максимальную стоимость контракта, условия сделки и определить проект контракта.

Размещение государственных и муниципальных заказов

Доступные заказчику способы размещения государственного и муниципального заказа (способы определения поставщика) обозначены в части 1 статьи 24 Федерального Закона 44-ФЗ и делятся на две группы:

  • Размещение заказа путем проведения торгов (закрытые и открытые конкурсы, аукционы, в том числе, в электронной форме);
  • Размещение заказа без проведения торгов (запрос котировок, заказ у единственного поставщика).

Размещение заказов происходит с помощью специальных лотов, в которых указывается объект закупки, начальная максимальная цена контракта, сроки выполнения работ и условия поставки товаров или услуг. Вся эта информация содержится в соответствующей документации. На каждый отдельный лот предусмотрен отдельный контракт, даже в тех случаях, когда одна организация открывает несколько лотов.

Кем является участник размещения заказа? Участник размещения заказа для государственных нужд – это юридическое или физическое лицо, подавшее заявку для участия в закупке, и претендующее на право заключить государственный или муниципальный контракт по представленному заказу. Простыми словами, это – участник торгов, потенциальный поставщик.

Как выбрать способ размещения заказа

Заказчик выбирает способ размещения заказа по 44-ФЗ на основе рекомендаций, представленных в положениях Федерального Закона 44-ФЗ. Для каждого из доступных способов есть свои условия, среди которых цена контракта, категория товара, отрасль, в которой осуществляется госзаказ и другие параметры.

Основные правила выбора способа размещения заказа:

  • Категория товара или услуги определяет способ закупки, существует определенный перечень для закупок путем аукциона и для закупок у единственного поставщика;
  • При закупке одноименных товаров и услуг на сумму не более 500 тысяч рублей в квартал можно использовать запрос котировок;
  • Закупки одноименных товаров и услуг без конкурентной борьбы осуществляются только для контрактов на сумму не более 100 тысяч рублей (в ряде случае – до 400 тысяч).

Нарушение правил выбора способа размещения заказа может повлечь за собой ответственность.

Размещение заказа у единственного поставщика

Размещение госзаказов у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя – один из возможных способов заключения госконтракта, при котором заказчик предлагает заключение договора единственному конкретному исполнителю.

Использовать данную методику можно только для ограниченного перечня товаров и услуг, а также с учетом прочих условий, которые обозначены в статье 93 Закона 44-ФЗ.

Если данные условия не выполняются, то заказчик не имеет права осуществлять закупки у единственного поставщика.

Чаще всего, контракта с единственным поставщиком заключают в том случае, если поставщик является субъектом естественной монополии. Сюда относятся железнодорожные перевозки, почтовые услуги и услуги связи, услуги, связанные с передачей тепловой и электроэнергии, водоснабжение и другие случаи.

Ответы на любые вопросы о закупках вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах» Подписаться

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102735-razmeshcheniya-gosudarstvennogo-zakaza-44-fz

Способы определения поставщиков по 44-ФЗ

Способы размещения государственного заказа по 44-ФЗ

Новый законодательно-нормативный акт – Федеральный Закон №44 «О контрактной системе» принес с собой не только множество важных перемен в системе государственных закупок РФ, но и большие изменения в терминологии. Таким образом, «размещение государственного заказа» сменилось формулировкой «определение поставщика».

Вместе с тем, суть самой процедуры реализации государственного контракта осталась прежней, поменялось лишь название и расширились возможности, то есть способов определения поставщиков стало куда больше, чем ранее.

На сегодняшний день, основными среди них являются:

Помимо расширения способов определения поставщика, ФЗ№44 вводит детальную регламентацию и подробно рассматривает каждый из них.

Правила рассмотрения заявок

По сравнению с прежним законом, ФЗ №44 сократил сроки рассмотрения и оценки конкурсных заявок с 30 до 20 дней. Единственный случай, в котором срок возможно продлить еще на десять дополнительных дней – это закупка товаров и услуг в сфере науки, культуры и искусства. Согласно нормам ФЗ-94, срок на рассмотрение заявок в этой сфере равнялся 60-ти дням, т.е. практически двум месяцам.

После того, как все заявки рассмотрены и оценены, формируется протокол, в который включается полная информация по проведенной работе.

Заключение контракта

Новый закон более четко обозначает сроки, в которые необходимо заключить контракт. Если ранее говорилось лишь о том, что он заключается не раньше, чем через десять дней, то теперь оказалась очерчена и другая граница – не ранее 10 и не позднее 20 дней.

Кроме того, согласно ФЗ-44, заказчик больше не имеет права принудить победителя к подписанию контракта. Единственное, что он может сделать в случае отказа исполнителя – это подать на возмещение ущерба.

Когда открытый конкурс признается несостоявшимся

В данном отношении законодательные изменения коснулись, прежде всего, оснований, на которых принимается решение о дальнейшем механизме проведения закупки. Предыдущий Федеральный Закон – №94 предоставлял заказчику право самостоятельно выбирать – осуществить ли закупку у единственного поставщика или провести тендер заново.

Согласно текущему ФЗ-44, именно причина, по которой конкурс не состоялся и обуславливает направление дальнейшей деятельности организатора.

Если на конкурс была подана только одна заявка и подавший ее участник полностью отвечает всем требованиям, то именно он становится единственным поставщиком.

А вот когда на конкурс совсем не поступило заявок, либо ни одна из них не оказалась соответствующей требованиям заказчика, то в такой ситуации тендер проводится заново.

В любом случае, свои действия каждый госзаказчик обязан производить только после их согласования с соответствующими контролирующими инстанциями.

Конкурс с ограниченным участием

3 ч. 56 ст. ФЗ №44 гласит, что конкурс с ограниченным участием проводится в случаях, когда речь идет о закупке товаров, работ или услуг, имеющих сложный специфический характер и поставляемых ограниченным числом компаний. Кроме того, данная форма применяется тогда, когда на конкурс выставляется контракт:

  • по отношению к объектам культурного наследия;
  • на проведение работ в музеях и других национальных объектах;
  • когда необходим доступ к музейным библиотекам и иным архивам государственной важности.

Помимо всего прочего, конкурс с ограниченным участием предоставляет заказчику возможность предъявления дополнительных требований к поставщикам.

Конкурс в два этапа

Двухэтапный конкурс – новая для практики российских госзакупок процедура. Его особенностью является повышенная возможность уточнения важных факторов, нюансов и критериев в ходе формирования конкурсной документации. На первом этапе подаются технические заявки, без обозначения цены, а вот те участники, которые проходят во второй этап уже составляют свои коммерческие.

Конкурс в два этапа проводится таких сферах, как:

  • проектирование, архитектура, строительство;
  • научные изыскания;
  • электроэнергетика;
  • литература и искусство.

Когда электронный аукцион признается несостоявшимся

В соответствии с Федеральным Законом «О контрактной службе» электронный аукцион признают несостоявшимся в следующих случаях:

  • предоставление одной – несоответствующей условиям – аукционной заявки;
  • в течение десяти минут с начала аукциона не было выдвинуто ни одного ценового предложения;
  • не подано ни одной аукционной заявки на участие;
  • аукционная комиссия вынесла решение, согласно которому все заявки с содержанием цены признаны несоответствующими требованиям, либо соответствующей признана только одна из них;
  • победитель аукциона отказался от подписания государственного контракта.

Запрос предложений и ценовых котировок

Если такая форма, как запрос ценовых котировок существовала ранее, то запрос предложений – это инновация, введенная после вступления ФЗ-44 в свои законные права.

Эти две формы имеют много схожего, в частности, это необходимость размещения информации в рамках единой информационной системы. В тоже время, между ними есть и ряд существенных основообразующих различий.

Запрос котировок предусматривает выставление участниками своих ценовых предложений, и побеждает тот, чья цена – ниже. Тогда как запрос предложений предполагает всестороннее рассмотрение и оценку заявок  со стороны конкурсной комиссии.

Контракт достается тому, кто выставил наиболее выгодное со всех сторон предложение, включая не только цену, но и сроки, технические параметры и многие другие основания.

Закрытые формы закупок

Закрытые формы закупок – это такие, при которых информация, касающаяся самого факта, сроков, цены и содержания контракта сообщается ограниченному кругу поставщиков, причем таких, которые способны выполнить работы или поставки соответствующим образом.
В число закрытых форм закупок, в соответствии с 44-ФЗ, входят:

  • закрытые конкурсы;
  • закрытые аукционы;
  • закрытые конкурсы в два этапа;
  • закрытые конкурсы с ограничением участия.

Притом на проведение любой из этих форм должны быть законные основания:

  • федеральные потребности, связанные с понятием государственной тайны;
  • закупки в сфере страхования, перевозки и хранения драгоценных металлов, камней и музейных ценностей государства, в том числе, переданных во временное ведомство частных физических или юридических лиц;
  • уборка и услуги водителей для представителей судебной власти.

Хотите узнать еще больше о способах закупок? Примите участие в обучающих мероприятиях Учебного центра «Бико». Узнать даты ближайших семинаров и отправить на них заявку вы можете на сайте bicotender.ru прямо сейчас.

Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника – bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Источник: https://www.bicotender.ru/articles/sposoby-opredeleniya-postavshikov-po44fz.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.