+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Признание аукциона несостоявшимся

Содержание

Несостоявшиеся закупки по 44-ФЗ: понятие, перечень оснований, действия заказчика и поставщика

Признание аукциона несостоявшимся

Признание закупки несостоявшейся по 44-ФЗ – весьма распространенная практика в системе государственных и муниципальных торгов. По статистике, такой статус получает каждая третья проводимая закупка.

Понятие несостоявшейся закупки

Основной целью разработки 44-ФЗ было создание системы закупки товаров, работ и услуг государственными и муниципальными заказчиками по результатам конкурентных процедур. Но реализация данного принципа на практике не всегда удается, и тогда закупка признается несостоявшейся.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!Признание закупки несостоявшейся по нормам 44-ФЗ буквально означает, что в ней никто не принял участия, и все заявки были отклонены.

Еще одной причиной признания закупки несостоявшейся является то, что по результатам рассмотрения всех заявок был допущен один поставщик, или осталось одно предложение, соответствующее требованиям закупочной документации. Действия заказчика в этом случае будут зависеть от способа отбора поставщика.

Отличительные черты

Стоит учесть, что термины «несостоявшаяся», «недействительная» и «отмененная» закупки имеют различное значение. Получение статуса несостоявшейся означает лишь, что между участниками не было конкурентного состязания и торгов. По результатам такой закупки заказчик может подписать контракт с участником.

Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил нормативы законодательства о контрактной системе или положения Гражданского кодекса.

В случае признания торгов недействительными или по результатам отбора победителя государственный контракт расторгается.

Отмена закупки на любом этапе является правом заказчика.

Также инициатива об отмене закупки на любом этапе может исходить от контролирующей инстанции.

Основания признания закупки несостоявшейся

Основания для признания закупки несостоявшейся по 44-ФЗ варьируются в зависимости от типа закупки. Рассмотрим их на примере наиболее распространенных закупок: конкурса, аукциона и запроса котировок.

Для конкурса

Порядок проведения конкурсов регулируется ст. 48-58 44-ФЗ. Если конкурс признан несостоявшимся, то первоначально заказчику нужно внести все указанные сведения в итоговый протокол. В нем фиксируются причины отклонения заявок или тот факт, что поступила только одна заявка.

Для конкурса основаниями признания закупки несостоявшейся являются:

  1. Не было подано ни одной заявки на момент окончания приема заявок на участие в конкурсе (по п. 13 ст. 51 44-ФЗ).
  2. Все заявки были отклонены комиссией (п. 6 ст. 53 44-ФЗ).
  3. Победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался (п. 6 ст. 54 44-ФЗ).
  4. Все участники не соответствовали требованиям предквалификационного отбора, и их заявки были отклонены (п. 9 ст. 56 44-ФЗ).
  5. Подана только 1 заявка (п. 13 ст. 51 44-ФЗ).
  6. Подана одна заявка, соответствующая требованиям (п. 6 ст. 53 44-ФЗ).
  7. При рассмотрении заявок от участников выяснилось, что только один участник соответствовал требованиям (п. 9 ст. 56 44-ФЗ).

Для аукциона

Для того чтобы несостоявшимся был признан аукцион, должны соблюдаться следующие условия:

  1. Всем участникам отказали в допуске к торгам по результатам рассмотрения первых частей заявок (п. 8 ст. 67 44-ФЗ).
  2. Все заявки были признаны не соответствующими требованиям по итогам рассмотрения вторых частей заявок (п. 13 ст. 69 44-ФЗ).
  3. Не поступило ни одной заявки (п. 16 ст. 66 44-ФЗ).
  4. Подана единственная заявка (по п. 16 ст. 66 44-ФЗ).
  5. По результатам рассмотрения первых частей заявок только одна из них была признана соответствующей требованиям документации (по п. 8 ст. 67 44-ФЗ).
  6. В течение 10 минут после старта аукциона не было подано ни одного предложения по цене контракта (по п. 20 ст. 68 44-ФЗ).
  7. По результатам рассмотрения второй части заявки на участие в аукционе только одна заявка признана соответствующей требованиям документации (по п. 13 ст. 69 44-ФЗ).
  8. Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт.

Для запроса котировок

Для запроса котировок предусмотрены следующие основания признания торгов несостоявшимися:

  1. Не поступило ни одной заявки.
  2. Все заявки отклонены комиссией (по п. 9 ст. 78 44-ФЗ).
  3. Подана одна заявка, или только одна заявка соответствует требованиям (по п. 6 ст. 77, п. 9 ст. 78 44-ФЗ).

Для запроса предложений

Порядок проведения запроса предложений предусмотрен в ст. 83 44-ФЗ. Данная закупка признается недействительной, если на момент получения доступа поставщиком подано единственное предложение по п. 8 ст. 83 44-ФЗ, или не поступило заявок на участие в запросе предложений.

Действия заказчика, если закупка не состоялась

Действия заказчика при признании закупки несостоявшейся зависят от ее вида.

Если не состоялся конкурс

Если закупка в виде электронного конкурса не состоялась из-за отсутствия заявок на участие, то заказчик может провести новую закупку, а в некоторых случаях он вправе:

  1. Продлить сроки подачи заявок на участие.
  2. Изменить выбранный способ определения поставщика.

Порядок действий заказчика регулируется в ст. 55.1 44-ФЗ и определяется в зависимости от того, на каком этапе находится закупка: приема, оценки и сопоставления предложений или подписания контракта.

Заказчику следует подписать договор с единственным поставщиком на основании ч. 1-3 п. 1 ст. 55, если им была получена единственная заявка, допущена единственная заявка по результатам предквалификационного отбора, или единственная заявка отвечала требованиям заказчика.

Но если заявки на участие в конкурсе отсутствовали, все они были отклонены, или победитель и второй участник отказались от подписания контракта, то проводится новая закупка (по ч. 1-3 п. 2 ст. 55 44-ФЗ). Заказчику необходимо скорректировать план-график и план закупок и провести конкурс повторно. При этом сам закупаемый объект, объемы его поставки, характеристики должны оставаться прежними.

НМЦК допускается пересмотреть в большую сторону, но цена может быть увеличена не более, чем на 10% от первичного конкурса.

Публикация извещения о повторном конкурсе осуществляется не менее, чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (сроки сокращены по сравнению с первичным конкурсом).

Если по результатам закупки был проведен повторный конкурс, но он также получил статус несостоявшегося, то заказчиком проводится другая процедура по ч. 4 ст. 55 44-ФЗ.

Она имеет форму запроса предложений для сокращения сроков подачи предложений от участников до 5 дней или же иную форму по усмотрению заказчика.

При признании закупки несостоявшейся поставщиком подписывается контракт при соответствии заявки требованиям закона и закупки. При этом заказчик предварительно согласует контракт с ФАС по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Если не состоялся электронный аукцион

Если несостоявшимся был признан электронный аукцион, то госзаказчику следует подписать контракт с единственным участником по п. 1-3 ст. 71 44-ФЗ. Такая сделка может быть подписана без дополнительного согласования с ФАС.

Но если аукцион признан не состоявшимся из-за того, что не поступила ни одна заявка или их все пришлось отклонить, то порядок действий заказчика будет отличаться. Указанные причины для признания процедуры несостоявшейся закрепляются в ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69.

Несостоявшийся электронный аукцион обязывает заказчика внести изменения в план-график. В частности, заказчику может потребоваться ввести новую позицию в план, продлить закупку или провести ее заново.

Также заказчик вправе изменить тип закупки и провести ее в виде запроса предложений в электронном виде по п. 5 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ. Объект государственной закупки в данном случае останется неизменным.

Если не состоялся запрос котировок

В случае признания несостоявшимся электронного запроса котировок порядок действий заказчика зависит от этапа. Если заказчик находился на этапе подачи заявок, то ему следует:

  1. Продлить закупку на 4 рабочих дня п. 14 ст. 82.3 44-ФЗ и ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ или по ч. 9 ст. 82.4, ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ  – если не поступило ни одной заявки на участие, или все заявки были отклонены.
  2. Заключить контракт с единственным поставщиком по ч. 3 ст. 82.6 и ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ – если подана единственная заявка, соответствующая требованиям.

В случае подписания госконтракта с единственным поставщиком дополнительное согласование его с ФАС не требуется. Если необходимо провести новую закупку, то необходимо изменить документы по планированию.

На этапе рассмотрения заявок на закупку в ходе электронного запроса котировок от заказчика требуется:

  1. Продлить закупку на 4 рабочих дня по ч. 9 ст. 82.4, ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ  – если все заявки были отклонены.
  2. Заключить контракт с единственным поставщиком по п. 2 ч. 1 ст. 79, ч. 9 ст. 78, ч. 3 ст. 79 44-ФЗ – если только одна заявка признана соответствующей требованиям.
  3. Внести изменения в план-график или провести новую закупку по ч. 2 ст. 82.6 44-ФЗ – если не подано ни одной заявки, или все заявки отклонили после продления.

Если победитель электронного запроса котировок уклонился от подписания контракта, второй участник так же уклонился или отказался подписать контракт, то единственное, что остается заказчику по ч. 15 ст. 83.2 44-ФЗ – изменить план-график и провести новую закупку по 44-ФЗ.

Если не состоялся запрос предложений

В случае если несостоявшимся был признан электронный запрос предложений, то действия заказчика различаются в зависимости от этапа закупки:

  1. На этапе подачи заявок, если не подано ни одной заявки, подана единственная заявка, заказчик может изменить план-график, провести новую закупку или подписать контракт с единственным поставщиком по ч. 27 ст. 83.1 и ч. 26 ст. 83.1 44-ФЗ.
  2. На этапе рассмотрения заявок при отклонении всех заявок предполагается изменение плана-графика или проведение новой закупки либо подписывается контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  3. На этапе заключения контракта при уклонении победителя от подписания контракта изменяется план-график, проводится новая закупка, или заключается контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Данная сделка подлежит согласованию с ФАС.

Иные положения

Ситуация, когда не состоялся тендер у единственного поставщика, также допускается, если ФАС не согласовала данную сделку. Например, если был заключен контракт по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В данном случае заказчик может попробовать обжаловать решение антимонопольной службы или провести новый тендер.

Действия заказчика при проведении закупок в закрытой форме являются аналогичными за исключением тех случаев, когда по результатам согласования с ФАС он вправе подписать контракт с единственным поставщиком. Данное правило указано в ст. 92 44-ФЗ.

Действия поставщика, если закупка не состоялась

В случае если участник закупки стал единственным, чья заявка соответствует требованиям, то по результатам завершения торгов ему нужно придерживаться определенных правил:

  1. В случае если закупка проводилась через аукцион, контракт подписывается в положенные сроки (даже если этот участник не подавал ценовые предложения).
  2. В случае если поставщик был участником конкурса или запроса предложений, перед подписанием контракта ему нужно дождаться согласования закупки у единственного поставщика с контролирующей инстанцией. При этом заказчик сам проходит процедуру согласования и через 10 дней оповещает о своем решении поставщика.
  3. При участии в запросе котировок согласование с ФАС не нужно, и контракт подписывается по цене, предложенной поставщиком.
  4. Итоги аукциона не подлежат согласованию. Если никто из участников не подавал предложение в процессе электронных торгов, то контракт подписывается по максимальной цене. Если поставщик стал единственным, чья вторая часть заявки соответствовала требованиям, то контракт подписывается по предложенной им цене.

При этом поставщик обязан подписать государственный контракт в положенные сроки, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Это исключит для него возможности для дальнейшего участия в закупках в рамках 44-ФЗ.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/nesostoyavshiesya.html

В каких случаях электронный конкурс закупок признается несостоявшимся, и что должен содержать протокол?

Признание аукциона несостоявшимся

Бюджетные учреждения в ходе своей работы осуществляют закупки товаров или услуг через электронные открытые аукционы. Победителями таких аукционов признаются компании или частные лица, предложившие самую низкую цену за выполнение заказа.

Выбор исполнителя заказа в случае, когда аукцион не состоялся, зависит от причины отмены торгов и регулируется положениями ст. 71 закона № 44.

Основные положения

Несостоявшимся аукцион закупок называют в том случае, если торги на понижение не были проведены. Причины отсутствия торгов могут быть следующими:

  • только один потенциальный исполнитель заявил о желании участвовать в торгах;
  • среди всех поданных заявок только одна отвечает необходимым требованиям;
  • никто из зарегистрированных участников не начал торги во втором этапе конкурса;
  • никто не заявил о желании участвовать в конкурсе;
  • ни один из участников не отвечает требованиям заказчика.

Положения ст. 71 определяют, что аукцион подлежит отмене при любом заявленном количестве участников, если только одна вторая часть заявки удовлетворяет условиям конкурса.

статьи 71

Статья 71 состоит из пяти частей, каждая из которых определяет порядок выбора исполнителя закупки в каждом из вышеперечисленных случаев.

Ч. 1 ст. 71 описывает процедуру признания аукциона недействительным в случае, если заявка была подана одним потенциальным исполнителем. Такая процедура включает следующие шаги:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  1. Оператор торговой онлайн-площадки уведомляет заказчика и исполнителя об отмене торгов и высылает им первую и вторую части заявки.
  2. Комиссия рассматривает документы единственного участника и составляет протокол.
  3. При соответствии заявки и прилагаемых документов требованиям заказчика комиссия принимает решение о заключении контракта с исполнителем.

Уведомление должно поступить от оператора онлайн-площадки для торгов в течение двух рабочих дней после завершения срока регистрации участников конкурса. На рассмотрение второй части заявки комиссии отводится три рабочих дня.

В протоколе, составленном комиссией, должна быть отображена следующая информация:

  • наименование организации заказчика, адрес;
  • наименование и реквизиты фирмы единственного участника (для физических лиц – ФИО и данные паспорта);
  • конечный срок подачи заявок на участие в аукционе;
  • предмет конкурса;
  • стоимость контракта;
  • источник финансирования закупки;
  • состав комиссии;
  • решение комиссии;
  • дата и подписи всех членов комиссии.

В тексте решения комиссия объявляет аукцион несостоявшимся, а также постановляет, заключать или не заключать договор с единственным участником конкурса. Важно учесть, что текст решения должен содержать обоснование со ссылками на конкретные пункты требований к участникам и предмету закупки, причем нужно указать, какое решение принял каждый из членов комиссии.

В качестве предмета закупки указывается перечень требуемых товаров, услуг или описание планируемых работ без указания подробных характеристик, но со ссылкой на документацию о закупке. Источниками средств заказчика могут быть средства бюджета, субсидии, гранты и т. д.

Ч. 2 ст. 71 регулирует процедуру признания аукциона несостоявшимся, если только один участник предложил товар или пакет услуг, соответствующий требованиям заказчика.

В таком случае оператор торгов высылает заказчику только вторую часть заявки и уведомляет об этом участника в течение часа после окончания срока рассмотрения первых частей заявок.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Документы единственного участника, прошедшего во второй этап конкурса, рассматриваются комиссией три дня, по истечении которых члены комиссии подписывают протокол о признании аукциона несостоявшимся и выносят решение по поводу заключения контракта.

Ч. 3 ст. 71 регламентирует порядок определения исполнителя закупки в случае, если никто из заявителей, прошедших во второй этап конкурса, не начал торги на понижение.

Комиссия составляет протокол в течение трех рабочих дней после окончания времени торгов, а контракт заключается с участником, зарегистрировавшим свою заявку раньше других.

В ч. 4 ст. 71 сказано, что аукцион признается несостоявшимся без определения исполнителя, с которым допустимо заключить контракт, в следующих случаях:

  • если ни один потенциальный исполнитель не заявил о намерении участвовать в аукционе;
  • если ни одна из первых или вторых частей заявок не прошла соответствующие этапы отбора.

Ч. 3.1 ст. 71 устанавливает, что порядок заключения договора с единственным заявителем, не отсеянным на этапе рассмотрения вторых частей заявок, определяется ч. 1 ст. 93 и ст. 83.2 закона № 44.

Последствия признания аукциона несостоявшимся

Если закупочная комиссия признала аукцион несостоявшимся, то возможны следующие варианты:

Договор с единственным заявителем заключается в случае, если обе части поданной им заявки одобрены конкурсной комиссией.

Важно знать, что новая закупка с более низкой максимальной ценой после признания аукциона несостоявшимся может быть организована только с теми же параметрами требуемого товара, пакета услуг или работ.

Например, если предметом несостоявшейся закупки являлась поставка оргтехники для бюджетного учреждения, то в условиях новой закупки для оргтехники должны указываться те же характеристики, страна происхождения и количество, что и в условиях прежней закупки.

При признании аукциона несостоявшимся заказчик также вправе не проводить новую закупку, а выбрать исполнителя путем запроса предложений в порядке, предусмотренном параграфом 4 гл. 3 закона № 44.

Запрос предложений предполагает определение исполнителя, предложившего самые оптимальные характеристики требуемого товара или услуги.

Организация новой закупки или проведение запроса предложений осуществляется в случае, когда на аукцион не было подано заявок или ни одна из них не отвечает требованиям заказчика.

Последние изменения 2018

1 июля 2018 года вступил в силу закон № 504, вносящий изменения в отдельные положения ст. 71.

Также изменения были внесены в ч. 4 ст. 71 – с 1 июня 2018 года запрос предложений после признания конкурса несостоявшимся может проводиться через интернет, а иным способом выбора исполнителя признается только проведение новой закупки.

Статья 71 описывает ситуации, при которых аукцион закупок признается комиссией несостоявшимся, а также последствия такого решения для участников торгов и правила определения исполнителя заказа.

Чтобы добиться заключения контракта по максимальной цене, единственному участнику несостоявшегося аукциона необходимо затребовать от комиссии детальное разъяснение решения по обеим частям поданных заявок.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам: Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/st-71.html

В каких случаях признать электронный аукцион несостоявшимся

Признание аукциона несостоявшимся

Если аукцион не состоялся, заказчик либо заключает контракт с единственным поставщиком, либо проводит новую закупку. Действия зависят от причины, по которой процедура не состоялась.

Расскажу, в каких случаях признавать аукцион несостоявшимся и как действовать в каждой ситуации, чтобы соблюсти сроки и не получить штраф.

Правила разберем на примерах аукционов, которые заказчики разместили в ЕИС.

Когда признать, что аукцион не состоялся

Признайте, что электронный аукцион не состоялся, когда оказались в одной из пяти ситуаций:

оператор электронной площадки получил только одну заявку или не получил ни одной (ч. 16 ст. 66 Закона № 44-ФЗ);

комиссия допустила к аукциону только одного участника или не допустила никого (ч. 8 ст. 67 Закона № 44-ФЗ);

ни один участник аукциона не подал ценовое предложение во время торгов (ч. 20 ст. 68 Закона № 44-ФЗ);

вторая часть только одной заявки отвечает требованиям или не отвечает ни одна (ч. 13 ст. 69 Закона № 44-ФЗ);

победитель и второй участник не заключили контракт с заказчиком (ч. 15 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация: можно ли изменить НМЦК на 10 процентов и повторно объявить аукцион, если закупку признали несостоявшейся

Как действовать заказчику, когда аукцион не состоялся

В протоколе по итогам закупки напишите, что аукцион не состоялся. Укажите причину – одно из оснований, которые описаны ниже. Если нарушите срок на публикацию протокола, сотрудник контрактной службы заплатит штраф в 5000 или 30 000 руб. (ч. 1 и 1.1 ст. 7.30 КоАП РФФ).

Основание 1. Заказчик получил одну заявку или не получил ни одной

Если заявку подал только один претендент, аукцион не состоится, потому что нельзя проводить торги с единственным участником. Получите у оператора обе части заявки и документы участника. Оператор отправит их не позднее следующего рабочего дня после того, как закончится срок для подачи заявок. В этот же срок оператор уведомит участника.

В течение трех рабочих дней рассмотрите обе части заявки и направьте оператору протокол с подписями членов аукционной комиссии. Разместите протокол в ЕИС. В документе укажите решение комиссии и каждого члена о том, отвечает или нет заявка Закону № 44-ФЗ и документации об аукционе. Протокол направьте оператору электронной площадки и разместите в ЕИС.

Допустим, заявка участника отвечает требованиям закона и документации. Тогда заключите контракт с едпоставщиком по правилам аукциона. Основание – пункт 25.1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Согласовывать контракт с контрольным органом не нужно.

Пример: заявку подал только один участник

Заявку единственного претендента, которая не отвечает требованиям закона или документации, отклоните, измените план-график и проведите другую закупку.

Если никто не подаст заявку на аукцион, закупка тоже не состоится. Составьте протокол, пусть его подпишут все члены комиссии, которые присутствуют на заседании. Протокол направьте оператору электронной площадки и опубликуйте в ЕИС не позднее даты, когда закончится срок рассмотрения первых частей заявок. Измените план-график и проведите другую закупку.

Такой порядок описан в части 7 статьи 67 и в части 1 статьи 71 Закона № 44-ФЗ.

Пример: никто не подал заявку на аукцион

Ситуация: по какой цене заключить контракт с единственным участником электронного аукциона

Основание 2. Комиссия допустила к аукциону только одного участника или не допустила ни одного

Допустим, комиссия рассмотрела первые части заявок и допустила только одного претендента или не допустили никого. Тогда укажите в протоколе, что аукцион не состоялся. Если не допустили участника к аукциону, объясните почему.

Опубликуйте протокол в ЕИС и направьте оператору электронной площадки не позднее даты, в которую закончится срок рассмотрения первых частей заявок. Если допустите только одного претендента, оператор в течение часа направит вам вторую часть заявки и документы.

В этот же срок оператор уведомит участника. В течение трех рабочих дней после того, как получите вторую часть заявки, рассмотрите ее и отправьте оператору протокол с подписями членов комиссии. Заключите контракт с едпоставщиком по пункту 25.

1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Если не допустили к аукциону ни одного участника или отклонили вторую часть заявки, измените план-график и проведите другую закупку

Такие правила установлены частях 6 и 7 статьи 67 и в части 2 статьи 71 Закона № 44-ФЗ.

Пример: комиссия допустила к аукциону одного участника

Ситуация: вправе ли заказчик не заключать контракт с едпоставщиком, а провести закупку повторно, если только одна заявка отвечает требованиям аукционной документации

Основание 3. В течение 10 минут после начала аукциона ни один участник не предложил цену контракта

После начала аукциона у претендентов есть 10 минут, чтобы сделать первое предложение о цене контракта. Если за это время ни один участник не предложит цену, то аукцион не состоится.

Оператор в течение получаса разместит на электронной площадке протокол о несостоявшихся торгах. В течение следующего часа направит протокол, вторые части заявок и документы участников заказчику.

В это же время уведомит претендентов.

Рассмотрите заявки и документы в течение трех рабочих дней после того, как получите. В этот же срок направьте оператору подписанный членами комиссии протокол подведения итогов аукциона. В документе укажите решение комиссии и ее членов по каждой заявке. Если решили, что заявка не отвечает требованиям, объясните причину.

Заключите контракт:

с участником, который подал заявку первым, – если вторые части нескольких заявок отвечают требованиям закона и документации;

с единственным участником – если вторая часть только одной заявки отвечает требованиям Закона № 44-ФЗ и документации.

Пример: ни одни участник аукциона не предложил цену контракта

Внимание: в обоих случаях заключайте контракт с едпоставщиком по пункту 25.1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Если отклоните все заявки, измените план-график и проведите новую закупку. Такие правила описаны в части 3 статьи 71 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: признать ли аукцион несостоявшимся, если заявки подали несколько участников, а цену предложил только один

Ситуация: направить ли сведения в реестр недобросовестных поставщиков, если ни один участник не подал предложение о цене контракта

Основание 4. Комиссия одобрила вторую часть заявки только одного участника или отклонила все заявки

Электронный аукцион прошел, и оператор направил заказчику вторые части заявок. После этого аукционная комиссия в течение трех рабочих дней проверяет вторые части и решает, отвечают ли они документации. Допустим, комиссия одобрила заявку только одного участника. Тогда заключите контракт с едпоставщиком. Если комиссия отклонила все заявки, измените план-график и проведите повторную закупку.

Решение комиссия оформляет протоколом подведения итогов аукциона. Документ подписывают все члены комиссии, которые рассматривали заявки. Если отклоняете заявку, в протоколе укажите причину. Опубликуйте протокол на электронной площадке и в ЕИС. Сделать это необходимо в течение рабочего дня после даты подписания протокола.

Такие правила описаны в части 8 статьи 69 и части 3.1 статьи 71 Закона № 44-ФЗ.

Пример: комиссия одобрила только одну заявку

Основание 5. Победитель и второй участник уклонились от заключения контракта

Если победитель и второй претендент не заключат контракт, внесите изменения в план-график и при необходимости в план закупок. Затем проведите закупку запросом предложений в электронной форме согласно пункту 5 части 2 статьи 83.1 Закона № 44-ФЗ. При этом менять объект закупки нельзя.

Заказчик не обязан проводить электронный запрос предложений, когда электронный аукцион не состоялся, можно выбрать любой другой способ закупки. Если выбрали другой способ определения поставщика, вы вправе изменить объект закупки.

Если не получили ни одной заявки или отклонили все первые и вторые части заявок, также измените план-график и проведите новую процедуру. Такой вывод следует из части 4 статьи 71 Закона № 44-ФЗ.

Источник: https://44fzrf.ru/v-kakih-sluchayah-priznat-elektronnyj-aukczion-nesostoyavshimsya/

Аукцион признан несостоявшимся – причины и последствия

Признание аукциона несостоявшимся

Несостоявшийся аукцион – не редкость в мире государственных закупок. Однако это далеко не всегда означает, что победитель не будет определен.

Кроме того, в некоторых случаях контракт будет заключен на достаточно выгодных, в плане цены, для участника условиях. При этом есть и другие последствия для обеих сторон, определенные статьей 71 Федерального закона №44.

Они зависят в первую очередь от причин, по которым аукцион признан несостоявшимся.

1. Аукцион не состоялся из-за того, что не подано ни одной заявки

В этом случае заказчику не с кем заключать контракт, так как желающих нет. Однако для того, чтобы не тратить драгоценное время на проведение нового аукциона, частью 4 статьи 74 предусмотрена возможность изменить вид торгов на запрос предложений. При этом заказчик не вправе менять предмет закупки.

Что касается сроков исполнения и цены, они не обязательно должны оставаться прежними, но формально и их рекомендуется “не трогать”. Приглашения к участию представитель заказчика направляет тем, кого считает способными исполнить контракт.

Одно из самых важных условий – наличие положительного опыта сотрудничества по аналогичным закупкам в течение последних 1,5 лет. Читать подробнее…

2. Аукцион признан несостоявшимся из-за того, что заявку на участие подал единственный участник

В этом случае заказчик получает от оператора для рассмотрения сразу обе части заявки. Если они признаются соответствующими требованиям Федерального закона №44 и документации, то, на основании части 1 статьи 71 этого закона с этим участником заключается контракт по начальной (максимальной) цене.

При этом есть один важный момент. В случае, если победитель, несмотря на то что он не участвовал в самой процедуре аукциона, откажется от подписания контракта, то сведения о нем попадут в Федеральную антимонопольную службу как об уклонившемся. Доказать свою правоту будет очень непросто. Читать подробнее…

3. Аукцион признан несостоявшимся по результатам рассмотрения первых частей заявок

В этом случае события могут развиваться по двум сценариям: отклонены все заявки или допущен только один участник. Если действует первый сценарий, то исход понятен – аукцион придется проводить заново. При этом возможно изменение способа закупки на запрос предложений – на тех же условиях, что и при отсутствии заявок. 

Ситуация с допуском одной заявки аналогична допуску единственного участника. Если ее вторая часть соответствует требованиям Федерального закона №44, то на основании части 2 статьи 71 можно заключать контракт по начальной (максимальной) цене.

Некоторые заказчики считают, что на это нужно, в соответствии с требованиями пункта 25 части 1 статьи 93, разрешение контролирующего органа. На самом деле с 1 января 2015 года там четко указано, что согласование необходимо в ряде случаев, за исключением тех, которые предусмотрены частями 1-3.

1 статьи 71 Федерального закона №44. Читать подробнее…

4. В ходе аукциона не подано ни одного ценового предложения

Крайне редко, но бывают случаи, когда все участники, подавшие заявки и допущенные к процедуре аукциона, решили не принимать в нем  участия. Фактически – это парадоксальный случай. Казалось бы, желающих нет – “дело закрыто”.

На самом деле контракт может быть заключен по начальной (максимальной) цене с тем из допущенных участников, кто подал заявку первым. Единственное, что нужно для этого, на основании части 3 статьи 71 Федерального закона №44 – желание обеих сторон.

Еще раз хочется отметить, что согласование контролирующего органа и в этом случае не требуется, так как все вопросы, качающиеся частей 1 – 3.1 статьи 71 законом отдаются на усмотрение заказчика. Читать подробнее…

5. Аукцион не состоялся по результатам рассмотрения вторых частей заявок

Такая ситуация может возникнуть, если в результате рассмотрения вторых частей заявок соответствующей требованиям Федерального закона №44 признана соответствующей только одна из них, или все участники и вовсе отклонены. 

Во втором случае вопрос решается однозначно – контракт не заключается и заказчику придется проводить аукцион вновь. В первом случае контракт заключается на основании статьи 3.1 44-ФЗ.

При этом победителем признается не тот, кто предложил минимальную цену в ходе аукциона, а тот кто верно оформил документы, входящие в состав заявки.

Отказаться от подписания контракта участнику, вторая часть заявки которого соответствуют требованиям документации и закона, нельзя. Читать подробнее…

Итак, в заключение еще раз хочется отметить несколько моментов, на которые нужно обратить внимание сторонам, если аукцион не состоялся:

  1. с 1 января 2015 года, по какой бы причине это не произошло, в случае если контракт все же заключается на основании частей 1-3.1 статьи 71, согласования контролирующего органа для этого не нужно;
  2. в случае, если заказчик проводит аукцион повторно или меняет способ размещения заказ на запрос предложений, он в обязательном порядке должен внести изменения в план-график и, если есть необходимость, а план закупок;
  3. во всех случаях, за исключением того, когда по результатам рассмотрения первых частей заявок допущено несколько участников, и не один из них не вышел с ценовыми предложениями на процедуру, участник, признанный победителем, обязан подписать контракт. Согласования сторон на это не требуется!

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/71-auktsion-priznan-nesostoyavshimsya

Что важно знать о несостоявшихся закупках?

Признание аукциона несостоявшимся

Статья актуальна на 25 сентября 2019

Участие в закупке, которую признали несостоявшейся, еще не означает, что вы проиграли. Если вы оказались единственным участником, вы получите контракт по максимальной цене — это плюс. Но есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков и это — минус.

Что такое несостоявшаяся закупка?

Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.

Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком.

Недействительными признаются торги,  при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как  определен победитель, контракт с ним расторгнут.  

Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.

Например, в 2018 году каждая третья конкурентная закупка по 44-ФЗ была признана несостоявшейся:  

44-ФЗ
всего размещено извещений в ЕИС3 240 000
не состоялись969 800
% закупок, которые признаны несостоявшимися из-за того, что была подана одна заявка 40%

данные мониторинга Минфина за 2018 год

В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?

1. По 44-ФЗ

Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:

Для конкурса

  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
  • В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.

Для аукциона

Для запроса котировок

2. По 223-ФЗ

Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.

Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции.

Если заключать контракт не с кем 

  • Если не состоялся первый запрос котировок или конкурс, заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 или 10 дней соотвественно.

    Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и через день может провести повторную закупку указанным выше способом.

     

  • Если не состоялся повторный конкурс, первый электронный аукцион заказчик проводит запрос предложений. 

Если определился единственный участник, соответствующий требованиям

В этом случае заказчик может заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям.

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником или только ваша заявка соответствует всем требованиям, то после подведения итогов закупки вам нужно подписать контракт. 

  • По максимальной цене, если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронного аукциона. Например, как в этом аукционе. 
  • По вашей цене, если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям.

Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло  в этой закупке.

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.

Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки

Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.

Следите за всеми закупками, в которых участвуете

Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное и получить напоминание в мессенджер о подведении ее итогов. Это поможет не пропустить срок подписания контракта. 

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1101-nesostoyavshiesya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.