+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Заключение контрактов в сфере ремонта и строительства. Проблемы и решения.

Заключение контрактов в сфере ремонта и строительства

Заключение контрактов в сфере ремонта и строительства. Проблемы и решения.

Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ в ч. 1 ст. 4 Закона № 94-ФЗ, с 1 января 2011 г. бюджетные учреждения больше не выступают государственными (муниципальными) заказчиками, а именуются просто заказчиками и заключают гражданско-правовые договоры. Далее под контрактами понимаются также и гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений.

Государственные (муниципальные) контракты вправе заключать только государственные (муниципальные) заказчики, а именно:

  • органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • казенные учреждения;
  • иные получатели средств бюджетов.

Способ размещения заказа

С 2011 г. проведение открытых аукционов в электроннойформе при размещении заказа стало обязательным для заказчиков всех уровнейбюджета, а не только для федеральных заказчиков (ч. 4.2 ст. 10, ч. 40 ст.65 Закона № 94-ФЗ). Это правило касается почти всех случаев размещения заказа встроительной сфере, за исключением предусмотренных ч. 4.1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ.

В случае размещения заказа навыполнение капитального ремонта или реконструкции на сумму до 500 тыс. руб.

(например, если предполагается замена двух окон) не следует проводить запроскотировок, а необходимо провести открытый аукцион в электронной форме.

Вместе стем размещение заказа на работы по выполнению текущего ремонта может бытьосуществлено путем проведения запроса котировок. Проектные работы по-прежнемумогут быть закуплены путем проведения конкурса.

Особенности заключения контрактов

Контракты должны бытьдвусторонними: “заказчик — генподрядчик”, “заказчик —проектировщик”, “заказчик — лицо, выполняющее функциизаказчика-застройщика”. Практика заключения трехсторонних контрактовпротиворечит п. 5 ст. 161 БК РФ, п. 2 ст.

763 ГК РФ и положениям Закона №94-ФЗ. Право привлечения генеральным подрядчиком субподрядчиков не может бытьограничено заказчиком ни в документации о торгах, ни в контракте.

Такие попыткиоднозначно пресекаются ФАС России, хотя ни прямо, ни косвенно это непредусмотрено законодательством.

Контракт на выполнениестроительных работ, заключаемый по итогам открытого аукциона в электроннойформе, ничем не отличается от обычного контракта, но заключается в формеэлектронного документа. Как правило, заказчики и подрядчики стремятсядополнительно подписать еще и “бумажный” контракт, что не запрещенозаконом. При этом в текст контракта рекомендуется внести следующее уточнение:

“Настоящий контрактявляется экземпляром контракта, заключенного _ . _ года в форме электронногодокумента и подписанного электронными цифровыми подписями сторонконтракта”.

Учитывая объемное техническое задание, которое обычносопро­вождает строительные аукционы, заказчикам иногда в короткие срокиприходится выполнять большой объем работы по подготовке приложений кконтрактам по итогам аукционов.

Кстати, по общему правилу повторная экспертизапроектной документации в таких случаях не требуется. На это указано в п.

8Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектнойдокументации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145.

Сложность для заказчика можетсостоять в том, что итоговую версию контракта готовит именно он и в течение 5дней со дня размещения на сайте протокола подведения итогов аукциона передаетпобедителю или иному лицу, с которым заключается контракт. При этом согласноч. 2 ст.

41.12 Закона № 94-ФЗ заказчику необходимо включить в контракт нетолько цену, но и сведения о товаре (товарных знаках и (или) конкретныхпоказателях товара), указанных в заявке победителя или иного лица, с которымзаключается контракт, например сведения о материалах.

Цена контракта

В соответствии с ч. 7.2 ст.

9 Закона 94-ФЗ приразмещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальномуремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) ценагосударственного (муниципального) контракта определяется на весь сроквыполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих летпланируемого периода испол­нения контракта). С учетом требований п. 1 ст. 743ГК РФ цена строительных работ определяется сметой.

Подготовка итоговой сметыстроительства (ремонта) должна осуществляться заказчиком по факту проведенияторгов, и обязанность ее подготовки не может быть возложена на участниковразмещения заказа при подаче заявок или при заключении контракта. Итоговаясмета (в составе проектной документации или в качестве самостоятельной сметы вслучаях, когда подготовка проектной документации не производится) должна бытьпривязана к начальной (максимальной) цене контракта.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/55584

Контракты жизненного цикла в дорожном строительстве: реалии и перспективы

Заключение контрактов в сфере ремонта и строительства. Проблемы и решения.

Контракт жизненного цикла представляет собой долгосрочное соглашение с подрядной организацией на обслуживание закрепленного договором участка автодороги. Реализация таких долгосрочных государственных контрактов, по сути, является мерой государственной поддержки реального сектора экономики.

Когда предприятия имеют долгосрочный контракт, они способны правильно рассчитать свои ресурсы, имеют возможность закупать дорожно-строительные материалы в период более низких цен, могут так же оптимизировать вопросы аренды и покупки техники.

Они могут своевременно развивать производственные базы, своевременно обучать и подбирать сотрудников. Все это положительно сказывается на качестве выполнения работ. И стабилизирует жизнь самих предприятий, дает уверенность в завтрашнем дне.

В дорожной отрасли долгосрочные контракты имеют место быть с 2010 года. Вначале они заключались на срок от трех до пяти с половиной лет – на выполнение работ по содержанию автодорог. Заключались в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1992 «О заключении КЖЦ». И довольно широкое количество подрядных компаний обеспечили себя работой.

Затем, в 2013 первые из этих контрактов подошли к окончанию. Но практика работы по КЖЦ сразу получила свое продолжение. Контракты стали заключатся сразу на пять с половиной лет с 2013 по июнь 2018 года.

Поскольку летом текущего года вышел срок уже второго периода договоров КЖЦ, то было принято решение о заключении новых контрактов на пятилетний период.

И Правительством было издано распоряжение № 2866, в соответствии с которым по каждой автомобильной дороге были определены бюджетные параметры на период с 2018 по 2023 годы.

Новый виток

И так, в текущем году рядом контролирующих органов было принято решение расширить сферу работ, где могут применяться контракты КЖЦ.

Чтобы соответствующие договора могли заключаться не только на содержание дорог, но и на их ремонт. А в будущем, возможно, и на капремонт.

Далее, в идеальном формате, КЖЦ в отрасли должны заключаться на все виды работ от начала строительства дороги – и до ее реконструкции, т.е. на 48 летний срок.

Для начала движения к вышесказанному идеалу в текущем году было заключено четыре 12-летних КЖЦ. Эти четыре контракта охватывают четыре участка различных федеральных дорог общей протяженностью 194 км. Согласно договорам, подрядная организация должна и обслуживать, и ремонтировать вверенный им участок магистрали.

Так, утвержденные Правительством РФ объемы средств с адресным конкретным именованием участков дорог уже сейчас позволяют провести процедуры размещения госзаказов и заключения долгосрочных комплексных контрактов на содержание и ремонт дорог одновременно.

Тут возникает вопрос, как были рассчитаны объемы необходимых средств? С учетом требований Минтранса о расчете стоимости работ по содержанию.

С учетом отраслевых сметных нормативов, которые утверждены соответствующими приказами Минтранса, с учетом гарантийных обязательств, которые действуют на участках после выполнения работ по ремонту и капитальному ремонту.

С учетом рекомендаций по назначению и периодичности устройства тонких слоев и слоев износа дорожных одежд.

И общая цифра на четыре контракта до 2030 года составила 12,3 млрд. рублей. И пока все звучит идеально. Подрядчик защищен длительным госзаказом. А заказчик –необходимостью исполнения условий контракта.

Но не все так радужно. Распространению контрактов КЖЦ в полной мере и (или) на весь срок жизни автодороги мешает сегодняшняя неготовность к этому действующей законодательной базы.

  Попробуем объяснить почему так и как это исправить!

Проблемы и решения

В соответствии с ФЗ №44 «О контрактной системе», статья 34, часть 16 – в случаях, установленных Правительством, заказчик имеет право заключить контракт, который предусматривает закупку товара или работы: в том числе, проектирования, конструирования объекта и последующего обслуживание, ремонта и, по необходимости, утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. В результате и получается так называемый контракт длительного (или жизненного) цикла.

То есть у дорожников возможность заключения контракта жизненного цикла определена ФЗ №44. Но формулировки КЖЦ именно для дорожной отрасли там нет!

Для справки, в техническом регламенте безопасности автодорог есть четкая формулировка: жизненный цикл — период времени, за который выполняется совокупность процесса от момента проектирования автомобильных дорог, включая строительство, возведение и содержание, до ее утилизации, ликвидации.

Ликвидация, конечно, может быть не совсем корректный термин, но, тем не менее, вот так записано. По сути дела, до реконструкции, очередной.

Но надо понимать, что очередная реконструкция, в соответствии с действующими межремонтными сроками, значительно растянута во времени – ее срок составляет 48 лет.

Понятно, на 48 лет законтрактоваться практически невозможно. Ее возможно подсчитать стоимость контракта и предугадать все возможные риски.

Поэтому в законе должны быть какие-то изменения, касающиеся этапов гарантийных работ. Например, Проектирование – Строительство – до ремонта, или включая ремонт.

И это только общие вариации без учета тех видов работ, которые больше всего подходят для отдельно взятого участка дороги.

Для того, чтобы можно было пройти государственную экспертизу, необходимо нормирование рабочих процессов и технической базы. Поскольку и у заказчика, и у подрядчика существуют определенные риски по вопросам не только технических, но и финансово-экономических последствий, для плодотворной жизни КЖЦ такую базу отрасли придется в ближайшие годы развить.

Что касается технической части, то к ней относится, в первую очередь, разработка двух гостов: первый — гост, определяющий сроки проведения работ по ремонту и капремонту дорог и искусственных сооружений.

Сюда же относится периодичность восполнения слоев износа, защитных слоев и поверхностных обработок.

А второй гост — по периодичности проведения работ и оказанию сопутствующих услуг по содержанию автомобильных дорог.

Кроме технических документов отрасль регулируется и нормативно-правовыми актами. Если мы говорим о том, что жизненный цикл начинается от проектирования, продолжается строительством, а потом содержанием, то во многие нормативно-правовые акты необходимо внести соответствующие изменения и дополнения. Какие?

В первую очередь необходимо изменение постановления правительства №1088. Сейчас оно устанавливает, что контракт жизненного цикла заключается на выполнение работ только по проектированию и строительству – следовательно, в него необходимо включить вопросы, которые будут касаться капремонта, ремонта и содержания.

Далее, статья № 72 Бюджетного кодекса РФ говорит о том, что государство вправе заключать контракты в случае, если длительность производственного цикла превышает срок действия лимита бюджетных обязательств. Но производственный цикл и жизненный цикл дороги – понятия различные. Здесь необходимо также внести ясность.

Дальше, постановления Правительства №1042, 570 и 1063, регламентирующие вопросы штрафов и пеней за несвоевременное, некачественное исполнение предусмотренных контрактом обязательств. В корпус этих документов необходимо отразить логику штрафования при столь длительных контрактах.

Также в изменении нуждается постановление Правительства №716 об утверждении правил формирования организаций ФАИПа (федеральной адресной инвестиционной программы), поскольку и здесь ничего не сказано по поводу капитального ремонта и содержания дорог. В постановление необходимо добавить соответствующие в вопросы для обоснования объема финансирования дорожных строек через ФАИП.

Кроме того, нам также предстоит внести уточнения в ФЗ №44 в части вопроса обеспечительных мер исполнения КЖЦ. И самое главное – цена. Т.

к речь идет о долгосрочных контрактах, как правильно определить их стоимость? Как предугадать, что станет с дорогой через 24 года? Какие последствия может повлечь, например, изменение теплового режима – или степени интенсивности эксплуатации? Какова, в таком случае, универсальная формула по расчету средств, необходимых проведения торгов по КЖЦ?

Станислав ДОНИН

Источник: https://rcmm.ru/dorozhnoe-stroitelstvo/45300-kontrakty-zhiznennogo-cikla-v-dorozhnom-stroitelstve-realii-i-perspektivy.html

Актуальные проблемы строительной отрасли

Заключение контрактов в сфере ремонта и строительства. Проблемы и решения.

17.08.2016

Строительный сектор России в 2016 году переживает непростые времена. А ведь именно он считается одним из образующих в экономике страны. При этом не секрет, что строительная отрасль и ее развитие во многом зависят от ряда факторов, среди которых:

  • юридические;
  • экономические;
  • организационные;
  • производственные;
  • климатические и пр.

Актуальные проблемы в производственном секторе как раз и связаны с зависимостью, которая порождает ряд проблем для строительных компаний. В чем же особенности существующих проблем? Возможно ли их решение в будущем? Действительно ли важна нехватка кадров?

Особенности строительной сферы

В 2016 году рыночные отношения видоизменяются, появляются особенности, которые характерны только для строительной отрасли, а также компаний, которые в ней работают. Из основных особенностей стоит выделить:

  • Повышение общей стоимости строительных объектов России. Особенно этот нюанс заметен в 2016 году.
  • Слишком продолжительные циклы производства и внедрения инвестиций.
  • Чрезмерное вмешательство в строительный сектор со стороны государства.
  • Наличие стабильного спроса на товары и услуги строительного назначения.
  • Высокая себестоимость строительных мероприятий в России. На фоне текущего кризиса и падения курса национальной валюты эти проблемы считаются чуть ли не основными.
  • Производство строительных работ при условии четкого соблюдения норм и правил, прописываемых в проекте и сметной документации.
  • Дефицит квалифицированных кадров.
  • Размещение госзаказов с применением системы электронных аукционов.

С одной стороны,  выделенные особенности могут поспособствовать развитию строительной отрасли, но с другой – они слишком малозначительны, чтобы сделать рынок строительных услуг по-настоящему привлекательным.

При этом основные проблемы связаны даже не с дефицитом кадров в России или плотным контролем со стороны законодательства (это обычное явление для многих стран).

Другое дело – сложности для малых предпринимателей, которые в 2016 году столкнулись со многими вызовами.

Проблемы для малого предпринимательства

Главные сложности для малых предпринимателей связаны с двумя факторами:

  • Большая продолжительность инвестиционного цикла (об этом уже упоминалось выше).
  • Повышенная себестоимость производственного процесса.

Столь актуальные для России проблемы ставят в тупик новичков, которые вынуждены выискивать пути для поиска дополнительных средств. Кроме этого, свою лепту вносят еще два негативных фактора:

  • Завышенная бюрократизация в сфере получения разрешений и ввода объектов в эксплуатацию.
  • Маловыгодные условия при осуществлении государственных закупок в строительной отрасли. В комплексе все это создает большие сложности для продвижения представителей малого, а порой и среднего бизнеса.

И здесь главная задача правительства России, а также субъектов исполнительной власти заключается в поддержании вектора развития, создания благоприятных условий, способствующих получению крупных заказов небольшими компаниями. Частично проблема решается путем подбора кадров, способных не только грамотно готовить документацию для участия в тендерах, но и побеждать в них.

Сегодня так сложилась ситуация, что для получения госзаказа подрядной компании не предоставляется никакого аванса. Но даже не это хуже всего. Участника заставляют переводить на счет заказчика обеспечение, размер которого составляет до трети от стоимости заказа. В качестве альтернативы может предоставляться банковская гарантия на такую же сумму, что также приводит к ряду проблем.

В первой ситуации компания вынуждена отдавать часть средств из оборотного капитала, что в нынешней ситуации весьма рискованно. Во втором случае приходится тратиться на услуги банковских учреждений.

При этом не каждый банк готов предъявить гарантию новичкам. В 2016 году получение таких гарантий и вовсе стало проблемой.

В такой ситуации одним из лучших решений для дальнейшего развития строительной отрасли был бы отказ от подобных требований к обеспечению.

Главные проблемы отрасли и пути решения

Одна из главных  проблем, тянущих строительный сектор вниз – регулярные ошибки, которые допускаются при оформлении и подаче проектной документации. Наиболее распространенные из них:

  • Неучтенные работы, которые по той или иной причине оказались вне подготовленного проекта.
  • Передача неполного пакета бумаг.
  • Несоответствие указанных в документе цен тем, которые имеют место на рынке  на текущий момент времени и др.

  Как узнать, поставлен ли дом на кадастровый учет?

Причиной здесь может быть как некомпетентность кадров, так и низкое качество самих проектировочных решений.

Кроме этого, многие заказчики пускают процесс подготовки проекта и передачи бумаг в соответствующие органы на самотек, что и приводит к упущению основных моментов.

В России проблемы с ошибками в документации встречаются повсеместно. Чтобы хоть как-то переломить ситуацию и стать на путь развития, стоит действовать следующим образом:

  • Работать в направлении развития кадров, повышения их уровня квалификации. В 2016 году с подбором качественных курсов проблем нет. Главное – наличие желания со стороны руководства.
  • Усилить контроль. Здесь заказчик должен лично брать «бразды правления» и контролировать действия кадров, следить за их работой и вносить корректировки по мере необходимости.

Подобные действия способны положительно сказаться на строительной отрасли, дать шанс представителям малого бизнеса, снизить объем брака при подаче документации.

Нельзя не отметить еще одну проблему, которая препятствует развитию строительного сектора России не только в 2016-м, но и в прошлых годах – сложности распределения государственных заказов на аукционах электронного типа.

Сегодня такой тип размещения заказов считается главным, поэтому большая часть заказов в строительной отрасли проходит именно через такие порталы.

  При этом у подобной системы присутствует ряд плюсов, которые выделяют ее среди других способов получения госзаказа. К таковым  относится:

  • Экономия бюджета, что для предприятий России является чуть ли не главным фактором.
  • Рост конкуренции среди подрядчиков, что по идее должно повышать качество продукции. Главные современные достижения в секторе экономики зачастую связаны именно с ростом конкуренции.
  • Минимальное влияние бюрократии. Все вопросы по подаче документации и получения ответа решаются через один сайт. задача заявителя – четко следовать требованиям системы.
  • Точность организации торгов, а также автоматизация процесса. Многие эксперты сходятся во мнении, что главный путь развития – частичное или полное устранение человеческого фактора. В 2016 году следование этому пути хорошо заметно, но при желании можно достичь много больших результатов.
  • Снижение рисков, что стороны договорятся друг с другом.

  Строительство высотных зданий: нюансы и этапы возведения

Несмотря на ряд положительных качеств электронных торгов в России, нельзя не отметить и ряд минусов, среди которых:

  • Наличие только одного фактора при выборе подрядной организации – цены. Известно, что победителем в торгах выступает тот поставщик, стоимость которого наиболее выгодна для заказчика. При этом нет уверенности в квалификации кадров компании, наличия достаточного качества товара, своевременности поставки так далее;
  • Риск недобросовестной конкуренции. Система электронных торгов пока продумана не до конца. В 2016 году уже было много случаев участия в торгах подставных компаний или преднамеренного вытеснения конкурентов за счет выставления неподъемных условий.

Указанные недостатки приводят к существенным проблемам в строительной отрасли и приостановке ее развития. Причин здесь несколько:

  • Применение стоимости как единственного критерия  приводит к риску получения низкокачественного товара. При этом не берется в учет опыт исполнителя, квалификация его кадров, способность выполнять работы подобной сложности и в сроки выполнять заказы.
  • Чтобы предложить заказчику лучшую цену, исполнители вынуждены работать в убыток или же нанимать низкооплачиваемую рабочую силу, то есть снижать текущие издержки. Все это сказывается на остановке развития и необходимости применения устаревшего (более доступного) оборудования. Кроме этого, многие компании вынуждены укрывать доходы, выплачивать заработную плату в «конвертах», экономить на обучении кадров и так далее. Чтобы избежать таких проблем, при выборе потенциального исполнителя должна оцениваться не только цена, но и количественные и качественные характеристики.

Таким образом, тенденции развития строительного сектора в России пока не вызывают особого восторга. В 2016 году существует масса проблем, требующих решения. Но здесь все зависит от воли и действий правительства. Только коллективные усилия могут помочь в решении текущих проблем.

Источник: СТРОИМ ПРОСТО

(0 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта. Загрузка…

Источник: https://stroimprosto-msk.ru/stati/aktualnye-problemy-stroitelnoj-otrasli/

Заключение контрактов в сфере ремонта и строительства. Проблемы и решения. – Прав-Центр

Заключение контрактов в сфере ремонта и строительства. Проблемы и решения.

17.08.2016

Строительный сектор России в 2016 году переживает непростые времена. А ведь именно он считается одним из образующих в экономике страны. При этом не секрет, что строительная отрасль и ее развитие во многом зависят от ряда факторов, среди которых:

  • юридические;
  • экономические;
  • организационные;
  • производственные;
  • климатические и пр.

Актуальные проблемы в производственном секторе как раз и связаны с зависимостью, которая порождает ряд проблем для строительных компаний. В чем же особенности существующих проблем? Возможно ли их решение в будущем? Действительно ли важна нехватка кадров?

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.