Расширение полномочий контрактной службы для организации внутреннего контроля
Положение о контрактной службе 44 фз. Типовое положение (регламент) контрактной службы
Структуру контрактной службы определяет рамочное (типовое) положение, но каждый заказчик ее устанавливает самостоятельно. Разберем, какие функции возложить на контрактную службу и как назначить полномочия для контрактного управляющего.
Структура контрактной службы
Как совершенно новая система государственных закупок, контрактная система вменила заказчикам новую обязанность по созданию контрактной службы или назначению контрактного управляющего.
В случае если совокупный годовой объем закупок заказчика не превышает 100 млн руб., то заказчик самостоятельно принимает решения о способе реализации данной обязанности. То есть назначение контрактного управляющего — это право, а не обязанность.
Серьезная проблема любого заказчика — организация внутреннего контроля закупочной деятельности. А он просто необходим, чтобы упредить случайные или намеренные нарушения при закупках, которые потом могут обнаружить внешние контролеры. Какие правовые механизмы есть для этого? Автор считает, самый оптимальный из них — расширение полномочий контрактной службы и контрактного управляющего.
Контрактный управляющий по 44-ФЗ
В случае если заказчик выбрал назначение контрактного управляющего, то на такого работника возлагаются обязанности как в соответствии с занимаемой им должностью, так и в соответствии с его назначением контрактным управляющим.
В учреждении может быть назначено несколько контрактных управляющих. При этом, если их несколько, вам необходимо прописать то, какие обязанности выполняет каждый из них.
Для надлежащего оформления необходимо издать локальный акт о назначении.
Один, например, отвечает за закупку продуктов. Другой — за планы-графики. Третий — за внесение сведений в реестр контрактов.
Но на практике встречается очень редко, чтобы было несколько контрактных управляющих.Как сделать карьеру в закупках: что профстандарт требует от контрактных управляющих
Чтобы в контрактной службе наказание за ошибки несли действительно те, кто допустил их, создайте таблицу должностных задач. И утвердите ее как приложение к регламенту контрактной службы. Как сделать и заполнить ее —
Российская практика показывает, что большинство заказчиков, доход которых не превышает установленного лимита, принимает решение о создании контрактной службы (а не назначении контрактного управляющего), что обусловлено отсутствием в нашей стране должной мотивации и материального поощрения контрактного управляющего как должностного лица, несущего практически единолично всю ответственность за закупки конкретного заказчика. Назначение же контрактного управляющего приводит к текучке кадров на этой позиции.
Этика общения специалиста в сфере закупок: требования и нормы профстандарта
«Каков ваш опыт работы» и «прошли ли вы переобучение» — важные, но не единственные вопросы заказчика, к которому вы придете устраиваться на работу. Узнайте, о чем еще вас спросят при собеседовании на позицию контрактного управляющего
Ведь в случае создания контрактной службы предполагается равномерное распределение обязанностей между ее членами, а при назначении контрактного управляющего, такое должностное лицо единолично осуществляет все функции и полномочия.
На время отсутствия контрактного управляющего заказчиком издается приказ о назначении лица временно исполняющего его обязанности.
Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться.
Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.
Структура и численность контрактной службы определяется и утверждается заказчиком, но не может составлять менее двух человек.
Может ли заместитель начальника отдела правового обеспечения быть руководителем контрактной службы?
Контрактная служба может организовываться путем создания отдельного структурного подразделения или путем утверждения заказчиком постоянного состава своих работников, выполняющих функции контрактной службы (без образования отдельного структурного подразделения). Поэтому не всегда нужно менять штатное расписание.
Поскольку контрактная служба ведет закупки с момента их планирования и до момента исполнения контрактов и составления отчетности, предполагается, что в состав контрактной службы должны входить представители юридического и финансового структурных подразделений заказчика и, безусловно, в полном составе представители структурного подразделения, ответственного за организацию госзакупок.
Контрактная служба может представлять собой некую надстройку.
Это в том случае, если она идет без образования структурного подразделения. Например, она может быть создана приказом руководителя, которым на отдельных сотрудников бухгалтерии. АХО, отдел закупок (если такой существует) возложены функции КС.
При этом если включение отдельных сотрудников в состав КС связаны с изменением или расширением трудовых функций, а следовательно с изменением трудового договора, то такое включение может осуществляться только с согласия базовых сотрудников и при условии внесения изменений в их должностные инструкции.
Контрактную службу возглавляет руководитель этой службы.
В случае если она создается как отдельное структурное подразделение, ее возглавляет руководитель, назначаемый на должность также приказом руководителя заказчика либо уполномоченного лица, исполняющего его обязанности.
Контрактную службу, созданную без образования отдельного подразделения, возглавляет руководитель заказчика или один из заместителей руководителя заказчика, что подтверждается письмом Минэкономразвития России от 04.06.2015 № Д28и-1514.Проверки выявляют нарушения этого. К примеру, в учреждении назначен руководителем КС главбух или начальник АХО, которые не являются замами руководителя.
Начальник юридического или финансового отделов не может быть руководителем контрактной службы, созданной без образования отдельного структурного подразделения, в случае если такой сотрудник не обладает статусом зам. руководителя организации.
Очень редко на практике встречается, когда руководителем КС назначается руководитель учреждения.
По своей сути контрактная служба выделяет в особый ранг всех работников заказчика, задействованных в процессе закупок, за исключением работников, осуществляющих вскрытие конвертов с заявками участников закупки, рассмотрение и оценку заявок, а также приемку исполнения контракта.
Не может подписывать контракт то должностное лицо, на которого выдана ЭЦП, которое не имеет приказа о передаче полномочий от руководителя. Если руководитель уходит в отпуск, то и.о. Может быть 2 ЭЦП на случае поломки, утраты. Последний срок… Флешка потерялась.
ВАЖНО! У заказчика должна еще быть комиссия по закупкам.
В отличие от контрактной службы, перманентность работы комиссии по осуществлению закупок зависит от решения заказчика.
Согласно которому она может быть либо постоянно действующей структурой (единая комиссия по осуществлению закупок), осуществляющей функции по осуществлению закупок путем применения любого из способов определения поставщика (кроме единственного поставщика), либо создаваться отдельно для различных способов определения поставщика (конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений). Закупочная комиссия может создаваться в т. ч. отдельно для каждой закупки.
Основная цель работы комиссии по осуществлению закупок — определение поставщика (подрядчика, исполнителя) — означает необходимость вскрытия конвертов с заявками, оценку, рассмотрение и сопоставление заявок участников закупки, что предопределяет возможность и логичность включения в состав закупочной комиссии как внутренних, так и внешних специалистов в сфере госзакупок.Интересно, что реализация данного права заказчика возможна в рамках создания им комиссии по осуществлению закупок, согласно порядку работы которой ее состав является постоянным, кроме одного из ее членов — профильного специалиста, который назначается до осуществления каждой закупки в соответствии с особенностями необходимого заказчику конкретного товара, работы или услуги.
https://www.youtube.com/watch?v=2ELTqKehGNA
Функциональные обязанности контрактной службы определяют негласное правило, согласно которому в ее состав входят работники заказчика, а какая-либо необходимость привлечения сторонних физических лиц отсутствует.
Следовательно, контрактная служба является постоянно действующим «закупочным органом» заказчика.
Вскрывает конверты с заявками на участие в конкурсе | Разрабатывает план закупок (план-график), в т. ч. готовит изменения в них |
Ведет протокол вскрытия конвертов с заявками на участие | Готовит и размещает в ЕИС процедурную документацию(извещение, документацию, проекты контрактов) |
Подписывает протокола вскрытия конвертов | Обеспечивает закупочный процесс, включая заключение контрактов |
Рассматривает и оценивает заявки на участие в конкурсе (запросе котировок, аукционе первых и вторых частей) и принимает решение о допуске | Участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов процедур и готовит материалы для претензионной работы |
Подписывает протокола рассмотрения и оценки заявок и протокол подведения итогов | Организует на стадии планирования консультации с поставщиками |
Оформляет протокол рассмотрения заявок | Иные полномочия, предусмотренные контрактной системой |
Функции, прописанные в ст. 38 Закона № 44-ФЗ
Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:
- разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;
- разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;
- осуществляют подготовку и размещение в ЕИС извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
- обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
- участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы; (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
- организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Требования к сотрудникам контрактной службы
В соответствии с ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ до 1 января 2017 г. контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
На сегодняшний момент существует совместное письмо Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12.03.2015 «О направлении методических рекомендаций».
Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 ч, за исключением случаев, установленных п. 2.4 Методических рекомендаций (п. 2.3 Методических рекомендаций).
Таким образом, для большинства сотрудников повышение квалификации должно составлять не менее 108 ч. Исключение составляют руководители организаций-заказчиков — для них не менее 40 ч.
О том, как выбрать подходящие курсы по закупкам и где пройти обучение с выдачей удостоверения государственного образца,
Какие требования предъявляют к контрактным управляющим работодатели
Пример описания вакансии
Контрактный управляющий (уровень квалификации 6)
Департамент культуры города Москвы «Измайловский Парк культуры и отдыха» Москва
Зарплата: до 45 000 руб., опыт работы от 3 до 6 лет, высшее образование
Должностные обязанности:
- разрабатывает план закупок, осуществляет подготовку изменений для внесения в план закупок, размещает в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;
- разрабатывает план-график, осуществляет подготовку изменений для внесения в план-график, размещает в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;
- осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
- обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
- участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляет подготовку материалов для выполнения претензионной работы;
- организует в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвует в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и мун
Требования:
Источник: https://www.yuriste.ru/polozhenie-o-kontraktnoi-sluzhbe-44-fz-tipovoe-polozhenie-reglament/
Кто что контролирует в сфере закупок | Контур.Закупки
Цель системы закупок в государственном секторе — обеспечить прозрачность и экономное расходование бюджетных средств. Этого невозможно добиться без эффективной системы контроля. Поэтому госзакупки контролируются сразу несколькими органами. Кроме того, существует общественный контроль, а также контроль, который должны осуществлять сами заказчики.
Правовое регулирование
Контролю в закупках посвящена глава 5 закона 44-ФЗ. Из нее следует, что в контролирующую систему входят:
Кого и как контролируют?
Уполномоченные органы и организации осуществляют контроль за заказчиками, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- операторы электронных площадок;
- уполномоченные органы;
- специализированные организации.
Действия этих участников также контролируются.
Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:
- планирование процедуры;
- проведение закупки вне зависимости от способа;
- исполнение контракта или каждого его этапа;
- отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.
Проведение проверок
Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще, чем один раз в полгода.
Но это лишь общий случай — в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется.
Так, если проверяется закупочная комиссия или специализированная организация, то частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру.
А вот что касается проверок незапланированных, то тут никакой периодичности нет. Другое дело, что проводить их без веских оснований неправомерно. Поводом для внеплановой проверки являются поступившие сведения и жалобы, поданные от заинтересованного лица или того, чьи права были нарушены.
Контроль со стороны Антимонопольной службы
ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.
В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:
Проверяемый субъект должен предоставить специалистам ФАС беспрепятственный доступ в помещение, а также выдавать по их запросам нужные документы.
При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:
- Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
- Квалификация участников и их работников.
- Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
- Репутация.
- Опыт работы.
При несогласии участника с выводами ФАС он вправе обратиться в суд для обжалования решения службы.
Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.
Контроль Федерального казначейства
На Казначейство возложена функция контролировать финансовую сторону закупок. ФК проверяет:
- Правильно ли в плане закупок отражен объем финансового обеспечения.
- Корректно ли отображается идентификационный код закупки и объем финобеспечения в плановых документах, извещении, документации, контракте и прочих документах, которые сопровождают закупку.
Наряду с Казначейством, такими же полномочиями наделены органы управления государственными внебюджетными фондами, а также региональные финансовые органы.
Контроль ведомств
Государственные органы, органы муниципальной власти и управления внебюджетными фондами, а также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» выполняют контрольные функции в сфере закупок. При этом они контролируют заказчиков, которые им подведомственны.
Контроль общественности
Контроль может осуществляться и со стороны общественности. Причем это не только какие-то конкретные общественные организации, но и обычные физические лица. Подразумевается проведение обязательной процедуры общественного обсуждения закупок, начальная цена которых более 1 млрд рублей.
В ходе осуществления своих контрольных функций общественность может:
- дать независимую оценку итогам закупки;
- запрашивать у заказчика сведения (но не документы) о том, как исполняется контракт;
- если выявлены нарушения — обращаться в контролирующие организации или суд.
Кроме того, у представителей общественности есть право подготовить и передать в госорганы свои предложения по изменению законодательства с целью его улучшения.
Обратите внимание! В ходе общественного контроля у заказчика разрешено затребовать только информацию о том, как проходит закупка либо исполняется контракт. А вот документы может требовать только контролирующий орган!
Контроль в оборонном заказе
В рамках гособоронзаказа все проверки проводит ФАС.
При этом она контролирует каждый этап в проведении процедуры: обоснование, нормирование, расчет начальной цены, правильность ведения документов, соблюдение заказчиком правил и порядка привлечения к ответственности нарушителей, то, насколько итог контракта соответствует требованиям заказчика и закона, а также насколько использование товараа соответствует цели закупки.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/kto-chto-kontroliruet-v-sfere-zakupok/
Улучшение работы контрактной службы по 44-ФЗ. Организация внутреннего контроля
Ведение закупочной деятельности ставит перед государственными и муниципальными заказчиками сложные вопросы. Руководители организаций обязаны обеспечить неукоснительное выполнение положений закона 44-ФЗ от 05.04.13 года, распоряжений и постановлений Правительства РФ, а также прочих нормативных документов.
Исключить злоупотребления и своевременно выявить ошибки позволяет постановка эффективной системы внутреннего контроля.
Минимум затрат – гарантия законности
Оптимальным вариантом в условиях кризиса является расширение круга полномочий существующей контрактной службы. Для этого потребуется наделить должностных лиц правами на проведение локальных проверок.
Законодатель такой схемы не предусматривает, однако прямых запретов на реализацию механизма нет.Перечень полномочий, перечисленных в статье 38 закона 44-ФЗ, признан открытым.
Работодатель принимает решение о наделении правами и обязанностями, опираясь на принцип диспозитивности.
Базовый вариант | Дополнения |
В положении о службе, либо инструкции ответственного специалиста должны быть прописаны следующие позиции:
Стандартный набор служит своеобразной платформой при составлении локальных нормативных документов. Закон не ограничивает заказчиков в создании разветвленных и многофункциональных структур. Однако основной целью службы должна оставаться организация закупочной деятельности. | Обеспечить надлежащий контроль путем включения общих формулировок нельзя. На практике абстрактные указания попросту не выполняются. Специалисты рекомендуют конкретизировать задачи. В числе прочего в инструкцию могут входить требования о проверке:
Процедура контроля должна сводиться к оценке каждого параметра. В качестве дополнительных функций следует предусмотреть антидемпинговые мероприятия, а также анализ качества обеспечения.Контрактная служба может курировать процесс исполнения сделок. Структурное подразделение располагает достаточной информацией для комплексного надзора. Специалисты успешно координируют действия самого заказчика, следят за надлежащим исполнением обязанностей исполнителем. Такая система исключает нарушения, связанные с халатностью и недобросовестностью сотрудников. Проблемы выявляют на ранних стадиях, а риск перехода конфликта в судебную тяжбу сведен к минимуму.Дополнительными полномочиями могут стать оценка своевременности внесения данных в реестры, а также проверка отчетности, предусмотренной законом 44-ФЗ. |
Как правильно оформить нововведения?
Закрепить цели, задачи и обязанности необходимо в соответствующих документах. Переработке подвергаются:
- положение о контрактной службе;
- должностные инструкции;
- методические рекомендации;
- схема соподчинения;
- правила закупочной деятельности.
Если внутренний контроль полностью ложится на плечи штатных специалистов, потребуется издать распоряжение. Привлечение стороннего агентства или независимого эксперта предполагает заключение соглашения об аутсорсинге.
Функции надзора можно распределить между отдельными структурными подразделениями следующим образом:
Должность | Задача |
Главный бухгалтер | Проверка присутствия всех закупок в графике, анализ выполнения правил присвоения кодов ОКПД2. |
Юрист или руководитель договорного отдела | Контроль заключения соглашений, оценка содержания проектов, результативности претензионной или исковой работы. |
Заведующий складом | Надзор за фактическим исполнением сделки: комплектность, объем, качество, своевременность поступления материальных ценностей, состояние тары и прочее. |
Заместитель директора | Общий контроль организации закупочной деятельности. |
Важно! Схема является ориентировочной. На практике разграничение полномочий может выглядеть иначе.
В завершение напомним, что внедрять систему внутреннего контроля следует с учетом специфики деятельности. Ответственность необходимо возлагать на специалистов, имеющих непосредственное отношение к закупочной процедуре.
Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/399-uluchshenie-raboty-kontraktnoj-sluzhby-po-44-fz-organizatsiya-vnutrennego-kontrolya
Контроль в сфере государственных закупок по 44-ФЗ
Система государственных закупок, регламентируемая 44-ФЗ сложная и многоуровневая, на каждом её этапе осуществляется строгий контроль.
Таким образом законодатель стремится добиться максимальной прозрачности и легитимности проводимых процедур. Надзора осуществляется различными ведомствами.
Они следят за целевым расходом бюджетных средств, поведением заказчиков, комиссий, контрактных управляющих, торговых площадок и так далее.
Разновидности контроля
Одной из самых серьезных проблем в осуществлении госзакупок является коррупция. Число недобросовестных заказчиков и поставщиков, которые входят в преступный сговор, постоянно увеличивается. Основную задачу контролирующих органов составляет выявление подобных фактов, а также принятие соответствующих мер по их предупреждению.
Правила осуществления контроля в области государственных закупок регламентируется главой 5 44-ФЗ. При этом выделяют три его основных разновидности:
- Внутренний;
- Общественный;
- Ведомственный.
Каждый из них имеет свои подконтрольные субъекты, цели и задачи. В качестве контролирующих органов выступают различные уполномоченные организации. Наиболее значимой для участвующих в госзакупках несомненно остаётся Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Контролирующие органы
В статье 99 44-ФЗ прописан перечень органов, которые наделены полномочиями осуществлять контроль в сфере государственных закупок:
- Федеральный орган исполнительной власти, надзорный орган в области гособоронзаказа, территориальные органы исполнительной власти, организации, относящиеся к местному самоуправлению.
- Орган исполнительной власти федерального значения, осуществляющий функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, Органы управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета.
- Органы, осуществляющие внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.
Основными контролирующими органами нашей страны являются: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство. В полномочия этих организаций помимо прочего входит надзор за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и так далее.
Внутренний контроль
Согласно нормам статьи 101 44-ФЗ на каждого заказчика возлагаются обязанности по контролю за деятельностью поставщиков во время исполнения контракта. Надзор должен осуществляться также над работой соисполнителей и субподрядчиков. Это и называется внутренним контролем.
Целью таких мероприятий становится предотвращение фактов нарушения законодательства. Форма надзора законодательно не закреплена, поэтому каждый заказчик вправе определять ее самостоятельно. Согласно части 15 статьи 95 44-ФЗ при обнаружении нарушения поставщиком законодательства, заказчик обязан расторгнуть с ним контракт.
Как именно заказчик должен контролировать факт привлечения к исполнению договора субподрядчиков, в законе не прописано. Поэтому рекомендуется опираться на разъяснения Министерства экономики и развития России. Они гласят, что подтвердить работу субподрядчика могут любые документы, относящиеся к работам, оговоренным в контракте. Это могут быть платежные поручения, акты и так далее.
Заказчик должен проводить контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается типовая документация: контракты, шаблоны технических заданий и так далее. Необходимо стремиться к тому, чтобы большинство процессов стало автоматизированным. Современное программное обеспечение позволяет отслеживать практически все этапы закупки.
Общественный контроль
Ключевой целью общественного контроля становится соблюдение принципов открытости и прозрачности государственных закупок. Такой надзор осуществляют общественные объединения, юридические лица и простые граждане. Они следят за соблюдением требований законодательства и правильностью расходования бюджетных средств. Эта деятельность регламентирована статьей 102 44-ФЗ.
В рамках осуществления надзора организуются общественные обсуждения государственных закупок. Порядок их проведения регламентируется 212-ФЗ. Общественный контроль проводится отрыто, для чего используются ресурсы специализированных интернет-сайтов. Разрешено при этом запрашивать у заказчика все интересующие документы. Может также проводиться мониторинг и оценка эффективности процедур.
При выявлении нарушения законодательства составляется жалоба в контролирующие органы. При необходимости составляется обращение в судебные инстанции.
Ведомственный контроль
Необходимость проведения ведомственного контроля регламентирована статьей 100 44-ФЗ.
Его осуществляют сразу несколько организаций: Росатом, Роскосмос, Федеральные казначейства, различные государственные и муниципальные органы. Постановлением Правительства №315 от 20.03.
2017 контроль со стороны казначейства за деятельностью муниципальных заказчиков приостановлен до начала 2019 года. Основным контролирующим органом становится ФАС.
Органы ведомственного контроля следят за соблюдением законодательства в следующих сферах:- Ограничения и запреты, установленные законодательством.
- Требования о нормировании закупок.
- Требования к обоснованию приобретения товаров и услуг.
- Определение и обоснование начальной максимальной цены контракта.
- Сведения о размерах финансового обеспечения, доведенного до заказчика.
- Информация об идентификационных кодах закупок.
- Участие субъектов малого предпринимательства.
- Процедуры по определению поставщиков.
- Отчетность по результатам проведения процедур.
При выявлении нарушений контролирующие органы выдают предписание к их устранению. В отдельных случаях они могут приостановить проведение закупки или вовсе отменить её. В компетенцию органов входит также применение штрафных санкций к организациям и должностным лицам, допустившим ошибки. Проводятся как плановые, так и внеплановые проверки. Информация о них публикуется в открытом доступе.
Контроль – важная часть государственных закупок. Только при соблюдении всех правил надзора удастся добиться грамотной траты бюджетных средств и честности при определении поставщиков.
Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/228-kontrol