Прокурорский надзор за исполнением законодательства о размещении заказа
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами: сущность, предмет, задачи
Переход к новым рыночным отношениям диктует все более актуальную проблему, связанную с исполнением судебных актов и актов иных органов в области имущественных, семейных, трудовых, административных и прочих правонарушений. Из-за низкой исполнительной дисциплины страдают отдельные лица, а также общество в целом, так как снижается эффективность функционирования судебной системы.
Сущность прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
В период 1990-х гг. проводился комплекс мероприятий, направленных на реформирование исполнительного производства в государстве. Был признан недействительным институт судебных исполнителей и образована новая государственная служба судебных приставов.
Также Правительство решило обновить правовую основу исполнительного производства. Для этой цели приняли Федеральные законы от 21 июля 1997-го г. касаемо судебных приставов, от 21 июля 1997-го г.
относительно исполнительного производства, внесли соответствующие изменения в действующее законодательство и прочие нормативно-правовые акты.
Данные изменения затронули и Закон о прокуратуре, дополненный в 1999-м г. новой отраслью прокурорского надзора (надзор за исполнением законов судебными приставами). Но, к несчастью, закон не определяет конкретное содержание этой отрасли, ее предмет, функции прокурора (по образу остальных отраслей надзора).Замечание 1
В ходе раскрытия сущности и содержания этой отрасли надзора, как правило, исходят из общих положений Закона о прокуратуре, затрагивающих виды прокурорского надзора, предмет и объекты прокурорского надзора, функции прокуроров при реализации надзора за исполнением законодательства.
В правовую основу изучаемой отрасли прокурорского надзора, помимо Закона о прокуратуре, входят:
- Федеральный закон, касающийся судебных приставов;
- Федеральный закон от 02 октября 2007-го г. относительно исполнительного производства;
- Положение о Федеральной службе судебных приставов, подписанное Указом Президента России от 13 октября 2004-го г.;
- Положение, касающееся территориального органа федеральной службы судебных приставов, подписанное приказом Министерства юстиции России от 09 апреля 2007-го г.;
- Указание Генеральной прокуратуры России от 12 мая 2009-го г. касаемо организации прокурорского надзора за исполнением законодательства судебными приставами.
Некоторые вопросы исполнения решений суда регулируются с помощью ГПК, УПК, АПК, УИК и других законодательных актов РФ.
рассматриваемой отрасли надзора заключается в том, чтоб при помощи способов и средств прокурорского реагирования обеспечивать законность в работе судебных приставов, своевременное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного характера, уважение чести и достоинства граждан, связанных со сферой деятельности судебных исполнителей.
Определение 1
Объекты прокурорского надзора за выполнением законов судебными исполнителями – это Федеральная служба судебных приставов (ФССП РФ), подчиняющаяся Министерству Юстиции России, территориальные органы с должностными лицами – судебными приставами.
Определение 2
Территориальные органы ФССП России являются единой централизованной системой, возглавляемой Федеральной службой судебных приставов. Она состоит из территориальных органов (управления, отделов), действующих на территории субъектов России, районов, городов, межрайонных и специализированных подразделений ФССП РФ.
К должностным лицам, поднадзорных прокурорам, относятся:
- Главный судебный пристав России (он же директор ФССП РФ) со своими заместителями;
- главные судебные приставы субъектов России (это руководители территориальных органов ФССП, которые действуют на территории субъектов России) со своими заместителями;
- старшие судебные приставы с судебными приставами.
Задачи судебных приставов
Служба судебных приставов выполняет следующие задачи:
- обеспечивает установленный порядок деятельности высших судебных органов (Конституционный Суд России, Верховный Суд России, Высший Арбитражный Суд России, суды общей юрисдикции и арбитражные суды);
- осуществляет принудительное исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц (например, нотариально удостоверенные соглашения, связанные с уплатой алиментов, акты по делам об административных нарушениях и пр.);
- исполнение закона об уголовном судопроизводстве по делам, которые УПК относит к подследственности органов ФССП РФ.
Две группы судебных приставов
Судебные исполнители зависимо от выполняемых обязанностей делятся на судебных приставов по осуществлению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
Судебные исполнители 1-ой группы обеспечивают установленный порядок работы следующих органов:
- суды общей юрисдикции и арбитражные суды;
- Конституционный Суд России;
- Верховный Суд России;
- Высший Арбитражный Суд России.
Они осуществляют общественный порядок в зданиях и помещениях судов, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений.
Осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также актов иных органов и должностных лиц является задачей судебных приставов-исполнителей.
Эти две группы судебных приставов существенно различаются по правовому статусу. Если работа судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в общем-то является правоохранительной, то работа судебных приставов-исполнителей имеет обеспечительное значение, направленное на принудительное выполнение решений, выносимых судами, решений иных органов и должностных лиц.
Задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
К задачам прокурорского надзора за исполнением законодательства судебными приставами относится:
- обеспечение законных действий в деятельности судебных приставов;
- защита прав и законных интересов физических и юр. лиц, по отношению к которым возбудили исполнительное судопроизводство;
- обеспечение установленного законодательством порядка деятельности судебных органов и справедливого исполнения их решений.
Предмет надзора исследуемой отрасли в Законе о прокуратуре не обозначен. Определяя его содержание, необходимо опираться на общие положения о предмете надзорной прокурорской деятельности, которые изложены в Законе о прокуратуре. Следует принимать к сведению задачи, реализация которых возложена на службу судебных исполнителей и правовое положение судебных исполнителей.
Определение 3
Учитывая вышеизложенный материал надо отметить, что предмет надзора в рамках рассматриваемой отрасли – это исполнение законов судебными исполнителями.
Прокурорский надзор за выполнением законодательства осуществляется в таких направлениях:
- соблюдать установленный порядок принудительного выполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц;
- исполнять законы в процессе обеспечения установленного законного порядка деятельности судебных органов;
- соблюдать права и законные интересы физических и юр. лиц;
- соответствовать законодательству правовых актов, которые издают должностные лица службы судебных приставов.
Исполнительное производство
Определение 4
Под исполнительным производством понимается установленный законодательством порядок принудительного осуществления судебных актов, актов иных органов и должностных лиц с целью защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
Это касается актов, в которых возлагаются на граждан, организации либо бюджеты всех уровней обязанности передавать иным гражданам, организациям либо в соответствующие бюджеты денежных средств и прочего имущества или совершать в их пользу конкретные действия или воздержаться от совершения данных действий.
Исполнительное производство является довольно сложным производством. Оно включает в себя 3 стадии:
- возбуждение исполнительного производства;
- осуществление исполнительного производства;
- окончание исполнительного производства.
У судебного пристава-исполнителя после того, как вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, имеется право на осуществление комплекса исполнительных действий, которые направлены на принудительное выполнение судебных актов и актов иных органов и должностных лиц. В частности, судебный пристав-исполнитель может осуществлять:
- вызов стороны исполнительного производства и иных лиц;
- запрос необходимых сведений, проведение проверок;
- проникновение в жилые и нежилые помещения, хранилища;
- наложение ареста на имущество и пр.
При неисполнении должником добровольным путем требований, которые содержатся в исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель имеет право на применение мер принудительного характера, в частности:
- обратить взыскание на имущество, деньги и ценные бумаги должника;
- наложить арест и изъять у должника имущество, присужденное взыскателю;
- принудительным путем вселить взыскателя в жилое помещение;
- принудительным путем выселить должника из жилого помещения и пр.
Порядок деятельности судов всех уровней обеспечивается согласно Закону о судебных приставах. Данная функция возложена на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. данной деятельности состоит, главным образом, в осуществлении правоохранительной функции. Судебный пристав несет обязанности касаемо:
- поддержания общественного порядка;
- предупреждения и пресечения преступлений и правовых нарушений в здании и помещениях судебных органов;
- обеспечения безопасности судей, присяжных заседателей и иных сторон судебного процесса и пр.
Помимо этого, судебные приставы выполняют отдельные поручения суда (судьи), связанных с безопасной доставкой уголовных дел и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания, приводом лиц, которые уклоняются от явки в суд, и пр.
Пример 1
Судебный исполнитель имеет широкие права при исполнении своих обязанностей. Например, в процессе привода лиц, которые уклоняются от явки в судебный орган, он вправе входить на территории, в помещения, в т.ч. жилые, осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность у лиц, которые находятся в зданиях, помещениях суда, досматривать людей и их вещи и пр.
Требования судебного исполнителя обязательны для лиц, которые присутствуют в зале заседания суда. В законодательном порядке он вправе применить физическую силу со специальными средствами и огнестрельным оружием.
Определение 5
Согласно положениям Закона о прокуратуре, Закона о судебных приставах (статья 18), исполнение законодательства судебными приставами при реализации ими вышеуказанных функций является предметом прокурорского надзора исследуемой отрасли.
Пределы прокурорского надзора
Если полномочия судебных приставов-исполнителей в области исполнительного производства в полном объеме охватываются изучаемой отраслью, то о полномочиях судебных приставов по обеспечению деятельности судов такое сказать невозможно.
Таким образом, к компетенции судебных приставов по обеспечению деятельности судебных органов, как мы уже отмечали, относится выполнение поручений судьи по вопросам обеспечения порядка в залах и помещениях суда, по принудительному доставлению лиц, которые уклоняются от явки по вызовам в суд, и пр.
Замечание 2
Законность данных действий судебных исполнителей не относится к предмету надзора прокурора, так как прокуратура не реализует надзор за законностью деятельности судебных органов..
Не относится к предмету исследуемой отрасли надзор за законностью производства дознания органами ФССП РФ по уголовным делам, относящимся УПК к их компетенции (пункт 4 части 3 статьи 151 УПК), так как процессуальная деятельность – это предмет другой отрасли надзора, который отвечает за исполнение законодательства органами дознания и предварительного следствия.
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/prokurorskij-nadzor/nadzor-za-ispolneniem-zakonov-sudebnymi-pristavami/
Как прокуратура проверяет заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Рассказываем о прокурорском надзоре в сфере закупок: в чем состоит его суть, каковы его основные цели и задачи, и как прокуратура проводит проверки.
Прокурорский надзор (ПН) — это особая деятельность прокуратуры, выступающей в качестве специально уполномоченного госоргана по обеспечению надлежащего правоприменения законодательных и нормативно-правовых актов РФ с целью укрепления законности и охраны государственных и общественных интересов. Надзор осуществляется при помощи специальных мер прокурорского реагирования и проверочно-контрольной деятельности.
В РФ выделяют следующие отрасли прокурорского надзора:
- за соблюдением Конституции РФ;
- за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- за исполнением действующего законодательства органами государственной власти, уполномоченными органами исполнительной власти, а также подведомственными им учреждениями и прочими юридическими лицами.
Предмет прокурорского надзора — это определенная сфера общественных отношений.
В нашей статье мы рассмотрим такую сферу общественных связей как закупочная деятельность и санкционирование прокурорского надзора в отношении организаций, осуществляющих закупку товаров, работ и услуг по нормам 44 ФЗ и 223 ФЗ.
Значительная роль в закупочном механизме отведена надзорным органам, которые проверяют процедуры по размещению заказов на приобретение ТРУ для государственных и муниципальных нужд, а также контролируют направление и использование бюджетных средств на указанные цели.
Согласно ст. 99 44-ФЗ, полномочия по надзору за ведением закупочной деятельности имеют федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также органы внутреннего финконтроля (п. 1 ст. 99 44-ФЗ).
ПН производится в отношении:
- заказчиков;
- контрактных служб и контрактных управляющих;
- закупочных комиссий;
- уполномоченных органов, уполномоченных учреждений и специализированных организаций;
- операторов электронных площадок.
Субъект надзора — это непосредственный участник надзорной деятельности, а именно прокурор, осуществляющий проверку. Следователи, ведущие уголовные дела, открытые по результатам ПН, не являются субъектами прокурорского надзора.
Целью ПН в сфере обеспечения применения 44-ФЗ является установление соответствия правовых норм и законности тем положениям и условиям, которые регулируются действующим контрактным законодательством. Предметом в сфере закупок выступает соблюдение требований (п. 8 ст. 99 44-ФЗ):
- обоснования заказа;
- нормирования закупочной деятельности;
- обоснования НМЦК;
- соответствия поставленных товаров, работ, услуг условиям контракта;
- полноты и достоверности отражения в документах учета поставленных ТРУ;
- соответствия использования приобретенных ТРУ целям заказа.
Виды прокурорского надзора в области закупочной деятельности подразделяются на контроль за эффективностью расходования бюджетных средств и за соблюдением конкуренции при осуществлении торгов, а также на комплекс мер по противодействию коррупции, так как контрактная сфера является зоной повышенных коррупционных рисков.
Именно поэтому прокуроры проводят регулярные проверки в области контрактных отношений, руководствуясь положениями приказа Генпрокурора РФ № 454 от 29.08.2014.
Задачи прокурорского надзора — обеспечение эффективности, открытости, прозрачности и высокой результативности закупочной деятельности, принуждение правоохранительных органов к принятию определенных мер по уголовным делам, повышение возмещаемости ущерба от выявленных правонарушений и противодействие правонарушениям и злоупотреблениям полномочий при публикации заказов для государственных и муниципальных нужд.
Порядок проведения прокурорских проверок
Прокурорские проверки бывают плановыми и внеплановыми, но так как плана или графика проверочных мероприятий на сайте прокуратуры обнаружить невозможно (они их попросту не публикуют), то плановые проверки — это достаточно редкое явление. Большинство проверок являются внеплановыми.
Внеплановый контроль производится на основании определенного повода для проведения проверки — сигнала о нарушении организацией-заказчиком норм действующего законодательства.
В процессе проверок прокурор не обязан вести разъяснительную деятельность с проверяемым заказчиком, а также давать объяснения другим лицам. Более того, прокуратура не сообщает информацию о том, какими документами и сведениями она располагает.
Сама процедура не имеет никакого законодательного нормирования и регулирования.
Алгоритм прокурорского надзора состоит из следующих шагов:
- прокурор отправляет в адрес заказчика письменное уведомление о предстоящей проверке закупочной деятельности с указанием даты проверки, проверяемого периода и списка документов, подлежащих контролю;
- в письме указывается порядок предоставления документации в орган прокуратуры;
- заказчик подготавливает пакет документов и направляет его прокурору, предварительно уточняя, нужно ли заверять копии документов;
- прокурор рассматривает переданную ему документацию, при необходимости требует дополнительные материалы или же вызывает заказчика для получения личных разъяснений;
- по результатам проверки выдается протест на правовой акт (ст. 23, 28 ФЗ № 2202-1 от 17.01.1992), представление об устранении нарушения (п. 3 ст. 22, ст. 24, 28), предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1) или постановление о возбуждении уголовного производства об административном правонарушении (ст. 25 ФЗ № 2202-1).
Распространенные нарушения по 44 ФЗ и 223 ФЗ
Для того чтобы результаты ПН были успешными, необходимо не только тщательно готовиться к контрольным мероприятиям, но и не нарушать нормы и требования действующего законодательства в процессе осуществления закупочной деятельности.
Самыми распространенными и типичными нарушениями за четыре года действия Закона о контрактной системе, выявленными в ходе надзорных мероприятий, являются:
- Закупка без процедуры определения поставщика, подрядчика, исполнителя — заключение контрактов без проведения конкурентных процедур препятствует открытой и честной конкуренции.
- Приобретение товаров, работ, услуг у «своего» поставщика — оформление контракта с единственным поставщиком, однако на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ такая возможность предоставляется только по согласованию с уполномоченным органом контроля в сфере госзакупок.
- Заключение контракта в интересах связанных с заказчиком лиц — прямое нарушение 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции». Прокуратура ведет борьбу с коррупционными нарушениями, ликвидирует последствия противоправных действий и проводит профилактику коррупции.
- Необоснованное увеличение цены заключенного контракта.
- Хищение бюджетных средств, например, невыполнение работ или ремонт несуществующих объектов строительства.
Основные нарушения в рамках 223 ФЗ, направленного на открытость и публичность торгов, прокурорский надзор определяет как:
- несвоевременное размещение или неопубликование Положения о закупках ТРУ, что ведет к ограничению конкуренции;
- противоречие условий заказа опубликованным заказчиком Положениям о закупках;
- заключение контрактов без проведения процедуры определения исполнителя, что является административным правонарушением;
- несоблюдение установленных сроков процедуры, неполнота размещаемых в открытом доступе сведений, несоответствие условий закупочной документации 223-ФЗ.
Источник: https://goscontract.info/tender/kak-podgotovitsya-k-prikhodu-nadzornykh-organov