Создание контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения
Как создать контрактную службу заказчика или принять на работу контрактного управляющего
Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предписывает государственным и муниципальным заказчикам с годовым объемом закупок более 100 миллионов рублей организацию специальной контрактной службы.
Переходите ли вы рубеж в сто миллионов, определяется совокупным годовым объемом закупок, определенным на следующий год, т.е. вашими будущими закупками. Контрактную службу придется создать, даже если в текущем году сумма закупок была меньше |
Без контрактной службы осуществлять закупки нельзя. Заказчики с меньшими объемами закупок могут организовать контрактную службу из нескольких человек или ограничиться назначением одного контрактного управляющего.
Главный распорядитель бюджетных средств может рекомендовать подведомственным бюджетным учреждениям форму организации контрактной службы.
Работники контрактной службы, контрактный управляющий в соответствии с частью. 6 статьи 38 44-ФЗ должны пройти обучение и получить высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок |
Рассмотрим варианты организации контрактной службы заказчика.
Контрактная служба как структурное подразделение
Структурное подразделение — это выделенный орган управления в утвержденной организационной структуре с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за выполнение возложенных на него задач и функций. Численность подразделения определяется штатным расписанием.
Для создания подразделения придется поработать над документами:
- Нужно внести изменения в организационную структуру, численный состав и штатное расписание учреждения, издать приказ приблизительно следующего содержания: Создать с 01.01.2017 в учреждении отдел контрактной службы. Установить численность состава отдела на 2017 год — 5 должностных единиц, в том числе: руководитель отдела контрактной службы – 1 чел., …
- Утвердить положение о контрактной службе (об отделе контрактной службы) в соответствии с типовым.
- Разработать должностные инструкции
- Принять на работу нужных специалистов (заключить трудовые договоры).
Структурное подразделение может не указываться в трудовых договорах работников. Трудовой кодекс не обязывает уточнять в трудовом договоре место работы вплоть до структурного подразделения.
Эта информация может быть закреплена в трудовом договоре в качестве дополнительного условия по желанию сторон (ч. 3 ст. 57 ТК РФ).
Условие о приеме на работу в определенное подразделение должно отражаться в изданном на основании трудового договора приказе о приеме на работу и указываться в трудовой книжке работника.
Контрактная служба без образования специального структурного подразделения
Руководитель учреждения не обязан создавать внутреннюю структуру, организация вообще может не иметь подразделений |
В этом случае будет утверждаться не положение о контрактной службе, а регламент — порядок работы специалистов по закупкам, их полномочий и ответственности, порядок согласования документов, т.е. алгоритм работы и взаимодействия всех занятых в закупочной деятельности. Регламент — это описание всего процесса закупки, разделения функций, последовательности действий, координации (кто с кем и по какому поводу контактирует), согласования и сроков по каждому этапу. На основании регламента прописываются должностные инструкции.
В штатное расписание можно ввести несколько должностей без создания специального структурного подразделения.
Специалисты по закупкам могут выполнять также другие функции и числиться в разных подразделениях – бухгалтерия, юридическая служба, подразделения, для которых проводится закупка – или подчиняться напрямую руководителю учреждения.
Должность контрактного управляющего
Предстоит аналогичный документооборот (именно в таком порядке):
- Введение новой должности, создание нового штатного расписания или внесение изменений в существующее
- Должностная инструкция (вводится приказом руководителя)
- Трудовой договор.
Если в учреждении уже есть опытные в закупочном деле сотрудники, функции контрактного управляющего могут быть предложены им. Поручение работнику выполнения работы по должности контрактного управляющего может осуществляться:
- Путем совмещения должностей, когда работником, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, выполняется дополнительная работа по другой профессии (должности). Статьей 151 Трудового кодекса установлено, что размер доплаты за совмещение профессий (должностей) устанавливается по соглашению сторон трудового договора.
Размер оплаты труда контрактных управляющих определяется по-разному: с учетом норм федерального законодательства, нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления (в т. ч. в зависимости от их финансового положения), а также с учетом локальных нормативных актов, принятых непосредственно учреждениями |
- Путем перевода на новую должность. В этом варианте нужно подготовить предложение о переводе на должность контрактного управляющего, затем издать приказ о переводе. Принимая во внимание, что у работника изменяется трудовая функция и условия трудового договора, в дополнительном соглашении следует предусмотреть изложение трудового договора в новой редакции.
В организации может быть не один, а несколько контрактных управляющих. Со всеми нужно будет заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам (с изменением условий оплаты труда или без). Обратите внимание: контрактный управляющий отвечает за закупку от начала и до конца. В этом отличие от работника контрактной службы, на которого может быть возложена только часть обязанностей по закупке, например, планирование. |
Штатное расписание и профессиональные стандарты
Штатное расписание является документом, отражающим структуру и штат учреждения. В нем содержатся сведения о всех структурных подразделениях, окладах, персональных надбавках, общей численности и фонде заработной платы учреждения.
Установление структуры учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей относятся к компетенции самого учреждения (например, для образовательных учреждений это установлено пунктом 9 части 2 статьи 32 Закона РФ «Об образовании»).
С одной стороны, у руководителя бюджетного учреждения формально существует самостоятельность в выборе организационной структуры и составлении штатного расписания, с другой стороны, данный выбор ограничивается объемом средств, выделенных из бюджета (фондом заработной платы), количеством ставок в типовом штатном расписании (ведомственными штатными нормативами).
С 1 июля 2016 года вступили в силу положения статьи 195.3 Трудового кодекса РФ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов.Утверждено 2 профессиональных стандарта в сфере закупок: «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок» .
Установлена связь данных стандартов с ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих) и ОКПДТР (Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов).
Профессиональный стандарт — квалификационный уровень работника, позволяющий ему выполнять свои должностные (профессиональные) обязанности в соответствии с предъявляемыми требованиями к конкретной должности (профессии). . |
Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах обязательны для применения, если законодательно установлены соответствующие квалификационные требования.
В части, не относящейся к квалификации, профстандарты носят рекомендательный характер и могут использоваться для разработки должностных инструкций, проведения аттестации и при установлении системы оплаты труда.
Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» (уровень квалификации с 5 по 8) разработан для группы должностей:
- Специалист по закупкам
- Старший специалист по закупкам
- Ведущий специалист
- Работник контрактной службы
- Контрактный управляющий
- Консультант по закупкам
- Заместитель руководителя подразделения
- Руководитель подразделения
- Руководитель контрактной службы
- Советник
- Руководитель
Профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок» (уровень квалификации с 6 по 8) – для группы должностей:
- Консультант по закупкам
- Старший специалист по закупкам
- Эксперт по закупкам
- Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации
- Руководитель/директор (управления, департамента, организации)
- Контрактный управляющий
- Руководитель контрактной службы
Обязательно ли именно эти названия должностей включать в штатное расписание? Ответ дает Трудовой кодекс: да.
Если по определенным должностям есть наличие ограничений, то наименование этих должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, профессиональных стандартах (статья 57). К ограничениям, относятся, в том числе и квалификационные ограничения.
Квалификационные ограничения установлены Федеральным законом № 44-ФЗ (статья 38 часть 6): работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:
Источник: http://infozakupki.ru/32-articles/349-sozdat-kontraktnuyu-sluzhbu-zakazchika
Создание контрактной службы по 44-ФЗ 2019 г
Закажите бесплатную консультацию
И мы поможем вам в решении вашего вопроса
Подать заявку
1. Контрактная служба по 44-ФЗ — это
2. Положение о контрактной службы по 44-ФЗ
3. Порядок создания контрактной службы по 44-ФЗ
4. Полномочия и обязанности контрактной службы по 44-ФЗ
5. Состав контрактной службы заказчика и руководитель
6. Образец приказа о создании контрактной службы Заказчика
7.
-инструкция создание контрактной службы 44-ФЗКонтрактная служба — это больше функция, чем подразделение, которое осуществляет закупки на нужду государства и муниципалов.
Действует такая служба по Положению о контрактной службе, которое основывается на Типовом положении о контрактной службы и было принято Минэкономразвитием в приказе под номером 631 от 29.10.13. Заказчик может создать такую службу в том случае, если годичный закупочный объем в согласии с планом-графиком составляет более, чем 100 млн.
р, то регламентируется 1 частью 38 статьи в 44 Федеральном Законе. В случае, если Заказчик не создаст контрактную службу и годичный объем закупок составляет более, чем 100 млн.р, то он должен назначить контрактного управляющего — это регламентировано 2 частью в 38 статье по 44 Федеральному Закону.
Заказчика не обязывают создавать спецподразделение, поскольку контрактная служба имеет права существовать и без такового, что регламентируется 1 частью в статье 38 Закона под номером 44.
Но в таком случае, Заказчик обязуется утвердить штат на постоянной основе, который будет выполнять функции данной службы, в свою очередь это регламентируется 2 подпунктом в 6 пункте Типового положения.
Хотите бесплатную рассылку тендеров с авансом?
Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!
Работать с авансированием Контрактная служба работает и регулируется основным положение, которое было составляется по образцу утвержденного Типового положения. В этом положении компания должна прописать функции и права данной службы.
А также указать порядок в котором будет сформирована служба и как она будет работать, то есть прописываются:
- Правила выбора поставщиков и подрядчиков;
- Методы в согласии с которыми будет планироваться и обосновываться закупка;
- Порядок подписания контракта;
- Прочие моменты из числе деятельности закупок.
Скачать положение о контрактной службе по 44-ФЗ
3. Порядок создания контрактной службы по 44 ФЗ
При создании контрактной службы, Заказчик самостоятельно должен определить и утвердить численность и структуру. Тут имеется одно правило, данная служба не может состоять менее, чем из 2 человек.
Способы создания контрактной службы
Чтобы создать контрактную службу, нужно выбрать один из двух способов: 1. Создать отдельное структурное подразделение ( либо на базе уже имеющегося, либо создать ное такое подразделение)
2.
Утвердить постоянный состав работников, которые будут исполнять функции контрактной службы, при этом создавать отдельное подразделение не требуется.
При создании контрактной службы требуется подготовить данные документы:
- Приказ о создании таковой службы (см ниже)
- Положение о контрактной службы (см выше)
В тех случаях, если годичный объем закупок не превысил 100 млн.
https://www.youtube.com/watch?v=2ELTqKehGNA
р и Заказчик не имеет контрактной службы, то он ОБЯЗАН назначить контрактного управляющего.
Контрактный управляющий — это лицо, которое занимает соответствующую должность и несет ответственность за выполнение одной или нескольких закупок, а также выполнение договоров — это регламентирует 2 часть в 38 статье.
Этапы создания контрактной службы
Для того, чтобы создать контрактную службу, нужно выполнить следующие подготовительные этапы: Этап 1. Изучение правовых актов по ФКС;
Этап 2.
Непосредственное создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего;
Этап 3. Отправить назначенных работников на обучение;
Этап 4.
Произвести разработку и утверждение нового положения о комиссиях.
Модели контрактной службы
Итак, обобщим выше-указанные сведения. В рамках 44 Федерального закона предлагается всего 3 модели контрактной службы: 1. Служба со спец структурным подразделением;
2. Служба без спец структурного подразделения;
3. Назначение управляющего.
4. Полномочия и обязанности контрактной службы по 44-ФЗ
Исходя из 4 части в 38 статье, перечень полномочий контрактной службы состоит из:
Кроме вышеуказанных полномочий, в 38 статье также прописываются и обязанности работников, такие как:
Закон предусматривает такую возможность, как централизовать закупки, создав спец-орган, который будет определять Поставщиков и Заказчиков — что регламентируется 1 частью в 26 статье 44-ФЗ. Но все остальные действия, которые осуществляются в процессе закупки, должны быть выполнены Заказчиком и его контрактной службой. Но служба все же несет ответственность только в рамках ее полномочий — что регламентирует 5 часть в 38 статье 44-ФЗ.
5. Состав контрактной службы заказчика и руководитель
Мы уже говорили ранее о том, что Заказчик самостоятельно утверждает структуру и численность работников контрактной службы, не забывая о том, что их должно быть не менее, чем 2. Не важно какую из форм выберет Заказчик, он обязуется назначить руководителя.
Если это контрактная служба создана в форме отдельного структурного подразделения, то ее должен возглавить руководитель данного подразделения.
В случае, если контрактная служба создана не на базе какого-либо подразделения, то возглавить ее должен либо руководитель Заказчика, либо его заместитель.
Обратите внимание, при включении отдельно взятых работников в состав службы в связи с изменением или же расширением их функций, вследствие чего изменения и трудового договора, то это может происходить только при получении согласия от этих работников, при этом изменения следует внести и в их должностные инструкции.
Правила для контрактной службы устанавливаются Минэкономразвития и регламентируются в 3 части 38 статье 44 Федерального закона. Этот документ содержит в себе дополнения к основному постановлению в следующей информации:
- Общее положение: цель и условие создания, законодательная база, принцип действия, структура, численность и обязанность;
- Полномочия при выполнении должностных обязанностей и функций;
- Ответственность которую несут работники.
Возникли сложности с заполнением документов?
Закажи грамотную помощь в заполнение документов у наших специалистов, с оплатой за результат
Обратиться к специалистам
6. Образец приказа о создании контрактной службы Заказчика
Когда Заказчик создает контрактную службу, он нацеливается на эффективное проведение закупок для государства или муниципальных компаний.
Чтобы создать такую службу, нужно создать отдельное подразделение, которое будет функционировать внутри компании или оформить официальный состав работников, которые и будут выполнять права и обязанности службы вне структурного подразделения.
Образец приказа о создании контрактной служб:
Скачать образец приказа о создании контрактной службы
7. -инструкция создание контрактной службы 44-ФЗ
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.
Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.
Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
Источник: https://cpp-group.ru/baza-znaniy-smp/poleznye-stati-i-sovety/sozdanie-kontraktnoy-sluzhby-po-44-fz/
Положение об отделе закупок по 44-ФЗ: структура, содержание, образец типового документа
Положение об отделе закупок по нормам законодательства не является обязательным, но оно позволяет упорядочить действующую в организации систему закупок. В частности, оно определяет спектр решаемых задач, функционал отдела закупок, а также права и обязанности сторон.
Чем занимается отдел закупок
В рамках 44-ФЗ «О контрактной системе…» предусмотрено создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего. Данные структуры на базе учреждения заказчика необходимы для планирования и осуществления государственных закупок товаров, работ и услуг.
Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
В рамках 44-ФЗ вместо отдела закупок используется понятие контрактной службы с учетом специфики закупочной деятельности.
Под контрактной службой понимается объединение совокупности должностных лиц заказчика, которые выполняют функции по осуществлению всех закупочных процедур. Данные лица могут объединяться в структурное подразделение или состоять в рамках разных подразделений по ч. 1, 4 ст. 38 44-ФЗ.
Контрактный управляющий – это должностное лицо, которое несет ответственность за осуществление одной или нескольких закупок, включая закупки для исполнения каждого контракта по ч. 2 ст. 38 44-ФЗ.
Назначение контрактной службы или назначение управляющего зависит от того, каков годовой объем заказа в государственном или муниципальном учреждении. Если СГОЗ превышает 100 млн р., то, согласно ч. 1 ст. 38 44-ФЗ, заказчик обязан создать контрактную службу. При этом создавать отдельное структурное подразделение в виде отдела закупок не нужно.
Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн р., то заказчик назначает контрактного управляющего или создает контрактную службу по ч. 2 ст. 38 44-ФЗ.
Таким образом, для решения вопроса о целесообразности создания контрактной службы заказчику следует определиться со СГОЗ.
В него включается весь объем финансового обеспечения для закупки по 44-ФЗ, утвержденный на год по п. 16 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ.
Заказчик может утвердить постоянный состав сотрудников, исполняющих функции контрактной службы. Также он самостоятельно утверждает структуру такого отдела, определяется с численностью сотрудников. При этом контрактная служба должна состоять минимум из двух человек.
Заказчик в обязательном порядке создает контрактную службу и назначает ее руководителя. Если контрактная служба создается в форме отдельного подразделения, то руководит им назначенное лицо. Контрактная служба без образования отдельного подразделения находится под началом непосредственного руководителя учреждения или одного из заместителей.
По ч. 1 ст. 9 44-ФЗ в отдел закупок заказчика входят квалифицированные специалисты с необходимыми знаниями и навыками в области закупок.
На основании ч. 2 ст. 9 44-ФЗ заказчики принимают меры по поддержанию и повышению квалификации и образования должностных лиц, в частности, занимаются их профессиональной переподготовкой.
Положения о контрактной службе
Ранее требования к контрактной службе определялись 44-ФЗ и типовым Положением о контрактной службе, который был утвержден Приказом МЭР от 2013 года №631. В апреле 2019 года Минфином было утверждено типовое Положение об отделе государственных закупок. После его принятия ранее регулирующий работу отдела закупок Приказ №631 от 2013 года утратил юридическую силу.
В типовом Положении о контрактной службе установлены правила деятельности подразделения в процессе планирования и осуществления государственных закупок. Новая версия типового положения подготовлена с учетом последних изменений 44-ФЗ и отражает актуальную версию законодательства о закупках. В структуре типового Положения о работе отдела госзакупок можно выделить следующие блоки:
- Блок 1: общие правила работы отдела. В нем раскрываются цели и принципы отдела госзакупок, порядок организации работы подразделения, структура и численность отдела, распределение обязанностей между членами отдела, порядок осуществления взаимодействия с другими подразделениями. Например, в отделе закупок могут действовать группа по инициации закупок, планированию закупочной деятельности и определению поставщиков, группа приемки товаров и услуг, группа оплаты работы поставщиков и группа по приему и обработке обращений и претензий (претензионно-исковой работе).
- Блок 2: функции и полномочия отдела закупок. Весь функционал и полномочия отдела закупок разделены на основании этапов закупочной практики в процессе планирования, определения поставщиков, исполнения, изменения и расторжения контракта.
- Блок 3: ответственность отдела государственных закупок. Последний блок посвящен ответственности работников подразделения по закупкам.
С перечнем типовых Положений о работе отдела закупок по 44-ФЗ можно ознакомиться на официальном сайте государственных закупок. Пример типового Положения об отделе закупке можно посмотреть здесь.
В типовом Положении указано, кто из участников закупок вправе обжаловать действия работников. Таким правом наделен любой участник закупки, общественные объединения и объединения юридических лиц.
Задачи и функции отдела закупок
Целями создания и функционирования контрактной службы заказчика являются:
- Привлечение к работе квалифицированных специалистов, имеющих теоретические и практические знания в области госзакупок.
- Предоставление доступа к сведениям о действиях отдела, направленных на обеспечение государственных нужд, в частности, о способах отбора поставщика.
- Заключение контрактов на условиях, которые обеспечивают максимально эффективное достижение заданных результатов для обеспечения госнужд.
- Достижение заказчиком целевых ориентиров.
Для реализации поставленных целей отдел закупок решает следующие задачи. Контрактная служба на основании ч. 4 ст. 38 44-ФЗ выполняет ряд функций в зависимости от этапа закупки: планирования, определения поставщика, заключения и исполнения контракта.
Функции и полномочия отдела закупок на этапе планирования включают:
- Разработку и утверждение плана и плана-графика закупок.
- Размещение плана и плана-графика в ЕИС.
- Обеспечение обоснования закупки.
- Расчет и обоснование НМЦК.
- Организацию и участие в консультациях с поставщиками для определения конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ и услуг.
В процессе планирования определения поставщика отдел закупок занимается:
- Выбором способа определения поставщика.
- Согласованием закрытых способов отбора поставщика.
- Подготовкой и размещением в ЕИС документации о закупке.
- Отправкой приглашений принять участие в закрытой закупке.
- Организацией общественных слушаний.
- Привлечением специализированной организации для выполнения функций по определению поставщика.
На этапе определения поставщика к функциям контрактной службы можно отнести:
- Обеспечение осуществления закупок и подписания контрактов.
- Организацию работы комиссии по осуществлению закупок.
- Подготовку протоколов заседания комиссии по закупкам.
- Обеспечение льготным категориям участников ценовых преимуществ (учреждениям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов).
- Осуществление закупок у СМП и СОНКО по утвержденным требованиям.
- Рассмотрение банковских гарантий.
- Привлечение экспертов и экспертных организаций.
- Обеспечение секретности сведений, переданных в ходе процедуры определения поставщика.
- Обеспечение аудиозаписи при вскрытии конвертов с заявками на участие.
- Прочие функции.
В процессе заключения и исполнения контракта отдел закупок организует приемку товара, экспертизу поставленного товара, создает приемочную комиссию, оплачивает поставленные товары.
В процессе взаимодействия с поставщиком при возникновении спорных ситуаций отделом закупок организуется включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, участие работников в процессе обжалования действий, направление требований об уплате штрафов и неустоек.
К числу полномочий руководителя контрактной службы можно отнести:
- распределение должностных обязанностей между сотрудниками;
- общее руководство отделом закупок;
- формирование плана работы контрактной службы;
- отчетность перед заказчиком о результатах работы отдела закупок;
- координация работы отдела закупок с иными подразделениями;
- иные полномочия.
Какими правами и ответственностью наделен отдел
Отдел закупок наделен рядом прав, которые позволяют ему решать поставленные задачи:
- Получать документы и иные информационные материалы по профилю деятельности для ознакомления, учета и использования в текущей работе.
- Запрашивать от руководства сведения, которые могут потребоваться для выполнения возложенных функций. В частности, они могут запрашивать от руководителей подразделений сведения о потребностях в товарах и услугах, их характеристиках и свойствах.
- Осуществлять проверку и координацию деятельности структурных подразделений компании по вопросам материально-технического обеспечения.
- Привлекать специалистов из других подразделений к приемке и экспертиз товара, выполненной работы или оказанной услуги.
- Вносить предложения по совершенствованию форм и методов работы подразделения.
- Контролировать ход выполнения контрактов со стороны поставщиков.
- Участвовать в подборе кадров.
- Вносить предложения по системе мотивации и повышению квалификации сотрудников.
- Участвовать в совещаниях при рассмотрении вопросов материально-технического обеспечения.
- Привлекать к работе экспертов или экспертные организации.
При этом специалисты отдела закупок не вправе разглашать сведения, которые стали им известны при определении поставщика (кроме тех, которые должны публиковаться в открытом доступе в ЕИС); проводить неформальные переговоры с представителями участников.
В типовом Положении о закупках определена ответственность за своевременное и достоверное предоставление информации об исполнении госконтракта. Ответственность за сроки исполнения контракта возлагается на подразделение отдела закупок, которое инициировало процесс определения поставщика.
Руководители контрактной службы и рядовые сотрудники несут полный спектр ответственности за нарушение норм 44-ФЗ: гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную.
Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:
Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!
Источник: https://pravo.team/zakupki/44/polozhenie.html
О контрактной службе и ее руководителе | контур.закупки
У заказчика по 44-ФЗ должна быть контрактная служба. Она может быть организована как в виде отдельного структурного подразделения, так и без его создания. Вне зависимости от этого у контрактной службы должен быть руководитель. В этой статье поговорим о том, кто может им быть, и что ему следует делать.
Создание службы
Перед началом работы контрактной службы необходимо утвердить положение о ней (далее — Положение). Оно разрабатывается на основе Типового положения из приказа Минэкономразвития № 631.
В Положении закрепляется регламент, в соответствии с которым будет действовать контрактная служба, и порядок ее взаимоотношения с другими подразделениями заказчика.
Составляется документ сотрудником кадровой службы, а подписывается руководителем заказчика.
В Типовом положении сказано, что у контрактной службы обязательно должен быть руководитель. Как должна называться должность такого сотрудника, отдельно не оговорено. Если служба создается без образования структурного подразделения, то возглавить ее должен либо руководитель заказчика, либо один из его заместителей.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Довольно часто возникает вопрос: может ли занимать должность руководителя контрактной службы глава какого-либо подразделения компании? Например, главный бухгалтер. Речь о ситуации, когда служба не выделяется в отдельное подразделение. Ответ таков — Главбух может возглавлять контрактную службу лишь в том случае, если является заместителем руководителя заказчика.
Подтверждение полномочий руководителя
В Положении о контрактной службе необходимо определить основные полномочия руководителя. Более детально их прописывают в должностной инструкции. К моменту приема на работу руководителя контрактной службы либо возложения его обязанностей на сотрудника организации Положение должно быть утверждено. В него следует включить следующие данные относительно руководителя:
- название его должности;
- порядок подчинения, непосредственный руководитель;
- требования, которые предъявляются к лицу, занимающему должность: к образованию, дополнительной квалификации, а также знанию законодательства;
- права и обязанности, а также ответственность руководителя контрактной службы;
- полномочия, которыми он наделяется в рамках закупочной деятельности.
Кроме того, необходимо предусмотреть случаи, когда руководитель контрактной службы не сможет исполнять свои обязанности. Например, во время его отпуска. У руководителя для этой цели может быть заместитель. Либо он должен самостоятельно передать полномочия одному из сотрудников контрактной службы на время своего отсутствия.
Основные обязанности
Что должен делать руководитель контрактной службы? Круг его обязанностей довольно широкий. Вот лишь некоторые из них:
- разработка структуры контрактной службы, подбор состава и численности сотрудников;
- распределение функций и полномочий между сотрудниками;
- планирование работы службы, подготовка отчетов, информирование руководства заказчика о процедуре закупки;
- организация консультаций с поставщиками;
- организации общественного обсуждения закупки (если требуется), а также внесение изменений в документы, если их необходимо внести по итогам обсуждения;
- участие в разработке проектов контрактов;
- курирование вопросов банковской гарантии, получения и возврата средств для обеспечения заявок;
- участие в процессе обжалования закупки или ее результата.
Помимо всего прочего, заказчик может возложить на руководителя контрактной службы обязанности обеспечить ее работу. Другими словами, руководитель будет нести полную ответственность за деятельность службы и ее сотрудников.
Требование к руководителю
Все сотрудники контрактной службы, в том числе и руководитель, должны отвечать профессиональным стандартам.
Что касается квалификации руководителя, то его трудовая функция, предусмотренная стандартом, заключается в следующем: организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Для осуществления этой функции нужен наивысший уровень квалификации — восьмой.
Руководитель контрактной службы должен иметь:
- высшее образование (быть специалистом или магистром);
- дополнительное профобразование (профессиональная переподготовка, повышение квалификации);
- опыт работы не менее 5 лет в сфере закупок, из них не менее 3 — занимать руководящие должности.
Об ответственности руководителя
В соответствии с пунктом 10 упомянутого выше Типового положения о контрактной службе, ее руководитель является таким же сотрудником, как и любой другой. Если он допустит нарушение законодательства, то, будучи должностным лицом, понесет за это административную ответственность в соответствии со статьями 7.29–7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/o-kontraktnoj-sluzhbe-i-ee-rukovoditele/
Как создать контрактную службу для закупок по 44-ФЗ
Для этого нужно издать приказ о создании и утвердить положение о контрактной службе, составленное на основании Типового положения Минэкономразвития. Создавать отдельное структурное подразделение не обязательно.
В состав службы включите не менее двух человек из числа ваших сотрудников: руководителя и работника контрактной службы.
К этим сотрудникам предъявляются особые требования — высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Вы обязательно должны создать контрактную службу, если ваш СГОЗ превышает 100 млн руб. (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Остальные заказчики определяют самостоятельно, нужна ли контрактная служба или достаточно назначить контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 31.03.2017 N ОГ-Д28-4077).
Как организовать работу контрактной службы
В первую очередь необходимо выбрать форму создания службы — отдельным структурным подразделением либо без образования такого, затем подготовить положение о контрактной службе, которое определит ее функции. Закрепить принятые решения необходимо приказом.
Определите форму создания контрактной службы
Выделять контрактную службу в отдельное структурное подразделение необязательно. В зависимости от ваших штатных возможностей, объема и интенсивности закупок определите самостоятельно, нужно ли выделять контрактную службу в отдельное структурное подразделение или целесообразно наделить функциями контрактной службы действующий состав работников.
Создание контрактной службы без выделения отдельного подразделения — простой способ организации: сотрудники выполняют функции контрактной службы без отрыва от основной работы.
Минэкономразвития также указывает на возможность совмещения функций работника контрактной службы и иных должностных обязанностей (Письмо Минэкономразвития России от 30.12.2015 N Д28и-3860).
Такую службу может возглавить руководитель заказчика или один из его заместителей.
Контрактная служба в виде отдельного структурного подразделения, например отдела закупок, привлекательна тем, что сотрудникам не придется совмещать разные трудовые функции, что позволит более равномерно распределить нагрузку. В этом случае необходимо предусмотреть и отдельную должность для руководителя контрактной службы. Такие особенности организации контрактной службы установлены п. 9 Типового положения N 631.Подготовьте положение о контрактной службе
Действовать контрактная служба должна в соответствии с основным документом — положением или регламентом, название определите самостоятельно. Это обязательный документ, без него контрактная служба не может функционировать. Разработайте его на основании Типового положения N 631 (ч. 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Положение о контрактной службе в форме обособленного отдела закупок подготовьте так же, как и для контрактной службы без выделения отдельного подразделения. Позже вы утвердите это положение приказом, в котором и установите необходимую вам форму создания службы.
Возьмите Типовое положение N 631 в качестве образца, однако обратите внимание, что некоторые из его норм не соответствуют актуальной редакции Закона N 44-ФЗ.
Например, Типовым положением предусмотрено полномочие контрактной службы проверять правомочность участников закупки, в то время как из Закона N 44-ФЗ требование о правомочности участников исключено (пп. «а» п. 8 ст. 1 Федерального закона от 04.06.
2014 N 140-ФЗ, пп. 2 («ж») п. 13 Типового положения N 631). В этом случае руководствуйтесь нормами Закона N 44-ФЗ.
В положении о контрактной службе закрепите порядок действий службы на всех этапах закупочной деятельности, а также установите условия взаимодействия службы с комиссией по осуществлению закупок, подразделениями заказчика, иными участвующими в процедурах лицами (например, специализированной организацией или независимыми экспертами).
Для эффективного распределения нагрузки установите в положении, могут ли работники вашей контрактной службы быть членами комиссии по осуществлению закупок.
Определите функциональные обязанности контрактной службы.
При планировании закупок контрактная служба:
Продолжение списка
- организует и участвует в консультациях с поставщиками в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения нужд заказчика.
При организации закупок контрактная служба:
- разрабатывает и размещает в ЕИС извещение, документацию о закупках и проект контракта;
- формирует и направляет приглашения принять участие в определении поставщиков закрытыми способами;
- готовит обоснование НМЦК;
- организует обязательное общественное обсуждение закупок;
Продолжение списка
- обеспечивает деятельность комиссий по осуществлению закупок;
- привлекает экспертов, экспертные организации.
При проведении закупок контрактная служба:
- обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
- рассматривает банковские гарантии;
- участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков.
При заключении, исполнении контракта контрактная служба:
- организует заключение контракта;
- организует приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
- организует проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
Продолжение списка
- обеспечивает создание приемочной комиссии;
- организует оплату поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
При изменении и расторжении контракта контрактная служба:
- взаимодействует с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- организует включение в РНП информации о поставщике (подрядчике, исполнителе);
- направляет требования об уплате неустоек (штрафов, пеней);
- организует осуществление уплаты денежных сумм по банковской гарантии;
- формирует материалы для претензионно-исковой работы.
Указанные функции установлены ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ и п. п. 11, 13 Типового положения N 631.
Издайте приказ о создании контрактной службы
Для того чтобы завершить процесс создания службы и утвердить положение о контрактной службе, издайте приказ.
Включите в него информацию о лице, которое назначаете руководителем, и в случае, если создаете службу без выделения подразделения, — список сотрудников, которые войдут в ее состав.
Укажите также срок подготовки руководителем документов, определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы в соответствии с п. 10 Типового положения N 631.Утвердите такой приказ не позднее начала финансового года, в котором ваш СГОЗ превысит 100 млн руб. Если такое превышение происходит в результате утверждения дополнительных объемов финансирования — не позднее даты доведения соответствующего решения. Это следует из ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.
Рекомендуем ознакомить с приказом задействованных лиц за два месяца до запланированной даты создания контрактной службы.
Кто должен входить в состав контрактной службы
Вне зависимости от формы создания контрактной службы в нее должен входить руководитель и работник. Количественный состав контрактной службы не может составлять менее двух работников (п. 7 Типового положения N 631).
Рекомендуем включить в состав минимум троих, это позволит избежать некоторых спорных ситуаций, связанных с принятием решений, а также сбалансировать процесс работы службы с учетом отпусков и больничных.
Иных обязательных требований к структуре контрактной службы законом не установлено.
В случае необходимости вы можете увеличить или уменьшить численность контрактной службы в зависимости от интенсивности ваших закупок.
Вы можете сформировать компетентный состав службы, опираясь на специфику наиболее часто закупаемых товаров, работ, услуг — например, привлекая профильных специалистов.
Кто может быть руководителем контрактной службы
При формировании контрактной службы вам необходимо назначить руководителя, который эту службу возглавит.
Руководителем контрактной службы без образования структурного подразделения назначьте руководителя заказчика или одного из его заместителей. Если контрактная служба образована в виде отдельного структурного подразделения, то руководителя такого подразделения и назначьте руководителем контрактной службы (п. 9 Типового положения N 631).
Руководителю контрактной службы обязательно иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Особенности правового статуса руководителя контрактной службы установите в положении о контрактной службе, а закрепить максимально подробно должностные обязанности, полномочия и ответственность следует в должностной инструкции.
Кто может быть работником контрактной службы
Работники контрактной службы выбираются из числа сотрудников заказчика. На это указывает Минэкономразвития России в Письме от 16.11.2016 N Д28и-2993.
Все работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).Помимо требований к образованию рекомендуем учитывать также особые требования профессиональных стандартов — «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок». Применяйте их при формировании контрактной службы для эффективного распределения трудовых функций.
Источник: http://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/kak-sozdat-kontraktnuyu-sluzhbu-dlya-zakupok-po-zakonu-n-44-fz.html