Перемена поставщика по контракту в связи с утратой статуса гарантирующего поставщика

Содержание

Закупки электроэнергии по 44-ФЗ

Перемена поставщика по контракту в связи с утратой статуса гарантирующего поставщика

Каждый заказчик – потребитель электрической энергии. Закон № 44-ФЗ предусматривает особые основания для заключения договоров энергоснабжения, купли-продажи электроэнергии, а также услуг по ее передаче.

Однако заключение и исполнение таких договоров регулируется не только законодательством о контрактной системе, но и специальным законодательством об электроэнергетике.

В статье расскажем, как заказчикам учитывать это в своей работе.

Очевидный ответ — п. 29 «заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии». Но чтобы пользоваться этим пунктом правильно, нужно знать разницу между договором энергоснабжения и договором купли-продажи электроэнергии.

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик не только продает электрическую энергию, но и обеспечивает ее передачу до электроприемных устройств заказчика (П. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв.

постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442). А по договору купли-продажи электроэнергии заказчик приобретает только электроэнергию, услуги электросетевой организации по передаче электроэнергии в этом случае закупаются отдельно. Основанием для такой закупки будет уже не п.

 29, а п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Первый пункт ч. 1 ст. 93 используется для закупки услуг, относящихся к сфере деятельности естественных монополий. Услуги по передаче электрической энергии относятся к числу таковых в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Неправильный выбор основания для осуществления закупки грозит должностному лицу заказчика административной ответственностью по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (штраф 50 тыс. руб.).

Нужно ли включать в договор условие о твердой цене контракта?

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта могут быть определены заказчиком в документации о закупке лишь в случаях, установленных Правительством РФ.

Закупка электроэнергии — это закупка у единственного поставщика, документация о закупке в данном случае не составляется. Поэтому Правительство РФ и не включает электроэнергию в перечень случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта (постановление Правительства РФ от 13.01.

2014 № 19).

Получается, что заказчикам следует понуждать гарантирующих поставщиков электроэнергии ко включению в договоры условия о твердой цене контракта (См. письма Минэкономразвития России от 21.02.2017 № Д28и-846, от 06.04.2017 № ОГ-Д28-4031, от 15.07.2015 № Д28и-2159). С этой целью заказчики составляют протоколы разногласий к договорам, полученным от гарантирующих поставщиков.

Однако суды указывают, что делать этого не нужно.

Пример При заключении договора энергоснабжения заказчик настаивал на установлении конкретного объема энергоресурса и фиксированной (твердой) цены договора на весь срок его исполнения.

Не соглашаясь с этим, гарантирующий поставщик предлагал редакцию договора с указанием ориентировочного объема электроэнергии и предварительной цены договора.

Правовая оценка Верховного Суда РФ: из положений законодательства об электроэнергетике следует, что цена не является существенным условием договора энергоснабжения.

При этом окончательная цена единицы электроэнергии за месяц устанавливается после завершения расчетного периода в рамках предельных уровней нерегулируемых цен. Таким образом, определить твердую стоимость электрической энергии на момент заключения договора не представляется возможным.

Следовательно, невозможно и установить твердую цену договора.

Нормы Закона об электроэнергетике являются специальными по отношению к Закону № 44-ФЗ. В связи с этим условия договора энергоснабжения о количестве товара и его цене, а также о цене договора определяются на основании норм законодательства в сфере электроэнергетики (Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309 по делу № А70-4027/2016).

Можно ли установить в договоре возможность изменения количества электроэнергии с пропорциональным изменением цены договора?

Получатели бюджетных средств (органы государственной власти, казенные учреждения и т.д.

) отражают ориентировочный объем энергопотребления в приложении к договору с гарантирующим поставщиком («соглашении о бюджетном финансировании»), где указываются доведенные заказчику «натуральные» (кВт·ч) и «денежные» (тыс. руб.

) лимиты. Такие лимиты формируются главным распорядителем бюджетных средств с учетом данных о потреблении электроэнергии в предшествующие годы.

Разумеется, фактическое потребление электроэнергии никогда не совпадает с «натуральными» и «денежными» лимитами.

Чтобы хоть как-то решить эту проблему в рамках Закона № 44-ФЗ, заказчики настаивают на включении в договор с гарантирующим поставщиком условия, восходящего к подп. «б» п. 1 ч. 1 ст.

95 Закона № 44-ФЗ («по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество товара может быть увеличено не более чем на 10%, с пропорциональным изменением цены контракта»).

Но мы уже разобрались ранее, что количество электроэнергии и ее цена в принципе не могут быть зафиксированы. А раз так, то и условие об увеличении количества товара в пределах 10% от первоначального объема не имеет смысла.

Пример Заказчик настаивал на включении в договор энергоснабжения условия о возможности применения подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Гарантирующий поставщик отказывался это сделать, ссылаясь на несоответствие спорного условия Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии (постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), а также самой природе отношений в сфере энергоснабжения.

Правовая оценка суда: сторонами договора согласован лишь ориентировочный годовой объем электропотребления. В сфере энергоснабжения абонент имеет право на произвольное (одностороннее) сокращение / увеличение количества принимаемого и оплачиваемого им ресурса.

Для этого законодательство в сфере электроснабжения не требует заключать дополнительное соглашение. Абонент не может знать, какое именно количество электроэнергии ему потребуется в определенном расчетном периоде. Электропотребление зависит от деятельности абонента и может меняться под воздействием каких-либо обстоятельств.

По договору энергоснабжения абонент вправе потреблять энергию в любом необходимом ему количестве, при условии оплаты за фактическое потребление.

Гарантирующий поставщик, в свою очередь, не может понудить абонента к выборке из присоединенной сети именно того количества ресурса, которое ориентировочно согласовано в договоре энергоснабжения, и в отсутствие законных оснований не может ограничить абонента в потреблении необходимого ему количества электроэнергии.

Таким образом, разумные и законные основания для включения в договор спорного пункта отсутствуют (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2016 по делу № А42-3555/2015).

Каков размер ответственности заказчика за просрочку оплаты электроэнергии?

Если заказчик просрочил исполнение своих обязательств по контракту, поставщик вправе потребовать уплаты пени. Согласно ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ размер пени устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы.

Однако ч. 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике устанавливает иное. А именно, потребитель электрической энергии, который несвоевременно и / или не полностью оплатил электрическую энергию, обязан уплатить гарантирующему поставщику пеню в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России от не выплаченной в срок суммы.

Как и в случае с «твердой ценой контракта», суды отдают приоритет законодательству об электроэнергетике, а не Закону № 44-ФЗ.

Пример Заказчик нарушил срок оплаты за потребленную электроэнергию. Гарантирующий поставщик рассчитал неустойку исходя из 1/130 ставки рефинансирования Банка России.

Заказчик не согласился с этим: по его мнению, неустойка должна исчисляться исходя из 1/300 ставки рефинансирования, как это предписано ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Правовая оценка Верховного Суда РФ: положения Закона об электроэнергетике носят специальный характер по отношению к Закону № 44-ФЗ.

Последний устанавливает лишь общие особенности участия заказчиков в гражданско-правовых отношениях и не учитывает специфику отношений в сфере энергоснабжения, в т.ч. конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.

В связи с этим при расчете неустойки следует исходить из 1/130 ставки рефинансирования Банка России (Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2017 № 303-ЭС16-19977 по делу № А37-499/2016).

Таким образом, договоры с гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями должны заключаться и исполняться с учетом положений законодательства об электроэнергетике. Формальные требования Закона № 44-ФЗ в данном случае отступают на второй план.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1627

Гарантирующий поставщик

Перемена поставщика по контракту в связи с утратой статуса гарантирующего поставщика

Гарантирующий поставщик – это участник оптового и розничных рынков электрической энергии, который обязан заключить договор с любым обратившимся к нему потребителем, который расположен в границах зоны его деятельности.

Гарантирующие поставщики работают на всей территории России, то есть потребитель электроэнергии, находящийся в любом регионе, может заключить договор с соответствующим гарантирующим поставщиком.

К началу работы розничных рынков статус гарантирующих поставщиков получили компании – действующие участники розничных рынков, в частности:

  • энергосбытовые компании, образованные в результате реорганизации региональных электроэнергетических компаний,
  • оптовые предприятия-перепродавцы, соответствующие критериям, которые определены в Правилах розничных рынков (ссылка), например, такие предприятия обязаны разделить сбытовые функции и функции по передаче электроэнергии.

Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе установлены региональным органом власти, исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.

Если к началу работы розничных рынков статус гарантирующего поставщика получили компании – действующие участники рынка, то в дальнейшем этот статус будет получен по конкурсу при наступлении обстоятельств, предусмотренных п.

202 Основных правил розничного рынка, в том числе отказа гарантирующего поставщика от осуществления функций гарантирующего поставщика, принятия решения в соответствие с Правилами оптового рынка об исключении гарантирующего поставщика из реестра с субъектов оптового рынка, принятия в установленном порядке решения о ликвидации организации, имеющей статус гарантирующего поставщика, принятия арбитражным судом определения о признании гарантирующего поставщика банкротом.

Процедура смены гарантирующего поставщика публична. Информация о смене гарантирующего поставщика публикуется в местных печатных изданиях, размещаться в пунктах приема платежей за электроэнергию, а также в сети Интернет (в том числе, на сайтах отраслевых ведомств и их региональных подразделений).

При смене гарантирующего поставщика потребителям – юридическим лицам нужно будет заключить договоры с новым гарантирующим поставщиком.

Для населения при смене гарантирующего поставщика изменятся только платежные реквизиты, информация о которых будет размещена во всех пунктах приема платежей (в том числе, в отделениях Сберегательного банка России и «Почта России»).

Присвоение статуса гарантирующего поставщика

Гарантирующими поставщиками на соответствующих территориях субъектов Российской Федерации с момента введения в действие Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. №530 были назначены:

  • неразделенные АО-энерго и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации АО-энерго;
  • оптовые предприятия-перепродавцы и созданные на их базе сбытовые компании, поставляющие электроэнергию населению и финансируемым из бюджета потребителям в объеме не менее 50 млн.кВтч в год;
  • энергосбытовые организации, обслуживающие потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО «Российские железные дороги»;
  • хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, не имеющие электрических связей с Единой энергетической системой России, и изолированными энергосистемами (так называемые «острова» — типичный пример – Николаевский энергоузел. В отношении таких гарантирующих поставщиков сделано исключение – передача статуса гарантирующего поставщика будет происходить вместе с соответствующим имуществом, без проведения конкурса.
  • энергосбытовые организации, определенные актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической организацией, находящихся в ведении Министерства Обороны Российской Федерации и иных потребителей, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, находящихся в ведении Минобороны России (с 2010 г.)

В 2015 г.  в соответствии с п.229 Основных положений функционирования розничного рынка, утвержденных ПП РФ от 04.05.2012 г. № 442 зоны деятельности гарантирующих поставщиков, указанных в абзацах 3,4,6 п.

198, по которым не обеспечены участие в торговле электроэнергии и мощности на оптовом рынке были включены в зону деятельности гарантирующего поставщика, указанного в абзаце 2 п.

198 Основных положений функционирования розничного рынка (ПАО «ДЭК»).

Замена гарантирующего поставщика осуществляется решением уполномоченного федерального органа или решением уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в случае наступления обстоятельств, предусмотренных разделом XI Основных положений фунционирования розничного рынка. Конкурс организуется и проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика

Границы зоны деятельности гарантирующего поставщика определяются уполномоченными органами региональной исполнительной власти.

Границами зоны деятельности гарантирующего поставщика-участника оптового рынка, являются группа(ы) точек поставки на оптовом рынке, которые соответствуют территориям субъектов Российской Федерации.

Изменение границ зоны деятельности гарантирующих поставщиков осуществляется в случаях, предусмотренных п.228 Основных положений функционирования розничного рынка:

  • при включении в порядке, предусмотренном п.229 территории, соответствующей всей или части зоны гарантирующих поставщиков, не выполнивших требования по обеспечению участия в торговле электрической энергии на оптовом рынке в отношение его зоны деятельности в качестве гарантирующего поставщика, в зону деятельности гарантирующего поставщика, указанного в абзаце втором п. 198. Основных положений функционирования розничных рынков;
  • при принятии уполномоченным федеральным органом или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации решения, влекущего замену гарантирующего поставщика, в результате которого зона деятельности одного гарантирующего поставщика полностью переходит к другому гарантирующему поставщику;
  • при изменении границ зон деятельности гарантирующих поставщиков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации на основании совместного письменного заявления;
  • при изменении границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, по которым определяются границы зоны деятельности гарантирующего поставщика, в случае если такое изменение произошло исключительно в результате строительства и ввода в эксплуатацию новых объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.

Заключение и исполнение договора с гарантирующим поставщиком

Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. Особенность публичного договора состоит в том, что гарантирующий поставщик обязуется заключить договор с с каждым потребителем, который к нему обратится.

Между прочими сбытовыми компаниями (производителями электроэнергии) и потребителем условия договоров определяются по усмотрению сторон.

В соответствии с договором, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии и/ или оказывать услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению, а потребитель обязуется оплачивать потребляемую электроэнергию и предоставленные услуги.

Гарантирующий поставщик может заключать два вида договоров с потребителем:

  • договор купли-продажи, если потребитель заключил самостоятельный договор на передачу электроэнергии;
  • договор энергоснабжения, включающий в себя как условия купли-продажи электроэнергии, так и все существенные условия по передаче электроэнергии.

Последний вариант договора является приоритетным вследствие своей комплексности.

Срок начала поставки электроэнергии по договору купли-продажи должен совпадать с началом оказания услуг по передаче электроэнергии.

Договоры энергоснабжения соответствуют требованиям, устанавливаемым Основными положениями функционирования розничных рынков.

Населению нет необходимости заключать письменный договор с гарантирующим поставщиком – заключением договора считается факт оплаты счета за электрическую энергию.

Прочие потребители заключают договор в письменной форме, и должны представить информацию гарантирующему поставщику, или в сетевую организацию в случае заключения договора до завершения процедуры технологического присоединения, в соответствие с п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков предоставляют документы:

  • правоустанавливающие документы и иные документы, документы, подтверждающие полномочия лица, пописавшего заявление.
  • документы подтверждающие право собственности на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения земельным участком.
  • документы, подтверждающие технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации.
  • документы о допуске в эксплуатацию приборов учета.
  • документы, подтверждающие наличие технологической и (или) аварийной брони.
  • о планируемом объеме потребления электроэнергии с помесячной детализацией.
  • заявление о выборе ценовой категории при наличии приборов учета, позволяющих осуществить выбор ценовой категории.

Источник: https://www.dvec.ru/electric_market/guaranteed_provider/

Гарантирующий поставщик электроэнергии — это… Список поставщиков электроэнергии

Перемена поставщика по контракту в связи с утратой статуса гарантирующего поставщика

ГП (гарантирующий поставщик электроэнергии) – это энергосбытовая компания, деятельность которой регулируется государством. Она обязана заключить договор на поставку энергии с любым обратившимся потребителем, находящимся в зоне ее обслуживания. Рассмотрим далее особенности деятельности гарантирующих поставщиков электроэнергии.

Общие сведения

Зоны деятельности гарантирующих поставщиков электроэнергии не пересекаются. Это означает, что компании не могут конкурировать. Все компании, входящие в перечень гарантирующих поставщиков электроэнергии, являются участниками ОРЭМ (оптового рынка электрической энергии и мощности).

Основная часть электроэнергии приобретается именно на этом рынке. Однако часть объема поставщик может купить и в розницу. Присутствие на розничном рынке гарантирующих поставщиков электроэнергии – это необходимое условие обеспечения потребителей электрической энергией.

Стоит также сказать, что без ГП было бы сложно поддерживать баланс производства и потребления.

Контроль деятельности

Территория обслуживания конкретной сбытовой компании определяется согласно реестру гарантирующих поставщиков электроэнергии. В эту информационную базу включаются организации по субъектам РФ.

В реестре гарантирующих поставщиков электроэнергии указывается номер приказа и дата включения сбытовой компании в список. Деятельность организаций контролируется уполномоченной региональной структурой власти и ФАС РФ.

В полномочия регуляторов включены:

  1. Контроль выполнения ГП условий ведения деятельности и установленных коэффициентов.
  2. Утверждение сбытовой надбавки и тарифного меню.

Компании, включенные в перечень гарантирующих поставщиков электроэнергии, закупают мощность и электрическую энергию на рынке, заключают договора с сетевыми предприятиями в зоне своего обслуживания, соглашения на оплату потерь этих сетевых компаний.

ГП занимаются реализацией энергии и мощности конечным потребителям по договорам снабжения, осуществляют расчеты, выписывают счета, взыскивают задолженность, принимают оплату за поставку.

Гарантирующие поставщики электроэнергии – это компании, осуществляющие фактически функцию «единого окна» для потребителей. Многие ГП ведут дополнительную деятельность.

В частности, поставщики осуществляют:

  1. Продажу, установку и обслуживание учетных приборов.
  2. Реализацию электротехнической продукции.
  3. Прием платежей других предприятий (за сотовую связь, Интернет, коммунальные услуги).
  4. Энергоаудит.
  5. Выдачу техусловий.
  6. Обслуживание внутридомовых электросетей МКД.

Особенности работы

Законодательство закрепляет определенные обязанности гарантирующего поставщика электроэнергии. Как выше уже говорилось, сбытовая компания должна заключить договор с любым обратившимся потребителем, если энергопринимающие устройства последнего находятся в зоне обслуживания ГП.

Установление данной обязанности направлено на исключение отказа всех поставщиков от заключения соглашения с потребителем. Кроме этого, при банкротстве независимой сбытовой компании ее клиенты автоматически переходят на обслуживание к гарантирующему поставщику.

Неисполнение требований, предусмотренных законодательством и отраслевыми нормативными актами, влечет лишение компании статуса гарантирующего поставщика электроэнергии.

Уполномоченные органы, контролирующие деятельность сбытовых компаний, устанавливают сбытовую надбавку гарантирующему поставщику электроэнергии. Это своего рода гарантия того, что расходы на обслуживание потребителей будут покрыты.

ГП обеспечивают сбор средств для финансирования генерирующих предприятий и инфраструктурных компаний ОРЭМ, поэтому должны быть уверены, что затраты будут оплачены. Сбытовая надбавка, собственно, позволяет компенсировать расходы на обслуживание конечных потребителей.

Цена электроэнергии ограничивается предельным уровнем нерегулируемой стоимости. Он предполагает трансляцию закупочной цены и стоимости передачи с установленной надбавкой.

Здесь следует сказать еще об одном требовании, предъявляемом к гарантирующему поставщику электроэнергии, -это информирование потребителей об уровнях нерегулируемой стоимости по ценовым категориям. Их всего шесть.

Гарантирующие поставщики электроэнергии: список

Наиболее крупными и эффективными ГП в России считаются ОАО:

  • «Оборонэнергосбыт».
  • «Петербургская сбытовая компания».
  • «Иркутскэнерго».
  • «Татэнергосбыт».
  • «Новосибирскэнергосбыт».

В список крупных ГП включены также ПАО «Мосэнергосбыт», ООО «Русэнергосбыт».

Особенности приобретения статуса

В первый раз гарантирующими поставщиками назначают:

  1. Неразделенные региональные АО энергетики и электрификации (АО-энерго) или энергосбытовые организации, образованные в результате реорганизации АО-энерго.
  2. ОПП (оптовые потребители-перепродавцы) и сформированные на их базе сбытовые организации, если они снабжают электроэнергией бюджетозависимых потребителей и население в объеме не меньше 50 млн кВтч/год.
  3. Энергосбытовые предприятия, обслуживающие клиентов, присоединенных к электросетям ОАО «РЖД».
  4. Хозяйствующие субъекты, генерирующие или эксплуатирующие объекты, не связанные с ЕЭС РФ и изолированными энергосистемами.

Ранее предприятия, которые были назначены ГП, но не являлись участниками ОРЭМ, должны были приобрести статус субъекта рынка до 2008 г. После 2008 г. назначение ГП осуществляется по конкурсу. Такой порядок призван обеспечить конкуренцию, повышение качества поставок и сокращение затрат.

Периодичность проведения конкурса – 3 года. В качестве основного критерия для определения победителя выступает валовая выручка. Именно она, с учетом индексации, принимается в расчет при установлении сбытовой надбавки.

Если в очередном конкурсе победитель не выявлен, действующий ГП продолжает свою работу.

Передача функций сетевой компании

Она допускается на период до полугода. Временная передача функций ГП сетевой компании может обуславливаться:

  1. Лишением лицензии действующего поставщика на право реализации электроэнергии населению.
  2. Принятием мер в отношении ГП по лишению его права участвовать в торговле на ОРЭМ.
  3. Ликвидацией предприятия.
  4. Началом процедуры банкротства.
  5. Нарушением обязательств по оплате услуг и электроэнергии на розничном рынке.

Смена гарантирующего поставщика электроэнергии

Эта процедура проводится публично. Сведения о смене поставщика публикуется в местных печатных СМИ, размещается в пунктах по приему платежей, в Интернете (в том числе на порталах отраслевых ведомств, а также их региональных представительств).

При изменении гарантирующего поставщика потребители-юрлица должны заключить договоры с новым ГП. Что касается граждан, то для них изменяются только реквизиты платежей.

Сведения о них размещается во всех приемных пунктах, в том числе, в почтовых отделениях и в подразделениях Сбербанка.

Последствия для потребителя при переходе к другой снабжающей компании

В случае смены ГП потребителю-юрлицу необходимо в течение двух месяцев заключить новый договор. Гражданам достаточно оплатить поставку по новым реквизитам. Необходимо учесть, что оплата начинается с того момента, когда потребителю стало известно об изменении ГП.

Если даже соглашение с новым поставщиком будет оформлен позже, в нем будет присутствовать условие о платежах за потребление с даты перехода на обслуживание к новому ГП. Переход от гарантирующего поставщика к сбытовой компании осуществляется по желанию потребителя. При этом следует учесть один нюанс.

Если сбытовая компания не приобретает электроэнергию на розничном или оптовом рынке, то она может купить ее только у ГП.

ГП, выступая в качестве субъекта розничного рынка, реализует УК и ТСЖ электроэнергию по договору снабжения, купли-продажи, согласно Правилам рынка. Покупка при этом измеряется по учетному прибору, находящемуся на границе сетей дома и обслуживающей компании.

Отдельно учитывается потребление энергии на общедомовые нужды и поставки владельцам нежилых помещений. Оплата гражданами производится по тарифам, установленным для населения.

Платежи по остальным объемам рассчитываются по ставкам, предусмотренным для соответствующих юрлиц.

Особенности договора

Соглашение о поставке (купле-продаже) мощности/электроэнергии заключается в письменной (простой) форме, если иное не установлено Правилами, утвержденными Постановлением правительства № 442. Гарантирующему поставщику необходимо разработать формы договоров в соответствии с категориями цен или потребителей, согласно которым производится дифференциация тарифов.

В случае необходимости внести изменения в Правила, утвержденные Постановлением № 442, влекущие корректировки форм договоров, ГП обязан в течение месяца (с даты вступления соответствующих изменений в силу) внести корректировки в бланки соглашений.

Разработанные/измененные формы документов поставщик должен разместить в центрах обслуживания и на официальном сайте, а также направить их в территориальное подразделение ФАС.

Ответственность гарантирующего поставщика электроэнергии

Она предусматривается в ГК и Правилах (ОПФРР), утвержденных правительственным Постановлением № 442. Ответственность поставщика обладает гражданско-правовым характером.

Однако, учитывая специфику статуса ГП, компания может быть привлечена и к административной ответственности. Нормативными актами предусмотрено 2 основания, по которым к поставщику могут быть применены санкции.

Ответственность может наступить за:

  1. Ненадежность снабжения электроэнергией и ненадлежащее ее качество.
  2. Необоснованное введение ограничений режима потребления.

По условиям договора, гарантирующий поставщик отвечает перед покупателем (потребителем) за ненадлежащее исполнение либо невыполнение обязательств по соглашению. Он несет ответственность не только за качество своей работы, но и за действия сетевой компании и прочих лиц, привлеченных к предоставлению услуг по передаче электроэнергии, являющихся неотъемлемым звеном процесса поставки.

Дополнительно

Гарантирующий поставщик может отказаться заключать договор энергоснабжения с потребителем, если у него нет возможности осуществить поставку в связи с отсутствием технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства. При этом должен отсутствовать договор о присоединении указанных приборов к электросетям в соответствии с ОПФРР.

Об отказе поставщик обязан уведомить потребителя, обратившегося к нему. В извещении должны быть указаны причины принятого решения. Уведомление направляется в течение 5 дней с даты обращения клиента. Если заявка была направлена через сетевую организацию, то извещение направляется ей. Срок уведомления такой же – 5 дней.

Исчисление периода осуществляется с даты поступления заявления на заключение договора в адрес ГП.

Участие в конкурсе

В заявке должны быть указаны:

  1. Наименование заявителя.
  2. Адрес.
  3. ИНН.
  4. Номер записи о госрегистрации.

К заявке прилагаются:

  1. Выписка из реестра участников ОРЭМ с указанием направления деятельности, для ведения которой субъект торгует мощностью и электроэнергией на рынке. Документ выдается советом рынка.
  2. Бумаги, подтверждающие размер собственного капитала, или договор о предоставлении банковской гарантии с суммой покрытия, равной размеру капитала, необходимого для принятия заявки на конкурс.
  3. Анализ финансового состояния (расчет показателей) за отчетный период, предшествующий дате подачи заявки.
  4. Выписка из реестра данных о банкротстве. Этим документом заявитель подтверждает, что в течение года до подачи заявки в отношении него не проводились процедуры, связанные с признанием его неплатежеспособности.
  5. Налоговая, статистическая, бухгалтерская отчетность за прошлый год и период, предшествующий дате направления заявки на участие.
  6. Полный перечень аффилированных и взаимозависимых лиц.

Кроме того, заявитель должен предоставить информацию о лицах, входящих с заявителем в одну группу. Форма, по которой предоставляются эти сведения, утверждена ФАС. В документе указываются также признаки, по которым лица входят в соответствующую группу. Дополнительно предоставляется информация о бенефициарах, в чьих интересах номинальные держатели владеют более 5 % акций заявителя.

В заявке указывается размер средств, которые субъект в случае объявления его победителем обязуется предложить в оферте, подлежащей направлению кредиторам заменяемого ГП. Эта сумма засчитывается в счет уступки требований по погашению (частичному или полному) задолженности, предусмотренной в абз. 12 п. 207 ОПФРР, в соответствии с требованиями, определенными в абз. 1 и 14 п. 207 Правил.

Источник: https://FB.ru/article/328238/garantiruyuschiy-postavschik-elektroenergii---eto-spisok-postavschikov-elektroenergii

Риски при смене поставщика электроэнергии — Энергомарт

Перемена поставщика по контракту в связи с утратой статуса гарантирующего поставщика

С 2003 года по закону об Электроэнергетике потребитель вправе самостоятельно выбирать контрагента по договору энергоснабжения. Согласно законодательству монополия поставщиков электроэнергии отсутствует, но процедура смены поставщика вызывает много вопросов у потребителей.

Нам часто задают вопросы, связанные с рисками компании, возникающими при смене поставщика электроэнергии.

Эти вопросы мы и обсудим в данной публикации.

Чаще других клиенты видят следующие риски:

  • Останемся совсем без договора энергоснабжения – с текущим поставщиком расторгнем, а с вами не заключим и попадем на бездоговорное потребление.
  • Нам будут выставлять счета одновременно 2 поставщика, и мы будем обязаны дважды платить за электроэнергию.
  • Текущий поставщик электроэнергии нас отключит, когда мы попытаемся расторгнуть договор энергоснабжения и сменить поставщика.
  • Получите от нас деньги за электроэнергию и скроетесь, в итоге мы останемся должны гарантирующему поставщику

Все эти вопросы плотно связаны с понятием «право распоряжаться электроэнергией».

Право распоряжаться электроэнергией – это документальное подтверждение, того, что поставщик законно покупает и продает электроэнергию в конкретной точке поставки.

По законодательству для получения такого права поставщик должен заключить договоры на покупку электроэнергии и оказания услуги по передаче электроэнергии.

Купить электроэнергию можно следующими способами:

На розничном рынке электроэнергии:

  • У гарантирующего поставщика по договору энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии;
  • У розничного генератора по договору купли-продажи, но при этом все равно должен быть договор с гарантирующим поставщиком, так как через него согласуются объемы производства и потребления;

На оптовом рынке:

  • После регистрации ОАО «Администратор торговой системы» группы точек поставки потребителя. При регистрации ОАО «Администратор торговой системы» выдает документ в котором прописано наименование группы точек поставки потребителя, допущенного к оптовому рынку электроэнергии и дата с которой будет разрешена покупка электрической энергии с оптового рынка электроэнергии

Заключить договор на оказание услуг по передаче можно двумя способами:

  • Заключить договор оказания услуг по передаче электроэнергии с сетевой компанией – либо с котлодержателем, либо с сетевой компанией, к которой непосредственно присоединен потребитель, в зависимости от модели «котла» принятой региональным регулятором.
  • Либо при заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, который должен сам урегулировать отношения с сетевой компанией.

Таким образом, право распоряжаться электроэнергией для энергосбытовой компании формируется из 2 факторов: заключённого договора купли-продажи электроэнергии и договора на оказание услуг по передаче либо заключенного договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Теперь зная, что такое «право распоряжаться электроэнергией», давайте прокомментируем вопросы, которые задают потребители

Распространенный вопрос 1 : “Останемся вообще без договора энергоснабжения – с текущим поставщиком расторгнем, а новый не заключим и попадем на бездоговорное потребление”

Описанная ситуация возможна только в одном случае — если новый поставщик не заключит договоры на покупку электроэнергии и на оказание услуги по передаче — то есть не получит право распоряжаться электроэнергией. Порядок заключения обоих договоров жестко прописан в законодательстве и при соблюдении процедуры, гарантирующие поставщики и сетевые компании не могут отказать в заключении необходимых договоров.

Как проверить своего поставщика и убедиться в безопасности покупки электроэнергии

  • До момента начала поставки получить от нового поставщика выписки из договоров. В выписке должны быть отражены следующие условия:
    • Дата начала поставки, дата оказания услуг по договорам
    • Точки поставки, по которым исполняются заключенные договора

Если условия прописаны в договорах, и он подписан – значит ваш новый поставщик получил право распоряжаться электроэнергией

  • Во время действия договора энергоснабжения – направить письмо с запросом о наличии права распоряжаться электроэнергией гарантирующему поставщику, производителю электроэнергии на розничном рынке, у которого энергосбытовая организация приобретает электроэнергию в целях ее продажи потребителю. В соответствии с ПП442 п.56 компании обязаны предоставить письменный ответ о наличии права распоряжаться электроэнергией

Распространенный вопрос 2: “Нам будут выставлять счета одновременно 2 поставщика, и мы будем обязаны дважды платить за электроэнергию”

В ПП442 в пункте 28 прописано, что не может действовать 2 договора энергоснабжения по одной точке поставки. Таким образом, ситуация с 2-мя счетами в принципе невозможна.

Если вы не расторгли договор энергоснабжения с действующим поставщиком – новый поставщик не сможет его заключить – ему откажут на основании указанной статьи.

А если вы расторгли договор, но гарантирующий поставщик продолжает Вам выставлять счета фактуры по этим объектам – это грубое нарушение законодательства, с которым мы в своей практике ни разу не встречались. В любом случае одно обращение в ФАС оперативно исправит эту ситуацию.

Распространенный вопрос 3: “Текущий поставщик электроэнергии нас отключит, когда мы попытаемся расторгнуть договор энергоснабжения и сменить поставщика”

Первое, о чем нужно сказать – электроэнергию отключает не поставщик, а сетевая организация. Поставщик только направляет в сетевую организацию уведомление о введении режима ограничения.

Процедура смены поставщика электроэнергии длится примерно 2 месяцев. По согласованию с новым поставщиком определяется дата начала поставки электроэнергии. Дата фиксируется в договоре энергоснабжения. После этого потребитель уведомляет текущего поставщика о расторжении договора энергоснабжения.

В течение всего времени до момента расторжения текущий договор действует. При действующем договоре поставщик может отключить электроэнергию только в случае неуплаты.

Таким образом, если до момента начала поставки новый поставщик подтвердил наличие права распоряжаться электроэнергией — никто не сможет вас отключить.

На практике бывают случаи, что при расторжении договора гарантирующий поставщик отправляет в сетевую компанию уведомление о расторжении договора с даты, указанной потребителем, но умалчивает о заключении нового договора.

Сетевая компания согласно законодательству обязана отключить потребителя, у которого нет договора, и запускает процедуру отключения. Но на нашей практике ни разу не было таких отключений, так как необоснованное отключение — серьезное административное нарушение, влекущее за собой обращение в ФАС.

Как правило, данный вопрос решается путем предъявления в сетевую компанию нового договора.

Смена поставщика электроэнергии для многих предприятий новый и незнакомый вопрос, и как все незнакомое, он вызывает опасения. При выборе поставщика электроэнергии стоит задать вопросы и поставить задачу юристам разобраться в возможных рисках.

Распространенный вопрос 4: “Получите от нас деньги за электроэнергию и скроетесь, в итоге мы останемся должны гарантирующему поставщику”

Конечно, если не убедиться в том, что энергосбытовая компания имеет право распоряжаться электроэнергией такое возможно, но если такое право подтверждено договорами, то исключено, и в законодательстве это предусмотрено двумя моментами:

  1. Независимая энергосбытовая компания платит гарантирующему поставщику и сетевой компании авансовые платежи раньше, чем потребитель платит их энергосбытовой компании.

Стандартные условия платежей для потребителей

  • Предоплата в размере 30% до 10 числа расчетного месяца;
  • Предоплата в размере 40% до 25 числа расчетного месяца;
  • Фактическая оплата до 18 числа месяца следующего за расчетным.

Условия платежей для энергосбытовой компании

Оплата гарантирующему поставщику:

  • Предоплата в размере 50% до 1 числа расчетного месяца;
  • Фактическая оплата до 18 числа месяца следующего за расчётным.

Оплата сетевой компании:

  • Предоплата в размере 50% до 10 числа расчетного месяца. Точная дата в законодательстве не указана, прописано только обязательство авансировать 50% в расчетном периоде. Чаще всего сетевые компании устанавливают 10 число расчетной датой;
  • Фактическая оплата до 18 числа месяца следующего за расчетным.

Согласно перечисленным выше условиям энергосбытовая компания практически всегда (кроме периода с 25 по 1 число) производит оплату в адрес гарантирующего поставщика и сетевой компании в большем размере, чем получает денежных средств от потребителя.

Давайте на примере посмотрим, как происходят платежи:

Для примера энергосбытовая компания заключает с предприятием в Свердловской области договор энергоснабжения с датой начала поставки 1 мая.

  • Потребление электроэнергии предприятием – 100 000 кВт.ч
  • Месячная стоимость электроэнергии – 393 096 руб. без НДС
  • Стоимость электрической энергии и мощности по договору купли-продажи с гарантирующим поставщиком – 155 708 руб. без НДС
  • Стоимость услуг по передаче электрической энергии по уровню тарифного напряжения СН-2 – 237 338 руб. без НДС.

График расчетов за электроэнергию (Нажмите на график для увеличения)

Положительное сальдо получается в течении 6 дней с 25 числа до 1 числа. То есть, потребитель заплатил энергосбытовой компании больше, чем она заплатила гарантирующему поставщику и сетевой компании. В остальных периодах энергосбытовая компания платит за электроэнергию вперед из своих денег, или сальдо равняется 0.

2. Согласно 442 ПП правительства гарантирующий поставщик или сетевая компания может расторгнуть договор с энергосбытовой компанией за нарушение платежной дисциплины.

При этом они уведомляют энергосбытовую компанию и потребителя за 10 дней до даты расторжения договора.

После этой даты гарантирующий поставщик обязан принять на обслуживание этого потребителя, то есть заключить договор (повторная процедура заключения договора упрощена).

Только с этого момента у потребителя возникают обязательства оплачивать электроэнергию гарантирующему поставщику. Всю задолженность, возникшую до момента расторжения договора с энергосбытовой компанией, гарантирующий поставщик взыскивает с энергосбытовой компании.

Хотите узнать о работе розничного рынка электроэнергии больше? Мы к вашим услугам! Проконсультируем бесплатно.

Источник: https://en-mart.com/smena-postavshhika-elektroenergii-riski/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.