+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Договор поручительства как способ обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта

Содержание

Обеспечение исполнения государственного контракта: способы, размеры и сроки действия

Договор поручительства как способ обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта

Собираясь участвовать в государственном тендере, всегда следует отдавать себе отчет в том, когда и какие расходы понесет компания, какие средства придется изъять из оборота. Если результат торгов окажется для вас положительным, одним из важных моментов станет финансовое обеспечение исполнения контракта.

Как именно победителю государственного конкурса подтвердить серьезность своих намерений по исполнению контракта, определяет Федеральный закон от 5 апреля 2014 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — № 44-ФЗ).

В некоторых случаях заказчик может использовать более мягкие нормы, приведенные в Федеральном законе от 18 июля 2001 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — № 223-ФЗ).

Что понимается под обеспечением исполнения контракта и в каких случаях оно требуется

Тендерный протокол с итогами конкурса размещается в единой информационной системе. После этого победителю конкурса дается десять дней на то, чтобы оформить обеспечение исполнения контракта. Это подтверждение серьезности намерений исполнителя. При наличии обеспечения контракт подписывается.

Если требования не выполнены, победитель считается уклонившимся от заключения контракта и может быть внесен в Реестр недобросовестных поставщиков. Далее заказчик вправе предложить контракт участнику, занявшему второе место. На подписание контракта и предоставление обеспечения у этого участника также есть десять дней.

Однако, если по каким-то причинам он не выполнит эти условия, его репутации ничего не грозит. В этом случае конкурс будет признан несостоявшимся.

Если одна из сторон получила какие-либо судебные предписания или возникли форс-мажорные обстоятельства и контракт не может быть подписан в течение десяти дней, то в течение одного дня она обязана уведомить об этом вторую сторону.

Тогда сроки подписания контракта и предоставления обеспечения могут быть пересмотрены, но продление допускается не более чем на 30 дней.

Точно так же о восстановившейся возможности подписания контракта вторую сторону уведомляют в течение одного дня.

Способы обеспечения исполнения государственного контракта

Обеспечение может быть оформлено на усмотрение участника конкурса в виде банковской гарантии или в виде внесения денежной суммы на указанный заказчиком счет.

Безотзывная банковская гарантия

Это документ, в котором фиксируется обязательство финансовой организации (банка) оплатить долг подрядчика перед заказчиком, если обязательства по контракту не выполнены в определенный срок.

Таким образом, финансовая ответственность за исполнение контракта переходит к банку, и в течение срока действия банковской гарантии он не может отказаться от взятых на себя обязательств ни при каких условиях («принцип безотзывности»).

Банковская гарантия может быть принята в качестве обеспечения, только если выдавший ее банк есть в Реестре Минфина России. Информация о гарантии должна быть внесена в Реестр банковских гарантий в течение одного дня после ее выдачи.

Внесение денежных средств на указанный заказчиком счет

Денежные средства вносятся на счет заказчика. Закон № 44-ФЗ не накладывает валютных ограничений на обеспечение контракта, поэтому заказчик решает сам и указывает в конкурсной документации, в какой валюте будут вестись расчеты.

Сумма обеспечения исполнения контракта будет зависеть от начальной максимальной суммы контракта, для ее определения существует простая схема.

Размер обеспечения исполнения государственного контракта

С 1 июня 2015 года сумма, подлежащая выплате по гарантии, не обязательно фиксируется на момент оформления документа, если условия гарантии позволяют ее установить на момент исполнения контракта. Также она может быть «плавающей», то есть меняться в зависимости от этапа исполнения обязательств. При этом по взаимной договоренности способ обеспечения исполнения контракта можно изменить.

Согласно законодательству сумма обеспечения назначается в размере 5–30% от максимальной цены контракта, указанной в тендерной документации. При начальной цене контракта свыше 50 млн рублей назначается 10–30%.

Если контрактом предполагается выплата подрядчику аванса в размере не более 30% от начальной суммы контракта, сумма обеспечения должна быть больше суммы аванса. Если аванс превышает 30%, сумма обеспечения назначается в размере аванса. Сумма обеспечения указывается в конкурсной документации.

Если в ходе торгов победитель снизил начальную цену контракта на 25% и более, он должен предоставить обеспечение в полтора раза больше расчетного. Это антидемпинговая мера.

Существуют специальные онлайн-калькуляторы, куда можно ввести начальную максимальную цену контракта (НМЦК) и получить данные о возможном размере обеспечения. Но сориентироваться довольно легко и при помощи обыкновенной арифметики:

Допустим, НМЦК составляет 100 000 рублей, размер аванса — 20%. Минимально допустимый размер обеспечения 5 000 рублей (5% от НМЦК). Максимально допустимый размер обеспечения 30 000 рублей (30% от НМЦК). Аванс 20 000 рублей.

Значит, сумма обеспечения должна составлять 20 000–30 000 рублей.

Если победитель конкурса предложит максимальную цену контракта в размере 75 000 и меньше, сумма обеспечения увеличивается в полтора раза, и должна будет составлять 30 000–45 000 рублей.

Срок обеспечения

Срок действия контракта определяется заказчиком самостоятельно, а банковская гарантия должна быть действительна дольше — как минимум на месяц. Требования заказчика по независимой гарантии рассматриваются банком в течение пяти дней, если в тексте гарантии не указан более длительный срок (до 30 дней).

В случае исполнения контракта и подписания соответствующих документов банковская гарантия подрядчику не возвращается, ее срок истекает и она становится недействительной.

Если было внесено денежное обеспечение, то после подписания закрывающих документов по контракту оно возвращается на счет подрядчика в течение пяти дней.

Если контракт не был подписан в течение 30 дней после окончания конкурса, он должен быть официально признан несостоявшимся. В течение пяти дней с этой даты денежное обеспечение возвращается победителю конкурса на его счет, банковская гарантия не возвращается.

Обеспечение по 223-ФЗ: отличия от 44-ФЗ

Положения Закона № 223-ФЗ более просты в отношении обеспечения исполнения государственных контрактов, чем положения Закона № 44-ФЗ, и могут применяться, если конкурс организует:

  • государственная компания или корпорация;
  • субъект естественной монополии;
  • организация, специализирующаяся на электро-, газо-, тепло-, водоснабжении, водоотведении, очистке сточных вод, утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов;
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки за счет грантов (субсидий);
  • предприятие или бюджетное учреждение, ведущее закупки для привлечения субподрядчиков по контрактам, в которых является исполнителем;
  • автономное учреждение;
  • хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и его дочерние хозяйственные общества;
  • бюджетное учреждение, разместившее Положение о закупке в Единой информационной системе.

Такой заказчик имеет право, но не обязан требовать обеспечения исполнения договора. Если он хочет это сделать, способы и размеры обеспечения указываются в конкурсной документации.

Банковская гарантия может быть оформлена в одном из 50 лучших банков по данным Минфина, их наличие в Реестре Минфина России не требуется. Какой должна быть сумма обеспечения, заказчик решает сам. Он может воспользоваться расчетными схемами по Закону № 44-ФЗ или любыми другими.

Если он собирается применять антидемпинговые меры, это должно быть указано в конкурсной документации. Согласно Закону № 223-ФЗ, они не обязательны.

На сегодняшний день законодательно установлена необходимость предоставления победителем государственного тендера финансового обеспечения в качестве обязательного условия подписания контракта.

Довольно часто требуют подтверждения финансовой благонадежности подрядчика и крупные коммерческие заказчики.

У победителя конкурса есть выбор: он может использовать для этого как денежные средства, так и банковскую гарантию.

Источник: https://www.pravda.ru/navigator/obespechenie-ispolnenija-gosudarstvennogo-kontrakta.html

Поручительство как новый способ обеспечения исполнения контрактов

Договор поручительства как способ обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта

Очередные изменения в Закон № 94-ФЗ были внесены летом этого года Федеральным законом № 164-ФЗ. Самым существенным изменением, внесенным в процедуру размещения заказов, стало введение новой формы обеспечения исполнения контракта – поручительство третьего лица.

Поручительство – это гражданское правоотношение, содержанием которого является ответственность определенного лица (поручителя) за нарушение прав и охраняемых законом интересов субъекта (в рассматриваемом случае – государственного или муниципального заказчика), последовавшее со стороны его контрагента (поставщика, исполнителя, подрядчика). Данные правоотношения закрепляются сторонами письменно в договоре поручительства.

Суть договора поручительства сводится к тому, что поручитель выступает гарантом перед кредитором другого лица в части ответственности за исполнение последним своего обязательства. Причем по такому договору поручитель может отвечать за исполнение должником обязательства в полной мере или частично. В договоре поручительства должно быть отражено наличие следующих условий:

  • обязательство, обеспечиваемое поручительством;
  • объем ответственности поручителя (принимает ли он на себя ответственность за исполнение обязательства в целом или в его части) с указанием конкретной суммы;
  • обстоятельства, при которых наступает ответственность поручителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств должника;
  • вид ответственности поручителя (солидарная или субсидиарная).

Напомним, что поручительство как способ обеспечения надлежащего исполнения обязательств регулируется § 5 гл. 23 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Требование обеспечения обязательств исполнения государственных и муниципальных контрактов* является одним из условий, которое бюджетное учреждение-заказчик может выдвинуть при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Право выбирать способ обеспечения исполнения контрактов остается за участником размещения заказа.

Договор поручительства подписывается непосредственно перед заключением контракта или в момент его заключения. Для снижения рисков, связанных с ненадлежащим содержанием договора поручительства или возникновения спорных ситуаций, проект договора поручительства целесообразно сделать частью оферты заказчика, т. е. включить в текст конкурсной или аукционной документации (приложение).

Стороны договора поручительства

По договору поручительства в случае предъявления его в качестве обеспечения исполнения государственного контракта выступают две стороны, но три лица:

  • первая сторона – государственный или муниципальный заказчик, именуемый кредитором по основному обязательству;
  • вторая сторона – должник, в рассматриваемом случае это поставщик, исполнитель или подрядчик, выигравший право на заключение контракта на торгах, а также поручитель (третье лицо договора, выступающее на стороне должника).

В качестве поручителя по контракту может выступать не каждое лицо, обладающее гражданской правоспособностью. К поручителям предъявляются особые требования, которые установлены ч. 4 ст. 29 Закона № 94-ФЗ.

Круг потенциальных поручителей ограничивается исключительно юридическими лицами, зарегистрированными на территории Российской Федерации, капиталы и резервы которых составляют не менее 300 млн рублей.

При этом размеры капитала и резервов должны быть подтверждены данными бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату или, если договор поручительства заключен до истечения срока предоставления отчетности, – по окончании периода, установленного законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете на предыдущую отчетную дату. Кроме того, размер поручительства не может превышать 10% от размера капитала и резервов.

Обращаем внимание на то, что государственный (муниципальный) контракт может быть заключен только после того, как участник-победитель предоставит заказчику договор поручительства с приложением соответствующей копии бухгалтерского баланса поручителя, сданного в налоговый орган в установленном порядке, а также копии учредительных документов и тех документов, которые подтверждают право подписи договора поручительства физическим лицом, т. е. руководителем или иным уполномоченным им лицом. При этом все листы представляемых документов должны быть прошиты, скреплены печатью поручителя и подписаны уполномоченным лицом поручителя.

Отметим, что в соответствии с ГК РФ такие организации, как бюджетные учреждения, казенные предприятия, филиалы и представительства организаций обладают ограниченной дееспособностью и поэтому не могут выступать в качестве третьего лица в договоре поручительства.

В свою очередь, принятие обязательств поручителем предполагает существование определенных отношений между поручителем и организацией-поставщиком (исполнителем, подрядчиком), участвующей в размещении заказов.

Чаще всего договоры поручительства заключаются из коммерческих соображений и сопровождаются заключением договоров комиссии, страхования, совместной деятельности и вознаграждением поручителя со стороны основного должника.

Однако эти отношения могут складываться вне правового поля, тогда поручительство предоставляется на безвозмездных началах.

Ответственность должника и поручителя

В правоотношениях между заказчиком и поставщиком (подрядчиком) основным обязательством является государственный (муниципальный) контракт. Договор поручительства есть дополнительное обязательство (акцессорное) по отношению к основному обязательству.

Таким образом, должник по основному обязательству, т. е. потенциальный поставщик или подрядчик, не участвует в правоотношениях по договору поручительства.

Соответственно, если основное обязательство, закрепленное в государственном или муниципальном контракте, прекращается в силу различных причин, то и действие договора поручительства прекращается.

Если по каким-либо причинам контракт будет признан недействительным, то заключение договора поручительства тоже будет признано таковым.

Договором поручительства может быть предусмотрена как солидарная, так и субсидиарная ответственность поручителя. Согласно п. 1 ст. 323 ГК РФ при солидарной ответственности должника и поручителя кредитор, т. е.

государственный заказчик, вправе требовать исполнения обязательств по договору поручительства как от солидарных должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом либо полностью, либо в части долга.

Научно-исследовательским институтом проведен аукцион на поставку вычислительной техники. Победителем аукциона по размещению заказа на поставку вычислительной техники на сумму 500 000 руб. стало ООО “Система”. В качестве обеспечения, предусмотренного условиями аукциона, ООО “Система” представило договор поручительства от компании “Майкрософт”на сумму 150 000руб. (30% от 500 000руб.).

Согласно условиям государственного контракта ООО “Система” взяло на себя обязательство поставить вычислительную технику до 1 сентября 2009 г. Поставщику перечислен аванс в размере 150 000 руб. Однако по состоянию на 25 сентября была осуществлена поставка вычислительной техники только на сумму 50 000 руб.

30 сентября 2009 г. заказчик обратился к поручителю – компании “Майкрософт” с целью обеспечения обязательств за ООО “Система”. Поручителю предложено перечислить денежные средства в размере 150 тыс. руб. в связи с нарушением условий контракта ООО “Система”.

Заказчик предъявил поручителю:

  • копию контракта;
  • копию накладных на поставку в размере 50 000 руб.;
  • копию договора поручительства;
  • копии писем заказчика поставщику, которые остались без ответа.

Рассмотрев представленные документы, компания “Майкрософт”перечислила налицевой счет научно-исследовательского института 150 000 руб. Одновременно были направлены документы в суд для истребования с ООО “Система” в пользу компании “Майкрософт” компенсации размером 450 000 руб.

На основании п. 1 ст.

399 ГК РФ при субсидиарной ответственности до предъявления требований поручителю, который несет ответственность дополнительно к ответственности должника, кредитор должен предъявить требование должнику.

Если должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, такое требование может быть предъявлено поручителю.

Указание в договоре поручительства на конкретную ответственность (конкретные суммы) является условием об ограничении ответственности поручителя только этими суммами.

Это важный практический момент, поскольку при таких условиях на поручителя не может быть возложена какая-либо другая ответственность, не предусмотренная договором поручительства. Напомним, что в соответствии с п. 15.2 ч. 4 ст.

22 Закона № 94-ФЗ по общему правилу размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% от начальной цены контракта, указанной в извещении.

В договоре необходимо четко оговорить перечень случаев ответственности поручителя, к которым могут относиться: нарушение сроков исполнения контракта, невыполнение работ в надлежащем объеме, поставка продукции ненадлежащего качества и пр.

Следует отметить, что поручитель вправе выдвигать против требований заказчика-кредитора возражения, которые мог бы представить должник, если иное не вытекает из договора поручительства (ст. 364 ГК РФ).

Фактически это означает, что поручитель имеет право оспаривать действия кредитора по основному обязательству. При этом поручитель не теряет права на такие возражения даже в том случае, если должник от них отказался.

Учреждению-заказчику следует заранее продумать и тщательно обосновать свои претензии к должнику, которые будут направлены поручителю.

Прекращение договора поручительства

Договор поручительства является срочным договором. Поручительство всегда дается на определенный срок.

Согласно п. 4 ст. 367 ГК РФ поручительство прекращается по истечении срока, указанного в договоре поручительства. Бывает, что такой срок не установлен, тогда поручительство прекращается, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявит иска к поручителю.

В соответствии с законом поручительство по государственному или муниципальному контракту прекращается по следующим основаниям:

  • с прекращением основного обязательства (п. 1 ст. 367 ГК РФ), в т. ч. в связи с исполнением государственного или муниципального контракта;
  • в случае изменения основного обязательства, влекущего увеличение ответственности или иные неблагоприятные последствия для поручителя, без согласия последнего (п. 1 ст. 367 ГК РФ), например, при изменении сроков исполнения обязательств сторон в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ или увеличении (уменьшении) количества поставляемых товаров в пределах допускаемых 10%;
  • если кредитор отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником или поручителем (п. 3 ст. 367 ГК РФ);
  • по истечении срока, указанного в договоре поручительства, на который оно дано (п. 4 ст. 367 ГК РФ);
  • если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения обеспеченного поручительством обязательства не предъявит иска к поручителю, когда срок поручительства не установлен (п. 4 ст. 367 ГК РФ).

Бюджетный учет обеспечения исполнения обязательств**

В бюджетном учете в соответствии с п. 263 Инструкции по бюджетному учету способы обеспечения обязательств (залог, поручительство, банковская гарантия, задаток) исполнения государственных (муниципальных) контрактов подлежат отражению на забалансовом счете 10 “Обеспечение исполнения обязательств”.

Аналитический учет по счету ведется в многографной карточке.

Для учета операций с денежными средствами, поступающими в обеспечение заявок и контрактов, необходимо использовать счет 3 20102 000 “Денежные средства учреждения во временном распоряжении” и счет 3 30401 000 “Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение”.

Поступление денежных средств от поручителя в счет обеспечения исполнения контракта будет отражено следующей бухгалтерской записью:

Дебет 3 20102 510 “Поступления денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение”

Кредит 3 30401 730 “Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение”.

Аналитический учет операций по движению денежных средств на счете 3 20102 000 ведется в Журнале операций с безналичными денежными средствами. Основанием для внесения записей являются документы, приложенные к выпискам со счетов.

Аналитический учет средств, поступивших во временное распоряжение учреждения, учитываемых на счете 3 30401 000, ведется на многографной карточке по каждому получателю в разрезе видов поступлений.

Приложение

*Подробнее см.: Е.А. Пластинина. Финансовое обеспечение обязательств участников торгов // Финансовый справочник бюджетной организации. 2008. № 8.

**Также см.: Г.А. Селезнева. Учет средств во временном распоряжении // Финансовый справочник бюджетной организации. 2008. № 8.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/48036

Обеспечение гарантийных обязательств по 44-ФЗ с 1 июля 2019 года

Договор поручительства как способ обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта

Про изменения в обеспечительных инструментах в контрактной системе рассказывают эксперты Школы электронных торгов. Разберем правила для поставщиков и заказчиков, ответим на распространенные вопросы.

Статья подготовлена по материалам вебинаров «Контракты по 44-ФЗ: новые правила и актуальные проблемы», «Значимые изменения 44‑ФЗ, 223‑ФЗ». В статье использованы ответы экспертов Контур.Школы из сервиса «Вопрос эксперту».

Обеспечение заявки, обеспечение исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств — вот 3 обеспечительных инструмента контрактной системы:

  1. Обеспечение заявки применяют «на входе» в процедуру. Цель — подтвердить добросовестность намерения участвовать в закупке и заключить контракт в случае победы. Действует от подачи заявки до заключения контракта.
  2. Обеспечение исполнения контракта (ОИС) — это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком обязательств по контракту. Действует от заключения контракта до полного исполнения обязательств по контракту обеими сторонами, приемки и оплаты.
  3. Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) позволяет заказчику быть уверенным, что поставщик даже после полного завершения контракта и получения оплаты не забудет о заявленных гарантиях на поставленные товары/работы/услуги. Действует до окончания гарантийных сроков и выполнения всех обязательств по гарантии. 

Что изменилось с 1 июля 2019 года?

Светлана Сафина, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ:

«Во-первых, установлены сроки возврата обеспечения по контракту. Если ранее Закон о контрактной системе указывал лишь на необходимость определять в контракте сроки возврата обеспечения в денежной форме, то теперь эти сроки строго установлены в законе.

С 1 июля 2019 года по общему правилу денежные средства необходимо вернуть:

  • в течение 30 дней с даты исполнения поставщиком своих обязательств;
  • в течение 15 дней, если закупка проводилась с ограничением участия СМП/СОНО.

Во-вторых, можно устанавливать обеспечение по гарантийным обязательствам. Это новый обеспечительный инструмент в контрактной системе.

Обеспечение гарантийных обязательств — денежные средства или банковская гарантия, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) предоставляет заказчику до подписания акта приемки по контракту.

Это гарантия качества товара (работы, услуги) на весь гарантийный срок эксплуатации. Выбор способа обеспечения гарантийных обязательств — традиционно за участником закупки».

Далее в статье разберем правила, по которым предоставляется обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств.

Как работает обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ?

  • Обеспечение исполнения обязательно применяется в торговых процедурах: конкурсах и аукционах.
  • Заказчик вправе установить требование к обеспечению исполнения контракта в запросе котировок, в ряде случаев — в запросе предложений, а также в закупке у единственного поставщика (ч. 2 ст. 96 Закона №44-ФЗ). Правила расчета обеспечения установлены в ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Победитель процедуры закупки должен предоставить обеспечение исполнения контракта до его заключения.

Правило: обеспечение может быть предоставлено в форме денежного депозита или банковской гарантии — выбор за поставщиком.

Особые условия для СМП/СОНО

Обеспечение исполнения контракта не нужно, если закупка:

  • проводится среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП/СОНО);
  • победитель может подтвердить свою добросовестность: исполненные без пени и штрафов государственные или муниципальные контракты за последние три года. Информация об исполнении — из Реестра контрактов, сумма контрактов должна покрывать НМЦК закупки (ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Сумма обеспечения в закупках с преимуществами для СМП/СОНО рассчитывается от цены заключаемого контракта, а не от начальной максимальной цены (НМЦК).

Пример расчета обеспечения в закупках с преимуществами для СМП/СОНО

Аукцион для СМП с НМЦК 1 750 000 рублей, установлено обеспечение 10% (175 000 рублей). Участник — субъект малого бизнеса победил в закупке с предложением 1 200 000 рублей. Обеспечение будет рассчитано от цены заключаемого контракта и составит 120 000 рублей.

Как изменить способ обеспечения?

Это еще одно изменение в Законе о контрактной системе. Тема не новая, но теперь все отрегулировано через норму закона (ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Пример, когда можно изменить способ обеспечения

Победитель не успел вовремя оформить банковскую гарантию и, чтобы заключить контракт в срок, внес свои денежные средства. Затем оформил банковскую гарантию и готов предоставить ее заказчику взамен на возврат денежного обеспечения.

Пример, как можно уменьшить сумму обеспечения

Сумму обеспечения можно уменьшить пропорционально исполненным обязательствам, если выполняются условия: ТРУ поставлены, приняты и оплачены, нет неисполненных штрафных санкций, а информация об исполненных обязательствах включена в Реестр контрактов. Если был внесен депозит: пишите заявление, заказчик вернет часть денег. Если БГ — будет пересчитана сумма, подлежащая уплате по гарантии.

Что делать поставщику, если у банка отозвали лицензию?

Если у банка отозвали лицензию, то у поставщика, предоставившего ранее гарантию этого банка в качестве обеспечения, возникает обязанность предоставить заказчику денежное обеспечение либо новую банковскую гарантию уполномоченного банка. Это условие логичное и понятное, поскольку государственный или муниципальный контракт не может оставаться без обеспечения.

Должен ли заказчик требовать новую БГ, если нарушены сроки исполнения контракта?

Вопрос участника из сервиса «Вопрос эксперту»: по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт на ремонт крыши. Срок исполнения контракта 1 ноября.

На 3 декабря подрядчик работу не исполнил, ведется претензионная работа. Срок банковской гарантии истекает 20 декабря.

 Необходимо ли заказчику требовать новую банковскую гарантию? Каковы действия заказчика в этом случае?

Отвечает Любовь Емельянова, эксперт Школы электронных торгов: «Да, нужно потребовать новую банковскую гарантию. Такой вывод следует из ч. 3 ст. 96 Закона 44-ФЗ.

При этом подрядчик вправе предоставить вместо банковской гарантии денежные средства (ч. 7 ст. 96 Закона 44-ФЗ). Дополнительно можно отметить, что стороны вправе разово продлить срок исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст.

95 Закона 44-ФЗ, после того как исполнитель заплатит неустойку».

Может ли третье лицо внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта за участника?

В законодательстве нет норм, обязывающих участника закупки лично вносить денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта. Если заказчик не установил такую обязанность в закупочной документации (извещении, документации о закупке, проекте контракта), третье лицо вправе перечислить денежные средства за участника.

Судебная практика.

Есть пример, когда суд признал неправомерными действия заказчика, отказавшегося принять обеспечение исполнения контракта от третьего лица (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.

2016 № 09АП-52950/2015 по делу № А40-126679/15). Аналогичная позиция встречается в практике антимонопольных органов (Решение Коми УФАС России от 27.03.2014 № 04-02/2548).

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1720

Как внести обеспечение исполнения контракта по 44 ФЗ

Договор поручительства как способ обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта

Размер обеспечение исполнения контракта по 44 ФЗ — это от 5% до 30%, но не меньше размера аванса. Оно предоставляется на весь срок выполнения условий соглашения в виде денег или банковской гарантии, но Минтранс изменил эти правила. Он разрешил обеспечивать отдельные этапы сделки. Изменения не прошли мимо и гарантийных обязательств.

Скачать законопроект об изменении правил обеспечения исполнения контракта

21.10.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтранс опубликовал проект Федерального закона, который изменяет ст. 96 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта (ОИК).

Собрали в таблицу нововведения.

Что меняется изменений
Дополнили статью 96 частями 3.1 и 3.2Заказчик в закупках строительных работ, реконструкции объектов капстроительства в извещении, закупочной документации, проекте контракта, приглашении поучаствовать в тендере в дополнение к условиям, которые предусмотрены ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, вправе потребовать обеспечить выполнение госконтракта поэтапно.Поставщик предоставляет обеспечение исполнения госконтракта по отдельным этапам, если обеспечивает его исполнение банковской гарантией. Срок действия банковской гарантии превышает не менее чем на один месяц срок выполнения обязательств, которые предусмотрены контрактом по выполнению его отдельного этапа.Размер обеспечения отдельного этапа исполнения контракта определяется ч. 6 ст. 96 закона о контрактной системе.А вот КБК для перечисления обеспечения контракта по 44 ФЗ для отдельного этапа не изменится — 00000000000000000510.
Заказчик в закупках строительных работ, реконструкции объектов капстроительства в извещении, закупочной документации, проекте контракта, приглашении поучаствовать в тендере в дополнение к условиям, которые предусмотрены ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, вправе установить требование обеспечения исполнения гарантийных обязательств по годам их исполнения.Подрядчик вправе предоставить обеспечение исполнения гарантийных обязательств контракта по годам их исполнения, если обеспечивает их банковской гарантией.Стороны госконтракта подписывают акт приемки объекта капстроительства, который предусмотрен п. 4 ч. 3 ст. 55 ГрК, после предоставления подрядчиком банковской гарантии на срок ее действия не меньше года. Банковская гарантия, которая обеспечивает гарантийные обязательства следующих лет, предоставляется не позже чем за один месяц до истечения срока действия банковской гарантии, которая обеспечивает гарантийные обязательства по госконтракту на предшествующий период.
Изложили ч. 4 ст. 96 в новой редакцииКонтракт заключается после предоставления участником закупки ОИК с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.1 ст. 96 закона о контрактной системе.Если госконтрактом предусмотрены этапы и установлено требование обеспечения выполнения гарантийных обязательств с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.2 ст. 96 44-ФЗ, размер обеспечения гарантийных обязательств не превышает 10% от стоимости отдельного этапа, обязательства по которому обеспечиваются.
Дополнили ст. 96 частью 6.1По ходу выполнения условий контракта, если госконтрактом предусмотрены отдельные этапы и установлено требование обеспечения исполнения контракта с учетом особенностей, которые установлены ч. 3.1 ст. 96 44-ФЗ, банковская гарантия для отдельного этапа на срок, который увеличен не меньше чем на 1 месяц срока выполнения таких обязательств, в т. ч. с учетом изменения срока госконтракта по ст. 95 44-ФЗ. предоставляется не позже чем за 2 месяца до истечения срока окончания ранее предоставленной банковской гарантии обеспечения исполнения отдельного этапа.

Для чего меняют

Строительные госконтракты, как правило, носят долгосрочный характер. По 44-ФЗ размер обеспечения исполнения обязательств по таким контрактам составляет от 10 до 30% начальной (максимальной) цены, но не меньше аванса. Такие правила установлены для тендеров с НМЦК больше 50 млн руб.

Госконтракт заключается после того, как участник закупки предоставил ОИК. Если он этого не сделает, его признают уклонившимся от заключения госконтракта. Это приведет к включению его в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Обеспечивать госконтракт деньгами на долгосрочный период обременительно для участников, т. к. на рынке подрядчиков капитального строительства нет организаций, которые спокойно изымают из оборота такие суммы. Получается, самый доступный способ обеспечить сделку — банковская гарантия.

Такие гарантии подрядчикам выдаются на срок до пяти лет, а комиссия по ним — до 5%. Это финансово нагружает подрядчика. А получить банковскую гарантию в таком размере проблематично для подрядных организаций из-за жестких требований банков.

Чтобы создать более благоприятный инвестиционный климат и условия для повышения конкуренции в строительных тендерах, подготовили поправки в ст. 96 закона о контрактной системе. После вступления в силу изменений поставщики смогут обеспечивать отдельные этапы, а гарантийные обязательства — по годам.

Основания для изменений

Основание для установления такого права — ч. 12.1 ст. 48 ГрК РФ, в которой указано, что подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика осуществляется применительно к отдельным этапам строительства.

А Постановление Правительства № 145 от 05.03.

2007 о порядке организации и проведения госэкспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий определяет этап строительства как объект, который вводится в эксплуатацию и эксплуатируется автономно.

В ч. 12 ст. 51 ГрК указано, федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен выдавать разрешения на строительство, по заявлению застройщика выдает разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Разрешение на строительство — документ, который разрешает застройщику строить, реконструировать объект капстроительства и подтверждает соответствие проектной документации требованиям, которые установлены градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Размер обеспечения

В ч. 6 ст. 96 44-ФЗ указано, что размер обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ в 2019 году — от 5% до 30% от начальной цены госконтракта. Конечную величину устанавливает сам заказчик в извещении, документации и проекте договора по 44-ФЗ.

Если начальная цена соглашения составляет более 50 млн руб., то заказчик устанавливает размер обеспечения исполнения контракта на электронном аукционе по 44 ФЗ с 01.01.2019 от 10 до 30% от максимальной цены. Эта сумма не меньше величины аванса (если такой установлен). Если аванс более 30% от начальной цены договора, то размер гарантии устанавливается равным авансу.

Если контракт заключается по итогам закупки в рамках ст. 30 44-ФЗ, то размер обеспечения исполнения контракта для СМП по 44 ФЗ в 2019 году (в т. ч. предоставляемого с учетом антидемпинговых мер) рассчитывают исходя из цены, по которой заключается госконтракт. В этом случае обеспечение не должно быть меньше аванса.

Если в аукционе или конкурсе участник предложил цену госконтракта на 25 и более процентов ниже НМЦК, он предоставляет обеспечение с учетом антидемпинговых мер. Например, при НМЦК 15 млн руб. участник закупки выбирает:

  • увеличить размер обеспечения исполнения госконтракта в 1,5 раза;
  • предоставить информацию, которая подтверждает добросовестность, и обеспечить госконтракт в размере, который определен закупочной документацией.

Если применяют антидемпинговые меры, то при выполнении госконтракта аванс не выплатят. Это указано в ч. 13 ст. 37 44-ФЗ.

КБК для обеспечения исполнения контракта в 2019 году изменился! Указывайте 00000000000000000510. При перечислении денежных средств внимательно проверьте 104 поле платежного поручения.

Срок

В ч. 27 ст. 34 44-ФЗ указан максимальный срок, на который заказчик задержит ОИК на счету.

В этой статье указано, что он обязан вернуть поставщику деньги в течение 30 дней от даты исполнения поставщиком обязательств, которые предусмотрены контрактом.

А если госконтракт заключался по результатам закупки с ограничениями для СМП и СОНКО, то такой срок обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ на электронном аукционе для СМП не превышает 15 дней от даты исполнения поставщиком условий соглашения.

Пресекательные сроки не исключают, что заказчик в проекте госконтракта пропишет более короткие периоды для возврата или проведет транзакцию до истечения срока.

Срок действия банковской гарантии определяется поставщиком с учетом минимального срока, который установлен ч. 3 ст. 96 44-ФЗ. В этой статье указано, что период обеспечения обязательств гарантией превышает срок выполнения обеспечиваемых обязательств не менее чем на 1 месяц (в т. ч. и если изменялся срок исполнения обязательства по ст. 95 44-ФЗ).

Кто не обеспечивает

В ч. 8.1 ст. 96 закона о контрактной системе указано, что участник закупки, с которым госконтракт заключается по итогам закупки с ограничениями по ст.

30 44-ФЗ, не вносит обеспечение исполнения контракта по 44 ФЗ с 1 июля 2019 для СМП, если предоставит информацию из реестра контрактов об исполнении таким участником за 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке 3 контрактов, которые выполнены без неустоек (штрафов, пеней).

Сумма цен таких госконтрактов составляет не меньше НМЦК. Эти сведения предоставляются участником закупки до заключения контракта.

Поручительство договора не предусмотрено в следующих случаях:

  • участником торгов выступает казенное учреждение;
  • предмет закупочной процедуры — услуги по предоставлению кредита;
  • предмет торгов — выдача банковской гарантии, если заказчиком выступает бюджетное учреждение, государственное или муниципальное унитарное предприятие.

Источник: https://goscontract.info/kontrakt/obespecheniye-ispolneniya-kontrakta-po-44-fz

Отмена договора поручительства по государственному контракту – очередная «помощь» малому бизнесу?

Договор поручительства как способ обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта

Не так давно, а точнее 23.07.

2012 года был введен в действие Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который принес многим поставщикам печальную новость.  Был отменен такой способ обеспечения исполнения обязательств по контракту, как договор поручительства.

Поручительство: рождение и смерть

Хочу напомнить, что первоначально 94-ФЗ предусматривал 3-и способа обеспечения исполнения муниципальных и государственных контрактов, а именно страхование ответственности по контракту, безотзывная банковская гарантия, а также залог денежных средств.

Я расположил данные виды обеспечения именно в таком порядке не случайно, а точнее от наиболее привлекательного и доступного для многих поставщиков к менее доступному.

В 2010 году возможность страхования ответственности по контракту отменили и на смену ему утвердили такой вид обеспечения, как договор поручительства по государственному контракту.

Исключение договора поручительства, как одного из способов обеспечить исполнение обязательств по контракту вызвало массу обсуждений и целый ряд вопросов, как от представителей заказчиков, так и от поставщиков.

Наиболее актуальный вопрос, который коснулся представителей обеих сторон —  «Как быть тем поставщикам, которые до момента вступления 122-ФЗ уже успели заключить контракт с заказчиком и в качестве обеспечения предоставить договор поручительства по государственному контракту

Новый закон не запрещает  предоставлять договор поручительства в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту  участникам торгов, которые были размещены до 23.07.2012 года. Под действие новых правил попадают только те торги, которые были размещены после 23 июля.

Т.е. если заказчик не внес изменения в тендерную документацию тех заказов, которые были размещены на сайте до 23.07.2012 года, то участник этих торгов имеет право предоставить в качестве обеспечения контракта – договор поручительства.

Однако новый закон дает право заказчику, по своему усмотрению, внести изменения в условия тендерной документации даже по тем заказам, которые были размещены на сайте до 23.07.2012 года, и соответственно запретить участникам использовать такой вид обеспечения как договор поручительства.

Если же заказчик внес изменения и запретил обеспечение в виде договора поручительства, то разрешаются следующие виды обеспечения исполнения обязательств по контракту – безотзывная банковская гарантия, а также залог денежных средств.

Кто владеет информацией, тот владеет миром…

В СМИ многократно озвучивались суждения экспертов о том, что договор поручительства, как способ обеспечения себя изжил и дал заработать  большому количеству мошеннических и подставных фирм, которые выдавали «Филькины грамоты».

Федеральная антимонопольная служба даже опубликовала на своем сайте официальный реестр недобросовестных поручителей, но и такая мера не принесла положительных результатов.

Таким образом, Госдума приняла  решительные меры и отменила столь ненадежный вид обеспечения.

Действия мошенников за время существования данного способа поручительства «поспособствовали» значительному пополнению реестра недобросовестных поставщиков (РНП) доверчивыми участниками торгов.

Поскольку этот способ поручительства был наиболее доступным и простым для большинства поставщиков, то многие в надежде сэкономить попались на удочку мошенников. Ни громкие призывы ФАС, ни публикации в авторитетных источниках не смогли многих предостеречь от совершения горьких ошибок. Итог такой экономии довольно неприятный.

Сведения об организации или ИП попали в реестр недобросовестных поставщиков. Это своего рода «черная метка»  и невозможность принять участие в торгах на ближайшие 2 года.

Надежно, но дорого

В настоящий момент, после отмены договора поручительства, участники могут воспользоваться только двумя видами обеспечения: безотзывной банковской гарантией или залогом денежных средств.

Выиграли от такого нововведения только заказчики, а вот малый и средний бизнес лишился доступного способа обеспечения. Банковская гарантия дело дорогое и не быстрое, а про залог денежных средств и говорить не стоит,  т.к.

в таком случае участник должен обладать достаточным объемом свободных оборотных средств, чтобы полноценно принимать участие в торгах.

Денежное обеспечение могут себе позволить лишь крупные компании с большими прибылями, но никак не средний бизнес или ИП.

После принятия 122-ФЗ несколько представителей российских банков, заверили, что они готовы поддержать систему государственного заказа и заключать договоры на предоставление банковских гарантий на выгодных для организаций условиях.

Безотзывная банковская гарантия и залог денежных средств, несмотря на меньшую привлекательность для поставщиков, прошли проверку временем и смогли доказать на практике свою надёжность.

Однако «липовые» банковские гарантии и сейчас не редкость, а как сложится ситуация в дальнейшем, покажет время. Но если есть спрос, то будет и предложение, а как мы все с Вами знаем,  предложение это может быть не самого высокого качества.

Поэтому будьте бдительны и не попадайтесь в руки мошенников.

Стоимость услуг

Источник: http://akbuh.ru/usefull/uvelichenie-prodazh/otmena-dogovora-poruchitelstva-po-gosudarstvennomu-kontraktu-ocherednaya-pomoshh-malomu-biznesu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.