Кто может стать участником закупок по 44-ФЗ

Содержание

Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок

Кто может стать участником закупок по 44-ФЗ

Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.

Федеральный закон № 44-ФЗ:

  • закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
  • даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
  • регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
  • устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
  • определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

Требования к поставщикам и условия участия в закупках

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
  2. Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
  4. Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
  6. Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
  8. Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить.

Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.

Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.

Можно выделить два основных вида закупок:

  1. Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.

Подробнее о конкурентных закупках

Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.

Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.

Конкурсы проводятся:

  1. В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
  3. В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  4. В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  5. В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  6. В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.

Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону.

Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов.

Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.

Отличия закрытого аукциона от открытого:

  • аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
  • заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
  • электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
  • заявки подаются в запечатанном конверте;
  • закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Другие способы конкурентных закупок:

  1. Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
  2. Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.

Заключение контракта

Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.

Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.

Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры.

Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта.

Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.

Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций.

Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.

Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.

Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.

Эта статья была полезной?

Получить сертификат электронной подписи

Получить сертификат электронной подписи

Источник: https://iitrust.ru/articles/article/chto-nujno-znat-o-44-fz-pervye-shagi-v-sfere-goszakupok/

Как стать участником государственных закупок по 44-ФЗ

Кто может стать участником закупок по 44-ФЗ

Правовым базисом государственной (муниципальной) закупочной деятельности является Бюджетный кодекс РФ. Согласно положениям статьи 72, заключение контрактов, направленных на удовлетворение нужд властных структур, осуществляется в строгом соответствии с планом-графиком. Если в документе отсутствует позиция, сделки признают недействительными, а оплата исполнителю не поступает.

Другим базовым нормативным актом является федеральный закон 44-ФЗ, принятый в апреле 2013 года. Его положения определяют структуру контрактной системы, порядок размещения заказов, правила поиска и выбора поставщиков. В продолжение закона ежегодно выносят постановления Правительства РФ, издают приказы Минэкономразвития и ФАС России.

Какие требования предъявляют к кандидатам?

Точное определение участника закупки приведено в части 4 статьи 3 закона 44-ФЗ. Парламентарии признали таковым любое юридическое или физическое лицо, отвечающее следующим требованиям:

  • правовая самостоятельность (заявки филиалов или представительств недействительны);
  • отсутствие признаков оффшорной организации;
  • регистрация на территории РФ в соответствии с действующим законодательством.

Заказчик располагает возможностью устанавливать требования к потенциальному исполнителю контракта. Условия должны оставаться едиными для всех конкурирующих субъектов.

Принцип справедливой состязательности действует вне зависимости от характера заказа.

Перечень критериев и порядок их утверждения определен статьей 31 Закона. В числе обязательных условий названы:

  • соответствие профессиональному стандарту, либо нормативам, утвержденным для производителя работ, поставщика товара;
  • отсутствие решений о ликвидации, заявлений о банкротстве, извещений о введении конкурсного производства;
  • недопущение административной приостановки деятельности (в качестве санкций за нарушения);
  • обладание исключительными правами, если таковое вытекает из характера заказа;
  • отсутствие конфликта интересов.

Препятствием служит неисполнение обязательств перед бюджетом. Недоимка по налогам, например, является основанием для отказа в рассмотрении заявки. Не допустят к участию в закупочной деятельности лиц, имеющих непогашенную судимость. В отдельных случаях причиной отклонения кандидатуры служит внесение в реестр недобросовестных поставщиков.

Помимо общих, могут быть предъявлены дополнительные требования. Руководствуясь стандартами, заказчик вправе настаивать на подтверждении наличия у претендентов:

  • финансовых или материальных ресурсов, необходимых для полного и своевременного выполнения контракта;
  • опыта, квалификации специалистов;
  • рабочей силы.

Дополнительные критерии должны иметь четкое обоснование. Закон запрещает использовать механизм в целях возведения бюрократических барьеров.

Как проводят проверку участника государственной (муниципальной) закупки?

Обязанность оценки соответствия участников закупочной деятельности закон 44-ФЗ возлагает на руководство электронных площадок и заказчиков. Пренебрежение требованием влечет административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, либо уголовную ответственность.

1) Правила оценки при аккредитации

Необходимость проведения проверки установлена частью 8.1 статьи 31 Закона. Оператор обеспечивает всесторонний анализ в момент регистрации, для чего запрашивает выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Если в ходе контрольных мероприятий будет установлена принадлежность лица к категории оффшорных компаний, в допуске к подаче заявок отказывают.

2) Проверка заказчиком

Оценку организуют комиссионно с учетом правил статьи 39 Закона. Коллегиальный орган создают распорядительным документом до начала закупок. Руководство возлагают на председателя.

Общее число членов определяют по типу органа. Традиционно назначают не менее 5 человек. Если выбор исполнителя по контракту осуществляют через запрос котировок, достаточно 3 специалистов.

Анализ включает получение сведений о соответствии обязательным критериям. При размещении заказа на электронной площадке проверка принадлежности кандидата к числу оффшорных компаний является правом, а не обязанностью.

В завершение напомним, что заказчик получил возможность переложить функцию оценки и отбора поставщика на специализированную организацию. В этом случае проверку проводят независимые эксперты.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/280-kak-stat-uchastnikom-gosudarstvennykh-zakupok-po-44-fz

Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка

Кто может стать участником закупок по 44-ФЗ

Участие в госзакупках — это способ заработка на продаже товаров, работ или услуг государству. Решились попробовать? Мы составили пошаговую инструкцию, как участвовать в госзакупках, что нужно сделать и с чего начать участие в тендерах госзакупок и электронных торгах.

Чтобы научиться участвовать в государственных закупках с нуля, используйте пошаговая инструкция, как работать по 44-ФЗ.

Перед началом

Первое, что следует сделать тому, кто озадачился вопросом, как начать работать в госзакупках — проверить нишу. Уделите внимание этой задаче, чтобы не тратить в пустую время и сразу сосредоточиться на потенциально выгодных торгах. Если проверка показала, что госзаказчики нуждаются в ваших товарах, работах и услугах, переходите к первому шагу инструкции по госзакупкам для чайников.

Шаг 1. Подготовка необходимых документов

Пошаговая инструкция как участвовать в тендерах начинающему ИП (индивидуальному предпринимателю) и ООО (обществу с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки копий следующих документов:

  • уставные документы;
  • документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
  • решение об одобрении крупной сделки;
  • лицензии в случае, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
  • свидетельство СРО, если, в соответствии с законодательством, участие в СРО является для организации обязательным.

Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.

Шаг 2. Оформление ЭЦП и аккредитация на торговой площадке

Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме электронного аукциона на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП).

Электронная подпись должна быть усиленная квалифицированная. Этого требует ст. 5 44-ФЗ.

ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью удостоверяющие центры.

Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год. После истечения срока действия ЭЦП необходимо обновить.

Для получения ключа нужно подать заявку в удостоверяющий центр и предоставить комплект документов. Срок оказания услуги — 2-3 дня.

С 2019 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:

Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — АСТ «ГОЗ».

В 2019 году аккредитация на площадках происходит сразу же после регистрации в ЕИС. Пошаговую инструкцию по регистрации в ЕИС найдете в статье «Как поставщику зарегистрироваться в ЕИС: пошаговая инструкция».

Шаг 3. Поиск торгов и изучение документации

Все закупки по 44-ФЗ размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru. Электронные запросы котировок и электронные аукционы по госзакупкам для новичков — самые оптимальные процедуры. Это быстрые тендеры, в них не обязательно требуется обеспечение, поставщик определяется только по цене. Рекомендуем начинать с них.

При помощи сервиса «Расширенный поиск» можно найти подходящие тендеры по установленным критериям. Нужно установить:

  • диапазон начальной цены заявки;
  • регион поставки;
  • наименование заказчика;
  • ключевые слова извещения и другое.

При нажатии на извещение открывается страница, содержащая полную информацию о проводимой закупке. На этом этапе важно внимательно изучить требования закупочной документации, чтобы узнать, как участвовать в госзакупках и корректно подготовить заявку для заказчика.

Обращайте внимание на требования об обеспечении заявки, предоставлении лицензий и свидетельств, нужны ли документы, подтверждающие квалификацию и опыт. Внимательно изучите техническое задание и проект договора на предмет наличия обеспечения договора, сроков исполнения, соответствия объема закупки возможностям организации, наличия штрафных санкций за ненадлежащее выполнение.

Шаг 4. Открытие спецсчета

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.

В 2019 году нужно открыть отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, а также с него будет списываться плата за победу. Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Подробнее об этом — в статье «Как открыть спецсчет: самая подробная инструкция». Или смотрите видео.

Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия

Заявка участника — это комплект документов в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверную информацию.

Тут не помешает отдельная инструкция. Подготовленные материалы нужно сшить, пронумеровать, сложить в конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документации адресу. Заявка на участие в электронном аукционе подается в электронном виде посредством торговой площадки.

Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к тендеру не допускаются.

Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на расчетный счет заказчика или оператору торговой площадки.

Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС. О том, как стать победителем, рассказали в статье «Как выиграть тендер в 2019 году». Еще пригодится инструкция, как подать заявку.

Шаг 6. Подписание контракта

После победы работа с документами не закончена.

Заказчик должен направить проект контракта. Например, для электронного аукциона на это отводится 5 календарных дней. У победителя есть 5 дней, чтобы ознакомиться с проектом. Обратите внимание на разделы:

  • сроки исполнения;
  • сроки оплаты;
  • штрафные санкции.

Если нужно внести правки, один раз можно отправить протокол разногласий. Такое право предусмотрено в ст. 83.2 44-ФЗ.

: пошаговая инструкция участия в госзакупках и тендерах

Источник: https://goscontract.info/shkola-goszakupok/goszakupki-s-nulya-poshagovaya-instruktsiya-dlya-novichka

Совместные закупки по 44-ФЗ: нюансы участия для поставщика

Кто может стать участником закупок по 44-ФЗ

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы «Азбука тендеров»! В этой статье мы будем говорить о таком понятии, как «совместные закупки». Коснемся вопроса их проведения, и кто вправе их организовывать. Посмотрим на преимущества и недостатки этого процесса глазами заказчиков и поставщиков. А также, какие нюансы следует знать исполнителям для участия в таких тендерах.

Что такое совместные закупки по 44-ФЗ, и как они проводятся?

В разных источниках встречаются разные названия этого понятия: «совместные закупки», «совместные торги», «коллективные закупки», «коллективные торги». Но термин «совместные закупки» закреплен в Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Нам известно, что при осуществлении закупок заказчики применяют конкурентные способы определения поставщика.

К конкурентным способам относятся:

  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Совместные торги проводятся только при аукционах и конкурсах.

Из названия понятно, что совместные закупки организовываются заказчиками совместно и проводятся не для одной организации, а для нескольких. Для чего это делается? Все очень просто: таким образом, заказчики экономят на приобретении товара, либо получении услуги, работы. Заказчики с одинаковыми потребностями объединяются для получения конкретной продукции.

Например, несколько детских лагерей могут объединить свои усилия для совместной организации питания в столовых.

Почему же только в виде аукционов и конкурсов могут проводиться совместные закупки? По 44-ФЗ аукционы и конкурсы не ограничены по сумме контрактов. А вот, например, при запросе котировок максимальный потолок – 500 тысяч рублей.

Вывод следующий: совместные конкурсы осуществляются двумя или более заказчиками, и только при закупке одних и тех же товаров, работ, услуг.

Кто является организатором совместных конкурсов и аукционов по 44-ФЗ?

Ответ на этот вопрос дает ст. 25 44-ФЗ. Организаторами данных торгов могут быть уполномоченный орган, уполномоченное учреждение. Такие полномочия даются ст. 26 44-ФЗ.

Обязанности организатора

Быть организатором коллективных торгов, значит, выполнять определенные функции, которые на него возложили. Они приведены ниже:

  • разработка тендерной документации и публикация ее на сайте ЕИС (документация заранее обсуждается со всеми заказчиками);
  • размещение в базе сведений о ходе торгов, вносимых в документы изменениях и т.д.;
  • работа с запросами участников, ответы на них;
  • публикация в ЕИС протоколов;
  • размещение проекта госконтракта.

Также организатором может быть один из заказчиков, если некоторые свои полномочия переданы другими заказчиками, или уполномоченным органом, уполномоченным учреждением на основании соглашения на проведение и организацию.

Разберем, из каких частей состоит такое соглашение.

Структура соглашения сторон

Соглашение должно содержать:

1) сведения о сторонах, указанных в соглашении;

1.1) идентификационный код закупки (введен № 396-ФЗ от 28.12.2013 г.);

2) сведения о примерном объеме и объекте закупки, а также место, условия, временные рамки работ, услуг, предоставления товаров для каждого из заказчиков;

3) НМЦК контрактов, начальная стоимость товаров, работ, услуг для каждого заказчика и обоснование цен заказчиком-организатором;

4) в соглашении должны быть указаны права, обязанности и ответственность сторон;

5) сведения об организаторе совместных конкурса или аукциона, а также список полномочий, полученных организатором от других сторон соглашения;

6) правила и сроки создания комиссии по проведению закупок, порядок работы такой комиссии;

7) информация об извещении о закупке (порядок и сроки); приглашения на участие в совместных закрытых конкурсе или аукционе, документации о закупке, а также утвержденная документация о торгах;

8) примерный временной промежуток совместных закупок;

9) алгоритм оплаты расходов, понесенных на с организацию и проведение совместных конкурса или аукциона;

10) период действия соглашения;

11) порядок рассмотрения споров;

12) другие сведения, касающиеся отношений сторон.

Следует отметить, что в комиссию входят представители сторон соглашения. Их количество от каждой из сторон может быть разной и пропорционально зависит от объема проводимой закупки.

Расходы также несутся сторонами пропорционально НМЦК контракта. Проще говоря, кто-то больше, кто-то меньше.

Особенности обоснования НМЦК для совместных конкурсов и аукционов

Начальная максимальная цена для каждого контракта – своя. Ее назначает и обосновывает каждый заказчик сам. Цены отражаются в соглашении сторон. Участники могут ознакомиться с ними  в извещении, либо приглашении на участие. Сумма НМЦК, предложенная каждым заказчиком, является итоговой.

  1. Если выигравший участник уклонился от подписания контракта, то сумма обеспечения заявки делится между заказчиками также пропорционально доле НМЦК от общей суммы;
  2. Если обеспечение заявки вносилось на специальный счет в банке, то при внесении обеспечения исполнения контракта (ОИК), денежные средства или банковскую гарантию (БГ) победивший участник должен предоставить персонально каждому заказчику, руководствуясь НМЦК каждого.

Плюсы и минусы совместных торгов по 44-ФЗ

У каждой медали есть две стороны, у каждого явления есть преимущества и недостатки. Коллективные торги по 44-ФЗ не исключение, у них тоже есть свои плюсы и минусы.

К первому плюсу можно отнести экономию средств и трудовых ресурсов. Ускоряется сам процесс организации таких торгов и выполнения контрактов. Заказчик экономит свое время тем, что не проводит всю процедуру от начала до конца, а уполномочивает на это третье лицо.

Следующий плюс — сохранение качества товара при уменьшении цены. В этом проявляется конкурентность закупок.

Не будем умалчивать и о минусах совместных закупок по 44-ФЗ. В любых деловых взаимоотношениях присутствует человеческий фактор.

Сторонам процедуры не всегда получается прийти к общему знаменателю в некоторых вопросах. Попросту говоря, они не могут договориться о ходе процесса, условиях.

Да и не каждый соглашается брать на себя роль организатора из-за нежелания брать на себя огромную ответственность.

Мы посмотрели на совместные торги со стороны заказчиков. Но говоря об участниках, для них тоже есть плюсы и минусы.

К положительным моментам участия, является то, что исполнитель может заключить два и более контракта на большую партию товаров, либо на долгое сотрудничество. Но одновременно это плохо для мелких поставщиков, которые могут предоставить продукцию по низкой цене, но не могут похвалиться объемами и вступить в конкурентную борьбу с «акулами» бизнеса.

Также у участников могут быть спорные ситуации с кем-то из заказчиков. Это говорит о том, что контракт будет заключен только с одним из заказчиков. А значит участник получит свое обеспечение исполнения контракта (ОИК) не в полном объеме, т.к. будет считаться уклонившимся. Мало того, его могут занести в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Если в совместных торгах принял участие только один участник, то решение о заключении контракта принимает каждый заказчик, опираясь на нормы 44-ФЗ, и может заключить контракт с участником, как с единственным поставщиком (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1088).

Заключение

Итак, прочитав статью, вы, наверное, задались вопросом: а часто ли заказчики проводят совместные закупки по 44-ФЗ? Данный вид торгов можно не часто встретить при поиске тендеров на сайте ЕИС.

Но, тем не менее, они проводятся.

И заказчики, и участники отмечают целесообразность их проведения, участие большого количества исполнителей,  оптимизацию расходов, сокращение сроков исполнения, максимальную выгоду по итогу.

В статье мы не говорили о совместных закупках по 223-ФЗ. Они проводятся, но еще реже, чем по 44-ФЗ. На законодательном уровне 223-ФЗ не регулирует такие торги, сам термин не закреплен в этом законе. Но если каким-то крупным корпорациям или компаниям все же необходимо провести совместные торги, то они руководствуются положениями 44-ФЗ.

Источник: https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/sovmestnye-zakupki-po-44-fz.html

Кто может участвовать в госзакупках

Кто может стать участником закупок по 44-ФЗ

Люди ищущие новые каналы сбыта часто задают нам вопросы: Что такое участие в госзакупках? Можно ли участвовать в госзакупках? Как начать участвовать в госзакупках? Как участвовать в госзакупках? Как участвовать в тендерах на госзакупках? Как участвовать в торгах? Может ли ип участвовать в госзакупках? Как участвовать поставщику?

Наиболее вдумчивые задают вопросы: Что нужно чтобы участвовать в госзакупках? Как участвовать в госзакупках, дайте пошаговую инструкцию.

Ну и поставщики, нацеленные на результат, задаются вопросом: Как выиграть тендер на госзакупках?  Как выиграть аукцион на госзакупках?

На эти вопросы мы постараемся дать ответ в данной статье.

Имеет возможность ли физическое лицо принимать участие в закупках для мелкого бизнеса? Как быть в случае если ОКВЭД не совпадает с наименованием объекта закупки?

Имеет возможность ли быть поставщиком организация, которая недавно создана?

Ответы на эти и иные вопросы о задаваемые поставщиками о требованиях законодательства в сфере государственных закупок.

Участвовать в государственных торгах могут все, независимо от организационной формы от даты регистрации организации, аккредитации на электронной торговой площадке, кодов ОКВЭД, системы налогообложения, отсутствия товара в наличии на момент подготовки заявки и прочих подобных моментов.

Существует ряд ограничений в соответствии с законодательством о закупках, но они встречаются далеко не во всех торгах. Советуем внимательно изучать документацию о закупке перед тем, как принимать участие в интересующих вас торгах.

Таким образом если знать как участвовать в Госзакупках, то победить в аукционе и выиграть тендер может ИП, ООО и даже физические лица. На нашем сайте размещена пошаговая инструкция участия в аукционах.

У многих людей возникают вопросы: Как участвовать в аукционах? Можно ли участвовать в аукционах? Что нужно, чтобы участвовать в аукционах. Как начать участвовать в Госзакупках? Как победить в аукционе по 44 ФЗ. На все эти вопросы можно найти ответы на этом сайте.

Так как основа госзакупок — обеспечение конкуренции, прозрачность и открытость, а главная задача законодательства о государственных закупках — сэкономить бюджетные средства.

Основанный на данном постулате, закон предоставляет доступ к закупкам очень широкому кругу лиц.

Впрочем, есть моменты, которые ограничивают круг возможных участников, в некоторых закупках, и аспекты, которые надо принять ко вниманию различным категориям вероятных поставщиков.

КАКИЕ ЗАПРЕТЫ И УСЛОВИЯ СОКРАЩАЮТ КРУГ УЧАСТНИКОВ?

Не все имеют возможность поучаствовать в закупке, в случае если:

в закупке прописаны требования к национальному режиму,

запрашиваются конкретные лицензии и разрешения, в случае если закупка производится на услуги или работы требующие специальные лицензии,

В аукционах на работы, услуги с высокой НМЦ и в закупках технически сложных товаров по постановлению правительства № 99 потребуется опыт работы и квалификация сотрудников.

  проводят аукцион среди СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций,

проводят закрытый аукцион с информацией, включающей в себя государственную тайну.

Различные категории лиц имеют свои особенности участия в государственных закупках.

О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ

Юридически лица наиболее распространённая категория бизнеса и, соответственно государственных закупок.

На что следует обратить внимание юрлицам желающим принять участие в государственных закупках:

В случае если вы на УСН, обратите внимание на условия оплаты в проекте контракта

 Для различных видов юридических лиц есть отличия в подготовке документов.

В случае если юридическое лицо попадает в РНП, то в реестр включают информацию не только о самом юрлице, но и обо всех ее учредителях.

Крупным фирмам, принимающим участие в большом количестве торгов, имеет смысл зарегистрировать, отдельную организацию для участия в «мелких» торгах.

 Это даёт некоторую свободу, и помогает защитится от попадания в РНП по причине какой-либо мелкой оплошности или происков конкурентов.

  Срыв подписания контракта в срок по техническим причинам, ошибки с банковской гарантией, коррумпированный заказчик, и ряд других случайностей может привести добросовестного подрядчика РНП.

В итоге организация и учредители с большой долей вероятности окажутся в РНП.

Создав ООО с одним учредителем, снимаются эти вышеуказанные проблемы, к тому же не нужно собирать общее собрание участников, в случае необходимости решения о одобрении крупной сделки, других решений, проще оформлять и другие документы, которые могут потребоваться в процессе участия в закупке и исполнения контракта.

Для субъектов малого предпринимательства и организаций инвалидов в 44-ФЗ, имеются преимущества.

О ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯХ (ИП)

Особенных требований в законе о контрактной системе в сфере закупок для индивидуальных предпринимателей нет.

 Преимуществом для них является простота аккредитации на площадках, как было уже сказано необходимы лишь все странички паспорта и выписка из ЕГРИП. Для ИП не потребуется решение учредителей о сумме сделки и у него отсутствуют учредительные документы.

Что принимать во внимание Индивидуальным предпринимателям:

В соответствии с пунктом 3-и ст. 3 275-ФЗ, ИП не лишен возможности участвовать в закупках в рамках государственного оборонного заказа.

ИП, согласно Гражданского кодекса отвечает по своим обязательствам (возможным штрафам и пени) всем своим имуществом, в том числе и после закрытия.

В случае если вы попадете в РНП, то на последующие 2-а года не имеете права принимать участие в торгах. Вы будете в реестре РНП, и заказчики не будут Вас допускать до заключения контракта, по результатам рассмотрения вторых частей заявок.

При потребности продолжения работы с госзаказом, придётся открыть ИП на другое лицо.

Заказчик в рамках 44-ФЗ объявляет закупку налогом на добавленную стоимость (НДС). В случае если вы на упрощённой системе налогообложения (УСН) и не платите НДС, то велика вероятность того что заказчик вычтет 18% из цены контракта после проведения торгов.

Это ситуация результат противоречия норм 44-ФЗ и налогового кодекса РФ. Согласно 44-ФЗ, цена контракта появляется в результате торгов, и она неизменна, имеются многочисленны разъяснение Минэкономразвития и Минфина. Но многие заказчики ссылаются на противоположные требования налогового кодека.

Поэтому, если Вы на УСН, а в проекте контракта отсутствует порядок действий заказчика в этой ситуации советуем подать запрос на разъяснения аукционной документации.

Некоторые заказчики дают преимущества субъектам малого предпринимательства и организациям инвалидов.

О ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦАХ

Физические лица имеют возможность зарегистрироваться на любой электронной торговой площадке и принимать участие в аукционах также, как и другие категории участников.

В большинстве случаев они принимают участие в «простых» закупках, не требующих регистрации ИП или же ООО.

 К примеру, аукционы по приобретению квартир, услуг перевода, репетиторов, гидов и т.д. Легче всего им принимать участие в запросе котировок, для которого до конца 2018 возможен вариант на бумажном носителе и нет необходимости получать электронно цифровую подпись.

Процесс аккредитации для физлиц на электронной торговой площадке довольно прост 

Нужно иметь электронно цифровую подпись, а из документов понадобится лишь только копия свидетельства о присвоении ИНН и копия паспорта с 1-й по 20-ю страничку.  При аккредитации нужно будет указать контактные данные и банковские реквизиты.

О ЧЁМ НУЖНО ПОМНИТЬ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ:

При заключении контракта с физическим лицом заказчик устанавливает условие об удержании НДФЛ с физического лица, а при оплате удерживает его в соответствии с ч. 13 статьи 34 44-ФЗ.

Физическое лицо не является субъектом малого предпринимательства, согласно законодательства к ним относятся только юридические лица и ИП (п. 1 статья 3 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Заказчики нередко в маленьких закупках, где на теоретическом уровне имели бы возможность поучаствовать физлица, устанавливают по привычке ограничения по СМП.

В этих закупках физлицо принимать участие не имеет права.

В связи с этим, в случае если вы намереваетесь принимать участие в закупках часто, советуем зарегистрироваться в качестве ИП или же сделать ООО.

О БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Бюджетники могут быть не только заказчиками, но участниками государственных закупок.

Согласно 44-ФЗ, бюджетников не включают в РНП, и они не платят обеспечение контракта.

Организации УФСИН имеет преимущество, в случае победы могут поднять свою цену на пятнадцать процентов, но не выше начальной максимальной цены контракта.

Полученные средства можно израсходовать по 223-ФЗ, если имеется опубликованное положение о закупках.

ИНОСТРАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНОСТРАННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Могут принимать участие в любых закупках, с учетом ограничений по нацрежиму постановлений правительства РФ и 44-ФЗ.

При аккредитации на электронных торговых площадках, иностранцы предоставляют заверенный надлежащим образом перевод, своих документов, выданных в соответствии с законодательством их государств.

Во многих закупках, в соответчики с требованиями законодательства РФ, иностранцы принять участия не могут, и поэтому при желании участвовать им проще открыть в юридические лицо в России и лучше с российскими учредителями.

НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ О ТРЕБОВАНИЯХ К ПОСТАВЩИКАМ о том как участвовать в Госзакупках 

Возможно ли с первого дня регистрации организации или ИП принимать участие в закупках? Как участвовать в Госзакупках.

Ответ: Ограничений нет, вы можете принимать участие в большинстве торгов по 44-ФЗ, за исключением закупок, где заказчик требует опыт поставки подобных продуктов или выполнения аналогичных работ, услуг или в коммерческих торгах установлены требования длительного устойчивого финансового положения компании на рынке. Участвовать в Госзакупках можно на общих основаниях.

Есть ли возможность участия в закупке, в случае если ОКВЭДы указанные в информационной карте не совпадают обозначенным в выписке из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП?

Ответ:

Заказчик в рамках 44-ФЗ лишен возможности отклонить заявку на основании несоответствия кодов ОКВЭД, а, следовательно, в закупке можно участвовать с любыми кодами ОКВЭД.

Возможно ли участие в закупке, если в наличии нет товара и сертификатов соответствия. Как участвовать в Госзакупках?

Ответ: Согласно 44-ФЗ, участник закупки не обязан иметь товар в наличии, на момент подачи заявки на участие в аукционе. Заказчик не имеет права в составе заявки требовать документы, которые передаются вместе с товаром при поставке согласно Гражданского кодекса РФ. Участвовать в Госзакупках можно не имея товар в наличии.

Знание порядка и последовательности участия в Госзакупках, того как участвовать в Госзакупках дает возможность победы в аукционе для физических лиц, ИП, ООО. Знание пошаговой инструкций участия в аукционах облегчает эту задачу. Внимательное ознакомление со страницами данного сайт снимает многочисленные вопросы на тему Государственных закупок:

Что такое участие в госзакупках? Можно ли участвовать в госзакупках? Как начать участвовать в госзакупках? Как участвовать в госзакупках? Как участвовать в тендерах на госзакупках? Как участвовать в торгах? Может ли ип участвовать в госзакупках? Как участвовать поставщику? Что нужно чтобы участвовать в госзакупках? Как участвовать в госзакупках?  Как выиграть тендер на госзакупках?  Как выиграть аукцион на госзакупках?

Источник: https://44fzrf.ru/kto-mozhet-uchastvovat-v-goszakupkah/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.