Банковские гарантии в 2018 году — последние изменения
Новые требования к банковской гарантии в 2018 году — Бухгалтерия
С 1 января 2018 года изменятся требования к банкам, выдающим банковские гарантии в рамках 44-ФЗ. Федеральным законом от 29 июля 2017 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 45 Закона № 44-ФЗ внесены соответствующие поправки.
Новый реестр банков по 44-ФЗ
Источник: https://rg.ru/2017/12/30/fz475-site-dok.html
Новым Федеральным законом вводятся следующие изменения:
- требования к банкам теперь будут устанавливаться Правительством РФ;
- кроме требования к величине собственных средств (капиталу), банк должен соответствовать требованию к уровню кредитного рейтинга, присвоенного одним или несколькими рейтинговыми агентствами, внесенными в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале.
Подробнее о требованиях к банкам читайте здесь.
Проверить показатели и рейтинги банков можно в новом реестре банков по 44-ФЗ
Из Федерального закона от 29 июля 2017 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:
“Статья 12 Внести в статью 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 1, ст.
51) следующие изменения: 1) часть 1 изложить в следующей редакции: «1. Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.»; 2) дополнить частями 1.1 и 1.2 следующего содержания: «1.1.
При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» подтверждено Центральным банком Российской Федерации.
1.2.
Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.»Источник: “Российская Газета” от 04.08.2017
Банковская гарантия по 44-ФЗ в 2018 году. Изменения 18 марта
В 2018 году законодательство в сфере государственных закупок претерпело множество изменений. Нововведения коснулись и требований к банковским гарантиям, которые предоставляет поставщик в качестве обеспечения заявок и контрактов. Особого внимания заслуживают обновления, прописанные в постановлении Правительства № 11 от 15 января 2018 года. Они начинают действовать с 18 марта.
Банковская гарантия, выданная для обеспечения контракта
Начиная с середины марта нынешнего года в силу вступают правила, согласно которым в случае недобросовестного выполнения поставщиком своих обязательств по контракту заказчик вправе истребовать лишь часть обеспечения. Размер денежной суммы, выплачиваемой по банковской гарантии, рассчитывается как разница между ценой контракта и фактически выполненными поставщиком работами, но не более величины обеспечения.
Из этого правила следует вывод, что если разница между ценой контракта и ценой фактически поставленных товаров или оказанных услуг меньше размера обеспечения, то заказчик вправе получить лишь рассчитанную часть банковской гарантии. Если же эта разница равна или превосходит размер обеспечения, то предусмотренные банковской гарантией денежные средства выплачиваются в полном объеме.
Банковская гарантия, обеспечивающая подачу заявки
Банковская гарантия, выданная с целью обеспечения заявки участника, должна предусматривать право заказчика требовать уплаты денежной суммы, прописанной в закупочной документации. Такое возможно в ситуациях, предусмотренных частью 13 статьи 44 44-ФЗ.
Требования о выплате средств ранее заказчик мог направлять только в виде бумажного документа. Теперь же делать это можно будет в электронной форме. Оба документа отныне имеют одинаковую юридическую силу.
Документы, необходимые для получения выплаты по банковской гарантии
Существенные изменения коснулись перечня документов, которые заказчику необходимо предоставить банку для получения выплаты по банковской гарантии.
Вместе с требованием о выплате денежной суммы по банковской гарантии, переданной в качестве обеспечения заявки, заказчик обязан направить в банк документ, удостоверяющий полномочия лица, подписывающего требования, только в том случае, если оно не прописано в ЕГРЮЛ.
Таким документом выступает доверенность на право действовать от имени заказчика. В остальных ситуациях информации из ЕГРЮЛ будет вполне достаточно.
При необходимости получить выплату по банковской гарантии, выданной для обеспечения исполнения контракта, заказчик обязан предоставить пакет документов, в который входят:
- Подсчет суммы, подлежащей уплате.
- Платежное поручение, подтверждающее выплату аванса. На документе должна присутствовать отметка банка или Федерального казначейства, которая подтверждает исполнение денежного перевода.
- Документы, подтверждающий необходимость выплаты средств по гарантии.
- Документ, удостоверяющий полномочия лица, подписывающего требования в ситуации, когда это лицо не прописано в ЕГРЮЛ.
Подготовленный пакет документов может быть отправлен в банк как в бумажном, так и в электронном виде. Это значительно упрощает и ускоряет процесс получения выплаты.
Все изменения начинают действовать спустя 60 календарных дней после издания постановления Правительства за номером 11. Неисполнение новых требований влечет за собой административную ответственность.
Источник:
С 1 января 2018 г. — новые требования к банкам, выдающим банковские гарантии
Федеральным законом от 29 июля 2017 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправку в ст. 45 Закона № 44-ФЗ в части требований к банкам, выдающим банковские гарантий.
Требования к таким банкам устанавливаются Правительством РФ. Минфин России ведет перечень банков, соответствующих таким требованиям.
Изменения вступают в силу с 1 января 2018 года.
Выдержка из закона:
Статья 12
Внести в статью 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 1, ст. 51) следующие изменения:
1) часть 1 изложить в следующей редакции: «1. Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.»;2) дополнить частями 1.1 и 1.2 следующего содержания:
«1.1.
При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» подтверждено Центральным банком Российской Федерации.
1.2.
Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.»
Источник: tendery.ru
Источник:
Важные изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года
2018-07-4 09:12
С 1 июля 2018 года вступают в силу изменения в Закон № 44-ФЗ, которые внесли Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ. Полный перечень изменений включает следующее:
1. Конкурсы, запросы котировок, запросы предложений будут проводиться в электронной форме
С 1 июля 2018 года заказчики будут вправе провести конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в электронной форме в соответствии со статьями 54.1 – 54.7, 56.1, 57.1, 82.1 – 82.6, 83.1 Федерального закона № 44-ФЗ.
Источник: https://buchgalterman.ru/blanki/novye-trebovaniya-k-bankovskoj-garantii-v-2018-godu.html
Банковские гарантии в 2018 году — последние изменения
21 2019
21 2019
Условия выдачи и правила оформления банковских гарантий изменились в 2018 году. Они обусловлены определенными поправками к предыдущим требованиям.
Перечень изменений по банковской гарантии 2018 года: новые правила в оформлении заявлений
Изменения по банковской гарантия 2018 года связаны с внесением новых правил оформления заявок. Как следствие, теперь оформление документа происходит иначе.
Новшества по банковской гарантии 2018 года в количестве трех вариантов:
- Правила обеспечения — приобретение закупок по невысоким ценам, не подлежат оформлению банковской гарантии.
- Способ обеспечения — блокировка денег на ЭТП, которая существует в данное время изменится, будет происходить на специальном счете банковского учреждения.
- Критерии оформления документации обновились — выдача денежных средств по контракту гарантии будут проходить в рамках государственных заказов.
Государственные закупки по новым правилам
Государственные закупки по новым правилам осуществляются на основании корректировок в законодательной базе.
Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 года:
- заказчик вправе закупать с использованием инфраструктурного ресурса — единого агрегата торговли (ЕАТ);
- государственная оборона и безопасность РФ по обеспечению должны проводить закупки, используя (ЕАТ);
- заказчики, зарегистрированные в ЕИС, могут пройти регистрацию без проверок документов;
- поставщики проходят аккредитацию через ЕСИА;
- поставщики должны предоставить информацию о своих трудовых доходах;
- поставщики вносят депозит на счета оператора, только после этого могут участвовать в закупке.
Контракт для обеспечения — гарантия банка
Начиная с весеннего периода банковские гарантии в 2018 году обрели полномочия. Определенная денежная сумма рассчитывается в объеме данного обеспечения, учитывая разницу выполненных договоренностей поставщика и заказчика.
При невыполнении договора со стороны исполнителя, заказчик может предъявить требования по выплате. В итоге, потребитель, заключивший контракт, имеет право получить только часть банковского обеспечения по объему выполненных работ.
На этапе оформления банковской гарантии должны быть учтены выплаты денежных средств, в качестве суммы обеспечения заказчику. Данный пункт вступает в силу в случае невыполнения обязательств поставщика.
Заказчик может требовать выплату в электронной форме. Раньше такой возможности не было, предоставляли только заявление оформленное на бумаге.
Перечень документов для получения выплаты обеспечения
Банковские гарантии по 44 изменения 2018 коснулись документации, которую нужно предоставить при получении денежных средств. Подавая заявление на выплату обеспечения заказчик обязан предоставить свидетельство о полномочиях лица подписывающего контрактные требования. Если контракт подписан ЕГРЮЛ, этот пункт можно упустить.
Пакет документов необходимый при выплате банковской гарантии:
- определенная сумма расчета денежных средств, которая подлежит уплате;
- квитанция об уплате исполнителю аванса, заверенная банком. Она свидетельствует о переводе денежных средств;
- бумаги, обязывающие выплатить банковскую гарантию, связанные с целевыми потребностями;
- свидетельство о его полномочиях получателя, если нет разрешения от ЕГРЮЛ.
Все новшества и правила действуют после 60 дней при опубликовании постановления Правительством.
Новые требования к банкам выдающим банковскую гарантию
Правительство Российской Федерации ввело в законодательство требования к банкам заключающих гарантию.
Из данных постановлений следует:
- банк должен обладать наличными средствами в размере не менее 300 миллионов рублей;
- наличие у банковского учреждения кредитного рейтинга, предусмотренного кредитным рейтинговым агентством Российской Федерации. Изменениям по банковской гарантии с 2018 года соответствует большое количество лидирующих банков. Они в полной мере удовлетворят обеспечение и оформление кредита, без неприятных последствий для заказчика. С новыми правилами, сложности в оформлении документов не возникнут.С уменьшением банковских учреждений, способных соответствовать новым требованиям, снижается конкуренция. Это гарантирует доступность данного продукта, оформить банковскую гарантию будет проще.Новые требования к банкам выдающим банковские гарантии необходимо выполнять. При нарушении правил наступят неприятные последствия в виде административного наказания.Необходимо учитывать при оформлении банковской гарантииНовые банковские правила надо учитывать заказчикам решившим оформить документацию банковского кредита. Кроме этого нужно рассмотреть гарантии предоставленные участниками закупок.
- заказчик вправе закупать по п.п. 4, 5, 28 ч.1 ст. 93 Закона 44 с использованием инфраструктурного ресурса — единого агрегата торговли (ЕАТ);
Источник: https://etalon-garant.ru/blog/bg-bankovskie-garantii-v-2018-godu-poslednie-izmeneniya/
О внесении изменений в постановление правительства российской федерации от 8 ноября 2013 г. n 1005, постановление правительства рф от 15 января 2018 года №11
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1.
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г.
N 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 46, ст.5947; 2014, N 50, ст.7121; 2015, N 15, ст.2269).
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 60 дней со дня его официального опубликования.
3.
Положения пунктов 1 и 2 изменений, утвержденных настоящим постановлением, применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации
Д.Медведев
Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерации
от 15 января 2018 года N 11
1.
В подпункте «а» дополнительных требований к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденных указанным постановлением:
а) абзац второй изложить в следующей редакции:
«права заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком, но не превышающем размер обеспечения исполнения контракта;»;
б) после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержания:
«права заказчика в случаях, установленных частью 13 статьи 44 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке;».
2. Перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденный указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
«УТВЕРЖДЕНпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 8 ноября 2013 года N 1005(в редакции постановленияПравительства Российской Федерации
от 15 января 2018 года N 11)
1.
Бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее — требование по банковской гарантии), предоставленной в качестве обеспечения заявки, направляет гаранту документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по банковской гарантии (доверенность) (в случае, если требование по банковской гарантии подписано лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара).
2. Бенефициар одновременно с требованием по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, направляет гаранту следующие документы:
а) расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
б) платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
в) документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);г) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по банковской гарантии (доверенность) (в случае, если требование по банковской гарантии подписано лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара).».
3.
В подпункте «б» пункта 12 Правил формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, утвержденных указанным постановлением, слова «пунктами 9-11» заменить словами «пунктами 9 и 11».
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.01.2018, N 0001201801170011
Источник: http://docs.cntd.ru/document/556272804
Обзор рынка Банковских Гарантий 2018 года
Итоги 2018 года. При реализации государственных контрактов банковские гарантии используются: как способ обеспечения заявки при участии в аукционах и как обеспечение исполнения контракта победителем аукциона.
Банковская гарантия должна соответствовать 44 ФЗ РФ и аукционной документации, а банк ее выпускающий входить в список Минфина РФ. По таким же правилам гарантии используются при реализации 615 ПП. Используются банковские гарантии и при реализации контрактов по 223 ФЗ РФ, но не в обязательном порядке.
При этом правила их использования определяются самими госкомпаниями и у каждой они индивидуальны.
Общая стоимость выданных банковских гарантий.
Рынок банковских гарантий в 2018 году показал более скромные темпы роста, чем годом ранее. Всего в 2018 году российскими банками было выдано более 700 тысяч гарантий на обеспечение контрактов на сумму 1,15 трлн. рублей. В 2018 этот показатель вырос на 8,5% против 28% за 2017 год. Причин для такого роста в 2017 году было несколько.
С одной стороны, многие банки тогда увидели перспективность этого рынка и стали активно выдавать гарантии. С другой – значительно вырос интерес заказчиков к гарантиям как к инструменту обеспечения обязательств. Увеличился список процедур и контрактов, требующих обеспечения.
При этом для самих участников закупок стало удобнее получить гарантию, чем вносить свои средства в качестве обеспечения. Основная масса банковских гарантий выдается на обеспечение исполнения государственного контракта.
Это определяется экономической целесообразностью их использования, ведь банковская гарантия стоит 1-4 % годовых, депозит может принести 7-10 % годовых, а за банковский кредит придется заплатить 10-20 % годовых.
При этом мы считаем, банковских гарантии недостаточно используются предприятиями для обеспечения заявок на аукционах по 44 и 223 ФЗ РФ, особенно при сумме необходимого обеспечения от миллиона рублей и выше.
Стоимость ее без обеспечения составляет около 3% годовых, а срок обычно 65 дней. Таким образом, стоимость гарантии составит около 0,5 % от суммы заявки.
Вряд ли целесообразно предприятию отвлекать оборотные средства, проще оформить банковскую гарантию, к тому же требования к документам при получении такой гарантии минимальны.
В 2018 году наиболее успешно работали:
Лидеры по объему выданных гарантий под обеспечение контрактов (законы 44-ФЗ и 185-ФЗ) за 2018 год.
Банк | Сумма гарантий, млн. руб. | Количество, шт. | Средний размер гарантии, млн.руб. |
СБЕРБАНК РОССИИ | 207 375 357 | 34 567 | 6,0 |
ВТБ | 147 831 686 | 11 229 | 13,2 |
РОССЕЛЬХОЗБАНК | 131 342 047 | 3 066 | 42,8 |
ФК ОТКРЫТИЕ | 91 749 922 | 56 567 | 1,6 |
ВОСТОЧНЫЙ | 79 427 734 | 38 561 | 2,1 |
ПРОМСВЯЗЬБАНК | 77 993 535 | 21 077 | 3,7 |
ДЕРЖАВА | 70 062 672 | 177 159 | 0,4 |
АБСОЛЮТ БАНК | 66 198 889 | 149 718 | 0,4 |
СОВКОМБАНК | 65 953 107 | 226 601 | 0,3 |
ИНТЕРПРОМБАНК | 44 152 479 | 60 700 | 0,7 |
Лидеры по количеству выданных гарантий под обеспечение контрактов (законы 44-ФЗ и 185-ФЗ) за 2018 год.
Банк | Сумма гарантий, млн. руб. | Количество, шт. | Средний размер гарантии, млн.руб. |
СОВКОМБАНК | 65 953 | 226 601 | 0.3 |
ДЕРЖАВА | 70 063 | 177 159 | 0.4 |
АБСОЛЮТ БАНК | 66 199 | 149 718 | 0.4 |
ИНТЕРПРОМБАНК | 44 152 | 60 700 | 0.7 |
ФК ОТКРЫТИЕ | 91 750 | 56 567 | 1.6 |
ВОСТОЧНЫЙ | 79 428 | 38 561 | 2.1 |
СБЕРБАНК РОССИИ | 207 375 | 34 567 | 6.0 |
МОДУЛЬБАНК | 11 213 | 21 147 | 0.5 |
ПРОМСВЯЗЬБАНК | 77 994 | 21 077 | 3.7 |
ПРИМСОЦБАНК | 5 365 | 12 484 | 0.4 |
Лидеры по количеству клиентов — получателей гарантий под обеспечение контрактов (законы 44-ФЗ и 185-ФЗ) за 2018 год.
Банк | Сумма гарантий, млн.руб. | Количество, шт. | Средний размер гарантии, млн.руб. |
СОВКОМБАНК | 65 953 | 226 601 | 0.3 |
АБСОЛЮТ БАНК | 66 199 | 149 718 | 0.4 |
ФК ОТКРЫТИЕ | 91 750 | 56 567 | 1.6 |
ИНТЕРПРОМБАНК | 44 152 | 60 700 | 0.7 |
МОДУЛЬБАНК | 11 213 | 21 147 | 0.5 |
СБЕРБАНК РОССИИ | 207 375 | 34 567 | 6.0 |
ДЕРЖАВА | 70 063 | 177 159 | 0.4 |
ВОСТОЧНЫЙ | 79 428 | 38 561 | 2.1 |
ПРОМСВЯЗЬБАНК | 77 994 | 21 077 | 3.7 |
СВЯЗЬ-БАНК | 16 053 | 8 720 | 1.8 |
Стоимость банковских гарантий.
На стоимость банковской гарантий прежде всего влияет способ обеспечения обязательств клиента перед банком-гарантом. Наиболее используемые способы обеспечения, это: залог имущества или специально размещенного депозита, поручительство собственника, залог прав на выручку от обеспечиваемого контракта.
Наиболее дешевая гарантия это гарантия выдаваемая под залог предварительно размещенного в банке депозита в размере 100 % от выдаваемой гарантии.
Если у предприятия есть свободные средства, то целесообразно не обеспечивать ими контракт, а разместить эти деньги на депозит в надежном банке и получить гарантию под залог этого депозита.
Стоимость гарантии тогда будет около 1% годовых, а размещенные деньги принесут 7-10 % годовых.
Гарантия под залог имущества, в зависимости от финансового состояния компании, стоит 2-3 % годовых.
Сейчас значительная часть гарантий на обеспечение исполнения контракта выдается без залога и иного материального обеспечения. Если финансовое положение клиента не самое лучшее, то банки в качестве обеспечения могут потребовать поручительство собственника или депозит в размере 10-30 % от суммы выдаваемой гарантии.
С гарантиями без обеспечения сегодня работают по всей России более 50 банков. Многие делают их дистанционно, необходимые документы клиент подписывает электронными ключами. Стоимость гарантии без обеспечения составляет 3-5% годовых.
Важным вопросом сегодня становится надежность банка выдавшего гарантию. С июля 2019 года вступили изменения в 44 ФЗ, теперь в случае отзыва лицензии у банка, клиентам оформившим гарантии в этом банке, придется переобеспечивать контракт, а значит платить повторно.
Учитывая, что обычно компании сложно оценить надежность банка, при оформлении гарантии на длительный срок (более года) лучше не экономить, и оформить гарантию в надежном банке, желательно входящих в топ-20 по активам.Дополнительно оценить надежность банка могут помочь специализированные сайты, например: http://analizbankov.ru
Как получить гарантию по оптимальной цене?
Если Вам необходимо быстро получить гарантию без обеспечения, то прежде всего, надо проверить Вашу компанию на наличие стоп-факторов и оценить финансовое состояние компании. Как это сделать описано в статье на нашем сайте:
Как получить банковские гарантию без залога и поручительства?
Затем надо разослать пакеты документов компании в банки, которые в онлайн-режиме выпускают гарантии такого типа, размера, как Вам нужно.
При этом надо учитывать, что у банков разные требования к клиентам.
Мы сделали сравнительную таблицу, как это выглядит по нашему мнению.
Сравнительная таблица стоимости гарантий без обеспечения и требований банка к финансовому состоянию клиента.
Цена | |||
Требования | Высокая | Средняя | Низкая |
Высокие | «Локо-Банк»Банк «Восточный»Связь-банк | ПАО «ВТБ»Банк МСПБанк «Санкт-Петербург» | ПАО «Сбербанк»«Газпромбанк»Банк «Евразийский» |
Средние | «Совкомбанк»«Байкалинвестбанк»Банк «Ак Барс» | Банк «Зенит»Банк «Открытие»«Металлинвестбанк» | «Промсвязьбанк»«Модуль» банкМосковский кредитный банк |
Низкие | Банк «Держава»«Интерпромбанк»Банк «Солид» | МТС- банкБанк «Славянский кредит»«Абсолют-банк» |
Для того чтобы снизить цену на банковскую гарантию , мы практикуем следующий подход :
- Подбираем банк с оптимальным тарифом для компании по конкретному контракту.
- По крупным гарантиям торгуемся с банками. Получаем скидки по комиссии до 20%
- По гарантиям с комиссией от 100 тысяч рублей делаем клиентам возвратный бонус до 10%.
Наши услуги для клиента бесплатны, нам платят наши банки партнеры.
Финансово-аналитический отдел компании Finance Expert
+7 (495) 266-65-31 | info@finsp.ru
Источник: https://finsp.ru/%D0%BE%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80-%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9-1-%D0%BA%D0%B2.-2018-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.html
Банковская гарантия: изменения и сложные вопросы | Контур.Закупки
С середины июля вступают в силу некоторые изменения в части банковских гарантий. Расскажем о них, а также о сложностях, которые часто возникают в процессе получения БГ у поставщиков.
Что изменится
С 1 июля 2019 года водится 3 новых правила в части банковской гарантии для торгов по 44-ФЗ:
- Можно будет обеспечивать БГ не только контракты, как сейчас, но и заявки на электронные процедуры.
- Срок предоставления гарантии будет выбирать победитель. Однако в любом случае он должен заканчивается не ранее, чем через месяц после окончания действия контракта.
- Риск отзыва у банка-гаранта лицензии ложится на поставщика. Если это произойдет, то в течение месяца он должен будет предоставить заказчику новую БГ.
Вместе с этим Правительство планирует ужесточить требования к банкам, которые вправе выдавать гарантии в государственных закупках. Они содержатся в Постановлении № 440 от 12 апреля 2018 года. Сегодня требования к банкам такие:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- Собственные средства в размере не менее 300 млн рублей.
- Кредитный рейтинг не ниже «BB-(RU)».
В указанное постановление разработаны поправки. Предполагается, что к 2021 году банки, которые выдают гарантии в госзакупках, должны иметь рейтинг на три ступени выше — «B+(RU)». Из более чем 200 банков, которые сейчас работают с БГ в госзаказе, такой рейтинг имеют порядка 75%.
Заказчик не принимает гарантию
Заказчик должен отклонить гарантию, если она не соответствует требованиям закона и закупочной документации. При этом он не обязан согласовывать заранее текст гарантии. Как застраховаться от подобной ситуаций поставщикам?
Советы такие:
- Приложить все возможные усилия для того, чтобы заказчик все же согласовал проект банковской гарантии до ее предоставления.
- Если добиться этого не удалось, изучить требования закона, документации и проверить БГ на соответствие им самостоятельно.
Обратить внимание при проверке стоит на следующие моменты:
- Срок. Гарантия должна минимум на месяц перекрывать срок действия контракта. Нужно понимать, что срок действия и срок исполнения контракта — понятия разные. Контракт может действовать до конца календарного года, при этом срок исполнения обязательств может заканчивается, например, 30 сентября.
Важно!
До 1 июля 2019 года заказчики могут устанавливать в документации требования, чтобы срок гарантии превышал срок действия контракта не на месяц, а на 2, 3 или более. С указанной даты такого права у заказчиков не будет.
- Реквизиты сторон. Нередко закупку организует не заказчик, а уполномоченный орган. Например, оборудование для больницы приобретает местное отделение Минздрава. Но в банковской гарантии в качестве заказчика должна быть указана именно больница. Этот момент иногда упускается банками из-за того, что в текст БГ автоматически попадают сведения из заявки на нее. Поэтому поставщику нужно самому отследить этот момент.
- Соответствие требованиям, установленным в закупочный документации. Нужно внимательно изучить раздел документации, посвященный банковской гарантии. Здесь могут быть конкретные формулировки, которые обязаны в ней присутствовать. Например, Правительство Москвы разработало типовые формы банковских гарантий — они утверждены приказом Департамента по конкурентной политике. Если заказчик в документации указывается, что банковская гарантия должна соответствовать такой типовой форме, то другой текст он не примет.
Банк требует «лишние» документы
Нередко поставщики сталкиваются с требованием предоставить большой комплект документов, вплоть до паспортов учредителей. Имеет ли банк на это право? Да, безусловно, ведь это коммерческая организация, и подобные требования она устанавливает сама. Чтобы рассчитывать на получение БГ, нужно быть готовым представить такие документы:
- устав;
- протокол собрания или решение учредителя о назначении директора;
- паспорта всех учредителей (копии всего паспорта или основных страниц — по требованию банка), а также их страховые свидетельства (СНИЛС);
- договор аренды или документы, подтверждающие право собственности на занимаемое помещение;
- выписку с банковского счета;
- сданные налоговые декларации;
- бухгалтерскую отчетность, в том числе промежуточную (квартальную).
По последнему пункту довольно часто возникают вопросы у организаций, которые не формируют отчетность каждый квартал. По закону они обязаны продавать ее только за год. Еще сложнее предпринимателям, ведь они вообще не обязаны вести бухгалтерский учет и формировать финансовую отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках).
Однако если банк не идет на компромисс, то остается либо исполнить его требования, либо искать более лояльные кредитные организации. Если поставщик в будущем планирует активно участвовать в закупках и рассчитывает на получение банковской гарантии, нужно сразу понимать, что требуют банки, и свести отчетность к этим требованиям.
Отказ в гарантии
Важно! Если поставщик победил в закупке, но банк не выдал ему гарантию, это не является основанием для отказа от заключения контракта.
Если победитель его не подпишет, ФАС может внести данные о нем в Реестр недобросовестных поставщиков. Хотя этого может и не случится, если поставщик докажет, что не подписал контракт из-за отказа банка в гарантии.
Но обеспечение заявки будет потеряно в любом случае.
Чтобы сократить вероятность такого исхода, нужно изучить требования банка и подготовить все необходимые документы. Особое внимание следует уделить финансовой отчетности.
Например, если прошлый год закрыт с убытком, то гарантию банк вряд ли выдаст. Или, допустим, компания составила квартальную отчетность специально для банка, но в ней не сходятся контрольные соотношения.
В таком случае отчетность нужно будет скорректировать, а это требует дополнительного времени, которого в процедуре закупки нет.
Изменение реквизитов
Часто банк дает гарантию при условии, что поставщик откроет в нем расчетный счет, на который впоследствии поступят деньги по контракту. Получается, что изначально на ЭТП поставщик указал один расчетный счет, но в контракте должен фигурировать другой. Как быть такой ситуации?
Тут есть несколько вариантов:
- Составить протокол разногласия и указать новый расчетный счет. Заказчик либо внесет эти изменения в контракт, либо откажет.
- Если заказчик отказал по пункту 1, можно обжаловать его действия в ФАС. Однако на это пойдет не любой поставщик, поскольку мало кто намерен портить отношения с заказчиком.
- Подписать проект контракта, предложенный заказчиком (то есть со старым расчетным счетом), а потом составить к нему дополнительное соглашение.
Однако разумнее все предусмотреть заранее. В банке можно открыть гарантийную линию на несколько месяцев вперед. Тогда в заявке на процедуру будет фигурировать уже правильный расчетный счет, и ничего не придется менять.
Кроме того, типичным является такой случай: в процессе закупки кто-то подал жалобу, поэтому срок подписания контракта был отложен. Соответственно, может быть изменен и срок действия контракта. А гарантия уже получена, и выписана она в расчете на прежний срок. Можно ли его изменить в гарантии?
Если БГ уже выписана, то изменить в ней срок не выйдет. Вариант получить дополнительную гарантию также не подойдет — контракт должен быть обеспечен одной БГ.
В таком случае рекомендуется обратиться в банк, тот отзовет выданную гарантию и оформит новую на нужный срок. Конечно, тут многое зависит от гаранта, включая расценки на такие услуги.
Можно попробовать предложить заказчику старую гарантию — возможно, он согласится, если поставщик получил ее до изменения срока контракта.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/bankovskaya-garantiya-izmeneniya-i-slozhnye-voprosy/
Как с 1 июля 2018 года проверить банковскую гарантию
Выдавая банковскую гарантию, банк письменно обещает другому банку или компании заплатить за третью сторону, если она не выполнит свои обязательства.
В закупках этот документ играет важную роль: исполнитель или поставщик прибегает к оформлению банковской гарантии, если не имеет достаточно денег для обеспечения контракта, который рассчитывает заключить.
В результате возникают трехсторонние отношения:
заказчик (бенефициар) – тот, кто берет банковскую гарантию (принципал) – банк (гарант)
В ряде случаев в эту схему вклинивается еще и четвертый игрок — брокер, посредник между принципалом и гарантом.
Для каждого участника закупок банковская гарантия несет определенную выгоду:
- для исполнителя или поставщика — это возможность принять участие в закупках даже в том случае, если нет возможности быстро достать из бюджета необходимую сумму для обеспечения контракта;
- для заказчика — минимизация рисков, гарантия быстрой компенсации потерь в ситуации, когда принципал не выполняет обязательства. Всю денежную сумму в этом случае покрывает банк. Банковская гарантия позволяет большему числу организаций принять участие в тендере, и, соответственно, для заказчика может быть предоставлена более выгодная итоговая цена контракта.
В то же время эти выгоды сопряжены с серьезными проблемами — на рынке закупок появляются так называемые «серые» банковские гарантии, которые внешне ничем не отличаются от легальных документов. Они тоже оформляются на бланке, имеют подпись и печать.
Однако за соблюдением этих формальных требований в «серых» банковских гарантиях скрывается отсутствие каких-либо обязательств: выплаты по ней в принципе невозможны, так как в нее изначально закладываются юридические аспекты для законного отказа в удовлетворении требований заказчика.
До 1 июля 2018 года проверить подлинность банковской гарантии можно было в специальном реестре на сайте ЕИС, где размещаются госзаказы. Но ситуация изменилась.
С 1 июля 2018 года в открытом доступе в ЕИС реестр выпущенных банковских гарантий больше не ведется. В ч. 8.1 ст.
45 Федерального закона № 44-ФЗ уточняется: «Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, не размещается на официальном сайте, а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте». То есть реестр, как и прежде, ведется, но доступен к просмотру лишь двум сторонам из цепочки «поставщик — банк — заказчик»: банку и заказчику.
Ранее перед подписанием контракта поставщики всегда проверяли — появилась ли гарантия, которую они получили в реестре, на ЕИС, чтобы не возникла ситуация, при которой заказчик признает поставщика уклонившимся на основании п. 16 ст. 83.2 № 44-ФЗ.Сейчас поставщик не имеет возможности проверить подлинность гарантии, полученной от банка. Недобросовестные агенты могут предлагать поддельные банковские гарантии, о которых вы узнаете только тогда, когда заказчик откажет в заключении контракта.
Что теперь делать?
Возможности для проверки банковской гарантии
Чтобы минимизировать риски в текущих условиях, следует руководствоваться следующими инструкциями:
1. Прежде чем начать работать с банком, проверьте, внесен ли он в список Минфина.
Почему это важно делать? С 1 июня 2018 года изменились требования к банкам, которые могут выпускать банковские гарантии. В соответствии с изменениями ст. 45 №44-ФЗ эти требования устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 №440.
Одновременное соответствие требованиям для банков, выдающих банковские гарантии:
- наличие капитала в размере не менее 300 млн руб. по состоянию на последнюю отчетную дату;
- кредитный рейтинг: не ниже уровня «BB-(RU)» и (или) не ниже уровня «ruBB-»;
- до 1 января 2020 года: наличие собственных средств в размере не менее 300 млн руб.
и кредитного рейтинга не ниже уровня «B-(RU)» и (или) не ниже уровня «ruB-».
2. Проверяйте проект банковской гарантии до оплаты комиссии по реквизитам и обязательным пунктам в соответствии со ст. 45 № 44-ФЗ.
Проверяйте реквизиты договора на выпуск банковской гарантии и реквизиты банка.
3. Сделайте запрос в казначейство на выписку из реестра банковских гарантий.
Вам придет официальный ответ, который подтвердит или опровергнет факт наличия банковской гарантии в реестре.
Сейчас реестр размещенных банковских гарантий доступен для просмотра только банку или заказчику, при этом банк может выслать выписку о размещенной в реестре банковской гарантии в течение суток.
Но выписка предоставляется как распечатка с сайта госзакупок, то есть не имеет юридической силы: она не заверена ни печатью, ни подписью — и именно в этом мошенники находят лазейку, при необходимости ловко подделывая выписку.
Учитывая этот риск, нужно держать фокус на правильный выбор банка (мониторить список Минфина). Обязательство своевременно включать гарантию в реестр банковских гарантий несет банк-гарант. Следовательно, и ответственность за невнесение документа лежит на нем — заказчик это прекрасно понимает.
Такого же мнения придерживается и арбитражный суд, учитывающий тот факт, что банк — профессиональный участник рынка. Однако проще всего проконтролировать текст гарантии самому поставщику, чтобы не потерять выигранный контракт и избежать обращения в суд.
4. Обращайте внимание на документацию заказчика, согласуйте банковскую гарантию с заказчиком (для него важен не только текст, но и банк-гарант).
Поскольку в законодательстве отсутствует регламентированная форма банковской гарантии для № 44-ФЗ, многие заказчики трактуют требования и формулировки иначе, нежели это делает банк-гарант. Поэтому обязательно согласовывайте текст гарантии с заказчиком — это повышает ваши шансы на то, что документ будет принят при подписании.5. Не гонитесь за реестровым номером, а сразу получайте банковскую гарантию в проверенных банках и через надежных агентов.
Деятельность проверенных агентов непосредственно связана с банковскими гарантиями, они следят за законодательными нововведениями и имеют определенный опыт.
6. Воспользуйтесь специальным сервисом для проверки банковской гарантии.
Например, компания СКБ Контур разработала сервис Контур.Спектр, который позволяет провести оценку организации на возможность получения банковской гарантии. Сервис предложит варианты в банках-партнерах компания СКБ Контур, которые точно находятся в реестре и размещают гарантии в ЕИС.
Получите банковскую гарантию онлайн бесплатно
С 1 января 2019 года, в соответствии с ч. 5 ст. 24.2 № 44-ФЗ, планируется запустить личный кабинет организации на портале ЕИС. Благодаря этому поставщики — участники госзаказа смогут в личном кабинете на ЕИС увидеть по своей организации гарантии, которые банк-гарант внес в реестр.
Источник: https://kontur.ru/articles/5284