Обязательное общественное обсуждение закупок
Обязательное общественное обсуждение закупок: порядок проведения и этапы процедуры
Общественное обсуждение закупок – это форма контроля за контрактной системой со стороны общественности, которая направлена на недопущение злоупотреблений заказчиками по 44-ФЗ в процессе расходования бюджетных средств. С учетом изменений в 44-ФЗ, которые вступили в силу в январе 2017 года, общественное обсуждение закупок начало носить обязательный характер.
Правовое регулирование
Обязательное общественное обсуждение закупок происходит с опорой на ст. 20 44-ФЗ.
В п. 1 ст. 20 44-ФЗ отдельно подчеркивается, что перечень случаев для обязательного общественного обсуждения закупок и порядок проведения данной процедуры определяется Правительством РФ. Таким образом, именно в Правительственных Постановлениях более детально рассматривается вопрос и регламент общественного обсуждения, тогда как в 44-ФЗ данному вопросу посвящена небольшая рамочная статья.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Правила проведения процедуры общественного обсуждения закупок были утверждены в Постановлении Правительства от 2016 года №835.
На основании п. 2 ст. 20 44-ФЗ случаи, когда необходимо общественное обсуждение, дополнительно могут быть прописаны в региональных и муниципальных нормативно-правовых актах. В таких документах муниципалитетами и субъектами РФ дополнительно указывается порядок общественного обсуждения закупок.В процессе планирования и проведения закупок, которые подвергаются общественному обсуждению, заказчику нужно также учесть требования о нормировании в контрактной системе, поручения и указания органов исполнительной власти, международные и межгосударственные целевые программы, Правительственные Постановления.
Сроки и цели проведения
Обсуждение начинается с даты размещения в ЕИС планов-графиков, в которых представлены сведения о закупках на предстоящий год.
Завершается оно не позднее срока, до истечения которого определение поставщика может быть отменено заказчиком на основании ст. 36 44-ФЗ. Указанные сроки зависят от типа конкурентной процедуры, которая была выбрана заказчиком.
Например, для электронного конкурса или аукциона такие сроки установлены, как 5 дней до окончания периода приема заявок от участников.
Результатами общественного обсуждения закупки могут стать:
- Изменения в закупках по плану-графику или закупочной документации.
- Отмена закупки, если этого требует общественность.
На основе п. 4 ст. 20 44-ФЗ закупки, которые подлежат обязательному общественному обсуждению, не допускается проводить без предварительного общественного обсуждения.
Когда необходимо обязательное общественное обсуждение закупок
Обязательное общественное обсуждение проходят крупные закупки. Данный этап должны пройти все закупки, при которых НМЦК превысила 1 млрд р. Общественному обсуждению подвергаются только конкурентные открытые способы отбора поставщиков.
Стоит учитывать, что в некоторых регионах установлен иной лимит по НМЦК, после которого закупка подлежит общественному обсуждению (например, в г. Красногорске обсуждают закупки на сумму более 500 млн р.).
Обязательное общественное обсуждение должны проводить следующие организации, работающие по 44-ФЗ:
- государственные и муниципальные заказчики;
- бюджетные учреждения;
- централизованные заказчики;
- автономные учреждения, работающие по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ;
- юрлица, которые не являются ГУП и МУП;
- ГУП и МУП, осуществляющие закупки по ч. 5 ст. 15 44-ФЗ;
- бюджетные, автономные и унитарные предприятия, которые проводят закупки по ч. 6 ст. 15 44-ФЗ от имени соответствующих государственных органов,
- учреждения, которые осуществляют централизованные закупки.
Заказчики могут проводить обсуждение закупок через специальный раздел в ЕИС и в ходе публичных слушаний. В обсуждении закупки могут участвовать любые юридические и физические лица, а также органы государственной власти.
Чтобы принять непосредственное участие в процессе общественного обсуждения, заказчику нужна регистрация на официальном сайте в ЕИС. Здесь присутствует раздел «Обязательное общественное обсуждение».
Отправленные участниками сообщения и комментарии изначально проходят предварительную проверку и только потом публикуются в открытом доступе на сайте. Оператор оставляет за собой право на проверку в течение суток.
Когда общественные обсуждения не проводятся
Законодательно предусмотрены исключения, когда общественные обсуждения не нужны:
- Закупка проводится посредством закрытого способа отбора поставщика (на основании ст. 84 44-ФЗ).
- Закупка проводится в рамках гособоронзаказа.
- Повторный конкурс, аукцион, запрос предложений признаны несостоявшимися, или все заявки участников были отклонены, как не соответствующие требованиям закупки по 44-ФЗ.
- Запрос котировок проводился для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий природных катаклизмов или катастроф (ст. 82 44-ФЗ).
Правила проведения
Обязательное общественное обсуждение закупки проводится в два этапа. По результатам завершения каждого этапа заказчик должен опубликовать в ЕИС протоколы. Указанный порядок прописан в Постановлении Правительства №835 от 2016 года. При нарушении сроков и порядка обсуждения сотрудник заплатит штраф.
Первый этап: обсуждение в ЕИС
На первом этапе участники обсуждают детали по закупкам, сведения о которых содержатся в открытом доступе: в плане (документ отменен с 2020 года) или плане-графике. Для этих целей в ЕИС действует спецраздел «Обязательное общественное обсуждение закупок».
Источник: https://pravo.team/zakupki/obyazatelnoe-obsuzhdenie.html
Порядок проведения общественного обсуждения закупок
Закон уделяет вопросу обязательного обсуждения одну небольшую статью. Однако принятые правительством Правила существенно дополняют и расширяют закон. Поговорим о тех действиях, которые необходимо предпринять заказчику, чтобы выполнить все необходимые требования.
КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Получить доступ
Общий порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупки устанавливается статьей 20 Закона о контрактной системе. Начало публичному рассмотрению задает размещение в Единой информационной системе (ЕИС) плана закупок, если в его содержании указаны подлежащие такому мероприятию процедуры. Окончание должно оставлять заказчику возможность отменить закупку.
Полномочия по определению случаев и уточнению порядка проведения рассмотрений переданы правительству и региональным законодателям. С начала 2019 года вступили в действие подробные Правила обсуждений (утверждены ПП от 22.08.2016 № 835).
Действующим порядком установлено, что обязательное общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ проводится заказчиком при единовременных случаях:
- превышения размера начальной (максимальной) цены контракта в 1 млрд рублей;
- выбора конкурентного способа закупки;
- отсутствия признаков исключений.
Исключения и правила при обсуждении
Некоторые условия обозначены в Правилах как исключения. Заказчику проводить общественное рассмотрение не надо, если его закупка:
- закрытого типа;
- относится к гособоронзаказу;
- проводится как повторный конкурс или аукцион по ч. 4 ст. 71 или как запрос предложений;
- осуществляется через запрос котировок для оказания гуманитарной помощи или ликвидации ЧП.
Но если есть исключения, то есть и правила для всех остальных случаев. Закон говорит, что по результатам обязательного общественного обсуждения закупок заказчик получает возможность:
- изменить план закупок, план-график или документацию;
- отменить определение поставщика.
Подлежащие рассмотрению закупки невозможно осуществить без указанного мероприятия.
Обязательное общественное обсуждение проводится в 2 этапа. В обоих этапах могут принимать участие любые лица, которые прошли соответствующую регистрацию в ЕИС.
Первый этап
Включает в себя обмен мнениями через специальный раздел ЕИС и очные слушания. Напомним, что обязательное общественное обсуждение закупки начинается со дня размещения в ЕИС плана закупок.
С этого момента и в течение не менее 20 дней участники высказывают замечания и предложения. Свой ответ на них заказчик размещает в течение 2 дней.
Затем, не позднее чем через 10 дней, заказчик проводит очные публичные слушания. Со стороны участников присутствовать может любое заинтересованное лицо. Со стороны заказчика присутствуют руководитель или его заместители, руководитель контрактной службы. Они дают ответы на поступившие вопросы.
Информация с данными по слушаниям публикуется им не менее чем за 5 дней.
В течение 2 дней после слушаний по каждой закупке заказчик размещает протокол с вопросами и ответами и со своим решением по закупке.
Если решением заказчика процедура не отменена и ее подготовка продолжена без внесения изменений в планы, извещение и документация о закупке публикуются заказчиком в предусмотренные планом сроки.
Второй этап
Со дня размещения извещения и документации в ЕИС начинается второй этап. Участниками рассматривается в ЕИС документация заказчика. Заказчик дает свои ответы на замечания также в течение 2 дней.
При этом обязательное общественное обсуждение закупок заканчивается за 3 дня до того срока, при котором у заказчика сохраняется возможность отменить закупку.
Протокол по второму этапу заказчик публикует с соблюдением аналогичных первому этапу правил, т. е. в течение 2 дней после завершения этапа.Итоги первого и второго этапов идентичны. Заказчик обладает правом в отношении закупочной процедуры:
- отменить;
- продолжить без внесений изменений;
- проводить с изменениями документов.
Ответственность за неисполнение
Протоколы по результатам обоих этапов с помощью технических средств ЕИС доводятся до сведения контролирующих финансовых органов.
Допущенные заказчиком нарушения автоматически фиксируются в ЕИС. В специализированном разделе появляется актуальная информация о случаях несоблюдения установленных правил.
Статьей 7.29.3 КоАП установлен штраф виновных за нарушение порядка или сроков проведения должностных лиц в размере 30 000 руб.
Источник: https://ppt.ru/art/44-fz/obyazatelnoe-obsujdenie
Обязательное общественное обсуждение закупок
Включает в себя обмен мнениями через специальный раздел ЕИС и очные слушания. Напомним, что обязательное общественное обсуждение закупки начинается со дня размещения в ЕИС плана закупок.
С этого момента и в течение не менее 20 дней участники высказывают замечания и предложения. Свой ответ на них заказчик размещает в течение 2 дней.
Затем, не позднее чем через 10 дней, заказчик проводит очные публичные слушания. Со стороны участников присутствовать может любое заинтересованное лицо. Со стороны заказчика присутствуют руководитель или его заместители, руководитель контрактной службы. Они дают ответы на поступившие вопросы.
Информация с данными по слушаниям публикуется им не менее чем за 5 дней.
В течение 2 дней после слушаний по каждой закупке заказчик размещает протокол с вопросами и ответами и со своим решением по закупке.
Если решением заказчика процедура не отменена и ее подготовка продолжена без внесения изменений в планы, извещение и документация о закупке публикуются заказчиком в предусмотренные планом сроки.
Обязательное общественное обсуждение закупок по 44 ФЗ 2019 г
При публичных слушаниях все кто на нем присутствуют могут задавать возникающие у них вопросы, а также осуществлять внесение предложения и озвучивать имеющиеся возражения, они будут относиться к предмету слушания. В обязанности должностного лица организатора входит ответ на эти вопросы, предложения.
На следующем этапе осуществляется обсуждение сведений извещения о госзакупке и ее документации. Получение информации обсуждения начинается после того как происходит публикация извещения в ЕИС. Порядок проведения публикации схож с порядком, который был описан ранее пером этапе. Но есть одно отличие, участники имеют возможность увидеть и изучить свою документацию.
Процедура обсуждения заканчивается 3 дня до срока, когда происходит выбор подрядчика.На основании особых правил проведения общественного обсуждения, осуществление госзакупки может быть как продлено, но с учетом всех имеющихся замечаний или отклонено вовсе. Мы предоставляем помощь по комплексному сопровождению закупок на всех этапах.
Согласно Кодексу об административных нарушений РФ при наличии нарушений порядка и сроков осуществления общественного обсуждения предполагается ответственность.
Согласно ст 7.29.3 при наличии данных нарушений накладывается штраф на должностных лиц на сумму 30 тыс. руб.
Одним из нововведений закона о контрактной системе стали обязательные общественные обсуждения закупок. Они выступают формой общественного контроля за соблюдением правовых норм.
В каких случаях проводятся обязательные общественные обсуждения закупок
Обязательное общественное обсуждение закупок, согласно ст. 20 44-ФЗ, проводится в случае, если максимальная цена заключаемого договора превышает порог в 1 млрд руб. При этом данное требование распространяется только на торги, которые проводятся в конкурентной форме: в частности, в форме открытого аукциона или конкурса.
Исключение составляют ситуации проведения закрытых закупочных процедур. В этом случае общественные слушания не предполагаются. В перечне исключений также представлены:
- Закупки в рамках гособоронзаказа.
- Проведение повторного конкурса или аукциона (в том числе в электронной форме), если первые закупки не состоялись (на них не было подано ни одной заявки или все заявки были признаны недействительными) .
- Проведение запроса котировок для оказания гуманитарной помощи и ликвидации последствий чрезвычайного характера (согласно ст. 82 44-ФЗ).
Обязательное общественное обсуждение закупки начинается с момента публикации в ЕИС закупочных планов, содержащих сведения о торгах и предполагающих осуществление подобного контроля.
Заканчивается данная процедура в тот момент, когда заказчик уже не вправе отменить торги. Эти сроки зависят от того, в какой форме проводится закупка. Например, для конкурсов и аукционов они составляют 5 дней до окончания приема заявок.
Изменения в закупках с 2017 года
С 9 января 2017 года к участникам закупок предъявляется требование по обязательному декларированию отсутствия у них судимости за незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве. Соответствующее изменение в ст. 31 Федерального закона № 44-ФЗ внес Федеральный закон от 28.12.2016 № 489-ФЗ.
Также участник закупки должен продекларировать, что в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке он не привлекался к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ.
Расширение функций Единой информационной системы (ЕИС)
Если до 1 января 2017 года ЕИС брала на себя исключительно комплекс технических функций, в числе которых формирование, обработка, хранение и предоставление данных участникам контрактной системы и др., то теперь, согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 44‑ФЗ, она будет осуществлять еще и контроль за соответствием различной информации:
- информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок
- информации об объеме финансового обеспечения утвержденного и доведенного до заказчика
- информации, включенной в планы-графики закупок
- информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков
- информации, содержащейся в извещении и документации
- информации содержащейся в плане закупок
- условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки
- информации о контракте, включенной в реестр контрактов
Обязательное общественное обсуждение отдельных видов закупок
1 января 2017 года вступает в силу ст. 20 Закона № 44-ФЗ, которая устанавливает необходимость общественного обсуждения отдельных видов закупок.
Случаи, в которых такое обсуждение необходимо, и порядок обсуждения будут определяться правительством.
Обязательное общественное обсуждение проводится на сайте ЕИС в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок», а также в виде очных публичных слушаний.
Нужно сказать, что такая функция реализовывалась и до вступления в силу статьи – Приказ Минэкономразвития РФ от 10.10.2013 № 578 устанавливал эту же самую норму, поэтому принципиальных изменений в данном случае не произошло.
Теперь обязанность заказчиков проводить общественное обсуждение закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млрд руб. и процедура проводится конкурентными способами закупок, закреплена в Постановлении Правительства РФ от 22.08.2016 № 835.
В ч. 3 ст. 20 Закона № 44-ФЗ уточняется, что по результатам общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки вообще могут быть отменены.В Правилах проведения обязательного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 835) названы четыре случая, когда закупки могут осуществляться без общественного обсуждения:
- если они проводятся с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- если они осуществляются в рамках государственного оборонного заказа;
- если закупки осуществляются путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона, запроса предложений;
- если они осуществляются путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со ст. 82 Закона № 44-ФЗ.
Идентификационный код закупки
С 1 января 2017 года в извещении о закупке, плане-графике закупок, документации о закупках и других документах, предусмотренных Законом № 44‑ФЗ, необходимо указывать специальный 36-значный цифровой код — идентификационный код закупки, который обеспечивает взаимосвязь документов.
Формированием этого кода занимается заказчик, согласно порядку, установленному Приказом Минэкономразвития РФ от 29.06.2015 № 422.
Подробнее об этом нововведении рассказывает Станислав Грузин, заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы OTC.RU и ведущий вебинара «Все изменения в 44-ФЗ с 2017 года»:
Запрет на осуществление закупок, не предусмотренных планами-графиками
С 2017 года заказчики обязаны осуществлять закупки согласно планам-графикам.
Согласно ч. 12 ст. 21 Закона № 44-ФЗ, «не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках».
Требования к образованию специалистов по закупкам
С 1 января 2017 года прекратили действие документы об образовании, полученные в рамках Закона № 94-ФЗ и стал обязательным профстандарт для работников контрактной службы и контрактного управляющего. Они должны будут иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Определение мониторинга закупок
С 1 января 2017 года вступает в силу определение мониторинга как системы наблюдений в сфере закупок посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков. Правила мониторинга закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 № 1193.
Подробнее о целях такого мониторинга рассказывает Станислав Грузин:
Перевод государственных и муниципальных унитарных предприятий на контрактную систему
С 1 января 2017 года унитарные предприятия переходят на закупки по нормам 44-ФЗ и смогут применять 223-ФЗ только для закупок за счет безвозмездных грантов и в роли исполнителя по контракту (ч. 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ).
Новый вид контроля в сфере закупок
С 1 января 2017 года Федеральное казначейство, региональные и местные финансовые органы, а также органы управления государственными внебюджетными фондами смогут контролировать, насколько информация об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информация об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок совпадает с той, что утверждена и доведена до заказчика. Также в полномочия входит контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансирования закупок, представленной в различных документах — в плане-графике и в плане закупок, извещениях, протоколах, проектах контракта.
Порядок осуществления контроля установлен Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367.
Появление еще одной электронной площадки для проведения закупок по 44-ФЗ
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 31.12.2016 № 2933-р закупки по 44-ФЗ могут теперь осуществляться и на аукционной площадке РАД (Российский аукционный дом).
Найдите все закупки благодаря умному поиску
Снятие запретов и ограничений поставок импортной продукции при проведении закупок товаров, работ, услуг для нужд обороны страны и безопасности государства
3 января 2017 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31.12.2016 № 1576, которое постановляет признать утратившими силу Постановление Правительства РФ от 24.12.
2013 № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».
Уточнение требований к закупаемым федеральными заказчиками товарам, работам, услугам
С 1 января 2017 года начали действовать поправки, внесенные в Постановление Правительства РФ от 02.09.2015 № 927, согласно которым нормирование в части требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг теперь распространяется и на федеральные государственные унитарные предприятия. Помимо этого, расширяется перечень нормируемой продукции, а код ОКПД заменяется кодом ОКПД2.
Изменение порядка ведения реестра контрактов
В Постановлении Правительства РФ от 01.12.2016 № 1285 уточняется перечень сведений, включаемых в реестр контрактов, которые заключены заказчиками, и реестр контрактов, который включает сведения, составляющие государственную тайну.
Так, в реестр контрактов теперь будет входить следующая информация: о гарантии качества товара, работы, услуги и сроке ее предоставления; о наступлении гарантийного случая; копия документа о согласовании с контрольным органом заключения контракта с единственным поставщиком.
Если объект закупки — лекарственные препараты, то потребуются дополнительные сведения о каждом препарате (наименование, номер регистрационного удостоверения лекарственного препарата, наименование держателя или владельца регистрационного удостоверения, наименование производителя, лекарственная форма, дозировка, количество лекарственных форм во вторичной (потребительской) упаковке).
Изменение перечня продукции, закупаемой у учреждений и предприятий УИС
С 1 января 2017 года коды ОКПД заменены на коды ОКПД 2. Также исключено уточнение, что поставка отдельной продукции может осуществляться учреждениями и предприятиями УИС только для нужд УИС, ФССП России и при размещении государственного оборонного заказа.
Соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1292 «Об утверждении перечня товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы, закупка которых может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)».
Вывод ГУП и МУП из-под действия 223-ФЗ
О том, что с 1 января 2017 года МУП и ГУП при осуществлении закупок должны ориентироваться на положения Закона № 44‑ФЗ, уже говорилось ранее. Следует помнить об исключении некоторых закупок автономных учреждений, которые они смогут осуществлять в соответствии с 223‑ФЗ.
Изменения в участии в закупках субъектов МСП
Постановление Правительства РФ от 14.12.
2016 № 1355 внесло изменения в ряд нормативно-правовых актов, которые затрагивают аспекты планирования и проведения закупок по 223-ФЗ с участием субъектов МСП, а также вопросы составления итоговой отчетности (Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352; Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169; Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932; Постановление Правительства РФ от 25.12.2015 № 1442).
Следует обратить внимание на обновление перечня конкретных заказчиков, в отношении которых проводится мониторинг закупочной деятельности (Распоряжение Правительства РФ от 8.12.2016 № 2623-р).
Источник: https://kontur.ru/articles/4679
Правила проведения обязательных общественных обсуждений закупок и ответственность за их нарушение
Одним из нововведений закона о контрактной системе стали обязательные общественные обсуждения закупок. Они выступают формой общественного контроля за соблюдением правовых норм.
Общественное обсуждение закупок
В качестве формы общественного контроля закупок для государственных и муниципальных нужд введено общественное обсуждение закупок. Случаи и основные требования к порядку обязательных общественных обсуждений закупок установлены Законом о контрактной системе[1].
До 2015 года порядок обсуждения закупок устанавливался Приказом Минэкономразвития РФ № 578[2].
Общественное обсуждение закупок применимо, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ЕП), превышает 1 млрд руб. Случаи и порядок проведения обсуждения закупок с 2016 года устанавливаются Правительством РФ.
Однако для обеспечения нужд субъектов РФ или муниципальных нужд законодательство субъектов РФ, муниципальные нормативные правовые акты могут определять также иные случаи и порядок проведения общественного обсуждения закупок как в 2015 году, так и в последующий период.
Действия общественного контролера при выявлении нарушений
При выявлении нарушений общественный контролер при помощи специального функционала официального сайта[3] сформулирует и разместит свои вопросы, замечания или предложения. При получении аргументированного ответа от заказчика он либо соглашается с доводами, либо продолжает обсуждение.
Если ответ не получен в установленный срок (согласно Приказу Минэкономразвития РФ № 578 в течение двух дней), возникает основание для обжалования действий заказчика в Росфиннадзоре или ФАС.
Началом общественного обсуждения закупки считается дата ее размещения на официальном сайте планов закупок. Обсуждение завершается за три дня до дедлайна – даты, не позднее которой определение поставщика может быть отменено в соответствии со ст. 36 Закона о контрактной системе.
Результат обязательного общественного обсуждения закупок может стать причиной внесения изменений в план закупок, план-график, документацию о закупках, а также отмены самой закупки.
Кто имеет право участвовать в обсуждении закупок
Обсуждение закупок – это одна из форм общественного контроля, поскольку соответствует целям общественного контроля: содействие развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждение, выявление нарушений требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирование заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях. Согласно ст. 102 Закона о контрактной системе осуществлять общественный контроль, в частности принимать участие в обсуждении закупок, могут на равных условиях любые юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы, места нахождения, любые физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.
В документации должно быть указано на необходимость общественного обсуждения закупки, если цена контракта превышает 1 млрд руб.
При этом общественные объединения и объединения юридических лиц наделены специальными правами. Они могут направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов, проводить мониторинг закупок и оценивать эффективность закупок, инициировать контрольные мероприятия и т. д.
При проверке общественные контролеры в первую очередь смотрят, указано ли в плане-графике на необходимость обсуждения закупки: такая информация должна содержаться в столбце 6 со ссылкой на дату и номер протокола (требование Приказа Минэкономразвития РФ № 544, Федерального казначейства № 18н от 20.09.2013).
У закупки не должно быть избыточных свойств
Проверяющие анализируют планы-графики, а впоследствии и планы закупок, опубликованные на официальном сайте госзакупок. Цель – выявление закупок с избыточными свойствами и на предметы роскоши («золотые кровати»[4]). Примеров отмены таких сомнительных закупок предостаточно.
В основном настораживают закупки, связанные с приобретением дорогих иномарок, но могут вызвать подозрение и закупки других товаров, работ и услуг (ТРУ). Например, на сайте «За честные закупки» (www.zachestnyezakupki.onf.
ru) размещена информация об отмене приобретения услуг по организации питания и обслуживания мероприятия – приема главами органов местного самоуправления муниципального района, посвященного обобщению итогов деятельности муниципального района за 2014 год. Дефицит бюджета данного района на 2015 год был утвержден в размере 1 500 000 руб.При этом стоимость контракта составила 163 733 600 руб. В техническом задании (ТЗ) даже было предусмотрено наличие алкогольной продукции во время торжественного приема.
Сроки очень важны
Проверяется срок обсуждения закупок на официальном сайте. В рамках первого этапа обсуждения закупок он должен составлять не менее 20 дней.
Сроки размещения закупки, указанные в извещении, тоже находятся под пристальным вниманием общественных контролеров. В Рекомендациях для проверяющих[5], например, указано, что заказчики нередко сокращают сроки проведения процедуры, пытаясь завершить ее перед длительными праздниками, что явным образом нарушает законодательство.
Иногда закупка размещается накануне выходных или праздничных дней, тем самым сокращается фактическое время на подготовку заявок, что может существенно сузить круг потенциальных участников. Для расчета планируемых сроков всей процедуры можно воспользоваться бесплатным онлайн-калькулятором на сайте НАИЗ (www .naiz.org /fz44).
Предмет закупки должен быть верно указан
Общественные контролеры следят, чтобы предмет закупки и введенный код ОКПД соответствовали друг другу, иначе будет затруднен поиск лота, что может привести к ограничению конкуренции.
Заказчику следует обратить внимание, что согласно нормативным документам по контрактной системе Классификатор ОКДП[6] утрачивает силу с 01.01.2016 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 № 14‑ст, утвердившего новый классификатор[7].
Предмет закупки должен быть указан с использованием ключевых слов и отражать суть закупки.
Предмет закупки должен указываться с использованием ключевых слов и отражать суть закупки.
Название предмета закупки без использования ключевых слов, например лот № 13 или закупка для государственных нужд, – тоже сигнал для общественных контролеров, чтобы обратить пристальное внимание на закупку.
Завуалированные названия приводят к ограничению конкуренции: закупка как бы «затачивается» под одного поставщика, знающего, в чем заключаются государственные нужды и что такое лот № 13.
Согласно ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки могут выделяться лоты. Участник подает заявку в отношении определенного лота. Количество участников ограничивать нельзя.
Однако Закон о контрактной системе не регламентирует порядок объединения ТРУ в один лот. Четких критериев определения функциональной и технологической связи между ТРУ нет.
Существуют отдельные разъяснения госорганов (например, по строительству комплексных объектов) и примеры судебных постановлений.Чтобы сократить число конкурентов для своих поставщиков, некоторые заказчики укрупняют или объединяют лоты. Данное нарушение встречается при любом способе закупки.
Однако существует запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (ТРУ), технологически и функционально не связанной с ТРУ, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов[8].
Один из признаков такого объединения – отнесение ТРУ к разным группам ОКВЭД или ОКДП.
Поэтому зачастую возникают трения: заказчик считает, что объединение предметов закупки в один лот возможно и оно не приводит к ограничению количества участников закупки (например, объединение в одну закупку изделий медицинского назначения и лекарственных средств), а контролер считает, что это нарушение.
В разъяснениях, опубликованных на сайте «За честные закупки», указывается, что данный вопрос разрешается с учетом принципа запрета ограничения конкуренции, в соответствии с которым запрещается ограничивать конкуренцию между участниками торгов путем включения в состав лотов ТРУ, технологически и функционально не связанных с ТРУ, которые являются предметом торгов. Но законом не установлено однозначных критериев технологической и функциональной связи, что ведет к проблемам и злоупотреблениям со стороны заказчиков. Например, предметом контракта является изготовление расчетной схемы водоснабжения и проектной документации на строительство, реконструкцию разводящих сетей водопровода. В документации указано:
- ТЗ на изготовление расчетной схемы водоснабжения и проектной документации на строительство, реконструкцию разводящих сетей водопровода;
- ТЗ на производство инженерно-геологических изысканий;
- ТЗ на производство инженерно-геодезических изысканий.
Технические работы на производство инженерно-геодезических изысканий не связаны функционально и технически с изготовлением расчетной схемы водоснабжения и проектной документации на строительство и реконструкцией сетей водопровода. На каждый вид этих работ должны быть объявлены отдельные торги. Объединение их в один лот – нарушение п. 3 ст. 17 Федерального закона № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».
Однако с корректностью укрупнения или объединения лотов не всегда все однозначно.
Например, проведение закупки на разработку проектно-сметной документации и строительство объекта контролерами обычно рассматривается как два разных вида бизнеса, которые требуют различных лицензий СРО.
Но следует заметить, что существуют и EPC-контракты[9], в которых объединяются и разработка проекта, и дальнейшее строительство.
Документация должна быть понятна и доступна
Если общественный контролер не сможет скачать все документы о закупке для проверки наличия пустых папок или незаполненных разделов, он расценит это как нарушение.
Зачастую заказчик при архивации документов для размещения их на официальном сайте «забывает» опубликовать какой‑нибудь файл архива, что делает распаковку невозможной. Невозможность ознакомления с документацией – нарушение.
Пример такого нарушения – заявка муниципального учреждения «Управление строительства» на выполнение работ по организации строительства и выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ при строительстве объекта «Жилое здание», размещенная на сайте «За честные закупки».Стоимость контракта – 101 795 025 руб. Однако некоторые заархивированные документы (сметы, чертежи) открыть невозможно. Выявленное контролерами нарушение классифицируется так: затрудняет поиск заказа в базах.
Способы обеспечения исполнения контракта должны указываться все
При содержательном анализе документации общественные контролеры обращают внимание на обеспечение исполнения контракта. Согласно п. 7 ст.
42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должены быть указаны размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
Однако иногда заказчики отражают только один из возможных способов обеспечения – перечисление денежных средств, игнорируя банковскую гарантию. Если законом предусмотрены оба способа обеспечения, то в документации их обязательно следует указывать.
При расчете размера обеспечения тоже возможны ошибки: нужно учитывать НМЦК, наличие аванса, антидемпинговые меры и т. д. Для проверки правильности расчета обеспечения заказчик может воспользоваться специальным бесплатным онлайн-калькулятором. Такой сервис есть на специализированных ресурсах, например на сайте АЮДАР – www.audar-info. ru/info/calculator/rok.
Ошибки при расчете цены контракта
Как следует из Рекомендаций для проверяющих, при анализе НМЦК общественные контролеры в первую очередь должны обращать внимание на наличие ее обоснования. Данное указание не случайно: зачастую заказчики не публикуют обоснование на официальном сайте или делают это формально, отражая цену только одного из поставщиков.
А случается, что «танцуют» от цены аффилированной компании, используя для анализа данные уже не существующих конкурентов.
Пример – заявка на оказание услуг по предоставлению неисключительных прав на использование программ для ЭВМ с дистрибутивом, размещенная петербургским бюджетным учреждением здравоохранения, которая попала под пристальное внимание народных контролеров, в частности, из‑за неправильного обоснования НМЦК: цена была рассчитана на основе предложений поставщиков, которые ушли с рынка, а также «своих» участников.
Источник: https://www.audar-press.ru/obsuzhdenie-zakupok