Результаты мониторинга применения Закона о контрактной системе
Мониторинг в сфере государственных и муниципальных закупок на основании положений Федерального закона №44-ФЗ
Создание функционирующей в настоящее время системы государственных и муниципальных закупок главной целью имело обязательное превращение этой системы в максимально прозрачную систему. Именно для этих целей осуществляется проведение всестороннего мониторинга при осуществлении государственных закупок.
Правила и порядок проведения мониторинга
Мониторинг в сфере государственных закупок – это специальное исследование, которое носит систематический характер и направлено на то, чтобы установить правильность реализации основных принципов сформированного законодательства, направленного на совершенствование контрактной системы, функционирующей на территории Российской Федерации.
Проведение мониторинга необходимо для того, чтобы в полном объеме составлять картину по итогам всех реализованных мероприятий наблюдения, которые предназначены для получения итоговой картины реализации правил и принципов государственных и муниципальных закупок, сформулированных в действующем законодательстве.
Основное регулирование проводимого процесса мониторинга осуществляется на основании положений статьи 97 Федерального закона «О контрактной системе». Именно эта статья формирует основные цели, для которых и проводятся мероприятия, предусмотренные такими комплексными аналитическими действиями.
В соответствии с положениями действующего законодательства, в частности, на основании Постановления Правительства Российской Федерации №728, принятого 26 августа 2013 года, проведение мониторинга всей ситуации, которая складывается в сфере государственных и муниципальных закупок, полностью ложится на плечи Министерства экономического развития Российской Федерации.
При проведении мониторинга производится проверка того, каким образом осуществляются закупки, начиная от составления планов-графиков и планов закупок и до момента их полной реализации путем проведения всех необходимых закупочных мероприятий.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Для того чтобы результаты проводимых мероприятий могли считаться объективными и отражающими реальную картину, мониторинг должен осуществляться следующим образом:
- на первом этапе проведения мониторинга необходимо сформировать план предстоящих действий для того, чтобы максимально полно охватить все показатели, которые должны быть проанализированы в ходе формирования результатов конкретного исследования;
- на основании предоставленных ранее отчетов от государственных и муниципальных заказчиков, а также приравненных к ним юридических лиц, проводится формирование единой базы для проведения исследования;
- в качестве базы для проводимого исследования берутся сведения, сформулированные за год, предшествующий году проведения мониторинга;
- анализ всех взятых за основу исследований проводится уполномоченными сотрудниками того подразделения Минэкономразвития, на которое возложены непосредственные обязанности в части контроля за реализацией действующего законодательства в сфере закупок;
- итоговый сводный отчет, составленный на основании результатов мониторинга, должен быть подготовлен и представлен для ознакомления руководителем подразделения до 30 апреля года, который следует за отчетным.
Так как подготовка итогового сводного отчета происходит на основании сведений, полученных за год, в его основу ложатся не только все показатели, полученные в течение года, но и сформированные ежеквартальные отчеты по итогам промежуточного мониторинга.
Все необходимые показатели для проведения мониторинга уполномоченные сотрудники берут из Единой информационной системы как в виде самостоятельных данных, так и в виде итоговых сводных отчетов.
Цели проводимых проверок
Проведение проверки в рамках осуществления мониторинга в сфере закупок направлено на достижение определенных целей, а именно:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- оценка того, в какой степени были достигнуты цели осуществления закупок, которые законодатель сформировал в статье 13 Федерального закона «О контрактной системе» (в части достижения целей, которые были поставлены перед конкретными закупочными мероприятиями и сформированной контрактной системой в целом, в части исполнения существующих международных обязательств, которые взяла на себя Российская Федерация, в том числе в лице различных органов власти на существующих уровнях, а также в части выполнения предусмотренных законом функций, установленных для государственных органов власти, и для реализации тех полномочий, которыми такие органы наделены);
- оценка того, каким образом реализуются принципы обоснованности проводимых закупочных мероприятий, предусмотренных статьей 18 указанного Федерального закона;
- осуществление мероприятий, которые направлены на совершенствование действующего законодательства в сфере закупок, независимо от того, на каком уровне приняты те или иные нормативные акты, осуществляющие регуляцию существующей контрактной системы в рамках Российской Федерации.
То, насколько достигнуты сформулированные в части 3 статьи 97 Федерального закона №44-ФЗ цели, можно проследить на основании данных, которые представлены в итоговом сводном отчете, так как его составление должно полностью реализовывать указанные цели в содержании такого отчета.
Итоговый сводный отчет по результатам мониторинга
Все результаты проведенного мониторинга в части реализации государственным или муниципальным заказчиком или приравненными к ним юридическими лицами должны быть сформулированы в специальном документе – итоговом сводном отчете. Этот документ готовится для того, чтобы отразить информацию о следующих параметрах существования контрактной системы в сфере закупок:
- каким образом развивается контрактная система в сфере закупок, а также на какие именно ее разделы следует обратить особое внимание, в том числе при проведении различного рода мероприятий, направленных на изменение действующих норм права в сфере госзакупок для их усовершенствования;
- каким образом ведут себя заказчики, в том числе в части планирования закупок; размещения информации о проведении закупочных процедур; каким образом осуществляется анализ информации о несостоявшихся процедурах; о всех заключенных контрактах, в том числе которые были подписаны по итогам таких несостоявшихся процедур; анализ количества и качества проведенных электронных закупочных процедур; а также о том, каков объем закупок у различных категорий исполнителей по заключенным контрактам; а также о применении различных антидемпинговых мер и методов предоставления преференций различным исполнителям заключенных контрактов;
- общий вид и порядок поведения исполнителей по заключенным, исполненным или расторгнутым контрактам;
- получение информации об использовании существующих информационных ресурсов для формирования максимально прозрачной системы госзакупок;
- какие меры должны быть приняты в части совершенствования действующего законодательства для максимального достижения целей создания и постоянного изменения созданной контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок.
В том случае, если результаты мониторинга относительно конкретного государственного или муниципального заказчика оказались неудовлетворительными, может быть проведена аудиторская проверка.
Случаи проведения аудита по итогам мониторинга
В части государственных закупок проведение аудита – явление относительно новое, однако его проведение является обязательным в некоторых случаях, а именно:
- если у органов, проводивших мониторинг осуществления госзакупок, возникли сомнения в том, что реализованные мероприятия не противоречат законодательным нормам, которые осуществляют собственно регулирование сферы госзакупок;
- возникли сомнения о том, насколько правильно ведется бухучет в рамках реализации принципов существования контрактной системы;
- предоставленные отчеты не отражают полной информации, либо представленная в них информация не дает возможности удостовериться в том, что никаких нарушений в сфере госзакупок конкретным заказчиком совершено не было;
- существующие договорные отношения, в том числе возникшие по результатам заключения специальных контрактов, оформлены ненадлежащим образом;
- возникают сомнения о том, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, в том числе предоставленные из различных уровней бюджета для финансирования деятельности проверяемого государственного или муниципального заказчика.
Все полученные результаты аудиторской проверки оформляются в специальном отчете, который ложится в основу мероприятий, направленных на устранение всех выявленных нарушений.
Мониторинг в сфере госзакупок – это мероприятие, которое направлено на то, чтобы проанализировать, каким образом ведут себя заказчики и исполнители для достижения главных целей создания существующей контрактной системы, а именно: обеспечения прозрачности осуществляемых государственных и муниципальных закупок, а также создания возможности для свободной конкуренции между потенциальными исполнителями в части осуществления таких закупок. Если по результатам мониторинга по каким-то причинам были выявлены различные нарушения в части осуществления государственных закупок, то контролирующие органы вправе инициировать аудиторскую проверку, по результатам которой формируется отчет, направленный на устранение выявленных нарушений у конкретного заказчика.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/monitoring.html
Мониторинг в сфере закупок по 44-ФЗ: порядок и правила проведения, цели контроля, итоговый сводный отчет
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72 (добавочный 784). Это быстро и бесплатно!
Мониторинг в сфере государственных закупок – это специальное исследование, которое носит систематический характер и направлено на то, чтобы установить правильность реализации основных принципов сформированного законодательства, направленного на совершенствование контрактной системы, функционирующей на территории Российской Федерации.
Проведение мониторинга необходимо для того, чтобы в полном объеме составлять картину по итогам всех реализованных мероприятий наблюдения, которые предназначены для получения итоговой картины реализации правил и принципов государственных и муниципальных закупок, сформулированных в действующем законодательстве.
Основное регулирование проводимого процесса мониторинга осуществляется на основании положений статьи 97 Федерального закона «О контрактной системе». Именно эта статья формирует основные цели, для которых и проводятся мероприятия, предусмотренные такими комплексными аналитическими действиями.
В соответствии с положениями действующего законодательства, в частности, на основании Постановления Правительства Российской Федерации №728, принятого 26 августа 2013 года, проведение мониторинга всей ситуации, которая складывается в сфере государственных и муниципальных закупок, полностью ложится на плечи Министерства экономического развития Российской Федерации.
При проведении мониторинга производится проверка того, каким образом осуществляются закупки, начиная от составления планов-графиков и планов закупок и до момента их полной реализации путем проведения всех необходимых закупочных мероприятий.Для того чтобы результаты проводимых мероприятий могли считаться объективными и отражающими реальную картину, мониторинг должен осуществляться следующим образом:
- на первом этапе проведения мониторинга необходимо сформировать план предстоящих действий для того, чтобы максимально полно охватить все показатели, которые должны быть проанализированы в ходе формирования результатов конкретного исследования;
- на основании предоставленных ранее отчетов от государственных и муниципальных заказчиков, а также приравненных к ним юридических лиц, проводится формирование единой базы для проведения исследования;
- в качестве базы для проводимого исследования берутся сведения, сформулированные за год, предшествующий году проведения мониторинга;
- анализ всех взятых за основу исследований проводится уполномоченными сотрудниками того подразделения Минэкономразвития, на которое возложены непосредственные обязанности в части контроля за реализацией действующего законодательства в сфере закупок;
- итоговый сводный отчет, составленный на основании результатов мониторинга, должен быть подготовлен и представлен для ознакомления руководителем подразделения до 30 апреля года, который следует за отчетным.
Так как подготовка итогового сводного отчета происходит на основании сведений, полученных за год, в его основу ложатся не только все показатели, полученные в течение года, но и сформированные ежеквартальные отчеты по итогам промежуточного мониторинга.
Все необходимые показатели для проведения мониторинга уполномоченные сотрудники берут из Единой информационной системы как в виде самостоятельных данных, так и в виде итоговых сводных отчетов.
Глава 4. Мониторинг закупок и аудит в сфере закупок
Статья97. Мониторинг закупок
Часть 1 статьи 97 вступает в силу с 1 января 2016 года (статья 114данного документа)
1.
Мониторинг закупок представляет собойсистему наблюдений в сфере закупок,осуществляемых на постоянной основепосредством сбора, обобщения, систематизациии оценки информации об осуществлениизакупок, в том числе реализации плановзакупок и планов-графиков.
2.Мониторинг закупок осуществляется вцелях:
1)оценки степени достижения целейосуществления закупок, определенных всоответствии со статьей 13настоящего Федерального закона;
2)оценки обоснованности закупок всоответствии со статьей 18настоящего Федерального закона;
3)совершенствования законодательстваРоссийской Федерации и иных нормативныхправовых актов о контрактной системев сфере закупок.
3.
Мониторинг закупок осуществляется сиспользованием единой информационнойсистемы и на основе содержащейся в нейинформации.
4. Мониторинг закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
4.Мониторинг закупок для обеспечениягосударственных и муниципальных нуждобеспечивается федеральным органомисполнительной власти по регулированиюконтрактной системы в сфере закупок впорядке, установленном ПравительствомРоссийской Федерации.
5.
Результаты мониторинга закупок поитогам каждого года оформляются в видесводного аналитического отчета, которыйпредставляется федеральным органомисполнительной власти по регулированиюконтрактной системы в сфере закупок вПравительство Российской Федерации.Требования и порядкуподготовки сводного аналитическогоотчета, а также сроки подготовкиуказанного отчета определяютсяПравительством Российской Федерации.
6.В сводном аналитическом отчете даетсяоценка эффективности обеспечениягосударственных и муниципальных нужд,а также определяются меры посовершенствованию законодательстваРоссийской Федерации и иных нормативныхправовых актов о контрактной системев сфере закупок.
7.Сводный аналитический отчет подлежитразмещению в единой информационнойсистеме.
8.
В соответствии с законодательствомсубъектов Российской Федерации имуниципальными нормативными правовымиактами может осуществляться мониторингзакупок для обеспечения соответственнонужд субъектов Российской Федерации имуниципальных нужд.
8.
В соответствии с актами высшихисполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации,местных администраций органамиисполнительной власти субъектовРоссийской Федерации по регулированиюконтрактной системы в сфере закупок,органами местного самоуправления можетосуществляться мониторинг закупок дляобеспечения соответственно нуждсубъектов Российской Федерации имуниципальных нужд.9.Порядок использования единой информационнойсистемы для целей мониторинга закупокустанавливается с учетом порядкафункционирования единой информационнойсистемы, установленного в соответствиис частью 2 статьи 4настоящегоФедерального закона.
10.Мониторинг закупок обеспечиваетсяфедеральным органом исполнительнойвласти по регулированию контрактнойсистемы в сфере закупок, органомисполнительной власти субъекта РоссийскойФедерации по регулированию контрактнойсистемы в сфере закупок, местнойадминистрацией.
Статья98. Аудит в сфере закупок
1.
Аудит в сфере закупок осуществляетсяСчетной палатой Российской Федерации,контрольно-счетными органами субъектовРоссийской Федерации, образованнымизаконодательными (представительными)органами государственной властисубъектов Российской Федерации, иконтрольно-счетными органами муниципальныхобразований (в случае, если такие органыобразованы в муниципальных образованиях),образованными представительнымиорганами муниципальных образований.
2.Органы, указанные в части 1настоящей статьи (далее — органы аудитав сфере закупок), в пределах своихполномочий осуществляют анализ и оценкурезультатов закупок, достижения целейосуществления закупок, определенных всоответствии состатьей 13настоящего Федерального закона.
3.
Для достижения целей, указанных в части2настоящей статьи, органы аудита всфере закупок осуществляютэкспертно-аналитическую, информационнуюи иную деятельность посредством проверки,анализа и оценки информации о законности,целесообразности, об обоснованности,о своевременности, об эффективности ио результативности расходов на закупкипо планируемым к заключению, заключенными исполненным контрактам.
4.
Органы аудита в сфере закупок обобщаютрезультаты осуществления деятельности,указанной в части 3настоящейстатьи, в том числе устанавливают причинывыявленных отклонений, нарушений инедостатков, подготавливают предложения,направленные на их устранение и насовершенствование контрактной системыв сфере закупок, систематизируютинформацию о реализации указанныхпредложений и размещают в единойинформационной системе обобщеннуюинформацию о таких результатах.
Источник: https://studfile.net/preview/4283107/page:20/