Информация для бюджетных учреждений по подготовке к началу осуществления закупок в рамках закона No 223 — ФЗ
223 ФЗ о закупках — актуальная редакция. Последние изменения
Федеральный Закон 223 о закупках вышел в далеком 2011 году, а функционировать стал в 2012. К данному моменту далеко не все разобрались с тем, что он из себя представляет и чем отличается от предыдущей версии. Подробнее все детали и особенность функционирования данного нормативного акта можно узнать в данной статье.
На кого распространяется закон 223-ФЗ
Согласно 223 ФЗ о закупках заказчиками госзакупок могут считаться только определенные лица. К ним относятся:
- Крупные корпорации, компании, монополисты, возникшие естественным путем из-за отсутствия конкуренции на рынке. Важным условием является доля государства в уставном капитале. Закон ставит границу не менее 50% от уставного капитала.
- Дочерние предприятия крупных компаний. Для участия в госзакупках им нужно соблюсти конкретные требования. Это может быть 50% капитала материнской компании, либо 10 млрд. рублей, выраженных в стоимости общих инвестиционных проектов, поддерживаемых государством.
- Бюджетные учреждения, либо унитарные предприятия. Важно, что данные лица становятся закупщиками только за счет собственных средств, либо грантов.
Подготовка к закупочной деятельности
Для желающих участвовать в госзакупках существуют следующие необходимые этапы:
- Цифровая подпись должна быть зарегистрирована в любом удостоверяющем центре.
- На портале государственных услуг необходимо зарегистрироваться.
- На сайте, регулирующем вопросы госзакупок, также следует зарегистрироваться.
- Формулирование положений.
- Создание и последующее размещение на сайте документации, включающей план проведения мероприятий по закупкам.
- Необходимо завершить настройку профиля на государственном сайте закупок.
- Предоставление полной и конкретной документации лицам, задействованным в данном процессе.
После осуществления всех вышеперечисленных мероприятий, лицо становится непосредственным участником конкурса. По его итогам с одним из конкурсантов и заключается контракт.
Публикация сведений в ЕИС
В Единую Информационную Систему в обязательном порядке вносятся следующие данные:
- Способы осуществления закупок, необходимые для проведения мероприятий.
- Порядок проведения торгов, который предполагает заказчик.
- Отбор предположительных поставщиков, способы его проведения.
- Сроки выполнения проекта и период перечисления финансовых средств согласно расчетам.
- Порядок заключения договора между сторонами.
- Порядок и проведение оплаты за выполненные работы.
- Порядок наложения штрафов и их объем.
- Алгоритмы решения возможных конфликтных ситуаций.
Также в обязательном порядке загружаются остальные документы, связанные с закупочной деятельностью. К ним можно отнести планы и извещения по закупкам, непосредственно проект договора и протоколы, составленные в ходе закупок.
Нет нужды публиковать все данные о предстоящих закупках, если их сумма не превышает 100000 рублей. К запрету подлежит любая информация, касающаяся государственной тайны.
Самое важное для заказчика- таблица сроков
Согласно 223-ФЗ сроки, установленные законом нужно соблюсти в обязательном порядке. К ним относятся:
- Размещение в ЕИС Положения о закупках, а также всех связанных с ним изменений в течение 15 суток.
- Размещение извещения о закупках в течение 20 суток или изменений в нем в течение трех суток.
- Ответы на запросы участников до тех суток с момента их поступления.
- Протоколы по закупкам и публикация подписанного сторонами договора, на которые также дается 3 дня.
- Изменения по договору в течение 10 дней с момента их внесения.
- Ежемесячный отчет по закупкам, подаваемый 10 числа каждого месяца.
- Ежегодный отчет, подаваемый в течении января года, следующего за отчетным.
Помимо представленных выше существуют дополнительные сроки, касающиеся приема заявок участников. Они зависят от размера поставщика, порядка процедуры отбора и финансовых объемов проекта. В целом это диапазон в 5-7 дней.
Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223
Основным отличием ФЗ 223 является то, что он более прост для участников закупок и предъявляет менее строгие требования. К примеру, согласно ему, участники самостоятельно формулируют правила проведения закупок, любой специалист компании может осуществлять закупки, торги могут быть организованы на любой из 150 электронных площадок. Помимо этого у 44 ФЗ можно найти ряд отличий:
- Объемы данного закона больше в 10 раз, что упрощает работу новичкам, но совершенно не нужно профессионалам.
- Нарушения любого пункта регламента чревато крупным штрафом и внесением организации в черный список.
- Ограничены объемы закупок у одного поставщика.
- Доступны только 5 платформ для электронных торгов.
- Строгие сроки соблюдения каждого этапа.
- Победитель аукциона должен предоставить гарантии договора в размере 5-10% от общей суммы в зависимости от пожеланий заказчика.
- Заказчик не может самостоятельно вносить изменения в договор или расторгнуть его.
Эти пункты нельзя назвать недостатками, так как они вносят более конкретный характер в процедуру госзакупок, что помогает не потеряться при самостоятельном регулировании, так как все этапы заранее расписаны. ФЗ 223 позволяет самостоятельно формулировать сроки выполнения этапов.
Последняя редакция 223-ФЗ
В январе 2019 Государственная Дума рассмотрела и приняла ряд изменений. Последняя редакция 223 ФЗ имеет поправки касательно электронных торгов и поставщиков. Наиболее важными можно считать следующие поправки:
- Автоматический перенос данных с внутренней системы компании в ЕИС за счет синхронизации перемещения информации, что должно сэкономить время и облегчить работу крупных компаний.
- Обеспечение заявки осуществляется только при общей стоимости свыше 5000000 рублей и составляет 5%.
- Изменение ключевых сроков, касающихся подачи извещений.
- Создание заказчиками специальной комиссии, занимающейся проверкой конкурентности закупки.
- Запрет покупки продуктов определенного товарного знака, использование при закупке слов или их эквивалентов.
- Возможность присоединения дочерних компаний к закупке, осуществляемой материнской компанией.
- Возможность производить закупки у одного конкретного поставщика.
- Создание специальных счетов для обеспечения заявки в конкретных банках, перечисленных в законе.
- Переход практически всех заявок в электронный формат.
Это далеко не весь перечень изменений последней редакции 223 ФЗ. Для полного ознакомления с остальными поправками необходимо обратиться к самому документу.
223 фз последняя редакция – Посмотреть и скачать
Источник: https://zakupki-gov-ru.com/223-fz/
Ключевые особенности осуществления закупок в бюджетных учреждениях по нормам 44-ФЗ
Особенностью бюджетных учреждений является то, что на них распространяются положения как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ. Закупки на основании 44-ФЗ производятся в бюджетных учреждениях с некоторыми особенностями.
Ключевые особенности закупок в бюджетных учреждениях по нормам 44-ФЗ
Особенностям закупок в бюджетных учреждениях посвящена ст. 15 ФЗ-44.
В части первой указанной статьи подчеркивается, что бюджетные организации должны придерживаться 44-ФЗ, если товары, работы и услуги закупаются ими на бюджетные деньги.
Исходя из положений законодательства, закупки, которые производятся частично на бюджетные, а частично на собственные деньги, также должны производиться по 44-ФЗ.
Тогда как в части 2 и 3 ст. 15 44-ФЗ приводится перечень ситуаций, когда бюджетное учреждение может принять соответствующий локальный нормативно-правовой акт и перейти на закупки по более лояльному 223-ФЗ, если они производятся на безвозмездно полученные гранты и субсидии, а также на прибыль учреждения.
При этом закупки по нормам 223-ФЗ, даже если они осуществляются исключительно за счет полученных доходов от деятельности бюджетного учреждения, являются правом, а не обязанностью бюджетного учреждения. То есть оно вправе руководствоваться положениями 44-ФЗ в процессе закупочной деятельности при желании.
В ч. 3 ст. 15 44-ФЗ приводится указание на невозможность изменения способа закупки в течение года.
То есть если учреждение проводило торги по нормам 44-ФЗ в течение года, то перейти на закупки по 223-ФЗ оно не вправе.
Согласно решению УФАС от 2015 года №04-05/3989, использование бюджетными организациями и учреждениями закупок в соответствии с требованиями 44-ФЗ даже от приносящей доходы деятельности не являются нарушением.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Кто должен заниматься закупками
Закупки по 44-ФЗ проводятся в бюджетном учреждении через создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего. Контрактная служба призвана обеспечить реализацию всего закупочного цикла от планирования до получения результата, а также оценки эффективности проведенных учреждением закупочных мероприятий.
В качестве альтернативы создания отдельной службы выступает выбор и назначение управляющего. Перед тем как остановиться на одном из вариантов, заказчику следует обратиться к положениям ч. 1 ст. 38 44-ФЗ. Здесь сказано, что при объемах закупок более 100 млн р.
в год заказчик обязан сформировать комиссию или контрактную службу. Если годовой объем закупок по плану-графику менее указанной величины, то достаточно назначить на должность контрактного управляющего.
Численность контрактной службы определяется исходя из потребностей заказчика и составляет как минимум 2 человека. Возглавить ее должен назначенный руководитель.Порядок создания контрактной службы и назначения контрактного управляющего
Создание контрактной службы подразумевает прохождение нескольких этапов:
- Изучение положений законодательства.
- Создание службы в виде создания специального подразделения или без такового либо выбор управляющего (заказчик вправе сам определиться с тем, стоит ли создавать отдельное подразделение для закупок или просто назначить ответственных работников в составе бюджетного учреждения).
- Отправка сотрудников на обучение закупкам по нормам 44-ФЗ. Согласно требованиям законодательства, все сотрудники контрактной службы или управляющий должны иметь высшее образование в сфере закупок или получить дополнительное образование в данной отрасли.
- Разработка и утверждение положений о закупочных комиссиях.
В дальнейшем назначение или освобождение от должности управляющего или работника контрактной службы допустимо только по решению руководства бюджетного учреждения.
Должностные обязанности контрактной службы и управляющего
Контрактная служба или управляющий осуществляет полный закупочный цикл и берет на себя такие обязанности, как:
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- планирование (подготовка плана закупок и плана-графика);
- размещение сведений о закупке в ЕИС;
- определение поставщиков (исполнителей или подрядчиков);
- заключение и исполнение контрактов;
- принятие результатов исполнения контракта;
- претензионная или исковая работа (если имеется такая необходимость);
- прочие обязанности по нормам закона.
Руководитель бюджетного учреждения, члены контрактной службы и управляющий несут персональную ответственность за свои действия. В частности, при нарушении законодательства им грозит административная, дисциплинарная, уголовная и гражданская ответственность.
Таким образом, бюджетное учреждение при проведении закупок по нормам 44-ФЗ обязано сформировать контрактную службу или назначить управляющего. Последний вариант допускается при годовом объеме закупок менее 100 млн р. В обязанности контрактной службы и управляющего будет входить полный закупочный цикл от планирования до приемки работ.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/budzetnye-ucrezdenia.html
Закупки по 223-ФЗ: принципы и отличия
Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.
Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу с 1 января 2012 года. Эксперты по торгам закон 223-ФЗ называют более лояльным по сравнению с 44-ФЗ. Но все-таки это разные законы, сравнивать их можно только номинально, чтобы понять отличия в нормах.
статьи:
Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)
223-ФЗ и 44-ФЗ: таблица основных отличий
Перед вами таблица основных отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ. Наверное, самое главное отличие в том, что правила проведения закупок определяет не закон, а заказчик в своем главном документе — Положении о закупке. Но и требования закона нужно знать и выполнять, тем более, что они становятся жестче.
Процедурный закон — правила и сроки регламентированы 44-ФЗ | Рамочный закон — процедуры закупок, сроки и пр. заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках. Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному |
Единые правила для всех заказчиков | У каждого заказчика свои правила |
Закрытый перечень способов закупок | Каждый заказчик может применять любые способы закупок* |
На ЭТП проводится только аукцион | На ЭТП могут проводиться любые закупки |
Ограниченный перечень случаев закупки у единственного поставщика (ЕП) | Перечень случаев закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно |
Заказчик обязан заключить договор с победителем | Заказчик не всегда обязан заключать договор с победителем |
Основные принципы 223-ФЗ
Кто-то может подумать, что принципы – это всего лишь красиво написанные слова в законе. Только не в случае с 223-ФЗ. Здесь заявленные принципы очень важны, и помогают участникам отстаивать свои интересы:
- Информационная открытость закупки — этот принцип означает, что закупка должна быть открыта, чтобы ее можно было промониторить, посмотреть, кто что покупает и на каких основаниях.
- Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение ТРУ. Хороший принцип. С ним совершенно не получится закупать все у единственного поставщика по бешеным ценам. И спрятаться не получится, потому что мы уже знаем про принцип №1.
- Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Раньше стать поставщиком крупной корпорации было очень сложно. 223-ФЗ устранил препоны, и теперь дорога к закупкам по 223-ФЗ открыта для любого субъекта.
- Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Этот принцип очень интересный, послушайте, как он может работать в защиту интересов.
Запись вебинара «Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»: про порядок заключения договора в рамках закупок по 223-ФЗ: виды договоров, изменение и расторжение, отказ от заключения договора.
Кто работает по 223-ФЗ
Организации, работающие по 223-ФЗ, подробно перечислены в п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ.
Заказчики по 223-ФЗ:
Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.
Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги.
Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства.
Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ.
Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».
Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.
Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы
Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.
На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.
Далее обязательно почитайте про документооборот в системе закупок по 223-ФЗ.
Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):
Рекомендуем видеозапись вебинара «Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ», если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.
Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.
2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») – общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство.
Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.
Положение о закупках по 223-ФЗ
Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.
Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.
Действия заказчика:
Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.
Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):
В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.
Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:
Рекомендуем вебинар «Ужесточение позиции ФАС по применению 223-ФЗ. Курс на сближение с 44-ФЗ», ведущая — Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ.
Заявка участника
Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.
Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.
Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:
Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?
Как правильно разработать Положение о закупках по 223-ФЗ (запись вебинара)
223-ФЗ: электронная подпись
Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.
Заказать Электронную подпись. Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.
Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней.
Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков).Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат.
Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.
Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.
Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)
- Госкорпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, , а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования более 50%. Проще говоря, если государство является собственником более 50% организации, эта организация работает в рамках 223-ФЗ. Заметьте, не 49% и даже не 50%, а более 50%.
- Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит тем самым организациям, в которых более 50% принадлежит государству. На практике их называют просто «дочки».
- Дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ . А это — уже «внучки».
- Бюджетные учреждения:
- за счет грантов, субсидий;
- в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки ТРУ;
- за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (подробно про заказчиков по 223-ФЗ см п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ).
- Положение о закупках.
- План закупок.
- Извещение о закупке.
- Документация о закупке (техническое задание, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки, инструкция по заполнению заявки участниками закупки и пр.).
- Разработать и утвердить Положение о закупке. В нем обязательно должны быть подробно описаны: способы закупки, порядок подготовки и проведения закупок, порядок заключения и исполнения договоров, а также перечень ТРУ, закупаемых у субъектов малого предпринимательства.
- Опубликовать Положение о закупке на www.zakupki.gov.ru.
- новую редакцию положения о закупке;
- документ, содержащий перечень внесенных изменений.
- для юридических лиц — 50 000 — 100 000 руб.;
- для должностных лиц — 20 000 — 30 000 руб. Под должностными понимаются любые лица, которые осуществляют функцию организации и проведения закупочной процедуры. И заказчик сам для себя должен определить, какие конкретно штатные единицы и должностные лица будут нести ответственность по тому или иному составу КоАП. По большому счету, это лица, утверждающие документацию о проведении закупки либо члены закупочной комиссии.
- отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 223-ФЗ;
- отсутствие сведений об участниках закупки в РНП по 44-ФЗ.
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1439
Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков | Контур.Закупки
Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.
Отличие от 44-ФЗ
Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:
- что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
- что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
- что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).
Самое важное для заказчика
Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.
Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:
- Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
- на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
- на размещение изменений в извещение — 3 дня;
- размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
- разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
- протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
- на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
- изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
- ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
- раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.
Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.
Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок
Срок / условия для МСП | Срок для прочих участников |
Конкурс, аукцион | |
| 7 дней |
Запрос котировок | |
4 рабочих дня. Цена не должна быть более 7 млн рублей | 5 рабочих дней |
Запрос предложений | |
5 рабочих дней. Цена не должна быть более 15 млн рублей | 7 рабочих дней |
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/osnovy-zakupki-po-223-fz-dlya-novichkov/
Осуществление закупок в бюджетных учреждениях: правила и порядок осуществления на основании 44-ФЗ
Бюджетные учреждения в настоящее время делятся на две большие группы:
- организации, которые получают средства только из бюджета государства, субъекта федерации или муниципального образования. Иных средств такие организации не получают на осуществление своего функционирования. Кроме того, других источников для финансирования своих нужд у таких организаций нет;
- организации, которые осуществляют закупки не только за счет средств, полученных из бюджета, но и за счет средств, которые такие организации получают в качестве оплаты своей деятельности, то есть на основании своего собственного дохода.
Проведение закупок в бюджетных учреждениях
Регламентация деятельности первого типа организаций при осуществлении закупок для обеспечения собственных нужд происходит только на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это связано с тем, что в момент принятия данного закона в 2013 году он был определен, как ключевой нормативный акт, который должен использоваться всеми государственными и бюджетными учреждениями, получающими финансирование только из различных уровней государственного бюджета.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Если говорить о правовом регулировании закупочной деятельности второго типа организаций, то они имеют право выбирать, на основании каких нормативных актов осуществлять свою закупочную деятельность.
При этом в качестве регламентирующих федеральных правовых актов для такой группы бюджетных учреждений следует рассматривать не только указанный выше Федеральный закон, но также и Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».Использование второй группой бюджетных учреждений норм Федерального закона №223-ФЗ для проведения закупочной деятельности не является обязанностью таких учреждений – это право таких организаций.
При этом не является нарушением действующего законодательства в соответствии с решением УФАС РФ №04-05/3989, принятым в 2015 году, использование организацией, которая получает финансирование не только из средств бюджета, но и от своей деятельности, положений Федерального закона №44-ФЗ для проведения своей закупочной деятельности.
Однако следует помнить, что в том случае, если организация начала работать в соответствии с положениями одного закона, в течение года изменить нормативный акт, выступающий правовым основанием проводимых закупок, будет невозможно до момента начала следующего планового и закупочного года вне зависимости от того, идет ли речь о строгом регулировании с помощью Федерального закона №44-ФЗ либо о более лояльном использовании Федерального закона №223-ФЗ.
Контрактный управляющий и контрактная служба, как основные представители заказчика
Если Федеральный закон №223-ФЗ не говорит о том, кто именно должен проводить все мероприятия, относимые к закупочной деятельности, в рамках обеспечения нужд бюджетного учреждения, то для Федерального закона №44-ФЗ характерно четкое определение того лица или группы лиц, которые должны выполнять все действия, входящие в процедуру закупочной деятельности.
В соответствии с положениями статьи 38 указанного федерального нормативного акта с номером 44-ФЗ в структуре государственного заказчика, коим является бюджетное учреждение, должна быть создана либо контрактная служба (при условии превышения совокупным годовым объемом закупок предела в сто миллионов рублей), либо должность контрактного управляющего (если совокупный годовой объем закупок ниже данного значения).
В том случае, если контрактной службы внутри организации нет, а совокупный годовой объем закупок достаточно велик, но не превышает указанного предела в сто миллионов рублей, внутри организации может быть сформирована контрактная служба численностью не менее двух человек, либо назначено несколько контрактных управляющих, объединение в одно структурное подразделение которых может не производиться.
Численность сотрудников контрактной службы или количество штатных единиц, выделенных под контрактных управляющих, в каждом конкретном случае государственный или муниципальный заказчик определяет самостоятельно исходя из своих потребностей и объема тех закупок, которые он проводит.
В случае создания контрактной службы ее должен возглавить специально назначенный руководитель. При этом необязательно, чтобы такой руководитель был назначен исключительно на эту должность.
Права и обязанности руководителя контрактной службы могут быть возложены на любое должностное лицо в организации при условии наличия у последнего достаточного уровня квалификации и пройденного обучения на специалиста по закупкам в соответствии с утвержденными федеральными стандартами профессиональной подготовки.
Порядок создания
Если говорить о порядке создания контрактной службы или должности контрактного управляющего, то вся процедура будет выглядеть следующим образом:
- сначала необходимо внести изменения в штатное расписание организации, в котором будут либо созданы новые должности, либо введено новое структурное подразделение;
- следующим шагом становится практическое изменение структуры организации путем создания нового структурного подразделения или новых должностей. При этом следует помнить о том, что фактически можно не создавать новое подразделение, возложив обязанности сотрудников контрактной службы на тех лиц, которые работают в других подразделениях, путем издания специального приказа, корректирующего штатную нагрузку таких сотрудников;
- после того как все сотрудники получили свои должности, их необходимо обучить в соответствии с требованиями действующего законодательства. Обучение происходит на основании специально разработанных федеральных стандартов профессиональной подготовки и повышения квалификации для специалистов, работающих в области государственных и муниципальных закупок;
- параллельно с обучением сотрудников происходит разработка положений о единой комиссии, а также об экспертной комиссии с целью реализации норм Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе». В случае если заказчиком принято соответствующее решение, речь может идти не о единой комиссии, а о нескольких комиссиях, каждая из которых будет отвечать за свой вид закупочных процедур (например, конкурсная комиссия, аукционная и т. д.).
Должностные обязанности контрактной службы и контрактного управляющего при проведении закупок в бюджетных учреждениях
Вне зависимости от того, идет ли речь о контрактном управляющем или сотрудниках контрактной службы в качестве самостоятельных штатных единиц, или о сотрудниках других подразделений, назначенных на данные должности приказом руководителя организации, в соответствии с действующим законодательством у таких лиц имеются определенные должностные обязанности (полный их перечень фиксируется в должностной инструкции, а также в положении о контрактной службе). К числу основных функций относятся:
- осуществление плановой деятельности по подготовке закупочных мероприятий заказчика путем составления и размещения в Единой информационной системе в сфере закупок плана-графика;
- публикация всех требуемых законом сведений о проводимых закупочных процедурах в Единой информационной системе в установленные сроки;
- собственно проведение закупочных процедур с целью определения исполнителя по заключаемому контракту либо публикация сведений о том, что процедура не состоялась, и требуется либо повторная процедура, либо согласование с контролирующим органом в сфере закупок на заключение контракта или договора с единственным вышедшим потенциальным исполнителем;
- проведение мероприятий по заключению контрактов по итогам осуществленных закупочных процедур, а также контроль за исполнением таких контрактов с последующим принятием результатов такого исполнения;
- проведение в случае возникновения такой необходимости претензионно-исковой работы, направленной на урегулирование сложившихся конфликтных ситуаций с имеющимся исполнителем по контрактам. Осуществление данного вида деятельности происходит в тесном взаимодействии контрактной службы (контрактного управляющего) с правовым или юридическим подразделением заказчика;
- реализация иных направлений действий, которые предусмотрены действующим законодательством (например, организация в пределах своей компетенции деятельности закупочных и экспертных комиссий, в том числе посредством привлечения сторонних экспертов из специально аккредитованных компаний для получения достоверной и объективной информации о результатах исполнения того или иного контракта).
Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://pravo.team/zakupki/44/byudzhetnykh-uchrezhdenii.html