Действия поставщика электронном аукционе по 44-ФЗ

Содержание

Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок

Действия поставщика электронном аукционе по 44-ФЗ

Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.

Федеральный закон № 44-ФЗ:

  • закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
  • даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
  • регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
  • устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
  • определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

Требования к поставщикам и условия участия в закупках

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
  2. Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
  4. Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
  6. Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
  8. Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить.

Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.

Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.

Можно выделить два основных вида закупок:

  1. Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.

Подробнее о конкурентных закупках

Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.

Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.

Конкурсы проводятся:

  1. В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
  3. В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  4. В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  5. В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  6. В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.

Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону.

Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов.

Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.

Отличия закрытого аукциона от открытого:

  • аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
  • заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
  • электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
  • заявки подаются в запечатанном конверте;
  • закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Другие способы конкурентных закупок:

  1. Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
  2. Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.

Заключение контракта

Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.

Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.

Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры.

Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта.

Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.

Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций.

Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.

Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.

Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.

Эта статья была полезной?

Получить сертификат электронной подписи

Получить сертификат электронной подписи

Источник: https://iitrust.ru/articles/article/chto-nujno-znat-o-44-fz-pervye-shagi-v-sfere-goszakupok/

Электронный аукцион по 44-ФЗ: пошаговая инструкция для заказчика 2018

Действия поставщика электронном аукционе по 44-ФЗ

Самой востребованной среди государственных заказчиков формой реализации закупки по праву считается электронный аукцион. Он подразумевает организацию конкурентных торгов, что обеспечивает здоровое соперничество. Правила проведения такой процедуры регламентируются статьей 59 44-ФЗ.

Особенности процедуры

Электронный аукцион – эта разновидность закупочной процедуры, при которой информация о ее проведении размещается на всеобщее обозрение в ЕИС. Во время ее проведения заказчик обязуется соблюдать порядок и жесткие сроки, которые установлены законодательством. Ко всем участникам закупки предъявляются одинаковые требования, что способствует обеспечению конкуренции. 

На государственного заказчика возлагается обязанность проводить электронный аукцион во время закупки товаров или услуг, которые входят в перечень, составленный Правительством. Он опубликован в Распоряжении за №2019-р от 31 октября 2013 года. При желании организатор может выбирать такую процедуру для покупки товаров или услуг, не включенных в этот список. 

Заказчикам целесообразно организовывать аукционы в электронном виде в тех случаях, когда основным критерием выбора поставщика становится предлагаемая им цена. При этом квалификация поставщика, его опыт и прочие характеристики отходят на второй план.

Место проведения аукциона

Согласно приказу Министерства экономики и развития РФ за номером 428 от 26.10.2009 года весь документооборот электронного аукциона должен вестись посредствам электронной торговой площадки (ЭТП). Для проведения государственных закупок было отобрано пять сайтов:

  1. www.sberbank-ast.ru
  2. www.zakazrf.ru
  3. www.roseltorg.ru
  4. www.etp-ets.ru
  5. www.rts-tender.ru

Принять участие в процедуре могут участники, получившую аккредитацию на соответствующей торговой площадке. Эта процедура несложная.

Достаточно зарегистрироваться на сайте и предоставить электронные копии необходимых документов.

После этого оператор ЭТП проверить правильность предоставленных сведений и вынесет решение об аккредитации. Максимальное время этого процесса составляет 5 рабочих дней.

Этапы и правила проведения

Процедура делится на несколько этапов. Заказчик обязан строго соблюдать все регламентированные сроки и правила проведения закупки, приведенные в таблице 1.

Таблица 1 

Этап закупочной процедурыРегламентированные срокиОснование
Публикация документации, а также извещения для изучения участникамиКогда НМЦК менее 3 миллионов рублей, извещение должно быть размещено не позднее, чем за неделю до момента конца подачи предложений. Если НМЦК больше 3 миллионов, то этот срок увеличивается до 15 суток.Статья 63 части 2 и 3
Подача потенциальными поставщиками запросов разъяснения отдельных пунктов документацииМинимум за три дня до финиширования приема заявокСтатья 65 часть 4
Предоставление разъяснений поставщикам в соответствии с их запросамиОтвет должен быть размещен в двухдневный срок с момента получения требованияСтатья 65 часть 4
Корректировка аукционной документацииМаксимум за 2 суток до финиша срока предоставления предложений. Время подачи предложений при этом продлевается так, чтобы оно оказалось не менее 7 или 15 дней в зависимости от начальной стоимости договораСтатья 63 часть 6
Отмена закупкиМинимум за 5 суток до момента финиша подачи предложенийСтатья 36 часть 1
Формирование протокола оценки первых частей заявокВ заранее установленный срок рассмотрения первых частей заявок.Статья 67 часть 7
Проведение торговСпустя 2 суток после выставления протокола оценки первых частейСтатья 68 часть 3
Оценка вторых частей предложений участниковНа протяжении трех суток с даты проведения торговСтатья 69 часть 5
Публикация итогового протоколаНе позднее суток со дня оформления протоколаСтатья 69 часть 8
Отправка победившему участнику проекта договораВ течение 5 суток с подписания решающего протоколаСтатья 70 часть 2
Подписание договора победившим участником и передача им обеспеченияВ течение пяти суток с момента размещения договора заказчикомСтатья 70 часть 3
Подписание договора заказчикомВ течение 3 суток с подписания поставщикомСтатья 70 часть 7
Когда победитель не согласен с каким-либо пунктом договора, он формирует протокол разногласийВ течение 5 дней с даты публикации заказчиком проекта договораСтатья 70 часть 4
Оценка организатором протокола разногласий и внесение коррективов в договорВ течение 3 дней со дня публикации протокола разногласийСтатья 70 часть 5
Общий срок подписания договораНе менее 10 дней и не более 20 со дня формирования финального протоколаСтатья 70 часть 9

Нарушение заказчиком регламентированных сроков признается административным правонарушением. В случае выявления этого факта на организатора закупки накладывается штраф. 

Как проводятся торги

Процесс проведения торгов также имеет четкие правила. Участники получают возможность подавать предложения о стоимости с шагом от 0,5 до 5% от начальной цены договора. Несоблюдение этого правила возможно, если участник предложение с суммой выше минимальной на данный момент.

Участникам запрещено подавать нулевые ценовые предложения. Если потенциальный поставщик занимает первое место, то возможность подачи ценовых предложений для него блокируется. Подавать предложение выше поданного ранее нельзя.

Время проведения торгов строго регламентировано. Процесс делится на несколько этапов, продолжительность которых приведена в таблице 2.

Таблица 2

Этап торговРегламентированное времяОбоснование
Предоставление ценового предложенияВ течение 10 минутСтатья 68 часть 11
Продление времени предоставления предложений10 минут с момента подачи предыдущего предложенияСтатья 68 часть 11
Стадия закрытия торгов10 минут с момента истечения десятиминутного периода после подачи последнего предложенияСтатья 68 часть 12

На этапе закрытия торгов участники получают возможность подавать предложения о стоимости договора выше победившего. Это дает возможность потенциальному поставщику подняться на второе место. Если победитель торгов откажется от подписания контракта, то заказчик предложит заключить договор участнику, занявшему второе место. 

Ситуации признания аукциона несостоявшимся

В некоторых случаях закупка признается несостоявшейся. Такое возможно в следующих ситуациях:

  1. На момент завершения срока подачи заявок не подано ни одного предложения. Заказчик может объявить повторный аукцион или провести закупку у единственного поставщика.
  2. При рассмотрении первых частей заявок соответствующим требованиям признано только одно предложения. В этом случае контракт заключается с поставщиком по начальной цене. 
  3. Если во время торгов не подано ни одного ценового предложения. После этого оператор торговой площадки передает заказчику вторые части поданных заявок. Победителем признается участник, предложение которого было подано ранее других, при условии, что оно соответствует заявленным требованиям. 
  4. Аукционная комиссия отклоняет все вторые части заявок или признает соответствующей требованиям только одну. 
  5. Если участники, занявшие первое и второе место в ходе торгов, отказываются от заключения контракта. 

Электронный аукцион позволяет обеспечить здоровую конкуренцию и провести закупку по наиболее выгодным ценам. Если запомнить особенности этой процедуры, участие в ней не представит сложности.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/instruktsii/138-auktsion-po-44-fz

Действия поставщика электронном аукционе по 44-ФЗ

Действия поставщика электронном аукционе по 44-ФЗ

Расскажем о мероприятиях по участию в электронном аукционе со стороны поставщика, как проводится аукцион в электронной форме, какие этапы нужно пройти участнику, какие документы подготовить для аккредитации на ЭТП, что делать, если участник уклонился от аукциона.

Подготовка к участию в электронном аукционе по 44-ФЗ требует большого количества сил и ресурсов. Принимая решение о том, чтобы участвовать в процедуре, должностное лицо поставщика (руководитель компании) должен целесообразно оценить выгоду участия и все подводные камни электронного аукциона.

Как проводится электронный аукцион

Потенциальный участник электронного аукциона в госзакупках должен понимать все риски, в частности, тот факт, что в процедуре побеждает наиболее дешевое ценовое предложение, и в конечном итоге расходы на заключение контракта могут вообще сравняться или превысить выгоду от сотрудничества с госзаказчиком. Ведь в число расходом на электронный аукцион по 44-ФЗ входят также предоставление обязательного обеспечения заявки и самого контракта.

Мероприятия по участию в электронном аукционе должны быть просчитаны и определены должностным лицом поставщика заранее. В приказе об участии в электронном аукционе следует зафиксировать следующие этапы и распределить за них ответственность:

  • Наименование аукциона и ответственное лицо.
  • Составление заявки и ее подача.
  • Определение минимального ценового предложение, его обоснование и утверждение.
  • Подача ценового предложения на аукционе.
  • Предоставление обеспечения контракта и его заключение.

Все эти этапы обладают собственным зафиксированным в Законе №44-ФЗ строгим регламентом, за нарушение которого в участии (или в итоговом заключении госконтракта) может быть отказано.

Аккредитация на ЭТП

Перед тем, как участник аукциона пройдет допуск, ему необходимо зарегистрироваться на ЭТП, на которой планируется проведение процедуры аукциона.

Каждая ЭТП требует отдельного прохождения регистрации, результаты которой действительны в течение 3 лет.

Для участника процедуры электронного аукциона важно пройти аккредитацию до момента окончания приема заявок (срок которого указан в извещении о проведении электронного аукциона).

Для аккредитации на любой ЭТП участнику понадобится написать заявление на аккредитацию, приложить к нему необходимый пакет документов и отправить все это оператору ЭТП. Зачислить на счет участника в ЭТП средства для участия в электронных аукционах, алгоритм, как это сделать и реквизиты, указаны в уведомлении о проведении аукциона.

Документы, которые нужно приложить к заявлению на аккредитацию: копия выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), взятая не позже полугода назад; копии учредительных документов; доверенность на участие в процедуре или документы о полномочиях ее осуществлять; а также ИНН, контактная информация и решение об одобрении (совершении) по результатам аукциона сделки с указанной максимальной ценой.

Составление и подача заявки на электронный аукцион

После того, как потенциальный участник аукциона получил аккредитацию на ЭТП, он может превратиться в реального участника, подав заявку на участие (при наличии аккредитации, подать ее можно в любое время до установленного срока окончания и с момента публикации извещения об аукционе).

Составление заявки происходит следующим образом: первая часть (из двух) оформляется в соответствии с аукционной документацией, при этом участнику необходимо очень внимательно следить за соответствием установленным требованиям заявки и инструкции по ее заполнению.

Вторая часть подаваемой участником заявки заполняется в соответствии с ч.5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ. Любые иные требования со стороны заказчика, в том числе дополнительных документов, не прописанных в законе о закупках (ГОСТов, сертификатов соответствия), не являются обязательными и могут быть обжалованы участником аукциона в ФАС, которая на практике почти всегда принимает его сторону.

Если участник процедуры победил и получил право заключить госконтракт, впереди у него самый ответственный момент: предоставление обеспечения исполнения контракта в срок.

Для этого необходимо как можно скорее (сроки в законе установлены очень непродолжительные) уточнить размер обеспечения в случае данного конкретного аукциона, просмотреть на этот предмет извещение, документацию и проект контракта.

Быть может, этот аукцион подходит под предоставление обеспечения в повышенном объеме (ст. 37 Закона № 44-ФЗ). Уточнив размер обеспечения, следует перечислить средства на счет заказчика или обратиться в банк за предоставлением гарантии.

После публикации проекта контракта заказчиком, у участника есть пять календарных дней, чтобы проверить документ на соответствие заявке и аукционным извещению и документации. На публикацию протокола разногласий и их устранение закон отводит 13 календарных дней с момента окончания аукциона.

Участник признан уклонившимся по 44-ФЗ

Согласно Закону №44-ФЗ, если отклонение участника в процессе процедуры аукциона не произошло, и он дошел до финала, то все же может быть признан уклонившимся в нескольких случаях: если участник аукциона нарушил сроки отправки проекта контракта/отправки протокола разногласий/предоставления информации о своей добросовестности/предоставления обеспечения контракта.

Во всех этих случаях компания лишается обеспечения заявки и, по закону, должна быть внесена в РНП. Чаще всего это происходит не из-за сознательных нарушений, а из-за несоблюдения сроков на каком-то этапе аукционной процедуры. Должностному лицу участника аукциона надлежит быть крайне внимательным к временным рамкам от начала аукциона и до конца.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру» Оформить подписку

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102263-qqq-16-m11-23-11-2016-deystviya-postavshchika-elektronnom-auktsione-po-44-fz

Аукцион по 44-ФЗ

Действия поставщика электронном аукционе по 44-ФЗ

Определение электронных торгов можно озвучить, как отношения между заказчиками и потенциальными поставщиками (исполнителями), которые осуществляются на специализированных площадках — ЭТП. После определения победителя аукциона совершается гражданско-правовая сделка, т.к. заключается контракт, на оказание услуг или работ, а также, на поставку товаров.

Компаниям, которые принимают участие в электронных торгах, присваивается индивидуальный порядковый номер. Под ним она и отображается в общем списке у заказчика. Благодаря этому, сговор или подлог становятся весьма затруднительными. И лишь после окончания тендера обнародуется подробная информация об участниках.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении заявки на участие в аукционе или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Проведение электронного аукциона 44 ФЗ — основные преимущества

Можно выделить несколько основных преимуществ аукционов по 44-ФЗ:

  1. Благодаря высокой конфиденциальности информации обо всех участниках, есть высокая вероятность того, что между ними не будет заключен сговор, поэтому заключить контракт можно будет по более выгодной цене;
  2. Есть возможность привлечения к организации, а также к проведению процедуры закупки специализированной компании;
  3. Такие процедуры, как прием, регистрация и возврат заявок, а также хранение документации, выполняет оператор системы, а не заказчик.

Участие в аукционе по 44-ФЗ — особенности

  1. заказчик не имеет права на этапе заключения контракта вносить изменения в условия проекта;

  2. ключевым критерием победы в закупке является предложенная цена;

  3. в стоимость минимального ценового предложения включены сопутствующие расходы вроде уплаты налогов, страхования, транспортных расходов;

  4. победивший участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, установленное заказчиком (если торги проходят в рамках 44-ФЗ, то его величина составляет 5-30% от начальной цены контракта).

Проведение аукционов по 44 ФЗ — этапы участия

В данном процессе можно выделить следующие этапы:

1. Подготовительный. Этот этап можно рассмотреть с двух разных позиций: подготовка заказчика и подготовка потенциального исполнителя.

Что касается заказчика, то на данном этапе он создаёт лот (один или несколько), прорабатывает требования заявок претендентов на победу, определяет сроки проведения закупки, размещает информацию на ЭТП.

Что же нужно для участия в электронных торгах?

Если говорить о потенциальных поставщиках, то для электронной формы участия в аукционе, прежде всего они должны получить ЭЦП. Она представляет собой аналог Вашей подписи, которую Вы ставите на бумажных документах.

Цифровая подпись выполняет функцию защиты документов от подделки и внесения корректировок, является подтверждением Вашего авторства, а также свидетельствует о достоверности предоставляемой информации.

Помимо этого, данный вид подписи придаёт документам юридический вес.

ЭЦП находится на носителе, который носит название eToken (от англ. electronic – электронный и англ. token – признак, жетон). 

В качестве носителя используется флэш-накопитель. Его можно получить в одном из удостоверяющих центров. Оформление этого вида подписи в среднем занимает около 1 дня, а действительной она является в течение одного года.

Для того чтобы поставщики смогли удовлетворить требование об обеспечении исполнения контракта (только когда закупка происходит не у единственного поставщика), им нужно внести денежные средства на специальный счет на торговой площадке.

Кроме того, условия участия в электронном аукционе предусматривают необходимость потенциальному исполнителю пройти регистрацию в ЕИС и аккредитацию, которая даётся на 3 года.

2. Подача заявок. После размещения информации заказчиком о проведении аукциона на ЭТП, поставщики имеют возможность подавать заявки на участие в нем.

Заявки должны соответствовать требованиям аукционной документации и быть поданы в сроки, указанные в информации об аукционе. При выявлении несоответствия заказчик имеет право отклонить заявку. При этом, иногда недобросовестные участники используют эту возможность для ограничения конкуренции.

Совет: если Вы считаете, что заказчик отклонил Вашу заявку необоснованно, возможно обжалование такого решения в ФАС.

3. Торги. В указанный в тендерной документации день все потенциальные поставщики, заявки которых приняты к участию, заходят на ЭТП. Как только аукцион объявляется открытым, поставщики начинают вносить свои предложения о цене.

У каждого есть 10 минут, чтобы подать ценовое предложение с минимальным шагом 0.5%. И так продолжается пока один из поставщиков не даст самое низкое предложение, а другие больше не будут снижать цену.

4. Подписание контракта. С поставщиком, который предложил самую низкую цену (за редкими исключениями, когда заказчик может отдать предпочтение другому игроку в силу объективных причин), заключается контракт в виде электронного документа.

При этом, для заключения контракта, в случаях предусмотренных аукционной документацией, поставщику нужно внести обеспечение исполнения в виде денежных средств или банковской гарантии.

Как участвовать в электронных аукционах

Выше мы уже перечислили, что нужно для участия в ЭА. Победа же во многом зависит от оперативности Ваших действий и серьёзной предварительной подготовки. Эти факторы способны стать определяющими в принятии решения о Вашем допуске к тендеру. Оперативность подразумевает соблюдение всех сроков, указанных в тендерной документации.

К подготовке можно отнести определение «стоп-лайна» компании (предел, ниже которого опускать цену Вам просто нет никакой выгоды). Также необходимо тщательно и внимательно изучить условия аукциона (по ним грамотные аналитики могут предположить приблизительное количество участников и вероятную динамику конкурса).

Пристальное внимание следует уделить составлению заявки, а в особенности её первой части, так как несерьёзное отношение к составлению чаще всего ведёт к ее отклонению. 1 часть заявки является согласием на поставку товара, оказание услуг или выполнение работ, она содержит информацию, показатели товара или ссылку на товарный знак.

Как видно из нашей краткой инструкции по участию в электронном аукционе, с особой тщательностью следует отнестись к подготовительному этапу.

От того, насколько серьёзно Вы к нему подойдёте, зависят не только шансы на победу, но и возможность участия в тендере вообще.

Вы можете заняться подготовкой к тендеру самостоятельно или же обратиться к профессионалам, сэкономив время и повысив вероятность Вашего выигрыша.

© ООО МКК «РусТендер» 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

Что такое госзаказ по 44 ФЗ?

Коммерческие тендеры

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/articles/kak-zarabotat-v-sisteme-goszakaza-44-fz-i-223fz/osobennosti-uchastiya-v-elektronnyh-aukcionah

44-ФЗ для начинающих. Все о госзакупках простыми словами

Действия поставщика электронном аукционе по 44-ФЗ

Государственные закупки — крупный рынок  для поставщиков. В 2018 году в Единой информационной системе закупок были опубликованы госзакупки общим объемом более 8 трлн руб., из которых более 1 трлн руб. отдано малому бизнесу.

Проведение госзакупок регулирует федеральный закон № 44 «О контрактной системе». В нем прописаны все правила проведения закупочной процедуры: от ее планирования, размещения в ЕИС до выполнения всех обязательств по контракту.

Кто может участвовать в госзакупках

В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели. 

Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые: 

  • Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
  • Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
  • Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
  • Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
  • Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
  • Являются офшорной компанией.
  • Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.

Участник должен подтверждить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках.

Дополнительные требования к участникам госзакупок

Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию.

Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99.

Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.

Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд. 

Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности.

Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.

Преференции участникам

Некоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются: 

  • учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,
  • организациям инвалидов,
  • поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).

Виды закупок

Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • электронный аукцион
  • запрос предложений
  • запрос котировок
  • закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях). 

В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:

  1. По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
  2. По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.

Что нужно для победы

Как участвовать

Аукцион

Наименьшая цена

Подать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе. 

Конкурс 

Лучшее сочетание цены и условий исполнения

Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами.

Запрос котировок

Наименьшая цена

Отправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену.

Запрос предложений

Лучшее сочетание цены и условий исполнения

Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок.

Также заказчики по 44-ФЗ могут провести закрытые конкурсы и аукционы, чтобы закупить товары, связанные с гостайной и обеспечением безопасности страны, услуги для Госфонда драгоценных металлов и камней, приставов и судей. Информация о таких закупках не публикуется в открытом доступе, а заказчик направляет приглашения для участия потенциальным поставщикам.

Где проводят госзакупки

Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.

Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года. 

Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.

Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств

При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК): 

  • если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
  • если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.

Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.

Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту.

Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией.

Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.

Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.

Снижение начальной цены контракта на 25%

Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:

  1. В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
  2. В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.

Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке. 

Реестр недобросовестных поставщиков

Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.

Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:

  • Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
  • Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
  • Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
  • Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
  • Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

При этом, если договор расторгнут по соглашению сторон, то компанию не включат в РНП. Включение в РНП можно оспорить в суде.

Закон 44-ФЗ подробно объясняет участникам госзакупок правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя, обязывает заказчика заключить контракт с победителем и оплатить товар в срок.

Поэтому он подходит начинающим участникам.

Но нужно помнить, что нарушение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки, влечет штрафы для заказчика, а участнику грозит занесением организации в реестр недобросовестных поставщиков.

Источник: https://is-zakupki.ru/material/detail/44-fz-dlya-novychkov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.