Особенности проведения малых закупок

Содержание

Тема закупок малых объемов, их специфика — многогранное явление

Особенности проведения малых закупок

С некоторых пор закупки малых объемов, облачившись в законодательные догмы, превратились для заказчиков и поставщиков в регулярную головную боль.

Наблюдая за этим сегментом тендерной системы, решая множество проблем, связанных с такими процедурами для поставщиков, я даже однажды вывела свое определение сути малых закупок.

Заказчики вынуждены были отказаться от прямого функционала подразделений АХЧ и делегировать их полномочия своим контрактным службам, а поставщики, таким образом, превратились в толпу маленьких завхозов на фрилансе.

Накладные расходы не меньше

Мои маленькие завхозы закупки малых объемов не любят, но участвуют. Тут курочке, которая по зернышку клюет, чтобы насытиться, нужно клевать до потери клюва. А между тем каждое зернышко при поставке имеет почти тот же набор необходимых затрат, накладных расходов, что и вагон зерна.

И если в госзаказе по 44 ФЗ для поставщика все просто и понятно, есть ряд мер, которые его поддерживают и защищают, то в малых закупках по 223 ФЗ, в коммерческих закупках ситуация весьма неоднозначная.

Уровень доверия поставщиков к зоне действия 44-ФЗ значительно выше, чем к зоне действия 223-ФЗ.

Создание портала для закупок малого объема. Система iTender Закупки малого объема позволит автоматизировать процессы проведения малых закупок за счет сокращения накладных расходов.

Читать подробнее

Всякий раз, изучая очередной годовой отчет Минэкономразвития о результатах применения 223-ФЗ, за сухими цифрами статистики я вижу своих маленьких завхозов, которые волею бюрократических невыполнений законодательных норм и нормативов ответственными чиновниками, брошены на амбразуру выживаемости своего бизнеса.

Если еще добавить картинку статистики закрытых ИП, ООО в последние годы, то мы увидим парадокс системы малых закупок воочию.

Эта система просто сметает с пути небольшие производственные компании, которые много лет выживали за счет регулярных малых поставок заказчикам, но в тендерной системе они оказались неконкурентоспособными с крупными профильными компаниями (не всегда, кстати, производственными, а чаще даже посредническими).

Спасение — закупки у единственного поставщика

Спасением тут является привычка заказчика работать с проверенным поставщиком. Потому мы наблюдаем, какими темпами растут объемы закупок у единственного поставщика, и увеличивается количество «иных способов» закупок, проводимых заказчиками по 223 ФЗ.

Эти новые способы определения поставщика, вынужденная маскировка заказчиков, вынужденных прятать своих маленьких завхозов от многочисленных контролеров под паранджу.

Справедливости ради замечу, что изобретение «иных способов» не всегда намеренно, очень часто это вызвано техническими проблемами размещения заказа в ЕИС, о проблемах работы с которой не высказался только ленивый.

Но смотрите в чем соль. Закупки у единственного поставщика и «иные способы» позволяют работать на рынке малой части «завхозов». Скажем так, задействован самый нижний, тактический уровень армии — батальон «счастливчиков». А остальных «завхозов» стратегический уровень армии в виде войскового штаба выбросил на поле боя воевать за эту пищу и, если повезет, клевать зернышки.

И вот тут в армии маленьких завхозов начинаются брожения. Часть, изучив ТЗ, посчитав затраты на поставку и обнаружив финансовые риски, понимает, что для них закупки малых объемов — это торги без стимула. И даже если поставщик состоит в пуле партнеров заказчика, прошел когда-то предварительный отбор, но в проекте контракта нет четких финансовых преференций, он не идет участвовать в тендер.

Почему они отказываются?

«Я не спонсор!» — говорит маленький завхоз, изучая безавансовый проект контракта малой закупки с годовым сроком исполнения. Он понимает, что экономическая ситуация в государстве зыбкая, политические решения непредсказуемы, а подписав контракт, он будет обязан поставлять в срок продукцию или услуги по фиксированной цене контракта.

Проанализировав риски, просчитав финансовые затраты на исполнение, погрустив о «замороженной» на счете заказчика сумме исполнения контракта, вспомнив о логистических расходах, растущих аппетитах и барьерах для производственных компаний при прохождении системы сертификации, курсе правительства на импортозамещение, поставщик откажется от участия.

Метод постоплаты является основным препоном для положительного решения поставщика.

Еще один нюанс – цена и комплектация малой закупки. Заказчики — тоже люди, причем, волею директив и постановлений, оказавшиеся в своей контрактной работе словно в проекте «За стеклом», где за каждым их движением наблюдает сотня глаз контролеров.

А вот на этапе подготовки закупки за ними никто не следит в том смысле, что никто не проверяет — реально был составлен запрос цены в реальной компании или данные взяты в интернете. Заниженная НМЦК на основе старых прайсов — обыденность малых закупок.

Низкие цены в условиях тендера на самом деле поощряют «серые» схемы ведения бизнеса.

А если еще контрактный специалист составил ТЗ, собрав туда все с миру по нитке, все потребности своей компании, к примеру, в расходных материалах, то поставщики вынуждены удивляться и тоже отказываться от участия.

Невозможно профильной компании, производящей моющие средства (мыло, стиральный порошок) в рамках контракта взять попутное обязательство заправлять картриджи. Или поставлять на праздники и торжественные даты букеты цветов.

Или придется заводить пул субподрядчиков и нервничать по качеству их товара или услуг, ибо ответственность по исполнению контракта лежит на том, кто подписал контракт, а не на том, кто привлечен как субподрядчик.

Демпинг

Но все эти факторы уступают чудовищному демпингу, который мы наблюдаем не только в сегменте малых закупок, но в закупках в целом.

В ряде регионов, которые оказались в особо депрессивной экономической ситуации, демпинг — единственная возможность для поставщика хоть как-то пополнить свой расчетный счет.

Опуская ценовую планку ниже себестоимости, поставщик надеется на «авось»: вдруг завтра я выиграю крупный тендер и перекрою этот минус.

В батальоне таких плохих завхозов нет счастливчиков. Рано или поздно они оказываются в РНП, по неисполненным контрактам начинаются судебные тяжбы. Но это все случится в будущем, а в момент закупки демпингующие поставщики уже победили. Оставив в проигрыше и добросовестных поставщиков, и заказчика, и общество, в целом.

Как граждане, мы водим в детсады и школы своих детей, которых кормят и даже травят некачественной пищей по демпинговому контракту, рушатся построенные здания, мосты, в колдобины превращаются отремонтированные дороги, в больницы поставляются некачественные лекарства и прочие негативные последствия демпинговых закупок.

Комплекс несовершенства закупочной деятельности в итоге ухудшает качество жизни.

Чужие здесь не ходят

Эксперты тендерной системы отчетливо видят, что конкуренция в области закупок в последние два года не просто не увеличивается, а уменьшается. Система «чужие здесь не ходят» давно распределила основные рынки за устоявшимися поставщиками.

В условиях кризиса новые качественные поставщики в тендерный рынок практически не входят, для запуска в систему нужны стартовые финансовые вложения, барьер входа на эти рынки для новых предприятий крайне высок.

Эти факторы снижают уровень конкуренции.

Зачастую масла в огонь подливают и сами заказчики, заявляя в тендерной документации непомерные требования к поставщикам. Например, нотариально заверенные документы, сертификаты в заявке на каждый вид продукции.

Несколько лет назад был характерный случай закупки одной компанией новогодних подарков детям своих сотрудников. Все бы хорошо, социальная составляющая и все такое, но в ТЗ был обозначен состав каждого подарочного набора.

И на каждое наименование конфет, печенья и прочих лакомств в подарке, заказчик затребовал предоставить отдельный сертификат. К сведению, на тот момент сертификат на одно наименование стоял 9 тысяч рублей.

Эта «золотая» закупка не состоялась, хотя проводилась она, кстати, по программе партнерства в пуле утвержденных предварительным отбором поставщиков.

Этот пример показывает непредсказуемость действий заказчика для поставщика. На практике МСП не имеют экономических стимулов к участию в программах партнерства.

Зачем тратить время, ресурсы на вхождение в пул поставщиков, если заказчик потом пригласит к участию в такой вот заведомо неадекватной закупке? Более того. Реестр партнеров не дает МСП преимуществ в отношении корпоративных закупок.

Партнерские программы не отнести и к механизмам деловой репутации поставщиков, ибо членство в пуле не является доказательством добросовестности поставщика и не говорит о качестве его услуг.

Проблемы все те же

Так или иначе, основные проблемы малых закупок можно условно обозначить как системные и организационные проблемы организации государственных закупок, на которые наслаивается специфика проблем МСП.

Необоснованно высокая или низкая НМЦК, участие компаний, аффилированных с заказчиками, подтасовка результатов, демпинг цен подставными поставщиками заказчика, заведомо невыполнимые условия контракта и многое другое, что мы называем коррупционной составляющей закупок, ведет к снижению мотивации участия добросовестных поставщиков.

Политика тарифных планов ЭТП в отношении поставщиков в рамках закупок по 223 ФЗ зачастую тоже является финансовым препоном участия для МСП.

Для маленького завхоза малая закупка становится большой в расходах: купи электронный ключ в удостоверяющем центре, купи тарифный план у ЭТП, купи систему документооборота, чтобы получать от ЭТП закрывающие документы по финансовым операциям на счете, заплати обеспечение заявки, заплати обеспечение контракта, закупи все, что нужно для производства товара или услуг по исполнению контракта, заплати налоги, пошлины, сертификацию, логистику и т.д. И жди, когда тебе вернутся вложенные средства, и когда заказчик выполнит свои обязательства по расчетам за оказанные услуги или поставку продукции. Если заплатит, поскольку недобросовестных заказчиков в системе коммерческих закупок и закупок по 223 ФЗ достаточно много. Более того, наметилась тенденция и в закупках по 44 ФЗ, когда госзаказчики пополняют бюджет за счет поставщиков. Это очень тонкая игра на грани юридического фола, но прецеденты имеются. Особенно часто в тех малых закупках, которые в ряде регионов в силу технических особенностей и коррупционной составляющей никак не перейдут в статус электронных.

К примеру, у некоторых заказчиков много стимулов «потерять» проект контракта, который в течение 8 дней поставщик обязан подписан в запросе котировок, если заказчик видит небрежность поставщика-победителя и обеспечение оплачено без оформления банковской гарантии, средствами поставщика.

Сдали пакет из подписанного контракта, Выписки ЕГРЮЛ, платежного поручения по обеспечения контракта и не отметили сдачу. Дальше схема ФАС-РНП. Как правило, решением ФАС по жалобе заказчика поставщик, заплативший ОК в срок, все время бывший на связи с заказчиком и подтверждающий это перепиской, распечатками, иными документами, в РНП не попадает.

А вот обеспечение ему не возвращается, как и контракта поставщик лишается.

Вывод из оборота МСП финансовых ресурсов на затраты по исполнению контракта очень опасен для компании.

Практика приемки товаров или услуг по контракту тоже несет финансовые риски для поставщика. Акт приемки зачастую зависит от человеческого фактора, настроения специалиста, принимающего товар или услугу.

Понравилось-не понравилось, «ой, а вот тут на конверте пятнышко размером с миллиметр», «ой, а вот тут на коробке маркировка стерта», «ой, а вот тут в букете цветов точно был листочек на стебле, куда делся, везите другой товар».

Резюме

Резюмируя спич, проблем в малых закупках немало. Минусов больше, чем плюсов. Но без них не обойтись ни заказчикам, ни поставщикам.

И зависеть эта система, по-прежнему, будет от статусных государственных решений в сфере закупок и смежных отраслях.

А государство в глобальном срезе макроэкономики все же заинтересовано, чтобы маленький завхоз на фрилансе стал большим, надежным и качественным поставщиком.

Создание портала для закупок малого объема. Система iTender Закупки малого объема позволит автоматизировать процессы проведения малых закупок за счет сокращения накладных расходов.

Читать подробнее

Источник: https://FogSoft.ru/press_center/articles/tema_malyh_zakupok_ih_specifica/

Что такое закупки малого объема по 44-ФЗ? Понятие, сумма, правила подписания контракта

Особенности проведения малых закупок

Под закупками малого объема понимают приобретение товаров, работ и услуг у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В 2019 году в процедуру малой закупки у единственного поставщика были внесены изменения.

Ограничения на годовой объем малых закупок

Закупки малого объема периодически нужны каждому государственному заказчику. При этом объем закупки может быть настолько маленьким, что проведение конкурентных торгов нерационально по экономическим причинам. В связи с этим в 44-ФЗ закреплено право заказчика проводить малые закупки в неконкурентном формате.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Величина закупки малого объема может быть не более 300 или 600 тыс. р. Предельное значение в данном случае будет зависеть:

  1. От формы организации.
  2. От сферы деятельности заказчика.
  3. От годовой совокупной величины закупки.

До июля 2019 года под закупками малого объема понимались закупки в пределах 100 тыс. р. Теперь же по ст. 93 44-ФЗ допускается закупать товары и услуги на сумму в пределах 300 тыс. р.

Но годовой лимит по закупкам малого объема, который должен учитывать заказчик, остался прежним. Он составляет не более 2 млн р. или 5% годового объема и не более 50 млн р.

При расчете лимитов нужно учитывать контракты, подписанные до данного финансового периода и оплаченные после его наступления.

Заказчик вправе выбрать любой способ определения годовых лимитов закупки у единственного поставщика. Более выгодным для заказчика с крупными оборотами является второй вариант определения годового лимита: не более 5% от СГОЗ, тогда как для небольших заказчиков первый вариант с фиксированным лимитом в 2 млн р. является более целесообразным.

Сумма в 5% от СГОЗ будет меньше, чем 2 млн р. для организаций с годовыми закупками до 40 млн р.

При искусственном дроблении закупки заказчиком на несколько малых в пределах 300 тыс. р. в целях уклонения от конкурентной закупки ему может грозить административная ответственность. КоАП по ч. 1 ст. 7.

29 предусматривает ответственность для должностного лица заказчика за дробление закупки в размере 30 тыс. р.

Изменения в 44-ФЗ в отношении малых закупок также затронули п. 5 ч. 1 93-ФЗ. Согласно данному пункту, закупаются следующие организации:

  • зоопарки;
  • театры;
  • дворцы культуры;
  • музеи;
  • парки;
  • заповедники;
  • ботанические сады;
  • планетарии;
  • культурные и образовательные учреждения;
  • концертные организации;
  • цирки;
  • клубы;
  • архивные и библиотечные учреждения;
  • теле- и радиоорганизации, имеющие государственное и муниципальное финансирование.

Дополнительно в перечень таких организаций был включен дом народного творчества и ремесел.

Предельная сумма закупки у единственного поставщика для таких организаций возросла с 400 до 600 тыс. р. Максимальный объем таких закупок для них увеличился с 20 до 30 млн. р. Он не должен быть более 50% СГОЗ заказчика.

По новым правилам заказчику не нужно публиковать извещения о закупках у единственного поставщика в ЕИС. Также такие закупки не включаются в план на 2020 год.

Порядок и особенности проведения

Федеральные органы исполнительной власти и казенные учреждения проводят малые закупки через ЕАТ «Березка». Целью создания агрегатора «Березка» было упрощение стандартных закупок заказчиков по 44-ФЗ (в частности, канцелярских товаров).

Некоторых представителей региональных и муниципальных органов власти также обязали закупаться через агрегатор по 44-ФЗ.

С 2018 года все заказчики должны пользоваться сервисом для приобретения через ЕАТ канцелярских товаров с ценой до 300 тыс. р.

Остальные заказчики используют сервис по своему желанию, согласно Распоряжению Правительства №824-р от 2018 года.

Порядок закупок малого объема следующий:

  1. Заказчик заходит в личный кабинет сервиса.
  2. Подбирает нужные ему товары и добавляет их в корзину.
  3. Осуществляет закупочную сессию (формирование сессии также возможно через подбор нужных продукции, работ и услуг из каталога или по классификатору).
  4. Заказчик заполняет обязательные поля для размещения объявления (реквизит, контакты, тип закупки, условия закупки, способ оплаты, продолжительность и пр.).
  5. Заказчик подписывает объявление.
  6. Получает итоговый протокол от оператора сервиса.

Закупка производится у поставщика, которым была предложена наиболее низкая цена. При этом оформляется договор.

Закупки малого объема допускается проводить без агрегатора. Заказчик отбирает подходящего поставщика по результатам проведения исследования рынка. Обоснование закупок малого объема по 44-ФЗ не нужно. Также заказчику не нужно готовить обоснование НМЦК госконтракта.

Закупки малого объема не передаются в реестр закупок малого объема по 44-ФЗ.

Реестры малых закупок могут формироваться на региональном уровне или в едином агрегаторе. Они состоят из двух частей: закупки в ЕАТ или вне сервиса. В последний реестр вносятся сведения о закупках, которые по определенной причине не состоялись на агрегаторе. Например, если заказчик обнаружил нужные товары и услуги вне ЕАТ по более низкой цене.

Реестр малых закупок, которые состоялись на ЕАТ, формируются сервисом автоматически. В него передаются:
  1. Номер закупочного объявления.
  2. Данные заказчика (наименование, адрес, ИНН и КПП, ФИО ответственного лица).
  3. Условия закупки (предмет договора, вид закупки и оплаты, номер по счету, стартовая стоимость, условия поставки и пр.).
  4. Наличие или отсутствие условия о том, что поставщик не должен состоять в РНП.
  5. Динамика ценовых предложений и график пересмотра цены.
  6. Наилучшее предложение.
  7. Итоговый протокол закупки.
  8. Договор и его статус (например, подписан поставщиком и заказчиком).

При закупках малого объема за пределами ЕАТ заказчику следует внести изменения в реестр и самостоятельно прописать сведения о подписанном договоре (прикрепив его) и наименование товаров, работ и услуг.

Формы подписания контракта

Контракты с поставщиками в рамках малых закупок подписываются в любой форме, не противоречащей гражданско-правовому законодательству. Соглашение может именоваться контрактом или договором. Данный контракт не подлежит дополнительному согласованию с антимонопольной службой и регистрации. В контракте должны быть прописаны существенные условия:

  1. Предмет поставки: наименование товаров, работ и услуг.
  2. Условия выполнения услуги, работы или поставки товара по абз. 2 п.1 ст. 432 ГК (в том числе цена и сроки поставки).
  3. Порядок оплаты.

Условия об ответственности сторон включать в контракт необязательно.

Унифицированный формат договора для закупок малого объема не предусмотрен.

Стороны также вправе не подписывать контракт и приобретать нужные им товары и услуги по счетам или на основании акта выполненных работ по п. 3 ст. 434 ГК, п. 3 ст. 438 ГК.

При покупках у юрлица или ИП определенных товаров и услуг в пределах 100 тыс. р. допускается использование наличных расчетов по пп. 2, 5, 6 Указания ЦБ от 2013 года №3073-У. В данном случае подписание договора также не требуется.

Целевое расходование денег подтверждают товарными и кассовыми чеками.

Таким образом, под закупками малого объема по 44-ФЗ понимаются неконкурентные способы отбора поставщика с ценой контракта в пределах 300 тыс. р. (в отдельных случаях – в пределах 600 тыс. р.).

При этом заказчикам нужно учитывать годовые лимиты на такие закупки.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/malogo-obyema.html

Размещение заказов у субъектов малого предпринимательства + образец декларации соответствия участника требованиям ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ

Особенности проведения малых закупок

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В последнее время в мою службу поддержки поступает очень много вопросов по теме размещения заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП).

Поэтому сегодня я решил написать небольшую обзорную статью, и сжато, но по существу, ответить на все часто задаваемые вопросы.

Так как большинство участников закупок (поставщиков) относятся именно к категории субъектов малого предпринимательства, то данная статья будет полезной и актуальной для большинства посетителей моего сайта. Поэтому предлагаю сразу же перейти к сути нашей сегодняшней темы.

1. Определение субъектов малого и среднего предпринимательства
2. Условия, которым должны соответствовать субъекты малого и среднего предпринимательства
3. Объем закупок у СМП по 44-ФЗ
4.

Способы закупок у СМП
5. Перечень закупок у СМП по 44-ФЗ
6. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках
7.

Административная ответственность заказчика за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП

1. Определение субъектов малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства определяются статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ.

2. Условия, которым должны соответствовать субъекты малого и среднего предпринимательства

  1. Для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49% каждая.
  1. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий;

в) до 15 человек — микропредприятия.

Примечание: Если закупки проводятся для субъектов малого предпринимательства (СМП), то численность работников не должна превышать 100 человек включительно.

  1. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Примечание: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 206 г. № 265 для субъектов малого предпринимательства эта цифра составляет – 800 млн. рублей. Для микропредприятий — 120 млн. рублей, для средних предприятий — 2 млрд. рублей.

3. Объем закупок у СМП по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 30 44-ФЗ государственные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.

Согласно ч. 1.1. ст. 30 44-ФЗ при определении объема закупок, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

4. Способы закупок у СМП

Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций могут осуществляться следующими способами: открытые конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок, запросы предложений.

5. Перечень закупок у СМП по 44-ФЗ

Многих поставщиков интересует следующий вопрос: Существует ли по 44-ФЗ перечень товаров, работ, услуг, закупки которых должны осуществляться у субъектов малого предпринимательства? Отвечу, что такого перечня нет, поэтому закупать с предоставлением преференций для СМП и СОНО можно любые товары, работы, услуги.

6. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в госзакупках

  1. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (численность работников или выручка (стоимость активов)).

  1. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения численности работников или объёма выручки (стоимость активов) выше или ниже, указанных предельных значений, в течение 3-х календарных лет, следующих один за другим.

  1. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают установленных предельных значений.
  1. Пунктом 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ  установлен предельный размер начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, для государственных или муниципальных нужд у СМП – 20 млн. рублей.
  1. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.

Статьей 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника открытого конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, является декларация. Необходимость представления иных документов, подтверждающих статус такого участника как субъекта малого предпринимательства Законом о контрактной системе не предусмотрена.

Т.е. исходя из выше изложенного, достаточно всего лишь в заявке продекларировать свое отношение к СМП и все. Этого будет достаточно.

Образцы деклараций соответствия участника требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Вы сможете скачать на сайте в разделе «Формы и шаблоны» пункт 5.

  1. Согласно ч. 15 ст. 44 44-ФЗ размер обеспечения заявки на участие в торгах при размещении заказа у СМП не может превышать 2 % начальной (максимальной) цены контракта.

7. Административная ответственность заказчика за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП

Статьей 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение норм законодательства о размещении заказа у СМП:

Часть 11.

Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей.

Вот, собственно говоря, и все основные моменты, которые необходимо знать поставщику для участия в торгах, размещаемых для субъектов малого предпринимательства.

На этом сегодня все. До встречи в следующих выпусках!

P.S.: Если материал статьи был вам полезен, то обязательно ставьте “лайки”, и делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Источник: https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/razmeshhenie-zakazov-u-smp.html

Основы закупок: базовые понятия контрактной системы

Особенности проведения малых закупок

Это руководство поможет составить представление о том, что такое тендеры, какими они бывают, чем отличаются и как участвовать в них в роли поставщика.

ЧТО ТАКОЕ ТЕНДЕР

Слово “тендер” уже плотно вошло в бизнес-обиход, однако в российском законодательстве вообще не используется, потому что изначально пришло из западной практики. Вместо этого 44-ФЗ оперирует понятием “закупка”, определяя его как “действия, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд”.

Что же тогда такое “тендер”? Кембриджский словарь дает следующее определение термину tender: “предложение о поставке товаров/работ по заранее оговоренной цене”.

Современный экономический словарь описывает тендер, как конкурсную форму размещения заказа. Из этого можно сделать вывод, что тендерами можно считать только те закупки, которые проводятся в форме торгов – конкурсы и аукционы.

Тем не менее, в широком смысле этот термин используется для любых форм, в том числе неконкурентных.

Поэтому будем считать понятия “тендер” и “закупка” синонимами, обозначающими способ выбора поставщика для госзаказа в рамках контрактной системы. Теперь подробнее о формах проведения тендеров.

КАКИЕ БЫВАЮТ ВИДЫ ЗАКУПОК

1. КОНКУРЕНТНЫЕ – участников много, они соревнуются друг с другом за право подписать контракт с заказчиком.

1.1. С проведением торгов – участники могут торговаться: изучив условия, предложенные конкурентами, предложить еще более привлекательные.

1.1.1 Аукцион – проводится, когда заказчик точно знает, какой товар ему нужен, с какими конкретно характеристиками и в какие сроки. Их он указывает в тендерной документации, а участники указывают цену, за которую готовы этот товар поставить.

Выигрывает тот, кто предложил самую низкую. Если же во время торгов цену снизили до нуля (точнее меньше 0,5% от начальной), то далее идет аукцион на повышение.

То есть контракт подпишут с тем, кто предложил наибольшую цену, причем эти деньги не заказчик будет платить поставщику, а поставщик заказчику.

Примечание: для аукциона не важен ваш опыт, технологии или количество персонала – имеет значение только предложенная цена. Однако не стоит поддаваться соблазну новичка и стремиться победить любой ценой.

Важно заранее оценить экономически оправданный для вашей компании размер оплаты.

В аукционе на повышение есть смысл участвовать, если вы хотите получить имиджевый заказ для портфолио или, например, имеете уникальную технологию и уверены, что в случае победы следующие тендеры в линейке тоже достанутся вам, как единственному поставщику.

рис.1 Сроки электронного аукциона

1.1.2 Конкурс – проводится, когда заказчику важна не только цена, но и ряд других параметров товара (не менее двух).

Заказчик устанавливает критерии оценки этих параметров, закрепляя значимость каждого – количество баллов, которые за него присваиваются – и алгоритм их подсчета.

Победителем в конкурсе признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора: по цене, срокам и указанным параметрам.

Примечание: в конкурсе преимущество имеют компании с большим стажем работы, лучшей технической оснащенностью – за каждый подобный параметр (цена, квалификация персонала и т.д.) также выставляются баллы.

рис.2 Сроки открытого конкурса

1.2. Без торгов – в таких закупках участники только один раз предлагают свою цену контракта. Торговаться – то есть менять ее после ознакомления с предложениями конкурентов – нельзя.

По этой причине, а также из-за меньшего количества тендерной документации, запросы котировок и предложений проводятся гораздо быстрее аукционов и конкурсов. Заказчики отдают им предпочтение, если закупка стандартная, и провести ее надо быстро.

Часто такие способы выбирают, если был расторгнут контракт по аукциону или конкурсу, и нет времени на повторную процедуру с торгами.

1.2.1 Запрос котировок. Под словом “котировка” понимается “цена”. Эта форма закупок аналогична аукциону, но без торга.

Заказчик описывает в извещении, какой именно товар и на каких условиях он хочет приобрести, и запрашивает у участников цену, за которую они готовы такой товар поставить. Объявить свою котировку – ценовое предложение – участники могут только один раз.

После этого заказчик проверяет заявки на соответствие закону и условиям извещения и выбирает ту, в которой цена контракта минимальна. Если таких несколько, то побеждает участник, подавший заявку раньше.

Примечание: запрос котировок считается самым быстрым способом проведения закупок и одним из самых популярных среди заказчиков, так как сама процедура короче и нет необходимости прописывать критерии оценки заявок. Участвовать в нем тоже проще, так как документации меньше, а значит меньше шансов, что заявка будет отклонена из-за несоответствия.

рис.3 Сроки запроса котировок

1.2.2 Запрос предложений – аналог конкурса, проводимый без торгов. Заказчик сравнивает не только цену, как в случае запроса котировок, но и другие параметры, указанные им в извещении (качество, сроки и т.д.) – то есть в целом предложения поставщиков. Побеждает заявка с лучшими условиями.

рис.3 Сроки запроса предложений

2. НЕКОНКУРЕНТНЫЕ

Закупка у единственного поставщика – единственный неконкурентный вид тендеров. Заказчик приобретает товар у конкретного продавца – быстро и без характерных для госзакупок сложностей. Статья 93 Федерального закона 44-ФЗ содержит более сорока оснований для проведения закупки у единственного поставщика.

Самые популярные из них: заключение контрактов с естественными монополиями, малые закупки (до 100 000 рублей), а также случаи, когда закупка, проводившаяся по другому методу, признана несостоявшейся (то есть отклонены все заявки, кроме одной).

Если выбор единственного поставщика не столь очевиден, заказчику необходимо подробно обосновать, почему невозможно или нецелесообразно проводить конкурентный тендер.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЗАКУПКИ ПО 44-ФЗ И 223-ФЗ

Федеральный закон 44-ФЗ регулирует закупки государственных предприятий, организаций и структур федерального и муниципального уровней – всех, кто функционирует за счет бюджета.

Он подробно, в деталях описывает, как должны закупать товары, работы и услуги различные больницы, школы, городские и областные администрации. В законе четко прописаны процедуры, их сроки, документы для оформления, штрафы за нарушения.

Тендеры по 44-ФЗ можно найти на шести федеральных электронных площадках.

Федеральный закон 223-ФЗ контролирует закупки госкорпораций, естественных монополий и других “особых” заказчиков. Он очерчивает только основные принципы, оставляя значительную степень свободы.

Подробности процедур отражены не в законе, а в Положении о закупках, которое все заказчики разрабатывают самостоятельно и утверждают заново каждый год. Его можно найти в ЕИС и на сайте организации.

Одна и та же процедура у разных заказчиков и даже у одного и того же заказчика в разные годы может значительно отличаться, поэтому приходится каждый раз внимательно изучать Положение. Тендеры по 223-ФЗ ищут как на федеральных, так и на коммерческих торговых площадках.

Подробнее о различиях двух федеральных законов, регулирующих сферу госзакупок – в нашей статье.

КАК УЧАСТВОВАТЬ В ТЕНДЕРАХ: ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ НОВИЧКА

1. Оформление электронной подписи. Она необходима, чтобы вы могли заключать контракты в электронной форме. Разные ЭТП и формы закупок требуют разных видов цифровой подписи: простая, усиленная (квалифицированная и неквалифицированная). Какие документы нужны для оформления ЭЦП, где и как ее получить читайте в нашем блоге.

2. Аккредитация на электронных площадках. На электронных торговых площадках вы можете зарегистрироваться, как на обычном сайте – заполнить информацию о себе, создать личный кабинет.

Этого обычно достаточно, чтобы иметь возможность искать и просматривать тендеры. Однако для участия в них необходимо пройти процедуру аккредитации – получить подтверждение от администрации ЭТП.

На федеральных площадках это занимает не более 5 рабочих дней. На коммерческих сроки различаются.

Ищите в нашем блоге пошаговые инструкции по аккредитации на популярных ЭТП: РТС-тендер, Заказ РФ, Тендер ПРО и других.

3. Мониторинг. Чтобы понимать, как часто проводятся тендеры в вашей отрасли, что закупают, кто и по какой цене выигрывает, необходимо провести небольшой мониторинг:

  • Зайдите на zakupki.gov.ru –> “Осуществление закупок” –> “Все закупки”.
  • Выберите свой регион.
  • В поле фильтров поставьте галку на этапе “Закупка завершена”.
  • В поисковой строке введите ключевые слова вашей отрасли, например, “канцтовары”.

Сайт выдаст все закупки, которые могли бы быть вам интересны. Так как они уже завершены, можно посмотреть победителей и предложенную цену. Такая статистика поможет провести анализ и выстроить свою тендерную политику.

4. Планирование. Чтобы заранее представлять, когда и в каких торгах участвовать, а какие лучше пропустить, стоит составить себе примерное расписание. Для этого надо ознакомиться с двухлетним планом и годовым планом-графиком закупок интересующих вас заказчиков, которые они публикуют в ЕИС.

5. Поиск закупок. Ежедневно на электронных площадках размещают сотни тендеров. Их можно искать вручную. Например, в этой статье мы рассказываем, как искать закупки, размещенные на ЭТП РТС-тендер.

Можно использовать специальные сервисы-агрегаторы, например, Синапс.Про. Они значительно облегчают и ускоряют поиск подходящих закупок и предлагают удобную аналитику.

В Синапс.Про вы можете настроить поиск под свои нужды: по ключевым словам, словам-исключениям, региону, диапазону начальной максимальной цены, дате завершения, типу закупки.

Система просмотрит все размещенные тендеры на всех электронных площадках, отфильтрует по вашим параметрам и выдаст понятный список, сразу с карточками заказчиков. Ознакомьтесь с дополнительными возможностями Синапс.

Про и выходите на новый уровень бизнеса с нами!

Проверьте себя, ответив на вопросы:

1. Тендер это:

Конкурсная форма размещения заказа в рамках контрактной системы Российской Федерации

Обиходный термин, используемый в значении “государственная или коммерческая закупка”

Термин, обозначающий способ выбора поставщика для госзаказа в рамках контрактной системы Российской Федерации, содержание которого раскрывается в Федеральном Законе 44-ФЗ

2. Что происходит, когда начальная максимальная цена во время аукциона опускается до 0,5%?

Закупка объявляется несостоявшейся и проводится заново

Начинается аукцион на повышение

Контракт заключается с тем, кто первым предложил цену 0,5% от НМЦК

3. Федеральные Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ

Регулируют закупки разных заказчиков Дополняют друг друга, поэтому необходимо исполнять предписания обоих законов, участвуя в любом тендере

Не связаны друг с другом. Только 44-ФЗ контролирует госзакупки

Источник: https://synapsenet.ru/articles/details/136-osnovi-zakupok-bazovie-ponyatiya-kontraktnoj-sistemi

Что такое закупки малого объема по 44-ФЗ, и каковы ограничения на малый объем закупок?

Особенности проведения малых закупок

Закупки малого объема в рамках 44-ФЗ осуществляются в упрощенном порядке. Законодательство о контрактной системе позволяет заказчикам проводить закупки у единственного поставщика при цене контракта в пределах 100 тыс. р.

Понятие

Под малыми закупками, которые можно производить без трудоемких и сложных процедур, понимаются закупки в размере от 100 до 400 тыс. р. На такие закупки накладываются существенные ограничения по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Для некоторых категорий заказчиков установлены повышенные лимиты закупок малого объема. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, в число таких заказчиков входят:

  1. Государственные и муниципальные образовательные учреждения.
  2. Культурные учреждения, которые функционируют в целях использования и популяризации объектов культурного наследия.
  3. Планетарии.
  4. ПКиО.
  5. Зоопарки.
  6. Заповедники.
  7. Ботанические сады.
  8. Национальные и природные парки.
  9. Театры.
  10. Ландшафтные парки.
  11. Концертные учреждения.
  12. Цирки.
  13. Музеи.
  14. Библиотеки.
  15. Дома и дворцы культуры.
  16. Архивы.

Для указанных категорий заказчиков малыми закупками считаются закупки на сумму до 400 тыс. р.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.