Закупки малого объема по 44-ФЗ в 2019 году
Изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2019 года
Серьезная основа для реализации целого комплекса изменений в закон 44-ФЗ была заложена еще в прошлом году. Благодаря тому, что все закупки были переведены в электронные форматы, сама по себе процедура закупок упростилась и ускорилась.
В результате реформы были отобраны 8 электронных торговых площадок (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Национальная электронная площадка, Zakaz RF, Российский аукционный дом (РАД), Электронная торговая площадка ГПБ, ТЭК-Торг.
Все они взаимодействуют с 22 коммерческими банками и Единой информационной системой (ЕИС).
Контрактная система развивается согласно принятой Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, в которой обеспечение конкурентной и прозрачной системы закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд определяется в числе ключевых направлений в рамках реформирования системы управления финансами.
Нововведения, которые ускорят проведение закупок
1. Сокращен срок для размещения извещения о закупке
С 1 июля 2019 года извещение можно размещать на следующий день после изменения плана-графика. А пока действует значительно более длинный срок — не ранее чем через 10 дней после внесения изменений в план-график.
2. Повышаются границы начальной (максимальной) цены (НМЦ) короткого аукциона — со сроком размещения извещения 7 дней
Раньше для подобных аукционов действовало ограничение — они могли проводиться только для закупок менее 3 млн руб. С 1 июля планка увеличивается до 300 млн руб., а для строительных работ — до 2 млрд руб. Тем самым будет в разы увеличено количество закупок по ускоренной процедуре.
3. Сокращаются сроки рассмотрения заявок и проведения торгов
Сроки в аукционе меняются и у заказчика. На рассмотрение первых частей заявок в коротком аукционе остается 1 рабочий день. А сроки для длинного аукциона заметно сократились: если НМЦ более 300 млн руб. или 2 млрд для работ по строительству, время сокращается с 7 до 3 рабочих дней.4. Изменился день начала торгов
С 1 июля это первый рабочий день, следующий за датой рассмотрения первых частей заявок. А для строительных работ — через 4 часа после опубликования протокола по первым частям. При этом время назначает площадка, и это местное время заказчика.
Чем обусловлены 4 часа для строительных работ? Прежде всего тем, что теперь в аукционную документацию обязательно входит проектная документация.
Таким образом, участнику совсем необязательно в первую часть заявки вставлять длинный список того, что он согласен сделать. Он просто может поставить свое согласие без какой-либо дополнительной информации.
Заказчик не будет составлять протокол по первым частям заяки.
Рассмотрение протокола первых частей совпадает с временем окончания подачи заявок. Поскольку протокола нет, аукцион по стройке начинается через 4 часа после срока окончания подачи заявок.
5. Меняется шаг аукциона
Исчез не так давно введенный нижний лимит — 100 руб. Теперь его нет. Однако при переходе через «0» шаг аукциона меняется. Фактически можно предлагать от 0 до 5 % от МЦК при переходе через «0», а это 100 млн руб.
Таким образом, шаг аукциона может быть от 0 до 5 млн руб.
6. Появляется право заключить контракт с любым поставщиком, удовлетворяющим требования, если в рамках одной процедуры два раза не поступают заявки
Сейчас закон обязывает в этом случае инициировать новую процедуру, в результате растягиваются сроки торгов.
Поправки в 44-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2019 года, позволят заключать контракт с любым поставщиком, который удовлетворяет требованиям, обозначенным в проектной документации.Однако это будет возможно только по итогам предварительной проверки такой закупки контролирующими органами.
7. Упрощается и сокращается повторная процедура при одностороннем расторжении контракта
Если расторжение контракта происходит по инициативе заказчика, то сейчас необходимо реализовывать новую процедура, что сильно затягивает сроки реализации проектов.
Изменения в 44-ФЗ дадут заказчику право заключить контракт со вторым победителем той же самой процедуры, но при условии, что предыдущий участник действительно нарушил условия контракта, не справился со взятыми на себя обязательствами и попал в реестр недобросовестных поставщиков. У заказчика появляется не обязанность, а возможность воспользоваться этим правом.
При этом поставщик должен быть согласен на заключение контракта, завершение работ или допоставку предмета закупки.
8. Сокращается время на подачу жалоб на действия заказчика или оператора ЭТП
Сейчас любой участник закупки, который не был отобран в течение 10 дней, может написать жалобу. По регламенту ФАС эта жалоба рассматривается 8 дней.
С июля срок сокращается до 5 дней с момента опубликования протокола. Исключения составляют жалобы на документацию / извещение и на завершающий протокол перед подписанием контракта.
Несмотря на сокращение срока подачи жалоб, за участником, который определен победителем, по-прежнему останется право обжаловать те или иные действия заказчика до момента заключения контрактов.
Такой подход позволяет пресечь злоупотребление необоснованным обжалованием процедур и в то же время гарантировать, что победитель заключит контракт строго в соответствии с законодательством.
9. Для контрактов на выполнение строительных работ появилась возможность изменить объем и срок работ не более чем на 30 %Сейчас увеличить стоимость контракта можно только в пределах 10 % от заключенного контракта.
Это законодательное новшество учитывает специфику строительной сферы, где нередко возникают непредвиденные обстоятельства. В таких случаях заказчикам приходится расторгать контракт по согласию сторон, чтобы заново инициировать процедуру.
С 1 июля, если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене, а орган исполнительной власти соответствующего уровня согласует увеличение цены, то тогда цена контракта может быть увеличена, но не более чем на 30 %.
Также возможно однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального, если контракт не был исполнен по виде подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию.
Как повысится конкуренция в закупках
Сейчас низкая конкуренция в большей степени объясняется слишком сложной проектной документацией. Участники вынуждены переписывать огромное количество страниц, при этом всегда есть риск быть исключенным из процедуры из-за какой-либо ошибки.
Поправки в 44-ФЗ с 1 июля будут направлены в том числе и на решение этой проблемы.
В частности, для строительных работ будет требоваться только выражение согласия с опубликованной проектной документацией (без рассмотрения первой части заявки).
Необходимости что-либо переписывать не возникнет. Надо лишь подтвердить, что все описанное в технической документации будет выполнено в установленные сроки.
Чтобы исключить случаи демпинга, предлагается:
1. Проверять наличие опыта реализации аналогичных строительных работ до подачи ценовых предложений и в объеме не менее 20 % контракта.Сейчас проверка производится после подачи ценовых предложений. Нововведения приведут к тому, что торг будет идти между квалифицированными и опытными участниками, которые способны выполнить контракт.
2. Запретить в случае падения цены более чем на 25 % предоставлять авансы.
В настоящее время не существует ограничений в отношении предоставления авансов.
- Операторы ЭТП должны вести свой реестр участников закупки
Предполагается, что участники должны аккредитоваться в таком реестре. Он содержит наименование, фирменное наименование — юрлицо; ФИО или физлицо/ИП; ИНН; дату аккредитации на ЭТП; иные сведения и документы в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
При наличии дополнительных требований к участникам закупок (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99) документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, нужно разместить и сохранить в личном кабинете.
Оператор ЭТП рассматривает эти заявки на предмет правильности документов (всё ли в наличии, подписаны ли документы соответствующей электронной подписью и т.д.).
В противном случае оператор возвращает документы, и участник не сможет подать заявку.
Подать заявку на закупку с дополнительным требованием может только тот участник, у которого в личном кабинете есть соответствующие документы. И это исключает необходимость такие документы включать во вторую часть заявки.
- Обеспечение гарантийных обязательств
Заказчик вправе установить требования к гарантийным обязательствам. И в этом случае участник обязательно предоставляет обеспечение гарантийных обязательств. Цена этого обеспечения должна быть не более чем 10 % от НМЦК. Способы предоставления — либо деньгами, либо банковской гарантией.
Есть один важный нюанс — документ о приемке ТРУ может предоставляться поставщику только после предоставления обеспечения гарантийных обязательств.
- Устранены законодательные рассогласования по сумме обеспечения заявки
Если НМЦК до 20 млн руб., то размер обеспечения заявки от 0,5 до 1 % от НМЦК. При этом заказчик обязан установить обеспечение заявки, если НМЦК составляет 5 млн и более.
Важные изменения в 44-ФЗ для малого бизнеса
Для предпринимателей важно прежде всего снижение финансовой нагрузки. И ряд изменений с 1 июля позволят это сделать.
- Некоторые субъекты малого бизнеса будут освобождены от обеспечения исполнения контрактов
Сейчас обеспечение исполнения контракта для таких субъектов делается в общем порядке. С июля оно отменяется для тех субъектов, которые обладают опытом реализации контрактов (за последние 3 года) в размере текущего контракта.
- Изменится размер и порядок расчета размера обеспечения
Сейчас размер обеспечения считается в процентах от НМЦК. Если в процессе торгов она существенно снижается, то расчет ведется от цены, заявленной победителем. Такой принцип будет действовать в отношении малого бизнеса.
- Обязательства по контракту будут разделены
Если сейчас общее обеспечение поставки и гарантийного обслуживания, то с 1 июля предполагается отдельное обеспечение. То есть обязательства по контракту будут разделены на основную часть (поставка товара) и гарантийное обслуживание товаров.
Изменения, упрощающие процесс закупок
- Совершенствуется порядок планирования закупок
Сейчас заказчикам приходится погружаться в сложный процесс и составлять такие документы, как план закупок, план-график закупок и обоснования к ним.
В результате реформы по планированию закупок с 1 октября 2019 года количество этих документов сократится — останется только план-график. И он будет содержать в целом меньше информации, поэтому его будет проще составлять и отслеживать.
Также станет невостребованным обоснование закупок. От этого документа останется лишь одна позиция — обоснование НМЦК.
- Узаконены закупки без определенного объема
Заказчик не всегда может сказать, какой объем товаров и услуг ему нужен. Но товары и услуги могут быть разбиты на какие-то элементы, и у этих элементов может быть цена. Например, цена единицы товара или цена единицы услуги.
Если точного объема заказчик не имеет, то он вправе определить начальную цену единицы ТРУ или суммы цен ТРУ. Но контракт будет заключен по максимальному значению цены контракта.
По сути, это та же самая НМЦК, и она не меняется. Но по той цене, которая образуется в результате торгов, заказчик получит больший объем. Это очень важно, в частности, при строительных работах.
- В малых закупках у единственного поставщика меняется верхний лимит
Сейчас это сумма 100 000 руб. На нее могут осуществить закупку у единственного контрагента заказчики, перечисленные в п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Теперь эта сумма утроится до 300 000 руб. При этом общие лимиты расходов на такие закупки — 2 млн руб. или 5 % от общего объема закупок — продолжают действовать.
- Увеличивается лимит закупок лекарств по медицинским показаниям
Закупка лекарственных средств у единственного поставщика по решениям врачебной комиссии увеличена с 200 000 руб. до 1 млн руб.
- Меняется лимит по закупкам у единственного поставщика
Новшества начнут действовать с 31 июля 2019 года. И они коснутся не только увеличения лимита и годового ограничения, но и расширения перечня заказчиков. Список организаций, которые вправе воспользоваться этой возможностью, пополнится домами ремесел и домами народного творчества.
Верхний предел на такую закупку учреждениями культуры пока составляет 400 000 руб., но с 31 июля он увеличится до 600 000 руб.
Меняются также годовые ограничения на такие закупки. Вместо одного варианта
(50 % СГОЗ и до 20 млн руб.) появились два: годовой объем таких закупок не должен превышать 5 млн руб.; годовой объем не больше 50 % СГОЗ и не больше 30 млн руб.
Источник: https://kontur.ru/articles/602
Закупки малого объема по 44-ФЗ: как проводить в 2019 году
Какие изменения произошли в 2019 году, как теперь проводить малые закупки, включать ли из в реестр малых закупок, читайте в статье.
Закупка малого объема по 44-ФЗ – это приобретение работ, товаров, услуг у единственного поставщика по пунктам 4 и 5 части 1 ст. 93 44-ФЗ. Последние изменения коснулись максимальной суммы закупки по данным основаниям.
Закупки малого объема по 44-ФЗ с 1 июля 2019 по п. 4 стали возможны на сумму до 300 тысяч рублей. Ранее это были закупки до 100 тысяч рублей. При этом годовой лимит остался прежним – не более 2 млн. рублей или не более 5% от годового объема закупок и 50 млн. рублей.
Изменения в 44-ФЗ по малым закупкам коснулись и п. 5, по которому:
- зоопарки,
- театры,
- музеи,
- дворцы культуры и т.д.
могут производить закупку у едпоставщика.
Предельная сумма с 31.07.2019 увеличена с 400-от до 600-от тысяч рублей. Кроме того в список организаций, на которых распространяется этот пункт включены дома (центры) народного творчества и ремесел. Увеличен и максимальный объем таких закупок с 20 до 30 млн. рублей.
Малые закупки 2019. Что изменилосьВ ходе вебинара Вы узнаете:☆ Что можно купить в 2019 году в рамках малых закупок;☆ Какие требования предъявляются в текущем году к таким контрактам;
☆ Какие опасности подстерегают вас в малых закупках.
Когда: 18 октября (пятница) 2019 в 11:00
Бесплатный вебинар
Как проводить через Березку
Через Единый агрегатор торговли для госзакупок Березка малые закупки проводят федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им казенные учреждения. Многие региональные и муниципальные власти обязали свои подконтрольные предприятия закупаться также через агрегатор малых закупок по 44-ФЗ.
Порядок проведения:
- заказчик заходит в личный кабинет на Агрегаторе;
- находит интересующие его товары;
- добавляет их корзину (при необходимости редактирует количество товаров в корзине или удаляет ненужные товары);
- формирует закупочную сессию (сформировать сессию можно также путем выбора нужной продукции, работы, услуги из Каталога предложений или на основе Классификатора, когда госзаказчику не важны конкретные характеристики);
- заполняет поля для размещения объявления (контакты, реквизиты, условия и тип закупки, продолжительность сессии (2 или 24 часа), вид оплаты и т.д.);
- подписывает и размещает объявление;
- получает итоговый протокол от оператора агрегатора;
- осуществляет закупку по наименьшей предложенной цене (оформляет договор).
Как проводить малые закупки без агрегатора? Необходимо изучить рынок нужных работ, товаров, услуг и оформить договор с едпоставщиком, чьи условия наиболее выгодны.
Обоснование закупки малого объема по 44-ФЗ не требуется, как и обоснование цены госконтракта (см. ч. 4 ст. 93).
Реестр закупок малого объема по 44-ФЗ
Статья 103 признает закупки малого объема по 44-ФЗ не подлежащими включению в реестр контрактов. Реестры малых закупок ведутся на региональном уровне или едином агрегаторе. Этот реестр состоит из 2-х частей:
- закупки в ЕАТ;
- закупки не на ЕАТ.
В последний реестр включаются данные о тех закупках, которые должны проводиться на агрегаторе, но не состоялись, например, по причине того, что заказчик нашел нужные работы, товары, услуги на пределами ЕАТ по меньшей цене.
Реестр малых закупок по 44-ФЗ, произведенных на ЕАТ формируется автоматически. В нем отражаются закупочные сессии, на основании которых был оформлен договор. В перечне отображается следующая информация:
- № объявления о закупке;
- данные заказчика (название, адрес, ИНН, КПП, ФИО и контакты ответственного лица);
- условия закупки (предмет договора, тип закупки, вид оплаты, например по счету, сроки оплаты, стартовая цена, сроки размещения объявления и подачи предложений, условия поставки);
- условие или отсутствие условия о том, что поставщиком не может быть лицо, включенное в реестр недобросовестных поставщиков;
- динамика предложений (график изменения цены);
- лучшее предложение;
- итоговый протокол закупочной сессии;
- договор и его статус, например, документы подписаны поставщиком и заказчиком.
Заказчики города Москвы проводят закупки малого объема посредством мини-аукциона, или котировочной сессии. Читайте, как государственным и муниципальным заказчикам провести мини-аукцион через Портал поставщиков, а участникам разместить предложение о продукции. Как взаимодействуют заказчики и участники, смотрите на схеме, заключить контракт поможет пошаговая инструкция.
Пошаговая инструкция
Если закупка была проведена за пределами ЕАТ, заказчик вносит сведения в реестр вручную через личный кабинет:
- о закупленной продукции, работах, услугах;
- о поставщике;
- о заключенном договоре (прикрепляет сам договор).
Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103039-qqq-19-m9-zakupki-malogo-obema-po-44-fz
Что такое закупки малого объема по 44-ФЗ? Понятие, сумма, правила подписания контракта
Под закупками малого объема понимают приобретение товаров, работ и услуг у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В 2019 году в процедуру малой закупки у единственного поставщика были внесены изменения.
Ограничения на годовой объем малых закупок
Закупки малого объема периодически нужны каждому государственному заказчику. При этом объем закупки может быть настолько маленьким, что проведение конкурентных торгов нерационально по экономическим причинам. В связи с этим в 44-ФЗ закреплено право заказчика проводить малые закупки в неконкурентном формате.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Величина закупки малого объема может быть не более 300 или 600 тыс. р. Предельное значение в данном случае будет зависеть:
- От формы организации.
- От сферы деятельности заказчика.
- От годовой совокупной величины закупки.
До июля 2019 года под закупками малого объема понимались закупки в пределах 100 тыс. р. Теперь же по ст. 93 44-ФЗ допускается закупать товары и услуги на сумму в пределах 300 тыс. р.
Но годовой лимит по закупкам малого объема, который должен учитывать заказчик, остался прежним. Он составляет не более 2 млн р. или 5% годового объема и не более 50 млн р.
При расчете лимитов нужно учитывать контракты, подписанные до данного финансового периода и оплаченные после его наступления.
Заказчик вправе выбрать любой способ определения годовых лимитов закупки у единственного поставщика. Более выгодным для заказчика с крупными оборотами является второй вариант определения годового лимита: не более 5% от СГОЗ, тогда как для небольших заказчиков первый вариант с фиксированным лимитом в 2 млн р. является более целесообразным.Сумма в 5% от СГОЗ будет меньше, чем 2 млн р. для организаций с годовыми закупками до 40 млн р.
При искусственном дроблении закупки заказчиком на несколько малых в пределах 300 тыс. р. в целях уклонения от конкурентной закупки ему может грозить административная ответственность. КоАП по ч. 1 ст. 7.
29 предусматривает ответственность для должностного лица заказчика за дробление закупки в размере 30 тыс. р.
Изменения в 44-ФЗ в отношении малых закупок также затронули п. 5 ч. 1 93-ФЗ. Согласно данному пункту, закупаются следующие организации:
- зоопарки;
- театры;
- дворцы культуры;
- музеи;
- парки;
- заповедники;
- ботанические сады;
- планетарии;
- культурные и образовательные учреждения;
- концертные организации;
- цирки;
- клубы;
- архивные и библиотечные учреждения;
- теле- и радиоорганизации, имеющие государственное и муниципальное финансирование.
Дополнительно в перечень таких организаций был включен дом народного творчества и ремесел.
Предельная сумма закупки у единственного поставщика для таких организаций возросла с 400 до 600 тыс. р. Максимальный объем таких закупок для них увеличился с 20 до 30 млн. р. Он не должен быть более 50% СГОЗ заказчика.
По новым правилам заказчику не нужно публиковать извещения о закупках у единственного поставщика в ЕИС. Также такие закупки не включаются в план на 2020 год.
Порядок и особенности проведения
Федеральные органы исполнительной власти и казенные учреждения проводят малые закупки через ЕАТ «Березка». Целью создания агрегатора «Березка» было упрощение стандартных закупок заказчиков по 44-ФЗ (в частности, канцелярских товаров).
Некоторых представителей региональных и муниципальных органов власти также обязали закупаться через агрегатор по 44-ФЗ.
С 2018 года все заказчики должны пользоваться сервисом для приобретения через ЕАТ канцелярских товаров с ценой до 300 тыс. р.
Остальные заказчики используют сервис по своему желанию, согласно Распоряжению Правительства №824-р от 2018 года.
Порядок закупок малого объема следующий:
- Заказчик заходит в личный кабинет сервиса.
- Подбирает нужные ему товары и добавляет их в корзину.
- Осуществляет закупочную сессию (формирование сессии также возможно через подбор нужных продукции, работ и услуг из каталога или по классификатору).
- Заказчик заполняет обязательные поля для размещения объявления (реквизит, контакты, тип закупки, условия закупки, способ оплаты, продолжительность и пр.).
- Заказчик подписывает объявление.
- Получает итоговый протокол от оператора сервиса.
Закупка производится у поставщика, которым была предложена наиболее низкая цена. При этом оформляется договор.
Закупки малого объема допускается проводить без агрегатора. Заказчик отбирает подходящего поставщика по результатам проведения исследования рынка. Обоснование закупок малого объема по 44-ФЗ не нужно. Также заказчику не нужно готовить обоснование НМЦК госконтракта.
Закупки малого объема не передаются в реестр закупок малого объема по 44-ФЗ.
Реестры малых закупок могут формироваться на региональном уровне или в едином агрегаторе. Они состоят из двух частей: закупки в ЕАТ или вне сервиса. В последний реестр вносятся сведения о закупках, которые по определенной причине не состоялись на агрегаторе. Например, если заказчик обнаружил нужные товары и услуги вне ЕАТ по более низкой цене.
Реестр малых закупок, которые состоялись на ЕАТ, формируются сервисом автоматически. В него передаются:- Номер закупочного объявления.
- Данные заказчика (наименование, адрес, ИНН и КПП, ФИО ответственного лица).
- Условия закупки (предмет договора, вид закупки и оплаты, номер по счету, стартовая стоимость, условия поставки и пр.).
- Наличие или отсутствие условия о том, что поставщик не должен состоять в РНП.
- Динамика ценовых предложений и график пересмотра цены.
- Наилучшее предложение.
- Итоговый протокол закупки.
- Договор и его статус (например, подписан поставщиком и заказчиком).
При закупках малого объема за пределами ЕАТ заказчику следует внести изменения в реестр и самостоятельно прописать сведения о подписанном договоре (прикрепив его) и наименование товаров, работ и услуг.
Формы подписания контракта
Контракты с поставщиками в рамках малых закупок подписываются в любой форме, не противоречащей гражданско-правовому законодательству. Соглашение может именоваться контрактом или договором. Данный контракт не подлежит дополнительному согласованию с антимонопольной службой и регистрации. В контракте должны быть прописаны существенные условия:
- Предмет поставки: наименование товаров, работ и услуг.
- Условия выполнения услуги, работы или поставки товара по абз. 2 п.1 ст. 432 ГК (в том числе цена и сроки поставки).
- Порядок оплаты.
Условия об ответственности сторон включать в контракт необязательно.
Унифицированный формат договора для закупок малого объема не предусмотрен.
Стороны также вправе не подписывать контракт и приобретать нужные им товары и услуги по счетам или на основании акта выполненных работ по п. 3 ст. 434 ГК, п. 3 ст. 438 ГК.
При покупках у юрлица или ИП определенных товаров и услуг в пределах 100 тыс. р. допускается использование наличных расчетов по пп. 2, 5, 6 Указания ЦБ от 2013 года №3073-У. В данном случае подписание договора также не требуется.
Целевое расходование денег подтверждают товарными и кассовыми чеками.
Таким образом, под закупками малого объема по 44-ФЗ понимаются неконкурентные способы отбора поставщика с ценой контракта в пределах 300 тыс. р. (в отдельных случаях – в пределах 600 тыс. р.).
При этом заказчикам нужно учитывать годовые лимиты на такие закупки.
Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://pravo.team/zakupki/44/malogo-obyema.html
Основные новшества контрактной системы в 2019 году | Контур.Закупки
Контрактная система продолжает обновляться. Изменения этого года будут не такими масштабными, как во второй половине 2018, но они тоже весьма существенны. Некоторые из них уже заработали, другие приняты, но еще не вступили в силу. Рассмотрим главное из того, что непосредственно затронет поставщиков и заказчиков.
Сокращение срока обжалования
Вступает в силу с 12 мая
Обжаловать действия или бездействие заказчика, его комиссии, сотрудников контрактной службы, ЭТП или специализированной организации теперь можно в течение 5 дней с даты опубликования протокола. Раньше срок составлял 10 дней. Правило не распространяется на жалобы, которые подаются в отношении извещения, закупочной документации и итогового протокола.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям
Вступает в силу с 1 июля
Каждая ЭТП ведет реестр участников, и в него включаются в том числе документы, подтверждающие его соответствие дополнительным требованиям. Поэтому если поставщик планирует принимать участие в торгах, на которые распространяется постановление правительства № 99 (то есть предъявляются дополнительные требования к участникам), то он должен подготовиться заранее.
Документы, которые подтверждают соответствие требованиям, должны быть загружены участникам в личный кабинет на ЭТП. Площадка обязана удостовериться, что с этими документами все в порядке.
Подразумевается техническая сторона, то есть наличие нужных и актуальных документов, их подпись ЭЦП.
Участники, у которых будут такие документы, смогут подать заявки на процедуры, которые попадают постановление № 99.
При этом во вторую часть заявки информацию, подтверждающую соответствие доптребованиям, уже включать не нужно. Если же такие файлы не загружены на ЭТП, то на подобные торги участника подать заявку не сможет.
Изменение в аукционных заявках
Вступает в силу с 1 июля
Лимит НМЦК коротких аукционов существенно возрос. Теперь заявки будут приниматься в течение 7 дней, если начальная максимальная цена до 300 млн рублей включительно, а если речь о строительстве — до 2 млрд рублей. На более дорогие процедуры заявки будут приниматься в течение 15 дней.
Изменение коснулось и срока рассмотрения заказчиком первых частей аукционных заявок. Если НМЦК более 300 млн рублей (для строительства — более 2 млрд рублей), то заявки заказчик теперь должен рассматривать в течение 3 рабочих дней. Раньше на это ему отводилось 7 дней.
Дата аукциона
Вступает в силу с 1 июля
До изменений аукцион проводился в рабочий день, который следовал по прошествии 2 дней с публикации протокола рассмотрения первых частей заявок. Новые правила таковы:
- в общем случае аукцион проводится на следующий рабочий день после даты опубликования протокола рассмотрения первых частей заявок;
- строительные аукционы проводятся через 4 часа после окончания времени подачи заявок.
Почему такая спешка со строительными аукционами? Это связано с описанными далее изменениями в указанной сфере.
Изменения в строительных закупках
Проектная документация в строительстве включается в состав закупочной
Вступает в силу с 1 июля
В закупочную документацию в обязательном порядке должна включаться проектная документация. При этом первая часть заявки будет состоять только из согласия поставщика. Таким образом, подавая свою заявку, участник строительного аукциона лишь подтверждает, что согласен выполнить работы в соответствии с проектной документацией.
Заказчику нечего будет изучать в первой части заявки и незачем будет ее оценивать. Поэтому и протокола рассмотрения первых частей в строительных аукционах не будет. А значит, не нужно закладывать время на то, чтобы участники ознакомились с итогами оценки и при необходимости могли их обжаловать.
Следовательно, аукцион можно проводить практически сразу после того, как поданы заявки.
Изменение объема и видов строительных работ
Вступает в силу с 1 июля
В строительных контрактах виды работ или их объем можно будет менять при том условии, что цена изменяется не более чем на 10%.
Эта возможность будет полезна, если в ходе исполнения контракта выяснится, что в техническое задание был включено не все.То есть выявятся какие-то дополнительные работы, необходимость которых на момент составления задания не была явной.
Изменение стоимости длинных строительных контрактов на 30%
Вступает в силу с 1 июля
При исполнении определенных условий цена уже заключенного строительного контракта может быть увеличена за сумму до 30%. Условия следующих:
- Контракт заключен на срок более года.
- Его цена не менее лимита, утвержденного Правительством.
- Исполнить контракт по цене заключения невозможно по объективным причинам, которые не зависят от сторон.
- Орган исполнительной власти согласовал увеличение цены.
Изменение срока строительного контракта
Вступает в силу с 1 июля
Если контракт на строительные или аналогичные работы не исполнен в срок, его можно однократно продлить. Условия такие:
- контракт не был исполнен по вине подрядчика или по обстоятельствам, которые не зависят от сторон (в том числе при изменении проектной документации);
- срок продления не должен превышать первоначальный срок исполнения.
Проведение закупки без установленного объема
Вступает в силу с 1 июля
Заказчик не всегда может заранее определить точный объем товаров или услуг, которые ему понадобятся. С июля 2019 года в документации можно указывать:
- начальную максимальную цену контракта;
- начальную цену единицы товара или услуги;
- начальную сумму цен единиц товаров/услуг.
При этом контракт будет заключаться по НМЦК, и торг пойдет за уменьшение стоимости единицы ТРУ. Соответственно, чем меньше будет стоимость единицы, тем больший объем заказчик сможет получить на сумму контракта.
Изменение лимита проведения малых закупок
Вступает в силу с 1 июля
В общем случае закупки малого объема без проведения конкурентной процедуры можно будет заключать при цене контракта 300 тыс. рублей. Этот порог увеличен с 100 тыс. рублей. Еще больше вырос лимит для лекарств — с 200 тыс. до 1 млн рублей.
Возможность заключить контракт при несостоявшемся запросе предложений
Вступает в силу с 1 июля
Если запрос предложений не состоялся, то есть не было подано ни одной заявки или ни одна из них не была допущена, теперь можно заключить контракт с единственным поставщиком. Однако это нужно будет согласовать с контролирующим органом. Раньше в 44-ФЗ это прописано не было, то есть имел место законодательный пробел, который ныне устранен.
Обеспечение заявок
Уточнение размера обеспечения
Вступает в силу с 1 июля
В законе прописано, что заказчики обязаны устанавливать обеспечение заявки, если цена контракта более 5 млн рублей. При НМЦК от 5 до 20 млн рублей обеспечение составляет 0,5-1 %, а при НМЦК выше 20 рублей — 0,5-5%.
Вместе с тем есть уточнение, что Правительство может установить иные лимиты для обязательного обеспечения заявки. И оно этим правом воспользовалось — постановлением № 439 этот порог снижен до 1 млн рублей.
Однако из закона не было понятно, в каком размере должно быть установлено обеспечение в таком случае. Эта недосказанность была устранена — в законе прописали, что при НМЦК не более 20 млн рублей обеспечение заявки составляет 0.5-1%.
Уточнение правила третьей отклоненной заявки
Вступает в силу с 1 июля
В пункте 27 статьи 44 установлено правило третьей отклоненной заявки. Суть в следующем: если в течение квартала ЭТП отклоняет третью заявку участника по второй части, обеспечение заявки ему не возвращается, а перечисляется в бюджет.
Однако из этой формулировки были не совсем понятны нюансы. Например, третью заявку участника отклонили по второй части и не вернули обеспечение. Он подает заявку на следующую процедуру, ее вновь отклоняют по второй части.
Будет ли в этом случае обеспечение ему возвращено? Теперь этот вопрос снимается.
В соответствии с новой формулировкой, не будет возвращено обеспечение каждой третьей заявки, отклоненной по второй части за календарный квартал.
Правило не распространяется на случаи, когда отклонение заявки происходит по решению ФАС или суда. Если такое отклонение является третьим, его не учитывают.
Обеспечение контракта для СМП
Вступает в силу с 1 июля
Если закупка проводится для СМП и СОНО, то размер обеспечения исполнения контракта устанавливается от его цены, а не от НМЦК. При этом оно не может быть меньше аванса.
Субъекты малого бизнеса и некоммерческие организации могут быть и вовсе освобождены от обеспечения. Такой субъект должен представить сведения о трех контрактах из реестра, исполненных за 3 последних года без каких-либо санкций.Суммарная цена цен этих контрактов должна быть не менее НМЦК того контракта, который СМП заключает в настоящий момент.
Обеспечение гарантийных обязательств
Вступает в силу с 1 июля
У заказчика появляется право устанавливать требования к гарантийным обязательствам. Если они установлены, то исполнитель обязан эти обязательства обеспечить.
Предоставляется такое обеспечение денежными средствами или банковской гарантии, способ можно впоследствии изменить. Сумма обеспечения должна быть не более 10% от НМЦК.
Если требование гарантийных обязательств установлено, то приемку товара или услуги можно осуществлять только после того, как внесено рассматриваемое обеспечение.
Уточнения по антидемпинговым мерам
Вступает в силу с 1 июля
Вносятся изменения в формулировки, описывающие антидемпинговые меры. Это делается для того, чтобы устранить двоякие трактовки.
Теперь будет явно указано, что участник может подтвердить свою добросовестность информацией, которая содержится в реестре контрактов и подтверждает, что в течение трех последних лет (то есть 3 года до дачи подать заявки) он исполнил 3 контракта.
При этом исполнение должно быть без санкций, а цена одного из этих контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.
Уменьшение цены этапа контракт
Вступает в силу с 1 июля
Если контракт делится на этапы поставки или исполнения работы, и цена каждого из них выделена, то снижается она пропорционально снижению общей стоимости контракта в ходе торгов. В реестр контрактов передается информация:
- о цене, сроке исполнения и оплате каждого отдельного этапа;
- о заключении экспертов, если проводится независимая экспертиза.
Заключение контракта с участником № 2
Вступает в силу с 1 июля
Если контракт расторгнут, а сведения об исполнителе поступили в РНП, то у заказчика появляется возможность сотрудничать с участником, занявшим в закупке второе место. Конечно же, если этот поставщик согласен доделать работу или допоставить товар.
Изменения для учреждений культуры
Вступает в силу с 31 июля
В сфере культуры лимит малых закупок составлял 400 тыс. рублей, теперь же он повышается до 600 тыс. При этом такие закупки должны составлять не более 50% от СГОЗ и не более 30 млн рублей в год. Кроме того, расширен список организаций, на которые распространяется это правило. В него включены дома ремесел и дома народного творчества.
Новые правила планирования закупок
Вступает в силу с 1 октября
Пока заказчики составляют 2 документа — план закупок и план-график. Со следующего года будет только 1 документ — план-график. Причем в нем будет содержаться меньше сведений, чем в сегодня в двух документах.
Изменения авансирования
Вступает в силу с 1 октября
Если в закупке предусмотрен аванс, информацию о нем нужно в обязательном порядке включать в извещение. Если же аванс платится поэтапно, то необходимо отразить информацию о таких этапах и долях выплат на каждом из них в процентном соотношении.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/osnovnye-novshestva-kontraktnoj-sistemy-v-2019-godu/