Особенности закрытого аукциона
Закрытые конкурсы и аукционы по 44-ФЗ | Контур.Закупки
Суть закрытой закупки в том, что круг участников ограничен. Подать заявку вправе только поставщики, которые смогут исполнить условия контракта и соответствуют определенным требованиям. В том числе имеют допуск к государственной тайне, если закупка содержит секретную информацию.
Закрытым способом можно проводить лишь некоторые закупки, а именно:
- Закупки для нужд федеральных заказчиков, если информация о них содержит гостайну.
- Любые закупки, если в документации или проекте содержится гостайна.
- Закупки услуг по страхованию, перевозке и охране ценностей государственного фонда драгоценных металлов и камней, архивных документов, рукописей и редких коллекций.
- Закупки услуг водители и уборки помещений для судей и судебных приставов.
- Закупки органов исполнительной власти и входящих в их систему структур, которые связаны с безопасностью и обороной (перечень заказчиков утвержден Правительством).
Если закрытая закупка проводится по основаниям из пунктов 1-4, то ее нужно предварительно согласовать в ФАС. Заказчик направляет запрос и в течение 10 рабочих дней получает на него ответ. Разрешение проводить закрытую закупку действует 90 дней.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Способы закупки, которыми проводятся закрытые процедуры, таковы:
- Аукцион.
- Конкурс — обычный, с ограниченным участием и двухэтапный.
Если в закупке нет государственной тайны, она может проводиться в электронном виде на площадке АСТ ГОЗ.
Проведение закрытых конкурсов
Секретные сведения, из-за которых закупку нельзя публиковать в открытом доступе, могут содержаться либо в ее документах, либо в объекте закупки. В зависимости от этого правила проведения закрытого конкурса будут разными. Их сравнение — в следующей таблице.
Если секретные сведения в документах | Если секретные сведения в информации о закупке |
Извещение | |
Извещение о закупке публикуется в ЕИС. Оно видно всем участникам, но заявки подавать могут лишь поставщики, соответствующие требованиям. Например, имеющие лицензию ФСБ | Извещение не публикуется в ЕИС. Заказчик сам выбирает подходящих поставщиков, в том числе с нужной квалификацией, и рассылает им приглашения |
Сроки | |
Извещение нужно опубликовать в ЕИС не менее, чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов | Заказчик должен письменно уведомить потенциальных участников о проведении конкурса не менее, чем за 20 дней до вскрытия конвертов |
Ознакомление с документацией | |
Получивший приглашение поставщик (при желании поучаствовать в закупке) направляет заказчику запрос. К нему прикладываются документы, подтверждающие соответствие требованиям закона и допуск к государственной тайне. В ответ заказчик направляет поставщику документацию для ознакомления.Документация направляется в течение 3 дней с даты получения запроса в бумажном виде | Заказчик должен обеспечить возможность ознакомиться с документацией всем участникам, которые направили запрос, соответствуют требованиям и получили приглашение.Документация предоставляется в течение 2 рабочих дней с даты получения такого требования |
Проведение процедуры | |
Вскрытие конвертов проводится в день, который указан в документации | Вскрытие конвертов можно произвести раньше указанного в документации дня, если все участники с этим согласны |
В любом случае нельзя размещать в ЕИС или СМИ информацию, которая была получена в ходе таких процедур. Это касается не только протоколов и иных документов, но и любых сведений. Закрытость закупки подразумевает и то, что нельзя делать видео- или аудиозапись процесса вскрытия конвертов.
Заказчик может взимать плату за предоставление документов, но есть 2 условия:
- об этом должно быть упомянуто в документации к закупке;
- плата не должна превышать затрат заказчика на подготовку копии документов.
Заказчик должен информировать ФАС об этапах проведения закрытого конкурса.
Во-первых, за 20 дней до вскрытия конвертов или ранее он должен отправить в антимонопольный орган копии приглашений, разосланных поставщикам, а также перечень лиц, кому он направил конкурсную документацию.
Во-вторых, протоколы вскрытия конвертов и оценки заявок составляются в двух экземплярах. Один из них не позднее следующего рабочего дня после подписания должен быть отправлен в ФАС. Также следует направить копии протоколов всем участникам, которые подали заявки.Когда закрытый конкурс проводится на бумаге, то в электронном виде нельзя не только подавать заявку, но и направлять прочие документы:
- предоставить поставщику конкурсную документацию;
- направить заказчику запрос на ее разъяснение;
- ответить на этот запрос.
Что касается разъяснения запросов, то правила такие:
- ответ нужно донести до всех участников, кому предоставлена документация;
- предмет запроса указать можно, а участника, от которого он поступил — нет.
Особенности других видов закрытого конкурса
При проведении закрытого конкурса с ограниченным участием существуют предквалификационный отбор. Правила те же, что и в аналогичном виде открытого конкурса. По результатам отбора составляется протокол, в котором заказчик должен указать перечень лиц, соответствующих требованиям. Экземпляр этого протокола также направляется ФАС, а копия — участникам.
Особенность двухэтапного закрытого конкурса, как следует из его названия, заключается в наличии дополнительного этапа. Побеждает тот поставщик, который на втором этапе предлагает лучшие условия исполнения контракта.
Закрытый аукцион
Информация о закрытом аукционе распространяется исходя из тех же принципов, что и о закрытом конкурсе.
Если секретные сведения содержатся только в документах и проекте контракта, то извещение о закупке публикуется в ЕИС не менее, чем за 30 дней до вскрытия конвертов. Заинтересованные поставщики направляют заказчику запрос на документацию.
Ее нужно предоставить в течение 3 дней в письменной форме. Заказчик вправе взимать за это плату (это условие должно быть прописано в документации), но не более, чем стоит создание копий документов.
Если же секретные сведения содержатся в объекте закупки, то публиковать извещение в открытом доступе запрещено.
Заказчик должен разослать приглашение к аукциону поставщикам, имеющим нужную квалификацию, не менее, чем за 10 дней до вскрытия конвертов.
В приглашении, помимо данных о себе, заказчик должен описать что, в каком объеме и в какие сроки нужно поставить (или какие работы выполнить). А также указать, каким способом поставщик может ознакомиться с аукционной документацией.
В части документооборота правила такие же, как в закрытом конкурсе — все должно предоставляться в виде бумажных документов.
Заказчик должен уведомить ФАС за 5 дней до проведения процедуры вскрытия конвертов о том, кому он направил аукционную документацию, а также передать копии всех отправленных им приглашений.О том, какая информация должна содержаться в документации закрытого аукциона, подробно насписано в статье 87 закон 44-ФЗ.
Подача заявок
Заявка на закрытый аукцион должна содержать:
- информацию об участнике, включая учредительные и прочие документы;
- его предложение относительно объекта закупки;
- документы, которые подтверждают:
- его соответствие требованиям закрытого аукциона;
- внесение обеспечения заявки;
- право на получение преимуществ;
- происхождения товара (в рамках национального режима).
Полный перечень возможных документов указан в части 2 статьи 88 закона. Требовать что-то сверх этого заказчик не должен.
Подача заявки
Заявки за закрытый аукцион подаются в запечатанном конверте. От одного участника принимается только одна заявка. Если будет больше, то отклонят все. Подавать заявки можно вплоть до момента вскрытия конвертов. Пока этого не произошло, заявку можно отозвать. Обеспечение в этом случае вернется в течение 5 рабочих дней.
Заявки рассматриваются не более 10 дней. В итоге комиссия составляет список участников аукциона и оформляет протокол. Его копию необходимо направить не позже следующего дня в ФАС. Также необходимо уведомить всех участников, подавших заявку, о принятых решениях комиссии.
Всем, кого не допустили к проведению аукциона, в течение 5 рабочих дней после подписания протокола возвращают обеспечение.
Аукционные торги
Аукцион проходит в классическом виде. Все участники собираются, регистрируются и получают нумерованные карточки. Ведущий аукциона (аукционист, выбранный из состава комиссии) объявляет начало торгов, номер лота, объект закупки, начальную максимальную цену контракта, шаг аукциона, а также отсутствующих участников.
Затем аукционист объявляет цену, снижаясь на шаг аукцион, а участники, согласные заключить контракт по этой цене, поднимают карточки. Ведущий называет того, кто первым поднял карточку при объявлении цены.
Если никто из участников карточку не поднимает при троекратном объявлении цены, аукцион считается завершенным. Побеждает тот участник, который предложил самую низкую цену контракта. Ведущий объявляет о завершении аукциона, озвучивает последнее и предпоследнее предложение цены, а также номера карточек и участников, предложивших наименьшую и идущую перед ней цену.
В течение всей процедуры аукциона ведется протокол. Не позднее следующего дня один экземпляр нужно направить в ФАС. Еще один экземпляр должен быть направлен победителю вместе с проектом контракта. Это нужно сделать не позднее трех рабочих дней с даты подписания протокола. Заключение контракта происходит не ранее, чем через 10 дней с этой же даты.
Аукцион не состоялся, если:
- До него был допущен только один участник. В этом случае с ним заключается контракт как с единственным поставщиком, но это нужно предварительно согласовать с ФАС.
- До него не был допущен ни один участник. Тогда можно внести изменения в документацию и провести новую процедуру.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/zakrytye-konkursy-i-aukciony-po-44-fz/
Особенности закрытых тендеров и закупок для государственных нужд
Автор Сергей в 22 июля 2018. Готовые фирмы с лицензией ФСБ
Особенности закрытых закупок предполагают не только сложности, но и дополнительные плюсы, ради которых компаниии оформляют лицензию ФСБ на гостайну. Это достаточно высокие цены контрактов, ограниченная конкуренция, возможность быстро заработать репутацию опытного и надежного участника рынка, чтобы в дальнейшем выйти и на открытые госзакупки с уже солидным списком выполненных заказов.
Компании с лицензией на гостайну, положительной историей участия в закрытых тендерах, хорошей репутацией и солидными оборотами автоматически становятся одними из первых, кому направляются приглашения на участие в закрытых торгах и конкурсных процедурах.
Именно поэтому стоит рассмотреть вариант получения лицензии на гостайну, если фирма работает в сфере оказания услуг по строительству, охране, перевозке людей и грузов, IT-обслуживанию и аналогичных областях, востребованных в том числе на режимных объектах и объектах, относящихся к судебной системе и системе ФССП.
Особенности закрытых тендеров
Закрытые закупки предусмотрены как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ. И если первый предусматривает закрытые конкурсные процедуры в силу специфики объектов закупки или самого заказчика товара и услуги, то ФЗ-223 допускает проведение закрытого тендера по инициативе отдельного заказчика, даже если контракт не связан с государственной тайной.
Для этого заказчик должен предусмотреть исчерпывающий перечень товаров и услуг, подлежащих закупке таким способом, в своём Положении о закупках, и в дальнейшем не выходить за рамки такого перечня. Объявление закрытого конкурса в отношении товаров или услуг, не предусмотренных в Положении, является нарушением закона и карается штрафом.
ФЗ-44 также вводит ограниченный перечень процедур, которые проводятся закрытым способом:
- закрытый аукцион;
- закрытый конкурс;
- закрытый конкурс с ограниченным участием;
- двухэтапный закрытый конкурс.
Еще одно ограничение для заказчика — необходимость согласовать закупку с ФАС, направляя туда по каждому конкурсу или аукциону список приглашенных поставщиков.
Для заказчиков по ФЗ-223 таких особенностей нет, поставщика и исполнителя закрытых работ можно определять в ходе любой процедуры.
Как поставщики узнают о закрытых закупках?
Для закупок, совершаемых по ФЗ-44, предусмотрено лишь извещение о таких тендерах, которые публикуются в Единой информационной системе (ЕИС).
Остальная документация, в том числе итоговые протоколы, документация по поставкам и требования к поставляемой продукции, не размещаются в ЕИС.
Таким образом, закрытые тендеры по государственной тайне становятся доступны лишь приглашенным поставщикам.
В соответствии с 223-ФЗ заказчик товаров и услуг публикует тот же перечень документов, что и при обычных процедурах торгов, за исключением случаев, когда поставки связаны с государственной тайной или сумма закупки невелика. Такими малыми закупками являются те, чья стоимость ниже 100 000 рублей, а для заказчиков с годовым финансовым оборотом более 5 млрд. рублей «малой» считается закупка стоимостью до 500 000 рублей.Итак, заказчик самостоятельно изучает участников рынка, которые соответствуют требованиям закупки и способны выполнить поставку, и высылает им предложение. Для претендентов на участие поставки в рамках госзаказа потребуется лицензия на гостайну.
На практике заказчик предпочитает работать с теми фирмами, с которыми уже был положительный опыт сотрудничества у него самого или партнёров по бизнесу.
Если заказ объявляется в рамках ФЗ-223, заказчик может воспользоваться правом провести предквалификационный отбор, оставив для участия в конкурсе только те компании, которые прошли данный этап.
Особенности процедуры торгов
Для государственного заказчика процедура закрытого тендера прописана детально в ФЗ-44. От тех же, но открытых конкурсов и аукционов, закрытые тендеры отличаются следующим:
- ограничение на публикацию извещения;
- заказчик сам определяет круг избранных участников;
- требования к поставщикам направляются только по их запросу;
- всё общение и обмен документацией между заказчиком и участниками закрытых закупок ведётся в письменном виде и не выкладывается в открытый доступ;
- при вскрытии конвертов запрещена видео- или аудиозапись процесса.
Закрытые процедуры для участников по ФЗ-223 каждый заказчик прописывает в своём Положении о закупках. Такие правила не должны противоречить законодательству и незаконно ограничивать конкуренцию.
Итак, участвуют в закрытых закупках только те, кого изначально выбрал сам заказчик. Фирмы и предприниматели «со стороны» не допускаются к закрытым тендерам.
Чтобы попасть в число приглашенных участников, фирма должна иметь лицензию ФСБ на гостайну, безупречную репутацию, хорошую историю участия в закрытых тендерах. Если есть лицензия, но фирма только выходит на рынок, есть шанс попасть в число участников при малом количестве конкурентов или если товар и услуга достаточно уникальны, а компания предоставляет продукцию очень высокого качества.
Нужна лицензия ФСБ для участия в закрытых закупках или фирма, подготовленная к участию в таких тендерах? Обращайтесь, мы вышлем вам список готовых к продаже компаний.
Трекбэк с Вашего сайта.
Источник: http://licenziya-fsb.com/osobennosti-zakryityih-tenderov-i-zakupok-dlya-gosudarstvennyih-nuzhd
Закрытый аукцион по 44-ФЗ: понятие, юридическое определение, алгоритм и особенности проведения закрытого аукциона, практические рекомендации для участников
Закон 22 ноября 2018
На основании ФЗ №44 могут проводиться открытые или закрытые торги. Их основным предназначением выступает поиск заказчиков и исполнителей. Аукционы проводятся для совершения государственных закупок или иных крупных целей.
По ФЗ №44, закрытый аукцион заключается в том, что в нем принимает участие ограниченное количество участников. Заказчик самостоятельно выбирает, какие именно компании будут предлагать свои товары или услуги. Другие фирмы не имеют доступа к торгам.
Основания для проведения
По ФЗ №44, закрытый аукцион проводится только при наличии веских оснований. Не во всех ситуациях заказчик может самостоятельно определяться с тем, какие именно поставщики могут принимать участие в торгах. Это обусловлено тем, что такая процедура приводит к ограничению конкуренции на рынке. Поэтому должны иметься значимые основания для проведения аукциона.
К таким основаниям относится следующее:
- требуется приобрести разные товары для государственных нужд, но это имеет отношение к государственной тайне;
- оказываются услуги, связанные с перевозкой или страхованием драгметаллов или драгоценных камней, которые принадлежат РФ, а также сюда включаются разные музейные коллекции, обладающие либо историческим, либо культурным значением;
- требуются услуги уборщиков или водителей, обеспечивающих работу судей или приставов.
Использование такой схемы должно соответствовать главной цели закупки, представленной приобретением разных товаров или услуг. При этом должен соблюдаться принцип свободной конкуренции.
Особенности закрытых торгов
Согласно закону 44-ФЗ, закрытый аукцион обладает многими особенностями по сравнению с открытыми торгами:
- если проводятся закупки с обязательным сохранением какой-либо государственной тайны, то публиковать извещение о торгах требуется за 30 дней до непосредственного аукциона;
- нередко доступ к документации, выложенной заказчиком, предоставляется на платной основе, но размер данной платы не может превышать расходы заказчика на создание копий документов;
- документация передается только на основании запроса потенциальных участников, которые при этом обязаны предоставить сведения о том, что у них имеется право на получение информации, представленной государственной тайной.
Если не будут соблюдаться вышеуказанные правила, то процесс признается несоответствующим требованиям, поэтому аукцион отменяется.
Процесс проведения
Порядок проведения закрытого аукциона по ФЗ №44 считается не слишком сложным. Он заключается в следующих этапах:
- определяются основания и необходимость в проведении таких закупок;
- согласовывается будущий аукцион с представителями исполнительной власти;
- производится описание предмета закупки;
- составляется список участников, которые могут выступать поставщиками или исполнителями, для чего заранее разрабатываются соответствующие критерии и требования;
- выбирается победитель, с которым заключается контракт.
Особенностью закрытого аукциона по ФЗ №44 является то, что он может проводиться в электронном виде. Все заявки, поданные участниками, рассматриваются в течение одного этапа, причем его длительность не должна превышать 10 дней. Победитель такого аукциона не может подавать протокол разногласий к договору.
Какие действия выполняются заказчиком?
По ФЗ №44, закрытый аукцион в электронной форме может проводиться любым заказчиком, поэтому не требуется личное присутствие всех участников. Заказчик, планирующий проведение таких торгов, должен выполнить следующие действия:
- осуществляется предварительный этап, заключающийся в разработке нужной документации, согласовании торгов с ФАС РФ, публикации информации в ЕИС и рассылке приглашений;
- вскрытие конвертов, полученных от потенциальных участников;
- изучение полученных заявок;
- заключение соглашения с победителем.
Каждый этап имеет свои нюансы. Сроки закрытого аукциона, по ФЗ №44, могут быть разными, так как они зависят от предмета закупки, количества участников и других особенностей.
Как выполняется предварительный этап?
Закрытый электронный аукцион, по ФЗ №44, разрешается, поэтому подавать заявки можно в бумажном или электронном виде.
Предварительный этап заключается в следующих этапах:
- разрабатывается документация, в которой описывается предмет закупки, способ закупки, техническое задание, условия для заключения договора, начальная цена контракта, список потенциальных участников, число которых не должно быть меньше 10, критерии оценки участников, форма приглашений и правила допуска компаний к получению данных от заказчика;
- проведение торгов согласовывается с ФАС РФ, для чего в эту организацию отправляется подготовленная документация с заявлением, после чего решение принимается в течение 10 дней;
- публикуются сведения о проведении торгов в ЕИС;
- каждому претенденту, который подходит под требования заказчика, отправляется приглашение, содержащее сведения, позволяющие участвовать в аукционе, а также указываются правила для подачи заявки, нюансы формирования приложений и особенности обеспечения.
Дополнительно заказчик должен сформировать комиссию, назначить ответственное лицо, а также распределить обязанности между всеми членами комиссии.
Рассмотрение заявок
На основании приглашений, разосланных участникам, составляются компаниями специальные заявки. Они отправляются в бумажном виде заказчику. После этого схема закрытого аукциона, по ФЗ №44, заключается в следующем:
- вскрытие конвертов проводится в заранее установленное время всеми членами комиссии;
- оглашается список имеющихся приложений;
- все конверты открываются в течение одного дня, а также действия каждого члена комиссии протоколируются;
- запрещается пользоваться аудио- или видеосъемкой;
- если один участник отправляет больше одной заявки, то ему возвращаются все документы;
- устраняются недобросовестные участники;
- все предложения рассматриваются членами комиссии в течение 20 дней, но допускается продление на 10 суток при сложных ситуациях;
- во время изучения документации заказчик должен убедиться, что соблюдается форма заявки, а также вся информация является достоверной.
После рассмотрения всех заявок принимается решение о том, кто именно будет допущен к аукциону. После этого решается, кто является победителем торгов.
Заключение контракта с победителем
На основании содержания заявок определяется победитель аукциона. Для этого оцениваются все имеющиеся предложения в документации. Решение обязательно протоколируется, после чего в течение трех дней отправляется контракт выбранному участнику для подписания.
Цена договора не должна быть больше, чем сумма, содержащаяся в отправленной участникам документации. Оформляется договор в течение 20 дней. Заказчик должен получить от выбранного победителя:
- обеспечение;
- подписанный договор;
- лицензии и разрешения на деятельность.
Информация о полученной банковской гарантии вносится в специальный реестр. Если победитель по разным причинам уклоняется от заключения соглашения, то передается договор другому участнику. Для этого учитывается специальный рейтинг оценок.
На участника, отказавшегося от заключения договора, может быть подан иск в суд с требованием выплатить компенсацию. Дополнительно сведения о компании направляются в ФАС РФ.
Какие действия выполняются участниками?
Как следует из ФЗ №44, закрытый аукцион обладает многими особенностями. Не все компании могут участвовать в таких торгах, поэтому процедура выполняется только после получения соответствующей документации от заказчика. После этого участниками осуществляются действия:
- получение документов от потенциального заказчика;
- оценка возможности выполнить требования заказчика на основании заранее составленного технического задания;
- предварительный анализ компании-заказчика и расчет выгодной цены;
- создание заявки, для чего предварительно придется зарегистрировать ЭЦП;
- заявку надо подать в течение 20 дней, если цена контракта превышает 3 млн руб., а если цена меньше данного значения, то все нужные действия надо выполнить в течение 7 дней;
- далее заявки рассматриваются заказчиком;
- если участник предлагает самые лучшие условия, то он становится победителем, с которым в течение 20 дней заключается контракт;
- предприятие обязано передать заказчику банковскую гарантию, выступающую обеспечением исполнения контракта.
Невозможно отказаться от заключения соглашения, так как в этом случае участник может признаваться недобросовестным. Дополнительно сведения о нем вносятся в специальный реестр ФАС РФ. Поэтому участие в закрытом аукционе, по ФЗ №44, должно осуществляться с явным намерением заключить контракт.
Когда отменяется аукцион?
Согласно 44-ФЗ, отмена закрытого аукциона возможна исключительно при наличии серьезных причин. Основания для выполнения процедуры заказчиком следующие:
- отпала необходимость в проведении закупки, так как были перераспределены приоритеты непосредственным муниципальным или государственным органом, выступающим заказчиком;
- закупка признается нецелесообразной, так как предмет торгов не будет использоваться по разным причинам;
- во время проведения аукциона устанавливается, что требуется перераспределение бюджетных денег, поэтому некоторая часть статьи финансирования была сокращена;
- после аудиторской проверки выявляется перерасход денег, выделенных заказчику, поэтому была назначена дополнительная проверка или сокращен бюджет, что привело к невозможности проведения закупки;
- имеется меньше 10 участников, подходящих под требования ТЗ.
Информация об отмене закрытого аукциона, по ФЗ №44, должна публиковаться в открытых источниках. Только в этом случае действительно осуществляется официальная отмена. В такой публикации требуется указывать причину данного решения.
Отличия от электронного аукциона
Закрытые торги значительно отличаются от стандартного электронного аукциона. К основным таким отличиям относятся:
- сроки реализации процесса;
- порядок проведения;
- количество и правила выбора участников.
Именно стандартные электронные аукционы являются наиболее востребованными среди многих заказчиков и участников. Но практически каждая компания желает участвовать в закрытых торгах, так как по ним обычно осуществляются крупные государственные закупки. Дополнительно участие в таком аукционе повышает престиж фирмы.
Советы участникам
Чтобы выиграть такой аукцион, следуйте рекомендациям:
- грамотный выбор тактики торгов;
- правильное заполнение документации, которая требуется заказчику;
- оформление заявки по требованиям заказчика;
- предоставление гарантий выполнения требований контракта;
- использование в документах графиков или таблиц, упрощающих восприятие информации.
При учете этих советов можно рассчитывать на победу в торгах.
Заключение
Закрытые аукционы могут проводиться в электронной форме, но участники выбираются только непосредственным заказчиком. Схема проведения таких торгов обладает многими особенностями, о которых должны знать все участники закупки. Для использования закрытого аукциона должны иметься веские основания, поэтому все участники должны разбираться в том, как по ФЗ №44 провести закрытый аукцион.
Если участник, который становится победителем торгов, отказывается от подписания контракта, то он признается недобросовестным, а также сведения о нем передаются в ФАС РФ, поэтому все компании должны ответственно подходить к своим обязательствам.
Источник: .ru
Источник: https://monateka.com/article/295847/
Порядок проведения закрытых торгов
Необходимость сохранения конфиденциальности сведений вносит изменения в порядок проведения практически каждого этапа закрытых торгов. Особенно это заметно на закрытых аукционах. Перевод торгов из электронного формата меняет стадии, сроки их проведения, устанавливает новые условия документооборота и т. д. Рассмотрим особенности каждой процедуры на разных этапах торгов.
Специфические черты проведения закрытых конкурсов (закрытых двухэтапных конкурсов и закрытых конкурсов с ограниченным участием) и закрытых аукционов встречаются на всех стадиях от подготовки к проведению до заключения контракта, в частности:
- не допускается размещение в открытом доступе сведений, распространение которых ограничено государством, использование электронной формы документов;
- необходимо согласование с контрольным органом способа закупки, а также отправка копий приглашений (с указанием участников, которым была направлена документация) и протоколов всех процедур;
- от участникам закупок, указанных в пунктах 1—3 части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ, требуют наличия доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.
Закрытый аукцион и электронный (открытый) аукцион имеют принципиальные различия в порядке проведения в силу разного формата процедур. У открытых и закрытых конкурсов есть много общего. Закон № 44-ФЗ устанавливает в статье 84 лишь некоторые особенности закрытой процедуры.
Подготовка к проведению
Процедуру проведения закрытых торгов организуют так же, как и в случае открытых конкурсов и аукционов. Вместе с тем на данном этапе заказчик обязан согласовать с контрольным органом возможность применения закрытого способа для конкретной закупки (ч. 3 ст. 84 Закона № 44-ФЗ).
Напомним, правомерность выбора любого закрытого способа закупки определяет ФАС России, наделенная данным полномочием постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 331.
Оповещение участников
Возможны две формы уведомления участников о проведении закрытых закупок. В первом случае участники узнают о закупке из извещения, размещаемого в единой информационной системе (на официальном сайте), во втором — из приглашения, направляемого участникам в письменном виде.
Извещение потребуется опубликовать при закупках, сведения о которых составляют государственную тайну (п. 2 ч. 2 ст. 84 Закона № 44-ФЗ).
При этом такую информацию должны содержать документация или проект контракта, но не при каких условиях извещение, размещаемое в открытом доступе.
С момента публикации заказчики должны предоставить участникам как минимум 30 календарных дней на подачу заявок (ч. 3 ст. 85, ч. 4 ст. 86 № 44-ФЗ).Приглашение к участию в торгах отправляют в случае закупок, перечисленных в остальных пунктах части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ. Заказчик отбирает организации, которые отвечают требованиям Закона № 44-ФЗ и способны предложить необходимый объект закупки. Приглашение должно быть отправлено выбранным организациям в следующие сроки:
- при проведении закрытого конкурса — за 20 календарных дней или более до дня вскрытия конвертов (ч. 4 ст. 85 Закона № 44-ФЗ);
- в случае закрытого аукциона — за 10 календарных дней до дня вскрытия конвертов (ч. 5 ст. 86 Закона № 44-ФЗ).
Состав приглашения также зависит от вида торгов. Так, в документ вносят:
- при закрытых конкурсах — сведения, указываемые в извещении (ч. 4 ст. 85 Закона № 44-ФЗ);
- при закрытых аукционах — данные о заказчике, объекте закупки, способ получения и условия предоставления документации (ч. 6 ст. 87 Закона № 44-ФЗ).
Документация о закупке
Оба вида документации входят в список документов, которые можно предоставить только после письменного запроса (ч. 3, 5 ст. 85, ч. 4 ст. 86, ч. 3 ст. 87 Закона № 44-ФЗ). В случае закрытых закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, участникам необходимо также предоставить документы:
- подтверждающие соответствие единым и (или) дополнительным требованиям Закона № 44-ФЗ;
- устанавливающие право доступа к засекреченным государством сведениям.
В данном случае документацию направят после получения запроса в течение трех календарных дней, а в остальных случаях, указанных в части 2 статьи 84 Закона № 44-ФЗ, — не более чем через два календарных дня.
По содержанию конкурсная документация идентична принятой для открытых закупок (ч. 1, 1.1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ). При составлении аукционной документации применяют правила, изложенные в статье 87 Закона № 44-ФЗ.
Согласно части 7 статьи 85 и части 7 статьи 86 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан проинформировать контрольный орган о том, каким участникам предложили поучаствовать в закрытых торгах и отправили документацию.
Причем это нужно сделать за 20 календарных дней до момента вскрытия конвертов при проведении закрытых конкурсов, что совпадает со сроком отправки приглашений. На практике в таком случае заказчику остается только переслать необходимые копии приглашений.
При закрытых аукционах информацию отправляют не позднее чем за пять календарных дней до дня вскрытия конвертов.
Особенности проведения закрытых процедур
Дальнейшее проведение закрытых конкурсов и их разновидностей осуществляют аналогично открытым процедурам, при этом учитывают положения закона. В частности:
- при необходимости преждевременно проводят этап вскрытия конвертов, при условии наличия письменного согласования со всеми приглашенными к участию в конкурсе (ч. 6 ст. 85 Закона № 44-ФЗ);
- любая запись процедуры вскрытия конвертов, как со стороны заказчика, так и участников, запрещена (ч. 19 ст. 85 Закона № 44-ФЗ);
- все даты, которые при открытых процедурах полагается отсчитывать от дня размещения документов в единой информационной системе, при закрытых конкурсах (а также закрытых аукционах) рассчитывают в зависимости от даты подписания документов (например, при двухэтапном конкурсе контракт заключают через 11—20 календарных дней после подписания протокола рассмотрения и оценки заявок);
- применяют особые правила составления и предоставления протоколов.
Закрытые аукционы имеют существенные различия с электронными торгами. Проиллюстрируем это в таблице.
Сравнительная характеристика закрытого и электронного аукциона
Электронный аукцион | Закрытый аукцион |
Подача заявок | |
1. Выделение лотов не допускается.2. Состав заявки предусмотрен ч. 3—5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ.4. Заявку подают в электронной форме и заверяют электронной подписью.5. Дату и время окончания приема заявок устанавливают в документации | 1. Заявки подают в отношении определенного лота, на каждый из которых заключают отдельный контракт (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).2. Заявку составляют в соответствии с частью 2 статьи 88 Закона № 44-ФЗ. Она включает те же самые сведения, что и электронная заявка, а также цену контракта и сведения о квалификации участника.3. Обеспечение заявки производят посредством внесения денежных средств или с помощью банковской гарантии (на усмотрение участника) (ч. 1 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).4. Предоставляют один бумажный документ, все листы которого прошивают и нумеруют. На конверте указывают опись состава заявки, ставят печать и подпись.5. Заявки принимают до тех пор, пока не будет вскрыт первый конверт (ч. 6 ст. 88 Закона № 44-ФЗ) |
Внесение изменений в документацию | |
Решение о внесении изменений принимают за два календарных дня до даты окончания подачи заявок. Не позднее следующего дня документ публикуют в единой информационной системе. Период подачи заявок продлевают следующим образом:
| Изменения вносят не позже чем за пять календарных дней до даты приема последней заявки. Заказчик должен оповестить об этом участников в течение двух рабочих дней после принятия решения. При этом процедуру продлевают так, чтобы с момента отправки уведомления у участников осталось еще как минимум 10 календарных дней на подачу заявок (ч. 7 ст. 87 Закона № 44-ФЗ) |
Вскрытие конвертов | |
Такая процедура не предусмотрена | Процедуру проводят в день, назначенный в приглашении к участию в торгах (ч. 6 ст. 88 Закона № 44-ФЗ). При этом порядок процедуры, включая составление протокола, статьей 88 Закона № 44-ФЗ не отрегулирован |
Рассмотрение заявок | |
Заявки рассматривают в два этапа | Предусмотрен один этап, который длится не более 10 календарных дней с момента приема последних заявок (ч. 2 ст. 89 Закона № 44-ФЗ) |
Проведение аукциона | |
Закупку осуществляют на электронной площадке в порядке, приведенном в статье 68 Закона № 44-ФЗ:
| Торги проводят в порядке, утвержденном в статье 90 Закона № 44-ФЗ:
|
Проведение аукциона | |
| 1. Контракт заключают согласно требованиям, приведенным в статье 91 Закона № 44-ФЗ.2. Документ оформляют в бумажной форме.3. Протокол разногласий к проекту контракта не предусмотрен |
Хранение документов | |
Все документы и сведения, полученные в ходе проведения электронного аукциона, хранит у себя оператор электронной площадки. Единые требования по хранению таких данных устанавливает Минэкономразвития России | В течение трех лет заказчик хранит следующие документы (ч. 13 ст. 90 Закона № 44-ФЗ):
|
Источник: https://www.budgetnik.ru/art/3705-red-poryadok-provedeniya-zakrytyh-torgov
Закрытые и открытые торги — в чем разница
Для того, чтобы корректно описать различия в классификации тендеров по таким направлениям, как закрытые и открытые, необходимо дать определение самому понятию тендер.
Значение данного термина в переводе с английского весьма разнообразно, но в данном контексте нас интересует именно конкурсная форма отбора предложений на поставку товара, оказание услуг или выполнения каких-либо работ.
На закрытые и открытые — торги подразделяются по составу участников. Процесс проведения тех и других закупок мало чем отличается, а разница заключается именно в методе выбора участников.
Открытые торги
В основном заказчики используют открытые тендеры, поэтому они более распространены. Данные о планируемой закупке размещаются в ЕИС в свободном доступе. Также, информация находится непосредственно на электронной площадке, на которой проходит этот торг.
Компания, желающая принять участие, подает заявку на электронную площадку, оформленную согласно требованиям тендерной документации.
Рассмотрим, как проходят открытые торги на примере участия в конкурсе. Это целесообразно, потому что государственные организации сейчас являются основными и постоянными заказчиками во многих отраслях. Порядок проведения открытых торгов строго регламентирован.
Этапы проведения открытых конкурсов:
1 этап — создаётся конкурсная комиссия, после чего начинается подготовка документации для организации конкурса.
2 этап — в общедоступных источниках размещается извещение о проведении закупки, наряду с этим публикуется конкурсная документация. В ней указываются условия проведения тендеров, требования, которые должны выполнить поставщики для участия, а также критерии отбора. Эти данные общедоступны и бесплатны.
Потенциальные поставщики должны не позднее указанного в документах срока оставить заявки на участие. Также, к своим предложениям участники прилагают дополнительные документы, описывающие характеристики поставляемого товара или услуги, а также информацию об организации (свидетельства, лицензии и т.д.).
При желании заказчика, может быть проведена дополнительная предварительная классификация. На ней выделяются только те поставщики, предложения которых соответствуют требованиям, указанным в тендерной документации.
Если была подана всего одна заявка на участие в открытом конкурсе, то он признается не состоявшимся и у заказчика есть выбор: изменить тендерную документацию и объявить закупку заново или не проводить повторный конкурс вовсе.
Если заказчик по каким-то причинам решил отменить или внести некоторые изменения в условия после объявления о начале конкурса, то по закону он может это сделать не позднее 5 дней до окончания приема заявок. При этом, срок приема заявок должен быть увеличен так, чтобы до окончания осталось не менее 10 дней.Другие изменения, такие как смена лота или увеличение обеспечения — строго запрещены.
3 этап – рассмотрение первых частей заявок. Срок рассмотрения не может превышать 5 рабочих дней, а при НМЦ контракта не превышающей 1 млн. руб. срок рассмотрения должен быть 1 рабочий день с даты окончания подачи заявок.
Срок рассмотрения вторых частей не превышает 3 рабочих дня, а при НМЦ не превышающей 1 млн. руб. 1 рабочий день.
4 этап – анализ предложений поставщиков и выявление победителя. В срок не позднее следующего рабочего дня, после размещения протокола рассмотрения вторых частей, размещается итоговый протокол. Не ранее 10-ого и не позднее 20-ого дня с этого момента с победителем должен быть заключён контракт.
Помимо конкурса, бывают открытыми и аукционы. Они проводятся по похожему принципу.
Закрытые тендеры
В закрытых тендерах отбор участников весьма отличается от ранее описанного метода. Для выбора данного вида торгов у заказчиков есть причины:
чтобы выполнять заявленную работу или поставлять необходимый товар нужно иметь квалификацию и этими ресурсами обладает малое количество поставщиков;
обеспечение товаром носит секретный характер или закупается для безопасности.
Тендерная документация и вся остальная информация является конфиденциальной, объявление о проведении закрытого торга распространяется не в открытом доступе, а высылается индивидуально определенным компаниям. В этом и есть главное различие между открытыми и закрытыми аукционами, в остальном все аналогично в порядке их проведения, за некоторыми исключениями.
При проведении закрытого аукциона или конкурса обязательным условием является обоснование именного такого вида закупок. Заказчик должен предоставить достаточно доказательств органам государственной власти. После этого, в течение 10 рабочих дней должно быть получено соглашение на проведение тендера.
Лишь после этого потенциальным поставщикам рассылаются приглашения к участию в закрытом торге.
Право участия предоставляется только тем организациям, которые соответствуют условиям ч.1 ст.31 44-ФЗ и имеют достаточно возможностей, чтобы осуществить весь объём предлагаемых заказчиком работ, услуг или поставок.
Все документы, а также сами заявки на закрытый аукцион, необходимо передавать в бумажном виде, использовать электронный формат для пересылки документации строго запрещено. Нельзя распространять и публиковать информацию о закрытом тендере в открытых источниках. Для сохранения конфиденциальности на заседании конкурсной комиссии так же запрещается видео- и фотосъемка.
Выводы
Естественно, государственные органы выступают за проведение и участие открытых торгов и аукционов. Такой метод закупки минимизирует риск коррупции и сговора участников. Все данные о проводимом торге, этапах проведения и определении поставщика находятся в открытом доступе в ЕИС. Однако даже этот вид закупок не является панацеей от данного недуга общества.
Вы можете самостоятельно выявить «плюсы» и «минусы» тех и других разновидностей закупок, учитывая профиль вашей компании, её особенности, стратегию развития и многое другое. И на основе полученных данных определить какой из методов проведения тендера для вас наиболее оптимален.
© ООО МКК «РусТендер»
Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
Заявка на участие в открытом конкурсе
Электронный аукцион по 44-ФЗ
Запрос предложений: особенности применения
Поделитесь ссылкой на эту статью
Источник: https://tender-rus.ru/articles/kak-zarabotat-v-sisteme-goszakaza-44-fz-i-223fz/otkrytye-i-zakrytye-tendery-shodstva-i-razlichiya