Бухгалтерский учет госзаказа
Об отражении в учете микропредприятий операций участия в госзакупках
Участие в государственных закупках – один из способов получения новых заказов, доступный для субъектов малого и микробизнеса.
- Для участия в госзакупках, регулируемых правилами 44-ФЗ, нам потребуется:
- организация рабочего места для удаленной работы с госзаказами (компьютер с доступом в сеть интернет, усиленная квалифицированная электронная подпись, криптографическое программное и иное необходимое программное обеспечение);
- аккредитация на федеральных электронных торговых площадках;
- поиск подходящих для нашего бизнеса заявок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных заказчков на общедоступном сайте zakupki.gov.ru или с помощью специализированных поисковых сервисов;
- открытие специального счета в банке, уполномоченном на ведение специальных счетов для участия в госзакупках;
- подготовить и подать свою заявку в соответствии с требованиями 44-ФЗ и документации о закупке;
- внести обеспечение заявки;
- принять участие в процедуре торгов (при необходимости, например: в электронном аукционе);
- отследить результаты участия на сайте госзакупок или на сайте электронной торговой площадки
- в случае победы в тендере предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта и подписать контракт;
- исполнить контрактные обязательства.
Отражению в бухгалтерском учете организации — участника госзакупок подлежат операции , связанные с движением активов и обязательств организации и признанием расходов и доходов.
И если с отражением в бухгалтерском учете операций, связанных с организацией рабочего места оператора участника закупок сложностей быть не должно, так как в большинстве своем это отражение входящих документов от контрагентов по приобретению товарно-материальных ценностей или получению услуг; также не должно возникнуть сложностей с оформлением исходящих документов и отражению в учете фактов исполнения контрактных обязательств, так как имеет место продажа товаров (работ, услуг), то отражение операций обеспечения заявок и контрактных обязательств может несколько озадачить в силу новизны таких операций.
Обеспечение заявки
Денежные средства на обеспечение заявки переводятся с расчетного счета организации на специальный счет и там блокируются в сумме, указанной госзаказчиком в извещении о закупке на время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) .
Дт 51/спецсчет Кт 51/расчетный счетили Дт 55
Кт 51
Перечисление средств на специальный счет и временное блокирование этих средств в связи с подачей заявки на участие в госзакупке не образуют расходов организации.
Если есть потребность разделять в учете заблокированные и свободные средства на спецсчете, то можно для целей внутреннего учета воспользоваться каким-нибудь забалансовым счетом или добавить субсчет/субконто второго порядка к счету 55 (51/спецсчет), но заморачиваться с этим микропредприятию совсем не обязательно.
Разблокированные суммы на специальном счете можно вернуть на расчетный счет.
Дт 51/расчетный счет Кт 51/спецсчетили Дт 51
Кт 55
Расходом организации признается списание заблокированных средств в пользу госзаказчика в ситуации уклонения от заключения контракта в случае победы участника закупок в тендере, а также в случае непредоставления им или предоставления с нарушением условий, установленных законом, обеспечения исполнения контракта до заключения контракта с госзаказчиком.Также расходом организации признается списание средств со специального счета в пользу электронной торговой площадки в случае победы участника закупок в тендере, если победитель не уклонился от заключения контракта с госзаказчиком.
Дт 76Кт 51/спецсчетили Дт 76
Кт 55
Дт 99Кт 76Дт 19Кт 76
фиксируем НДС на сумму услуг ЭТП (для организаций на ОСН)
Поскольку микропредприятия могут не использовать промежуточные 90 и 91 счета, расходы списываем сразу на счет прибылей и убытков к которому можно открыть соответствующие субсчета или субконто для удобства классификации расходов.
Плату ЭТП можно отнести на себестоимость, а списание сумм обеспечения заявки в пользу госзаказчика можно сразу отнести на прямые убытки организации, которые рискованно даже включать в уменьшение налогооблагаемой прибыли.
В качестве документального основания может быть указана бухгалтерская справка, ссылающаяся на соответствующие решения (протоколы и т.п.) электронной торговой площадки или указываем акт, если таковой представит нам оператор площадки.
Некоторые банки, уполномоченные на ведение специальных счетов, объявили о том, что будут брать комиссию за блокировку сумм.
В этом случае банковскую комиссию отражаем обычными проводками и включаем ее в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль как по налогу на прибыль организаций (если организация на основной системе налогообложения), так и в расходы, уменьшающие доходы на едином налоге (если организация на упрощенной системе налогообложения).
Ведение специальных счетов предусматривает возможность начисления процентов обслуживающим банком на средства, хранящиеся на этих счетах.
Начисление процентов образует внереализационный доход, отражаемый в учете также как начисление процентов на остаток средств на расчетном счете.
Дт 51/спецсчетКт 76/банкили Дт 55
Кт 76/банк
Дт 76/банк
Кт 99/внереализационные доходы
Банки, уполномоченные на ведение спецсчетов участников госзакупок
- Вести специальные счета участников госзакупок могут не все банки, а только те, которые уполномочены постановлением правительства РФ. Сейчас таких банков 18. Перечислим их все:
- Сбербанк России
- Альфа-Банк
- Банк ВТБ
- Финансовая Корпорация «Открытие»
- Газпромбанк
- Российский Сельскохозяйственный банк
- Российский национальный коммерческий банк
- Росбанк
- Московский Кредитный банк
- Всероссийский банк развития регионов
- Акционерный Банк «Россия»
- Совкомбанк
- Райффайзенбанк
- Промсвязьбанк
- Банк «Санкт-Петербург»
- Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк»
- ЮниКредит Банк
- ОТП Банк
Этим банкам сейчас можно доверять.
Обеспечение исполнения контракта
Участник госзакупки, выигравший тендер, обязан внести обеспечение под исполнение контракта, после чего происходит подписание самого контракта. Если обеспечение не предоставлено, то участник закупки будет признан уклонившимся и, как следствие, контракт подписан не будет.
- В качестве обеспечения исполнения контракта госзаказчиком принимается :
- или банковская гарантия на сумму обеспечения контракта
- или денежные средства, перечисляемые госзаказчику.
Банковская гарантия, как один из видов обеспечения исполнения контрактов, носит возмездный характер, поэтому учитываем банковскую комиссию за предоставление банковской гарантии.
Дт 99 Кт 76отражена сумма банковской комиссии
Дт 76Кт 51оплата банковской комиссии
В случае, если исполнение контракта оказалось невозможным, то обеспечение не возвращается участнику закупки, а остается у госзаказчика. При этом, если обеспечение было выдано под банковскую гарантию, то требование перечислить сумму обеспечения исполнения контракта госзаказчик предъявит банку.
При этом у участника закупки возникает кредиторская задолженность перед банком на сумму обеспечения неисполненного контракта.
Дт 99/прочие расходыКт 76/госзаказчик
фиксируем обязательство по предоставлению обеспечения под исполнение контракта в случае победы в тендере
Дт 76/госзаказчикКт 76/банк
фиксируем погашение обязательства по предоставлению обеспечения под исполнение контракта банковской гарантией (одновременно образуется кредиторская задолженность перед банком)
Дт 76/банкКт 51Погашение (оплата) задолженности перед банком на сумму обеспечения неисполненного контракта
Денежные средства, перечисляемые госзаказчику в обеспечение исполнения контракта вместо предоставления банковской гарантии, являются возвратными, если участник закупки, выигрывший тендер, способен исполнить контрактные обязательства. В этом случае мы лишь отражаем движение денежных средств на основании исходящих и входящих платежных документов.
Дт 76/госзаказчикКт 51
Дт 51Кт 76/госзаказчик
Если участник закупки уклонился от заключения контракта, сумма обеспечения исполнения контракта остается на счете госзаказчика.
Основанием такого списания должно служить решение контролирующего органа в сфере закупок, например ФАС, о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта с госзаказчиком.
В учете мы отражаем это решение следующим образом:
Дт 76/госзаказчикКт 51
Дт 99Кт 76/госзаказчик
Таким образом, суммы обеспечения заявки на участие в госзакупках и на исполнение контракта не признаются расходом организации, так как эти суммы в общих случаях возвратные.
А вот расходы, связанные с подготовкой и участием в торгах, можно и нужно отразить во внереализационных или прочих расходах, связанных с производством и реализацией. Причем эти расходы можно учесть единовременно. Даже если мы проиграем тендеры.
А вот если мы выиграем, но уклонимся от заключения контракта, то эти расходы конечно нужно отразить на счетах бухгалтерского учета, но очень рискованно принимать их к уменьшению налогооблагаемой базы.
Для подтверждения расходов нам понадобятся подтверждающие документы. Это могут быть контракт, протоколы конкурсной или аукционной комиссии и так далее.
Источник: https://vrn-buh.ru/articles-2018/11/21-uchastie_v_goszakupkakh.php
Бухгалтерский учет обеспечения заявки на участие в закупке
1. Что нужно знать бухгалтеру об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах.
2. Как отразить в бухгалтерском учете операции, связанные с обеспечением заявки в зависимости от способа предоставления такого обеспечения.
3. Какие законодательные и нормативные акты регулируют вопросы предоставления и учета обеспечения заявки на участие в закупке.
Многим поставщикам товаров, работ, услуг не обойтись в своей хозяйственной деятельности без участия в закупочных процедурах (электронных аукционах, запросах котировок, конкурсах и т.д.).
Во-первых, участие в закупках является необходимым условием заключения договоров с определенными категориями покупателей, например, с государственными и муниципальными учреждениями, госкорпорациями, субъектами естественных монополий.
А во-вторых, участие в закупках позволяет расширить рынок сбыта, привлекая новых клиентов, нарастить масштабы деятельности, заключая договоры с крупными клиентами, и, наконец, улучшить свою репутацию как надежного поставщика.
Непосредственно участием в закупочных процедурах, как правило, занимается отдельный специалист, а вот задачей бухгалтера является отражение в учете всех операций, связанных с участием в закупках. В этой статье предлагаю разобраться, как отразить в бухгалтерском учете обеспечение заявок на участие в закупках – с чего, собственно, и начинается «бухгалтерская» составляющая закупочной деятельности.
Что такое обеспечение заявки на участие в закупке
Для того чтобы корректно отразить в учете операции, связанные с обеспечением заявок, бухгалтеру необходимо иметь хотя бы общее представление об этом виде обеспечения: для каких целей, какими способами и на каких условиях оно предоставляется.
Подробно все изложено в законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 44).
Однако, бухгалтерам и без того приходится держать в голове большие объемы информации, поэтому, чтобы упростить задачу, основная информация об обеспечении заявок представлена в виде схемы (для увеличения щелкните по рисунку).Обратите внимание: предоставление обеспечения заявки – это не расход, а всего лишь «замораживание» денежных средств на определенное время. В большинстве случаев, средства, перечисленные в обеспечение заявки, возвращаются участнику. В каких случаях не возвращаются – Вы уже знаете из схемы.
https://www.youtube.com/watch?v=Ng4Ifp0Mgog
Как правило, бухгалтер получает от специалиста по закупкам готовую информацию: по каким реквизитам и в каком размере перечислить денежные средства в качестве обеспечения.
Но просто отправить платеж по указанным реквизитам – это лишь небольшая составляющая бухгалтерской работы, все самое интересное впереди: как отразить обеспечение заявки на участие в закупке в бухгалтерском учете? Давайте разбираться.
Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе
Для участия в электронных аукционах участники перечисляют денежные средства на свой лицевой счет, открытый у оператора электронной площадки. Средства на этом лицевом счете являются собственностью организации, она сохраняет за собой право распоряжаться ими по своему усмотрению и вывести на свой расчетный счет в любой момент.
Однако при подаче заявки на участие в электронном аукционе, организация автоматически дает распоряжение оператору площадки заблокировать часть денежных средств, хранящихся на лицевом счете, в размере обеспечения заявки.
При недостаточности средств на лицевом счете площадка просто не даст возможность подать заявку, поэтому многие организации предпочитают хранить на своих лицевых счетах суммы «с запасом», чтобы не перечислять отдельно под каждую процедуру.
Средства организации на лицевом счете электронной торговой площадки учитываются на счете 55 «Специальные счета в банках» согласно Инструкции по применению плана счетов.
К счету 55 могут быть открыты субсчета для отражения свободных средств и заблокированных. Кроме того, целесообразно открыть субсчета для каждой площадки (Росэлторг, Сбербанк-АСТ, РТС и т.д.
), поскольку на каждой электронной площадке открывается свой лицевой счет.
Обратите внимание: денежные средства, заблокированные на лицевом счете в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, должны учитываться на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» отдельно по каждому обеспечению.
Бухгалтерские проводки по учету обеспечения заявки на участие в электронном аукционе:
Дебет | Кредит | Дата операции | |
55 — св / Электронная площадка | 51 | Дата списания денежных средств с расчетного счета | Перечислены денежные средства оператору электронной площадки NNN для пополнения лицевого счета |
55 –блок / Электронная площадка | 55 — св / Электронная площадка | Дата подачи заявки на участие в электронном аукционе | Денежные средства на лицевом счете заблокированы оператором электронной площадки в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе (Заказчик ХХХ) |
009 / Заказчик | Дата подачи заявки на участие в электронном аукционе | Отражена сумма выданного обеспечения заявки | |
55 — св / Электронная площадка | 55 –блок / Электронная площадка | Дата разблокирования денежных средств (п. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ) | Оператором электронной площадки произведено разблокирование денежных средств на лицевом счете |
009 / Заказчик | Дата разблокирования денежных средств | Списана сумма обеспечения | |
51 | 55 — св / Электронная площадка | Дата поступления средств на расчетный счет | Выведены средства с лицевого счета, открытого оператором электронной площадки, на расчетный счет по заявке организации |
При участии в электронных аукционах по госзаказу площадки не взимают плату за свои услуги. А вот участие в закупочных процедурах по коммерческому заказу, как правило, платное, в соответствии с тарифами электронной площадки.
Чаще всего площадки берут плату за свои услуги с победителя аукциона.
То есть при заключении контракта с заказчиком на лицевой счет поставщика поступает не вся сумма, заблокированная в счет обеспечения заявки, а за вычетом комиссии оператора электронной площадки:
Дебет | Кредит | Дата операции | |
60 | 55 — блок / Электронная площадка | Дата заключения контракта с заказчиком | Удержана сумма вознаграждения за услуги электронной площадки |
91-2 | 60 | Дата признания расходов на услуги электронной площадки в бухгалтерском учете | Отражены в бухгалтерском учете расходы на услуги электронной торговой площадки |
! Обратите внимание: для отражения в бухгалтерском учете расходов на услуги оператора электронной площадки, сумма таких расходов должна быть документально подтверждена.
Чаще всего площадки предоставляют подтверждающие документы в электронном виде. Такие электронные документы могут быть приняты к бухгалтерскому учету только, если они заверены электронной цифровой подписью (п. 5 ст.
9 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
В некоторых случаях, например, если победитель аукциона уклонился от заключения контракта с заказчиком (п. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ), денежные средства, заблокированные в качестве обеспечения заявки, ему не возвращается, а перечисляются на счет заказчика. При этом сумма обеспечения заявки списывается на прочие расходы:
Дебет | Кредит | Дата операции | |
91-2 | 55 — блок / Электронная площадка | Дата признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта | Денежные средства, заблокированные в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, удержаны оператором площадки и перечислены заказчику |
Обеспечение заявки перечисляется на счет заказчика
При проведении конкурсов и закрытых аукционов обеспечение заявки на участие в закупке может перечисляться на специальный счет заказчика, по реквизитам, указанным в извещении.
В этом случае денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявки, отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» в составе дебиторской задолженности до их возврата на расчетный счет участника закупки. Кроме того, выданное обеспечение отражается на забалансовом счете:
Дебет | Кредит | Дата операции | |
76 / Заказчик | 51 | Дата списания денежных средств с расчетного счета | Перечислены денежные средства заказчику в качестве обеспечения заявки |
009 / Заказчик | Дата списания денежных средств с расчетного счета | Отражена сумма выданного обеспечения заявки | |
51 | 76 / Заказчик | Дата поступления денежных средств на расчетный счет | Заказчиком возвращена сумма обеспечения заявки |
009 / Заказчик | Дата поступления денежных средств на расчетный счет | Списана сумма обеспечения |
В случае если участник признан победителем закупочной процедуры, но уклонился от заключения контракта, сумма обеспечения заявки ему не возвращается, а остается на счете заказчика.
Дебет | Кредит | Дата операции | |
91-2 | 76 / Заказчик | Дата признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта | Списана на прочие расходы сумма, перечисленная в качестве обеспечения заявки |
Основанием такого списания должно служить решение контролирующего органа в сфере закупок, например ФАС, о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта с поставщиком.
В качестве обеспечения заявки предоставляется банковская гарантия
При нежелании или невозможности использовать собственные денежные средства для обеспечения заявки, участник конкурса или закрытого аукциона может воспользоваться банковской гарантией. По условиям банковской гарантии банк принимает на себя обязательство по обеспечению заявки участника (ст. 368 ГК РФ).
В случае если участник будет признан уклонившимся от заключения контракта, банк по требованию заказчика перечислит последнему сумму обеспечения заявки.
Естественно, услуги банка по предоставлению банковской гарантии являются платными для участника закупки и отражаются в бухгалтерском учете в составе прочих расходов на счете 91-2.
Дебет | Кредит | Дата операции | |
91-2 | 76 / Банк | Дата предоставления банковской гарантии | Отражена сумма комиссии банка за предоставление банковской гарантии |
76 / Банк | 51 | Дата списания денежных средств в оплату комиссии банка | Погашена задолженность за услуги банка по выдаче банковской гарантии |
Как говорилось ранее, могут возникнуть случаи, когда обеспечение заявки не возвращается участнику закупки, а остается у заказчика.
Если обеспечение заявки было выдано под банковскую гарантию, то требование перечислить сумму обеспечения заявки заказчик предъявит банку.
При этом у участника закупки возникнет кредиторская задолженность перед банком на сумму обеспечения заявки. В этом случае бухгалтерские записи будут следующие:
Дебет | Кредит | Дата операции | |
91-2 | 76 / Заказчик | Дата признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта | Отражена задолженность перед заказчиком по выплате обеспечения заявки |
76 / Заказчик | 76 / Банк | Дата признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта | Задолженность перед заказчиком погашена банковской гарантией |
76 / Банк | 51 | Дата списания денежных средств с расчетного счета | Погашена задолженность перед банком на сумму обеспечения заявки |
! Обратите внимание: банковская гарантия, выданная в качестве обеспечения участия в закупке должна соответствовать требованиям, установленным ст. 45 Закона № 44-ФЗ. Банк, предоставивший гарантию, должен входить в утвержденный перечень, с которым можно ознакомиться на сайте Минфина РФ.
Итак, мы рассмотрели порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с обеспечением заявки на участие в конкурсах и аукционах. Как Вы могли убедиться, учетные записи напрямую зависят от последовательности событий закупочной процедуры: в какой стадии находится заявка (подана, отозвана, отклонена и т.д.
), каков итог процедуры определения поставщика (победили, проиграли, заключен ли контракт). В связи с этим бухгалтеру важно грамотно выстроить взаимодействие со специалистом по закупкам, чтобы быть в курсе значимых событий закупки. Все остальное – «дело техники», в чем, я надеюсь, Вам помогла разобраться эта статья.
Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!
Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!
Законодательные и нормативные акты:
1. Гражданский кодекс РФ
2. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Источник: http://buh-aktiv.ru/buhgalterskij-uchet-obespecheniya-zayavki-na-uchastie-v-zakupke/
Государственный оборонный заказ – что важно знать?
Статья актуальна на 20 сентября 2019
Что значит быть участником закупок по ГОЗ?
У вас не будет секретов от ФАС, ФСБ и Казначейства
Будьте готовы в течение пяти дней предоставить по запросу госорганов:
- Любые документы в рамках контракта.
- Информацию о каждом привлеченном исполнителе: название, адрес, номера телефонов руководителя, ИНН, КПП и иную информацию.
Внимательнее работать с субисполнителями
До заключения контракта:
- Обязательно предупредите, что работаете с ними в рамках ГОЗ.
- Расскажите о необходимости заключить договор о банковском сопровождении или открыть спецсчет в казначействе.
Во время исполнения контракта:
- Не раскрывайте гостайну субподрядчикам, у которых нет лицензии ФСБ.
- Будьте готовы отвечать на миллион вопросов.
Придется вести раздельный финансовый учет
Денежные потоки в рамках ГОЗ контролируются государством, поэтому в них нельзя включать другие расходы юрлица.
Например, вам нужно в рамках ГОЗ купить 20 метров определенного кабеля, который продается в катушках по 100 метров.
Поставить расходы на ГОЗ вы сможете только на 20 метров, даже если остальные 80 метров вам совершенно не нужны. Есть специальное постановление с правилами ведения раздельного учета.
Идентификатор контракта — главный ингредиент всех документов
Не забывайте включать идентификатор госконтракта во все документы, связанные с его исполнением, в том числе в договоры с субисполнителями, во все счета-фактуры и другие бухгалтерские документы. В противном случае могут быть проблемы с получением денег от заказчика.Один спецсчет — для обеспечения заявок, другой — для расчетов с заказчиком
В закупках по ГОЗ тоже требуется обеспечение заявок через спецсчет, как в закупках по 44-ФЗ.
А после победы придется открыть другой спецсчет — в казначействе, куда заказчик перечисляет аванс. Контроль достаточно жесткий. Пока контракт не выполнен, деньги, полученные по ГОЗ, нельзя использовать на нужды юрлица, только на исполнение контракта или зарплату. О спецсчете в казначействе мы писали в отдельной статье, а ниже расскажем подробнее о получении выплат.
Часть закупок закрытые или с гостайной
Закупки в рамках государственного оборонного заказа часто бывают закрытыми. Документацию по ним не найти в ЕИС, приглашенному в закупку участнику она предоставляется по запросу или публикуется на специальной ЭТП АСТ ГОЗ.
Если вы планируете принимать участие в торгах ГОЗ, рекомендуем пройти регистрацию на площадке заранее. Регистрация занимает около 10 дней. Зато вы также сможете принимать участие в закрытых закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
В некоторых закупках требуется лицензия ФСБ России на работу с гостайной. Вы не сможете мыть пол или устанавливать окна в воинскую часть без такой лицензии. Как ее получить, мы писали здесь (спойлер: это непросто).
Товары будут принимать с лупой
Товар должен на 100% соответствовать требованиям. На этапе приемки часто ведут фото и видеозапись, используют измерительные приборы. Некоторые потенциальные поставщики отказываются от участия в закупках по ГОЗ, так как боятся, что не пройдут приемку.
Кроме того, практически никогда нельзя предлагать иностранный товар. В закупках в рамках ГОЗ действует национальный режим. Постановление № 9 устанавливает запрет на допуск товаров из иностранных государств, кроме стран Евразийского экономического союза. Исключение — если товар не производится на территории ЕЭС.
У вас будет мало конкурентов
Это основной аргумент «за» участие в ГОЗ. Низкая конкуренция в сравнении с другими закупками обусловлена тем, что у многих поставщиков нет возможности или желания изучать все нюансы, проходить сложные регистрации и т.д. Другие опасаются излишнего внимания государственных органов к своей организации.
Как получать деньги во время и после исполнения контракта
Об общих правилах расчетах по гособоронзаказу мы писали в установочной статье про гособоронзаказ и казначейское сопровождение. В этой статье расскажем о моментах, которые вызывают больше всего вопросов.
Кто точно должен открывать счет в казначействе и когда?
Первым спецсчет в территориальном казначействе открывает головной исполнитель — победитель закупки, чтобы указать в госконтракте реквизиты для перечисления аванса и выплат. Дальше у него есть выбор:
- Сделать все работы/ поставить товары за свой счет. В этом случае до полного исполнения контракта можно потратить бюджетные деньги только на зарплату.
- Все подрядчики головного исполнителя с договорами больше 100 тыс.рублей тоже открывают счета. Тогда казначейство будет платить за товары и услуги им напрямую – до поставки (при согласовании ее необходимости) или после (с подтверждающими документами).
Если субподрячик головного исполнителя планирует что-то закупать у своего субподрядчика на сумму больше 100 тыс. рублей и не платить ему собственные деньги, то субсубподрядчику тоже нужен счет в казначействе.
Субподрядчикам «четвертого колена» спецсчета не нужны.
Как получить свои деньги?
Каждый год вступает в силу новый приказ о санкционировании выплат. В 2019 году казначейство действует по приказу от 11 декабря 2018 № 259 н. Деньги от заказчика можно получить только на цели из этого перечня, например «выплаты персоналу», «реклама», «приобретение ж/д билетов» и т.д.
Если вы хотите внести предоплату субподрядчику. В платежном поручении нужно прописать детализированное назначение платежа, соответствующее укрупненному коду расходования целевых средств (все варианты есть в приказе № 259 н).
Если акты с субподрядчиком уже подписаны. Тогда нужно заполнить заявление на раскрытие счета по статье «прочие выполненные работы».Вместе с заявлением от вас потребуют все обосновывающие материалы, включая фото и видеофиксацию совершенных событий. В некоторых случаях казначейство может назначить выездную проверку.
Грубо говоря, чтобы убедиться, что ремонт выполнен или продукты питания уже на складе.
Если деньги будут использованы не по назначению, то казначейство имеет право приостановить операции по счету.
Можно ли получить больше указанной в контракте прибыли?
На часть товаров (перечень из постановления правительства № 1465) себестоимость товара и прибыль в контрактах по ГОЗ регулируются государством. Размер прибыли стороны фиксируют в госконтракте при его заключении. Варианты расчета также есть в постановлении №1465.
Для головных исполнителей, которые считают цену товаров затратным способом, применяется правило «20+1». Согласно ему, 20% рентабельности компания может добавить на свои издержки: оплату труда, производство. Но если исполнитель не производит, а закупает комплектующие, то на них можно добавить только 1%.
Согласно п. в.) ст. 8.3 № 275-ФЗ деньги в качестве прибыли можно списывать на банковские счета юрлица только после исполнения контракта. Если исполнитель получил больше прибыли в ходе исполнения контракта (смог на чем-то сэкономить), прибыль можно увеличить по соглашению сторон, прописав это в допсоглашении с заказчиком.
Нормативные материалы
Также в этой статье собрали для вас все законы, которые регулируют ГОЗ:
Участие в торгах ГОЗ на первый взгляд выглядит достаточно непросто, но на практике процесс практически аналогичен обычным госзакупкам. Основное отличие в повышенном контроле со стороны государства и порядке получения оплаты.
Потратьте время, чтобы во всем разобраться, или обратитесь к специалистам по сопровождению. Новичку в ГОЗ они помогут избежать ошибок и понять схему действий. А дальше можно будет участвовать и исполнять выигранные контракты самостоятельно.
Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.
Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1236-goszakaz
Как вести раздельный учет в 2020 году
Раздельный учет по контрактам по 44-ФЗ — это регистрация операций отдельно по каждому договору, актуальная для всех организаций, у которых открыт лицевой счет в Федеральном казначействе.
Правила раздельного учета результатов ФХД перестали работать для соглашений, которые оплачиваются деньгами, подлежащими казначейскому сопровождению. Минфин и Казначейство считают, что обязанность вести такую регистрацию результатов следует из закона о бюджете и подзаконных актов.
Новый порядок находится в стадии проекта, но обновленные правила уже доступны для получателей целевых средств. Суть ведения учетных операций не изменилась, законодатели скорректировали некоторые положения действующего приказа № 4н. Вот что ждет организации в следующем году, если Минфин примет новый порядок:
- Разделение учетных операций и фиксация результатов финансово-хозяйственной деятельности касается юридических лиц, получивших средства на основании госконтрактов, подлежащих казначейскому сопровождению.
- Целевые средства выделяются на исполнение государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и госконтрактов на поставку ТРУ, источником финансирования которых являются субсидии и субсидиарные гранты, бюджетные инвестиции, взносы в уставные капиталы юрлиц и проч.
- Разделение не только доходов, но и расходов, активов и обязательств.
- Аналитика осуществляется по статьям затрат в соответствии с учетной политикой организации.
- Фактические затраты группируются в аналитических регистрах — карточке затрат по калькуляционным статьям, ведомости затрат и других.
- Накладные расходы включаются в себестоимость по базе распределения выбранного показателя и распределяются пропорционально срокам исполнения госконтракта.
- Основание для фиксации операций — первичная и сводная документация. В первичных и сводных документах указывают основные учетные реквизиты и идентификатор контракта. На приемку изделий оформляются приходные ордера и иные акты приемки материальных ценностей.
- Для каждой цены готовится информация о ее структуре.
- Для оплаты обязательств по госконтракту получатель обязан пройти проверку в органах ФК.
В п. 12 нового порядка указано, какие документы подтверждают раздельный учет по госконтракту: бухгалтерская справка по форме ОКУД 0504833 (утверждена Приказом Минфин № 52н от 30.03.
2015) и выписка из регистров аналитического учета (рекомендуемый бланк утвердили в приложении № 2 к новому Порядку).
Выписка подписывается руководителем получателя целевых средств или уполномоченным лицом, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), должности и даты составления. К этим документам придется приложить копии первичных (сводных) учетных документов
Подтверждающие документы (и их копии) не предоставляют, если они ранее передавались в казначейство!Проверка Казначейства проходит так: исполнитель предоставляет пакет требуемых документов и выписку из регистров аналитического бухучета. После окончания проверки получатель обязан направить в ФК подписанную расходную декларацию. Она подается одновременно с платежными документами. Таким способом производится санкционирование расходов.
Раздельный учет результатов ФХД
До вступления в силу поправок раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности ведут получатели целевых средств. Вот что обязаны выполнять организации:
- вести раздельный учет всех операций;
- распределять накладные расходы;
- раскрывать структуру цены госконтракта;
- осуществлять корректный аналитический учет;
- предоставлять документы на проверку в органы ФК.
Помимо обязательств по ведению раздельного учета, для получателей целевых средств в рамках госзаказа вводятся и другие требования. Таким организациям и индивидуальным предпринимателям надлежит утвердить порядок его ведения в учетной политике и вести аналитическую регистрацию операций по статьям затрат в бухучете.
https://www.youtube.com/watch?v=7F4AOdR9oVA
Вот основной порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности для получателей целевых средств (приложение к приказу № 4н):
- Разделение применяется к доходам, расходам, активам, обязательствам и другим объектам.
- Аналитика расходов по статьям затрат.
- Фактические издержки на исполнение госконтракта группируются на аналитических бухгалтерских счетах. Накладные расходы включаются в себестоимость.
- Распределение накладных расходов пропорционально срокам исполнения контракта.
- Структурирование фактических затрат на исполнение государственных (муниципальных) контрактов.
- Подготовка и ведение первичной документации.
- Прохождение контрольных мероприятий в органах ФК с предоставлением информационной справки и подтвердительных первичных документов.
Казначейство проверяет организации, и если проверка пройдет успешно, то платеж по госконтракту с лицевого счета одобрят и пропустят. Если по итогам проверки специалист вынесет отрицательный вердикт, то оплата не пройдет. Если документы получателя содержат государственную тайну, их предоставление осуществляется по особым требованиям.
Раздельный учет гособоронзаказа
Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по ГОЗ обязаны вести головные исполнители и исполнители по каждому контракту (пп. 18 п. 1, пп. 16 п. 2 ст. 8 275-ФЗ). Такая форма фиксации операций необходима для обоснования расходования бюджетных средств и ведения отчетности перед Казначейством и заказчиками.
Вот что надлежит сделать головным исполнителям и исполнителям для организации раздельного учета:
- открыть специальные счета в ФК (инициировать казначейское сопровождение);
- создать отдельные аналитические счета бухгалтерского учета для регистрации расходов по каждому контракту;
- раскрывать структуру цены по статьям калькуляции (расчет себестоимости единицы продукции гособоронзаказа ведется в форме приложения № 1 к порядку, утвержденному приказом Минпромэнерго № 200 от 23.08.2006);
- составлять перечни общепроизводственных и общехозяйственных затрат по типовым номенклатурам (приложения № 5, 6 к приказу № 200);
- фиксировать другие расходы в отдельных калькуляциях.
Все косвенные расходы необходимо распределять в тех формулировках и пропорциях, которые утверждены в учетной политике организации.
ФК периодически проверяет информацию, указанную в контракте на выполнение гособоронзаказа и документах-основаниях.
Подвергаются казначейскому контролю и сведения раздельного учета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, и показатели структуры цены по ГОЗ.
Если головной исполнитель или исполнитель не пройдет проверку, ФК вправе отменить платеж по договору и пропустить его только после успешных результатов контрольных мероприятий.
Когда не ведут учет
В п. 4 ПП № 47 прописано, надо ли вести раздельный учет по госконтрактам, если нет казначейского сопровождения — да, надо.
Но есть исключение. Правила, которые установлены ПП 47 о раздельном учёте не применяются, если поставщики и исполнители гособоронзаказа получают из федбюджета деньги, подлежащие казначейскому сопровождению.
Поставщики продолжают вести раздельный учет
Источник: https://goscontract.info/tender/postavshchik-prodolzhay-vesti-razdelnyy-uchet-po-kazhdomu-goskontraktu