Дробление закупок
Чем опасно дробление закупок для заказчика
Предумышленное дробление можно распознать по ряду признаков:
- Заключено несколько контрактов на поставку товара, схожего по своим характеристикам.
- Соглашения заключаются практически одновременно, зачастую даже в один день.
- Исполнителем по контрактам выступает одно лицо.
Если контролирующие органы обратят внимание на такую закупку, может последовать проверка.
https://www..com/watch?v=ytdevru
По каким признакам ФАС может определить искусственное разделение закупки:
- контракты заключены в один день или в течение непродолжительного промежутка времени;
- работы выполняются на одном объекте;
- поставляется один и тот же товар;
- все контракты заключены с одним поставщиком;
- суммарная стоимость контрактов превышает установленные лимиты для закупки у едпоставщика;
- одни и те же объемы закупаемых товаров (работ, услуг);
- одна и та же периодичность;
- одинаковые условия контрактов и спецификации;
- явная несоразмерность объема поставляемых ТРУ в рамках одного контракта существующей потребности заказчика.
Контролеры и суды по-разному смотрят на дробление закупок. Статья поможет разобраться в позициях ведомств, антимонопольной службы и судов, а также оспорить или снизить штраф. Смотрите, по каким признакам контролеры и суды распознают дробление закупки.
Смотреть статью
Что говорит закон
Сразу отметим, что термина «дробление закупок» нет ни в законе 44-ФЗ, ни в законе 223-ФЗ. Из этого формально следует, что законодательство о закупках прямо такого явления не запрещает.
Вместе с тем тендерная система базируется на определенных принципах. В частности, закупки должны быть эффективными и экономными. Однако если не проводится конкурентная процедура определения поставщика, то заказчик не получает лучшей цены. А значит, упомянутые выше принципы могут быть нарушены.
Ответственность за искусственное дробление закупок по 44-ФЗ
Можно получить штраф ст. 7.29 КоАП РФ. Эта статья устанавливает наказание за неверный выбор способа закупки. Должностное лицо могут оштрафовать на 30 тыс. руб. Отдельно говорится о неверном выборе закупки, тогда как по закону должен был быть проведен конкурс или аукцион. За это грозит штраф в 50 тыс. руб.
Кроме того, возможная ответственность по ст. 14.32 КоАП РФ за заключение антиконкурентного соглашения. Должностное лицо ждет штраф до 50 тыс. руб. или дисквалификация до 3 лет. Для юридических лиц штраф составляет до 0,15% суммы выручки.
Дробление закупки по 223-ФЗ также считается нарушением. Правда, в тексте закона этого термина нет, но от ответственности это не избавляет.
Закон 223-ФЗ позволяет заказчикам устанавливать в своих положениях любые условия применения тех или иных способов закупки. В том числе это относится к неконкурентным процедурам.
Если возможность применения закупки у единственного контрагента ограничена ценой договора, заключение нескольких одинаковых договоров в пределах этой цены в течение короткого периода времени могут признать ограничением конкуренции.Однако окончательный вывод о том, имеет ли место искусственное дробление сделки, может сделать только суд.
Выгода для заказчик
В общем случае заказчики обязаны определять исполнителей контрактов в конкурентной борьбе. Однако эта процедура довольно сложная: нужно заранее включить закупку в план, разместить информацию в ЕИС, подготовить документацию и так далее. К тому же все это и еще не гарантирует, что процедура состоит, и заказчик получит хорошую цену.
Вместе с тем законодательство дает возможность закупаться у поставщика напрямую на небольшие суммы. Так, закон 44-ФЗ позволяют заключать контракты с единственным поставщиком стоимостью не более 100 000 рублей.
Неудивительно, что порой закачку гораздо проще разделить весь объем закупки на части и заключить несколько прямых контрактов. Это позволяет ему добиться следующих преимуществ:
- Быстро закупить товары и услуги, необходимость в которых возникла внезапно.
- Сэкономить время и силы на подготовку процедур по заранее запланированным закупкам.
- Преследовать личный интерес. Не секрет, что в госзакупках зачастую применяются коррупционные схемы, основанные на сговоре между представителем заказчика и поставщиком.
Например, за определенное вознаграждение контрактный управляющий может вместо проведения конкурентной процедуры на полмиллиона рублей заключить с единственным поставщиком 5 контрактов по 100 000 рублей.
Судебная практика
К слову, дробление закупки суды не всегда признают нарушением. В следующем примере из практики суд посчитал, что у заказчика не оставалось другого выхода.
Заказчик и поставщик заключили 21 договор на поставку товара – 1265 пар полуботинок общей стоимостью 2 024 000 руб. Товар поставили в срок, однако заказчик не принял его из-за несоответствия требованиям.
Поставщик вывез партию, но заменять продукцию отказался.
https://www..com/watch?v=ytcreatorsru
По условиям контрактов, за нарушение ему грозил штраф в размере 10% стоимости каждого контракта. Заказчик обратился в суд, чтобы взыскать эти деньги. Поставщик подал встречный иск и потребовал признать контракты недействительными из-за нарушения процедуры закупки. По его мнению, заказчик должен был провести конкурентную процедуру, а вместо этого раздробил закупку.
Дробные закупки по Закону № 223-ФЗ: в чем подвох и за что накажут заказчика
Неверно полагать, что закупки по 223-ФЗ контролируют вполовину меньше, чем госзаказ. Возьмем пример дробления закупок. По контрактной системе это запрещено, а закон 223-ФЗ этого не запрещает.
Но и заказчику по Закону № 223-ФЗ опасно заключать договоры с одним и тем же единственным поставщиком, делать это регулярно или одномоментно. Убедитесь в этом сами, посмотрите на 7 примеров из практики.
Ведь только в одном из них заказчику удалось отменить штраф от контролеров.
Смотреть примеры
Источник: https://vidniybereg.ru/nekonkurentnyy-sposob-rezultate-drobleniya-summ-narushenie/
Искусственное дробление закупок
Заказчики дробят закупки, потому что у единственного поставщика быстрее и удобнее покупать. Для конкурентной процедуры нужно готовить документы и считать сроки, чтобы сделать все вовремя. В ходе конкурентной процедуры кто-то из участников может пожаловаться.
Даже если жалоба формальная, просто чтобы потянуть время, контролер рассмотрит ее. Это может затянуть сроки процедуры. Если победитель окажется уклонистом – снова затягивание времени. Например, бумага для принтера входит в перечень распоряжения Правительства от 31.03.
2016 № 471-р, значит закупать надо аукционом.
↻ Вернуться к началу
Зачем дробят закупки
Для аукциона нужно готовить документацию, обоснование НМЦК, проводить исследование рынка, запрашивать коммерческие предложения, рассчитывать сроки проведения, отчитываться об исполнении контракта.
Для приобретения этой же бумаги у единственного поставщика не нужно даже обосновывать НМЦК. Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчика обосновывать НМЦК в закупках у едпоставщика.
Оно будет нужно только чтобы доказать аудитору, что заказчик соблюдает принцип эффективного расходования бюджетных средств.
Формально Закон № 44-ФЗ не запрещает заключать два и более контрактов, с одним и тем же поставщиком на один и тот же объект.
Но если заказчик злоупотребляет этим правом, наказание может быть очень серьезным и не только в рамках административной ответственности.
Контрактная система разрешает проводить процедуры у едпоставщика только в исключительных случаях, а не каждый раз, чтобы сэкономить время.
Джамал Рабаданов,
редактор-эксперт
Есть ли запрет дробить закупкуПрежние правила госзаказа запрещали заказчику уходить от конкурентных процедур.
Закупать у единственного поставщика одноименные товары, работы или услуги в течение квартала можно было только в установленном размере.Одноименными считали предметы закупки, которые относились к одной номенклатурной группе. Нельзя было дробить заказ с одноименными товарами, чтобы уйти от конкурентной процедуры.
Сейчас такого правила нет.
Признаки дробления закупки
Основных признаков, по которым контролер выявит дробление, три.Первый признак – одинаковый объект закупки в нескольких малых контрактах.Второй признак – небольшой промежуток времени между заключением этих контрактов и срок их действия.Третий, косвенный признак – один и тот же поставщик фигурирует по всех контрактах.
Сочетание всех трех признаков позволит контролеру сделать вывод о том, что вы дробите закупку вместо того, чтобы купить конкурсом или аукционом. Но если у вас были другие намерения и вам действительно было необходимо проводить именно малые контракты – попытайтесь доказать это контролеру, обоснуйте свою необходимость.
Какая ответственность предусмотрена за дробление закупок по 44-ФЗ
Раньше за дробление закупок могли наказать штрафом. Контролер, который выявил дробление, штрафовал за неправильный выбор способа процедуры.
Как штрафуют за дробление по КоАП
Оснований для штрафа в КоАП было два. Штраф 30 тысяч рублей назначали, если квалифицировали нарушение по ч.1 ст.7.29 за покупку с нарушениями Закона № 44-ФЗ. Второй вариант – штраф 50 тысяч рублей, если, по мнению контролера, закупали у едпоставщика, а должны были конкурсом или аукционом по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.
Основная опасность была в том, что штраф могли назначить за каждый раздробленный контракт, а не сам факт нарушения. Но ситуация поменялась – теперь в дроблении закупок могут усмотреть нарушение, за которое предусмотрено уголовное наказание, а не административное.
Как наказывают за дробление по УК
В дроблении могут усмотреть преступления – превышение должностных полномочий по ст.286 УК РФ, прецеденты уже есть. Как связано дробление и превышение полномочий? Когда сотрудник заказчика – контрактный управляющий, принимал решение о покупке у одного и того же едпоставщика, он мог иметь личную заинтересованность. И именно из-за нее поспособствовал выбору едпоставщика.
Следственный комитет, который занимается уголовными делами по нарушениям в госзакупках, посмотрит на ситуацию именно так: управляющий влиял на выбор поставщика в личных интересах. Наказание за такое преступление предусмотрено трех видов: штраф, принудительные работы и лишение свободы. Дополнительно могут лишить права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности.
Вид наказания будет зависеть от суммы ущерба, который нанес сотрудник своими действиями. Ущерб разделен на два вида – крупный и особо крупный. Крупный – от 2млн 250 тыс рублей до 9 млн. руб. Особо крупный – выше 9 млн.руб.
Чем дробление закупки опасно для поставщика
Дробление закупки опасно не только для заказчика, потому что его оштрафуют, но и для поставщика, потому что ему могут вообще не заплатить. Так может произойти, если раздробленные контракты признают ничтожными. Представьте, поставщик привез товар по нескольким контрактам и ждет оплаты, а к заказчику приходит проверка.
Проверка выясняет, что товар, который привез поставщик по нескольким контрактам – одинаковый. Да, его закупили небольшими партиями с малым промежутком времени, но если сложить три контракта – сумма получается большая.
Что мешало заказчику провести конкурентную процедуру, если он знал, что все равно будет закупать несколько партий и одним контрактом не обойдется? Только желание купить проще, быстрее, и у «своих». Контролер выдает предписание и штрафует заказчика.
Заказчик идет в суд оспаривать штраф, суд признает закупки дроблением и выносит решение о ничтожности сделок, поскольку их заключили с нарушением законодательства. Поставщик поставил товар, за который никто не заплатит.
↻ Вернуться к началу
Дробление закупки: судебная практика
Иногда дробление закупки играет на руку заказчику. Ведь признавшись в одной ошибке, он может избежать расчета за другую. Так произошло с одним заказчиком – муниципалитетом. Муниципалитет заключил 20 контрактов с едпоставщиком на проектные работы. Заказчик не рассчитался в срок, и подрядчик пошел судиться.
Суд первой инстанции признал за заказчиком обязательство уплаты по всем контрактам. Но заказчик не хотел платить и доказал, что контракты ничтожны.
Как он это сделал? Он признал, что раздробил контракт и вместо того чтобы закупить проектные работы конкурентной процедурой, приобрел все у едпоставщика. Контракты заключены с нарушениями закона о контрактной системе, значит, они ничтожны.
Обязательства по оплате нет, с подрядчиком никто не рассчитается. Нет контракта – нет оплаты.К такому выводу пришел Верховный суд в определении от 07.11.2017 № 308-ЭС17-15799 по делу № А32-34583/2016.
Шесть историй, когда малые закупки назвали раздробленными
Многие бюджетные учреждения ошибочно полагают, что если они закупают за счет собственных доходов, то Закон № 223-ФЗ дает им свободу.
УФАС пресекает такие действия и мотивирует решение: предмет закупки идентичный, а цель — одна. Удовлетворять свои потребности надо, развивая конкуренцию, а не ограничивая ее.
Преимуществ какому-либо участнику создавать нельзя.
↻ Вернуться к началу
Источник: https://tforeanda.ru/iskusstvennoe-droblenie-zakupok/
Дробление закупки по 44-ФЗ: понятие, признаки, меры ответственности, судебная практика
Заказчики нередко прибегают к дроблению закупки в целях экономии денег, затрачиваемых на организацию торгов. Само по себе дробление закупки не является правонарушением, но если ФАС обнаружит искусственное разделение крупного заказа на части в целях ухода от конкурентной закупки, то заказчику грозит ответственность.
Понятие дробления закупки
В рамках законодательства о контрактной системе не упоминается понятие дробления закупки и ответственность за нее.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
В рамках 44-ФЗ все закупки должны происходить на конкурентной основе. В законодательстве прописана одна неконкурентная процедура: закупка необходимых товаров, работ и услуг у единственного поставщика (такая закупка проводится в рамках ст. 93 44-ФЗ).
Закупка у единственного поставщика возможна в исключительных случаях: в ст. 93 44-ФЗ прописан полный перечень обстоятельств, когда заказчик вправе прибегнуть к ней. Одним из таких обстоятельств в рамках контрактной системы является закупка малого объема на сумму, не превышающую 300 тыс. р.
(с июля 2019 года), или 600 тыс. р. для отдельных заказчиков (в основном – учреждений культуры).
Именно для того, чтобы уложиться в указанные лимиты и не проводить конкурентные закупки в форме аукциона, конкурса, запроса предложений и котировок, заказчик и дробит одну процедуру на несколько. Например, заказчик подписал вместо одного контракта на 900 тыс. р. три контракта по 100 тыс. р. каждый.
Заказчики могут дробить закупки и по другим причинам: чтобы ускорить закупку товаров, работ и услуг (если они нужны срочно), упростить закупочную процедуру, закупить товары, работы и услуги у конкретного поставщика (иногда за этим кроется стремление поставщика получить материальную выгоду).
При закупке у единственного поставщика процесс закупки упрощается: не нужно выдерживать минимальные сроки для подписания контракта, не нужно готовить закупочные документы и пр.
Ограничивается ли дробление закупок законодательством
В рамках контрактной системы не допускается преднамеренное дробление закупки. Это случаи, когда заказчик знает о своих потребностях в товарах, работах и услугах заранее и не имеет препятствий для проведения закупки конкурентным способом.
Умышленное дробление закупки считается злоупотреблением со стороны заказчика, ведь принцип свободной конкуренции является одним из базовых по 44-ФЗ. Благодаря проведению конкурса или аукциона вместо закупки у единственного поставщика, заказчик мог бы сэкономить бюджетные средства. Именно поэтому выявлению факта дробления закупки ФАС уделяет важное внимание.
Но даже если закупка содержала признаки дробления, то это не означает, что заказчика привлекут к ответственности.
Для ухода от наказания заказчику следует пояснить контролирующим инстанциям целесообразность подписания нескольких контрактов вместо одного.
В качестве обоснования могут выступать отсутствие подходящих складских помещений для хранения крупной партии либо отсутствие нужных технических условий для хранения (например, температурного режима), позднее доведение лимитов, невозможность спланировать закупку заранее.Поставщик, который уличил заказчика в факте искусственного дробления закупки по 44-ФЗ, может пожаловаться на него в ФАС или в суд. При наличии признаков в действиях заказчика противоправного и необоснованного дробления заказчик будет привлечен к ответственности.
Какую закупку можно считать раздробленной
Закупка считается раздробленной искусственным образом по следующим признакам:
- Государственные контракты были подписаны в один день или в течение непродолжительного промежутка времени (недели, месяца).
- Госконтракты подписаны с одним и тем же поставщиком.
- Работы были выполнены на одном объекте.
- Заказчик приобретал один и тот же товар в рамках закупок малого объема.
- Суммарная стоимость работ или поставленных товаров превысила лимиты для заказчика по годовому объему закупок у единственного поставщика.
- Товары, работы и услуги приобретались с одинаковой периодичностью.
- Техническое задание и спецификации по контрактам были схожими.
- Объем поставки явно не соответствует потребностям данного заказчика.
Какая ответственность предусмотрена
Обвинения со стороны ФАС заказчика в дроблении закупки грозят ему штрафными санкциями. За искусственное дробление закупки по 44-ФЗ накладываются штрафы по ст. 7.29 КоАП.
Данная статья устанавливает наказание за некорректный выбор способа закупки. В этом случае должностное лицо оштрафуют на 30 тыс. р.
Если вместо закупки у единственного поставщика заказчик должен был проводить конкурс или аукцион, то ему грозит штраф в 50 тыс. р.
Ответственность наступает и по ст. 14.32 КоАП за заключение антиконкурентного соглашения. Должностное лицо в данном случае может быть приговорено к штрафным санкциям или к дисквалификации на срок до 3 лет. Юридическим лицам (другой стороне контракта) грозят штрафы в размере до 0,15% от величины выручки.
В случае причинения заказчиком крупного ущерба государству из-за дробления закупки должностное лицо может быть привлечено и к уголовной ответственности за злоупотребление полномочиями.
Для этого должны быть доказаны факты умышленности деяния и наличия личной заинтересованности заказчика (например, корыстного мотива).
Для поставщика участие в раздробленных закупках также несет повышенные риски.
Контракты могут признать недействительными, и тогда выплаты по ним производиться не будут.
Ответственность за дробление закупок по 44-ФЗ
Дробление закупок заказчиком происходит когда не выгодно проводить торговые процедуры. В первую очередь это касается сроков проведения закупок. Например, не успел вовремя заказчик спланировать закупку и подготовить документацию или лимиты денежных средств были поздно доведены. А поставка товара или оказание услуги требуется, как правило, ещё вчера.
Вот и приходится разбивать одну большую потребность на много маленьких. Чаще всего дробление встречается в закупках продовольствия, медикаментов, строительстве.
Зачем дробить закупки
Закупки торговыми способами отнимают много сил и времени у заказчиков. Это ж заранее всё просчитать надо, внести в плановые документы, выждать десять календарных дней, разработать документацию… Оооххх…
И это далеко не вся работа. Куда проще заключить напрямую несколько договоров и ждать поставку необходимых товаров или оказание нужных услуг.
Что же такого привлекательного в этом мистическом дроблении, что заказчики к нему прибегают раз от раза?
Во-первых, заключение договоров без проведения конкурсных процедур помогает сократить время поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ.
Особенно актуальна эта причина при завершении финансового года. И тут не всегда вина заказчика.Бывает же, что вышестоящая организация доводит денежные средства тогда, когда уже нельзя успеть провести аукцион или запрос котировок.
Во-вторых, при заключении прямого контракта заказчик без лишних проблем выбирает того поставщика с кем ХОЧЕТ работать. Не редки при этом случаи благодарности от поставщиков. Что влечёт за собой нарушение норм Уголовного кодекса РФ, но сегодня мы не об этом.
В-третьих, разработка документации о торговой закупке бывает настолько технически сложной и трудоёмкой, что знаний и навыков у сотрудников заказчика не хватает. Часто такое дробление встречается в сфере строительства, привлечь грамотных специалистов нет денежных средств и заказчик вынужден идти на нарушение.
Этот список можно было бы и продолжить, но для общего понятия зачем нужно дробление закупок — достаточно.
ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…
Как определить дробление это или нет?
Не всегда при дроблении закупок вина лежит на заказчике. Есть в государственном заказе много сопровождающих факторов, которые вынуждают идти на нарушения.
Но каждый контрактный управляющий должен, в первую очередь, думать о соблюдении норм законодательства о закупках. Соответственно и о том, как не попасть на штраф при ближайшей проверке.
Для этого важно понимать каким образом контролирующие органы вычисляют дробление закупок.
Особое внимание в таких проверках уделяется закупкам малого объёма в соответствии с пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ. Далее проверяющие смотрят на объект закупок и сроки заключения договоров. Если за короткий промежуток времени было заключено несколько договоров в отношении однородного или идентичного объекта закупки, то считайте, что вас поймали на дроблении.
Например, дроблением будет признано заключение в течении двух недель договоров на оказание услуг по уборке помещений сроком на три месяца вместо проведения закупки путём аукциона в электронной форме.
Если же избежать заключения таких договоров не получается, то заказчик должен заранее обосновать (хотя бы для себя) необходимость этих действий. Дальнейшее развитие событий уже пойдёт на усмотрение конкретного проверяющего.
Ответственность за дробление закупок
Как такового, понятия «дробления» в Законе о контрактной системе нет. Но штраф за такие действия есть. Анализ существующей практики показывает следующее:
Судебные и контролирующие органы в своих решениях пишут, что при дроблении закупок заказчики нарушают принцип эффективности и использования бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса РФ), а также не верный выбор способа определения поставщика (статья 24 Закона о контрактной системе). Далее уже в каждом решении добавляются ссылки на разные статьи Гражданского кодекса и Закона о защите конкуренции.
Если руководствоваться этой логикой контролёров, то несложно посчитать, что штраф за неверный способ определения поставщика согласно КоАП составляет от двадцати до пятидесяти тысяч рублей. Нормальный такой удар для семейного бюджета.
11.04.2019
Мария Петухова
Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/770-otvetstvennost-za-droblenie-zakupok-po-44-fz
Дробление закупок по 223 фз ответственность. Дробление закупок
Искусственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ — это преднамеренная и умышленная разбивка стоимости отдельного заказа на несколько договоров при условии, что заказчику заранее известна потребность в такой продукции или работах на плановый период, и не существует препятствий технологического или экономического характера, не позволяющих провести одну процедуру для приобретения всего объема требуемых товаров, работ, услуг. Разберем процедуру дробления закупок по 44-ФЗ, ответственность за нарушения при выборе процедуры.
Какой способ определения поставщика выбрать
Важно понимать, что ни Закон 44, ни 223 не содержат понятия «дробление закупки». Заказчик может на свое усмотрение выбирать способ определения победителя: как конкурентный (аукционы, конкурсы, запросы котировок в электронной форме и т. д.), так и неконкурентный (договор с единственным поставщиком — ЕП).
Проведение торгов не всегда является более эффективным и результативным способом заказа, по сравнению с ЕП.
Налицо сокращение временных издержек (для электронного конкурса, аукциона публикация извещения 7-20 дней, мораторий на срок заключения контракта, к примеру, не раньше 10 дней от даты определения победителя), уверенность в наличии претендента (при проведении торгов может быть не подано ни одной заявки) и др.
Напомним, что случаи ЕП отражены в ст. 93 Закона о контрактной системе, и наиболее часто используемый способ — заключение контракта на сумму, не превышающую 100 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93, для отдельных видов образовательных, культурных организаций по п. 5 ч. 1 ст. 93 — до 400 000 рублей). Согласно 223-ФЗ, случаи ЕП жестко не регламентированы и указываются в положении о закупке.
Таким образом, заказчик зачастую приходит к выводу о целесообразности разбить крупную закупку на мелкие и заключить отдельные договоры с поставщиком по одному объекту, что и означает под собой дробление.
Примеры
Причинами разукрупнения могут являться следующие факторы:
- Необходимость ускоренной поставки товара, выполнения работ. Как это нередко бывает, просто «горят сроки» и к определенной дате требуется конкретный результат. К примеру, поставка новогодних подарков для нужд образовательной организации на сумму 500 000 руб. Никак не позднее 31.12 ученики должны получить свой подарок, и заказчик, не организовавший заранее процедуру аукциона, может принять решение заключить два договора на сумму не более 400 000 руб. каждый в целях успешного проведения новогоднего праздника.
- Нежелание составлять полный пакет документов по конкурентной процедуре, ведь ЕП не требует публикации извещения и документации. К примеру, проведение ремонтных работ в медицинской организации на сумму 200 000 руб. Проще заключить два контракта на сумму не более 100 000 рублей, чем составлять и публиковать в Единой информационной системе документацию, содержащую проектно-сметные материалы.
- Наличие выгоды так называемых «откатов» за предоставление государственного или муниципального заказа конкретному претенденту. К примеру, поставка медицинской техники на сумму 500 000 руб. Заказчик не проводит аукцион, а отдает реализацию данного государственного контракта конкретному лицу путем заключения пяти договоров на сумму не более 100 000 рублей, при этом получая определенное вознаграждение от лица исполнителя.
Ответственность
Не стоит думать, что дробление единой закупки на группу однородных, сумма по каждой из которых не превышает предельного значения, установленного отдельными нормами закона, не влечет за собой привлечение к ответственности.
Необходимо учитывать следующие нормы:
- Бюджетное законодательство, ст. 34 Бюджетного кодекса. Дробление может быть признано контролирующими органами как нарушение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств.
- Гражданское законодательство, ст. 170 Гражданского кодекса. Дробление может подразумевать создание притворных сделок, которые совершаются с целью прикрытия единого крупного заказа. Согласно ч. 2 ст. 170 ГК, притворные сделки являются ничтожными (недействительными).
- Закон о защите конкуренции, ст. 15 Закона № 135 от 26.07.2006. Необходимо соблюдать принцип обеспечения конкуренции, не допускается необоснованное сокращение числа участников.
Ответственность за нарушение при выборе способа определения поставщика, согласно ч. 2 ст. 7.29 КоАП, влечет наложение административного штрафа в размере 50 000 рублей, недопущение конкуренции, согласно 14.32 КоАП, — аналогичный размер штрафа или дисквалификацию.
Дробление закупок по 223-ФЗ ФАС аналогично рассматривает как действия, ограничивающие конкуренцию. Ч. 1 ст.
3 223-ФЗ указывает, что необходимо руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.
Дата: 16.05.2018
Практика закупки одних и тех же ТРУ не целиком через заключение одного договора, а через заключение нескольких договоров с одним поставщиком не так уже редка. Как правило, она имеет место в ситуации, когда заказчик ограничен стоимостным порогом однократной закупки у единственного поставщика, установленным в его положении о закупке.Например, в положении о закупке такого известного заказчика как Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова закупка у единственного поставщика любых ТРУ может быть осуществлена, если стоимость ТРУ по одному договору не превышает 500 тыс. руб. — в случае, когда выручка университета за предыдущий финансовый год составила более 5 млрд. руб., или 100 тыс. руб.
— в случае размер аналогичной выручки не превысил 5 млрд. руб.) 1 . Отметим, что чаще всего такие пороги в отношении любых ТРУ, которые можно купить у единственного поставщика, устанавливаются в положениях о закупке государственных и муниципальных автономных и бюджетных учреждений (нередко по аналогии с соответствующими нормами 44-ФЗ) 2 и крупных коммерческих организаций.
В таких случаях заказчик, собираясь закупить ТРУ, стоимость которых превышает установленный порог, может столкнуться со следующим выбором — либо проводить конкурентную закупку, неся при этом все неизбежные издержки (осуществление сложных закупочных процедур и т.д.), либо «разбить» («раздробить») ее на несколько закупок, каждая из которых не будет превышать установленный порог, и осуществить их у одного поставщика, заключив с ним несколько договоров.
Следует помнить, что в самом 223-ФЗ не содержится никаких норм, которые бы запрещали такое «дробление», однако, одним из принципов закупок является отсутствие необоснованного ограничения конкуренции 3 , а при рассматриваемом дроблении конкуренция однозначно отсутствует — заключая несколько «мелких» договоров с одним поставщиком заказчик лишает возможности других поставщиков принять участие в «крупной» конкурентной закупке.
Поэтому ключевое значение здесь имеет вопрос, обоснованно она все-таки отсутствует или нет.
Например, если заказчик вместо одной конкурентной закупки монолитных работ для строительства здания в течение 3 месяцев заключает 7 договоров на эти работы с одним и тем же поставщиком (договоры не превышают установленного в положении о закупке порога для закупок у единственного поставщика) и при не может обосновать необходимость оперативного и срочного удовлетворения своих нужд в этих работах, то его действия могут быть признаны нарушающими вышеуказанный принцип закупок по 223-ФЗ 4 . «Косо» смотрят на дробление закупок и регулирующие органы — так, например, Минэкономразвития считает, что, хотя заказчики по 223-ФЗ в случае необходимости вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей, более 1 раза в течение месяца, квартала, года, но торги, тем не менее, являются приоритетными способами закупки, а злоупотребление заказчиком правом осуществления закупки у единственного поставщика может привести к недобросовестной конкуренции 5 .
Однако следует отметить, что явной и обширной негативной практики ФАС и судов по этому поводу нет — они в большинстве случаев все-таки не считают дробление закупок нарушением 223-ФЗ.
Так, например, суд не усмотрел нарушения 223-ФЗ в случае, когда заказчик заключил несколько договоров подряда на устройство поручней для инвалидов по зрению отдельно в отношении каждого этажа здания, при этом в решении суда было указано, что установка поручней на каждом этаже здания может осуществляться как одновременно, так и с перерывом во времени, технологических препятствий для установки поручней на одном из этажей без их установки на другом этаже нет, разделение работ по этажам не является нарушением закона 6 .
Другой пример — суд счел незаконным решение ФАС о нарушении заказчиком 223-ФЗ в виде искусственного дробления закупки на два договора на проведение работ по оценке технического состояния аттракционов, поскольку ФАС в рамках административного дела не привела правовых норм, указывающих на невозможность заключения заказчиком 2 договоров с одним поставщиком, и не доказан факт искусственного дробления договоров 7 . Но здесь, конечно, стоит учитывать, что случаи дробления закупки у единственного поставщика реже попадают в поле зрения контрольных органов, поскольку здесь меньше вероятности подачи жалобы со стороны недовольных поставщиков, чем при конкурентной закупке.
Вместе с тем, во избежание рисков получения заказчиками претензий от контрольных органов им рекомендуется следующее:
1) Осуществлять дробление закупки при условии того, что заказчик в случае необходимости может предоставить объяснения обоснованности таких закупок, то есть указать объективную причину, по которой было невозможно или нецелесообразно провести одну конкурентную закупку — например, обосновать срочную необходимость в закупаемых ТРУ, которая не позволила использовать конкурентные способы закупки, требующие для своей реализации больше времени. Отметим, что в негативном смысле дробление закупки — это преднамеренная и умышленная разбивка стоимости отдельной закупки на несколько договоров при условии, что заказчику заранее известна потребность в ТРУ на плановый период, и не существует препятствий технологического или экономического характера, не позволяющих провести одну процедуру для приобретения всего объема ТРУ.2) По возможности не заключать договоры одномоментно (например, в один день).
3) По возможности не закупать через разные договоры одноименные ТРУ. Например, если планируется приобретение у одного поставщика нескольких компьютеров и программного обеспечения для них, то лучше через один договор закупить компьютеры, а через другой — программное обеспечение.
4) Если в положении о закупке заказчика по аналогии с нормами 44-ФЗ 2 установлена максимальная доля «мелких» закупок у единственного поставщика от общего годового объема закупок, то это может стать лишним аргументом в споре в пользу права заказчика дробить закупку.
Здесь имеет значение следующая позиция ФАС — за исключением требования о соблюдении максимальной доли «стотысячных» закупок у единственного поставщика в общем годовом объеме закупок в 44-ФЗ не содержится никаких иных ограничений на осуществление «стотысячных» закупок у единственного поставщика, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг 8 .
Поэтому данная позиция ФАС может быть транслирована и на ситуацию с 223-ФЗ при условии, что в положении о закупке также установлена аналогичная доля. Отметим, что практика установления таких «потолков» есть — например, в положении упомянутого выше Московского государственного университета им. М.В.
Ломоносова установлено, что заказчик вправе осуществить «мелкие» закупки у единственного поставщика в пределах суммы, не превышающей 50 % суммы от общего годового объема закупок 1 .
В заключение отметим, что бывают ситуации, когда сам заказчик в своем положении о закупке устанавливает запрет на дробление закупки.
Так, например, в положении о закупке Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» указано, что при формировании годовой программы закупок должно исключаться дробление закупок с целью снижения плановой стоимости закупки и/или НМЦ для получения возможности не учитывать предусмотренные разграничения полномочий в структуре заказчика; ограничения по выбору способов и форм закупок; правила принятия решений, определяемых на основании НМЦД по каждому из лотов каждой отдельной закупки 1 .
А в положении о закупке МУП «Водоканал» (г.
Подольск) имеется целая статья «Запрет на дробление закупок», в которой устанавливается, что под дроблением закупок понимается умышленное уменьшение объема отдельной закупки, НМЦД при условии, что заказчику потребность в такой продукции на плановый период заранее известна и не существует препятствий технологического или экономического характера, не позволяющих провести одну процедуру для закупки всего объема требуемых ТРУ; и что запрещается дробить объем закупок на части с целью снижения НМЦД для получения возможности осуществления закупок путем запроса предложений, запроса котировок, у единственного поставщика, применения каких-либо процедур закупки с установленными ценовыми порогами 1 .Как мы видим, здесь дробление закупок рассматривается как не только как способ применять закупку у единственного поставщика, но и как способ использовать более простые конкурентные способы закупки.
2 См. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Источник: https://samptrade.ru/kadry/droblenie-zakupok-po-223-fz-otvetstvennost-droblenie-zakupok-kak-shtrafuyut/
Что такое дробление закупки по 44-ФЗ, и ограничивается ли дробление закупки законодательством?
Формально дробление закупок не запрещено нормами 44-ФЗ. Но если в ходе проверки антимонопольные инстанции придут к выводу, что заказчик дробит закупки умышленно, чтобы избежать конкурентных закупок, то ему грозит ответственность.
Понятие
44-ФЗ и другие нормативно-правовые акты не содержат официального определения понятия «дробление закупки».
Но на практике под ним понимается ситуация, когда вместо того, чтобы провести конкурентную закупочную процедуру, заказчик делит крупную закупку на несколько небольших, чтобы у него появилась возможность закупить товары и услуги неконкурентным способом через подписание контракта с единственным поставщиком.
Дробление может быть признано намеренным, если заказчику заранее была известна полная потребность в данных товарно-материальных ценностях, и у него отсутствовали препятствия для их закупки одной партией в рамках одного крупного контракта.
Обычно речь идет о дроблении крупной закупки на несколько закупок в пределах 100 тыс. р. Например, у заказчика есть постоянная потребность в канцтоварах.
Вместо того чтобы закупить их одной крупной партией конкурентным способом, он регулярно закупает партию канцтоваров на сумму до 100 тыс. р. у одной компании. Мотивы таких действий заказчика понятны.
Неконкурентная закупка позволяет ему сэкономить немало времени:
- Ему не нужно проводить рыночные исследования.
- Запрашивать цены поставщиков.
- Обосновывать НМЦК.
- Готовить закупочную документацию.
- Отчитываться о результатах исполнения контракта.
- Нет рисков, что процедура затянется на время рассмотрения жалоб в ФАС.
Но в таких закупках контролирующие инстанции наверняка обнаружат признаки дробления и тогда заказчику не избежать ответственности, которая не ограничивается только административной. Ведь в рамках законодательства о контрактной системе поставщик может пользоваться своим правом на проведение неконкурентной закупки в исключительных случаях.
Признаки дробления закупки по 44-ФЗ
Контролирующие инстанции выявляют дробление закупок при их соответствии таким признакам, как:
- Наличие одинакового объекта госконтракта в нескольких небольших договорах.
- Небольшой промежуток времени между этими контрактами. В частности, если несколько госконтрактов подписываются в один день или в течение месяца.
- Один и тот же поставщик фигурировал в нескольких контрактах.
Сочетание нескольких указанных признаков указывает на то, что заказчик намеренно уходит от закупки через аукцион или конкурс. Но если заказчик сможет доказать, что он уходит от крупных закупок по объективным обстоятельствам, то он сможет избежать ответственности.
Например, если у заказчика отсутствуют складские помещения для хранения крупной партии товара, или проведение закупки конкурентным способом серьезно бы увеличило затраты заказчика на ее организацию и увеличило расходы бюджета.