Электронный аукцион: что это такое и при каких условиях проводится
Электронный аукцион по 44 ФЗ — порядок и этапы проведения
Последнее время в обиходе каждого, кто так или иначе связан с контрактами и государственными закупками, появилось словосочетание электронный аукцион.
Не удивительно, ведь это самый популярный вид торгов, проводящихся в соответствии с требованиями Федеральных законов №44 и 223.
В 2015 году на долю такого способа пришлось более 53% всех государственных закупок, осуществленных на территории нашей страны.
Что такое электронный аукцион
Электронный аукцион — это аукцион, проводящийся в сети Интернет. При этом участники не находятся в каком-то определенном месте, а подают предложения дистанционно. Для того, чтобы это было возможным, существуют электронные торговые площадки.
Последние в свою очередь делятся на негосударственные, на которых проводятся аукционы в соответствии с Федеральным законом №223 и государственные, на которых можно найти торги, объявленные в соответствии с требованиями Федеральных законов №44 и №223.
Количество первых — не регламентировано законом. Негосударственные заказчики вправе самостоятельно выбирать, на какой площадке проводить электронные аукционы, а могут и вовсе создать свою.
А вот государственных всего пять, их перечень определен соответствующим Постановлением Правительства:- Единая электронная торговая площадка — www.roseltorg.ru;
- Сбербанк-АСТ — www.sberbank-ast.ru;
- РТС-тендер — www.rts-tender.ru;
- Заказ-РФ (республика Татарстан) — www.zakazrf.ru;
- Госзакупки ММВБ — www.etp-micex.ru.
Что нужно для того, чтобы стать участником электронного аукциона
Прежде, чем участвовать в электронных аукционах, нужно получить электронную подпись и пройти процедуру аккредитации на электронной торговой площадке. Стоит учесть, что регистрация на одной из перечисленных выше площадок не означает, что данные окажутся сразу на всех.
Аккредитоваться нужно отдельно на каждой из пяти. Процесс этот занимает, как правило, 3-5 рабочих дней. Однако если оператор будет рассматривать заявку на регистрацию больше пяти дней, он нарушает закон. В этом случае можно обратиться в Федеральную Антимонопольную службу.
Этапы участия в электронном аукционе
После того, как подготовительный этап завершен, можно приступать к основному — искать интересный аукцион и принимать в нем участие. Однако процесс этот не такой простой, как кажется на первый взгляд. Для участников выделяется несколько этапов.
1. Поиск информации. Делать это лучше всего на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. На этом портале представлены сведения обо всех государственных и негосударственных закупках.
Здесь же можно узнать, на какой из площадок будет проводиться тот или иной аукцион.
Если поставщика/подрядчика/исполнителя интересуют только аукционы, проводящиеся на какой-то определенной электронной площадке, то информацию лучше искать непосредственно на ней.
2. Изучение документации. После того, как заманчивое на первый взгляд предложение найдено, поставщику/подрядчику/исполнителю нужно тщательно изучить аукционную документацию. В случае, если техническое задание или какие-то другие пункты вызывают вопросы, можно направить в адрес заказчика запрос на разъяснение аукционной документации.
3. Внесение на счет суммы, необходимой для обеспечения заявки
Прежде чем подать заявку, будущий участник должен доказать добросовестность своих намерений. Для этого нужно перечислить на свой лицевой счет, автоматически открытый на площадке во время регистрации, сумму, необходимую для обеспечения заявки на участие в аукционе. В дальнейшем эти деньги будут заблокированы оператором.
4. Подача заявки. Поданная участником заявка должна состоять из двух частей. Первая часть заявки включает в себя сведения о том, что предлагается заказчику: товаре, работе или услуге, вторая часть заявки — информацию об участнике.
5. Непосредственное участие в аукционе. До этого этапа участник допускается в том случае, если первая часть заявки соответствует требованиям Федерального закона №44 и аукционной документации. Аукцион проводится в указанное в извещение и документации время. Участник подает ценовые предложения до тех пор, пока считает это для себя выгодным.6. Определение победителя. В этом этапе участник по сути не принимает непосредственного участия. Аукционная комиссия рассматривает и оценивает вторые части заявок. Победителем будет признан тот из участников, который предложил минимальную цену и при этом вторая часть поданной им заявки соответствует требованиям, установленным Федеральным законом №44 и аукционной документацией.
7. Заключение контракта. После того, как победитель определен, заказчик направляет ему проект контракта для подписи. Участник может внести свои коррективы, направив протокол разногласий, или подписать его в том виде, который предлагает заказчик.
Одновременно с контрактом направляются документы, подтверждающие перечисление в адрес заказчика суммы, необходимой для обеспечения исполнения контракта (или информация по банковской гарантии).
С момента подписания контракт считается заключенным и можно приступать к его исполнению.
Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/41-elektronnyj-auktsion-po-44-fz-eto
Способы закупок: для 44-ФЗ и 223-ФЗ и другие — Северо-Западный Удостоверяющий Центр
Рассмотрим класификацию способов закупок товаров, работ и услуг, характерные особенности и отличия каждой закупочной процедуры.
В первом приближении все способы закупок можно разделить на конкурентные и неконкурентные.
Конкурентые закупки строятся по принципу состязательности предложений независимых участников.
Неконкурентные — не подразумевают выбор поставщика.
Разновидности конкурентных процедур
Все конкурентные способы закупок могут видоизменяться организатором торгов в зависимости от сложности предмета закупки, имеющегося времени для проведения торгов и других факторов. Поэтому все конкурентные процедуры могут быть:
- открытыми, закрытыми, с ограниченным участием
- одноэтапные, двухэтапные, многоэтапные
- без предварительного отбора, с предварительным отбором
- без переторжки, с моно-переторжкой, с мульти-переторжкой
- однокритериальные, многокритериальные
- без альтернативый предложений, с альтернативными предложениями
- в электронной, не в электронной форме
- без переговоров, с разъясняющими переговорами, с переговорами по технике и финансам
Конкурентные закупки
Конкурентные закупки могут быть организованы двумя следующими способами:
- путем проведения торгов,
- без проведения торгов.
Проведение торгов предполагает объявление закупочной процедуры с публикацией параметров и требований к поставщикам и их продукции, сбор заявок участников, их анализ, выбор победителя и заключение контракта. Конкурентные торги имеют обширную законодательную базу и достаточно жестко регулируются, накладывая ограничения / требования на заказчиков, участников и сам процесс организации торгов.
Неторговые закупки — менее требовательная, а потому наиболее удобная и часто используемая форма закупочных процедур, сокращающая число требований к заказчикам и потенциальным поставщикам.
Если конкурентные закупки проводятся путем организации торгов, то согласно законодательству Российской Федерации (п. 4 ст. 447 ГК РФ) выделяют две формы конкурентной закупочной процедуры: конкурс и аукцион.
Чем отличается конкурс от аукциона?
Начнем с краткого описания этих торговых процедур.
Аукцион — способ отбора предложений, при котором сначала подаются заявки без ценового параметра, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.
Конкурс (открытый конкурс) — способ отбора предложений, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми параметрами, и победитель выбирается по нескольким критериям: цена, потребительские свойства, качество, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия.
Первое различие указанных торговых процедур заключается в критериях отбора победителя: для аукциона критерием отбора является цена, для конкурса — совокупность характеристик, включая цену.
Можно говорить о том, что определение победителя аукциона достаточно прозрачно, а вот в конкурсе может победить заявка не с самой низкой ценой, но с более высоким показателем надежности компании-поставщика или с выгодными условиями обслуживания — это зависит от субъективного решения конкурсной комиссии.Второе различие состоит в принципе определения победителя. Решающее значение имеет субъект, уполномоченный определять победителя торгов. В точном соответствии с п. 4 ст.
447 ГК РФ «выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия».
Таким образом, в случае проведения аукциона — победителя определяет заказчик / организатор торгов; в случае проведения конкурса — победителя определяет конкурсная коммисия, назначенная организатором торгов.
Третье различие — конфиденциальность.
Заявка на участие в аукционе отражает краткую информацию об участнике, запрашиваемую организаторами, иногда копии некоторых документов, но цену, которую участник готов предложить, не содержит, а соответственно не нуждается в конфиденциальности.
Заявка на конкурс, как правильно, очень сложная и должна быть грамотно и детально оформлена. В ней содержится огромное количество сведений о каждом участнике, на основании которых и идет отбор победителя. Вся эта информация является конфиденциальной.
Последнее значимое различие — финансовое обеспечение. Обеспечить заявку на аукцион можно только путем внесения финансовых средств на счет заказчика, в то время как для конкурса можно использовать для этого банковскую гарантию. Однако для обеспечения исполнения контракта в обоих случаях закон разрешает применять официальную банковскую гарантию.
Чем отличается аукцион от редукциона?
Важно отметить, что указанная выше статья ГК РФ содержит формулировку «наиболее высокую цену», описывающую аукцион только как торги на продажу. На таком аукционе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар.
Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» — денежный интервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе. Шаг аукциона устанавливается преимущественно в процентном соотношении к начальной (стартовой) цене.В подобном аукционе каждая последующая оферта по цене превышает предыдущую, и выигрывает последний оферент.
В каких областях торги организуются как аукцион? Активный аукцион чаще всего используется в сфере исполнительного производства, поскольку основной целью продажи имущества (недвижимости) должника является получение судебным приставом-исполнителем наибольшей суммы для покрытия задолженности по исполнительным листам. Также активные аукционы являются распространенным способом приватизации государственного и муниципального имущества, продажи земельных участков для жилищного строительства.
Аукцион с понижением начальной цены — редукцион
В настоящее время огромное количество торгов проводится не только на продажу, но и на приобретение товаров, работ или услуг. В этом случае организатор торгов заинтересован в получении минимальной цены.
Такой аукцион называют редукционом, победитель которого определяется путем пошагового понижения начальной максимальной цены.
Начальная максимальная цена (НМЦ) контракта — это предельная стоимость заключения контракта (договора), которая указывается в информационной карте закупочной документации, либо извещении о закупке. НМЦ постепенно снижается до ее первого акцепта одним из участников, и торги выигрывает первый акцептант.
В каких областях торги организуются как редукцион? Редукционы наиболее распространены в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.
Подробнее о конкурсе
Именно конкурс представляется оптимальной формой торгов при заключении договора на управление объектом недвижимости, так как в этом случае наибольшее значение имеют не стоимость услуг такой организации, а условия обслуживания здания и качество оказываемых услуг.
Конкурентные закупки без проведения торгов
Конкурентные закупки без проведения торгов обладают очень удобным и потому мега-привлекательным качеством по сравнению с торговыми конкурентными способами закупок.
Речь идет о возможности заказчика отказаться от проведения закупочной процедуры на любом ее этапе, заказчик не обременен обязательством заключить договор с победителем.
Разумеется, данное условие должно быть описано в закупочной документации.
Запрос котировок / запрос цен / мониторинг цен
Запрос котировок используется для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг. Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе» (ст. 72) определяет рамки для применения запроса котировок c целью отбора поставщика:
- НМЦ контракта не должна превышать 500 000 рублей,
- годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн. рублей.
Запрос котировок еще называют запросом цен, поскольку цена — единственный критерий отбора поставщика.
С помощью этого способа закупок приобретается типовая и недорогая продукция в короткие сроки, условия котировочных контрактов не сложные, котировочная заявка короткая и простая, в ней содержится лишь согласие участника исполнить условия контракта, основная информация о поставщике, и конечно предложение о цене.
Можно с уверенностью рекомендовать начинающему поставщику стартовать работу в контрактной системе именно с участия в запросах котировок.
Заказчику эта форма торгов также интересна — на запрос котировок он может пригласить интересующих его конкретных участников, что не допускается в иных случаях.
Проведение запроса котировок напоминает конкурс, т.к. заявки подаются в запечатанных конвертах, которые затем вскрываются заказчиком и сразу оцениваются на предмет определения победителя по единственному критерию — цене.
Запрос предложений
Источник: http://szudc.ru/sposoby-zakupok-44-223-fz-aukcion-konkurs.html
Участие в муниципальных торгах
В текущих экономических российских реалиях все меньше становится возможностей получения достойного места работы не только в коммерческом секторе, но и в бюджетных организациях.
Это связано не только с тем, что российская экономика переживает не лучшие времена, но и тем, что во многих бизнесах применяется все больше современных технологий, заменяющих офисный и производственный персонал.
В бюджетных структурах идет тотальное сокращение персонала, в виду передачи части государственных или муниципальных функций общественным или коммерческим структурам, а также по причине сокращения бюджетных расходов.
В этих условиях все больше российских граждан стараются найти свое место в полноценной экономической жизни, путем создания своего бизнеса. Но для того, чтобы создать свой бизнес, помимо желания нужен определенный стартовый капитал для покупки или аренды недвижимости, промышленного оборудования и т.п.
Но здесь нужно учитывать, что рыночные цены многих объектов недвижимости или оборудования могут быть недоступны для тех, кто задумывается о том, как создать свое дело.
В качестве альтернативы рынку на государственном уровне принято ряд решений и законодательных актов, позволяющих, как частным лицам, так и предпринимателям, приобрести имущество (или права на его использование) на специальных торгах и аукционах. Такие торги и аукционы имеют своей целью создать для всех участвующих в этом процессе взаимовыгодные условия.Муниципалитетам, например, это позволяет избавиться от непрофильного имущества и объектов недвижимости, с содержанием которых связано отвлечение немалой части бюджетных средств. Кроме бюджетной экономии, продажа или арена имущества, принадлежащего городу и поселку, позволяет более эффективно распоряжаться муниципальным имущественным комплексом.
Тем же, кто участвует в таких торгах, существует уникальная возможность получать заказ на выполнение услуг или поставку товаров для муниципальных нужд, а также приобрести недвижимость или имущество по ценам, существенно отличающихся от рыночных (естественно в меньшую сторону). Чтобы участвовать в таких торгах, и тем более, получить выгоду, нужно, как минимум, знать основные требования к участникам торгов, также как и понимание того, как происходят конкурсные процедуры.
В этой статье будет рассказано о том, как принять участие в муниципальных торгах, как и где они происходят, какие документы нужны для того, чтобы быть полноценным участником, какие практические моменты связаны с общим ходом проведения аукционов и торгов.
Какие существуют виды муниципальных торгов
Прежде чем посвятить читателя во все тонкости процесса участия в муниципальных торгах, нужно для начала рассказать о том, какие именно торги проходят на муниципальном уровне, для чего они предназначены, какие их особенности, и как участвовать в торгах муниципального имущества.
Законодательством РФ установлен типовой перечень государственных и муниципальных торгов по закупке товаров и для муниципальных нужд, условия участия в муниципальных торгах, реализации имущества и прав на него, а также конкурсные торги, связанные с продажей имущества должников, признанных судами банкротами (как юридических, так и физических лиц), арестованного или конфискованного имущества.
В частности, это могут быть такие форматы проведения торгов, как:
- в муниципальном (государственном) заказе:
- аукцион;
- конкурс;
- запрос котировок (все торги на понижение);
- в закупках муниципальных учреждений и компаний и кто может участвовать в торгах муниципального предприятия
- любые процедуры по усмотрению и по правилам заказчика;
- аукцион и конкурс (торги на повышение);
- продажа посредством публичного предложения (торги на понижение)
- продажа посредством публичного предложения (торги сначала на понижение, затем возможно на повышение);
- специализированный аукцион;
- торги без объявления цены (цена формируется участниками в ходе торгов).
- тендеры
- электронные аукционы.
Здесь нужно особо отметить, что приоритет все больше отдается проведению торгов по муниципальным контрактам и продаже имущества через электронные торговые площадки, что в некоторых случаях прямо регулируется положениями законов ФЗ 44 и ФЗ 223.
В общем смысле, победителем конкурса является участник торгов, предложивший лучшие условия исполнения договора (возможно даже безотносительно цены), а победителем аукциона – участник, предложивший наилучшую цену договора. Но в Федеральном законе от 26.10.
2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обозначен иной подход. Согласно ст. 110 этого закона победителем конкурса «…признается участник, предложивший наиболее высокую цену за продаваемое предприятие, при условии выполнения им условий конкурса».
Какими законами регулируется участие в муниципальных торгах
Помимо Гражданского Кодекса, устанавливающего общие правовые основы, на которых происходят конкурсные торги и аукционы, российское законодательство имеет разветвленную сеть правовых документов. Эти правовые акты, так или иначе, регламентируют, как общий ход проведения подобных торгов, так и определяют, кто может быть участником и на каких основаниях.
Основополагающими правовыми актами при проведении муниципальных торгов являются такие документы, как:
- Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Источник: http://tv-bis.ru/torgi/696-uchastie-v-munitsipalnyih-torgah.html
Аукцион по 44-ФЗ
Определение электронных торгов можно озвучить, как отношения между заказчиками и потенциальными поставщиками (исполнителями), которые осуществляются на специализированных площадках — ЭТП. После определения победителя аукциона совершается гражданско-правовая сделка, т.к. заключается контракт, на оказание услуг или работ, а также, на поставку товаров.
Компаниям, которые принимают участие в электронных торгах, присваивается индивидуальный порядковый номер. Под ним она и отображается в общем списке у заказчика. Благодаря этому, сговор или подлог становятся весьма затруднительными. И лишь после окончания тендера обнародуется подробная информация об участниках.
В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении заявки на участие в аукционе или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов.
Проведение электронного аукциона 44 ФЗ — основные преимущества
Можно выделить несколько основных преимуществ аукционов по 44-ФЗ:
- Благодаря высокой конфиденциальности информации обо всех участниках, есть высокая вероятность того, что между ними не будет заключен сговор, поэтому заключить контракт можно будет по более выгодной цене;
- Есть возможность привлечения к организации, а также к проведению процедуры закупки специализированной компании;
- Такие процедуры, как прием, регистрация и возврат заявок, а также хранение документации, выполняет оператор системы, а не заказчик.
Участие в аукционе по 44-ФЗ — особенности
заказчик не имеет права на этапе заключения контракта вносить изменения в условия проекта;
ключевым критерием победы в закупке является предложенная цена;
в стоимость минимального ценового предложения включены сопутствующие расходы вроде уплаты налогов, страхования, транспортных расходов;
победивший участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, установленное заказчиком (если торги проходят в рамках 44-ФЗ, то его величина составляет 5-30% от начальной цены контракта).
Проведение аукционов по 44 ФЗ — этапы участия
В данном процессе можно выделить следующие этапы:
1. Подготовительный. Этот этап можно рассмотреть с двух разных позиций: подготовка заказчика и подготовка потенциального исполнителя.
Что касается заказчика, то на данном этапе он создаёт лот (один или несколько), прорабатывает требования заявок претендентов на победу, определяет сроки проведения закупки, размещает информацию на ЭТП.
Что же нужно для участия в электронных торгах?
Если говорить о потенциальных поставщиках, то для электронной формы участия в аукционе, прежде всего они должны получить ЭЦП. Она представляет собой аналог Вашей подписи, которую Вы ставите на бумажных документах.
Цифровая подпись выполняет функцию защиты документов от подделки и внесения корректировок, является подтверждением Вашего авторства, а также свидетельствует о достоверности предоставляемой информации.
Помимо этого, данный вид подписи придаёт документам юридический вес.
ЭЦП находится на носителе, который носит название eToken (от англ. electronic – электронный и англ. token – признак, жетон).
В качестве носителя используется флэш-накопитель. Его можно получить в одном из удостоверяющих центров. Оформление этого вида подписи в среднем занимает около 1 дня, а действительной она является в течение одного года.
Для того чтобы поставщики смогли удовлетворить требование об обеспечении исполнения контракта (только когда закупка происходит не у единственного поставщика), им нужно внести денежные средства на специальный счет на торговой площадке.
Кроме того, условия участия в электронном аукционе предусматривают необходимость потенциальному исполнителю пройти регистрацию в ЕИС и аккредитацию, которая даётся на 3 года.
2. Подача заявок. После размещения информации заказчиком о проведении аукциона на ЭТП, поставщики имеют возможность подавать заявки на участие в нем.
Заявки должны соответствовать требованиям аукционной документации и быть поданы в сроки, указанные в информации об аукционе. При выявлении несоответствия заказчик имеет право отклонить заявку. При этом, иногда недобросовестные участники используют эту возможность для ограничения конкуренции.
Совет: если Вы считаете, что заказчик отклонил Вашу заявку необоснованно, возможно обжалование такого решения в ФАС.
3. Торги. В указанный в тендерной документации день все потенциальные поставщики, заявки которых приняты к участию, заходят на ЭТП. Как только аукцион объявляется открытым, поставщики начинают вносить свои предложения о цене.
У каждого есть 10 минут, чтобы подать ценовое предложение с минимальным шагом 0.5%. И так продолжается пока один из поставщиков не даст самое низкое предложение, а другие больше не будут снижать цену.4. Подписание контракта. С поставщиком, который предложил самую низкую цену (за редкими исключениями, когда заказчик может отдать предпочтение другому игроку в силу объективных причин), заключается контракт в виде электронного документа.
При этом, для заключения контракта, в случаях предусмотренных аукционной документацией, поставщику нужно внести обеспечение исполнения в виде денежных средств или банковской гарантии.
Как участвовать в электронных аукционах
Выше мы уже перечислили, что нужно для участия в ЭА. Победа же во многом зависит от оперативности Ваших действий и серьёзной предварительной подготовки. Эти факторы способны стать определяющими в принятии решения о Вашем допуске к тендеру. Оперативность подразумевает соблюдение всех сроков, указанных в тендерной документации.
К подготовке можно отнести определение «стоп-лайна» компании (предел, ниже которого опускать цену Вам просто нет никакой выгоды). Также необходимо тщательно и внимательно изучить условия аукциона (по ним грамотные аналитики могут предположить приблизительное количество участников и вероятную динамику конкурса).
Пристальное внимание следует уделить составлению заявки, а в особенности её первой части, так как несерьёзное отношение к составлению чаще всего ведёт к ее отклонению. 1 часть заявки является согласием на поставку товара, оказание услуг или выполнение работ, она содержит информацию, показатели товара или ссылку на товарный знак.
Как видно из нашей краткой инструкции по участию в электронном аукционе, с особой тщательностью следует отнестись к подготовительному этапу.
От того, насколько серьёзно Вы к нему подойдёте, зависят не только шансы на победу, но и возможность участия в тендере вообще.
Вы можете заняться подготовкой к тендеру самостоятельно или же обратиться к профессионалам, сэкономив время и повысив вероятность Вашего выигрыша.
© ООО МКК «РусТендер»
Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ
Что такое госзаказ по 44 ФЗ?
Коммерческие тендеры
Поделитесь ссылкой на эту статью
Источник: https://tender-rus.ru/articles/kak-zarabotat-v-sisteme-goszakaza-44-fz-i-223fz/osobennosti-uchastiya-v-elektronnyh-aukcionah
Как проводится закрытый аукцион по 44-ФЗ: особенности и сроки
Закрытый формат аукциона наиболее часто используется Заказчиками для приобретения товаров, услуг или работ, имеющих какое-либо отношение к государственной тайне. В этой статье речь пойдет о том, что собой представляет закрытый аукцион по 44-ФЗ, и в чем его особенности.
Что это такое: Определение и особенности
Закрытый аукцион – это способ определения поставщика, исполнителя или подрядчика, при котором победителем аукциона становится участник, предложивший наиболее выгодные условия контракта.
Процедура проведения закрытых аукционов регламентирована статьями 86-91 Закона 44-ФЗ.
Используется такой формат для осуществления закупок:
- товаров, имеющих отношение к государственной тайне;
- услуг, связанных с транспортировкой, охраной и страхованием различных ценностей, имеющих какое-либо культурное значение;
- услуг по уборке помещений и услуг водителей для обеспечения деятельности судебных приставов и судей.
Документация о закрытом аукционе не подлежит размещению в ЕИС и иных средствах массовой информации. Кроме того, при проведении закрытого аукциона использование электронных документов, а также проведение аудио- и видеозаписи запрещено.
Важно: Доступ к аукционной документации и участию в закрытом аукционе предоставляется только участникам, имеющим доступ к государственной тайне и соответствующим требованиям Заказчика.
Чем закрытый аукцион по 44-ФЗ отличается от открытого в электронной форме?
Порядок проведения аукционов в закрытом формате принципиально отличается от порядка проведения электронных аукционов тем, что электронная форма не может быть использована для проведения закрытого способа закупки. Все дело в том, что согласно законодательству применение электронной документации в закрытых аукционах не допускается.
Кто присутствует на процедуре проведения закрытого аукциона?
На процедуре проведения аукциона в закрытой форме помимо Заказчика присутствуют:
- члены аукционной комиссии;
- участники закрытого аукциона или их официальные представители.
Особенности и порядок проведения
Последовательность действий Заказчика при проведении закрытого аукциона выглядит следующим образом:
- согласование процедуры проведения аукциона с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- предварительная подготовка к проведению аукциона (организация предстоящий закупки, формирование комиссии, определение ее порядка работы, создание и утверждение положений о комиссии);
- подготовка комплекта документов (утверждение аукционной документации);
- направление приглашений или публикация извещений;
- предоставление документов о закрытом аукционе (по требованию любого участника аукциона Заказчик обязан предоставить необходимую документацию в письменной форме);
- направление данных в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (сведения о перечне лиц, получивших документацию об аукционе);
- прием и регистрация поступивших заявок;
- вскрытие конвертов и рассмотрение поступивших заявок;
- направление уведомлений о принятых решениях участникам закупки и копии протокола в ФАС;
- проведение закрытого аукциона посредством снижения начальной цены, указанной в документации (победителем признается участник, предложивший самую низкую стоимость контракта);
- направление копии итогового протокола в ФАС;
- подписание контракта с победившим участником.
Действия участника закрытой закупки в таком случае будут заключаться в:
- поиске информации о проводимом аукционе;
- направлении запроса Заказчику о предоставлении аукционных документов;
- подготовке заявки на участие в закрытом аукционе;
- подаче заявки;
- непосредственном участии в аукционе;
- направлении Заказчику запроса о даче разъяснений итогов аукциона;
- заключении контракта (в случае победы в конкурсе).
Сроки проведения закрытого аукциона
Законодательством РФ для проведения закрытого аукциона определенны следующие временные рамки:
Этап | Сроки | Ссылка на 44-ФЗ |
Публикация извещения об аукционе | Не менее 30 дней до официальной даты вскрытия конвертов | Часть 4 статья 86 |
Подача запроса на получение аукционной документации | С момента публикации извещения в ЕИС | Часть 4 статья 86 |
Направление аукционной документации участнику | В течение трех дней с момента получения запроса | Часть 4 статья 86 |
Направление приглашения потенциальным участникам аукциона | Не позже чем за 10 дней до официальной даты вскрытия конвертов | Часть 5 статья 86 |
Направление перечня лиц, получивших аукционную документацию, в ФАС РФ | Не позже чем за 5 дней до официальной даты вскрытия конвертов | Часть 7 статья 86 |
Обеспечение возможности ознакомления с документацией всем участникам аукциона | В течение двух дней со дня получения соответствующего запроса | Часть 3 статья 87 |
Направление запроса о даче разъяснений в отношении аукционной документации | Не позже чем за 3 дня до последнего дня приема заявок | Часть 4 статья 87 |
Направление разъяснений положений аукционной документации | В течение двух дней со дня получения соответствующего запроса | Часть 5 статья 87 |
Внесение изменений в аукционную документацию | Не позже чем за 5 дней до последнего дня срока подачи заявок | Часть 7 статья 87 |
Направление изменений документации всем участникам аукциона | В течение двух дней со дня принятия решения | Часть 7 статья 87 |
Прекращение приема заявок | В официальный день вскрытия конвертов | Часть 6 статья 88 |
Выдача расписки в получении заявки | По запросу участника | Часть 7 статья 88 |
Возврат заявок, полученных после окончания срока приема заявок | В день их получения | Часть 8 статья 88 |
Отзыв поданной заявки | В любое время до момента начала рассмотрения заявок | Часть 9 статья 88 |
Рассмотрение заявок на участие | Не более 10 дней с последнего дня приема заявок | Часть 2 статья 89 |
Направление копии протокола о рассмотрении заявок в федеральный уполномоченный орган | До конца рабочего дня, следующего за днем утверждения протокола | Часть 5 статья 89 |
Направление уведомлений о принятых решениях участникам аукциона | До конца рабочего дня, следующего за днем утверждения протокола | Часть 6 статья 89 |
Возврат денежного обеспечения заявки участнику, не допущенному к дальнейшему участию | В течение 5 рабочих дней с момента подписания протокола | Часть 7 статья 89 |
Передача протокола и контракта победителю аукциона | В течение 3 рабочих дней со дня утверждения протокола | Часть 8 статья 90 |
Направление копии итогового протокола в федеральный уполномоченный орган | До конца рабочего дня, следующего за датой утверждения протокола | Часть 9 статья 90 |
Направление запроса о разъяснении итогов конкурса | После утверждения протокола | Часть 10 статья 90 |
Предоставление разъяснений итогов аукциона | В течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса | Часть 10 статья 90 |
Возврат денежного обеспечения участникам, не одержавшим победу | В течение 5 рабочих дней со дня утверждения протокола | Часть 11 статья 90 |
Заключение контракта | Не раньше чем через 10 дней со дня утверждения протокола | Часть 2 статья 91 |
Возврат денежного обеспечения заявки победителю аукциона | В течение 5 рабочих дней со дня подписания контракта | Часть 6 статья 91 |
Документация
Согласно действующему Федеральному закону №44-ФЗ в аукционной документации определения поставщика закрытым способом должны содержаться сведения о:
- названии и описании объекта закупки, а также об условиях контракта, включая обоснование начальной цены;
- требованиях к составу и содержанию заявок;
- дате и времени окончания срока подачи заявок;
- размере и порядке предоставления денежного обеспечения заявок, включая требования к банковской гарантии;
- форме контракта, размере обеспечения и требованиях к обеспечению контракта;
- возможности изменений условия контракта;
- валюте, используемой для формирования стоимости контракта и проведения расчетов;
- порядке применения курса валюты;
- дате, времени и месте вскрытия конвертов, а также дате рассмотрения заявок;
- размере «шага аукциона»;
- месте, дате и времени проведении аукциона;
- преимуществах, предоставляемых Заказчиком;
- возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
Важно: К аукционной документации в обязательном порядке прикладывается проект контракта.
Заявка на участие
Для участия в закрытом аукционе потенциальному участнику следует подать соответствующую заявку в установленный срок и по форме, определенной аукционной документацией. Согласно действующему законодательству, участник вправе отправлять в отношении каждого объекта планируемой закупки только одну заявку.
Заявка должна подаваться в письменном виде и только в запечатанном конверте. При этом все листы заявки при этом должны быть пронумерованы и прошиты.
Заявка и том заявки должны быть скреплены печатью участника и подписью уполномоченного лица. Кроме того, в документах должна содержаться опись прилагаемых документов.
В соответствии с частью 2 статьи 88 Закона №44-ФЗ, в заявке на участие должны присутствовать:
- информация и документы об участнике:
- наименование, место расположения, почтовый адрес (для юридического лица)/ ФИО, паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона;
- справка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП не старше полугода;
- документ, удостоверяющий полномочия руководителя или иного лица, подписавшего заявку;
- копии учредительной документации (для юридического лица);
- решение о совершении или одобрении крупной сделки или его копия.
- предложения участника аукциона в отношении объекта планируемой закупки;
- документация, подтверждающая соответствие участника установленным требованиям;
- документация, подтверждающая наличие денежного обеспечения заявки;
- документация, подтверждающая право участника на получение преимуществ.
Внимание: Требовать от участников предоставления документации, отсутствующей в данном перечне, Заказчик не вправе.
Извещение
Согласно Федеральному законодательству в рамках 44-ФЗ Заказчик не всегда обязан размещать извещение о проведении закрытого определения поставщика в ЕИС, так как в отдельных случаях допускается отправка приглашения потенциальным участникам.
Извещение должно быть опубликовано только в том случае, если предстоящая закупка имеет отношение к государственной тайне, а секретные сведения отображаются в аукционной документации или проекте контракта.
Соответственно, приглашение потенциальным участникам отсылается, если речь идет о:
- закупке товаров, услуг или работ для обеспечения федеральных нужд;
- закупке услуг по транспортировке, страхованию и охране «музейных ценностей»;
- закупке услуг водителей или услуг по уборке помещений для обеспечения нужд судебных приставов и судей.
Когда закрытый аукцион может быть признан несостоявшимся?
Согласно 44-ФЗ закрытый аукцион может быть признан несостоявшимся в следующих случаях:
- на участие в настоящем аукционе была подана лишь одна заявка (часть 10, статья 88);
- на участие в настоящем аукционе не было подано ни одной заявки (часть 10, статья 88);
- аукционная комиссия отклонила заявки всех участников аукциона (часть 8 статья 89);
- аукционная комиссия приняла заявку только одного участника закупки (часть 8 статья 89);
- участник закупки, сделавший предпоследнее предложение, отказался от заключения контракта (часть 3 статья 91).
В случае признания определение поставщика, исполнителя или подрядчика несостоявшимся, Заказчик может внести соответствующие изменения в аукционную документацию и провести повторный конкурс или же по согласованию с ФАС произвести заключение контракта с единственным поставщиком/исполнителем/подрядчиком.
Таким образом, закрытый формат аукциона идеальный способ определить будущего поставщика, подрядчика или исполнителя для осуществления закупок, имеющих отношение к государственной тайне, который позволяет открывать всю необходимую информацию только ограниченному кругу лиц.
Источник: https://specworkgid.ru/zakupki-i-tendery/zakrytyj-aukcion-po-44-fz.html
Шаг аукциона при электронных торгах по 44-ФЗ: что это и для чего требуется? Величина и временной интервал
Электронный аукцион представляет собой многоэтапную конкурентную процедуру закупки по нормам 44-ФЗ. Один из важнейших этапов – это торги, в ходе которых допущенные участники делают свои ценовые предложения.
Торги в рамках электронного аукциона по 44-ФЗ регламентируется в ст. 68. В процессе проведения электронного аукциона участники делают свои ценовые предложения с учетом снижения НМЦК на величину в пределах установленного шага электронного аукциона.
Что такое шаг аукциона
Электронный аукцион – это специальная закупочная процедура, в которой побеждает участник, предложивший самую низкую цену. В рамках 44-ФЗ проведение данной процедуры регламентируется ст. 59-71 44-ФЗ.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
В настоящее время классические аукционы с молотком в руках аукциониста практически не проводятся, и на их место пришли электронные аукционы. Но понятие «шага аукциона» сохранило свое значение и применяется в контрактной системе и сегодня.
Согласно ст. 68 44-ФЗ, под шагом аукциона понимается величина снижения начальной максимальной цены контракта.
Особенность проведения электронного аукциона состоит в том, что участниками передаются предложения по цене не напрямую заказчику, а через электронную площадку. Перечень операторов ЭТП утвержден Правительством и включает:
- АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
- АО «ТЭК-Торг»;
- АО «Электронные торговые системы»;
- ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;
- АО «Единая электронная торговая площадка»;
- ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов»;
- АО «Российский аукционный дом» и ООО «РТС-тендер».
Ценовые предложения на торгах подают только те участники аукциона, которые были допущены заказчиками по результатам рассмотрения первой части заявки.
Если НМЦК составляет не более 300 млн р. (2 млрд р. для строительных работ), то процедура торгов проводится на следующий рабочий день. Если НМЦК более 300 млн р., то на рассмотрение первой части заявки заказчику дают 3 дня.
Величина шага
Цена исполнения контракта государственного заказчика постепенно снижается участниками с учетом шага аукциона.
Шаг аукциона устанавливается в размере 0,5-5% от НМЦК (согласно ч. 6 ст. 68 44-ФЗ). Участник электронного аукциона не может произвольно снижать стоимость: он должен делать это строго в пределах шага.
Например, НМЦК государственной закупки составляет 2 млн р. Шаг аукциона с учетом установленного диапазона в 0,5-5% может составлять 10 тыс. р. – 100 тыс. р. То есть каждый участник вправе снизить цену контракту в данном диапазоне.
В ходе торгов участники могут использовать различные тактики подачи ценовых предложений. В первые 10-20 минут опытные участники обычно наблюдают за конкурентами и не проявляют активности.
В процессе проведения аукциона одни участники предпочитают делать предложения по цене с минимальным шагом в 0,5% в последние секунды, другие же более активны и сразу подают ценовые предложения с серьезным дисконтом.
Наиболее распространенной является первая стратегия, которая позволяет долгое время держать высокую ценовую планку контракта.
Агрессивная стратегия участия с резким снижением цены на максимальный шаг (5%) позволяет быстро отстранить конкурентов и получить выгодный контракт.Сегодня редко кто из участников принимает участие в электронных торгах самостоятельно. Большинство использует специальное программное обеспечение «аукционных роботов», которые делают ставки по заданным участниками параметрам.
Участники в данном случае указывают только минимальную цену, по которой они готовы выполнить контракт.
Для чего нужен
Шаг аукциона необходим для регулирования процедуры подачи ценовых предложений. При подаче ценовых предложений участник должен учитывать следующие требования, которые предъявляются к нему:
- Он не может сделать ценовое предложение, равное ранее поданному предложению по цене контракта или больше него, а также «нулевое» предложение по цене.
- Участник не вправе передать предложение по цене ниже текущего минимального предложения, которое было сделано в пределах шага.
- Участник не может подать ценовое предложение, которое ниже текущего минимального предложения по цене, в случае, если его сделал данный участник.
Таким образом, по правилам проведения электронного аукциона каждое следующее предложение должно быть меньше предыдущего, а подавать несколько предложений по цене подряд недопустимо.
Временной интервал
При проведении закупки в формате электронного аукциона устанавливается время приема предложений от участников в 10 минут. Именно столько занимает временной интервал от начала проведения аукциона до истечения сроков подачи ценовых предложений (первая фаза). Также 10 минут – это период ожидания до окончания аукциона после поступления последнего ценового предложения (вторая фаза).
После окончания электронного аукциона любой участник может сделать свое предложение по цене контракта, которое не ниже последнего предложения о минимальной цене независимо от величины «шага аукциона».
Если участник электронного аукциона предложил цену контракта, которая равна цене, сделанной другим участником, то лучшей признается цена, предложенная первой.
Если в течение 10 минут после начала аукциона ни один из участников не подал ценовое предложение, то аукцион признается несостоявшимся.
Конкретных временных рамок, которые лимитируют продолжительность аукциона, в настоящее время не предусмотрено.
Минимальная продолжительность торгов составляет 10 минут. Такая ситуация допускается, если никто из участников не сделает своих ценовых предложений.
Максимальная продолжительность торгов ничем не ограничивается. Торги продлятся до того момента, пока всеми участниками не будут исчерпаны предложения по цене. В течение 30 минут после окончания торгов ЭТП подводит итоги и формирует протокол торгов, который направляется заказчику. Вместе с протоколом заказчику передаются вторые части заявки от участников.
Особенности аукциона на право подписания контракта
В том случае если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до 0,5% от НМЦК, то аукцион проводится на право подписания госконтракта.
Данный аукцион проводится через повышение цены контракта с учетом таких особенностей:
- Он проводится до момента достижения цены контракта размера не более 100 млн р.
- Шаг аукциона составляет не более 5% от суммы в 100 млн р.
- Размер обеспечения по контракту рассчитывается на основании НМЦК, указанной в закупочном извещении.
- Участник не может подать ценовое предложение по контракту выше максимальной суммы сделки для него, которое указано в решении об одобрении крупной сделки (такое решение имеется в реестре участников аукциона, которым выдана аккредитация на ЭЦП).
Таким образом, шаг аукциона – это величина снижения начальной цены контракта. Он устанавливается заказчиком и фиксируется в закупочной документации. Величина шага аукциона составляет от 0,5 до 5% от НМЦК. Максимальный временной интервал между предложениями участников по 44-ФЗ составляет 10 минут. Если в указанные рамки новых предложений не поступило, то аукцион признается завершенным.
Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://pravo.team/zakupki/44/shag-auktsiona.html