Кто может стать участником закупок по 44-ФЗ
Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок
Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.
Федеральный закон № 44-ФЗ:
- закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
- даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
- регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
- устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
- определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.
Принципы и понятия единой контрактной системы
Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:
- Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
- Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
- Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
- Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
- Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
- Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.
Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:
- контрактной системы;
- процедуры определения поставщика;
- закупки товаров, работ и услуг;
- участника закупки;
- государственного и муниципального заказчика;
- государственного и муниципального контракта;
- органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
- эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
- совокупного годового объёма закупок;
- электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.
Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.
Требования к поставщикам и условия участия в закупках
Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:
- Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
- Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
- Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
- Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
- Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
- Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
- Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
- Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
- Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
- Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
- Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.
К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.
Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить.
Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.
Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.
Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.Можно выделить два основных вида закупок:
- Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
- Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.
Подробнее о конкурентных закупках
Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.
Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.
Конкурсы проводятся:
- В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
- С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
- В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
- В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
- В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
- В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.
Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону.
Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов.
Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.
Отличия закрытого аукциона от открытого:
- аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
- заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
- электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
- заявки подаются в запечатанном конверте;
- закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.
Другие способы конкурентных закупок:
- Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
- Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.
Заключение контракта
Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.
Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.
Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.
Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры.
Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта.
Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.
Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций.Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.
Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.
Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.
Эта статья была полезной?
Получить сертификат электронной подписи
Получить сертификат электронной подписи
Источник: https://iitrust.ru/articles/article/chto-nujno-znat-o-44-fz-pervye-shagi-v-sfere-goszakupok/
Как стать участником государственных закупок по 44-ФЗ
Правовым базисом государственной (муниципальной) закупочной деятельности является Бюджетный кодекс РФ. Согласно положениям статьи 72, заключение контрактов, направленных на удовлетворение нужд властных структур, осуществляется в строгом соответствии с планом-графиком. Если в документе отсутствует позиция, сделки признают недействительными, а оплата исполнителю не поступает.
Другим базовым нормативным актом является федеральный закон 44-ФЗ, принятый в апреле 2013 года. Его положения определяют структуру контрактной системы, порядок размещения заказов, правила поиска и выбора поставщиков. В продолжение закона ежегодно выносят постановления Правительства РФ, издают приказы Минэкономразвития и ФАС России.
Какие требования предъявляют к кандидатам?
Точное определение участника закупки приведено в части 4 статьи 3 закона 44-ФЗ. Парламентарии признали таковым любое юридическое или физическое лицо, отвечающее следующим требованиям:
- правовая самостоятельность (заявки филиалов или представительств недействительны);
- отсутствие признаков оффшорной организации;
- регистрация на территории РФ в соответствии с действующим законодательством.
Заказчик располагает возможностью устанавливать требования к потенциальному исполнителю контракта. Условия должны оставаться едиными для всех конкурирующих субъектов.
Принцип справедливой состязательности действует вне зависимости от характера заказа.
Перечень критериев и порядок их утверждения определен статьей 31 Закона. В числе обязательных условий названы:
- соответствие профессиональному стандарту, либо нормативам, утвержденным для производителя работ, поставщика товара;
- отсутствие решений о ликвидации, заявлений о банкротстве, извещений о введении конкурсного производства;
- недопущение административной приостановки деятельности (в качестве санкций за нарушения);
- обладание исключительными правами, если таковое вытекает из характера заказа;
- отсутствие конфликта интересов.
Препятствием служит неисполнение обязательств перед бюджетом. Недоимка по налогам, например, является основанием для отказа в рассмотрении заявки. Не допустят к участию в закупочной деятельности лиц, имеющих непогашенную судимость. В отдельных случаях причиной отклонения кандидатуры служит внесение в реестр недобросовестных поставщиков.
Помимо общих, могут быть предъявлены дополнительные требования. Руководствуясь стандартами, заказчик вправе настаивать на подтверждении наличия у претендентов:
- финансовых или материальных ресурсов, необходимых для полного и своевременного выполнения контракта;
- опыта, квалификации специалистов;
- рабочей силы.
Дополнительные критерии должны иметь четкое обоснование. Закон запрещает использовать механизм в целях возведения бюрократических барьеров.
Как проводят проверку участника государственной (муниципальной) закупки?
Обязанность оценки соответствия участников закупочной деятельности закон 44-ФЗ возлагает на руководство электронных площадок и заказчиков. Пренебрежение требованием влечет административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, либо уголовную ответственность.
1) Правила оценки при аккредитации
Необходимость проведения проверки установлена частью 8.1 статьи 31 Закона. Оператор обеспечивает всесторонний анализ в момент регистрации, для чего запрашивает выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Если в ходе контрольных мероприятий будет установлена принадлежность лица к категории оффшорных компаний, в допуске к подаче заявок отказывают.
2) Проверка заказчиком
Оценку организуют комиссионно с учетом правил статьи 39 Закона. Коллегиальный орган создают распорядительным документом до начала закупок. Руководство возлагают на председателя.
Общее число членов определяют по типу органа. Традиционно назначают не менее 5 человек. Если выбор исполнителя по контракту осуществляют через запрос котировок, достаточно 3 специалистов.
Анализ включает получение сведений о соответствии обязательным критериям. При размещении заказа на электронной площадке проверка принадлежности кандидата к числу оффшорных компаний является правом, а не обязанностью.
В завершение напомним, что заказчик получил возможность переложить функцию оценки и отбора поставщика на специализированную организацию. В этом случае проверку проводят независимые эксперты.
Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/280-kak-stat-uchastnikom-gosudarstvennykh-zakupok-po-44-fz
Госзакупки «с нуля»: пошаговая инструкция для новичка
Участие в госзакупках — это способ заработка на продаже товаров, работ или услуг государству. Решились попробовать? Мы составили пошаговую инструкцию, как участвовать в госзакупках, что нужно сделать и с чего начать участие в тендерах госзакупок и электронных торгах.
Чтобы научиться участвовать в государственных закупках с нуля, используйте пошаговая инструкция, как работать по 44-ФЗ.
Перед началом
Первое, что следует сделать тому, кто озадачился вопросом, как начать работать в госзакупках — проверить нишу. Уделите внимание этой задаче, чтобы не тратить в пустую время и сразу сосредоточиться на потенциально выгодных торгах. Если проверка показала, что госзаказчики нуждаются в ваших товарах, работах и услугах, переходите к первому шагу инструкции по госзакупкам для чайников.
Шаг 1. Подготовка необходимых документов
Пошаговая инструкция как участвовать в тендерах начинающему ИП (индивидуальному предпринимателю) и ООО (обществу с ограниченной ответственностью) начинается с подготовки копий следующих документов:
- уставные документы;
- документы, подтверждающие правомочия генерального директора;
- решение об одобрении крупной сделки;
- лицензии в случае, если деятельность, которую осуществляет организация, подлежит лицензированию;
- свидетельство СРО, если, в соответствии с законодательством, участие в СРО является для организации обязательным.
Могут понадобиться копии выполненных договоров и актов к ним, документы о квалификации сотрудников, справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам.
Шаг 2. Оформление ЭЦП и аккредитация на торговой площадке
Многие госзакупки для начинающих по закону 44-ФЗ проводятся в форме электронного аукциона на торговых площадках. Для участия в них необходимо оформить электронную цифровую подпись (ЭЦП).
Электронная подпись должна быть усиленная квалифицированная. Этого требует ст. 5 44-ФЗ.
ЭЦП представляет собой флешку с сохраненным на ней цифровым ключом, подтверждающим полномочия лица, который им пользуется. Такие ключи выдают специальные организации — аккредитованные Минкомсвязью удостоверяющие центры.
Услуга платная, цена ЭЦП для участия в торгах на всех восьми торговых площадках составляет около 5000 руб. в год. После истечения срока действия ЭЦП необходимо обновить.Для получения ключа нужно подать заявку в удостоверяющий центр и предоставить комплект документов. Срок оказания услуги — 2-3 дня.
С 2019 года произошел переход на электронные процедуры. Они проводятся на восьми площадках:
Есть и специализированная платформа для закрытых электронных торгов и гособоронзаказа — АСТ «ГОЗ».
В 2019 году аккредитация на площадках происходит сразу же после регистрации в ЕИС. Пошаговую инструкцию по регистрации в ЕИС найдете в статье «Как поставщику зарегистрироваться в ЕИС: пошаговая инструкция».
Шаг 3. Поиск торгов и изучение документации
Все закупки по 44-ФЗ размещаются на сайте www.zakupki.gov.ru. Электронные запросы котировок и электронные аукционы по госзакупкам для новичков — самые оптимальные процедуры. Это быстрые тендеры, в них не обязательно требуется обеспечение, поставщик определяется только по цене. Рекомендуем начинать с них.
При помощи сервиса «Расширенный поиск» можно найти подходящие тендеры по установленным критериям. Нужно установить:
- диапазон начальной цены заявки;
- регион поставки;
- наименование заказчика;
- ключевые слова извещения и другое.
При нажатии на извещение открывается страница, содержащая полную информацию о проводимой закупке. На этом этапе важно внимательно изучить требования закупочной документации, чтобы узнать, как участвовать в госзакупках и корректно подготовить заявку для заказчика.
Обращайте внимание на требования об обеспечении заявки, предоставлении лицензий и свидетельств, нужны ли документы, подтверждающие квалификацию и опыт. Внимательно изучите техническое задание и проект договора на предмет наличия обеспечения договора, сроков исполнения, соответствия объема закупки возможностям организации, наличия штрафных санкций за ненадлежащее выполнение.
Шаг 4. Открытие спецсчета
Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, то придется открыть спецсчет по 44-ФЗ. Это понятие пришло в контрактную систему с масштабными поправками в июле 2018 года. Раньше деньги для обеспечения заявки размещались на торговом счете электронной площадки.
В 2019 году нужно открыть отдельный счет в банке, на котором находятся деньги для обеспечения заявки, а также с него будет списываться плата за победу. Мы не только подготовили пошаговую инструкцию, но и собрали информацию о том, на каких условиях банки открывают спецсчета. Подробнее об этом — в статье «Как открыть спецсчет: самая подробная инструкция». Или смотрите видео.
Шаг 5. Подготовка и подача заявки для участия
Заявка участника — это комплект документов в электронной или бумажной форме, составленный в полном соответствии с требованиями документации о закупке. Документы должны быть заверены уполномоченным лицом участника и содержать достоверную информацию.
Тут не помешает отдельная инструкция. Подготовленные материалы нужно сшить, пронумеровать, сложить в конверт, запечатать и передать заказчику по указанному в документации адресу. Заявка на участие в электронном аукционе подается в электронном виде посредством торговой площадки.
Важно успеть ее подать до истечения указанного в документации срока. Заявки, поданные с опозданием, к тендеру не допускаются.
Если в документации предусмотрено обеспечение заявки, участнику необходимо перед ее подачей перечислить указанную сумму на расчетный счет заказчика или оператору торговой площадки.
Результаты тендера публикуются на сайте ЕИС. О том, как стать победителем, рассказали в статье «Как выиграть тендер в 2019 году». Еще пригодится инструкция, как подать заявку.
Шаг 6. Подписание контракта
После победы работа с документами не закончена.
Заказчик должен направить проект контракта. Например, для электронного аукциона на это отводится 5 календарных дней. У победителя есть 5 дней, чтобы ознакомиться с проектом. Обратите внимание на разделы:
- сроки исполнения;
- сроки оплаты;
- штрафные санкции.
Если нужно внести правки, один раз можно отправить протокол разногласий. Такое право предусмотрено в ст. 83.2 44-ФЗ.
: пошаговая инструкция участия в госзакупках и тендерах
Источник: https://goscontract.info/shkola-goszakupok/goszakupki-s-nulya-poshagovaya-instruktsiya-dlya-novichka
Совместные закупки по 44-ФЗ: нюансы участия для поставщика
Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы «Азбука тендеров»! В этой статье мы будем говорить о таком понятии, как «совместные закупки». Коснемся вопроса их проведения, и кто вправе их организовывать. Посмотрим на преимущества и недостатки этого процесса глазами заказчиков и поставщиков. А также, какие нюансы следует знать исполнителям для участия в таких тендерах.
Что такое совместные закупки по 44-ФЗ, и как они проводятся?
В разных источниках встречаются разные названия этого понятия: «совместные закупки», «совместные торги», «коллективные закупки», «коллективные торги». Но термин «совместные закупки» закреплен в Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Нам известно, что при осуществлении закупок заказчики применяют конкурентные способы определения поставщика.
К конкурентным способам относятся:
- конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
- аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Совместные торги проводятся только при аукционах и конкурсах.
Из названия понятно, что совместные закупки организовываются заказчиками совместно и проводятся не для одной организации, а для нескольких. Для чего это делается? Все очень просто: таким образом, заказчики экономят на приобретении товара, либо получении услуги, работы. Заказчики с одинаковыми потребностями объединяются для получения конкретной продукции.
Например, несколько детских лагерей могут объединить свои усилия для совместной организации питания в столовых.
Почему же только в виде аукционов и конкурсов могут проводиться совместные закупки? По 44-ФЗ аукционы и конкурсы не ограничены по сумме контрактов. А вот, например, при запросе котировок максимальный потолок – 500 тысяч рублей.Вывод следующий: совместные конкурсы осуществляются двумя или более заказчиками, и только при закупке одних и тех же товаров, работ, услуг.
Кто является организатором совместных конкурсов и аукционов по 44-ФЗ?
Ответ на этот вопрос дает ст. 25 44-ФЗ. Организаторами данных торгов могут быть уполномоченный орган, уполномоченное учреждение. Такие полномочия даются ст. 26 44-ФЗ.
Обязанности организатора
Быть организатором коллективных торгов, значит, выполнять определенные функции, которые на него возложили. Они приведены ниже:
- разработка тендерной документации и публикация ее на сайте ЕИС (документация заранее обсуждается со всеми заказчиками);
- размещение в базе сведений о ходе торгов, вносимых в документы изменениях и т.д.;
- работа с запросами участников, ответы на них;
- публикация в ЕИС протоколов;
- размещение проекта госконтракта.
Также организатором может быть один из заказчиков, если некоторые свои полномочия переданы другими заказчиками, или уполномоченным органом, уполномоченным учреждением на основании соглашения на проведение и организацию.
Разберем, из каких частей состоит такое соглашение.
Структура соглашения сторон
Соглашение должно содержать:
1) сведения о сторонах, указанных в соглашении;
1.1) идентификационный код закупки (введен № 396-ФЗ от 28.12.2013 г.);
2) сведения о примерном объеме и объекте закупки, а также место, условия, временные рамки работ, услуг, предоставления товаров для каждого из заказчиков;
3) НМЦК контрактов, начальная стоимость товаров, работ, услуг для каждого заказчика и обоснование цен заказчиком-организатором;
4) в соглашении должны быть указаны права, обязанности и ответственность сторон;
5) сведения об организаторе совместных конкурса или аукциона, а также список полномочий, полученных организатором от других сторон соглашения;
6) правила и сроки создания комиссии по проведению закупок, порядок работы такой комиссии;
7) информация об извещении о закупке (порядок и сроки); приглашения на участие в совместных закрытых конкурсе или аукционе, документации о закупке, а также утвержденная документация о торгах;
8) примерный временной промежуток совместных закупок;
9) алгоритм оплаты расходов, понесенных на с организацию и проведение совместных конкурса или аукциона;
10) период действия соглашения;
11) порядок рассмотрения споров;
12) другие сведения, касающиеся отношений сторон.
Следует отметить, что в комиссию входят представители сторон соглашения. Их количество от каждой из сторон может быть разной и пропорционально зависит от объема проводимой закупки.Расходы также несутся сторонами пропорционально НМЦК контракта. Проще говоря, кто-то больше, кто-то меньше.
Особенности обоснования НМЦК для совместных конкурсов и аукционов
Начальная максимальная цена для каждого контракта – своя. Ее назначает и обосновывает каждый заказчик сам. Цены отражаются в соглашении сторон. Участники могут ознакомиться с ними в извещении, либо приглашении на участие. Сумма НМЦК, предложенная каждым заказчиком, является итоговой.
- Если выигравший участник уклонился от подписания контракта, то сумма обеспечения заявки делится между заказчиками также пропорционально доле НМЦК от общей суммы;
- Если обеспечение заявки вносилось на специальный счет в банке, то при внесении обеспечения исполнения контракта (ОИК), денежные средства или банковскую гарантию (БГ) победивший участник должен предоставить персонально каждому заказчику, руководствуясь НМЦК каждого.
Плюсы и минусы совместных торгов по 44-ФЗ
У каждой медали есть две стороны, у каждого явления есть преимущества и недостатки. Коллективные торги по 44-ФЗ не исключение, у них тоже есть свои плюсы и минусы.
К первому плюсу можно отнести экономию средств и трудовых ресурсов. Ускоряется сам процесс организации таких торгов и выполнения контрактов. Заказчик экономит свое время тем, что не проводит всю процедуру от начала до конца, а уполномочивает на это третье лицо.
Следующий плюс — сохранение качества товара при уменьшении цены. В этом проявляется конкурентность закупок.
Не будем умалчивать и о минусах совместных закупок по 44-ФЗ. В любых деловых взаимоотношениях присутствует человеческий фактор.
Сторонам процедуры не всегда получается прийти к общему знаменателю в некоторых вопросах. Попросту говоря, они не могут договориться о ходе процесса, условиях.
Да и не каждый соглашается брать на себя роль организатора из-за нежелания брать на себя огромную ответственность.
Мы посмотрели на совместные торги со стороны заказчиков. Но говоря об участниках, для них тоже есть плюсы и минусы.
К положительным моментам участия, является то, что исполнитель может заключить два и более контракта на большую партию товаров, либо на долгое сотрудничество. Но одновременно это плохо для мелких поставщиков, которые могут предоставить продукцию по низкой цене, но не могут похвалиться объемами и вступить в конкурентную борьбу с «акулами» бизнеса.
Также у участников могут быть спорные ситуации с кем-то из заказчиков. Это говорит о том, что контракт будет заключен только с одним из заказчиков. А значит участник получит свое обеспечение исполнения контракта (ОИК) не в полном объеме, т.к. будет считаться уклонившимся. Мало того, его могут занести в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Если в совместных торгах принял участие только один участник, то решение о заключении контракта принимает каждый заказчик, опираясь на нормы 44-ФЗ, и может заключить контракт с участником, как с единственным поставщиком (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1088).
Заключение
Итак, прочитав статью, вы, наверное, задались вопросом: а часто ли заказчики проводят совместные закупки по 44-ФЗ? Данный вид торгов можно не часто встретить при поиске тендеров на сайте ЕИС.
Но, тем не менее, они проводятся.
И заказчики, и участники отмечают целесообразность их проведения, участие большого количества исполнителей, оптимизацию расходов, сокращение сроков исполнения, максимальную выгоду по итогу.
В статье мы не говорили о совместных закупках по 223-ФЗ. Они проводятся, но еще реже, чем по 44-ФЗ. На законодательном уровне 223-ФЗ не регулирует такие торги, сам термин не закреплен в этом законе. Но если каким-то крупным корпорациям или компаниям все же необходимо провести совместные торги, то они руководствуются положениями 44-ФЗ.
Источник: https://azbukatenderov.ru/uchastniku-zakupok/sovmestnye-zakupki-po-44-fz.html
Кто может участвовать в госзакупках
Люди ищущие новые каналы сбыта часто задают нам вопросы: Что такое участие в госзакупках? Можно ли участвовать в госзакупках? Как начать участвовать в госзакупках? Как участвовать в госзакупках? Как участвовать в тендерах на госзакупках? Как участвовать в торгах? Может ли ип участвовать в госзакупках? Как участвовать поставщику?
Наиболее вдумчивые задают вопросы: Что нужно чтобы участвовать в госзакупках? Как участвовать в госзакупках, дайте пошаговую инструкцию.
Ну и поставщики, нацеленные на результат, задаются вопросом: Как выиграть тендер на госзакупках? Как выиграть аукцион на госзакупках?
На эти вопросы мы постараемся дать ответ в данной статье.
Имеет возможность ли физическое лицо принимать участие в закупках для мелкого бизнеса? Как быть в случае если ОКВЭД не совпадает с наименованием объекта закупки?
Имеет возможность ли быть поставщиком организация, которая недавно создана?
Ответы на эти и иные вопросы о задаваемые поставщиками о требованиях законодательства в сфере государственных закупок.
Участвовать в государственных торгах могут все, независимо от организационной формы от даты регистрации организации, аккредитации на электронной торговой площадке, кодов ОКВЭД, системы налогообложения, отсутствия товара в наличии на момент подготовки заявки и прочих подобных моментов.
Существует ряд ограничений в соответствии с законодательством о закупках, но они встречаются далеко не во всех торгах. Советуем внимательно изучать документацию о закупке перед тем, как принимать участие в интересующих вас торгах.
Таким образом если знать как участвовать в Госзакупках, то победить в аукционе и выиграть тендер может ИП, ООО и даже физические лица. На нашем сайте размещена пошаговая инструкция участия в аукционах.
У многих людей возникают вопросы: Как участвовать в аукционах? Можно ли участвовать в аукционах? Что нужно, чтобы участвовать в аукционах. Как начать участвовать в Госзакупках? Как победить в аукционе по 44 ФЗ. На все эти вопросы можно найти ответы на этом сайте.Так как основа госзакупок — обеспечение конкуренции, прозрачность и открытость, а главная задача законодательства о государственных закупках — сэкономить бюджетные средства.
Основанный на данном постулате, закон предоставляет доступ к закупкам очень широкому кругу лиц.
Впрочем, есть моменты, которые ограничивают круг возможных участников, в некоторых закупках, и аспекты, которые надо принять ко вниманию различным категориям вероятных поставщиков.
КАКИЕ ЗАПРЕТЫ И УСЛОВИЯ СОКРАЩАЮТ КРУГ УЧАСТНИКОВ?
Не все имеют возможность поучаствовать в закупке, в случае если:
в закупке прописаны требования к национальному режиму,
запрашиваются конкретные лицензии и разрешения, в случае если закупка производится на услуги или работы требующие специальные лицензии,
В аукционах на работы, услуги с высокой НМЦ и в закупках технически сложных товаров по постановлению правительства № 99 потребуется опыт работы и квалификация сотрудников.
проводят аукцион среди СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций,
проводят закрытый аукцион с информацией, включающей в себя государственную тайну.
Различные категории лиц имеют свои особенности участия в государственных закупках.
О ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦАХ
Юридически лица наиболее распространённая категория бизнеса и, соответственно государственных закупок.
На что следует обратить внимание юрлицам желающим принять участие в государственных закупках:
В случае если вы на УСН, обратите внимание на условия оплаты в проекте контракта
Для различных видов юридических лиц есть отличия в подготовке документов.
В случае если юридическое лицо попадает в РНП, то в реестр включают информацию не только о самом юрлице, но и обо всех ее учредителях.
Крупным фирмам, принимающим участие в большом количестве торгов, имеет смысл зарегистрировать, отдельную организацию для участия в «мелких» торгах.
Это даёт некоторую свободу, и помогает защитится от попадания в РНП по причине какой-либо мелкой оплошности или происков конкурентов.
Срыв подписания контракта в срок по техническим причинам, ошибки с банковской гарантией, коррумпированный заказчик, и ряд других случайностей может привести добросовестного подрядчика РНП.
В итоге организация и учредители с большой долей вероятности окажутся в РНП.
Создав ООО с одним учредителем, снимаются эти вышеуказанные проблемы, к тому же не нужно собирать общее собрание участников, в случае необходимости решения о одобрении крупной сделки, других решений, проще оформлять и другие документы, которые могут потребоваться в процессе участия в закупке и исполнения контракта.Для субъектов малого предпринимательства и организаций инвалидов в 44-ФЗ, имеются преимущества.
О ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯХ (ИП)
Особенных требований в законе о контрактной системе в сфере закупок для индивидуальных предпринимателей нет.
Преимуществом для них является простота аккредитации на площадках, как было уже сказано необходимы лишь все странички паспорта и выписка из ЕГРИП. Для ИП не потребуется решение учредителей о сумме сделки и у него отсутствуют учредительные документы.
Что принимать во внимание Индивидуальным предпринимателям:
В соответствии с пунктом 3-и ст. 3 275-ФЗ, ИП не лишен возможности участвовать в закупках в рамках государственного оборонного заказа.
ИП, согласно Гражданского кодекса отвечает по своим обязательствам (возможным штрафам и пени) всем своим имуществом, в том числе и после закрытия.
В случае если вы попадете в РНП, то на последующие 2-а года не имеете права принимать участие в торгах. Вы будете в реестре РНП, и заказчики не будут Вас допускать до заключения контракта, по результатам рассмотрения вторых частей заявок.
При потребности продолжения работы с госзаказом, придётся открыть ИП на другое лицо.
Заказчик в рамках 44-ФЗ объявляет закупку налогом на добавленную стоимость (НДС). В случае если вы на упрощённой системе налогообложения (УСН) и не платите НДС, то велика вероятность того что заказчик вычтет 18% из цены контракта после проведения торгов.
Это ситуация результат противоречия норм 44-ФЗ и налогового кодекса РФ. Согласно 44-ФЗ, цена контракта появляется в результате торгов, и она неизменна, имеются многочисленны разъяснение Минэкономразвития и Минфина. Но многие заказчики ссылаются на противоположные требования налогового кодека.
Поэтому, если Вы на УСН, а в проекте контракта отсутствует порядок действий заказчика в этой ситуации советуем подать запрос на разъяснения аукционной документации.Некоторые заказчики дают преимущества субъектам малого предпринимательства и организациям инвалидов.
О ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦАХ
Физические лица имеют возможность зарегистрироваться на любой электронной торговой площадке и принимать участие в аукционах также, как и другие категории участников.
В большинстве случаев они принимают участие в «простых» закупках, не требующих регистрации ИП или же ООО.
К примеру, аукционы по приобретению квартир, услуг перевода, репетиторов, гидов и т.д. Легче всего им принимать участие в запросе котировок, для которого до конца 2018 возможен вариант на бумажном носителе и нет необходимости получать электронно цифровую подпись.
Процесс аккредитации для физлиц на электронной торговой площадке довольно прост
Нужно иметь электронно цифровую подпись, а из документов понадобится лишь только копия свидетельства о присвоении ИНН и копия паспорта с 1-й по 20-ю страничку. При аккредитации нужно будет указать контактные данные и банковские реквизиты.
О ЧЁМ НУЖНО ПОМНИТЬ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ:
При заключении контракта с физическим лицом заказчик устанавливает условие об удержании НДФЛ с физического лица, а при оплате удерживает его в соответствии с ч. 13 статьи 34 44-ФЗ.
Физическое лицо не является субъектом малого предпринимательства, согласно законодательства к ним относятся только юридические лица и ИП (п. 1 статья 3 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Заказчики нередко в маленьких закупках, где на теоретическом уровне имели бы возможность поучаствовать физлица, устанавливают по привычке ограничения по СМП.
В этих закупках физлицо принимать участие не имеет права.В связи с этим, в случае если вы намереваетесь принимать участие в закупках часто, советуем зарегистрироваться в качестве ИП или же сделать ООО.
О БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Бюджетники могут быть не только заказчиками, но участниками государственных закупок.
Согласно 44-ФЗ, бюджетников не включают в РНП, и они не платят обеспечение контракта.
Организации УФСИН имеет преимущество, в случае победы могут поднять свою цену на пятнадцать процентов, но не выше начальной максимальной цены контракта.
Полученные средства можно израсходовать по 223-ФЗ, если имеется опубликованное положение о закупках.
ИНОСТРАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИНОСТРАННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА
Могут принимать участие в любых закупках, с учетом ограничений по нацрежиму постановлений правительства РФ и 44-ФЗ.
При аккредитации на электронных торговых площадках, иностранцы предоставляют заверенный надлежащим образом перевод, своих документов, выданных в соответствии с законодательством их государств.
Во многих закупках, в соответчики с требованиями законодательства РФ, иностранцы принять участия не могут, и поэтому при желании участвовать им проще открыть в юридические лицо в России и лучше с российскими учредителями.
НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ О ТРЕБОВАНИЯХ К ПОСТАВЩИКАМ о том как участвовать в Госзакупках
Возможно ли с первого дня регистрации организации или ИП принимать участие в закупках? Как участвовать в Госзакупках.
Ответ: Ограничений нет, вы можете принимать участие в большинстве торгов по 44-ФЗ, за исключением закупок, где заказчик требует опыт поставки подобных продуктов или выполнения аналогичных работ, услуг или в коммерческих торгах установлены требования длительного устойчивого финансового положения компании на рынке. Участвовать в Госзакупках можно на общих основаниях.
Есть ли возможность участия в закупке, в случае если ОКВЭДы указанные в информационной карте не совпадают обозначенным в выписке из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП?
Ответ:
Заказчик в рамках 44-ФЗ лишен возможности отклонить заявку на основании несоответствия кодов ОКВЭД, а, следовательно, в закупке можно участвовать с любыми кодами ОКВЭД.Возможно ли участие в закупке, если в наличии нет товара и сертификатов соответствия. Как участвовать в Госзакупках?
Ответ: Согласно 44-ФЗ, участник закупки не обязан иметь товар в наличии, на момент подачи заявки на участие в аукционе. Заказчик не имеет права в составе заявки требовать документы, которые передаются вместе с товаром при поставке согласно Гражданского кодекса РФ. Участвовать в Госзакупках можно не имея товар в наличии.
Знание порядка и последовательности участия в Госзакупках, того как участвовать в Госзакупках дает возможность победы в аукционе для физических лиц, ИП, ООО. Знание пошаговой инструкций участия в аукционах облегчает эту задачу. Внимательное ознакомление со страницами данного сайт снимает многочисленные вопросы на тему Государственных закупок:
Что такое участие в госзакупках? Можно ли участвовать в госзакупках? Как начать участвовать в госзакупках? Как участвовать в госзакупках? Как участвовать в тендерах на госзакупках? Как участвовать в торгах? Может ли ип участвовать в госзакупках? Как участвовать поставщику? Что нужно чтобы участвовать в госзакупках? Как участвовать в госзакупках? Как выиграть тендер на госзакупках? Как выиграть аукцион на госзакупках?
Источник: https://44fzrf.ru/kto-mozhet-uchastvovat-v-goszakupkah/