Приоритет российским товарам: что говорит Минэкономразвития
Закупки по 223-ФЗ: преференции российским товарам
Постановление Правительства от 16.09.2016 № 925 с 2017 года вводит новое правило в закупки по Закону 223-ФЗ. Государство решило активно поддерживать российских поставщиков и предоставило им преференции при участии в закупках. Как действует новое правило, рассмотрим в статье.
С 1 января 2017 года российские поставщики, исполнители и подрядчики, которые участвуют в закупках по Закону № 223-ФЗ, находятся в более выгодных условиях по сравнению со своими иностранными конкурентами. Их товарам, работам и услугам установлен приоритет в размере 15% от цены договора.
Как действует приоритет?
Если проводится конкурс, запрос котировок, запрос предложений, а также обязательно есть заявки с указанием в качестве страны происхождения РФ и не РФ:
- цена заявки РФ оценивается по цене «предложение -15%»;
- если победил участник — РФ, то договор заключается по предложенной цене (без «-15%»).
Если проводится аукцион и одновременно есть заявки со страной происхождения РФ и не РФ:
- если победил участник — не РФ, то договор заключается по цене «предложение -15%».
Никаких ограничений в отношении перечня товаров, работ, услуг, при закупках которых устанавливается приоритет, постановление № 925 не содержит.
Закупки по 223-ФЗ
Дистанционный курс повышения квалификации «Закупки по 223-ФЗ»
Подробнее
Приоритет предоставляется при закупках в рамках Закона № 223-ФЗ, осуществляемых любым способом, за исключением закупки у единственного поставщика.
Постановлением предусматривается, что для подтверждения российского происхождения предлагаемых товаров участнику закупки не потребуется представлять каких-либо документов, достаточно будет указать этот факт в заявке на участие в закупке.
Пример 1.
В одной заявке импортный товар предлагается за 1000 рублей.
В другой заявке российский товар предлагается за ту же сумму, 1000 рублей.
При рассмотрении заявок заказчик руководствуется тем, что должен дать преференцию российскому товару в 15%, и считать, как будто бы цена российского товара 1000 рублей — 15%, т.е. 850 рублей.Таким образом победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 150 рублей (850 против 1000).
Однако договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. 1000 рублей.
Пример 2.
В одной заявке импортный товар — 1000 рублей.
В другой заявке российский товар — 1150 рублей.
И опять же действует схема предоставлении преференции российскому товару в 15%. Цена российского товара будет 1150 рублей — 15%, т.е. 977,5 рублей. Победителем будет признана заявка с российским товаром, т.к. его цена с учетом преференции будет дешевле на 22,5 рублей (977,5 против 1000). Но договор будет заключен по цене, предложенной в заявке, т.е. по 1150 рублей.
В итоге заказчик обязан будет приобрести товар дороже на 150 рублей только по той причине, что он является российским. Да, это поддержка российского производителя, но поддержка, вынужденная и навязанная государством, т.к. заказчики по 223-ФЗ часто осуществляют закупки за счет собственного бюджета, а не за деньги государства.
Когда приоритет российским ТРУ не предоставляется
Случаи, в которых приоритет не предоставляется:
- конкурентная процедура не состоялась, поэтому закупка проводится у единственного поставщика;
- все заявки на участие в закупке — с предложениями о поставке российских товаров, работ и услуг;
- все заявки на участие в закупке — с предложениями о поставке иностранных товаров, работ и услуг;
- заявка участника конкурса содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских — меньше 50% стоимости всего предложенного им;
- заявка участника аукциона содержит предложение и с российскими, и с иностранными товарами, работами и услугами. При этом стоимость российских — больше 50% стоимости всего предложенного им.
Какие изменения необходимо внести заказчикам в документацию
В Требованиях к содержанию, форме, оформлению, составу заявки:
- требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;
- положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;
В Извещение:
- сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;
В Положении и в документации:
- условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;
- условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);
- указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;
- указание на то, что оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
В раздел документации про заключение договора:
- положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившемся от заключения договора.
В раздел документации про заключение договора и в проект договора:
- условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случаев, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.
Все изменения в Положение о закупке заказчики должны были внести до 1 января 2017 года. А начиная с этой даты должны применять национальный режим при рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок, при заключении и исполнении договоров.
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1507
Приоритет российской продукции
Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, обязаны поддерживать российских производителей и российских лиц, которые выполняют работы и оказывают услуги. Читайте, на какую продукцию предоставить приоритет, какие особенности и противоречия учесть и как применять национальный режим.
Когда предоставляют приоритет
Приоритет товарам российского происхождения, работам, услугам, которые выполняют, оказывают российские лица, установите, когда проводите конкурс, аукцион либо закупку другим способом из положения о закупке.
Законодатель также уточнил, что приоритет предоставляют с учетом положений договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, далее – ГАТТ 1994 (протокол ВТО от 16.12.2011).
Об этом сказано в пунктах 1 и 8 постановления Правительства от 16.09.2016 № 925 (далее – постановление № 925).
Арбитражный суд города Москвы, Центральный аппарат ФАС, Минэкономразвития и Минфин считают, что заказчик должен предоставить приоритет не только отечественным производителям, но и странам-участникам ВТО и ЕАЭС. Позицию ведомства основывают на двух выводах
- В ГАТТ 1994входит ГАТТ 1947. В ГАТТ 1947 прямо предусмотрено предоставление одинаково благоприятного режима товарам странам-участникам ВТО (п. 4, 8 «а» ст. III ч. II ГАТТ 1947).
- Постановление № 925устанавливает приоритет с учетом положений договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.
2014, в который входят Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. Следовательно, товарам из государств-членов ЕАЭС, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами, зарегистрированными на территории государства-члена ЕАЭС, предоставляют приоритет аналогично российской продукции (п.
8 постановления № 925).
Позицию ведомства изложили в документах:
В то же время территориальные органы ФАС считают, что приоритет по постановлению № 925 установлен исключительно в отношении товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых гражданами России. Круг лиц, которым можно предоставить приоритет, ограничен юрисдикцией РФ без каких-либо условий и оговорок, которые относятся к странам-участникам ВТО и ЕАЭС (п. 1 постановления № 925).
Специалисты УФАС поясняют, что Правительство приняло постановление № 925 с целью поддержать российского производителя. Некорректное толкование документа приведет к тому, что приоритет предоставят странам-участникам ВТО и ЕАЭС.
Тогда постановление № 925 потеряет свой политико-правовой смысл и экономический эффект. Позиция изложена в решениях Новосибирского УФАС от 15.05.2017 б/н, Московского УФАС от 02.05.2017 № 1-00-985/77-17, Санкт-Петербургского УФАС от 05.04.
2017 № 78/9244/17, Новосибирского УФАС от 06.03.2017 № б/н.
Ситуация: должен ли заказчик по 223-ФЗ в документации установить приоритет российским производителям, если закупает иностранный товар конкретной торговой марки
Когда приоритет не предоставляют
Приоритет не предоставляйте, если:
- закупку признали несостоявшейся и договор заключаете с единственным участником;
- в заявке нет предложений о поставке российских товаров и выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;
- в заявке нет предложений о поставке иностранных товаров и выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;
- стоимость российских объектов закупки из заявки меньше 50 процентов и победителя определяете на основе критериев оценки;
- стоимость российских объектов закупки из заявки больше 50 процентов и победителя определяете, снизив начальную (максимальную) цену договорана «шаг» из документации;
- разместили в ЕИС извещения о закупках или направили приглашения на участие до вступления в силу постановления № 925;
- товары, работы, услуги закупаете у единственного поставщика.
Об этом сказано в пункте 6 постановления № 925.
Также контролеры и судьи пояснили, что заказчик вправе не устанавливать приоритет, когда:
- предмет закупки не указан в статье XXГАТТ 1947 (письма от 04.2017 № Д28и-1656, 20.03.2017 № Д28и-1393, решения ФАС от 18.04.2017 № 223ФЗ-333/17, 21.04.2017 № 17/28014/17);
- закупка исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства (решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 06.12.2017 № А65-22351/2017);
- закупает продукцию российских производителей (решение Санкт-Петербургского УФАС от 27.04.2017 № 78/12355/17).
Чтобы установить соотношение цены объекта закупки российского и иностранного происхождения, рассчитайте цену единицы каждого товара, работы и услуги, которые участник предложил.
Используйте формулу:
Чтобы вычислить коэффициент изменения НМЦ договора, воспользуйтесь формулой:
Коэффициент изменения НМЦ договора по результатам закупки | = | Цена, по который заключаете договор | : | Начальная максимальная цена |
Пример: расчет цены единицы каждого товара
Как предоставить приоритет
Приоритет получит участник, который в заявке предлагает российский товар, работы или услуги российских лиц. Приоритет работает по схеме:
Допустим, проводите конкурс или закупку, где победителя определяют на основе критериев оценки и сопоставления заявок. Оценивайте заявки по цене по принципу: участник предложил объект закупки российского происхождения – предложенную цену снизьте на 15 процентов. Договор заключите по цене, которую предложил победитель.
Пример: как предоставить приоритет в конкурсе
Допустим, проводите аукцион или закупку, где побеждает участник, который максимально снизит цену. Договор с победителем, который предложил иностранный товар, заключите по цене, сниженной на 15 процентов. Если проводите торги на право заключить договор, то цену победителя увеличьте на 15 процентов.
Пример: как предоставить приоритет в аукционе
При закупке радиоэлектроники предоставьте приоритет участникам с российскими товарами из единого реестра российской радиоэлектронной продукции. Как установить приоритет, зависит от способа закупки
Первый вариант – проводите конкурс или закупку, где победителя определяют на основе критериев оценки и сопоставления заявок.
Оценивайте заявки по цене по принципу: если участник предложил товар из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, то предложенную цену снизьте на 30 процентов.
Договор заключите по цене, которую предложил победитель. Об этом сказано в пункте 2.1 постановления № 925.
Второй вариант – проводите аукцион или закупку, где побеждает участник, который максимально снизит цену.
Договор с победителем, который предложил товар, не включенный в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, заключите по цене, сниженной на 30 процентов.
Если проводите торги на право заключить договор, то цену, предложенную победителем, с товаром, не включенным в реестр, увеличьте на 30 процентов. Об этом сказано в пунктах 3.1, 4.1 постановления № 925.
Информацию о том, что предоставляете приоритет, включите в положение о закупке и документацию. В документы включите:
- требование декларировать в заявке или ее части наименование страны происхождения товаров;
- положение об ответственности участников, которые представят недостоверные сведения о стране происхождения товара;
- сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги;
- условие о том, что заявку, в которой нет страны происхождения товара, не отклоняют, а рассматривают как предложение о поставке иностранных товаров;
- условие о том, как определить соотношение ценыобъектов закупки российского и иностранного происхождения;
- условие об отнесении участника закупки к российским или иностранным лицам. Основание – документы о месте регистрации организации и ИП, документы, удостоверяющие личность физлица;
- указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений из заявки участника, с которым договор заключают;
- положение о заключении договора с участником, который предложил те же условия или вторые после победителя, который уклонился от заключения договора;
- условие о замене страны происхождения товара при исполнении контракта. Основное условие замены товара – качество, технические и функциональные характеристики или потребительские свойства не уступают тем, что стороны прописали в договоре.
Требования установлены в пункте 5 постановления № 925.
Внимание: чтобы предоставить приоритет отечественным товарам, работам, услугам, в положении и документации о закупке отразите в полном объеме сведения, которые указаны в пункте 5 постановления № 925. Ссылки на постановление № 925 недостаточно. Такую позицию высказал Оренбургский УФАС в решениях от 17.02.2017 № 07-16-31/2017, 09.02.2017 № 07-16-26/2017
Позиции контрольных органов по вопросу, обязан ли заказчик в положении и документации о закупке устанавливать преференции, разошлись.
Позиция антимонопольных органов
- В положении о закупке преференции установили, установите и в документации
В извещении и документации о закупке указывают сведения, определенные положением о закупке.
Если заказчик не установит в извещении и документации о закупке приоритет отечественным товарам, работам или услугам, то нарушит пункт 9 части 10 статьи 4 и пункт 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, постановление № 925.
Вывод следует из частей 8–10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.
Позиция изложена решениях
Источник: https://44fzrf.ru/prioritet-rossijskoj-produkczii/
Торговые представительства на пороге новой реформы
МОСКВА, 16 мая. /ТАСС/. Торговые представительства России за рубежом теперь под руководством Минпромторга должны будут сконцентрироваться на вопросах поддержки экспорта промышленных предприятий и еще более тесно сотрудничать с Российским экспортным центром (РЭЦ).
По мнению экспертов и бизнесменов, опрошенных ТАСС, новая реформа торгпредств имеет все шансы на успех в том случае, если представители этого института будут ориентироваться в первую очередь на нужды российских предприятий и заниматься продвижением конкретных товаров и крупных сделок.
Накануне президент РФ Владимир Путин подписал указ о структуре нового кабмина, в котором говорится и о передаче Минпромторгу от Минэкономразвития руководства деятельностью торговых представительств РФ за рубежом.
По словам Медведева, «это позволит сконцентрироваться именно на вопросах поддержки экспорта наших промышленных предприятий, нашего технологического экспорта за границей», чем в настоящее время и так занимается Минпромторг.
«В этом случае будет неплохое соединение» возможностей министерства внутри страны и торговых представительств за границей, заключил глава кабмина. Поддержка экспорта была заявлена одним из приоритетов в новом майском указе президента.
«Система торгпредств как таковых, в принципе, очень хорошо работает во многих странах мира.
Есть много примеров того, как торгпредство является одним из ключевых драйверов взаимодействия с иностранными инвесторами и привлечения иностранных инвестиций Я бы особо обратил внимание на то, что нужно привлекать к работе в этом сегменте представителей бизнеса, которые сами хорошо понимают то, что нужно бизнесу от государства, и как нужно взаимодействовать с потенциальными инвесторами», — сказал ТАСС управляющий партнер EY по России Александр Ивлев.
Система торговых представительств была создана в 1923 году в условиях государственной монополии на внешнюю торговлю. Сейчас у России 57 торговых представительств, 12 отделений торгпредств и четыре постпредства в 57 странах мира.
Дезориентированы и демотивированы
«Российские торгпредства — это наследие СССР. Сам в свое время работал в таком, в Перу. Во времена, когда торговля и инвестиции были полностью государственными, торгпредства выполняли важную функцию. Я, например, работал в «Авиаэкспорте» переводчиком со специалистами, которые обслуживали наши АН-24 и МИ-8″, — поделился своими воспоминаниями бизнес-омбудсмен Борис Титов.
С наступлением свободного рынка торгпредства практически утратили свою функцию и в основном прозябали.
Еще в начале 2000-х годов о необходимости реформирования торгпредств говорил Герман Греф, возглавлявший тогда Министерство экономического развития и торговли.
Изначально он выступал вообще за ликвидацию этого института, позже смягчил позицию и предлагал сократить количество торгпредств более чем в 2,5 раза — до 29, а в 74 странах преобразовать их в торгово-экономические отделы при посольствах.
Новый виток реформ для торгпредств начался в 2012 году, когда стартовала работа над «Концепцией формирования «нового облика» торговых представительств Российской Федерации». На тот момент торговые представительства работали уже только в 53 странах, тогда как в 90-е годы насчитывалось около ста представительств.«Отсутствие значимых результатов деятельности торговых представительств формирует негативное отношение к ним, дискредитирует их потенциал и возможности. Сохранение в усеченном виде старых функций и слабая адаптация к новым условиям, бюрократичный характер работы представляют систему торговых представительств как устаревшую, а в ряде случаев и ненужную», — говорится в концепции.
В результате, по мнению Минэкономразвития, торговые представительства «оказались дезориентированы, поскольку утрачены цели и приоритеты в их деятельности, которые были бы увязаны с интересами РФ и российских компаний в странах пребывания; демотивированы, поскольку система оценки результатов их деятельности не привязана к их поощрению; дезорганизованы, поскольку неэффективны ключевые элементы системы управления и организационные механизмы».
Реформой руководил Алексей Лихачев, занимавший в то время должность замглавы министерства.
«Главные задачи первого этапа реформы — сделать торгпредство «клиентоориентированным» на потребности крупных компаний, включая компании государственные, на малый и средний бизнес, на регионы Работа людей будет оцениваться с учетом мнения главных «выгодоприобретателей» — компаний, регионов, деловых ассоциаций. Но в целом мы хотим, чтобы система KPI была максимально оцифрована и апробирована для того, чтобы избежать формализма, показухи и очковтирательства», — сказал он в интервью газете «Ведомости» в 2012 году.
Реформа за реформой
Минэкономразвития удалось сформировать систему индикаторов, которая в полной мере запущена не была, говорит старший научный сотрудник Лаборатории исследований международной торговли Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Юрий Зайцев. Тем не менее, результаты реформы были позитивными по ряду направлений.
«Некоторые российские торгпредства очень эффективно продвигали российский бизнес и достигали результатов.
К примеру, в Германии, Италии, Франции деятельность торгпредств была наиболее эффективной, что можно заметить по корреляции штабов сотрудников, работающих там, — это большие группы российских представителей.
Нельзя сказать, что сформировать систему, ориентированную на результат, удалось в полной мере, но попытки были», — отмечает он.
Президент общественной организации «Опора России» Александр Калинин согласен, что ряд торговых представительств доказал свою эффективность, например в Китае. Однако в целом по миру «картина пестрая».
«Минэк пытался тоже реформировать систему, но с переходом Лихачева в Росатом реформа остановилась. Почему я так четко говорю, что деятельность торгпредств неэффективна? Посмотрите, сколько мы экспортируем — мизер. Взять, к примеру, малый и средний бизнес — экспортеров там менее 1%.
Каждому малому и среднему предприятию создать дилерский центр, открыть представительство в ста странах мира сложно. А тут специально созданная государственная инфраструктура, созданная за сотни лет, это резко удешевляет входной билет на рынки тех или иных зарубежных стран», — отмечает он.
За время реформы количество торгпредств в целом незначительно выросло, однако основное ее достижение было то, что поменялась география организаций.
Так, в первые годы реформы были открыты торгпредства в Перу, ОАЭ, Монголии, Сингапуре, Никарагуа, Абхазии, Южной Осетии, ЮАР, на Кубе.
Планировалось, что также откроются торгпредства еще в Венесуэле, Мьянме, Эквадоре, Эфиопии, Бангладеш и Нигерии, однако планы не были реализованы.«Сегодня можно сказать, что в какой-то степени работу торгпредства удалось переориентировать на оказание содействия бизнесу, но все же не в полной мере», — отмечает профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский.
Активное участие в реформировании системы торгпредств принимал Российский экспортный центр. Так, Минэкономразвития совместно с РЭЦ в 2015 году начали создавать торговые дома в ряде стран на базе торгпредств.
На данный момент создано уже девять торговых домов, которые должны помогать компаниям вести переговоры с потенциальными партнерами, оказывать поддержку при сопровождении сделок, в логистике, организации выставок и ярмарок.
Без коренного перелома
Однако несмотря на результаты реформы, недовольство сложившейся ситуацией с торгпредствами регулярно высказывали высшие федеральные чиновники.
Игорь Шувалов, будучи первым вице-премьером, на представлении сотрудникам министерства нового министра Максима Орешкина заявил, что необходимо предложить правительству новый вид и функции торговых представительств.
В этом году Шувалов был еще более резок, заявив, что «для многих руководство торгпредством по-прежнему является синекурой».
«Здесь мы ожидаем соответствующих серьезных предложений от министра экономического развития и руководства РЭЦ», — сказал он на годовой коллегии министерства.
Его тогда поддержал Медведев: «Про торгпредства не могу не сказать, потому что я неоднократно эту тему в разных должностях обсуждал с различными коллегами, с министром экономического развития. Надо признаться, что так ничего и не получилось переделать в полном объеме. Это, очевидно, задача на будущее.
Мне кажется, что на этом надо будет сконцентрировать внимание министру и учесть в деятельности министерства. Имею ввиду те огромные перспективы по развитию несырьевого, неэнергетического экспорта, о котором говорил я и Максим Станиславович [Орешкин]. Те задачи, которые поставлены, — для этого нам нужна совершенно другая система торгпредств.
Если эту систему вообще есть резон сохранять в том виде, в котором она существовала и существует».
Собеседники ТАСС в бизнесе и финансово-экономическом блоке правительства сообщили, что еще с 2016 года активно обсуждалась идея передачи торгпредств Минпромторгу. Кроме того, рассматривалась и идея отдать часть представительств напрямую РЭЦ.
Светлое будущее с Минпромторгом
Переход торгпредств от Минэкономразвития в Минпромторг будет осуществляться в рамках совместной комиссии.
«Сейчас процедура будет вполне понятная: создадим совместную комиссию — с нашей стороны возглавит ее Азер Талыбов (замминистра), со стороны Минпромторга это будет Василий Осьмаков (замминистра), и передача произойдет максимально быстро и эффективно», — пояснил и.о.
министра Максим Орешкин. Он отметил, что передача Минпромторгу была необходима для оптимизации процессов и повышения эффективности взаимодействия с Российским экспортным центром.
Эксперты в целом согласны с Орешкиным и позитивно оценивают решение о передаче торгпредств, рассчитывая, что они станут еще более активным участником внешнеэкономической деятельности.
«Рост эффективности торгпредств вполне возможен, поскольку Минпромторг имеет дело с конкретными промышленными производителями с одной стороны, с другой стороны — отвечает за торговлю.
Министерство разработало самые разнообразные программы развития отраслей, очень активно помогает российским промышленным производителям посредством таких институтов как Фонд развития промышленности, заключение специнвестконтрактов.Соответственно, у них есть вся необходимая база для того, чтобы активно, посредством вот этих торгпредств продвигать продукцию отечественных производителей за рубеж. У Минэка такой возможности не было», — высказал свое мнение председатель экспертного совета Федерации развития промышленности Антон Данилов-Данилян.
Обращает внимание на возможности Минпромторга и глава «Опоры России». «Минпромторг отвечает за выполнение конкретных показателей по ряду программ импортозамещения. Импортозамещение — это, прежде всего, выход на экспорт в дальнейшем.
Если производитель изготавливает качественные товары и они конкурентноспособны на своей территории, то следующий шаг — проверка качества и конкурентоспособности на экспорте.
Нужно выстраивать целые цепочки, к примеру, достаточно активно и агрессивно находить сбыт на территориях, где есть торгпредства.
Нужно помогать российским производителям организовывать сервис, иногда складской запас, им нужно помочь найти место, где они могли бы с минимальными логистическими потерями организовать дилерскую сеть. Прямой контакт с производственниками, находящимися в реестре Минпромторга и его программах должен быть компетентным и активным», — отмечает Калинин.
Однако, несмотря на очевидные плюсы переподчинения торгпредств, представитель РАНХиГС Юрий Зайцев отмечает и возможные риски данного решения.
«Минусы» заключаются в том, что Министерство торговли и промышленности меньшее отношение имеет к внешнеэкономической деятельности, чем Минэк. В Минэке есть ряд страновых департаментов, отвечающих за международное экономическое сотрудничество.
Минпромторг не имеет такой диверсификации, возможно, это выступит как институциональный барьер, но решаемый», — поясняет он.
Новые реформы
«Если посмотреть на то, что можно сделать в настоящее время у нас, в России, так это, прежде всего, использовать существующие технологии и методы взаимодействия с международным бизнесом, который заинтересован в российском рынке.
Можно также использовать торгпредства для распространения информации об условиях ведения бизнеса в России, об инструментах, которые существуют в рамках поддержки иностранных инвесторов, иностранного бизнеса в целом», — предлагает Александр Ивлев.
Большинство экспертов советуют Минпромторгу в первую очередь обратить внимание на кадровую политику. По их мнению, работать в торгпредствах должны люди, знающие проблемы бизнеса, сами работавшие с иностранными партнерами, изучившие законодательство других стран и особенности экспортных процедур.
Другим важным направлением развития системы торгпредств глава ТПП РФ Сергей Катырин называл углубление географической и отраслевой специализации торгпредств.
«Наиболее эффективно торгпредства, на мой взгляд, будут работать там, где мы начинаем осваивать рынки и пытаемся проникнуть на них в массовом порядке: это Латинская Америка, Африканский континент, Азиатско-Тихоокеанский регион: Вьетнам, Индонезия и так далее. Вот там усилия государства помочь предпринимательству туда проникнуть несомненно нужны.
В Европе, где у нас связи обкатаны, и там ничего неизвестного нет, думаю, это не самый эффективный инструмент на сегодняшний день. В Европе проверку надежности партнера, обеспечение участия делегации в различных форумах, подбор партнеров, инвестиционных проектов, в принципе, могут делать и такие структуры, как торгово-промышленные палаты», — сказал он.
Кроме этого, следует задуматься и об отраслевой специализации торгпредств и торговых домов, нацелив их на продвижение конкретных групп российских товаров, а не распыляться на широкий перечень возможностей российских экспортеров.Более радикальные реформы предлагает Титов. «Мы уже не раз говорили, что институт торгпредств сегодня неэффективен, и предлагали переформатировать их в инвестиционные офисы. Они не только должны заниматься поддержкой торговых связей, но и быть инвестиционным окном в Россию.
Не просто ждать, а активно работать с инвесторами, привлекая их в нашу страну. По большому счету они должны стать частью инвестиционного агентства с условным названием Invest.Russia.
А в малых странах, где задача торгпредств заключалась в координации экономической помощи из СССР, торгпредства сегодня вовсе не нужны, и их функции можно передать аппарату экономического советника посольства», — считает он.
Источник: https://tass.ru/ekonomika/5207168
Преференции для российских товаров. Аналитика аналитические обзоры Национальный режим 223 фз
Кабинет контрактного управляющего
Анатолий Галимский,
эксперт по коммерческим закупкам
С 1 января 2017 года заказчики по Закону № 223-ФЗ обязаны давать преимущества отечественным товарам. Разъясним, что нужно прописать в положении о закупках и документации, чтобы не попасть под штрафы. Для заказчиков по контрактной системе мы подготовили . Проверьте, какие запреты действуют для вас.
Правительство ввело для заказчиков по Закону № 223-ФЗ ограничения на закупку импортных товаров (Постановление Правительства от 16.09.2016 № 925).
Впервые правила корпоративных закупок оказались жестче, чем для закупок по контрактной системе.
Если в 44-ФЗ запреты на импорт точечные, то корпоративные заказчики на конкурентных процедурах должны дать приоритет отечественным производителям по всем товарным группам.
Разберем, что такое приоритет отечественных товаров, когда можно его не применять и какие шесть обязательных условий к поставщикам должны появиться к 2017 году в документации и положении о закупках. А в таблице на покажем, какие части документации и положения нужно поправить.
Страна происхождения товара | Требования , форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке Требования к описанию участниками поставляемого товара, являющегося предметом закупки | Пункт 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗПункт 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ |
Начальная (максимальная) цена единицы товара | Пункт 5 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ | |
Принадлежность участника к российским или иностранным лицам | Требования к участникам | Пункт 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ |
Договор со вторым участником | Последствия признания процедуры несостоявшейся Место и дата рассмотрения заявок участников и подведения итогов | Пункт 11 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ |
Соотнесение цен российского и иностранного товара | Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) | Пункт 5 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ |
Замена страны происхождения товара | Особенности исполнения договора | Постановление № 925 |
Как применять приоритет отечественного
Приоритет отечественного не означает, что импорт закупать нельзя. Это значит, что оценивать поставщиков нужно по специальному алгоритму, который ввело правительство. После оценки заявок нужно скорректировать цены в зависимости от страны происхождения товара.
Правительство разделило конкурентные закупки на два типа и прописало, как действовать при каждом варианте.
Первый тип: оценочный. В таких процедурах победителя определяют по предложениям участников. При конкурсе и запросах предложений участников оценивают по цене и качеству товара. В запросах котировок учитывают только цену.
В оценочных процедурах применяйте к заявкам с российскими товарами цену, сниженную на 15% от той, что предложил участник.
И если участник с российскими товарами выиграет, заключайте договор с ним по предложенной цене, а не по сниженной.
Пример
На конкурс подали 3 заявки с отечественными химреактивами и 1 заявку с импортными. Все по цене 100 руб. При оценке заявок исходите из того, что российские заявки поданы как бы по цене 85 руб. (с учетом преимущества 15%). Оцените заявки по конкурсным критериям, выявите победителя, но заключите с ним договор не по 85 руб., а по 100 руб.
Второй тип: аукционный. Это торг в реальном времени, где участники снижают цену на шаг в аукционе. Если победит участник с импортными товарами, заключайте с ним договор, снизив итоговую цену на 15%.
Когда можно не применять преференции
Не применять преференции вы можете, если допустили к процедуре лишь одну заявку и ваша конкурентная закупка не состоялась. В таком случае вы заключаете договор с единственным участником.
Преференции можно не давать, если все участники предложили российские товары, а иностранные не предложил никто. Или наоборот — все участники пришли с импортом, и никого нет с отечественным.
Не будет работать приоритет при конкурсах, где участник предложил смешанные товары, российские и иностранные и стоимость импортных — более 50% от цены всех товаров. Или если смешанные товары предложили на аукционе, где цена отечественных — более 50% общей стоимости.
Во всех остальных случаях вы обязаны в документации и положении указать приоритет отечественного. Если этого не сделать, контролеры могут наложить штраф 3 тыс. руб. на должностное лицо или 10 тыс. руб. — на юридическое по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП.
Намерены вы покупать импортное или нет, — внесите 6 правок по преференциям в положение о закупках и документацию. И применяйте ограничения на импорт при любых конкурентных процедурах.
Следите за изменениями
До сентября 2016 года никаких документов по преференциям отечественным товарам по Закону № 223-ФЗ не существовало. Случалось, что контрольный орган расценивал преимущества для товаров российского происхождения как ограничение конкуренции. Например, в решении ФАС № 223ФЗ-253/16 от 09.06.2016.
1. Страна происхождения товара
В положении о закупке внесите требование, что участник декларирует в заявке наименование страны происхождения товара. Сделайте это в той части заявки, где участник делает предложение о поставке товара. Указать страну происхождения товара обязаны не только участники закупки, но и победитель.
Объедините в документации требования к участникам и к победителю. Ведь участник, с которым вы заключите договор, уже и так представил наименование страны происхождения товара в декларации на этапе подачи заявки.
Напишите, что если участник не укажет страну происхождения товара, вы не будете отклонять его заявку, а будете считать, что он предложил импортные товары.
Пример идентичных товаров — планшетные компьютеры, ноутбуки и смартфоны. Однородные работы, услуги тоже, не будучи идентичными, имеют сходные характеристики. Это позволяет им быть коммерчески или функционально взаимозаменяемыми.
Для определения однородности работ, услуг учитывайте их качество, а также уникальность и коммерческую взаимозаменяемость.
Какие общедоступные источники можно использовать
Для анализа цен товаров, работ и услуг вы можете использовать общедоступную информацию из открытых источников. Перечислим, что к ним относится:
- цены в контрактах, которые исполнены и по которым не было неустойки с поставщика;
- цены в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц. То есть то, что называется публичной офертой;
- котировки на российских биржах и иностранных биржах;
- котировки на электронных площадках;
- данные государственной статистической отчетности о ценах;
- цены на официальных источниках информации государственных и муниципальных органов, цены в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций;
- сведения о рыночной стоимости объектов оценки;
- данные информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка.
Можно учитывать также результаты изучения рынка, которые провел заказчик по своей инициативе, в том числе на основании контракта. Их учитывают при условии раскрытия методологии расчета цен.
Прайс-листы: за и против
Источник: https://www.glonass46.ru/preferencii-dlya-rossiiskih-tovarov-analitika-analiticheskie-obzory.html